6. Ты просил объяснить, как я определил, что жадность 20 от раздражительной части души 21 . Внемли, я прошу тебя. Сребролюбие является порождением ненависти и жестокости и бесчеловечности, каковые очевидно свойственны раздражительной (части) души. Ведь через такое (душевное) состояние 22 сребролюбец, видя погибающего от голода ближнего, никак не склонится ради милости к нему. 7. То же, что тройственными являются свойства тела, я говорю о рассечении, истечении и изменчивости 23 ; истечение 24 и изменчивость 25 уже истолковал 26 , рассечение 27 же оставил без внимания, оно ускользнуло, когда речь зашла о мыслях. Знай, что рассечение тела действительно есть такое (рассечение) от жизни к смерти, которое разделяет его (тела) единение из стихий, посредством которых оно было соединено, и в тление отсылает после удаления духа. 8. О том же, что трактат «О Рае», в котором говорится, что «облик создавался не прибавлениями понемногу, но был исполнен в один момент» 28 , не противоречит божественному Иоанну Дамаскину , а скорее весьма созвучен ему, засвидетельствовала его книга основ в 65 главе, в которой он написал о способе зачатия Бога Слова 29 . 9. А что тело же Адама возникло в творении одновременно вместе с душой, об этом свидетельствует и Дамаскин в 25 главе 30 , и Григории Нисский в книге 31 о «Шестодневе» Василия Великого , в которой он изложил размышления о человеке Ибо он сошелся в творении, не сначала одно, другое же позднее, как пустословит Ориген , утверждая предсуществование и переселение (душ), но Адам создан – одновременно тело и одновременно душа 10. Итак, теперь мы разрешили все вопросы к нам от твоей самой мудрой и священной души, которая поставлена в подсвечник, чтоб освещать всемирное жилище Церкви Христовой, и для нас смиренных быть в утешение и по мощь Ты же, если ответы держатся истины, воздай славу Богу, дающему и косноязычным слово для отверзания уст ( Еф.6:19 ), если же не так 32 , однако, все же моли для меня о Свете том неприступном, «который просвещает всякого человека, приходящего в небесный мир " ( Ин.1:9 ) 33 . Мир тебе, благословенный господин мой. 5. Его же письма с возражениями софисту Григорию

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

В результате язык Геннадиевской Библии, представляющей собой «довольно пестрое наслоение разновременных переводов», отличается «эклектизмом» ( Евсеев. 1916. C. 21, 11), сочетает некнижные формы, «отклонения в сторону русского языка» с тенденцией к архаизации ( Фостер. 2001. C. 31-33). Книгопечатание как новая форма копирования текста предъявляло особые требования к стандартизации языка, поэтому при издании библейского кодекса в Остроге на первый план была выдвинута задача языковой нормализации. Идея правильности языка для острожских редакторов связывалась с решением проблемы языковых «  », т. е. вариативности языковых элементов. Последовательной унификации подверглись орфография и грамматика библейских текстов. Острожские книжники устранили варьирование графем  и      и        и в позиции абсолютного начала слова, устанавливая в качестве нормативных написания с    и    ; преодолели разнобой именных и глагольных форм (род. падеж ед. ч.:  и     Þ   род. падеж мн. ч.:  и     Þ     им. падеж мн. ч. муж. рода причастий:  и     Þ     императив 2-го лица мн. ч.:  и     Þ     имперфект:  и     Þ     и т. п.). Правке были подвергнуты грамматические ошибки, допущенные в Геннадиевской Библии в отношении собственно книжных церковнослав. форм, не имевших аналогов в живом языке (вокатива, двойственного числа, простых претеритов, кратких действительных причастий и др.). На лексико-семантическом уровне справа заключалась в последовательном устранении латинизмов, попавших в Геннадиевскую Библию вместе с переводами из Вульгаты (ср. в   Þ       (2 Пар 9. 1),   Þ       (Иф 3. 1)), и некнижных лексем восточнослав. происхождения (ср.   Þ   (Иф 3. 1),   Þ   (2 Пар 9. 1)). О. Б. является образцом полиграфического мастерства, не имеющим аналогов в кириллическом книгопечатании своего времени. По объему она вдвое превышает все остальные издания Ивана Фёдорова, вместе взятые. О. Б. содержит 628 листов ин-фолио, сброшюрованных в 104 тетради. Первые 8 листов не нумерованы, после идут 5 фолиаций: 276, 180, 30, 56, 78 листов.

http://pravenc.ru/text/Острожская ...

