За восхождением следует сошествие Духа, ср. 7:39. Дух животворит — характерное выражение Павла (последний Адам есть дух животворящий 1 Кор 15:45; буква убивает, а дух животворит 2 Кор 3:6), у Иоанна Дух связан с новым рождением (3:5–6,8) и живой водой (4:23–24; 7:38–39). Дух и жизнь связаны и в ВЗ (Быт 1:2 и особенно видение сухих костей в Иез 37:1–14, где Дух Божий воскрешает мёртвых). Плоть не пользует нимало — как всякая плоть не имеет силы без духовного начала, так и Евхаристия, принимаемая без веры и содействия Духа, не приносит пользы и не удерживает ученика от предательства, см. сле­дующий стих. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь — ср. в Ис 40:6–8 переход от плоти к слову; о животворящем слове см. Ин 5:24. Слова не обязательно означают предшествующую речь, но скорее все слова Иисуса, Который есть воплотившееся Слово (1:1). Может быть, слова — это евхаристические формулы (Иоанн не приводит, но подразумевает их), особенно если за греч. ·»mata стоит евр. которое значит не только ‘слова’, но и ‘дела’; впрочем, не только Евхаристия, но и чудесное насыщение как прообраз её, умовение ног (13:4–11) и очищение Словом (15:3) представляют нераздельное единство слова и дела, “зримые слова”. Ср. ещё Втор 8:3; Иер 15:16 (обретены слова Твои, и я съел их); Иез 2:8–3:3 (повеление пророку съесть книжный свиток) и то же в Откр 10:9–10. Если местоимение ™gu ‘я’ выражает контрастное выделение, слово Иисуса противопоставляется Торе и превосходит её, см. Гал 3:21. Но есть из вас некоторые неверующие — вера разделяет слушателей Иисуса на две части, и границы эти могут быть незримы: неверующие оказываются среди учеников. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его — слова от начала могут значить время призвания учеников, а могут, как и в 1:1, относиться к истинному началу всего, довременному предведению всего Богом. Для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего — то есть чтобы подготовить верных учеников к уходу множества нестойких, Иисус заранее открыл им, что вера не может быть результатом человеческой инициативы или человеческих расчётов: она приходит только от Бога. Вера во Христа не просто трудна: без Божиего содействия она невозможна, ср. Мк 10:27.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Соборное богослужение Великого Четверга в Константинополе в IX-XII вв. отражено в Типиконе Великой церкви В Великий Четверг с утра и до полудня совершалось поклонение св. копью - тому самому, по преданию, которым было пронзено ребро Спасителя (Ин 19. 34); этот чин совершался лишь в К-поле, что естественно связано с уникальностью реликвии (ныне св. копье находится в Риме). Утреня имела обычный порядок; из песнопений Типикон указывает тропарь на Пс 50 (4-го плагального (т. е. 8-го) гласа: " Semeron ho basileus tes dzoes " (греч.) - Днесь црарь жизни). По окончании утрени Патриарх совершал поклонение св. копию при пении тропаря 2-го гласа: " Proskunoumen ten logchen " (греч.) (Покланяемся копию). Тот же тропарь пели и на антифонах тритекти (третье-шестой час - дневная служба будних дней Великого поста), когда поклонение св. копию завершалось (на др. день - в Великую пятницу - поклонение копью совершалось еще раз). После входа тритекти на амвоне пели тропарь 3-го гласа: " Ho rapistheis huper genous anthropon kai me orgistheis " (греч.) (Заушенный за род человеческий, и не прогневавыйся) и читали паремию (Иер 11. 18 - 12. 