Вопрос: Какую Церковь занимала позицию по отношению к крепостному праву, которое существовало в истории России несколько веков? Как это можно оценить с христианской точки зрения? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Православная Церковь относилась к крепостному праву так же, как Церковь апостольского века относилось к рабству, которое существовало повсеместно в Римской империи. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся (1Кор.7:21). Есть свобода духовная, и есть свобода юридическая, внешняя. Царство Мое не от мира сего (Ин.18:36), – сказал Спаситель Пилату. Назначение Церкви – привести каждого человека путем очищения от грехов, освящения и возрождения к вечной блаженной жизни в Царстве Небесном. Для этого нужно исполнить закон христианской свободы – освободиться от рабства греху. Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин.8:31-32). Достичь этой высшей свободы может любой: раб и господин, бедный и богатый, больной  и здоровый, простой и образованный. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1Кор.12:13). Когда в первом веке Церковь стала многочисленной, ее членами стали многие богатые люди (даже видные римские сановники), у которых были рабы. Апостолы не призывали к отмене существующих социально-экономических отношений. Исторические условия для этого еще не вызрели. Борьба с рабством в это время имело бы губительные последствия: массовое бегство рабов, мятежи и восстания. Христианство принципиально изменяло нравственные отношения внутри существующего социального уклада. Один из таких примеров содержится в Послании св. апостола Павла к Филимону – к своему другу и сотруднику. В его доме имелась христианская церковь. Он принимал странников. Раб его Онисим чем-то провинился и бежал. Встретившись с апостолом Павлом, он обратился в христианство. Апостол, посылая Онисима в сопровождении Тихика к Филимону, обращается к нему не с приказом, а с просьбой в духе христианской любви: прими его, как мое сердце. Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах [за] благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно. Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного (Флм.1:11-18).

http://pravoslavie.ru/6867.html

§ 31. Божество Бога Сына и Его личное свойство Божество второго Лица Св. Троицы, Сына Божия, подвергалось искажению и отрицанию с самых первых времен христианства и особенно со стороны еретика Ария, александрийского пресвитера. Арий учил, что Сын Божий сотворен Богом Отцом из ничего, что Он не совечен Отцу, и было время, когда Его не было, что Он – Бог по благодати, по природе же Он – тварь, хотя высшая, самая первая, даже через Него Бог сотворил прочие твари, следовательно, Он посредник между Богом и тварями. Это учение было отвергнуто, как еретическое, первым вселенским собором, на котором был составлен второй член символа веры , направленный к опровержению этого лжеучения. В нем И. Христос называется прямо Господом, Сыном Божиим, единородным, от Отца рожденным прежде всех век, светом от света, Богом истинным от Бога истинного, рожденным не сотворенными, единосущными Отцу, Творцом всего существующего. Такое учение о Божестве Сына Божия имеет твердые основания и в слове Божием. Истина единосущия Божия с непререкаемою ясностью засвидетельствована Самим И. Христом. Оправдывая пред Иудеями исцеление 38 – летнего расслабленного при овчей купели в Иерусалиме в субботу, И. Христос говорит: «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю». И с этого времени, замечает евангелист, „еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу“ ( Ин.5:17–18 ). И Христос не только не показывает, что Иудеи ошибочно поняли мысль Его о равенстве Богу, но с особенною силою подтверждает ее в дальнейшей беседе с Иудеями. В другой раз, когда Иудеи в притворе Соломоновом спрашивали Христа: «если Ты – Христос, скажи нам прямо». Он ответил: «Аз и Отец едино есма, во Мне Отец и Аз в Нём» ( Ин.10:30:38 ). Равным образом, когда первосвященник Каиафа на суде спросил Христа: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий». Он отвечал: «ты рек еси», т.е. твои уста исповедали, что Я – Сын Божий. Так повествует св. Матфей (26:63–4), а св. Марк передает прямой утвердительный ответь Христа: «Аз есмь» (14:62).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

