Закрыть itemscope itemtype="" > Украинская геополитика и Теополитика Размышления Георгия Тодорова о последствиях действий патриарха Варфоломея 17.10.2018 1141 Время на чтение 5 минут В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16: 33) Геополитический удар, который США нанесли России через патриарха Варфоломея посредством проекта украинс кой «автокефалии», является сильным, болезненным, долгосрочным, историческим. Он принесёт ещё большие страдания, скорби и тяжкий крест православным украинцам. Есть два подхода к осмыслению [этого] явления: геополитический, который раскрывает видимый смысл (светский, поверхностный, горизонтальный); и теополитический - который раскрывает сущность. Мир закономерно ошибается, когда пытается по-светски объяснить церковные явления. Мир закономерно грешит, когда пробует использовать Церковь для своих светских (то есть нецерковных, антицерковных) целей. Потому что Церковь - это Богочеловеческое учреждение. Она побеждает мир, даже когда она унижена, страдает и распята - и именно когда она унижена, страдает и распята. Нет непострадавшего христианского святого. Церковные события в Украине прискорбны, но они предвещают конец одного векового пагубного отклонения в истории земной Церкви - секулярного, модернистского, экуменического, продажного, отступнического, [полного] самообмана, самодовольного... Это смертоносное в своей банальности отклонение олицетворяется сегодня патриархом Варфоломеем, но мы называем это мелетизмом - по его «отцу» Мелетию (Метаксакису). Наиболее опасный враг земной Церкви - не яростные атеисты-гонители, а тихий секуляризм: тысячелетний, всепроникающий, энтропийный. В последние века вместо того, чтобы воцерковлять мир, земные церковные институции становятся всё более мирскими. Мы, Божий народ, становимся более мирскими. Этот процесс протекал, нарастая, в целом более тысячи лет и особенно в последние столетия. Апогей был достигнут после Второй Мировой войны. Ключевым является 1948 год, когда кристаллизовался послевоенный новый мировой порядок. Тогда столкнулись два светских политических проекта относительно Православия.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/17/uk...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Иерей Владимир Хулап Кандидат богословия, референт Санкт-Петербургского филиала ОВЦС МП Согласно апостолу Павлу, каждый христианин призван стать εχριστος (Кол. 3, 15) - человеком, совершающим благодарение. Тем самым вся христианская жизнь по сути - это Литургия, приношение Богу всего себя. Именно поэтому апостол говорит, что верующий может и должен «непрестанно молиться» (1 Фес. 5, 17), молиться «ночью и днем» (1 Фес. 3, 10), «всегда» (2 Фес. 1, 11). Эти слова были обращены к обычным людям, жившим в семьях, ежедневно ходившим на работу, воспитывавшим детей. Как же отвечали на этот призыв верующие древней Церкви? СЕМЬЯ КАК ЦЕРКОВЬ Несмотря на существенные культурные различия между иудейской и греко-римской средой, в которых распространялось молодое христианство, семья была не только общественным, но и религиозным институтом. Новорожденный ребенок становился не только новым членом социума, но в семейных рамках он вступал и в религиозное сообщество своего народа (обрезание восьмидневного ребенка в иудаизме, обнесение новорожденного вокруг священного домашнего очага в Греции). В семье совершались и многие другие религиозные обряды: празднование совершеннолетия, вступление в брак, проводы умерших родственников. Отец семейства (οκοδεσπτης, paterfamilias) обладал неограниченным авторитетом, в том числе и религиозным; поэтому чаще всего все члены семьи исповедовали одну и ту же веру, иногда «всем домом» меняя ее вместе со своим главой (напр., Деян. 10, 6; 16, 33). Читая новозаветное описание качеств епископа и диакона (1 Тим. 3, 1-13; Тит. 1, 7-9), мы видим традиционный идеал главы семьи («одной жены муж», «хорошо управляющий домом своим», «детей содержащий в послушании со всякою честностью»). Именно то, как он проявляет себя в семье, свидетельствует о его способности пасти Церковь: «ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?»

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/3/43...

