Е.Н. Успенский Содержание I. Характер христианских умозрительных истин и их значение по отношению к разуму и науке. Отношение разума к христианским умозрительным истинам и его значение II. Сущность христианского умозрительного воззрения на Божество по началам разума III. Сущность христианского умозрительного воззрения на мир, как творение Божие, с рациональной точки зрения 1. Сущность христианского воззрения на мир бесплотных духов по началам разума 2. Сущность христианского умозрительного воззрения на мир человеческий с психологически–рациональной точки зрения 3. Христианское умозрительное воззрение на происхождение и судьбу видимого мира, в отношении к мировоззрениям естественных наук     Умоляю вас, братия... к разумному служению вашему,… чтобы вам познавать, что есть воля Божия..., чтобы вы могли постигнуть со всеми святыми, что – широта и долгота, глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову ( Рим. 12:1, 2 ; Еф. 3:18, 19 ). Исследуйте Писания: ибо через них вы имеете жизнь вечную... Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для исправления..., да будет совершен Божий человек ( Ин. 5:39 ; 2Тим. 3:16, 17 ). Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас суесловиями и прекословиями лжеименного разума, взимающегося на разум Божий... надменным знанием..., философией и пустым обольщением по стихиям мира, а не по Христу..., дабы вы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения ( Кол. 2:8 ; 1Тим. 6:20, 21 ; 2Кор. 10:5 ; 1Кор. 8:1, 2 ; Еф. 4:14 ). Многие из представителей нашей духовной интеллигенции, внимательно наблюдавшие за современным движением н направлением нашей образованности, не раз указывали на один, резко выдающийся многознаменательный факт, способный вызвать мыслящего человека на многие думы. Этот факт заключается в господстве естественных наук в области умственной деятельности и в подавляющем преобладании их над всеми прочими отраслями человеческого знания, – преобладании, как бы грозящем заглушить круг наук о духе и Боге и ограничить всю область умственной деятельности исключительно только науками естественными.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Законодатель Моисей сказал израильтянам: «вот я предложил вам путь жизни и путь смерти» и присовокупил: «изберите жизнь , чтобы жить нам» (см. Втор.30:15,19 ). И пророк Илия сказал народу: доколе вы колеблетесь на обе стороны? Если Иегова Бог , то идите во след Ему ( 3Цар.18:21 ). Справедливо также сказал и Господь Иисус: «никто не может служить двум господам, ибо или одного будет он ненавидеть, а другого любить , или одному станет усердствовать, a о другом нерадеть» ( Мф.6:24 ). Посему и мы, следуя Учителю Христу, Который есть Спаситель всех людей, наипаче верных ( 1Тим.4:10 ), необходимо говорим, что есть два пути: один – жизни, а другой смерти. Но пути эти не имеют никакого сходства между собою; напротив, они весьма различны, а лучше сказать, существуют совершенно отдельно... ...Первый путь есть путь жизни. Это тот путь, о котором и закон постановляет: люби Господа Бога всем помышлением и всею душою, одного и единого, кроме Которого нет других, и ближнего, как самою себя ( Втор.6:5 ; Лев.19:18 ); и все 16 ), чего не желаешь, чтобы тебе было, того и ты другому не делай 17 ). – Апост. Пост., kh.VII, гл.1 и 2. Какой должен быть порядок в любви к Богу, к ближнему и к самому себе? Любить себя должно только для Бога и частию для ближних; любить ближних для Бога; а любить Бога должно для Него Самого и больше всего. Любовь к себе должно приносить в жертву любви к ближним, а любовь к себе и ближним должно приносить в жертву любви к Богу. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин.15:13 ). Кто любит отца или мать более, нежели Меня, говорит Христос, не достоин Меня, и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня ( Мф.10:37 ). Катих., с.95. VI. О побуждениях к исполнению нравственного закона 18 Некоторые из высших побуждений к исполнению нравственного закона: а) любовь к Богу; б) подражание Христу; в) обилие благостных даров во Христе. а) См. ниже (VII гл). Испов., III, отв. на вопр.3. б) См. ниже (XII гл., о подражании Христу) Апост.