Какое новое, глубокое, духовное понимание Бога и Священного Писания у Христа и какая изумительная духовная свобода и широта взгляда. «Поверь Мне», сказал Он Самарянке ( Ин.4:21-24 ), «что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе… Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». У кого Он мог научиться таким принципам? Какой глубокий переворот Христос внес в сознание народа Израильского, когда Он указал на истинный смысл предписаний закона Моисеева о субботнем дне словами: «суббота – для человека, а не человек для субботы» ( Мк.2:27 ), и вообще на суть религии, заключающуюся не в одном внешнем исполнении религиозных обрядов, а прежде всего — во внутреннем повороте к Богу ( Мф.5:20; 15, 8 и 23, 25–28). Какая изумительная свобода у Него от национальных предрассудков, столь свойственных иудейскому народу ( Ин. 10:16 ). Как его взгляд охватывает весь мир, когда он дает ученикам повеление идти и учить «все народы» ( Мф.28:19 ) и проповедывать Евангелие не только в Иудее и Самарии, но и до концов земли ( Деян.1:8 ). Как туго эти принципы прививались даже ученикам ( Деян. 10:34.35 и 11,1) и как они в настоящее время, после восемнадцати столетий, еще непонятны для многих лиц. У кого же Христос мог научиться Своей премудрости и широте взглядов? Профессор Харнак определенно указывает, что хотя влияние раввинских ученых сильно заметно в писаниях апостола Павла, оно вовсе не заметно у Христа. «Совершенно ясно, что Христос не учился у раввинов», – пишет он. Но откуда в таком случае у Него такая глубина и широта, которые остались изумительными и по настоящее время и ставят Его неизмеримо выше всех духовных наставников человечества всех времен? Как мог «этот 30-тилетний молодой еврей» сделаться Родоначальником христианских церквей для всех частей земного шара, – одинаково для эскимосов, индусов, негров, монголов и народностей Европы и Америки? Как мог Он, после трех кратких лет проповедничества сделаться путеводною Звездою для лучших людей всех времен, всех народностей и всех классов общества? Мог ли Христос быть «произведением» Назарета или тогдашней Палестины?

http://azbyka.ru/mozhet-li-sovremennyj-c...

когда Он рождается от женщины, не мыслится сделавшим это без Своего Духа, но и потому, что в Евангелии на вопрос Марии «Как будет это?» совершенно четко и ясно сказано (ангелом): « «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк.1:34, 35). И то же у Матфея: «Она имеет во чреве от Духа Святого» (Мф.1:18). Впрочем, и у пророка Исайи обнаруживаем то, что, как считается, Сам Христос говорит о Своем будущем пришествии: «ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис.48:16). 9. Возможно, кто-то решит, что мы говорим, что Сын послан Самим Собой, поскольку зачатие и рождение Марией ребенка является действием Троицы, которая, творя, творит все. Но как же тогда Отец послал Его, если Он Сам Себя послал? На это отвечу, сначала прося, чтобы мне сказали (если могут), каким образом Отец Его освятил, если Он освятил Самого Себя? Но ведь Господь именно это и говорит: «Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?» (Ин.10:36); и в другом месте: « «И за них Я посвящаю Себя» (Ин.17:19). Я также спрашиваю, каким об-разом Отец предал Его, если Он Сам Себя предал. Ведь об этом говорит и апостол Павел: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим.8:32); и также в другом месте — уже о Самом Спасителе: «Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:20). Думаю, что мне ответят, если имеют в том разумение, что у Отца и Сына единая воля и нераздельное действие. Значит, так следует понимать это воплощение и рождение от девы, в котором Сын понимается как посланный, и это было сделано единым и нераздельным действием Отца и Сына, и, конечно же, не без Святого Духа, о Котором прямо говорится: «Она имеет во чреве от Духа Святого». Быть может, мы будем более понятны, если спросим следующее: «Каким образом Бог послал Своего Сына?» Первый приказал, чтобы другой пришел» (в мир), и второй, повинуясь приказавшему, сделал это? Просил ли Он Его? Или же Он Его понудил? Но что бы это ни было из перечисленного, так или иначе, это было сделано Словом, и Слово Божие есть Сам Сын Божий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

