49. При Иоанне Златоусте в храме была стена из досок, которая отделяла мужчин от женщин. 50. Мореплаватели и кормчие спешат переплыть море и достигнуть пристани, а мы стараемся о том, чтобы непрестанно носиться по морю житейских страстей и пороков и не спешим в Церковь – духовную пристань души. 51. Ковчег Ноев принял неразумных животных и сохранил их неразумными, а Церковь принимает неразумных и изменяет. 52. Там зрелища и конские ристалища, здесь похвала небожителям. Там диавольское торжество, здесь похвала благочестию. Там скачут бесы, а здесь ликуют Ангелы. Там упряжи и кони, а в Церкви колесница Божия тьмами тем, тысящи гобзующих (Пс. 67:18) – Бог на Херувимах и в нас. 53. Как Ева произошла от ребра Адамова, так и мы – из ребра Христова – Плоти Его и от костей Его, когда на кресте изыде кровь и вода, ибо из этой Крови и воды составлена вся Церковь. Сказано: Аще кто не возродится водою и духом, не может внити в Царствие Небесное (Ин. 3:5). Кровь называется духом. Во время сна Адамова создана жена, во время смерти Христовой образовалась Церковь из ребра Его. 54. Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь (Притч. 9:1) – Сын Божий, ставший человеком, уготовал Себе дом от плоти Девы; дом – Дева, Церковь, душа верного, Царство Христово; столпы седмь – Дары Духа Святого, семь таинств, семь Соборов. 55. Не будем свирепее бессловесных животных, ибо у них все общее: и земля, и источ­ники, и пастбища, и горы, и леса. О, человек, у нас одна общая природа и общее небо, солнце, луна, хор звезд, воздух, море, огонь, вода, жизнь, смерть, юность, старость, болезнь, здоровье, потребность пищи и одежды, а также общие духовные блага: священная Трапеза, Тело Господне, Честная Кровь Его, обетования Царствия, баня возрождения, очищения грехов. 56. Возрождение, усыновление Богу называется банею пакибытия (Тит. 3:5), просве­щением (Евр. 10:32), крещением (Гал. 3:27), погребением (Рим. 6:4), обрезанием неруко-творенным (Кол. 2:11), крестом (Рим. 6:6). 57. В видении апостола Петра плащаницы – земли, находящиеся в ней животные – язычники, а троекратное повторение – крещение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4165...

(обратно) 51 Есть сырые оливки невозможно — они очень горькие. Чтобы избавиться от горечи, плоды моют и помещают в соляной раствор — без специй и добавок, или просто засыпают солью. Затем консервируют. Чёрные плоды готовятся дольше зелёных. Пять месяцев они лежат в соляном растворе при +10°, затем их вынимают и проветривают сутки на воздухе, чтобы начался процесс лёгкого окисления, после чего раскладывают по жестяным банкам. Технология засолки и вымачивания не изменилась с давних времен. (обратно) 52 «И взял я книжку из руки Ангела и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем» (Откр. 10:10). (обратно) 53 «И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» (Мк. 1:17). (обратно) 54 «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32). (обратно) 55 «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2). (обратно) 56 Гипогликемия — снижение сахара в крови ниже нормы. (обратно) 57 «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31). (обратно) 58 Аксиос — достоин (греч.) (обратно) 59 «Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин. 15:17). (обратно) 60 «Дети! Последнее время» (1Ин. 2:18). (обратно) 61 Такая практика установилась в Греции в связи с тем, что не каждый священник имеет благословение исповедовать. Таких духовников на большой город может быть всего три-четыре, и исповедь у них может длиться несколько часов. (обратно) 62 Солея (греч. σολεα — престол) — возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Кроме того, сам алтарь находится на возвышении и. таким образом, солея является как бы продолжением алтаря за его пределами. (обратно) 63 Мф. 15. (обратно) 64 «…встань, возьми постель твою и иди в дом твой…» (Мф. 9:6). (обратно) 65 «Лк. 23. (обратно) 66 Сильный пожар в Хиландаре, серьёзно повредивший древний афонский монастырь, вспыхнул 4 марта 2004 г. Французский писатель Жерар де Вилье считает, что его подожгли британские спецслужбы, пытаясь выманить оттуда Караджича. Через две недели после того, как вспыхнул пожар в Хиландаре, в результате организованной акции шиптарских террористов горели сербские православные святыни в Косово и Метохии.