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Ибо сильно желаем уви­деть Его образ; потому что, как говорит божест­венный Апостол, «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» ( 1Кор.13:12 ). Изо­бражение же и есть «тусклое стекло» и «гадание», соразмерное с величиной нашего тела. Ибо, гово­рит божественный Григорий, ум и после многих напряжений не в состоянии выйти из пределов телесного. III. О, прочь от тебя, завистливый диавол! Ты завидуешь нам в том, чтобы мы видели Госпо­да нашего изображение и через него освящались, что также видели спасительные Его страдания, и удивлялись Его снисхождению, и созерцали Его чудеса, и познавали, и прославляли могущество Его Божества. Ты завидуешь святым из-за дан­ной им от Бога чести. Не желаешь, чтобы мы видели начертанною их славу и сделались подра­жателями их мужества и веры. Не повинуемся тебе, завистливый и человеконенавистный демон. Услышьте, народы, племена, нации, мужи, жен­щины, дети, старцы, юноши и младенцы, святой народ христианский! Если кто благовествует вам вопреки тому, что Вселенская Церковь приняла от святых Апостолов, и Отцов, и соборов и со­хранила доныне, не послушайте его! Не прини­майте совета змия, как приняла Ева и пожала смерть. И если Ангел или царь будут благовествовать вам вопреки тому, что приняли вы, закройте уши! Ибо я, ожидая исправления, пока страшусь сказать, как говорил божественный Апос­тол: «Да будет анафема!» IV. Но те, которые не исследуют смысла Пи­сания, говорят, что Бог сказал через законодателя Моисея: «Не делай себе кумира и никакого изобра­жения того, что на небе вверху, и что на земле внизу» ( Исх.20:4 ). И через пророка Давида: «Да по­стыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами» ( Пс.96:7 ), и другое многое таковое же. Ибо чего б ни привели они из божественного Пи­сания и из святых Отцов, должно быть понимае­мо надлежащим образом. Итак, что нам говорить на это? Что иное, если не то, что сказано Господом? «Исследуйте писания»( Ин.5:39 ). Ибо исследование Писаний – прекрасное дело. Но здесь направляйте ум благоразумно! Обмануть Бога, возлюбленные, невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

митр. Елевферий (Богоявленский) «Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду и для Него говорить ложь? Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться? Хорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманете ли Его, как обманывают человека? Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите». ( Иов.13:7–10 ). «Знаю дела твои; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни, и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя». ( Апок.3:1:3 ). Содержание I. Папство, как верховная власть в церкви, по преемству от св. ап. петра» при свете Свящ. Писания. Христос не выражал своего желания сделать св. Петра главою апостолов и церкви до смерти своей II. Христос по воскресении не поставил ап. Петра главою апостолов. Дух Святый ничем не выделил ап. Петра из лика апостолов при сошествии на них. Он разграничил между Петром и Павлом области преимущественного проповеднического ведения – Петру – обрезанных, Павлу – необрезанных, хотя в этих областях были проповедниками и другие апостолы. Апостолы Петр и Павел признавали взаимный авторитет учительства в своих областях. Сам ап. Петр никогда не претендовал на приматство III. Св. апостолы не видели в ап. Петре главы для себя и Церкви IV. Не знала приматства св. ап. Петра Церковь, т. е. верующие V. Св. апп. Иоанн и Павел по преимуществу – боговдохновенные учители вселенной. «Говорю по человеческому рассуждению» (Рим.3:5). VI. Разбор 1. «И будет едино стадо и един пастырь» (Ин.10:1–16) 2. Ев. Иоанна 21:15–17 Смысл Мф.16:15–18. «И сказал Господь: симоне, симоне! вот сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу; но я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лук.22:31–32). VII. Отношение церкви после апостольского времени к вопросу о главенстве римского епископа в учении и власти. В чем непогрешимость Церкви, и как она проявлялась а) в период времени до вселенских соборов б) в период Вселенских Соборов VIII.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Неумеренность в любви обнаруживает себя в отречении от мира страстей и греховной воли души. " ...