Ис.54:13 . И все сыновья твои будут научены Го­с­по­дом, и великий мир будет у сыновей тво­их. Стихи 13–14 изображают будущее внутреннее благосостояние новозаветной церкви. «И все сыновья твои будут научены Господом». О том, что Господь изольет на новозаветных чад Своих мир и милость и преподаст им благодатные уроки любви, премудрости и благочестия – неоднократно говорится во многих местах Ветхого и Нового Завета ( Ис.44:3 ; Иер.31:33, 34 ; Иез.11:19 ; Иоил.2:28 ; Ин.6:45 ; Деян.2:17 ; 1Сол.4:10 и др.). Ис.54:14 . Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнете­ния, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не при­близит­ся к тебе. «Ты утвердишься правдою». Из 14-го стиха очевидно, что слова Господа обращены к Невесте и Супруге Великого Царя, к Церкви Христовой. Церковь , Невеста Христова, «утвердится правдою». Но не о Женихе ли ее сказано, о Котором пророчествовал Пс.44 и Который есть тот же Еммануил и Отрок Господень: «поспеши, воссядь на колесницу, ради истины и кротости и правды» ( Пс.44:5 )? «Не о нем ли говорит Исаия: «младенец родился нам... и нарекут имя Ему... Князь мира. Умножению владычества его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве Его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века». ( Ис.9:6–7 Властов). Ис.54:15–17 . Господь обещает Свою всесильную помощь против всех врагов, имеющих когда-либо ополчиться на Его Церковь . Ис.54:15 . Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня; кто бы ни вооружил­ся про­тив тебя, падет. «Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня». Утверждается новая точка зрения на бедствия и страдания церкви: ветхозаветная церковь переживала бедствия, которые, для ее вразумлення, попускал, или даже как бы насылал, на нее Сам Бог ( Ис.1:5–6 ; Ис.2:6 ; Ис.6:10 ; Ис.10:5 ; Иер.7:25–34 ; Иез.8–11 и др.). Новозаветные же страдания – бедствия и гонения – имеют другой источник и иное значение, отчасти раскрытое у Апостола Петра ( 1Пет.4:12–13 ). Ис.54:16 . Вот, Я сотворил кузнеца, который раз­дувает угли в огне и про­изводит орудие для своего дела, – и Я творю губителя для истребле­ния.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пойдите за ним и, в какой дом он войдет, скажите хозяину того дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой Я могу есть пасху с учениками Моими? И он укажет вам большую комнату; там приготовьте нам, что нужно». Они пошли в город и, нашедши то, что Иисус сказал им, приготовили пасху. Когда наступил вечер, Иисус вошел в дом и сел за стол с двенадцатью учениками. По обычаю иудеев слуга должен был омыть ноги гостям. Но в этот раз слуги не было в комнате, а из апостолов никто не хотел заменить слугу и вымыть ноги. Чтобы показать пример, как должно служить друг другу, Иисус Христос встал из-за стола, снял верхнюю одежду, взял полотенце и стал умывать ноги ученикам и отирать их полотенцем. Умыв ноги, Спаситель опять сел за стол и сказал ученикам: «так и вы должны служить друг другу». Затем Он совершил пасху, как было установлено. Окончив пасху, Иисус Христос взял в Свои святые руки хлеб и, возблагодарив Своего Всемогущего Отца, благословил хлеб, разломил его и дал Своим ученикам, говоря: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов (примите, ешьте, это – Мое Тело, которое за вас предается для прощения грехов)». Таким образом ученики под видом хлеба вкусили Тела Христова. Потом Спаситель взял чашу с вином и, поблагодарив Своего Отца, благословил ее и подал Своим ученикам, говоря: «пийте от нея вси, сия есть Кровь?; Моя нового завета, яже за вы и за многия изливаема во оставление грехов (пейте из нее все, это – Моя Кровь нового завета, которая за вас и за многих проливается для прощения грехов)». Под видом вина ученики вкусили Кровь Христову. Потом Господь добавил: «это делайте в Мое воспоминание». Во время этой вечери Господь сказал апостолам: «один из вас предаст Меня». Ученики очень опечалились