http://isihazm.ru/?id=2079

50 Слова 9-й песни в повседневной Службе Субботы ин Ирмос с Акростихом: умирающим верным осьмое плету пение. 51 Из эпиграфа Триоди: Зиждителю горних и долних, Трисвятую убо песнь от Ангелов, Трипеснец же и от человеков приими; видно, что Триодь составлена в подражание песни Ангельской троекратно повторявшей: Свят, Свят, Свят. Догматическое содержание и взаимная связь Служб, содержащихся в обеих Триодях, постной и цветной, изложены в Синаксаре на неделе Мытаря и Фарисея и Сыропустной. 52 Простодневные Стихиры в пост положены, большею частью, на 2-й и 5-й; некоторые на 6-й и 8-й гласы. Знающий эти голоса тотчас поймёт, что их напев печальнее, скромнее в степеннее других, голосов. См. Хр. чтен. 1831 года ч. XLIII, стат. IX. Истор. свед. о пении Греко-рос. Церкви, стр. 152–160. Так же Истор. обозр. Богослужеб. книг стр. 87–90, 158–160. 53 Пятком 6-й Седмицы кончится ровное число дней поста, т. е. сорок, считая от Понедельника 1-й недели. Поэтому в означенный Пяток положена Стихира: Душеспасительную совершивше четыредесятницу... В некоторых изданиях Службою Пятка оканчивается и Триодь постная, а остальные Службы печатаются при Цветной Триоди. 54 Службы во вторую неделю, совершающиеся память Святого Григория, Архиепископа Фессалоникского, в четвёртую – Иоанна Лествичника , в пятую – Преподобной Марии Египетской, имеют отношение к посту, как образцы подвижничества. Неседальная песнь или большой Акафист Богоматери в Похвальную Субботу (5-й Седмицы) имеет хронологическую связь с постом. 55 В конце Триоди прибавляются трипесны на все дни Пятидесятницы, начиная от Фомина Понедельника. Проповедник не должен выпускать их из вида; ибо в них много есть превосходных песней, в них постоянно содержится главный предмет Цветной Триоди – Воскресение Христа Спасителя и, сверх того, может быть, от них собственно и Триодь получила своё название. 56 Это разделение заимствовано из большого Требника Петра Могилы , который расположен систематически и в известном отношении имеет вид пастырского Богословия: ибо кроме молитв и последований он содержит в себе теоретические и практические наставления, как совершать такое или другое священнодействие.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

Мы полагаем, что мысль преподобного Отца здесь опирается на слова 2Кор.6:16: яко вселюся в них и похожду. Вселяясь в человечество, в качестве Пассажира, дабы " ходить " посредством его, Бог во всем творении " занимает соответствующее место " , ибо через посредство более сродного Себе словесной и умопостигаемой души обитает Он в чувственном и бессловесном творении, представляемом, как своим венцом, человеческим телом. Сакалис в новогреческом переводе читает это место следующим образом: " и да покажется Единый Создатель всего врывающимся, в качестве Человека, во все сущее соответствующим образом " , опираясь на другое значение " εε " " захватывать " , но в целом понимает этот абзац также, поясняя его таким примечанием: " В космологии, каковую начертывает здесь Максим обожится весь мip через посредство человека и, в особенности, - души.Тем, что для души есть Бог, становится душа для мipa " (прим.23 на стр.98-99). 51. 1Кор.15:28. 52. 1Кор.6:16-17. 53. 1Кор.1:24; Фил.4:7. 54. Слово 14, 20, PG, 35, 884А-В (р.п., стр.217). 55. Слово 17, 4, PG, 35, 969С (р.п., стр.257). 56. Слово 38, 11, PG, 36, 321С-324А (р.п., стр.527) и также Слово 45 (на святую пасху), 7, PG, 36, 629D-632A (р.п., стр.665). 57. " E Ε " в р.п. это Слово называется " На святые светы явлений Господних " , т.е., на Богоявление. По-гречески же " " " Светы " является обыкновенно употребляемым названием праздника Крещения Господня. 58. Слово 39, 13, PG, 36, 348D (р.п., стр.538-539). 59. 1Кор.2:7. 60. Еф.1:17-25. 61. Еф.4:11-16. 62. Это слово " ε " - означает также " пребывание " , особенно пребывание иностранца в чужой стране, иначе " вселение " . 63. Евр.8:7. 64. Т.е., нет такой части тела, где бы ее не было. 65. Ин.11:26. IV. На его же из Слова на святого Афанасия: " Ибо не имеет ничего более высокого, и даже совершенно [ничего] не будет иметь " Мне кажется, что сими [словами] богоносный этот учитель отрешает учащегося, от всякого сравнительного и различительного, и как бы то ни было иначе называемого соотношения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/947/...