15, с прокимнами: из Пс 82 до нее и из Пс 75 - после). После отпуста тритекти совершался чин омовения св. престола. Вечером служили вечерню, в конце которой был чин умовения ног: Патриарх омывал ноги 3 иподиаконам, 3 диаконам, 3 пресвитерам, 2 митрополитам и 1 архиепископу при чтении Ин 13. 3-11 (в Евхологиях чин представлен полностью - см. ст. Умовение ног). После чина совершался вход с Евангелием, и сразу с чтений (без Трисвятого и проч.) начиналась Божественная литургия. Чтения Литургии: Исх 19. 10-19, прокимен из Пс 139, Иов 38. 1-21, прокимен из Пс 58, Ис 50. 4-11, прокимен из Пс 2, 1 Кор 11. 23-32, аллилуиарий, составное Евангелие (за основу взято повествование евангелиста Матфея, с 2 вставками: Мф 26. 2-20, Ин 13. 3-17, Мф 26. 21-39, Лк 22. 43-44, Мф 26. 40-27. 2). В Литургию включен чин освящения мира; вместо херувимской песни и причастна поется тропарь 4-го среднего гласа " Tou deipnou sou " (греч.) (Вечери твоея) (Mateos. Typicon. T. 2. P. 72-77).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Флп.3:20–21 . «Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего Иисуса Христа), Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силой, которой Он действует и покоряет Себе всё». Объяснение. Правда, апостол Павел тела наши называет «уничиженными», но в том смысле, что они подвержены греху, болезням, алчут, жаждут; этих недостатков не будут иметь тела небесные: 2Кор.5:8 ; 1Кор.15:51–53 . Здесь же апостол говорит о прославлении христианских тел в будущей жизни, о том, что степени прославления праведников будут различны, что тленное облечётся в бессмертие и т.д. Но у него здесь вовсе нет и речи о том, что обязательно каждое тело должно истлеть: 1Кор.6:14:19 . Быт.3:19 . «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься». Объясн. По смерти человека тело его истлевает и обращается в прах вследствие греха, в нём живущего; вследствие греха и Бог изрёк Адаму: «Прах ты, и в прах возвратишься», но нельзя забывать второго Адама, нового, безгрешного, второго Человека: 1Кор.15:17 ; 1Пет.2:22 . Не по ветхому Адаму надлежит судить о христианах, а по Адаму новому – Христу: 1Кор.15:45–49 . От первого Адама мы наследовали грех, смерть и тление; но Христос уничтожил грех, победил смерть и дарует нам нетление: 1Кор.15:53–57 ; Пс.15:10 . Иисус Христос уничтожил грех, всех зовёт к святости, всем дарует нетление, но не все одинаково принимают дары Христовы: Гал.6:7–8:5:19–23 . Втор.34:6 . «И погребён (Моисей) на долине в земле Моавитской, против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня». Объяснение. И Православная Церковь , во исполнение приговора Божия: Быт.3:19 , погребает всякого человека, как бы он ни был свят и праведен, но после победы Христа над грехом и смертью даровано истинным сынам Христа избавление от тления «и смертное сие облечется в бессмертие»: 1Кор.15:53–57 . При всеобщем воскресении мёртвые восстанут в нетленных телах; но это ещё будет в своё время, а победа над тлением уже дарована от Христа святым: 1Кор.15:45–49 ср. 1Пет.1:23 . В Ветхом же Завете, до совершения искупления, не было ни одного праведника в состоянии прославления: Евр.11:39–40 , тогда как в Новом Завете и четверодневный Лазарь, от трупа которого уже смердило, восстал по слову Спасителя: Ин.11:39–44 , а по воскресении Христовом и гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли: Мф.27:52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