Лит.: Костомаров Н. И. Мистическая повесть о Нифонте: Памятник рус. лит-ры XIII в.//Рус. слово. 1861. T. 3. 3. Отд. 1. С. 1-28; Поленов Д. В. Житие св. Нифонта Константиноградского по ркп. XII-XIII в.//ИОРЯС. 1862. Т. 10. Вып. 4. Стб. 374-387; Соболевский А. И. Два древних памятника галицко-волынского наречия//РФВ. 1884. Т. 12. 3. С. 94-99; Ляпунов Б. М. Проф. А. В. Рыстенко и напечатанные им тексты Жития Нифонта//Изв. Одесского библиогр. о-ва при Новорос. ун-те. Од., 1917. Т. 5. Вып. 3/4. С. 85-103; Потапов П. О. Дekiльka cлib про зhaчihhя mekcmib Життя Нифонта//Mamepiaлu з icmopiï biзahmuiйcьko-cлob " яhcьkoi " лimepamypu та мови. Од., 1928. C. 1-15; Ходова K. H. Наблюдения в области словарного состава древнего слав. памятника («Житие Нифонта» в рус. списке 1219 г.): Канд. дис. М., 1952; она же. Из наблюдений над лексикой древнерус. списка «Жития Нифонта» 1219 г.//УЗ Ин-та славяноведения. М., 1954. Т. 9. С. 182-204; она же. Об адаптации иноязычной лексики в древнерус. списках переводных произведений//Лингвистическая география, диалектология и история языка. Ер., 1976. С. 409-414; Lepissier J. Une source de l " Izbornik de 1076//RES. 1966. Т. 45. P. 39-47; idem. Quelques passages de l " Izbornik de 1076 avec leur source grecque//Bsl. 1973. Vol. 34. P. 28-32; Копыленко М. М. О языке слав. перевода «Жития Нифонта»: (Глагольно-именные фразеологизмы)//ВВ. 1971. Т. 31(56). C. 146-161; Мещерский Н. А. Об источниках «Изборника 1076 г.»//ТОДРЛ. 1972. Т. 27. С. 321-328; Gribble Ch. E. Origins of the Slavic Short Version of the «Life of Nifont»//Intern. J. of Slavic Linguistics and Poetics. S.-Gravenhage, 1974. Vol. 17. P. 9-19; Творогов О. В. Нифонта Констанцского житие//ТОДРЛ. 1985. T. 39. C. 224-226; он же. Житие Нифонта Констанцского//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 172-173; Ryd é n L. The Date of the Life of St. Niphon, BHG 1371 z//Greek and Latin Studies in Memory of C. Fabricius/Ed. S.-T. Teodorsson. Göteborg, 1990. P. 33-40; Orzechowska J. Из наблюдений над языком «Жития Нифонта»: Прилагательные//Jednostki jzykowe - ich powizania i ewolucja.

