Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас (Ин 13:34). (Что значит: как Я возлюбил вас ? — Поскольку есть и любовь плотская, и любовь сатанинская, и любовь лицемерная, постольку Господь присовокупил как Я возлюбил вас ) 35 . [Другими словами, Он как бы говорит]: Я возлюбил вас от [всего] сердца, любовью Божественной, любовью спасительной, любовью, [ведущей] в Царство [Небесное], так что кровь Мою отдаю во искупление мира и душу Мою полагаю, как пастырь добрый, за овец Своих (см. Ин 10:11 и 15) 36 . И вам заповедует сие: да любите друг друга, как Я возлюбил вас . Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин 15:13–14) 37 . И душу Мою полагаю за всех вас. Это Он заповедал славным и божественным Апостолам, повелев им передать сии заповеди и нам. После спасительного и сияющего Воскресения Своего Он говорит: Идите, научите все народы уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф 28:19–20) 38 . Заповедь новую даю вам , не как вы слышали, что сказано древним (Мф 5:21) , а именно: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего (ср. Лев 19:18). А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф 5:43–44) 39 . Если суровым представляется сие и связанным с тяжким подвигом, то прими во внимание награду, [ожидающую тех, кто подъял этот подвиг]. Да будете сынами Отца вашего Небесного , то есть братиями Мне и Моими подражателями, что возможно, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф 5:45) 40 . [Свет] солнца и [влагу] дождя Он дарует не только благим и праведным, но уделяет их также лукавым, неверующим и грешникам, всем вместе благодетельствуя и всех лелея. И ты, распространяя [свою] любовь [равно] и на врагов, и на друзей, старайся, по возможности, подражать Богу. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? И если вы приветствуете только друзей ваших, что особенного делаете? Не то же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5:46–48) 41 .

http://pravmir.ru/desyat-slov-o-zapovedy...

1888. Т. 2. 6. С. 113-119; 7. С. 125-132; 1889. Т. 3. 1. С. 6-17; 2. С. 27-36; Описание дел архива Солотчинского мон-ря//Там же. 1889. Т. 3. 3. С. 51-60; 4. С. 84-91; 5/6. С. 110-116; 7. С. 137-143; 8. С. 151-159; 1890. Т. 4. 1. С. 12-16; 2. С. 38-42; 3. С. 56-59; 4. С. 76-82; Солотчинский мон-рь, его слуги и крестьяне в XVII в.: Ист. очерк монастырского хозяйства, суда и управления в связи с положением монастырских слуг и крестьян в XVII ст.//ЧОИДР. 1888. Кн. 1. С. 1-130; Мат-лы для ист.-стат. описания церквей и приходов Рязанской епархии//Рязанские ЕВ. 1890. 1-4, 6, 8, 10-11, 14/15, 17-20, 22-24; 1891. 1-3, 6-8/9, 11-12, 17-24; 1892. 1-15; Отец И. Кронштадтский//ДЧ. 1892. Т. 3. С. 717-723; Иноземные влияния, самодеятельность и прогресс в истории Рус. Церкви//ЧОЛДП. 1893. 4. С. 163-186; Религиозность в древней и новой России//ДЧ. 1893. 12. С. 624-636; 1894. 1. С. 154-167; 2. С. 318-327; История богослужения в новейший (синодальный) период Рус. Церкви//Там же. 1894. 3. С. 447-454; 4. С. 644-650; Св. Стефан, еп. Пермский//Моск. ЦВед. 1896. 16. С. 199-201; О новооткрытых изречениях Иисуса Христа//Там же. 1898. 2. С. 22-23; Прп. Феодор, исповедник и игумен Студийский. Од., 1913-1914. 2 ч.; Моя кр. автобиогр.//Зап. Рус. науч. ин-та в Белграде. Белград, 1938. Вып. 15. Лит.: Журналы заседаний РУАК за 1884-1885 гг. Рязань, 1885. Т. 1. Вып. 1; Отчеты о деятельности РУАК//ТРУАК. 1889. Т. 3. 2. С. 39-40, 42; 5/6. С. 119-123; 7. С. 143-144, 148-149; 8. С. 169, 172; 1890. Т. 4. 1. С. 16; 3. С. 64; 7. С. 150-156; 10. С. 205; 11/12. С. 223; 1891. Т. 5. 1/2. С. 20; 9. С. 165; 10. С. 180; 1892. Т. 6. 1. С. 10; 3. С. 41; 4/5. С. 65-66; 1893. Т. 7. 1. С. 29, 31; 3. С. 53; 6. С. 111; Библиогр. словарь писателей, ученых и художников, уроженцев (преимущественно) Рязанской губ. Рязань, 1910, 1995р. С. 66-67; Венгеров. Источники словаря. 1910. Т. 2. С. 274; Зап. Рус. науч. ин-та в Белграде. Белград, 1938. Вып. 15: [Вып., посвящ. Д.]; Афанасьев Н. Н. Памяти А. П. Доброклонского//ВРСХД. 1938. 2. С. 16-17; Соловьёв И. В. Проф. А. П. Доброклонский как историк Рус. Церкви// Доброклонский А. П. Руководство по истории Рус. Церкви. М., 1999. С. I-X; Незабытые могилы. М., 1999. Т. 2. С. 390. А. Ю. Дубинский, игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова) Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик

http://pravenc.ru/text/178663.html

Когда я говорю, что отныне живу по заповедям Божиим, а не так, как мне вздумается, я действительно отвергаюсь себя, потому что отвергаюсь своей воли. Это не значит, что я становлюсь безвольным существом. Это значит, что я свободно подчиняю свою волю воле Божией, ставлю заповеди, данные мне Богом, на их законное место — приоритетное. И это — мощное свидетельство любви человека к Богу. Именно такую любовь к Богу Отцу проявил Господь Иисус Христос. Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца , — говорил Он иудеям (Ин 5:30). И подтвердил истинность этих слов в Гефсиманском саду, когда, несмотря на естественный страх и нежелание умирать, выбрал исполнить волю Отца, ведущую Его на Голгофу . Не как Я хочу, но как Ты  (Мф 26:39)… Тезис 3. Любви к Богу не бывает без любви к ближнему Бог есть любовь  (1 Ин 4:8) — это главное, что мы знаем о Нем. А человек создан по образу и подобию Божию (Быт 1:26, 27), и это значит, что каждый из нас тоже призван быть любовью. И не только по отношению к Богу, но и ко всякому ближнему. К любому, кого Бог вводит в нашу жизнь, хотя бы ненадолго. Без любви и доверия Богу невозможно наше спасение. А ближнего-то зачем нам любить? Ответ на этот вопрос дает апостол Павел, назвавший Церковь телом Христовым, где все члены заботятся друг о друге: Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. ...Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены  (1 Кор 12:21, 24–26). Не кто-нибудь, а мы сами должны быть руками, сердцем, устами Господа. Он спасает нас для жизни вечной не столько чудесами или невидимыми благодатными воздействиями, сколько через нас же самих — одних людей с помощью других. Лично для меня это стало когда-то одним из самых поразительных открытий в Евангелии: любовь человека к Богу и любовь к другому человеку Христос не то что не разделяет — Он фактически уравнивает одно с другим! В Евангелии от Луки эти две заповеди просто объединены: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя  (Лк 10:27). У евангелистов Матфея и Марка они названы «подобными» друг другу и равнозначными (Мф 22:37—40, Мк 12:29—31). А из притчи о Страшном Суде  мы узнаём, что проявившие милость к ближним, оказывается, облагодетельствовали в их лице Самого Христа. И кто прошел мимо ближнего — прошел мимо Господа (Мф 25:31–46).

http://foma.ru/ljubit-boga-chto-jeto-zna...