24 на Успение Богородицы, 15 авг., 4-го гласа. 25 в субботу Светлой седмицы, 4-го гласа. Каноны, опубликованные в составе Analecta Hymnica Graeca (собрание канонов, не вошедших в печатные богослужебные книги; подготовлено в основном на материале южноиталийских рукописей). Кроме 1, 8 и 16 опубликованы еще 56 канонов. 26 мч. Маманту, 2 сент.; 27-29 на предпразднство Рождества Богородицы, 7 сент.; 30 на зачатие Предтечи, 23 сент.; 31 мч. Каллистрату, 27 сент.; 32 мученицам Харитине и Мамелхве, 5 окт.; 33 мученицам Зинаиде и Филонилле, 11 окт.; 34 мученикам Прову, Тараху и Андронику, 12 окт.; 35 мученикам еп. Карпу, диак. Папиле и иже с ними, 13 окт.; 36 мученикам Назарию, Гервасию, Протасию и Келсию, 14 окт.; 37 мч. Лонгину, сотнику, 16 окт.; 38 вмч. Артемию, 20 окт.; 39 мученицам Капитолине и Еротииде, 27 окт.; 40 сщмч. Зиновию и мц. Зиновии, 30 окт.; 41 сщмч. Маркиану, еп. Сиракузскому, 30 или 31 окт.; 42 прп. Иоанникию, учителю Г. († 846), 4 нояб.; 43 архангелам Михаилу и Гавриилу, 8 нояб.; 44 свт. Николаю, 6 дек. (необычен акростих: все тропари каждой песни, включая богородичны, начинаются с соответствующей буквы имени автора: ΓΓΓΓΕΕΕΕΩΩΩΩΡΡΡΡΓΓΓΓΙΙΙΙΟΟΟΟΥΥΥΥ); 45 мученикам Фирсу, Левкию и Каллинику, 14 дек.; 46 сщмч. Елевферию, 15 дек.; 47 мч. Марину, 16 дек. (с 14-сложным акростихом); 48 прародителям Христовым, прор. Даниилу и 3 отрокам, 17 дек.; 49 мч. Севастиану и прп. Флору, еп. Авийскому, 18 дек.; 50 мученикам Прову, Арису, Евгению и Макарию, 19 дек.; 51 мц. Иулиании Никомидийской, 21 дек.; 52 мц. Анастасии, 22 дек.; 53 на предпразднство Рождества Христова, 22 дек.; 54 «ин канон» 10 мученикам Критским, 23 дек.; 55-56 на предпразднство Богоявления и на предпразднство вместе с памятью свт. Сильвестра, папы Римского, 2 янв.; 57 на предпразднство Богоявления, мч. Феону и прп. Синклитикию, 4 или 5 янв.; 58 свт. Парфению Лампсакийскому, 7 февр.; 59 - 40 мученикам Севастийским, 9 марта (прослеживается влияние кондака прп. Романа Сладкопевца); 60 мч. Кодрату Коринфскому и иже с ним, 10 марта (1-й тропарь каждой песни канона посвящен Великому посту); 61 мученикам двум Александрам и двум Дионисиям, 15 или 24 марта (1-й тропарь каждой песни канона посвящен Великому посту); 62 мученицам Агапии, Ирине и Хионии, 16 апр.; 63 ап.

http://pravenc.ru/text/162173.html

Богослужение Константинополя IX–XI веков на том этапе, когда влияние на него палестинских Часослова и гимнографии еще было ограниченным, отражено прежде всего в Константинопольском Синаксаре, литургические части которого известны под названием Типикона Великой церкви. Согласно этому памятнику 36 , главной особенностью Великого Четверга в Иерусалиме и в других христианских центрах было совершение вечером этого дня полной евхаристической литургии. Литургия предварялась вечерней и чином умовения ног, во время которого патриарх омывал ноги трем иподиаконам, трем диаконам, трем пресвитерам, двум митрополитам и одному архиепископу, что сопровождалось чтением Ин. 13:3–11 37 . После чина совершался вход с Евангелием и следовали библейские чтения: Исх. 19:10–19 , прокимен из Пс. 139 , Иов. 38:1–21 , прокимен из Пс. 58 , Ис. 50:4–11 , прокимен из Пс. 2:1 , Кор. 11:23–32, аллилуиарий, Евангелие. Основу евангельского чтения составляла 26-я глава Евангелия от Матфея, но с дополнением ее фрагментами из других евангелистов: Мф. 26:2–20 Ин. 13:3–17 Мф. 26:21–39 Лк. 22:43–44 Мф. 26:40–27:2 . Таким образом, помимо совершения литургии не по палестинскому (ап. Иакова), а по константинопольскому (свт. Василия) чину, богослужение Великого Четверга в византийской столице имело следующие отличия от иерусалимского: умовение ног совершалось до литургии, а не после нее; из трех вступительных чтений непосредственное отношение к памятям Великого Четверга имело только одно ( Ис. 50. 