46 . Константин Багрянородный. О церемониях византийского двора (отрывки)/Памятники византийской литературы IV–IX вв./Отв. ред. Л.А.Фрейберг. М., 1968. С. 75–78. 47 . Ластивертци Аристакэс. Повествование вар-дапета Аристакэса Ластивертци/Пер. К.Н.Юзбашян. М., 1968. 48 . Лев Диакон. История/Пер. М.П.Копыленко. М, 1988. 49 . Либаний. Речи: В 2т./Пер. С.Шестакова. М., 1914–1916. 50 . Маврикий. Тактика и стратегия. С латинского перевел капитан Цыбышев. Спб., 1903. 51 . Михаил Палеолог. Автобиография императора Михаила Палеолога и отрывок из устава, данного им монастырю св. Дмитрия/Изд. И.Троицкий . 1886 (или ХЧ. 1885. 52 . Михаил Панарет. Трапезундская хроника/Подг. А. Хаханова/Труды по востоковедению Лазаревского ин-та вост. языков. Вып. 23. М., 1905. 53 . Михаил Пселл . Хронография/Пер. Я.Н.Любарского. М., 1978. 54 . Михаил Пселл . О сочетании частей речи. Обзор риторических идей. Ипертима Пселла слово, составленное для вестарха Пофоса, просившего написать о богословском стиле. Сравнение Еврипи-да с Писидой (спросившему, кто лучше писал стихи, Писида или Еврипид)/Пер. Т.А.Миллер/Античность и Византия: Сб. статей/Отв. ред. Л.А.Фрейберг. М., 1975. С. 156–171. 55 . Михаил Пселл . Обвинительная речь против Михаила Кируллария/Безобразов П.В.. Материалы для истории Византийской империи. ЖМНП. Ч. 265. 1889. С. 23–84. 56 . Морской закон/Пер. МЛ.Сюзюмова/АДСВ. Вып. 6. 1969. 57 . Нестор Искандер. Повесть о Царьграде, его основании и взятии турками в 1453 году/Сообщ. архимандрит Леонид. Спб., 1886. 58 . Никита Евгениан. Повесть о Дросилле и Харикле/Подг. Ф. А.Петровский . М., 1969. 59 . Никита Хониат . Никиты Хониата история, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина/Пер. под ред. В.И.Долоцкого (1 т.) и  И.В.Чельцова : 2т./ВИПДА. Спб., 1860–1862. 60 . Никита Хониат . Речь, составленная и прочитанная перед киром Феодором Ласкарем, властвующим над восточными ромейскими городами, когда латиняне владели Константинополем, Иоанн Мизийский же со скифами предпринимал набеги на западные ромейские земли/Пер. П.И.Жаворонкова/ВО. М., 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