< >< назад > ТВОРЕНИЕМ ДОБРА И ПРАВДЫ      ДА НЕ СМУЩАЕТСЯ СЕРДЦЕ ваше... " - эти слова, сказанные некогда Господом Иисусом Христом в ободрение Своим оробевшим ученикам, необходимо сегодня помнить всем, болеющим душой за истерзанную смутой Русь. Ненависть и предательство, изуверная злоба и лицемерная лесть, лукавые посулы и циничные угрозы - все это не раз пускалось в ход против России и не раз еще встанет на нашем пути к Русскому Воскресению. Диавол, сатана - " враг рода человеческого " - до скончания века не уймет свои богоборческие порывы, не откажется от намерения истребить в людях благодатную искру Божественного духовного огня, но...       " Дерзайте, яко Аз победих мир " (Ин. 16: 33), - удостоверил Спаситель верных Своих в конечной победе добра и правды. Сказано это апостолам девятнадцать веков назад, сказано это и нам - борющимся сегодня за возрождение Святой Руси. " Имеющий уши - да слышит " сей пламенный Отчий призыв!            ПО ОТНОШЕНИЮ к той позиции, которую должна занимать Церковь в современном мире, существуют две неприемлемые крайности. Согласно одной из них - Церковь полностью " не от мира сего " , а потому она принципиально не может вмешиваться в какие бы то ни было мирские дела. Нелепость подобных взглядов очевидна. Достаточно сказать, что если бы такая точка зрения восторжествовала в истории, не было бы у русского народа ни Сергия Радонежского, активно способствовавшего политической централизации русских земель вокруг Москвы, ни Иосифа Волоцкого - первого приверженца " симфонии властей " духовных и светских, ни патриарха Гермогена, всемерно препятствовавшего политическим притязаниям иноверных претендентов на Российский престол, ни Иоанна Кронштадтского - грозного обличителя революционеров и мятежников.      Есть и другая крайность. Ее представители видят в Церкви чуть ли не исключительно политическую силу, которую можно использовать в борьбе за власть, перетянув на ту или иную партийную " платформу " .      Извращение здравого понимания церковности в этом случае также несомненно. Политические течения, различные общественные группы и партии часто находят в соперничестве за власть весь смысл своего существования. В лучшем случае их целью является установление того или иного общественного (или экономического) строя, утверждение какой-либо определенной модели государственного устройства. Церковь же всегда выше этого - для нее стабильная, мощная, национально осмысленная государственность является лишь средством, условием, при котором всего удобнее достигается главная цель Православия - спасение души " во всяком благочестии и чистоте " .

http://zavet.ru/book/ioanns11.htm

О возрождении Слово, произнесенное в храме Киевско-Братского монастыря в день Богоявления 1909 г. «Неужели вы не знаете, что есть мы, крестившиеся во Христа Иисуса, во смерть его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы… нам ходить во обновленной жизни» ( Рим.6:3,4 ). Иисус Христос принял крещение от величайшего пророка Божия Иоанна сына Захарии не потому, что нуждался в покаянии и очищении своих грехов, подобно тем современникам Его, которые приходили на Иордан отовсюду и крестились, исповедуя грехи свои. Иисус Христос был безгрешен и Один имел божественную власть отпускать людям грехи их. И тем не менее Он вошел в воды Иордана и склонил Свою пречистую главу под руку Крестителя. С какою же целью? – С тою, несомненно, чтобы явить Себя миру в достоинстве воплотившегося Сына Божия, Искупителя людей; чтобы дать Израилю свидетельство того, что пришел на землю Мессия, которого он ожидал столько веков, и этот Мессия есть именно Иисус из Назарета. Доселе Иисус жил в неизвестности, занимаясь ремеслом своего мнимого отца Иосифа. Хотя почившая на Нем благодать Божия и проявлялась в многочисленных дарах Св. Духа – в дарах мудрости разума и страха Божия; однако богосыновство Его оставалось сокрытым от окружавших Его. И это потому, что, будучи истинным Сыном Божиим, Он в то же время был и истинным Сыном Человеческим, и как человек должен был пройти сначала путь постепенного духовного возрастания, и тогда уже объявить миру, что Он – Сын Божий. Это случилось на 30-м году Его жизни. «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него... И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:13,16,17 ). Об этом Иоанн Креститель впоследствии говорил Своим ученикам: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в вод, чтобы Он явлен был Израилю... Я не знал Его; но пославший Меня крестить в вод сказал: на кого увидишь Духа, сходящаго и пребывающаго на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым; и я видел и свидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» ( Ин.1:33,34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