Кто такие «вернии»? Это — преданнейшие сыны Святой Церкви, которые ею живут, ею утешаются. Для таковых одно название: церковь, храм, святыня, мощи, обитель, пастырь — уже вызывают благорасположение, благоговение и уважение. Они далеки, далеки от того, чтобы осуждать, критиковать что-либо относящееся к Церкви и ее установлениям, а напротив, являются всегда и везде ее ревностными защитниками. Своим христианским благоразумием они умеют давать ответ всем порочащим, хулящим Святую Церковь. Воодушевимся же, братие, уже самым названием «вернии» и приложим все старание к тому, чтобы нам на деле оправдывать сие название. И как это должно быть утешительно! Вот Святая Церковь на Воздвижение Креста Господня поет: «Приидите, вернии, честному Древу поклонимся!» Пребывающему в храме Божием и слушающему сие божественное песнопение, как, я думаю, должно быть отрадно нашему сердцу, когда при этом совесть у нас спокойна на счет преданности нашей Святой Церкви, когда сознаем, что мы, слава Богу, «вернии», искренно преданные чада нашей Святой Православной Церкви! Да поможет же Господь нам быть всем «верными». Мир Господь наш Иисус Христос принес на землю. Уже самое явление Спасителя сопровождалось ангельским пением: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». А вот Он, Спаситель наш, наставляет: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф.5:23-24). Или вот на Тайной Вечери Он говорит Своим ученикам: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга... По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13:34-35). Посылая учеников на проповедь, Христос внушал им: входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится (Мф.10:12-13). Да и Сам Господь, являясь ученикам, всегда приветствовал: Мир вам (Ин.20:19-21).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14, 27) — и объясняя им, что этот мир будет с ними и что они будут считаться Его учениками только тогда, когда будут исполнять новую Его заповедь любви — по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35), — не скрывал от них и той распри, которую породит Его учение. «Не думайте, —- сказал Он, — что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч (Мф. 10, 34). Следовательно, мир дается не всем живущим на земле, не всем даже признающим Иисуса Христа за Господа: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21), но только тем, которые вправе называться истинными учениками Христа, тем, которые свято исполняют Его заповедь любви; причем этот мир есть мир внутреннего мира человека, мир его души, и об этом-то мире пели ангелы в своем гимне. Ангелы удалились, а пастухи поспешно отправились в Вифлеем, нашли Младенца, лежащего в яслях, и первые поклонились Ему. Они рассказали Марии и Иосифу о том событии, которое привело их к колыбели Христа Господа; рассказывали они о том же и другим, и все, слышавшие их рассказ, удивлялись. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем (Лк. 2, 19). Она не удивилась необычайным рассказам, но запоминала все слышанное. Евангелист Лука, подробно описывающий события благовестия ангела и рождение Иисуса Христа, очевидно, писал со слов Самой Богоматери, а потому его повествование — вне всякого сомнения. Определение дня Рождества Христова Рождество Христово Восточные Церкви стали праздновать лишь в конце IV столетия, приняв для этого, по примеру Западных Церквей, день 25 декабря. Иоанн Златоуст (Творения. 2. С. 392-400) следующим образом объясняет, почему западные, а за ними и восточные христиане празднуют Рождество Христово 25 декабря: полагали, что Захария был первосвященник, и что явление ему ангела было за завесой, во Святом Святых, куда раз в год, в праздник очищения, входил первосвященник, а так как праздник этот приходился в конце сентября, в десятый день седьмого лунного месяца (см. Лев. 16, 29), то днем зачатия Предтечи стали считать 23 сентября; отсчитав девять месяцев от этого числа, признали, что рождение Предтечи произошло 24 июня. В шестом месяце после зачатия Иоанна Крестителя, то есть в марте, было благовестие ангела Деве Марии, после чего Она пошла к Елисавете, пробыла у нее около трех месяцев и, не дождавшись рождения ею сына, вернулась домой, что должно было случиться до 24 июня; поэтому считают, что Благовещение было 25 марта, а через девять месяцев, то есть 25 декабря, родился Иисус Христос. По тому же исчислению

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