4–11 , о страждущем Мессии; чтения из книг Исхода и Иова просто продолжали начатый в предшествующие дни цикл, установленный, вероятно, в огласительных целях); Евангелие было составным (как и Евангелие следующего дня, на вечерне Великой Пятницы, которое можно назвать продолжением евангельского чтения Четверга). Кроме того, Типикон Великой церкви упоминает о совершении на литургии чина освящения мира (молитвы чина сохранились в Евхологии и используются, с некоторыми изменениями, доныне). Помимо описания вечерни с литургией, Типикон Великой церкви содержит информацию и о других службах Великого Четверга: утрене (совершалась без каких-либо ярких особенностей; в конце пели тропарь 4-го плагального (8-го) гласа «Днесь Царь жизни…») и тритекти – букв.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

1Кор.3:1–3 . «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твёрдой пищей, ибо вы были ещё не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы ещё плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете?». Объясн. Эти слова относятся не к православным христианам, которые хотя не так сведущи в Писании, как бы следовало, но веруют в Евангелие простосердечно и под руководством Церкви, которая называется утверждением истины: 1Тим.3:15 . Плотскими здесь апостол разумеет тех, которые увлекаются всяким ветром учения, по лукавству человеков: Еф.4:14 ; 2Пет.2:1–3 . 1Кор.12:3 . «Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесёт анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Объясн. На основании этих одних слов нельзя считать излишним как научение истинам веры: Рим.10:14 , так и освящения таинствами: Ин.3:5:6:53 . По действию Духа Божия и камни могут вопиять: Лк.19:40 , и ослица могла провещевать: Чис.22:28 , но отсюда далеко до спасения, которое бывает плодом не одного исповедания веры, но всей жизни, направляемой по христианскому учению. Нельзя по одним этим словам узнать человека истинной веры: призывали имя Господа Иисуса и бесы: Мк.1:23–24 , и неверные иудейские заклинатели: Деян.19:13 . 2Кор.4:10 . «Всегда носим в теле мёртвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем». Объясн. Апостол этими словами говорит нам, что за проповедь о Христе он подвергается всевозможным страданиям, обрекает себя и на смерть, которая всегда угрожает ему. Почти так же поступали и все святые угодники Православной Церкви Христовой: Евр.11:36–39 , но не видим мы сего в других церквах, именующих себя разными «упованиями». 2Кор.13:5 . «Испытывайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

36 Сирийский перевод передает очень верно смысл выражений апостола словами: Quod a Spiritu scriptum est. Мы читаем в Ветхом Завете одно место, аналогичное с местом св. Павла. В нем речь идет о ложных пророках, но оно указывает, однако, что такое истинный пророк, потому что дает его определение; Осия (9:7) называет пророка: isch harouakh, νϑρωπος πνευματοφρος (y LXX), virum spiritualem (Вульгата), „человеком Духа“, т. е. „мужем, которым руководит и на которого действует Дух Святый“. 