http://pravenc.ru/text/2577703.html

Если четвертое Евангелие написал И. Б., то уникальный материал этого Евангелия заставляет предположить кроме уже сказанного присутствие И. Б. среди учеников Христа: во время чуда в Кане Галилейской (Ин 2. 1-11), в Капернауме после чуда в Кане (Ин 2. 12), на Пасхе в Иерусалиме (Ин 2. 17), затем, после беседы с Никодимом о рождении свыше, в Иудее (Ин 3. 22) и в Самарии (Ин 4. 8, 27, 31-33), на проповеди Христа в Капернауме (Ин 6. 22-25), при исцелении слепорожденного (Ин 9. 2), на пути в Вифанию перед воскрешением Лазаря (Ин 11. 7-16), во время проповеди «в стране близ пустыни, в городе, называемом Ефраим» (Ин 11. 54), при умовении ног ученикам (Ин 13. 5), а также когда происходит уверение ап. Фомы (Ин 20. 26-28). Кроме того, И. Б. принадлежит единственное свидетельство о том, что Крещение совершали ученики Иисуса Христа (Ин 4. 2),- можно предположить, что и он сам был в их числе (Ин 4. 1-2). Свидетельства других книг НЗ Ап. Иоанн Богослов. Мозаика в нартексе кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-40-е гг. XI в. Ап. Иоанн Богослов. Мозаика в нартексе кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-40-е гг. XI в. Дальнейшие события, связанные с И. Б., описываются в кн. Деяния св. апостолов. В списке апостолов - свидетелей Пятидесятницы (Деян 1. 13) он упомянут сразу после ап. Петра, что соответствует его роли в Иерусалимской Церкви. Иаков здесь определяется как «брат Иоаннов» (Деян 12. 2). И. Б. вместе с Петром совершают при храме чудо исцеления хромого (Деян 3. 1-11), их дерзновение в проповеди приводит к обращению многих (ср.: Деян 4. 31). Вместе с ап. Петром они были арестованы, допрошены членами синедриона, к-рые, лишь «пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа» (Деян 4. 15-23, особ. 21). Судя по упоминанию этой истории в Деян 5. 28, именно Петр и И. Б. были теми апостолами, которых посадили в общественную тюрьму и к-рых освободил ангел (Деян 5. 17-21); затем после допроса синедрионом их «били… и, запретив им говорить об имени Иисуса, отпустили» (Деян 5. 27-42, особ. 40). Петр и И. Б. посылаются к уверовавшим в Самарию и сталкиваются там с Симоном Волхвом , предлагавшим им деньги за дар Божий (Деян 8. 14-25). На этом упоминания об И. Б. в Деяниях заканчиваются.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Пятница 2 Кор. 11, 5—21. Ев. Мк. 4, 1—9. Суббота 1 Кор. 2, 6—9. Ев. Мф. 22, 15—22. Неделя 13 Воскресенье на утрени Ев. Мк. 16, 1—8. На литургии 1 Кор. 16, 13—24. Ев. Мф. 21, 33—42. Понедельник 14: 2 Кор. 12, 10—19. Ев. Мк. 4, 10—23. Вторник 2 Кор. 12, 20 — 13, 2. Ев. Мк. 4, 24—34. Среда 2 Кор. 13, 3—13. Ев. Мк. 4, 35—41. Четверг Гал. 1, 1—10, 20 — 2, 5. Ев. Мк. 5, 1—20. Пятница Гал. 2, 6—10. Ев. Мк. 5, 22—24, 35 — 6, 1. Суббота 1 Кор. 4, 1—5. Ев. Мф. 23, 1—12. Неделя 14 Воскресенье на утрени Ев. Мк. 16, 9—20. На литургии 2 Кор. 1, 21 — 2, 4. Ев. Мф. 22, 1—14. Понедельник 15: Гал. 2, 11—16. Ев. Мк. 5, 24—34. Вторник Гал. 2, 21 — 3, 7; Ев. Мк. 6, 1—7. Среда Гал. 3, 15—22. Ев. Мк. 6, 7—13. Четверг Гал. 3, 23 — 4, 5. Ев. Мк. 6, 30—45. Пятница Гал. 4, 8—21. Ев. Мк. 6, 45—53. Суббота 1 Кор. 4, 17 — 5, 5. Ев. Мф. 24, 1—13. Неделя 15 Воскресенье на утрени Ев. Лк. 24, 1—12. На литургии 2 Кор. 4, 6—15. Ев. Мф. 22, 35—46. Понедельник 16: Гал. 4, 28 — 5, 10. Ев. Мк. 6, 54 — 7, 8. Вторник Гал. 5, 11—21. Ев. Мк. 7, 5—16. Среда Гал. 6, 2—10. Ев. Мк. 7, 14—24. Четверг Еф. 1, 1—9. Ев. Мк. 7, 24—30. Пятница Еф. 1, 7—17. Ев. Мк. 8, 1—10. Суббота 1 Кор. 10, 23—28. Ев. Мф. 24, 34—44. Неделя 16 Воскресенье на утрени Ев. Лк. 24, 12—35. На литургии 2 Кор. 6, 1—10. Ев. Мф. 25, 14—30. Понедельник 17: Еф. 1, 22 — 2, 3. Ев. Мк. 10, 46—52. Вторник Еф. 2, 19 — 3, 7. Ев. Мк. 11, 11—23. Среда Еф. 3, 8—21. Ев. Мк. 11, 23—26. Четверг Еф. 4, 14—19. Ев. Мк. 11, 27—33. Пятница Еф. 4, 17—25. Ев. Мк. 12, 1—12. Суббота 1 Кор. 14, 20—25. Ев. Мф. 25, 1—13. Неделя 17 Воскресенье на утрени Ев. Лк. 24, 36—53. На литургии 2 Кор. 6, 16 — 7, 1. Ев. Мф. 15, 21—28. Понедельник Еф. 4, 25—32. Ев. Лк. 3, 19—22. Вторник Еф. 5, 20—26. Ев. Лк. 3, 23 — 4, 1. Среда Еф. 5, 25—33. Ев. Лк. 4, 1—15. Четверг Еф. 5, 33 — 6, 9. Ев. Лк. 4, 16—22. Пятница Еф. 6, 18—24. Ев. Лк. 4, 22—30. Суббота 1 Кор, 15, 39—45. Ев. Лк. 4, 31—36. Неделя 18 Воскресенье на утрени Ев. Ин. 20, 1—10. На литургии 2 Кор. 9, 6—11. Ев. Лк. 5, 1—11. Понедельник 19: Флп. 1, 1—7. Ев. Лк. 4, 37—44.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