и стали спрашивать Его один за другим: «не я ли, Господи?» Также спросил Его и Иуда Искариотский: «не я ли, Учитель?» Иисус сказал ему: «ты», но сказал так тихо, что ученики не расслышали этого. Тогда Иоанн, любимый ученик Иисуса Христа, припав к груди Его, тихо спросил Его: «Господи! кто это?» Господь отвечал: «тот, кому я, обмакнув кусок хлеба, подам». И, обмакнув кусок, подал Иуде Искариотскому. После сего в душу Иуды вошел сатана. Иуда хотел сейчас же идти к первосвященникам и выдать им Иисуса Христа. Спаситель сказал Иуде: «что ты делаешь, делай скорее». Иуда тотчас же вышел из дома. Эта вечеря Христова называется Тайною вечерею. Что Иисус Христос велел сделать Своим ученикам утром в четверг? Что Он сделал, придя в дом вечером? Какой пример служения показал Спаситель Своим ученикам? Что Христос сделал с хлебом? – с вином? Что заповедал Он об этом Апостолам? Как Иисус Христос говорил о предателе? О чем опечаленные ученики спрашивали Христа? Каким знаком Спаситель указал на предателя? Что Христос сказал Иуде? Что сделал Иуда? Как называется эта вечеря Христова? 122. Прощальная беседа Спасителя с учениками. Обетование о Духе Святом (Ин.13:33–38; Ин.14:16–17, Ин.26; Ин.15, Ин.26)

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Как видно, крещенский Апостол во главу, или в основание, христианской жизни ставит именно БЛАГОДАТЬ Святого Духа, даруемую нам через Господа Иисуса Христа. Так же точно говорится и в прочем Новозаветном Писании. Укажем на это. Самое Евангелие называется «Евангелием благодати» ( Деян. 20:24 ). Велия благодать была на всех христианах ( Деян. 4:33 ). На Пасху мы читаем в Евангелии: мы сделались чадами Божиими ( Ин. 1:12 ), ибо от Бога родились (ст. 13); и это даровано по вере во имя Его, то есть Христа: Он, Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, и эта благодать и истина произошли чрез Иисуса Христа ( Ин. 1:14,16–17 ). И на Воскресение Христово не читается Апостол об этом, вопреки общему порядку на двунадесятые праздники, а читается Слово Божие именно о «благодати» через Христа. Легко заметить и то, что почти все послания апостола Павла и начинаются и кончаются словами о благодати: через Христа Господа мы получили благодать и апостольство на проповедь о Нем; и всем… благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа ( Рим. 1:5, 7 ; 1Кор. 1:9 ; 2Кор. 1:2 ; Гал. 1:3 ; Еф. 1:2 и т.д., и т.д.). Исключением является только Послание к евреям, которое начинается без этого приветствия, но кончается, как и все, тем же пожеланием: Благодать со всеми вами ( Евр. 13:25 ; 1Пет. 1:2 ; Апок. 22:21 и т.д.). Да что много говорить об этом, если Сам Господь в последней прощальной беседе говорит скорбящим ученикам: Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам… Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ( Ин. 16:7, 13 ). Я еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить (ст. 12). Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек ( Ин. 14:16 ), Дух Святый… научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (ст. 26). И конец Христова дела был в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на человечество, в лице апостолов ( Деян. 2:4 ), и потом и на три тысячи человек (ст. 38–41); после – на пять тысяч ( Деян. 4:4 ). И стала возрастать Церковь Божия в Духе Святом, несмотря на гонения, и даже отчасти – вопреки и благодаря им. Слово Божие росло, и число учеников весьма умножилось ( Деян. 6:7 ). Савл стал гнать и терзать Церковь в Иерусалиме, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу… Все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Но рассеявшиеся ходили и благовествовали слово ( Деян. 8:1–4 ). И Христово учение распространялось и распространялось…

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

