Богословие Святейшего Патриарха Пимена. Его общественное и миротворческое служение [доклад на торжественном собрании в МДА и МДС]//1983. 2. С. 20–25. Слово на Вознесение Господне//1983. 9. С. 36–37. Пастырская дидактика святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова//1984. 3. С.70–75. Слово в день памяти святого пророка Божия Елисея//1984. 8. С. 41–42. Жертва вечерняя//1985. 1. С. 40–41. Свете Тихий//1985. С. 41–43. О званых и избранных//1985. 12. С. 34–36. «Ангела Хранителя у Господа просим»//1986. 1. С. 41–42. Дидактические принципы Яна Амоса Коменского и их влияние на становление богословского образования в русской Духовной школе [доклад, прочитанный при вручении ему диплома доктора богословия honoris causa на Богословском факультете имени Яна Амоса Коменского в Праге 9 декабря 1985 года]//1986. 5. С. 69–72; 6. С. 70–75. Слово в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне ( Ин. 4, 4–42 )//1987. 4. С. 30–32. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы//1987. 9. С. 43–44. Ответы на вопросы итальянского журналиста//1987. 10. С. 4–5. Слово в день празднования перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста //1988. 1.С. 35–36. Слово в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших//1988. 6. С. 42–43. Эстетика преподобного Иосифа Волоцкого //1989. 1. С. 60–65. Слово в Неделю о мытаре и фарисее//1989. 2. С. 42–44. Верую во Единаго Бога Отца//1989. 8. С. 45–46. Выступление на Съезде народных депутатов СССР//1989. 9. С. 7–8. Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя//1989. 9. С. 37–38. Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым//1989. 11. С. 37–39. Об издательской деятельности Московского Патриархата//1990. 2. С. 24–31. Патриарх и его время//1990. С. 27–28. Слово в Прощеное воскресенье//1991. 2. С. 39–40. Выступление на IV Съезде народных депутатов СССР (20 декабря 1990 года)//1991. 4. С. 47–48. Слово в день памяти мученика Иоанна Воина//1991. 8. С. 36. Византия и Радонеж (из доклада на XVIII Международном конгрессе византинистов)//1991. С. 60–61.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Отрывки из проповеди «В Неделю о слепом». Опубликовано: 31 мая 2022 03 июня 2022 Люди более возлюбили тьму, нежели свет. На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. (Ин. 9: 39) Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин. 3: 19). С какой ясностью свет учения Христова постоянно освещает тьму нашей души, и однако мы не хотим ходить во свете его! Какая же причина того, что мы, считая себя видящими все пути жизни своей ясно, на самом деле непрестанно спотыкаемся, подобно слепым? Увы! На этот вопрос сердце наше дало бы, вероятно, тот же ответ, какой Господь дал фарисеям: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин. 9: 41). Сердце сказало бы, что мы могли бы видеть, но сами не хотим многого замечать, могли бы исполнять заповеди Христовы, но добровольно уклоняемся от исполнения многих. Быть может, почувствовав в душе своей это обличение, некоторые признают вину свою, другие же тотчас извинят себе всё своими слабостями и для успокоения своего скажут себе: «слово обличения к нам не относится». И, таким образом, внутреннее око их души имеет свет, но они стараются избегнуть того света. Впрочем, и в душе каждого почти человека есть такой сокровенный уголок, в который он не хочет пустить никакого свидетеля. Здесь человек считает себя единственным непогрешимым судьей своих мыслей и желаний. Здесь он скрывает самые потаенные чувства души, которые управляют всеми его действиями и отношениями к людям. Но вот здесь-то и грозит ему наибольшая опасность впасть в ослепление. Он считает себя непогрешимым, но самолюбие заставляет его на каждом шагу, незаметно для него самого погрешать. Он восхищается высотой своих чувств и добродетельностью своих поступков, но самолюбие оскверняет каждое чувство и поступок своими движениями, незаметно проникающими всюду.

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/732-...