Любовь Божия обретается в отречении от души своей " (св. Исаак Сирин, От. 254). Се мы оставихом вся и вслед Тебе идохом, - сказали Апостолы (Мф. XIX 27). " Душа вслед красоты Христовой влечется " (митр. Феолипт, Д 5-189). Явление Христа слишком прекрасно, а потому слишком всесильно, чтобы человек, этого явления удостоившийся, не отказался от всего того, что мешает ему идти вслед за Ним. Припавши устами к божественному вину, человек не хочет ничего другого. Вкушая вкусих мало меда, и, се, аз умираю(1 Цар. XIV, 43). " Упившиеся вином, - говорит св. Исаак Сирин, - не видят перед собой преград: так упоенные надеждою (Христовой) не знают ни скорби, ни чего-либо мирскаго " (Д II, 718). Отречение от мира и злой воли есть умирание во всем том, что не есть Христово, во имя жизни во Христе. Любовь Христова, - говорит Апостол, - объемлет нас, рассуждающих так: если Один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего(2 Кор. V, 14-15). Это умирание не только не есть отворачивание от страданий мира, но, наоборот, принятие этих страданий в сердце, распинаемое вместе со Христом. Отцы в своей любви к людям показали, что если так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего (Ин. III, 16) за мир, то и человек, по мере уподобления любви Божией, все больше вбирает в себя страданий мира. Это умирание или отречение есть только для одного - для греха, который " в тайне беззакония " борется, начиная с Голгофы, с всемирной любовью Бога. " Будьте мертвы для греха, живые же для Бога " , - сказал Апостол.(Рим. VI, 11) " Ежедневно умирай, чтоб жить вечно... " (преп. Антоний Великий, От. 18). " Авву Аммона спросили: какой путь - путь тесный и прискорбный? Он отвечал: путь тесный и прискорбный есть обуздание своих помыслов и отсечение собственных пожеланий, для исполнения воли Божией. Это и значит: се, мы оставили все и вслед Тебя пошли (От. 67).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Но зрите торжество благочестия в лице Воскресшаго! Он «смирил Себе, послушлив быв до смерти крестныя, и вот Бог превознес Его и даровал Ему имя паче всякого имени, да о имени Иисуса всякое колено поклонится небесных, земных и преисподних!» ( Фил. 2:8–10 ). Он «богат сый, обнищал для нас» ( 2Кор. 8:9 ), «не имел где главы подклонить ( Мф. 8:20 ). И вот предана Ему всякая «власть на небеси и на земли!» ( Мф. 27:18 ). Он из любви к ближним отдал душу Свою, и вот души всех сынов человеческих предаются Ему во власть, яко Искупителю и Судии! И это еще только видимые для нас следы торжества невидимого. Если бы мы, по обещанию Спасителя, узрели небо отверстым ( Ин. 1:5 ), какое бы торжество Добродетелей открылось в лице Его пред очами нашими! Там увидели бы мы Сына человеческого, «за приятие смерти венчаннаго славою и честию» ( Евр. 2:9 ), сидящего одесную силы Божией ( Лк. 22:69 ), увидели бы двадцать четыре старца, повергающих венцы свои пред Агнцем закланным ( Апок. 4:10 ); увидели бы сонмы ангелов, не восходящих уже и нисходящих на Сына человеческого, а закрывающих лица свои от неприступной славы Его лица. Какое же сердце, любящее добродетель, может не радоваться при таком торжестве Сына человеческого? Это торжество истинно всемирное, в коем может участвовать самый язычник. Пусть он не верит в Божество Иисуса Христа; довольно, если он верит в Бога и добродетель, дабы радоваться о том, что святейший из сынов человеческих столь величественно награжден ныне самим Небом. Бог показал в воскресении Иисуса Христа, как Он прославляет любящих Его, показал пред всем родом человеческим, что Он никогда не забывает «труда любве», подъятого «во имя Его» ( Евр. 6:10 ), и что все торжества мира суть ничто пред торжеством праведника. III. Воскресение Иисуса Христа есть высочайшее торжество упования . Для угнетенного всякого рода бедствиями смертного рода человеческого ничего не может быть нужнее, как прозрение оком упования в ту страну, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. И действительно, мысли и желания человеческие во все времена и у всех народов устремлялись за пределы сей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Ориген († ок. 254) говорит о М. более определенно. В «Толковании на Евангелие от Луки», комментируя слова: «Пришли и мытари креститься, и сказали ему: «Учитель! что нам делать?»» (Лк 3. 