   То, что мы говорим, весьма ясно видим и в Священном Писании. Приходит некогда Богочеловек Иисус в Вифанию, и там две женщины принимают Его в доме своем, чтобы угостить. Одна (Марфа) суетится о многом, служит, приготовляет все нужное: «Марфа же молвяше о мнозе службе,» другая (Мария), оставя всяко дело, сидит у ног Богочеловека и совершенно во всем посвящает ум свой на слушание слова Его: «седши при ногу Иисусову, слышаше слово Его» (Лк. 10:39—40). Марфа надеялась, что угодна будет Иисусу Христу добродетель, которую она оказывала, и что Он будет после благодарить за труд ее. Она мыслила, что Бог требует стола и службы телесной. Она думала, что сестра ее ничего не делает, но всуе время свое теряет. Желая, чтобы и сестра ее участвовала во мзде, пришла она и предстала пред Господом. «Господи, — говорит Ему, — ужели нимало не печешься, что сестра моя оставила меня одну Тебе служить?» («Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? рцы убо ей, да ми поможет»). И Господь, вместо того чтобы ее благодарить, обличает ее. Иисус ей говорит: «Что ты беспокоишься и смущаешься о скорейшем исправлении всех домашних ваших дел?» («Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу.») Одно дело нужно делать — которое делает Мария. Видишь ли ее? Она избрала добрую часть: она принесла Мне великую жертву, посвятила ум свой на то, чтоб слушать слово Мое, и Мне подарила душу свою. «Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея» (Лк. 10:41—42)». Вот явный пример, в коем Бог нам показывает, что хочет Он, дабы Ему посвятили ум и сердце, и Он будет весь наш.    Невеста из Песни песней (которая есть душа добродетельная) и ночь и день в уме своем имела Жениха своего. Сие происходило от многой любви, которую она к Нему имела: «на ложи моем в нощех исках, Его же возлюби душа моя» (Песн. 3:1). Никогда не выходил из памяти ее Тот, Коего имела заключенным во внутренних глубинах сердца своего. Сие происходило от великой любви, которою она была к Нему преисполнена: «Его же возлюби душа моя: удержах Его, и не оставих Его, дондеже введох Его в дом матере моея и в чертог заченшия мя» (Песн. 3:4). Итак, любовь возводит ум наш к Богу, и любовь же — Бога в нас низводит. «Любяй мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам» (Ин. 14:21). Посему добрый подвижник, который пригвождает ум свой к Богу, бывает жилищем Божиим, сосудом Святого Духа, приятелищем Иисуса Христа. Бог повелевает ему, чтоб любил Его, изволяя прийти в душу его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3699...

93 Феофан, святитель. Письма к разным лицам. М., 1892. С. 415. 94 Пространный христианский катихизис. Указ. изд. С. 102. 95 Там же. 96 Творения. Т. 4. М., 1899. С. 39—40; ср.: Т. 2. С. 330. 97 Творения. Т. 4. С. 413. 98 Творения. Т. 2. С. 330. 99 Из Пасхального послания Святейшего Патриарха Алексия I к настоятелям церквей г. Москвы в 1946 г. Слова, речи, послания (1941—1948). Изд. Московской Патриархии, 1948. С. 238—239. 100 Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в Московской духовной академии о церковном пении 18 апреля 1948 г. (Там же. С. 246—248). 101 Из Пасхального послания Святейшего Патриарха Алексия I. С. 239. 102 Мф. 14:18; Мк. 6:41; Лк. 9:16; Ин. 11:41; 17, 1. 103 Лк. 22:41. 104 Мф. 26:39; Лк. 17:16; ср.: 7, 60; 9, 40. 105 Мк. 7:34. 106 Евр. 5:7. 107 Деян. 9:40; 20, 36; Еф. 3:14; 1 Кор. 14:25; 1 Тим. 2:8. 108 Писания мужей апостольских. СПб., 1895. Святого Климента, епископа Римского к Коринфянам). Посл. 1. Гл. 2. С. 74; Гл. 29. С. 92. Пастырь Ерма. Кн. 1; вид. 1. Гл. 1. С. 160; Кн. 1; вид 2. Гл. 1. С. 168. 109 Ориген. О молитве. Ярославль, 1884. § 31. C. 163—167.Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 3. Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий. СПб., 1897. С. 373. 110 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 3. Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий. СПб., 1897. С. 373. 111 Мф. 12:34; Лк. 6:45; ср.: Пс. 50:17; Лк. 17:15. 112 Пс. 87:10; 140. 2; 1 Тим. 2:8—10. Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. Об Анне. Сл. 5. СПб., 1898. С. 821. 113 Деян. 7:60; Еф. 3:14. 114 Лк. 22:62. 115 Творения. Т. 2. Беседа о статуях XX. СПб., 1896. С. 224. 116 Творения. Т. 1. Беседа о статуях IX. С. 110. 117 Нахимов Н. Вера, молитва и жизнь православного христианина. СПб., 1910. С. 33. 118 Нравственно-подвижнические слова. Сергиев Посад, 1911. С. 8, § 13. 119 Мф. 15:8—9; ср.: Ис. 29:13; Иер. 6:20. 120 Пространный христианский катихизис. Указ. изд. С. 103. 121 Творения. Ч. 5. Подвижнические уставы. Сергиев Посад, 1892. С. 348. 122 Пространный христианский катихизис. Указ. изд. С. 102.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