§ 59. Царское служение И. Христа. Власть, над природою. Сошествие во ад. Воскресение из мертвых. Вознесение на небо. Значение Его воскресения и вознесения в деле нашего искупления Как пророк, Господь И. Христос возвестивший нам тайну спасения; как первосвященник, совершил наше спасение, заслужив для нас царство небесное и вечное блаженство. Но при том и другом служении необходимо еще было Ему иметь могущество царя, чтобы совершить ряд знамений и чудес, – без чего люди не могли бы уверовать в Него, чтобы действительно разрушить область диавола – ад, действительно победил смерть и отверз нам вход в царство небесное. Потому-то нашему Искупителю предопределено было, вместе с служениями пророческим и первосвященническим, еще третье служение – царское. Истина царского служения нашего Спасителя весьма ясно засвидетельствована в слове Божием. Царю Давиду было обещано, что потомок Его – Мессия – посажен будет на престоле его, и царство Его будет продолжаться во веки ( 2Цар.7:12:19 ). То же самое утверждается в новом завете. Ангел говорит пресвятой Деве, что Сын Её «воцарится в дому Иаковли во веки и царствию Его не будет конца» ( Лк.1:33 ). Христос был царем и имел царскую власть во дни Своего уничижения. Он Сам усвоял Себе имя царя, как видно из обвинения, возведенного на Него иудеями ( Мф. 27:11–37 ; Мк.15:1:31 ), и как, действительно, Он подтвердил то пред Пилатом ( Ин.18:37 ). Свою царскую власть Господь Иисус проявлял над природою. Так, Он претворил воду в вино ( Ин.2:1:11 ), ходил по водам ( Мф. 14:26 ), одним словом укротил бурю морскую ( Лк.8:24 ), одним словом или одним прикосновением Своим исцелял всякие болезни ( Мф.9: 20 –23;14:35:36 ), давал зрение слепым ( Мк.10:46–52 ), слух глухим, язык немым ( Мф.9:32–35; 12:22 . Лк.11:14 ) и проч. Проявлял власть над силами ада, это во всех тех многочисленных случаях, когда одним повелением Своим изгонял духов нечистых из людей ( Мк.1:25; 5:8; 9:25 ), и когда сами бесы, узнавая в Нем Сына Божия, трепетали Его могущества и власти над ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Крещение Господне и Богоявление: два события в одном 3 мин., 18.01.2024 Праздник Крещения Господня установлен как воспоминание евангельского события ( Мф 3:13-17 , Лк 3:31-22) о том, как Христос пришел на берег реки Иордан и попросил о крещении у пророка Иоанна Предтечи. Иоанн Предтеча Поэтому история Крещения и Богоявления начинается с выхода Иоанна Предтечи , который по материнской линии был родственником Господа (в родстве были Дева Мария и мать пророка — Елизавета), на служение. До своего явления людям пророк Иоанн подвизался в пустыне, где вел строгий образ жизни — носил грубую одежду из верблюжьей шкуры, не пил вина, питался только диким медом и акридами (родом крупной саранчи, которую традиционно считают пищей аскетов). Когда ему исполнилось тридцать лет, Иоанн вышел на проповедь, в которой призывал народ Израиля раскаяться в своих грехах (прежде всего в идолопоклонстве) и креститься в знак покаяния в водах реки Иордан. Однако главное, к чему он призывал людей, — быть готовыми к приходу обещанного Богом Мессии. Таким образом, служение пророка Иоанна было приуготовлением к служению Господа Иисуса Христа — именно поэтому его называют Предтечей Господа. Как сообщает нам Священное Писание, в тот момент, когда Иоанн крестил людей в Иордане, туда пришел и Господь. Евангелие от Иоанна называет место, где это случилось, Вифаварой (Ин 1:28). Видя Спасителя, Который пришел на реку, Иоанн Предтеча сказал бывшим при нем людям: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира» (Ин 1:29). Этими словами он пророчествовал об истинном предназначении Иисуса Христа — пострадать за грехи мира, а также указал на Его Божественную природу и скорое спасение людей. Зачем крестился Иисус Христос? Христос пришел к Иордану для того, чтобы так же, как и остальные приходившие, креститься от руки пророка. Для чего же было необходимо креститься Господу, Который был воплощенным Богом и не имел на Себе греха? Ведь этому желанию Иисуса Христа удивился и сам Иоанн Предтеча, который спросил Его: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф 3:14). На это Спаситель ответил следующее: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф 3:15). В этих словах Христа можно выделить несколько важных моментов:

http://foma.ru/kreshhenie-gospodne-bogoy...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Самаряне Самаряне в НЗ – это народ, возникший в результате этнич. смешения евреев, населявших Северное, т.е. Израильское, царство, с переселенцами из разных областей ассир. империи ( 4Цар. 17:24 ; 1Езд. 4:9.10 ), которые заселили города Самарии, после того как израильтяне были уведены в плен. По приказу ассир. царя один из плененных священников был возвращен в Самарию, чтобы учить языч. переселенцев бояться и почитать Господа ( 4Цар. 17:27 ), при этом от них не требовали отказаться от их прежних богов. Реформа ⇒ Иосии, затронувшая и область прежнего Северного царства, не имела здесь длит. действия. После возвращения евреев из вавил. плена С. выразили желание участвовать в восстановлении Иерусалимского храма, но евреи отказали им в этом ( 1Езд. 4:2 ), вероятно, из-за того, что С. поклонялись идолам и не были чистокровными израильтянами. С этого времени между иудеями и С. началась вражда. С. построили себе храм на горе Гаризим. Когда это произошло, неизвестно; этот храм был разрушен Иоанном Гирканом (⇒ Маккавеи) после смерти Антиоха VII (128 г. до Р.Х.) и с тех пор не восстанавливался. Поскольку С. признавали Пятикнижие Моисея как Свящ. Писание, то в этом храме они, вероятно, поклонялись Господу. Главный спор между евреями и С. во времена Иисуса возник в связи с вопросом о месте, где следовало поклоняться Господу – в Иерусалиме или на горе Гаризим ( Ин. 4:20 ; ср. Лк. 9:25 ), иначе говоря, признавать ли за Иерусалимским храмом право быть единств. святилищем Господа. При всех противоречиях с офиц. иудаизмом С. нередко показывали себя более открытыми для Иисуса и Его вести ( Лк. 17:15.16 ; Ин. 4 ), чем жители других областей; именно среди С. появились первые христиане-неевреи ( Деян. 8:5–25 ; Деян. 9:31 ). Милосердный самарянин в притче Иисуса ( Лк. 10:33–35 ) смог исполнить заповедь любви ( Лев. 19:18 ), т.к. не был, подобно иуд. священнику или левиту, скован заповедями о культовой чистоте ( Лев. 21:1 ) и предписаниями об их исполнении.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Когда Спаситель спросил самарянку о ее семейной жизни, она созналась, что жила незаконно. Спаситель сказал ей: «правду ты сказала, потому что у тебя нет мужа. Ибо у тебя было пять мужей, – и тот, которого ты имеешь – не муж тебе» ( Ин. 4:16–18 ). По православному сознанию, брак нормальный мыслится только один. Оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будет двое одна плоть ( Еф. 5:31 ; Быт. 2:24 ). Муж и жена – это уже одно, единое. Единство здесь разумеется не только по телу, но и по духу. У мужа и жены не должно быть тайн, они всегда должны друг другу верить, утешать, помогать, сочувствовать, поддерживать друг друга. И это единение мыслится не только здесь на земле, но и вечно; конечно, в последнем, только по духу. Вот почему нередко муж и жена, лишившись своего супруга или своей супруги – остаются на земле одинокими, веря, что в жизни будущей, вечной они будут вместе, живя, как ангелы на небе. Но православная Церковь разрешает верующим и второй брак, если умирает или разведется законно один из супругов. Но этот второй брак Церковь мыслит не как норму брачного жития, а лишь как уступку человеческой слабости, по словам Апостольским: «если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» ( 1Кор. 7:9 ). И только в крайнем случае Церковь допускает и третий брак. Четвертый же брак и другие она не разрешает, называя такое житие блудом... На этом основании, благословляя священнослужителям своим, прежде их хиротонии, священникам и диаконам брак, Церковь разрешает им только один брак, отнюдь не благословляя вступать во второй брак и тем более в третий... Именно здесь Церковь показывает, что ее священнослужители должны быть примером всем остальным своим духовным чадам, являя пример воздержания и целомудрия. И совершенно заблуждаются, не понимают Духа Церкви Господней все те раскольники, которые желают установить второбрачие у православного духовенства. В наши дни открытого неверия установился у некоторых легкий взгляд на брак: молодые люди сходятся и часто, через два года уже надоедают друг другу и ищут развода, с тем, чтобы соединить свою жизнь с новым, таким же случайным человеком, и потом направиться к третьему и дальше...