После причащения нам не надо ожидать в себе внезапного появления сверхъестественных даров и свойств. Духовные плоды зреют неприметно и постепенно. Святые порой десятилетиями трудились над приобретением благодатных даров. Однако полное отсутствие в душе следов благодати после причащения должно насторожить каждого христианина. В таком случае перед собой непременно нужно поставить вопросы: правильно ли я готовился к принятию Святых Даров? Что явилось препятствием для соединения моей души с Христом? Что необходимо предпринять, чтобы исправить допущенные ошибки? Преподобный Алексий Зосимовский как-то раз дал наставление человеку, ощутившему духовное бесплодие: «Если мы не получили плодов после Святого Причащения, надо раскаиваться, смирять себя, считать себя недостойным этих плодов. Быть может, ты недостойно причастился? Рассеялся во время службы: можно ведь рассеяться не только блудными, а и другими посторонними мыслями. Отчаиваться же и скорбеть, что не получил плодов Святого Причащения, не нужно. Иначе оно будет для нас как некий талисман. Такое отношение к таинству — своекорыстно» 61 . 41 Ин. 6:56. 42 Иоанн Сергиев, прот. Моя жизнь во Христе. СПб., 1893. Т. 2. С. 383. 43 Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский. М., 1994. С. 60. 44 Сурский И. К. Цит. соч. С. 60–61. 45 Фудель С. П. У стен церкви//Христианское чтение. Франкфурт-на-Майне, 1979. Вып… 2. С. 332. 46 Цит. по: Сурский И. К. Указ. соч. С. 141. 47 Жизнеописание старца схиигумена Саввы. М., 1999. С. 232. 48 Цит по: Никодим Святогорец, преп., Макарий Коринфский, свят. Цит. соч. С. 45. 49 Вениамин (Федченков), митр. О богослужении Православной Церкви. С. 334–335. 50 Никодим Святогорец, преп., Макарий Коринфский, свят. Цит. соч. С. 46. 51 Цит. по: Никодим Святогорец, преп., Макарий Коринфский, свят. Цит. соч. С. 44. 52 Никодим Святогорец, преп., Макарий Коринфский, свят. Цит. соч. С. 60. 53 Георгий (Тертышников), архим. Преподобный Варнава, старец Гефсиманского скита/ТСЛ., 1996. С. 322–323. 54 Русский архив. 1892. Ноябрь. С. 192–195.

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

Такая же неясность относительно характера и природы таинства конфирмации существует и в католическом богословии. Вслед за спорами в англиканской церкви конфирмация стала предметом обсуждения и в католической церкви. P. Th. Camelot в цитир. выше статье решительно отказывается от классической формулы Псевдо–Мельхиада: augmentum gratiae–robur ad pugnam, которая повлияла на православное школьное учение о миропомазании. 50 Указание Тертуллиана в «De pudicitia», с. IX о «vestis prior» вряд ли имеет отношение к таинству крещения. В его трактате «О крещении» нет упоминания об облачении новокрещенных, как нет его и у Киприана Карфагенского. Само по себе отсутствие упоминания у одного и другого не является еще несомненным доказательством, что Карфагенская церковь не знала этого обычая. 51 Кирилл Иерус. «Слова тайноводственные», IV. Русский перевод. СПБ, 1913, стр. 246. 52 «О церковной иерархии», II, 7. Русский перевод, стр. 36. 53 А.Дмитриевский. Описание литургических рукописей, т. 2. Киев, 1901, стр. 202–209. 54 В позднюю послепленную эпоху поставление ветхозаветного первосвященника совершалось через облачение его в особую одежду. Белая одежда (одна из двух, которые имел первосвященник) имела особое сакральное значение: в ней он входил во Святая святых. Согласно вавилонскому Талмуду, Моисей имел белую одежду в течение семи дней построения Скинии. Священники также имели белые одежды. Вместе с тем белая одежда приобретает эсхатологический характер. По иудейским представлениям, Мессия должен был быть облачен в блестящую одежду славы, а с ним и все верные. (Ср. Ин. 19, 23). См. J. Bonsirven. Le juda " isme palestinien au temps de Jesus Christ, t. 1. Paris, 1935, p.65; H. Riesenfeld. Jesus transfigure. Lund, 1947, p. 118 sq; W. Michaeiis. Th. W. N. T. IV, S. 248 sq. Облачение верных, о котором говорится в новозаветных текстах, особенно Еф. 6, 11–18, имеет сацертодальный характер. См. Paul Dabin. Le sacerdoce royal des fideles dans les livres saints. Paris, 1941, p.308. 55 Возможно, что в Церкви обычай облачения утвердился не столько под влиянием слов ап.Павла: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27), сколько под влиянием притчи о званых: «Царь, вошедши посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду» (Мф. 22, 11). Избранный Богом и Богом поставленный на служение в Церкви облекается в брачную одежду, без которой он не может приступить к трапезе Господней. 56