О таинствах Церкви Пять ран Господа Иисуса Христа – пять источников Крови пречистой, которой омыт род человеческий и земля освящена. Из каждого из этих пяти источников излилась Кровь Праведника, вся до последней капли. Господь чудотворящий, Который умножил хлеба и пятью хлебами насытил пять тысяч алчущих ( Мф. 14:14–21 ; Мк. 6:33–44 ; Лк. 9:12–17 ; Ин. 6:1–14 ), умножает непрестанно в тысячах алтарей и Кровь Свою пречистую, чтобы насытить и напоить ею миллионы верных. Это – Святое Причастие, дщерь Христова. На Великую пятницу припади душой к Пресвятой Богородице у Креста, чтобы и тебя омыла животворящая Кровь из пяти ран Господа, чтобы ты с омытой и ожившей душой вместе с мироносицами могла радостно воскликнуть: «Христос воскресе!» Крещение означает смерть ветхого, грешного человека и рождение нового, безгрешного. Об этом свидетельствует Священное Писание : Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни ( Рим. 6:3–4 ). Поэтому святые отцы Второго Вселенского Собора изрекли: «Исповедую едино крещение». Крещение отсекает греховный нарост души. Это реальность. Так в Церкви Апостольской делается с апостольских времен ( Деян. 16:14–15, 30–34 ; 1Кор. 1:16 ). Отвратитесь от говорящих вам, что детей не надо крестить, спросите их: кто ответит за души детей, умерших некрещеными? Таинством крещения мы разрываем связь с греховным прошлым, и душа входит в духовную лечебницу, называемую Церковью. А когда душа через крещение, как через двери, войдет в лечебницу, она уже в ней обретает все, что ей необходимо. Там миропомазание – печать дара Духа Святого. Там исповедь и покаяние для исцеления новых душевных ран. Там причастие, питающее душу самим Телом Христовым и Кровью Его. Там елеосвящение – молитвенное призывание Духа Святого на укрепление и освящение телесного храма человеческого и расслабленного жителя этого храма, души человеческой. Там великое таинство брака – чудо Божественного премудрого домостроительства. Там священническое рукоположение ради сохранения преемства апостольского служения и апостольской силы. Там и другие лекарства, и средства, с помощью которых всесильный Дух Божий лечит, утешает, ласкает и воздвигает души верных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Примечания 1 Монастырь, расположенный на частной земле и, как правило, пользующийся почти полной независимостью от епархиального архиерея. — Прим. перев. 2 Эвбея — остров, расположенный на восточном побережье Греции, недалеко от Афин. — Прим, перев. 3 Преп. Иоанн Колов (V век) — знаменитый подвижник Египетского скита, память 9 ноября. — Прим. перев. 4 Кавсокаливия — один из самых древних и известных афонских скитов. Расположен на юго–западной оконечности Афонского полуострова, принадлежит Великой Лавре преподобного Афанасия Афонского. — Прим. перев. 5 Омония — центральная площадь Афин. — Прям, перев. 6 Триодь Цветная, Москва, 1992. С. 240. 7 Пентели — район, расположенный в пригороде Афин. — Прим. перев. 8 2 Кор. 12, 7. 9 Греческая национальная кухня использует больших съедобных улиток, по вкусу напоминающих морские мидии. Часто они называются виноградными улитками. — Прим. перев. 10 Из магнитофонной записи бесед отца Порфирия. 11 Ср.: Ин. 1, 9. 12 1 Ин. 4,19. 13 Каллисия — пригород Афин. — Прим. перев. 14 Храм в центре Афин. — Прим. перев. 15 род, расположенный на юге Греции, недалеко от Коринфа. — Прим. перев. 16 Монастырь близ Афин. — Прим. перев. 17 Согласно греческой богослужебной практике, после окончания Божественной литургии епископ или священник выходит из алтаря и раздает верующим антидор. — Прим, перев. 18 Матала — живописное место с песчаным пляжем и уникальными пещерами на острове Крит недалеко от города Айа Триада. Там с середины 1960–х до середины 1970–х годов проходили ежегодные съезды всех хиппи Европы. — Прим. перев. 19 Мф. 10, 36. 20 Мф. 6,20. 21 Пс. 145, 9. 22 Преподобный Нифонт († 1411), сподвижник и автор первого жития преподобного Максима Кавсокалива. Пещера святого находится близ скита Кавсокаливия. — Прим. перев. 23 Преподобный Нил Мироточивый (+ 1651). Келья и пещера святого Нила расположены на тропе между Великой Лаврой и скитом Кавсокаливия. — Прим. перев. 24 2 Кор. 11,29. 25 Свт. Иоанн Златоуст. Слово о совершенной благодати. PG 56, 281.33.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. за четверг: Лит.: Ап.- 1Тим.3:1-13 Ев.- Лк.21:28-33 рядовое: Лит.: Ап.- 1Тим.4:4-8,16 Ев.- Лк.21:37-22:8 прп.: Лит.: Ап.- 2Кор.4:6-15 Ев.- Лк.6:17-23 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. святителю Амвросию, епископу Медиоланскому Тропарь святителю Амвросию, епископу Медиоланскому, глас 4 Правило веры, и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему,/яже вещей истина;/сего ради стяжал еси смирением высокая,/нищетою богатая, отче священноначальниче Амвросие,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак святителю Амвросию, епископу Медиоланскому, глас 3 Божественными догматы облистая,/помрачил еси Ариеву прелесть,/священнотаинниче и пастырю Амвросие,/чудодействуя же силою Духа,/страсти различныя яве исцелил еси, отче преподобне,//Христа Бога моли спастися душам нашим. Ин кондак святителю Амвросию, епископу Медиоланскому, глас 8 Изрядно слово жизни стяжав, отче мудре,/не усумнеся высоты царския, богонаказательне царя обличи и умудрив./Тем паче честне почтеся и людей своих паству к Богу настави./Сего ради зовем ти://радуйся, Амвросие предивне. Молитва святителю Амвросию, епископу Медиоланскому О, преславный чудотворче, в скорбех скорый помощниче и усердный о мире к Богу молитвенниче, отче святый Амвросие! Вемы, яко велие ко Спасу имаши дерзновение, предстоя горнему Престолу Его, и сего ради смиренно припадаем ти: молися Ему, угодниче Божий, да подаст народу Российскому благоденственное и мирное житие, да избавит от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменных, от недуга и глада, от всякия скорби и смертоносныя язвы и от всякаго зла; нам же всем, верою празднующим святую память твою и усердно ходатайства твоего чающим, да ниспослет вся благопотребная ко временному и вечному житию нашему, паче же оставление грехов, мир помыслов, тишину сердечную, здравие душам и телесем нашим.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-12-...