Правила чтения духовной литературы Скачать epub pdf 1 . Начинают чтение Священного Писания (Библии) не с начала, а с Нового Завета. После его системного изучения переходят к Ветхому Завету. 2 . Начинать и заканчивать чтение принято с молитвой . 3 . Здоровым людям не принято читать Библию лёжа, читать следует с благоговением и неспешно. 4 . Св. Писание не просто прочитывают, но читают ежедневно. Христос говорил: «Исследуйте Писания» ( Ин.5:39 ), поэтому, наряду с благоговейным чтением, Св. Писание изучают. 5 . Изучение Библии производится на основе толкований святых отцов. См. толкования . 6 . Толкований Священного Писания , основанных на протестантских преданиях и собственных фантазиях, лучше избегать. Авторами их могут быть не только протестанты, но и православные авторы. Обычно они к месту и не к месту ссылаются на «современных учёных» и «последние открытия», стремясь эпатировать слушателей оригинальностью материала. 7 . Важная добродетель – это рассуждение. Нужно уметь правильно и в совокупности оценивать прочитанное. Всегда проще воспринять крайность. 8 . Полезно выписывать особенно тронувшие сердце строки и заучивать некоторые из них. 9 . Чтение Священного Писания и святоотеческой литературы – это труд. Как и всякий другой, он не может быть всегда только легким и приятным. Иногда надо к нему себя понуждать, помня, что и враг человеческого спасения может противиться чтению: например, наводить скуку, усталость, отягощение. 10 . Начинать чтение духовной литературы лучше с сочинений простых, «деятельных», и постепенно восходить до более возвышенных. Некоторые читают много, но бесплодно. Отчего? Оттого, что выбирают книги, для них неподходящие. Например, новоначальные часто стремятся быстрее ознакомиться с такими возвышенными сочинениями, как творения св. Исаака Сирина , прп. Симеона Нового Богослова , прп. Макария Египетского . А бывает и наоборот, когда люди, уже несколько преуспевшие в молитве, читают только простейшие жития, брошюры и часто теряют то, что уже приобрели. Важно читать те книги, которые соответствуют духовному возрасту читателя.

http://azbyka.ru/otechnik/chto-chitat-kh...

Разделы портала «Азбука веры» игумен Леонтий (Козлов) Духовное зрение и греховная слепота. Проповедь в Неделю о слепом в храме пророка Илии в Хайфе В Избранное Нынешнее воскресенье называется Неделей о слепом, и сегодня в Евангелии мы слышали повествование о том, как Господь исцелил человека, родившегося слепым. Причем этот человек вместе с телесным зрением обрел и зрение духовное, узнал Самого Христа Спасителя, а зрячие фарисеи отказывались верить своим глазам, были как бы слепыми, потому что прежде ослепли духовно. Так исполняются слова Христа: « На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы » ( Ин. 9:39 ). Действительно, Христос – это пробный камень, это эталон духовного здравия и предназначения человека, и об этот камень «пререкания» разбились те, кто уклонился от правильного внутреннего устроения, целые религии сокрушились об Него. Мы знаем, что есть мир видимый, в котором мы живем и который очень хорошо знаем, и есть мир невидимый, мир души. И как важно в видимом мире иметь глаза, чтобы не падать и видеть, что вокруг происходит, так, и еще более важно духовное зрение, чтобы видеть, где добро, а где зло, где подстерегает опасность, чтобы понимать, что происходит с нашей душой. Вера, подкрепленная знанием Священного Писания и Предания Церкви, дает правильное видение и задает верную систему координат. И как в этом мире есть солнце, в свете которого мы все видим и чувствуем себя уверенно, так и в духовном мире есть Бог, Солнце Правды, согревающее и просвещающее наши души, и если мы удаляемся от Него, то попадаем в область враждебной для нас тьмы. Но есть люди, у которых эти душевные очи слепы или повреждены, так что они либо ничего не видят, либо видят все искаженно – это атеисты, неверующие, всякого рода иноверцы и сектанты. Трудно привести пример, как можно так извратить зрение в нашем видимом мире, чтобы оспаривать, например, роль солнца в жизни мира. Но в наше время это проще: если раньше люди вставали и ложились по солнцу и очень сильно зависели от него, то не так давно появился электрический свет, без которого для нас теперь жизнь не жизнь. А нынешняя молодежь день и ночь сидит в компьютере, погружаясь в некую иную реальность и совершенно уходя от действительной жизни.