7-10). В НЗ А. вместе с Моисеем наиболее часто упоминаемые праведники ВЗ. Авторы НЗ признают значение А. в истории спасения Израиля (Мф 8. 11; Мк 12. 26; Лк 16. 22-24; 19. 9; отец Иоанна Предтечи Захария и Богородица восхваляли в своих гимнах обетование и завет Бога с А.: Лк 1. 55, 73) и то, что Израиль есть семя А. (Лк 13. 16; 16. 24; 19. 9 и др.), но эта причастность к детям А. отвергается как условие, достаточное для спасения, на что надеялись иудеи (Ин 8. 33; Мф 3. 9; Лк 3. 8), ибо Господь Иисус больше А. (Ин 8. 52-59). Подчеркивается недостаточность быть только потомком А. по плоти («семя Авраама», Ин 8. 33, 37), только верующие во Христа, те, кто совершают дела А., суть подлинные дети А. Благословение А. и завет с ним исполнились в Иисусе Христе (Деян 3. 25). Евангелист Матфей начинает родословие Иисуса с А. (Мф 1. 2), чтобы показать, что Мессия Иисус не только сын царя Давида , но и истинный потомок А. (Мф 1. 1), на к-ром сбылись пророчества ВЗ. Евангелист Лука упоминает А. не только как одну из фигур в родословии, восходящем к Адаму (Лк 3. 34), но и как выдающуюся личность в истории Израиля (Деян 3. 13; 7. 32; 13. 26; ср. 7. 2-8, 16-17). Ап. Павел подчеркивает исторические привилегии Израиля также с помощью выражения «семя Авраама» (Рим 9. 7; 11. 1; 2 Кор 11. 22;), однако настоящее эсхатологическое сыновство признает только за детьми обетования (Рим 9. 7-9; Гал 4. 22-31), т. е. за теми, кто принял веру. Именно вера А. имеет решающее значение для решения вопроса о соблюдении ветхозаветного Закона. А.- прототип верующего, доказательство того, что не только иудеи, но и язычники могут достигнуть спасения, уверовав во Христа (Рим 4). Св. ап. Павел подчеркивает именно обетование А. и его веру: еще необрезанный А. оправдан благодаря своей вере и в силу данного по благодати обетования (Рим 4. 13-15). Согласно Гал 3, благословение А. народам понимается как весть об оправдании язычников (Гал 3. 7-9): только те, кто верят во Христа, суть семя А. и наследники обетования (Гал 3. 29). Подчеркивается спасительное преимущество обетования А. перед Законом Моисея (Гал 3. 17-18), ибо обетование А. рассматривается как «завет о Христе», а под «семенем» ап. Павел понимает Самого Христа (Гал 3. 16), но тем самым и всех верующих во Христа, являющихся членами единого Тела Христова (1 Кор 6. 15; 12. 27). Иак 2. 21-24 называет А., получившего оправдание по его делам, образцом покорности воле Бога (ср. Ин 8. 39-40).