Судьбы Православия на современном постсоветском пространстве. 1 травня 2005 р. 13:00 Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II порталу «Патриархия.ru» — Ваше Святейшество, многие чада Русской Православной Церкви — граждане сопредельных с нашей страной государств отмечают сегодня Пасху Христову, пережив за последний год серьезные общественные потрясения. Как бы Вы сформулировали свое отношение к тем процессам в рамках СНГ, которые поставили российское правительство перед необходимостью решать принципиально новые задачи? — Прежде всего мне бы хотелось поздравить всех чад Русской Православной Церкви, живущих и в нашей стране, и за ее пределами, с праздником Светлого Христова Воскресения. «Христос Воскресе!» — перед этой спасительной вестью бессильно все зло мира. И если мы полнотой своего сердца приобщимся к тому торжеству над грехом и смертью, какую принесла человеку Пасха Господня, то в нашей жизни не будет места ни разделениям, ни страстным противостояниям, ни суетной борьбе. «Я победил мир» (Ин. 16, 33), — сказал Спаситель, и в свете искупительного подвига Восставшего из мертвых Христа все наши видимые победы, замешанные на своеволии, корысти и неприятии друг друга, суть прах и тлен. За последний год в некоторых независимых государствах — бывших республиках СССР, действительно, произошли серьезные изменения. Наше отношение к этим процессам обусловлено фактом отделения Церкви от государства во всех странах, переживших подобные нестроения. Оно основано на понимании принципиального различия в призвании между светской властью и Христовой Церковью. Государство прежде всего берет на себя попечение об устроении материальной стороны жизни общества. Мир начала XXI века представляет собой чрезвычайно сложную структуру, внутри которой взаимодействуют различные экономические, идеологические и социокультурные факторы. В этой ситуации неизбежно расхождение между разными общественными группами в видении оптимальных путей развития своих государств. Процесс глобализации, которым сегодня охвачены и Россия, и ее соседи, обладает очень большим потенциалом конфликтности, свидетельством чему явились, в частности, острые кризисные ситуации на Украине и в Киргизии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201315...