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви 4 ноября, воспользовавшись часовой паузой в плотной программе празднования Дня народного единства, председатель Государственной Думы РФ Борис Грызлов посетил реставрируемый собор Феодоровской иконы Божией Матери в честь 300-летия Дома Романовых на ул. Миргородской, чтобы воочию убедитьсяв эффективности и своевременности производимых работ. Реставрация Феодоровского собора заявлена как первый пункт программы «Историческая память», принятой всероссийской политической партией «Единая Россия». В начале 2007 года для осуществления этой задачи был создан Попечительский совет под председательством Бориса Грызлова, в работе которого также принимают участие губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, председатель ЗАКСа Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов, руководители РАО РЖД, ВТБ и других крупных российских компаний. Начиная с лета нынешнего года в храме раздается непрерывный грохот отбойных молотков, беспощадно крушащих капитальные конструкции советского периода, изуродовавшие храм снаружи и внутри. После 1932 года, когда храм закрыли и передали под молокозавод, он был перестроен до неузнаваемости. Из двухэтажного (верхний главный алтарь был посвящен Феодоровской иконе Божией Матери, нижний - благоверному князю Александру Невскому) здание превратилось в пятиэтажное. Внутри главного объема были дополнительно сооружены еще два межэтажных железобетонныхперекрытия толщиной более метра каждое, два дополнительных этажа (4-й и 5-й) над западной частью храма, а также целый«городок» кирпичных пристроек почти по всему периметру храма. К концу 2007 года планируется полностью освободить храм от железобетонных оков. Новогодний молебен, традиционно совершаемый в православных храмах вечером последнего дня уходящего года, приход планирует отслужить 31 декабря в 18 часов в верхнем, Феодоровском храме, когда он вновь наберет «необходимую высоту» подкупольного объема, заданную архитектором Степаном Кричинским. Службы в соборе уже совершались некоторое время после его возращения Епархии - c августа 2005 года по август 2007 года, после чего, ввиду начавшейся полномасштабной реставрации, приход вновь обустроился в находящейся рядом часовне-храме святых Новомучеников и Исповедников Российских.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2008 год Другой народ Евангелие на Литургии в день апостола Стефана. От Матфея, глава 21, стихи 33-42 Союз чудес и притч Притча о злых виноградарях - 14-я из 19-ти, имеющихся у Матфея. Численно они сопоставимы лишь с чудесами, описанными в том же Евангелии - их 20. Такое почти равное соотношение двух граней благовестия Иисуса встречается только у Матфея. Так подчеркивается внутренняя связь между ними и их равноценность в служении Христа Спасителя. Чудеса показывают, что возвещенное пророками мессианское Царство пришло в Нем Самом, а притчи раскрывают весь мыслимый спектр вопросов, касающихся этого Царства, - от Его безальтернативной ценности для человека и до конечных судеб иудаизма, отвергшего Царство. Чудеса являют Царство в народе обетования, притчи - Его актуализируют. Вместе они указывают на Иисуса, в Котором Царство Божие обретает свое окончательное осуществление. Притчи у Матфея Общим знаменателем для всех притч первого Евангелия является доминирование в них темы Царства. Следующая особенность - в его методе. Поучения Иисуса группируются по аналогии сюжетов, благодаря чему выделяется 5 опорных столпов: это Нагорная проповедь (5-7 глл.), отправление 12-ти (10 гл.), притчи (13 гл.), наставления о жизни в общине (18 гл.) и эсхатологические речи (24-25 глл.). В 21-22 глл. имеются три притчи, вторая из которых и есть объект нашего внимания. Рассмотрим ее содержание с учетом главных особенностей, связанных как с подачей данной темы, так и с местом расположения притчи в общей композиции первого Евангелия. Общая направленность притч у Матфея Намерения автора следует искать либо в начале, либо в конце его книги. Точно так же общую направленность притч Матфея можно ощутить, сопоставив первую и последнюю из них. Притчи о доме, построенном на камне или на песке, (7, 24-29) и о суде над народами (25, 31-46) отражают, как и все Евангелие в целом, свершившуюся драму: неприятие Иисуса влечет за собой утерю Израилем своего религиозного статуса, в то время как вера в Иисуса создает новый истинный народ Божий - Церковь.