12), Ориген предлагает читателю возвыситься над букв. содержанием эпизода и подумать над тем, кто такие мытари. По его словам, при исходе из мира человека встречают мытари-демоны, к-рые тщательно исследуют, нет ли у него ч.-л. принадлежащего им, т. е. грехов. В этом смысле Ориген называет мытарем «князя мира сего», имея в виду слова Христа «идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего» (Ин 14. 30). Также в связи с этим Ориген приводит слова ап. Павла: «Итак, отдавайте всякому должное: кому подать - подать; кому оброк - оброк; кому страх - страх; кому честь - честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим 13. 7-8). Всякий человек, который не уплатил долга, заключается в тюрьму и становится рабом, также и нераскаявшийся грешник будет схвачен демонами. Ориген сокрушается: «Сколь многим из нас предстоит быть задержанными мытарями этого рода!» ( Orig. Fragm. in Luc. 23. 5-6). В характерном значении не единожды упоминаются мытари в апокрифической лит-ре. В сир. «Деяниях ап. Фомы» (нач. III в.) содержится молитва Фомы в темнице в ожидании казни о защите от сил зла при переходе от земли на небо: «Презрение приобрел я на земле, вознаграждение сделай мне на небе. Да не приметят меня сильные, правители против меня не умыслят, мытари (  ) да не найдут меня, и сборщики налога меня не притеснят, не осмеют меня худородные и злые... не отважатся встать предо мною, ибо сила Твоя победоносная, о Иисус, окружает меня... Радость и мир да поддержат меня, и я предстану пред славой Твоей; и Дьявол на меня не взглянет, но пусть ослепнут глаза его от света Твоего, в котором я пребываю, и пусть закроются уста его лживые, дабы он не осквернял меня» (Acta Thomae. 1962. P. 144-145, 296-297). Слово   имеющее значение «сборщик податей», регулярно используется в Пешитте , сир. переводе Библии, для передачи греч. τελνης.

http://pravenc.ru/text/2564534.html

Относительно упомянутой мной в статье незаконности отказа Префектуры г.Москвы в проведении пикета гражданами православного вероисповедания Российской Федерации в поддержку митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина привожу ниже разъяснение юриста. Комментарий руководителя общественной юридической службы Союза «Христианское Возрождение» и Движения «Сопротивление Новому Мировому Порядку» Чепурной Ирины Юрьевны: Мы являемся православными христианами Русской Православной Церкви Московского Патриархата и осуществляем правозащитную деятельность с самого начала рождения нашей общественной организации Движение «Сопротивления Нового Мирового Порядка» на базе Союза «Христианское Возрождение» по благословению избранных нами духовных наставников, являющихся пасомыми РПЦ МП. В силу действующего светского и церковного законодательства особого благословения Священноначалия РПЦ МП в данном случае не требуется, что следует из Устава РПЦ и других церковных документов. Целью нашей деятельности является правозащитная деятельность, которая осуществляется в соответствии с нормами действующего светского (ст.ст. 28, 29 Конституции РФ, Федерального закона от 26.09.97 «О свободе совести и религиозных объединениях») и церковного права, в том числе Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека ( Москва , Храм Христа Спасителя, 26 июня 2008 г.). " ...Согласно своему достоинству, человек призван к благим делам. Он обязан проявлять заботу об окружающем мире и людях. Стремлением его жизни должно быть совершение добра и научение добру, а не злу: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19). III.4. Права человека не должны противоречить любви к Отечеству и к ближним. Творец вложил в человеческую природу необходимость общения и единения людей, о чем Он сказал: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18). Любовь к своей семье и другим близким людям не может не распространяться на народ и страну, в которой человек живет. Не случайно православная традиция возводит патриотизм к словам Самого Христа Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13)... . Борьба за права человека становится плодотворной тогда, когда она служит духовному и материальному благу личности и общества.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