http://azbyka.ru/duhovnoe-zrenie-i-greho...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Неделя Мясопустная, о Страшнос Суде Последнее воскресенье перед масленицей церковь называет мясопустным, так как грядущие 7 дней можно употреблять любую пищу, кроме мясной. В это воскресенье церковь напоминает о кончине мира и Страшном Суде. Господь скрыл от нас день и час Второго Пришествия. Произойдет оно через 10, 15 или 100 лет — мы не знаем, но признаки приближения этого дня в Святом Писании открыты. Каковы же они? Иисус сказал: «…как было в дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как во 1 шел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого…» ( Мф. 24:37-39 ). Однако не совсем так будет, как при Ное. Христос приводит сравнение лишь для того, чтобы показать, что этот день придет неожиданно и явится Сын Человеческий во Славе со всеми святыми и Ангелами судить мир. Почему я сказал, что будет не как при Ное? Да потому, что Сам Иисус говорит, что вдруг после скорби дней тех солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, Силы Небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, и тогда восплачут все племена земные и увидят Христа, грядущего на облаках с силою и славою великой. Всему этому будут предшествовать трагические события: «…восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам…», — все это начало бедствий ( Мф. 24:7-9 ). Тогда внезапно раздастся странный голос трубы архангельской, от которого содрогнется вся Вселенная. Небо исчезнет, как пишет пророк Исаия, горы вострепещут ( Ис.5:8-30 ). Что тогда сотворит грешный человек? — восклицает пророк. Иисус сказал, что наступит время, когда «…мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» ( Ин.5:25 ). Как это — «все оживут»? Мы останемся прежними, но тела будут новыми, духовными. Это понятно: на протяжении жизни каждые 7–14 лет мы постоянно меняем вещества, из которых состоит наше тело. Та плоть, что была в 14 лет, уже распалась, и, как говорят ученые, в 60 лет у тебя уже другое тело. Но это не ощущается нами. Так будет и в Воскресение. Но тогда тела изменятся в мгновение ока.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Воскрешение праведного Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест «Наступает время, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин.5: 25) I. Вера Моисею и пророкам, исцеление слепорожденного, притча о богаче и нищем Лазаре «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 31) Невообразимое количество чудес сотворил Господь над народом израильским. Но большее из всех — воскрешение Лазаря. Дивный Ловец человеков избрал непокорных иудеев очевидцами чуда, и те сами показали гроб умершего, отвалили камень от входа в пещеру, вдохнули смрад разлагающегося тела. Своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак . Что же, все иудеи уверовали во Христа? — Отнюдь. Но пошли к начальникам и «с этого дня положили убить Иисуса» (Ин. 11: 53). Так подтвердилась правота Господа, изрекшего устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 31). А ведь Израиль ждал Мессию именно в это время. Знали иудеи, что заканчиваются прореченные Даниилом семьдесят седьмин лет от указа о восстановлении Иерусалимского Храма до помазания Святого (Дан. 9: 24), что потомков Иуды покинул царственный скипетр (Быт. 49: 10), а в Назарете появился Учитель, по слову Которого мертвые восстают и прокаженные очищаются. «Исследуйте Писания, …они свидетельствуют обо Мне» (Ин. 5: 39) — обращался Христос к знатокам Писаний. Но те не верили ясным пророчествам и требовали чудес и знамений с неба. Когда же Господь творил чудеса, не верили и им . Воскрешение Лазаря неотделимо от другого, всколыхнувшего Израиль чуда — исцеления слепорожденного (см. Ин. 9: 1-41). Если излечение больного глаза ещё можно приписать человеческому врачебному искусству, то учреждение зрения — одному лишь Божественному действию. Иудеи это чудо отвергли, ибо «не поверили, что он (слепорожденный) был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?» (Ин. 9: 18-19).