37 Богодухновенно, по св. Павлу, все священное Писание вообще и всякое отдельное священное писание в частности. Слово Γραφ, Писание, означает, конечно, Ветхий Завет. Это слово есть более определенно, чем γρμματα, так же, как ϑεπνευστος более точно, чем ερς, каковые два слова употреблены в 15-м стихе. Πασα γραφ не означает все Писание в собирательном смысле, в его совокупности, tota Scriptura, как переводит Беза, удаляясь без основания от обычных правил грамматики, но omnis Scriptura, как переводит его блаж. Иероним: все Писание без всякого исключения, т. е. не только в совокупности, но и в отдельности, все то, что носит имя Писания, все части и каждая из частей того, что апостол назвал в 15-м стихе священными писаниями. 38 Так, по св. Павлу, все книги, составляющие Ветхий Завет, суть богодухновенны. 2 . Новый Завет не заключает прямого свидетельства своего собственного вдохновения, разве лишь для Евангелия св. Луки ( 1Тим.5:18 ), 39 для послания св. Павла ( 2Пет.3:15–16 ) и, по некоторым писателям, для Апокалипсиса ( Откр.1:10–11; 22:18–19 ). Но апостолы были истолкователями Св. Духа, как и пророки ( Еф.3:5 ; 1Кор.2:10 ; 2Кор.5:20 ; 1Kop.7:25,40; 14:37; 1Пет.1:12 ; сл. Ин.14:26 ). Поэтому, предание, предваряя решение Церкви, всегда было единодушным в признании их вдохновения и в приписывании божественного происхождения писаниям Нового Завета, как и писаниям ветхозаветным. 40 3 . Вдохновение всех частей Библии может быть строго доказано лишь авторитетом Церкви, вопреки мнению протестантов, которые желают доказывать его внутренним характером священных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Так чего же мы хотим — такой работы, которая была бы совместима с христианским деланием, приносила бы пользу людям, или такой, которая давала бы нам средства к существованию на том уровне достатка, который мы считаем для себя необходимым? И тот и другой путь для христианина возможен, лишь бы во втором случае не приходилось участвовать в делах недостойных или криминальных. Но этот выбор определяет наше поведение. Допустим, человек, на котором лежит обязанность содержать семью, работает ведущим сотрудником крупной фирмы, — вряд ли его работодатели будут счастливы, обнаружив, что он на рабочем месте погружается в чтение “Добротолюбия”; библиотекарше же это не противопоказано. Означает ли это, что низкооплачиваемые работники спасутся скорее и надежнее, чем те, которые получают за свой труд достаточное вознаграждение? — Вовсе нет, потому что путь один: смирение, но проявления этого смирения могут быть разными. Правда, жизнь показывает, что притча о лепте вдовицы (Мк 12:41–44; Лк 21:1–4) продолжает быть актуальной и в наши дни, равно как и утверждение о том, что трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие (Мк 10:23; Лк 18:24). Но Евангелие — книга мужества и бодрости, и не случайно оно дает нам примеры покаяния мытарей, то есть сотрудников налоговой полиции (ср., напр. Лк 18:10–14; 19:2–9 и многочисленные упоминания), и говорит о покаянии у креста Христова не только разбойника, но и центуриона, распоряжавшегося казнью (Лк 23:40–43,47). Заметим, что при этом в притчах не говорится о покаявшихся фарисеях, потому что главная беда фарисеев именно в том, что они считают себя праведными и не видят предмета покаяния — своего греха. Однако в самой Евангельской истории раскаявшиеся фарисеи встречаются: Никодим (Ин 3:1; 7:41–52), апостол Павел (Деян 23:6; 26:5; Флп 3:5). В синедрионе Апостолов защищал уважаемый народом ученый фарисей Гамалиил (Деян 5:33–39), учитель апостола Павла. Очевидно, фарисеями были и праведный Иосиф из Аримафеи (см. Мк 15:43; Лк 23:50), и начальник синагоги, дочь которого воскресил Спаситель (Мф 9:18–26).