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/35...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРЮЖСКИЙ Василий Максимович (18.07.1874, с. Чекуево Онежского у. Архангельской губ.- 28.02.1955, Ленинград), прот., проф. ЛДА. Из семьи священника. По окончании Архангельских ДУ и ДС в 1894 г. поступил в СПбДА, к-рую окончил в 1898 г. со степенью канд. богословия за соч. «Афанасий, архиеп. Холмогорский». В 1898-1901 гг. преподавал философию и обличительное богословие в Самоковском богословском уч-ще (Болгария). 31 дек. 1901 г. назначен помощником инспектора СПбДС, с 13 нояб. 1903 г. являлся преподавателем обличительного богословия, истории и обличения раскола. 28 мая 1908 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Афанасий, архиеп. Холмогорский: его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования и вообще Русской Церкви в кон. XVII в.: Церковно-ист. очерк» (СПб., 1908). 13 окт. 1909 г. был определен в клир Воскресения Христова собора в С.-Петербурге , 1 нояб. 1909 г. рукоположен во иерея. 15 февр. 1913 г. назначен доцентом СПбДА, с 29 сент. 1914 г. являлся экстраординарным профессором сверх штата, с 10 февр. 1915 по 1918 г.- штатным экстраординарным профессором по кафедре истории слав. Церквей. В этот период В. публиковал статьи по совр. положению Поместных Церквей в «Христианском чтении» и в Богословской энциклопедии. 29 апр. 1916 г. возведен в сан протоиерея. Был награжден орденами св. Станислава 2-й (1908) и св. Анны 3-й степени. С 7 февр. 1922 г. занимал должность профессора кафедры истории слав. и румын. правосл. Церквей петроградского Богословского ин-та . Работал старшим архивистом в Главархиве. В 1923 г. отказался перейти в обновленчество , и в июне того же года указом временно управляющего Петроградской обновленческой епархией Лужского еп. Артемия (Ильинского) В. был уволен с должности священника Воскресенского собора за «нежелание быть в единении с Петроградским ЕУ». Вскоре после этого В. подвергся аресту по обвинению в «распространении контрреволюционных листовок», приговорен к году лишения свободы, но вскоре освобожден. 9 авг. 1923 г. с возвращением храма Воскресения Христова в ведение правосл. Церкви и присвоением ему статуса кафедрального собора Петрограда В. был назначен его настоятелем.

http://pravenc.ru/text/158218.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ириней (Семко), еп. Нежинский и Прилуцкий. Фотография. 2011 г. (Семко Валентин Анатольевич; род. 11.06.1963, с. Ропотуха Уманского р-на Черкасской обл. - 23 сент. 2017), митр. Нежинский и Прилуцкий. В 1970-1980 гг. учился в школе в с. Ладыжинка Уманского р-на. В 1980-1981 гг. работал в организации «Киевторгстрой». В 1982 г. поступил в Киевский инженерно-строительный ин-т, в 1983 г. оставил обучение в нем и поступил в Московскую ДС. Осенью 1984 г. зачислен послушником в число братии Троице-Сергиевой лавры . 26 февр. 1985 г. в Троицком соборе лавры архим. Алексием (Кутеповым ; ныне митрополит) пострижен в монашество с именем Ириней в честь сщмч. Иринея Лионского. 6 апр. 1985 г. Владимирским и Суздальским архиеп. Серапионом (Фадеевым ; ныне митрополит) рукоположен во диакона в Успенском соборе г. Владимира. 30 нояб. 1986 г. рукоположен во иерея в Трапезном храме ТСЛ Чебоксарским и Чувашским архиеп. Варнавой (Кедровым ; ныне митрополит). В 1987 г. окончил Московскую ДС, был направлен в Почаевскую в честь Успения Пресв. Богородицы муж. лавру . Весной 1991 г. переведен в Киево-Печерскую лавру . В 1992 г. окончил заочно МДА, назначен преподавателем Киевской ДС. В апр. 1994 г. возведен в сан архимандрита. В сер. сент. 1996 г. назначен благочинным лавры. 26 дек. 2006 г. защитил кандидатскую дис. «История православного женского монашества на Украине в ХХ столетии». Был включен в состав Комиссии УПЦ по восстановлению единства Украинского Православия, созданной 24 янв. 2007 г. 31 мая 2007 г. решением Свящ. Синода УПЦ назначен архиереем новообразованной Нежинской и Батуринской епархии, выделенной из Черниговской. 10 июня 2007 г. хиротонисан во епископа в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. 18 апр. 2008 г. решением Свящ. Синода УПЦ титул И. был изменен на «епископ Нежинский и Прилуцкий». 28 авг. 2014 г. за Литургией в Киево-Печерской лавре Онуфрием, митр.Киевским и всея Украины возведен в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/674025.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010