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне " (Ин 6, 51, 53-54, 56). Таинство причащения – вот где единение со Христом и, следовательно, - источник духовной жизни. Таинство причащения соединяет людей с Богом и тем самым объединяет и друг с другом. Вот почему причащение есть источник именно церковной жизни по преимуществу. Смысл таинства причащения – в его церковности. Вне единства церковного нет и причащения. Весьма знаменательно, что в святоотеческой письменности единство церковное поставлено в неразрывную связь с таинством Тела и Крови Христовых. Уже святой Игнатий Богоносец пишет к филадельфийцам: " Старайтесь иметь одну евхаристию, ибо одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша во единении Крови Его, один жертвенник " (глава IV). Тот же святой Игнатий подчеркивает и церковность евхаристии: " Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та евхаристия должна почитаться истинной, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и Кафолическая Церковь " (К смирнянам, глава VIII). " Многие зерна, - пишет святой Киприан Карфагенский, - вместе собранные, смолотые и замешанные, образуют один хлеб; так во Христе, Который есть небесный хлеб, мы видим одно тело, в котором связано и соединено наше множество " . Святоотеческое учение о церковности евхаристии и об ее значении для спасения особенно глубоко и подробно раскрыто святителем Кириллом Александрийским, слова которого мы и приведем. " Единородный определил некоторый, изысканный подобающею Ему премудростию и советом Отца, способ к тому, чтобы и сами мы сходились и смешивались в единство с Богом и друг с другом, хотя и отделяясь каждый от другого душами и телами в особую личность, - именно такой способ: в одном теле, очевидно, в Своем собственном, благословляя верующих в Него посредством таинственного причастия (евхаристии) - делает их сотелесными как Ему Самому, так и друг другу. Кто, в самом деле, мог бы разделить и от природного единения друг с другом отторгнуть тех, кто посредством одного святого тела связаны в единство со Христом? Ведь если " все от одного хлеба приобщаемся " , то все одно тело составляем (1 Кор.

http://predanie.ru/book/72266-hristianst...

Тоже пророки – Давид и Исаия предсказали, что Христа Спасителя будут презирать ( Пс.21:6; 68:7,9,20 ; Ис.49:7,53:3 ), что Он будет отвергнут братьями ( Пс.68:8 ; Ис.53:3 ), князьями и начальниками языческими и иудейскими ( Пс.2:1–2,117:22 ), будет для иудеев предметом ненависти, камнем претыкания и соблазна ( Пс.68:4,108:5 ; Пс.8:14 ). И эти пророчества исполнились на Иисусе Христе ( Мф.13:54–57 ; Мк.6:3,9:12,23:11 ; Ин.6:42,9:29 ; Рим.15:3 ; Мк.3:21 ; Ин.1:11,7:5 ; Мф.27:18 ; Мк.15:10 ; Ин.15:18–25 ; Мф.2:3–18 ; Лк.23:12 ; Деян.4:25–27 ; Мф.21:42–45 ; Ин.7:48,9:29 ; Деян.4:11 ; IKop.2:8 ; Мк.12:10–12 ; Лк.20:17–19 ; 1Пет.2:7–8 ; Рим.9:32–33 ). Пророки Давид, Исаия, Даниил, Моисей и Захария предсказали, что Христос Спаситель будет предан врагам одним из Его учеников ( Пс.40:9 ), оставлен своими учениками ( Зах.13:7 ), будет продан за тридцать сребреников ( Зах.11:12 ), что за эти деньги потом будет куплено поле горшечника ( Зах.11:13 ), что Он будет страдать и мучиться за грехи всего народа ( Ис.53:4,6–11,63:1–5 ), что Ему нанесут удары-побои по ланитам, будут плевать в лицо и оскорблять ( Ис.50:6 ; Мих.5:1 ; Пс.21:7–8 ; Ис.68:19–20 ; Пс.88:51 ). что Он будет обвиняем ложными свидетелями ( Пс.26:12,34:11 ), что Его руки и ноги будут прободены ( Пс.21:16 ; Зах.13:6 ), что Ему дадут пить уксус с желчью ( Пс.68:21 ), что Он будет как бы оставлен Богом ( Пс.21:1 ), поставлен в число злодеев ( Ис.53:12 ), с молчанием, будет терпеть это от своих гонителей ( Ис.53:7 ) и будет даже ходатайствовать за своих убийц ( Ис.53:12 ; Пс.108:4 ), которые осудят Его на смерть ( Ис.53:12 ; Дан.9:26 ). Из книг нового завета мы видим, что все эти пророчества сбылись на Христе Спасителе: предательство – Мф.26:23–25 ; оставление учениками – Мф.26:31,56 ; Мк.14:27,50 ; Ин.16:32 ; сребреники – Мф.26:14–16,27:9 ; Мк.14:10–11 ; Лк.22:4–6 ; поле горшечника – Мф.27:6–10 ; мучение за грехи народа – Мф.20:28,26:67 ; Мк.10:45,14:33–36 ; Лк.22:42,44 ; Ин.12:27 ; Деян.3:18 ; 1Пет.2:21,3:18 ; удары, плевание в лице и оскорбления – Мф.26:39–62,27:39–49 ; Мк.14:65,15:19,29–39 ; Лк.22:63–64 ; Ин.18:22,19:3 ; обвинение лжесвидетелями – Мк.26:59–62 ; Мк.14:55–60 ; Лк.23:10 ; прободение рук и ног – Мф.27:35 ; Мк.15:24 ; Лк.23:33 ; Ин.19:18,20:25–27 ; желчь и уксус – Мф.27:34.48 ; Лк.23:35–37 ; Ин.19:28–30 ; кажущееся оставление Богом – Мф.27:46 ; Мк.15:34 ; поставление в число злодеев – Мф.27:38 ; Мк.15:27–28 ; Лк.22:37,23:33 ; молчание перед гонителями – Мф.26:62,27:12–14 ; Мк.14:60–61,15:3–5 ; Лк.23:9 ; Деян.8:32–35 ; ходатайство за убийц – Лк.23:34 , осудивших на смерть – Мф.27:50 ; Мк.15:44 ; Лк.23:46 ; Ин.19:33 ; Деян.10:39,13:27–29 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