Он таков, что может обитать в каждом месте. И никогда нисшедший не отделяется от пребывающаго. Ибо апостол говорит: «сам восшедый и есть нисшедый» ( Еф.4, 10 ). Образом Единородного (валентиниане) называют Демиурга 39 . Поэтому и дела образа те же (что и первообраза) 40 . Поэтому и Господь, сделав образом духовного воскресения мертвых, которых воскресил, воскресил их не нетленными по плоти, но имеющими опять умереть. § 8. Мы же Богом в Боге называем того же Логоса, о котором говорится, что Он находится в лоне Отца (cp. Ин.1, 18 ), беспредельный, неизмеримый, единый Бог . «Все чрез Него было» ( Ин.1, 3 ), т. е. по ближайшему действию того же Логоса – как духовное, так умопостигаемое и чувственное. Он недра Отца явил ( Ин.1, 18 ), Спаситель и Перворожденный 41 всей твари ( Кол.1, 15 ). Тот же Единородный, по беспредельной силе которого действует Спаситель 42 , этот есть свет ( Ин.1, 4 ) Церкви, прежде находившейся во мраке и неведении. «И тьма Его не объяла» ( Ин.1, 5 ) 43 : отступники и прочие из людей не познали Его, и смерть не обладала Им. § 9. Вера не одна, но различны (веры). По крайней мере Спаситель говорит: «да будет по вере твоей» (cp. Мф.9, 29 ). Отсюда сказано: «званые с пришествием антихриста заблудятся, для избранных же (это) невозможно» 44 . Поэтому (Спаситель) говорит: «Если возможно, и избранных моих». Снова: когда говорит «изыдите из дома Отца моего» ( Ин.2, 16 ), званым говорит. Снова: возвратившемуся с чужбины и расточившему имения свои, для которого закололи откормленного теленка, призвание говорит, равно и тогда, когда царь призвал на брачный пир находящихся на дорогах ( Мф.22, 9 ). Итак, все призваны одинаково «ибо (Бог) посылает дождь на праведных и неправедных и солнцем сияет на всех» (ср. Мф.5, 45 ), избираются же более уверовавшие 45 , по отношению к которым (Спаситель) говорит: «Отца моего не видел никто, кроме Сына» ( Ин.6, 46 ), «вы свет мира» ( Мф.5, 14 ), и: «Отче святый, освяти их именем Твоим» ( Ин.17, 17 ). § 10. Но ни духовное и умопостигаемое, ни архангелы, ни первозданные 46 , ни даже Он (Логос) не есть без образа и вида, без формы и без тела, но имеет собственный образ и тело, сообразно Его превосходству над всеми духовными существами, равно как и первозданные, сообразно их превосходству над существами подчиненными им.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