13. Чаша и блюдо. Обычные чаша и блюдо означают греховность человеческую, причем «чаша» символически представляет человека чистого, а «блюдо» – греховного. Важнее вымыть чашу и блюдо изнутри, чем снаружи. Точно так же гораздо важнее держать в чистоте душу, чем тело. Евангелие гласит: «Фарисей слепой, очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» ( Мф.23:26 ). 14. Побеленные и окрашенные гробы – символ лицемерия людского. Напрасный труд украшать гробы снаружи, если они «внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» ( Мф.23:27 ). «Кости мертвецов» – это символ окаменевшего сердца и заблуждающегося разума человеческого, не поддающегося влиянию Духа Святого. «Нечистоты» олицетворяют дурные пороки и страсти. Все свои пороки лицемерные люди скрывают за притворной набожностью и добродетельностью, как красивый гроб скрывает в себе мертвеца. 15. Сума и сокровища – символ ризницы небесных сокровищ, как сказано в Евангелии: приготовляйте себе сумы не ветшающие, «сокровище неоскудевающее на небесах» ( Лк.12:33 ), «ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» ( Мф.6:21 ). 16. Горящий светильник и чресла препоясанные есть символ разума, просветленного верой в Христа, и страстей плотских, обузданных воздержанием. 17. Дом – это символ небесной обители: «в доме Отца Моего обителей много» ( Ин.14:2 ). Дом как здание храма обозначает тело человеческое: «Разве не знаете, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа» ( 1Кор.6:19 ). 18. Посох, жезл – это знак власти и старшинства. Кроме того, это и трость Ангела Хранителя, удерживающего человека с правой стороны, чтобы тот не пал в грязь греха. 19. Меч и семя есть символы слова Божьего, причем «семя» означает произнесенные Господом слова, а «меч» – силу слова Господа, как сказано в Откровении святого Иоанна Богослова: «и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч» ( Откр.1:16 ). И апостол Павел указывает: «возьмите меч духовный, который есть Слово Божье» ( Еф.6:17 ). 20. Щит означает веру, как сказано в Новом Завете: «а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого» ( Еф.6:16 ). И правда, вера защищает человека в этой жизни сильнее всего остального.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Мир, прелестью помраченный, Христа Господа ненавидел и гнал – ненавидит и гонит и христиан, как Христовых, Христа придерживающихся, Христа любящих и за Ним следующих. Раб не больше господина своего (Ин. 15:20). Изгнали Христа Господа, чего ждать и рабам Его, кроме гонения? Предсказано это Самим Богом и в святом Писании написано: Будете ненавидимы всеми за имя Мое (Мф. 10:22). В мире будете иметь скорбь (Ин. 16:33). Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15:18– 19). Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3:12). Многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие (Деян. 14:22). И глас небесный свидетельствует об избранниках Божиих: Это те, которые пришли от великой скорби (Откр. 7:14). Предсказана христианам скорбь, чтобы христиане были готовы к терпению скорби. Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению (Сир. 2:1). Нечего христианам о золотых днях мечтать и их ожидать. Скорбь им предсказана – и видим это. От кого же христианам скорбь терпеть? Гонение от мучителей-язычников прекратилось, христиане живут между христианами. Действительно, явных гонителей и мучителей не стало, и слава Богу! Но дьявол, первейший мучитель, по-прежнему непрестанно воздвигает гонение на благочестивых, по Писанию: И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа (Откр. 12:17). Вот первейший мучитель христианский! Иисус Христос Господь наш от Своих пострадал, как написано: Пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин. 1:11). Пророки Его от своих единоплеменников пострадали, как видим в Писании (Мф. 13:57; 23:37). Так и христиане от своих христиан, но ложных, страдают. Злой сосед доброго соседа ненавидит и гонит; злой муж добрую жену и злая жена доброго мужа ненавидит и гонит; брат и сестра доброго брата и сестру ненавидит и гонит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