51. Блж. Августин. Исповедь IX, 7. 52. Henschen. Acta Sanct. Apr. dic 6, t. 1 p. 544. Binterim, Denkwürd. IV, 320. 53. Тертуллиан, De carne Chr. c. 20. 54. Ефр. Сир Hym. 53. 55. Евсевий. Церк. ист. IV, 18. 56. Филарет архиеп. Ист. обз. песноп. 54. 57. Евсевий. Церк. ист. V, 28. Это послание приписывается римскому пресвитеру Каю (II–III b.) на основании фрагмента, изданного Routh " ом в Reliquiae sacrae. v. 2, Oxon 1814, p. 7. 58. Ruinarti Th. Acta martyrum sincera et selecta, Ratisb. 1895 t. I, 48. 59. Augusti I. Denkwürdigkeiten aus der christlichen Archäologie, Leipz. 1823, VI, 56. 60. Игн. Б. Филад. 5. По хорошему объяснению прот. п. Преображенского (Писания мужей апостольских, рус. пер. с введ. и прим. М. 1862, стр. 412): к Евангелию, как бы к самому, телесно еще присутствующему Христу, а к апостолам, как бы они живые составляли пресвитерство церкви. 61. Ирин. Пр. ер. III, 11. 62. Augusti, Denkwürdigkeiten VI, 39. О глубокой древности богослужебного употребления Евангелий, по мнению Augusti, говорит прибавка к молитве Господней заключительного славословия. На это славословие (доксология) уже старые критики новозаветного текста смотрели non ut scripturae sed ut liturgiae partem (Griesbach по Augusti Denkwür., 72). Его нет в кодексах IV b.: Синайском, Ватиканском, в др. лат. пер., в цитации Теруллиана, св. Уирпиана, Оригена; но оно есть в Пешито (III b.), Готском переводе (IV b.) и в цитации Учения 12 апостолов (II b.), — впрочем везде в различном виде (Богдашевский Д. Критические этюды по Новому Завету. IV. О молитве Господней. Труды Киев. Дух. Акад. 1908, 4, 500–511. 63. Варн. Посл., 4. 64. Пастырь, вид. 2. 65. См. выше, стр. 32. 66. Иустин, Разг. с. Тр. 18, 19, 23, 43. 67. Посл. Варн. 5. Ап. Варнава имеет в виду Ис. 1, 13, и Пс 94, 7 в истолковании, какое дается посланием к Евр 4, 4–7. Ап. Варнава держится мнения о кончине мира чрез 7000 лет его существования. 68. См. выше стр. 54. 69. Игн. Магн. 9. 70. Τηρεν св. Ириней употребляет везде без дополнения; очевидно, как технический термин, глагол прилагался к соблюдению ветхозаветного закона (Ин. 9, 16). На этом основании думают, что здесь имеются в виду еврейские обряды на Пасху, еще не оставленные тогдашними христианами. Об этом мнении см. Зарин Н. Квартодециманы. Глубоковский Н. — Лопухин А. Правосл. богослов. энциклоп. т. IX, Спб. 1908, стр. 308–325.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010