10 . Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – 11 . так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. И Епископ Петр (стр. 231 ч. II) указывает, что в 11 стихе говорится о слове Евангельском, а по мнению блаж. Иеронима, приводимому в толк. Спб. Дух. Акад. (стр. 848), под Словом Господним разумеется и самое Ипостасное Слово, которое „совершило дело, которое Отец поручил Ему“ (Господу нашему Иисусу Христу, см. Ин. 17:4 ). В этом смысле мы и понимаем стихи 10 – 11 в совокупности с предыдущими стихами. Ср. о хлебе жизни, Ин. 6:33 ; о схождении с небесе Ин. 6:38–40 ; об исполнении воли Отца Ин. 6и Мф. 26:39,42 . 12 . Итак вы выйдете с весельем и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. 13 . Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое. Заметим, что в гл. 48-ой ст. 20-й Исаия, говоря о будущей радости Израиля, еще указывает на исход из Вавилона, но по мере просветления и вознесения пророческой мысли, событие прообразовательное принимает более возвышенный характер, и в главе 52 ст. 11–12, говоря также об исходе „людей, которых Господь спасает“, пророк не говорит уже о Вавилоне, а о другом таинственном событии. (Ср. наши зам. на 52 главу). Веселье природы, как бы одушевленной человеческим разумом, и поющей и плещущей руками, имеет особое таинственное значение. В гл. 44 (см. стихи 22–24), говоря о ликовании глубины земли, гор, лесов, он указует причины тому: „изглажу беззакония твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя“.... „искупил Господь Иакова.... Так говорит Господь, искупивший тебя.... Я Господь, Который сотворил все“. Ликование природы, по прекрасному замечанию Шмидера (in loco Seite 117) связуется с искуплением человека, ибо после греха „терны и волчцы стала произращать земля человеку“ (Быт. 3с прим. в Св. Лет.); но творение Божие получает прежнюю красоту и славу с просветлением и очищением духа человеческого. Эту же мысль и выражает ст. 13-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Рец.: Balfour D.//Sobornost. 1984. Vol. 6. P. 81–82; Nicol D. M.//JEH. 1984. Vol. 35. P. 168. 27 . Homélie sur la presentation de la viergë Introduction et traduction//Contacts: Revue française de l’Orthodoxie. 1959. T. 11. P. 22–31. 28 . Γρηγορ ου το Παλαμ Ζυγγρμματα. κδιδονται πιμελε Παναγι του το Κρ στου. Τ. Α.» Λ γοι ποδεικτικο, νεπ γραφαι, πιστολα πρς Βαρλαμ κα κινδυνον, Y πρ συχαζ ντων κδ. Μπ. Μπομπρ νσκι, Π. Παπαευαγγλου, . Μγιεντορφ, Π. Χρ στου. Θεσσαλον κη: κδ δεται συνδρομ το βασιλε ου νδρματος, 1962. 29 . Le Tome Synodal de 1347: Introduction et texte critique//ЗРВИ. 1963. Т. 8. С. 209–227. 30 . The Sacrament of Holy Matrimony/Comment. by J. Meyendorff. New York: Orthodox Church in America, Department of Religious Education, 1975. P. 29–39. (2-nd ed. – New York, 1978). III. Рецензии и отзывы 31 . Рец. на кн.: Métropolite Séraphim. L’Église orthodoxe, les dogmes, la liturgie,la vie spirituelle/Trad. franç. de J. Marty. Paris: Payot, 1952//ВРСХД.1952. 6. С. 26–28. 32 . Рец. на кн.: Афанасьев Н. , прот. Трапеза Господня. Париж: Изд. Рел.-пед. каб. при Правосл. богосл. ин-те в Париже, 1952. 93 с.//ЦВЭ. 2 (41). С. 21–23. 33 . Рец. на кн.: Шмеман А. Исторический путь православия. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954. 388 с.//ВРСХД. 1954. 32. С. 27–28. 34 . О. Георгий Шавельский . Воспоминания. [Рец. на кн.: Шавельский Г. , прот. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954. Т. 1. 416 с.; Т. 2. 416 с.]//ВРСХД. 36. С. 39– 40. 35 . Иерархия и народ в Православной Церкви: По поводу книги прот. Н. Афанасьева «Служение мирян в Церкви»//ВРСХД. 1955. 39. С. 36–41. 36 . Рец. на: Арсеньев Н. С. Преображение мира и жизни//ВРСХД. 1959. 53.С. 50–51. 37 . Рец. на кн.: Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. München: C. H. Beck’sche Verlagsbuchhandlung, 1959. 835 S.//ZSlavPhil.1962. Bd. 30. S. 435–437. 38 . Rapports complémentaires//Actes du XII-e Congrès International d’Études Byzantines. Ochride, 10–16 Septembre 1961. Beograd: s. e., 1963. P. 329–330.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В поучении о «дворе овчем» Господь именует Себя добрым пастырем, Который входит дверью к овцам, «и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его» ( Ин 10:3–4 ). В отличие от наемника, «которому овцы не свои» ( Ин 10:12 ), Господь Иисус Христос есть истинный пастырь: «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец» ( Ин 10:14–15 ). С этим поучением Господь обращался к Своим ученикам, которые принадлежали к Израильскому народу, но Церковь Христова объединяет представителей разных народов. Поэтому Господь говорит: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин 10:16 ). Церковь на земле пребывает в духовном единстве с Церковью на небесах. В Церкви, по слову апостола, все небесное и земное соединилось под Главою Христом ( Еф 1:10 ). Земная Церковь, состоящая из ныне живущих православных христиан, соединяется в молитве с небесной, которую составляют ангелы и усопшие православные христиане, завершившие свою земную жизнь в вере и покаянии. Они постоянно пребывают в общении с Богом и являются небесными ходатаями перед Ним о земной Церкви. В православном храме это духовное единство наглядно представлено в иконостасе, где помещены образы архангелов и ангелов, ветхозаветных праотцев, пророков и праведников, а также христианских святых, прославленных Церковью. В службе в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил Церковь воспевает: «Тя, неизреченно соединившаго с небесным, Христе, земная, и едину Церковь совершивша ангелов и человеков, непрестанно величаем. [Непрестанно величаем Тебя, Христе, невыразимо соединившего земное с небесным и создавшего единую Церковь ангелов и О ветхозаветных праведниках, ожидавших пришествия Мессии-Христа, апостол Павел говорит: «Все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» ( Евр 11:39–40 ). По слову блаженного Августина , «к Церкви принадлежат и все святые, какие только когда-либо