«Иерусалим! – воскликнул Христос, обращаясь к книжникам и фарисеям, – Сколько раз Я хотел собрать дети твоих, как птица собирает птенцов своих, и вы не захотели. И вот оставляется дом ваш пуст». С этими словами Господь вышел из храма, и больше уже не возвращался в него. В эти дни Христос уходил на ночь в Вифанию. Как ни желали враги Господа схватить Его скорее, все же они было решили сделать это после Пасхи, когда народ, любивший Его, разойдется из Иерусалима. Но вдруг к ним пришел в среду один из учеников Христовых, жадный до денег и вор Иуда Искариотский, и спросил первосвященников, что они дадут ему, если он предаст Иисуса. Те предложили ему тридцать сребреников (на наши деньги около тридцати рублей, то есть цену, за которую продавали плохих рабов). Иуда согласился и ждал только удобного случая, чтобы исполнить свой страшный умысел. 38. Тайная вечеря (Мф. 26:17–30; Лк. 22:7–38; Ин. 13:1–38) В четверг пошел Иисус Христос опять в Иерусалим с двенадцатью учениками Своими и вошел в дом, где ему заранее была приготовлена комната. Это была Его последняя вечеря с апостолами. Пришедшие с дороги имели обыкновение омывать свои запыленные ноги. Это омовение делал раб, или слуга. Христос же, войдя в горницу, снял с Себя верхнюю одежду, препоясался, влил воды в умывальницу и Сам омыл ноги Своим ученикам, отер полотенцем и потом сказал им: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно называете. Итак, если Я, Господь и Учитель, омыл ноги вам, то и вы должны омывать ноги (то есть служить) друг другу. Я подал вам пример». И потом, во время самой вечери Христос взял хлеб, благословил его, разломил и, раздавая апостолам, сказал: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Затем взяв чашу с вином и благословив, Он подал и ее ученикам, говоря: «Пийте от нея вси; сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Потом Господь добавил: «Сие творите в Мое воспоминание». Таким образом Господь установил здесь таинство причащения. Причащение называется таинством, потому что, каким образом хлеб и вино становятся в нем истинными Телом и Кровью Христовыми, это для нас тайна: это известно только Господу Богу. Вечеря Христова, на которой это таинство было установлено, называется Тайной вечерей. О важности для христианина приобщения св. Таин Христовых было сказано в 1-ом Отделе. На Тайной вечере Господь сказал апостолам, что один из них предаст Его. Апостолы в страхе и смущении спрашивали Его, каждый о себе: «Не я ли, Господи?» Когда спросил Иуда, Господь ответил: «Ты сказал», а затем, обратившись к нему, молвил: «Что делаешь – делай скорее». Иуда понял, что ужасный замысел его открыт, вышел из дома и пошел к врагам своего Учителя. 39. Прощальная беседа Христа с учениками. Молитва Его в Гефсиманском саду (Ин. 13:33–38, 14, 15, 16, 17, 18:1–12; Мф. 26:30–56; Мк. 14:26–42; Лк. 22:39–54)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

– Иди! Тогда Петр прыгнул из лодки в воду и пошел по воде к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и стал тонуть. Господь Иисус протянул ему руку, поддержал его и сказал: – Маловерный, зачем ты засомневался? ( Мф.14:22–33 ). Когда Господь Иисус спросил Своих учеников, за кого они Его принимают, Петр от лица всех сказал: – Ты Христос, Сын Бога живого! и услышал в ответ: – Ты Петр (то есть Камень), и на этом камне Я создам Церковь Мою и врата ада (то есть гибель) не одолеют ее ( Мф.16:15–19 ). Однако сразу же после этого, когда Иисус Христос сказал ученикам, что Ему предстоит пострадать и быть распятым, Петр стал умолять Его пожалеть Себя и не дать этим событиям совершиться. Тогда Господь Иисус сказал Петру: – Отойди от меня, сатана! Ты думаешь не о том, что Божье, но что человеческое ( Мф.16:21–23 ). Совсем особенным событием в жизни Петра был день, когда Господь Иисус взял с собой его и еще двух ближайших учеников – Иакова и Иоанна и повел их на высокую гору. Там они увидели Преобразившегося Господа таким, каким они Его еще никогда не видели. Его лицо просияло как солнце, а одежды стали белы как снег. Рядом с Ним стояли ветхозаветные Пророки Моисей и Илия и говорили о Его исходе (то есть о предстоящих Ему страданиях, смерти и Воскресении). Ученики в ужасе упали лицом на землю, а горячий и пылкий Петр воскликнул: – Господи, хорошо нам здесь. Если хочешь, я сделаю здесь три кущи (т.