http://pravoslavie.ru/30002.html

Воскрешение праведного Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест Как не поколебаться в вере, видя несчастья праведников? Как не посчитать тех, кого посещают болезни и скорби, отверженными Самим Богом? Подобные вопросы задавали всегда и будут задавать до скончания века. Надо просто принять как факт (в том числе и евангельской истории), что угождающие Богу часто страдают и не вдаваться в более тонкие рассуждения. 26 апреля, 2013 Как не поколебаться в вере, видя несчастья праведников? Как не посчитать тех, кого посещают болезни и скорби, отверженными Самим Богом? Подобные вопросы задавали всегда и будут задавать до скончания века. Надо просто принять как факт (в том числе и евангельской истории), что угождающие Богу часто страдают и не вдаваться в более тонкие рассуждения. «Наступает время, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин.5: 25) I. Вера Моисею и пророкам, исцеление слепорожденного, притча о богаче и нищем Лазаре «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 31) Невообразимое количество чудес сотворил Господь над народом израильским. Но большее из всех — воскрешение Лазаря. Дивный Ловец человеков избрал непокорных иудеев очевидцами чуда, и те сами показали гроб умершего, отвалили камень от входа в пещеру, вдохнули смрад разлагающегося тела. Своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не Что же, все иудеи уверовали во Христа? — Отнюдь. Но пошли к начальникам и « с этого дня положили убить Иисуса » (Ин. 11: 53). Так подтвердилась правота Господа, изрекшего устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре:  «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят » (Лк. 16: 31). А ведь Израиль ждал Мессию именно в это время. Знали иудеи, что заканчиваются прореченные Даниилом семьдесят седьмин лет от указа о восстановлении Иерусалимского Храма до помазания Святого (Дан. 9: 24), что потомков Иуды покинул царственный скипетр (Быт. 49: 10), а в Назарете появился Учитель, по слову Которого мертвые восстают и прокаженные очищаются. « Исследуйте Писания, …они свидетельствуют обо Мне » (Ин. 5: 39) — обращался Христос к знатокам Писаний. Но те не верили ясным пророчествам и требовали  чудес  и  знамений с неба . Когда же Господь творил чудеса, не верили и им .

http://pravmir.ru/voskreshenie-pravednog...

Архив Пн Слово архимандрита Нила (Сычёва) при наречении во епископа Муромского, викария Владимирской епархии 23 апреля 2012 г. 17:50 23 апреля 2012 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в  Даниловом монастыре  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Нила (Сычева) во епископа Муромского, викария Владимирской епархии . При наречении архимандрит Нил обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужащим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыко и многомилостивый Отец! Богомудрые архипастыри, святители Церкви Христовой! Промыслом Божиим и изволением Великого Господина и отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода призван я, недостойный, к высокому служению в Церкви Христовой. Ныне предстою пред вами, святители Божии, с покорностью приемля святую волю Господа нашего Иисуса Христа, указанную мне через ваше решение о моем избрании епископом богоспасаемого града Мурома в послушание архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию . Покоряясь сему избранию, не могу не сознавать, что предстоящее служение епископа как «служителя Христова и домостроителя тайн Божиих» (1 Кор. 4:1) потребует от меня самоотверженности, мудрости и жертвенной любви к пастве Христовой, ибо «епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их» (39-е Апостольское правило). Велико и ответственно принятие апостольской благодати. При мысли о жребии этого служения трепетали величайшие святые Церкви. Как же не ужасаться мне, грешному и немощному, как не исповедовать свое духовное несовершенство и недостоинство к принятию этого священного сана? Со страхом и глубоким духовным трепетом вступаю я на стезю несения Креста апостольских трудов. Но «сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12:9). Вдохновляясь словом Господним: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14:27), возлагаю всю свою надежду и упование на всесильную помощь Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, сказавшего: « Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал» (Ин. 15:16).

http://patriarchia.ru/db/text/2179469.ht...