По св. Афанасию Великому , Слово стало плотью, чтобы неизменным духом своим обновить дух человеческий. Указание на это святитель находит в пророчестве Иезекииля. «Когда же возвещается явление Слова во плоти, тогда какой надобно разуметь созидающий дух, кроме возсозидаемого и обновляемого духа человеческого? Ибо сие обетовал Бог, говоря чрез Иезекииля: и дам вам сердце ново, и дух нов дам вам, и отъиму сердце каменное от плоти вашея, и дам вам сердце плотяно и Дух Мой дам в вас ( Иез. 36:36 ). Но когда это исполнилось, – не тогда ли, как пришедший Господь обновил всё благодатию?» т. III, К Серапиону, еп. Тмуйсскому, посл. 1, п. 9]. Духом Божиим в новом завете обновляется дух человеческий. Завету новому предстоит еще только быть, о чем возвестил иудеям Иеремия. Но еще ранее иудеи знали о завете вечном. И ветхий завет, и новый – всё это разные ступени одного вечного завета, которым вечный Бог, Эль Олам, обручил Себе Свое создание, Свою тварь, людей и Свой народ. Люди нарушали и нарушают этот завет, а вечный Бог неизменен в Своей милости и Своем завете. Скорбит пророк Исаия, видя измену народа своего союзу, завету с Богом: Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли. 108 И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет ( Ис. 24:4–5 ). Нарушили вечный завет – вот в чем грех Израиля. Но тот же пророк взывает к согрешившим и на время отвергнутым: Жаждущие! идите все к водам... Приклоните ухо ваше, и придите ко мне; п ослушайте, и жива будет душа ваша; и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду ( Ис. 55, 1.3 ). Равви Радак объясняет, что неизменные милости, обещанные Давиду, означают Мессию, поскольку имя Давид используется для Него, и написано, что Раб Мой Давид будет князем у них вечно ( Иез. 37:25 ) с. 167]. Сын Давидов пришел и зовет: Кто жаждет, иди ко Мне и пей! ( Ин. 7:37 ). Ветхий завет народ нарушил, не исполнил, не смог исполнить. Но чтобы не нарушился завет вечный, Бог заключает и уже иной завет через Мессию.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Сам Господь говорит: сын человеческий! это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки ( Иез. 43:7 ). Сын человеческий... ты находился в Едеме, в саду Божием... все, искусно усаженное у тебя в гнездышках... приготовлено было в день сотворения твоего... ты был на святой горе Божией ( Иез. 28:12–14 ). И восклицает вновь: В доме Отца Моего обителей много... И когда пойду и приготовлю вам место, приду опятъ и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я ( Ин. 14:2–3 ). Он дает нам Свое обетование: ты будешь для Меня «венцом славы» в Моих руках и царскою диадемою на длани Бога твоего ( Ис. 62:3 ). Ангел Божий – символ Христа, показал однажды Иоанну Богослову последнее пристанище Бога с людьми ( Откр. 21 и 22, 1–5). Так и повседневная жизнь ангельской общины в обители, во всякой обители, да будет для современного человека окном, распахнутым в небеса. 2 Агапы (от греч. γπη – любовь) – в христианских общинах вв. – особые богослужебные собрания, состоявшие из совместной трапезы – «вечери любви», молитвы, проповеди . Агапы имели благотворительные цели и первоначально включали в себя совершение Евхаристии. Обычно происходили в ночь с субботы на воскресенье. В III – IV вв. агапы постепенно теряют свое значение и исчезают. – Прим. ред. 4 В Греческой Церкви устроение монашеской жизни имеет несколько разновидностей. Общежительные монастыри (греч. κοιvβιο) представляют собой монашеские общины, подчиняющиеся власти епархиального архиерея и владеющие каким-либо участком земли. Братия общежительного монастыря по уставу не имеют права иметь частную собственность и обязаны во всем беспрекословно подчиняться игумену, которого сами избирают. Исихастирий (греч. συχαστριον) – обычно общежительный монастырь, построенный каким-либо частным владельцем на своей земле и в силу этого имеющий почти полную независимость от власти епархиального архиерея и большую свободу в своей внутренней жизни. На Святой Горе исихастириями называют маленькие каливы с храмом или без него.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010