http://pravenc.ru/text/62850.html

Богословие Иоанна Дамаскина XII или начала XIII в. Выбрасывание однородных букв особенно замечается в Греческих собственных именах, непонятных и трудно произносимых для Русского простого человека. Так в Мстиславовом списке Евангелия Москов. Благовещенского собора, писанном по повелению Новгородского князя Мстислава Владимировича для основанного им на своем дворце, на Городище, Благовещенского монастыря, в начале XII в., на л. 198 об. пишется: отъ дщерь арнъ (вместо Аарон, Лк.1:5 ., как и в Остром. Евангелии 277 об.), 162 об. и сиин матн (вместо: и Иосиина, Мф.27:56 ., так и Остром. 202), также л. 182 и об. брати го. иковъ и сии и симонъ ( Мф.13:55 ), 198 братъ иковль и осиинъ, но 158 об. правильно: матн ( Мк.15:40 ); 106 об. акима и (вместо: Иоакима), 159 об. н о матнзм мон меташа жребн (вм. о иматизме Ин.19:24 ); или выбрасываются однородные буквы в средине слова: 179 об. и др. аврамъ, исакъ (должно быть: Авраам, Исаак), 33. 37 и др. вельзевоулъ, 52. 132 об. 199. данилъмь прркъмь, азъ смь гаврилъ (должно: Веельзевул, Даниилом, Гавриил). Что касается до имени Спасителя: то, в Мстислав. списке, когда оно пишется вполне, надобно сказать, вообще пишется с двумя в начале гласными, именно или иисоусъ, – л. 23. и гоже посъла ха ( Ин.17:3 ), 32 об. гда съконьча иисоусъ ( Мф.7:28 ), потом: косноу и (прокаженного) иисоусъ (8:3), 38 об. изиде противоу (ст. 34), 40. пришьдьшю въ домъ (13:36), 43. предъ ногама (15:30), 49. пришьдьшю въ црквь (21:24), или сокращенно под титлом л. 17. в ъзведъ очи свои.. же сътвори знамени ( Ин.6:5:14 ), так и на обор., л. 18 и об. 20. 21. 22 и об. 24 об. 25 и об. 26 (шесть раз), 26 об. 31 об. 32. 33 об. 34 и об.35. 37. 38 и об. (дважды), 40 и об. (трижды) 41 (трижды) 41 об. 42 об. 43 и об. 44. 45. 46 об. 47 об. 48 об. 55 об. 56. 84. 102. 119 об. 151 об. 153. Не смотря на это, по вышеозначенному правилу выбрасывания при стечении одних и тех же букв, и в Мстиславовом списке в следующих местах, часто на одних и тех же страницах, с предыдущим правильным написанием пишется и простонародная легкая форма Исус: 9 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

1 Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь ( Мф.22:37-38 ). 2 Вторая же подобна еи: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе. В сию обою заповедию весь закон и пророцы висят ( Мф.22:39-40 ). 3 Заповедь новую даю вам да любите друг друга: якоже возлюбих вы, да и вы любите себе ( Ин.13:34 ). 4 Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите ( Ин.14:15 ). 5 Аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать видети во веки ( Ин.8:51 ). 6 Покаитеся, приближибося Царствие Небесное ( Мф.3:2 ). 7 Уготоваите путь Господень, правы творите стези Его ( Мф.3:3 ). 8 Сотворите убо плод достоин покаяния ( Мф.3:8 ). 9 Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяцем глаголе исходящем изоуст Божиих ( Мф.4:4 ). 10 Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесныи совершен есть ( Мф.5:48 ). 11 Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам ( Мф.6:33 ). 12 Не всяк глаголяи Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяи волю Отца Моего, Иже есть на небесех ( Мф.7:21 ). 13 Всяк грех и хула отпустится человеком: а яже на Духа хула не отпустится человеком ( Мф.12:31 ). 14 Всяк сад, егоже не насади Отец Мои Небесныи, искоренится ( Мф.15:13 ). 15 Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свои, и по Мне грядет ( Мф.16:24 ). 16 Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Или что даст человек измену за душу свою? ( Мф.16:26 ). 17 Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их ( Мф.18:20 ). 18 Горе же человеку тому, имже Сын Человеческии предастся ( Мф.26:24 ). 19 Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всеи твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет ( Мк.16:15-16 ). 20 Блажени слышащии слово Божие, и хранящии е ( Лк.11:28 ). 21 Не боися, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам царство ( Лк.12:32 ). 22 Иже не носит креста своего, и вслед Мене грядет не может Мои быти ученик ( Лк.14:27 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/zapovedi-t...