Христос некогда сказал ученикам: «Мужайтесь, ибо Я победил мир» (Ин. 16: 33). С особой радостью мы всегда слушаем слова воскресного песнопения: «Днесь спасение миру бысть. Поем воскресшему из гроба и Начальнику жизни нашея, разрушив бо смертию смерть, победу даде нам и велию милость». Христианство воспитывало и воспитывает победителей. Над диаволом, грехом, своими страстями, обстоятельствами жизни. И есть глубинная связь между христианским подвижничеством и воинским подвигом. Воскресение Христово именуется еще и восстанием. Фронтовик, генерал-майор ВДВ, в годы войны командир штрафной роты 8-го штрафного батальона Александр Васильевич Пыльцын говорил мне: «Как преодолевался страх на войне? Самое главное: поднялся в атаку – уже не ложись. Иди в бой». В связи с темой восстания вспоминаются строки Ольги Берггольц, посвященные 20-летнему гвардейцу Владимиру Нонину, павшему смертью храбрых в январе 1944 года под Ленинградом при штурме Вороней горы, откуда немцы вели огонь по Ленинграду: Когда прижимались солдаты, как тени, К земле и уже не могли оторваться, – Всегда находился в такое мгновенье Один безымянный, Сумевший Подняться. Правдива грядущая славная повесть: Она подтвердит, не прикрасив нимало: Один поднимался, но был он – как совесть. И всех за такими с земли поднимало. Не все имена поколенье запомнит. Но в тот исступленный, клокочущий полдень Безусый мальчишка, гвардеец и школьник, Поднялся – и цепи штурмующих поднял. Он знал, что такое Воронья гора. Он встал и шепнул, а не крикнул: «Пора!» Он полз и бежал, распрямлялся и гнулся, Он звал, и хрипел, и карабкался в гору, Он первым взлетел на нее, обернулся И ахнул, увидев открывшийся город! И, может быть, самый счастливый на свете, Всей жизнью в тот миг торжествуя победу, Он смерти мгновенной своей не заметил, Ни страха, ни боли ее не изведав. И, зная, чувствуя это, по особому понимаешь значение Дня Великой Победы , который по неизреченному Промыслу Божию 9 мая всегда приходится на дни Святой Пасхи. И это наша вторая Пасха – день спасения всего мира от фашистской чумы и день воскресения русской души. Свидетели 9 мая 1945 года вспоминают о той воистину пасхальной радости со слезами на глазах, которая охватила русских людей при известии о том, что подписана безоговорочная капитуляция фашистской Германии. Александра Васильевна Аксенова, библиотекарь СПбДА: «Люди плакали, целовались, обнимались. Одна старушка бросилась на шею совершенно незнакомому солдатику: “Дорогой мой, война кончилась. Тебя же не убьют”». А Михаил Иванович Фролов, ветеран Великой Отечественной войны, рассказывал, как он встретился с мамой своего убитого друга, как они обнялись и заплакали. От горя, что его друг Миша погиб, и от радости, что сами живы остались.

http://pravoslavie.ru/80124.html

ЦВ 18 (439) сентябрь 2010 /  18 сентября 2010 г. Дивен Бог во святых своих. К 10-летию прославления преподобного Серафима Вырицкого Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 16), — так определяет критерий истинной святости апостол и евангелист Иоанн Богослов, бывший любимым учеником Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Серафим Вырицкий действительно жил любовью ко всем. Во всяком его слове и деле всегда светилась она и неудержимо изливалась на все окружающее. Своей любовью он обнимал весь мир и желал вечного спасения всем людям. Именно любовь соединяет святых с Господом нашим Иисусом Христом и Господа со святыми, ибо Он Сам есть любовь. Святые по любви своей ходатайствуют о скорбящих, немощных и малодушных, а Он, по любви своей, вдохновляет и укрепляет народ Божий в находящих скорбях и искушениях. Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6, 17). Эти слова Святого Евангелия по праву можно отнести к отцу Серафиму. Он воистину стал избранным сосудом благодати Божией, орудием Духа Святого Божия, посредством которого действует Сам Господь.  Христовы любовь и смирение — главные качества жителя горнего мира, которые стяжал вырицкий старец многими скорбями и великими подвигами. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33), — этот завет Спасителя был для подвижника незыблемым правилом его жизни. А она является живым примером исполнения заповедей Святого Евангелия, практическим пособием к стяжанию Духа Святого Божия на пути к горнему Иерусалиму, истинному Отечеству нашему. Это самое великое чудо, которое сотворил для нас преподобный. Он не писал назидательных книг, но дал действенный образ спасения в современном бушующем мире, где кипят страсти и господствует дух антихриста, низводящий в адскую бездну неисчислимое количество душ. «Приходите ко мне на могилку, как к живому, разговаривайте, как с живым, и я всегда помогу вам», — многим говорил в свое время вырицкий старец. И вот уже более шести десятилетий идут бесконечной вереницей искатели нетленных небесных сокровищ к месту земного упокоения великого подвижника, на маленький церковный погост у стен вырицкого Казанского храма. Приходят сюда многие люди и со своими земными проблемами — всех с любовью, как и во дни своего земного жития, принимает преподобный.

http://e-vestnik.ru/history/439diven_bog...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010