Вероисповедание? — Христианин! Избирательное убийство в Орегоне еще раз напоминает нам – война адских сил против христианства не умолкает ни на минуту 7 октября, 2015 Избирательное убийство в Орегоне еще раз напоминает нам – война адских сил против христианства не умолкает ни на минуту Как не отрекаться от Христа в обычной земной жизни? Протоиерей Андрей Ефанов об убитых в Орегоне , исповедании веры перед лицом опасности и смерти души, оставшейся без Бога. Избирательное убийство в Орегоне еще раз напоминает нам – война адских сил против христианства не умолкает ни на минуту. И не только потому, что диавол «убийца искони» (Ин. 8:44). Потому еще, что любой, исповедующий Христа, «не станет вскоре хулить Меня» (Мк. 9:39), а именно это нужно инфернальным силам, чтобы мир превратился в хаос атеизма, в котором даже Имя истинного Бога стало забытым. Протоиерей Андрей Ефанов Битва ведется с переменным успехом не только потому, что люди непостоянны, что вчерашний безбожник может услышать, наконец, глас Бога в своем сердце и стать ревностным христианином, но и по причине жестокой сатанинской злобы, часто переливающейся через край и показывающей свое истинное лицо. И мир ужасается этой страшной гримасе ненависти и отрезвляется от дурмана мнимой вседозволенности и лояльной ко всему толерантности. Так, внешне непроизвольно, но вполне промыслительно, вновь евангельское свидетельство «светит во тьме» (Ин. 1:5). Епископ Кинешемский и Палехский Иларион сказал в своей проповеди по поводу американской бойни: «Расстрел молодых ребят в американском колледже. Человек умышленно взял автоматическое оружие и после вопроса к ученикам: « кто из вас христианин? » он убивал тех, кто отвечал утвердительно. Первый из погибших мог еще и не знать, что ожидает его за таковое исповедание веры, но уже второй и последующие знали, что их ждет смерть, однако они не отреклись от Христа. Да, погибшие были не православными, но всё же христианами, и они перед лицом смерти исповедали свою веру во Христа. Сможем ли мы, когда нам придется ответить на вопрос о вере, поступить точно так же, как поступили эти дети?»

http://pravmir.ru/protoierey-andrey-efan...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пребудьте в любви 11.12.2015 673 Время на чтение 11 минут Нет человека, который не нуждался бы в любви, в том, чтобы его любили. Все хотят быть любимыми, все страдают от отсутствия любви - то есть от безразличия - и тем более от того, что любви противоположно. Даже когда эпатажный подросток выдает нечто вроде «Обожаю, когда меня ненавидят» - это на самом деле вызов его собственной потребности в любви, потребности, которую он воспринимает как слабость и зависимость. Но что она такое - наша потребность в любви, именно направленной на нас? С вопросами о ней и неизбежно связанных с нею страданиях я пришла к протоиерею Сергию Ксенофонтову, клирику храма в честь Сошествия Святого Духа на апостолов в Саратове. - Не греховна ли эта потребность, не следствие ли она грехопадения, проявления эгоизма и гордыни? Господь ведь велел ближнего любить, а не к себе любви искать... - Бог велел любить ближнего, это сказано еще в Ветхом Завете (Левит. 19, 18), и Спаситель повторяет это, подчеркивая, что на двух заповедях - о любви к Богу и к ближнему - утверждается весь Закон и пророки (Мф. 23, 39-40). Но как звучит эта заповедь? Возлюби ближнего твоего, как самого себя . Отсюда следует: исполнить заповеди о любви к ближнему возможно, лишь исходя из личного опыта любви к себе. Потребность в любви есть естественная и изначальная потребность человеческой души. Господь Сам есть любовь (1 Ин. 4, 8), и Он образ Свой вложил в человека, потому человек и способен любить, и нуждается в любви. Желание быть любимым - это желание возвратиться в нормальное духовное состояние, восстановить нормальные, то есть изначальные - те, что были до грехопадения - духовные отношения с Богом, пребывать в Его любви. Об этом Спаситель говорит ученикам на пороге Своих Крестных страданий: Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви (Ин. 15, 9-10). - Но мы ведь ищем, как правило, не Божией любви, не пребывания в ней (до осознания этой потребности нам еще дорасти надо!), а любви людей к нам.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010