8 . Для чего Спаситель установил в Церкви пастырей? Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф.4:11–13 ). Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас [пастырей] блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею ( Деян.20:28 ). Примечание. Пастыри выполняют эту обязанность созидать – пасти Церковь : чрез учительство ( Мф.28:19–20 ; 1Тим.4:16 ; 2Тим.4:2 ); священнодействия ( Деян.13:3 ; Иак.5:14 ; Рим.14:15–16 ) и управление Церковью ( 1Тим.3:14–15 ; 1Тим.6:17 ; Деян.15:22 ). 9 . Власть в Церкви, данная Спасителем апостолам, а в лице их и преемникам их: Ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи царства небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф.16:18–19 ). 10 . Апостолы и их преемники в прохождении своего служения находятся под высшим руководством Самого Иисуса Христа: Я умолю Отца, и дает вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек ( Ин.14:16 ). Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ( Ин.16:13 ). И се Я с вами во вся дни до скончания века. Аминь ( Мф.28:20 ). 11 . Как должно понимать служение апостолов и их преемников в Церкви? Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом по скольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, а возрастил Бог; ибо мы соработники у Бога, а вы Божья нива, Божье строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строить ( 1Кор.3:5–6,9–10 ). Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих ( 1Кор.4:1 ). Итак, мы посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас, от имени Христова просимы примиритесь с Богом ( 2Кор.5:20 ). Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа ( Мал.2:7 ; Чит. 1Тим.4:6 ; Сир.7:31–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

„Как вам кажется? У одного человеки было два сына ( Мф.21:28 )“. Сыновьями назвал их, чтобы побудить их к предстоявшему делу. „Хорошо, – говорит, – Господи!“ Сей назвал его сыном, а он ответил Ему: Господи! Не назвал Его отцом и тем не менее не исполнил Его слова. „Кто из них исполнил волю отца своего?“ И они, справедливо рассуждая, сказали: „второй ( Мф.21:31 )“. Не сказал: который из двух, по вашему мнению, сказал: „я иду“, но: „который исполнил волю отца своего?“ „Посему мытари и блудники предварят вас в царстве небесном ( Мф.21:31 )“, потому что вы обещаете на словах, а они подвизаются (на деле). „Пришёл к вам Иоанн путём праведности ( Мф.21:32 )“, то есть, чести Господа своего он не похитил себе, но когда подумали, что он есть Христос, то ответил им, что он недостоин понести ремни у обуви Его (ср. Мф.3:4 ). Иная притча: „один человек, домохозяин, насадил себе виноградник ( Мф.21:33 )“, что тожественно с следующим (изречением): „из Египта —246— перенёс Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил её ( Пс.79:9 )“. И часто ограждал его, именно законом, – и точило устроил в нём – жертвенник, и построил в нём башню – храм и пр. „И послал слуг своих принести ему плод ( Мф.21:34 )“. Однако, ни первые, ни следующие, ни последние не получили плода от виноградарей. После сего послал сына своего, не потому чтобы он был младший из всех, но после явился Тот, Который был уже прежде, как и свидетельствует Иоанн: „но за мне придет муж, который в тоже время и прежде (меня) ( Ин.1:15 )“. Не незнал, что предшественники, коих посылал, не способны были получить плоды, но сделал это для того, чтобы не дать места жалобам упрямых людей, которые сказали бы: „посредством закона не мог упорядочить и устроить всё, что хотел?“ Итак, послал сына, дабы наложить на них молчание. Но когда увидели, что пришёл сын, то сказали: „вот наследник этого виноградника, пойдём, убьём его, и тогда наследство виноградника будет наше ( Мф.21:38 )“. Правда, сына они убили, но наследство виноградника было перенесено и отдано язычникам, как и сказал: „кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимут и то, что он похитил ( Мф.13:12, 25:29 )“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010