е. шалаша) – для Тебя, для Моисея и для Илии! Но в это время Моисей и Илия исчезли, а из облака раздался голос Бога-Отца: – Это Мой любимый Сын, на Котором Мое благоволение, слушайте Его! ( Мф.17:1–13 ; Мк.9:2–13 ; Лк.9:28–36 ). Отречение Петра . Преданно и с любовью Петр служил Господу Иисусу в течение трех лет Его проповеди . Когда перед крестной смертью Спасителя ученики собрались на пасхальный ужин – Тайную Вечерю и Господь Иисус в знак Своей любви к ним захотел умыть им ноги, Петр стал спорить с Ним, говоря, что он не допустит такого унижения Господа перед собой ( Ин.13:1–15 ). В ту же ночь, в Гефсиманском саду, когда воины и слуги Первосвященника пришли арестовать Иисуса Христа, Петр схватил меч и ударил им одного из слуг, так что отсек ему правое ухо ( Ин.18:1–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

VIII. Война и мир VIII.1. Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества — братоубийственной ненависти (Быт 4:3–12). Войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее: “Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть” (Мк 13:7). Об этом свидетельствует и Апокалипсис, повествуя о последней битве сил добра и зла при горе Армагеддон (Откр 16:16). Земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией. Поврежденный грехом человек оказался вовлечен в стихию этой брани. Война есть зло. Причина его, как и зла в человеке вообще, — греховное злоупотребление богоданной свободой, “ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления” (Мф 15:19). Убийство, без которого не обходятся войны, рассматривалось как тяжкое преступление пред Богом уже на заре священной истории. “Не убий”, — гласит закон Моисеев (Исх 20:13). В Ветхом Завете, как и во всех древних религиях, кровь имеет священный характер, поскольку кровь — это жизнь (Лев 17:11–14). “Кровь оскверняет землю”, — говорит Священное Писание. Но тот же библейский текст предостерегает обращающихся к насилию: “Земля не иначе очищается от пролитой крови, как кровию пролившего ее” (Чис 35:33). VIII.2. Неся людям благую весть примирения (Рим 10:15), но находясь в “мире сем”, который пребывает во зле (1 Ин 5:19) и исполнен насилия, христиане невольно сталкиваются с жизненной необходимостью участвовать в различных бранях. Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин 15:13).

http://pravmir.ru/osnovyi-sotsialnoy-kon...

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею»... и «возлюби ближнего твоего, как самого себя», говорит Господь. На этих двух заповедях, по слову Господа, утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:37– 40 ); их исполнение «больше всех всесожжений и жертв». ( Мк.12:33 ) «Любящий другого», разъясняет апостол, «исполнил закон», «ибо... все другие заповеди заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя». ( Рим.13:8–9 ) «Любите», говорит Господь, даже «врагов ваших; благотворите ненавидящим вас; благословляйте проклинающих вас, и молитесь за обижающих вас». ( Лук.6:27–28 ) Без любви христианской ни дар пророчества и чудотворения, ни даже раздача всего имения и предание самого тела своего на сожжение, не могут иметь никакого значения ( 1Кор.13:2–3 ) «Кто не любит; тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». «Не любящий брата пребывает в смерти». «Не любящий брата своего не есть от Бога». ( 1Ин.3:14, 10; 4:8 ). Итак, любовь к ближнему – это основная заповедь христианства, отличительный признак, по которому можно узнать истинных учеников, Христовых. ( Ин.13:35 ). Одним