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

—390— ный Креститель еще был только рожденным женою, а сей рожден от Бога, по написанному ( Ин.1:12–13 ср. 1Ин.3:9 ). и стал общником божественной природы, имея обитающим в себе Святого Духа и называясь уже храмом Божиим 7, 39. 219–221. Прообраз (светильник) Крестителя в законе Моисеевом 5, 35. 384–387. Упоминается 15, 2. 334. По толкованию св. Кирилла, Креститель знал учение Христа и словами Самого Спасителя запечатлевает свои слова 3, 31. в. 252, – слова Крестителя ( Ин.3:35 ) св. Кирилл цитует как слова Спасителя 14, 20. 256–257, – тоже ( Ин.3:36 ) в 14, 21. 270. Иоанн сын Кариэ ( Иер.43:2 ) 5, 34. Иоиль упом. 10, 6. Иордан – переход чрез него служит символом крещения. 7, 24. б. 164, –10, 40–42. Иосафат сын Немесси 9, 2–3. 410. Иосиф патриарх 8, 36. Иосиф отец Господа мнимый 6, 43–44, –7, 1–2, –8, 18, – братья Господа были детьми Иосифа от первого брака 7, 3–5, – плотник, человек простой и бедный, незнатный среди иудеев и незначительный 8, 25. а. Иосиф аримафейский – благоразумнейший, всячески старался скрываться от иудеев 19, 38. Иосиф Флавий иудейский историк повествует в своих сочинениях о бедах иудейской войны – выселении иудеев из своей страны, пленении её обитателей, жестоких избиениях, голоде в каждом городе и ядении в них детей 8, 28. б. 287–288. Иуда не искариот, ученик Господа из двенадцати, по любви выступает с вопросом, хотя оказывается не точно понявшим речь Спасителя, не заметившим великого различия между знанием обыкновенных людей и знанием свойственным святым, потому что слово «мир – κσμος» принял в обычном значении обитателей земли, между тем как Господь назвал миром тех, кои предпочитают помышлять земное и предали свой ум суете мира. Впрочем достоин похвалы ученик и за эти слова… ибо благо, обещанное как бы единолично ему, не было достаточно для его счастия. И так как он был одновременно и боголюбив и братолюбив, то и желает, чтобы слава Спасителя распространялась на всех и благодать предлагалась всем вообще братьям 14, 22. Иуда писатель послания (соборного), ученик Спасителя говорит

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010