На этой вечери совершил Господь первое Таинство Святого Причащения, удостоив учеников Своих быть первыми его причастниками. Перед тем Он с любовью сослужил им омовением их ног. А затем, «когда они ели, Господь, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им; и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» ( Мк. 14:22-24 ). И прибавил, как повествует Евангелист Лука: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22:19 ). И в Церкви Христовой с тех пор в воспоминание Крестных страданий Спасителя и его смерти за грешный род людской совершается сия великая тайна. Тайная Вечеря обозначала конец Ветхого и установление Нового благодатного Завета Бога с человеком. Долго беседуя со Своими учениками, Господь предсказал Свои вольные страдания, укрепил их в вере, утвердил в любви. «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга» ( Ин. 13:34-35 ). Ибо приблизилось то предреченное Господом время, когда поражен будет Пастырь и разыдутся овцы, но любовь Божественная не прейдет, став связующим спасительным знамением всех верующих, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). На протяжении сотен лет строили на месте последней Тайной Вечери Любви памятники, желая увековечить драгоценную Евангельскую святыню. В древности на развалинах дома, в котором она совершилась, была построена церковь , получившая название «Первой Церкви и Матери всех церквей». Внутри ее, в числе прочих, была колонна, у которой бичевали привязанного Спасителя, а также сохранилась чаша, в которой, по вознесении Его Апостолы совершали бескровную жертву. Под кровом этой церкви обитала после вознесения Сына Своего Пресвятая Богоматерь. Много раз Сионский храм разрушался, переходил из рук в руки. Сейчас здание, расположенное на месте прежней церкви, разделено на две части (по две комнаты в каждой): первую комнату нижней части называют местом Умовения ног, вторую — местом Явления Господа Своим ученикам. Первую комнату верхней части называют горницей Тайной Вечери. Другую — местом сошествия Святого Духа на Апостолов. Своды комнат поддерживаются мраморными колоннами.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/dushepol...

После сего куска вошел в него сатана. Борьба в душе Иуды кончилась. Он мрачно и нагло посмотрел на окружающих, уже взглядом диавола. Но надо было торопиться в Синедрион; Иуда искал повод уйти с Вечери. Тогда Господь дал ему эту возможность: «Что делаешь, делай скорее», – сказал Иисус. Апостолы не поняли в чем дело; подумали, что Учитель посылает Иуду за покупками к празднику опресноков или чтобы дать что-нибудь нищим. Когда Иуда вышел, была ночь. Предатель с поспешностью направился в Иерусалим. Для всей земли наступила власть тьмы. И только в Сионской Горнице горел Божественный свет Христов. Вблизи был величественный храм иерусалимский, но он был пуст и обречен на гибель. Там уже не обитал Дух Божий, а здесь, в Сионской Горнице, засияло новое солнце Божественной любви. Сионская Горница стала первым и истинным христианским храмом. Евхаристия После ухода Иуды все почувствовали облегчение и радость. Лик Христа сиял лучезарным светом. Ветхозаветная пасхальная Вечеря кончилась. Начиналась Новая Христова Пасха. Тогда Иисус сказал: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем; если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его» ( Ин. 13:31–32 ). Христос говорил о победе над тьмой, о скором Своем прославлении в смерти и воскресении. В торжественном молчании апостолы внимали словам своего Учителя. Тогда Господь, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: « Приимите, ядите, сие есть Тело Мое », и, взяв чашу, благодарив, подал им; и пили из нее все. И сказал им: « Сие есть Кровь Моя Нового 3авета , за многих изливаемая» ( Мк. 14:22–24 ). «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22:19 ). «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» ( Мф. 26:29 ). Вкусив хлеба и вина, претворившихся по благословению Господню в Его Пречистое Тело и Святую Кровь, апостолы почувствовали полное, неразделимое и радостное свое единство со Христом и друг с другом. В восторженном молчании, преисполненные любовью, они слушали слова Христа. А Христос говорил: «Дети, не долго уже быть Мне с вами... Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга... По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин. 13:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сам Иисус Христос подтвердил высокое достоинство и святость храма и необходимость существования его в новом завете. Пришедши однажды в храм иерусалимский и увидев там торгующих и меняльщиков денег, Он изгнал их всех оттуда и сказал: дома Отца Моего не делайте домом торговли... Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников ( Ин.2:13–16 ; Мк.11:17 ). Клянущийся храмом, говорит Христос Спаситель в другом месте, клянется им и Живущим в нем ( Мф.23:21 ). Своим примером Спаситель учил уважать храм, посещая этот последний в праздники Пасхи, Кущей. Пятидесятницы ( Ин.2:13–14 и далее 7, 10 и другие) и уча в нем народ. Каждый день с вами сидел Я, уча в храме, – говорил Он врагам Своим ( Мф.26:55 ; Лк.19:47, 22:53 ). Апостолы и первые христиане также с благоговением относились к храму и совершали в нем молитву. По свидетельству евангелиста Луки, они пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога ( Лк.24:53 ). Каждый день единодушно пребывали в храме ( Деян.2:46 ; чит. Деян. гл. 3–4). Апостол Павел из дальних путешествий приходил в иерусалимский храм для молитвы и поклонения ( Деян.24:11–12 ); в храме же иерусалимском он удостоился получить и откровение Божие о назначении его для проповеди язычникам ( Деян.22:17–21 ). Кроме храма иерусалимского, во времена апостолов у христиан были и свои храмы, или церкви, в особо для того назначенных домах ( Деян.11:26, 20:7–9 ). Эти церкви апостолы строго отличали от обычных домов, придавали им значение храмов Божиих и строго обличали верующих за неблагоговейное отношение к ним. Слышу, писал апостол Павел коринфянам, что когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения... Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? не похвалю ( 1Кор.11:18:22 ). Жены ваши в церквах да молчат, – пишет тот же апостол, – если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви ( 1Кор.14:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

со всею силою утверждает свое апостольское достоинство, ссылала не только «на знамения, чудеса и силы» (ibid. 12) которые были явны для всех, но и на «видения и откровения Господни» (12:1), которые были известны только лично ему и даны Господом лично ему, но о которых, однако, он говорит для той высокой цели, замечая: «я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто» (12:11) Не был ли смиренным св. Иоанн Богослов? Во всех случаях, когда выделялась его личность в среде апп., или когда Христос выделял его среди них, он, по смирению, называет себя «другими учеником» ( Ин.1:35 –39; 20:8 ), или так на себя указывает: «которого любил Иисус» ( Ин.13:23; 21:22 ). А когда нужно было утвердить Божественным словом против еретиков докетов истину действительного вочеловечения и смерти Христа, то он приводит в свидетельство ее исключительный факт личной апостольской чести пред другими апостолами, факт своего пребывания у креста Христова в то время, как все другие апостолы, оставив Христа, разбежались, и говорит о том не для того чтобы тем подчеркнуть свое личное достоинство, чтобы личным свидельством удостоверить факт непребития у умершего Христа голений и прободения его ребра, откуда «тотчас истекла кровь и вода. И видевший свидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили» (19:34–35). И св. ап. Петр, как бы не был, смирен, но если бы в словах Христа к нему, приводимых ев. Мф., заключался догмат апостольского приматства в Церкви, то он не мог ни в коем случае умолчать о том в своей проповеди вообще, ибо дело касалось, повторяем, почти существа Церкви, спасения человечества, как это представляет Католическая Церковь , выводя приматство папы, как sine qua поп существования Истинной Церкви на земле, из якобы верховной власти ап. Петра. Допускать возможность умолчания ап. Петром догмата о своем приматстве ради личного смирения – равносильно в данном случае вменять ему в вину разделение Церкви и последствия его.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Церковь живет Великим поручением Иисуса Христа и трудится во исполнение его: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до окончания века» ( Мф.28:19–20 ). Единство и любовь среди христиан – неотъемлемая часть нашего миссионерского свидетельства о Господе, Которому мы служим. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:34–35 ). Если между нами не будет любви, мы нарушим Его повеление и вступим в противоречие с Евангелием, которое проповедуем. Как евангелические христиане и католики, мы молимся, чтобы наше единство в любви к Христу стало еще очевиднее и свидетельствовало миру о Божьей силе примирения. Наши межобщинные и церковные разногласия глубоки и многолетни. Мы признаем, что не знаем, как и когда добьемся большего единства, на которое уповаем, но мы знаем, что имеющие ныне место полемика и конфронтация ведут в безысходность. Мы также убеждены, что Бог, объединивший нас с Собой через Христа, хочет, чтобы и мы были едины друг с другом. Мы знаем, что Христос есть путь, истина и жизнь ( Ин.14 ), и когда мы приближаемся к Нему, идя Его путем, повинуясь истине и живя по Его законам, мы приближаемся друг к другу. Какую бы форму ни приняли отношения между нашими общинами в будущем, мы можем, мы должны и мы начнем работать, чтобы устранить известные нам препятствия. Такая работа требует доверия и понимания, которые, в свою очередь, требуют усердного внимания к истине. Мы не отрицаем, а однозначно заявляем, что между нами есть разногласия. Мы не считаем разногласием недопонимание, искажение и высмеивание друг друга. Все это будет устранено, если, несмотря на все наши различия, нам предстоит совместный путь к истине согласно нашим убеждениям и чаяниям в соответствии с Божьим Словом. III. Мы совместно ищем Мы совместно пытаемся найти более полное и ясное понимание Божьего откровения во Христе и того, что Он хочет от Своих учеников. Из-за ограниченности разума и языка человека, возможности которого были сужены грехом, мы не в состоянии познать превосходящую разумение сущность Бога и Его путей. Только в конце веков мы воочию увидим и познаем, как мы познаны ( 1Кор.13 ). Наш поиск основан на безусловном доверии Божьему откровению в Иисусе Христе, на не вызывающем сомнений свидетельстве Священного Писания и на помощи обещанного Церкви Святого Духа. Мы нуждаемся друг в друге, чтобы познать истину глубже и яснее. Наши знания ограничены историей наших общин и личным опытом. Оставляя в стороне различия, существующие между нашими церквами и исходящие из разного личного опыта, мы должны призывать друг друга к действию – проповедовать истину в любви, чтобы созидать Тело Христово ( Еф.4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ostorozh...

(32) Божественнейший Иоанн возвестил, говоря: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Ин. 1:18 ). Кто же Явивший, если не рожденный от Девы и обитавший с людьми? Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним... После того Он явился на земле и обращался между людьми ( Вар. 3:36, 38 ). Как явился Он на земле и обращался между людьми, если не став человеком? Ибо Сам сказал: Бога не видел никто никогда. (33) Апостол говорит: Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба ( 1Кор. 15:47 ). Ведь тело не с неба доставлено, но, будучи Богом и Сыном Божиим по природе, Он сошел с небес и стал Человеком, второй Адам как второе начало для воссозидаемых и воскресением преобразуемых в нетление. Потому и говорит: Первый Адам душею живущею, второй Адам Духом животворящим ( 1Кор. 15:45 ). (34) Говорит Господь ученикам Своим: Идите, научите все пароды, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа ( Мф. 28:19 ). А божественнейший Павел сказал: Все, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились ( Рим. 6:3 ). Одного Сына упомянул Господь, сказав «и Сына», но не «и сынов». Апостол же утверждает, что мы крестились во Христа и в смерть Его. Итак, по-вашему, извергнут природный Сын, и внедрен усыновленный по благодати. Или вы крестились в четверицу. Но не мы, да не будет, – ведь мы крещены во имя Отца, и Сына, воплотившегося, и вочеловечившегося, и распятого плотью, и воскресшего, и Святого Духа, в Троицу единосущную и нераздельную. Ибо природный Сын Божий и единородный Бог ничуть не менее остался единосущен Отцу, даже вочеловечившись, как учит и символ церковный. (35) «Веруем в единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всех видимых и невидимых. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, единосущного Отцу, Которым все возникло, – ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечившегося. И распятого за нас при Пилате Понтийском, и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день по Писанию, и восшедшего на небеса, и восседающего одесную Отца; и вновь грядущего со славой судить живых и мертвых, Царству Которого не будет конца».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010