из самых естественных и существеннейших проявлений этой христианской любви к ближнему является молитва за него к Богу, а потому слово Божие настойчиво и многократно внушает верующим этот долг молитвы. «Прежде всего прошу», пишет апостол, совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков». ( 1Тим.2:1 ) «Молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного». ( Иак.5:16 ) «Бодрствуйте в молитвах», ( 1Петр.4:7 ) «Непрестанно молитесь» ( 1Сол.5:17 ) «Молитесь» даже «за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф.5:44 ) Люби своего ближнего и молись за него, – вот непреложный завет нам веры Христовой, а так как Бог наш есть Бог и живых и мертвых и «у него все живы» ( Лук.20:38 ; Рим.14:9 ), то и христианская любовь наша «никогда не перестает» ( 1Кор.13:8 ), простираясь и на живых, и на умерших. Вот почему Святая Церковь и внушает нам молиться за наших усопших ближних. Св. Кирилл Иерусалимский говорит: « мы молимся о всех между нами скончавшихся, веруя, что се приносить великую пользу душам, за которых приносится молитва» 1 . «Должно», по учению Св. Иоанна Златоуста , сколько можно помогать умершему не слезами, но молитвами, и молениями, и милостынею, и приношениями». «Не поленимся подавать помощь умершим и приносить о них молитвы» 2 . «Не бедным одним должно являть милость во время жизни нашей»; говорить бл. Августин, но постараемся оказывать оную и умершим!» «Всем нам, имеющим прейти от сей жизни, нужно милосердие». «Хочешь ли, чтобы Бог был тебе милостив? Будь сам ближнему таким. Итак, молись за умерших, чтобы и они, когда будут в блаженной жизни, молились о тебе» 3 . Наша святая вера таким образом учит нас: люби своего ближнего и молись за него, как за живого, так и за умершего.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Когда человек обличается совестью и чувствует себя великим грешником, то это верный признак, что Господь его любит, – потому и обличает. Если вы терпите наказание, – сказано избранным, – то Бог поступает с вами, как с сынами ( Евр.12:7 ). Посему и Иеремия взывал: не буди ми во отчуждение: упование мое Ты в день лют ( Иер.17:17 ). И все святые жили на земле со всяким смиренномудрием и многими слезами ( Деян.20:19 ). Из глаз моих текут потоки вод от того, что не хранят закона Твоего (Ср. Пс.118:136 ), – говорил прор. Давид; но после он же взывал: благо мне, что я пострадал. Прежде страдания моего я заблуждал, а ныне слово Твое храню ( Пс.118:71, 67 ), и – верую видети благая Господня на земле живых ( Пс.26:13 ). Но легко ли человеку, зараженному лестью лукавого, прийти в познание истины и спастись? Господь пришел исцелить сокрушенных сердцем... отпустить измученных на свободу ( Лк.4:18 ); и потому прежде, чем получит кто радость спасения, много должен потерпеть мучений. Истаивает душа моя о спасении Твоем, – взывал пророк Давид, – я говорю: когда Ты утешишь меня? ( Пс.118:81 ). Но вот и путь, которым привел его Господь во спасение: едва не погубили меня враги; но я не оставил повелений Твоих. Они подвергают меня, чтоб погубить; а я углубляюсь в откровения Твои – утешение мое, и уставы Твои – советники ( Пс.118:87, 95, 24 ). И нас тому же учит Господь: аще пребудете в словеси Моем, воистину ученицы Мои будете: и уразумеете истину, и истина освободит вы ( Ин.8:31, 32 ). Почему, делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем ( Гал.6:9 ). Хотя иго Господне и благо (Ср. Мф.11:30 ), однако же не мимо идет и сие слово Господне: в мире скорбни будете ( Ин.16:33 ). Всем нам суждено войти в Царствие Божие многими скорбями ( Деян.14:22 ). Повинитеся Богу, – сказано нам, – постраждите и слезите, и плачитеся ( Иак.4:10 ). Не бывайте бессмысленны, но познавайте, что есть воля Божия ( Еф.5:17 ). Не благоволил Бог, чтоб возлюбленные его покоились в мире сем; но паче восхотел, чтобы пребывали в сокрушении сердечном и печали о своем спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010