http://pravmir.ru/stupeni/

Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:39–40 ). Если Он воскресит других, то почему не может воскресить Свое человечество? С догматической точки зрения слова ап. Петра о том, что воскресил Сына Отец, показывают Их единое действие 27 . Православная экзегеза в отношении 1Пет.3:20 , в котором упоминаются грешники времен Ноя, исходит из того, что Христос сходил душою в ад и Его проповедь в нем была обращена ко всем пребывавшим там душам, а современники Ноя здесь упомянуты как пример высшей степени нераскаянности и сознательного противления Богу: «…если на столь великих грешников простерлась спасительная проповедь Господа Иисуса Христа, то, без сомнения, проповедь Его коснулась всех вообще грешников и праведников (ср.: Пс.15:10 ), живших до Ноя и после Ноя, до пришествия Христа» 28 . Против адвентистов свидетельствуют и параллельные тексты, в которых «ап. Петр говорит о благовествовании мертвым (см.: 1Пет.4:6 ), а ап. Павел о том, что Христос сходил в преисподние места земли (см.: Еф.4:9 ). У св. ап. Петра рассказ о том, что Христос проповедовал духам в темнице (см.: 1Пет.3:19 ), следует за рассказом о смерти Господа (см.: ст. 18): логично предположить, что речь идет о последовательности событий» 29 . Отказ адвентистов от веры в схождение Христа в ад и их учение об обращении Его человечества во время смерти на Кресте в небытие фактически показывает, что смерть лишила Христа Его человечества, так как в ней нет больше полноты человеческой природы: разумной души, ее действований и сил, человеческого сознания, а только прах, вещество, из которого создан человек, что дает основание говорить о развоплощении Господа, поэтому адвентисты подпадают под анафему IV Вселенского Собора 451 года, провозгласившего, что Божественная и человеческая природы во Христе существуют нераздельно и неразлучно. Согласно православному учению, смерть не обратила в небытие человечество Христа, она лишила Его тело биологической жизни, но Его душа продолжила существование, поэтому Богочеловечество Христа смерть не разрушила.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/osob...

«Но во всех сих препобеждаем, присовокупил тот же Апостол, за возлюбльшаго ны» ( Рим.8:37 ). Когда от всего сердца нашего будем любить Бога, тогда ни страх смертный, ни животолюбие, «ни Ангели, ни начала мирские, ни бесы, ни настоящия» и обстоящие нас бедствия, ни предусматриваемая и ожидаемая, ни счастие и слава, ни несчастие и бесславие, ниже ино что из тварей может разлучить от любви Божией и низвергнуть во глубины греховные ( Рим.8:38–39 ). Ничто не может победить боголюбивого, поелику за любовь бывает жилищем и престолом Божиим: «аще кто любит Мя, сказал Господь, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 ). Где же Бог, тамо могущество непреодолимое, тамо свет пресветлый, далече всякого греха тьму отгоняющий. Человек, любовию с Богом соединенный, есть человек, иже прежде грехопадения есть, по подобию Божию созданный. Против такового же человека не токмо искушения и жестокие и бедственный обстоятельства ничего не могут, но и все твари, видя в нем неизменный образ Божий и чувствуя в нем Божественную силу, благоговеют пред ним, яко пред царем, и повинуются ему, яко властелину земному. Видим мы сие во Святом Писании: Иисус Навин остановил течение солнца ( Нав.10:12 ); три отроцы угасили силу огненную ( Дан.3:23 ): Даниил заградил уста львов ( Дан.6:18 ); Илия заключил и паки разверз небо ( 3Цар.17:1 ); Моисей превратил воду в кровь, и персть земную в скнипы ( Исх.7:19, 8:18 ); Петр воскресил Тавифу ( Деян.9:40 ); Павел пребысть неврежден от угрызения ехидны ( Деян.28:3 ). Святым чудотворцам всякое послушание оказывали твари, даже исступая из самых предел своего естества. Но и другое чудное преимущество даровал Бог добродетели любви. Любовь есть подательница и хранительница и самого временного благополучного нашего состояния. Послушайте доказательства. Благополучное состояние и истинное человеческое спокойствие все зависит от хорошего и порядочного правления общества, в котором человек живет и управляется. В каком же граде, или веси, или дом, или в каком обществе зришь доброе и порядочное правление, если не там, где сияет правосудие, проповедуется истина, обитает целомудрие, наблюдается сообщение, царствует согласие и соединение? Известно же, что вся сия суть плоды любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010