Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин 3:33–36). Об этом напоминает всем Христос Своим возвращением за Иордан перед восхождением в Иерусалим в повествовании апостола Иоанна Богослова (Ин 10:40), а в синоптических Евангелиях — во время пути на Страсти из Галилеи в Иерусалим. И пока Он оставался там, где явился миру во славе Святой Троицы, откуда начал Свое служение, многие пришли к Нему (Ин 10:41) и приняли то, что свидетельствовал о Нем Иоанн Креститель, как истинное: и многие там уверовали в Него (Ин 10:42). Когда Иисус, узнав о болезни Лазаря, призвал учеников идти опять в Иудею, они начали прекословить Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? (Ин 11:8). И только Фома сказал не как сопровождающий Учителя на смерть, а как следующий Его путем: пойдем и мы умрем с Ним (Ин 11:16). Здесь — “с Ним” — со Иисусом, а не с Лазарем . Фома не отделяет Его Страсти от Его славы, как сыны Зеведеевы, просившие почетных мест в Царстве (Мф 20:20–21; Мк 10:35–37), в его словах — понимание сокровенного смысла Нового Исхода: “через Страсти Господь входит в славу Царства” . Дом Пасхи Пасха по-еврейски буквально значит ‘переход, перемена места’. В Ветхом Завете Пасха — праздник в воспоминание перехода Израиля из “дома рабства” в земле египетской в Землю Обетованную, текущую молоком и медом, красу всех земель (пасхой также называли жертвенного пасхального агнца). Ветхозаветный Исход завершился чудесным переходом сынов Израилевых через Иордан напротив Иерихона. На этом же месте — начало Нового Завета с Новым Исходом. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн (Ин 1:28). На месте ветхозаветной Вифавары, дома перехода, является миру Новый Пасхальный Агнец во славе Святой Троицы, чтобы спасти мир от смерти греха, уничтожив ее “жало” Своей добровольной смертью. Он начинает Домостроительство новой Вифавары — нового Дома Пасхи. «Отняв жало греха у смерти, уничтожив смерть как духовную реальность.

http://pravmir.ru/mesto-bogoyavleniya/

Ин.7:33 .  Иисус же сказал им: еще недолго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня; Ин.7:34 .  будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти. В толпе окружавших Его слушателей Христос заметил и этих служителей синедриона и потому, отожествляя всех Своих слушателей с этими посланцами синедриона, Он обращается ко всей толпе с возвещением, что Он скоро уйдет к Пославшему Его, куда слушатели не могут за Ним последовать, хотя бы и захотели. «Будете искать Меня» – конечно, с целью принести покаяние в своем непослушании Христу (ср. Ин.8:28 ). Ин.7:35 .  При сем Иудеи говорили между собою: куда Он хочет идти, так что мы не найдем Его? Не хочет ли Он идти в Еллинское рассеяние и учить Еллинов? Ин.7:36 .  Что значат сии слова, которые Он сказал: будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти? Слова Христа об удалении к Пославшему Его не были поняты народом, который подумал, что Христос, может быть, хочет уйти к какому-нибудь знаменитому раввину, жившему в рассеянии, т.е. за границами Палестины. «Еллинское рассеяние» – это рассеянные в разных областях Греции евреи. «Там, – думает народ, – в еврейских синагогах Христос мог выступить в качестве странствующего проповедника, а потом перейти и к проповеданию Своего учения среди настоящих греков». Так впоследствии поступали апостолы ( Деян.11:19 и сл.; Деян.13:14 и сл.). Но в словах иудеев, несомненно, заключается насмешка над Христом. «Да, – как бы говорят они, – Тебе не удалось распространить Свое учение здесь, среди настоящих израильтян, и вот Ты хочешь испытать счастье на чужой стороне, где живут иудеи, менее знакомые с истинами преданной от отцов веры и потому более податливые на всякие новшества. Что же? Невелика будет Тебе честь, если там Ты и будешь иметь некоторый успех...» Ин.7:37 .  В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Ин.7:38 .  Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Познанием Бога Спасителя и надеждою на Его благость спасается душа человеческая. Посему и говорит апостол: упованием спасохомся ( Рим.8:24 ). Благодатию есте спасени через веру: не от дел да никто же похвалится ( Еф.2:8, 9 ), получая оправдание даром, искуплением во Христе Иисусе ( Рим.3:24 ). Так и пророк возвестил: всякий верующий в Него не будет постыжен ( Ис.28:16 ). – Что же скажем? Неужели Бог не требует добрых дел для спасения? Почему же Господь Сам сказал: не всяк глаголяй Ми – Господи! Господи! внидет в Царствие Небесное; но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех ( Мф.7:21 )? Для сего послушаем вопроса иудеев: что сотворим, да делаем дела Божия? И Господь им отвечал: се есть дело Божие да веруете в Того, Его же посла Он ( Ин.6:28, 29 ). Но вера без дел мертва есть ( Иак.2:20 ), – сказано еще; и посему Предтеча Господень, приготовляя людей к вере в Господа, говорил им: покайтеся! и еще: сотворите плод достоин покаяния ( Мф.3:2, 8 ). Плоды покаяния несомненно есть добрые дела, и они усиливают надежду на милость Господню; но не от дел зависит спасение – и горе, если человек понадеется на них, на свои коленопреклонения, посты, молитвы, милостыни и прочее. Он построит дом спасения не на камне, который есть Христос – Божия премудрость и сила, но на песке – на своем удоборазрушаемом умствовании. Ибо, когда изыдет дух его, в тот день погибнут все помышления его, и как сновидение по пробуждении, так Господь, пробудив его, уничтожит мечты его. Таков вот был и тот, который вошел на брачный пир не в брачной одежде, и ему Господь сказал: друже! како вшел еси семо, не имый одеяния брачна ( Мф.22:12 )? Он же отвечать ничего не мог. И повелел его связать и выбросить во внешнюю тьму, где постиг его плач и скрежет зубов. Итак, если человек оправдывается верою, независимо от дел ( Рим.3:28 ), – как говорит и апостол Павел, то нужно ли нам и трудиться в исполнении заповедей Божиих? Не напрасно ли очищает сердце свое тот, кто подвергает себя обличениям всякий день и обращается к Богу всякое утро? Но если будем рассуждать так, то сделаемся противниками Христу, Который повелел противиться греху и устраняться соблазнов с такою ревностью: если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее, нога – отсеки и ее, глаз – вырви и брось его; ибо лучше тебе, увечному, хромому и с одним глазом войти в Царствие Божие, в жизнь вечную, нежели быть целому и ввержену в геенну огненную, где червь не умирает и огнь не угасает (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Но с текстом того псалма произошла интересная история: Еврейский ­ масоретский текст так и перевел его буквально: «Ты открыл мне уши». LXX же и наш славян. перевели совершенно иначе: «Тело же свершил мне еси». Такой перевод должно признать очень древним и авторитетным, потому что апостол Павел в Послании к Евреям цитирует именно его ( Евр.10:5 ) и видит в нем пророчество о великой Голгофской жертве. 68 . Впрочем, связь и данного пророчества Исаии с идеей жертвы становится очевидной из последующего контекста: Я не воспротивился, не отступил назад. Очевидно, Мессия, изображается здесь в положении внимательного ученика («с открытым ухом»), рисуется также и весьма послушным учеником, как это подтверждает и апостол, говоря: «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». ( Флп.2:8 ). Общий смысл обоих разбираемых здесь стихов будет, следовательно, таков. Мессия получит от Бога удивительный дар убеждения и мудрости, который Он, главным образом, направит на помощь всем изнемогающим в тяжелой жизненной борьбе против религиозной, нравственной и общественной неправды ( Ис.42:7 ; Ис.61:1–2 ; Мф.11:28 ). И все это – как слова, так и дела Мессии – не продукт его собственной фантазии, а непосредственное откровение воли Самого Бога; «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» ( Ин.5:30 ). «Я... ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» ( Ин.8:28–29 ), Сын настолько «навык послушанию» Богу-Отцу, что ради этого идет на величайшее самопожертвование уничижения и рабства, до позорной смерти включительно: «вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой» ( Пс.39:8–9 ). «Не Моя воля, но Твоя да будет» ( Лк.22:42 ); хотя, впрочем, обе эти воли, в силу единосущия Божества, вполне совпадают между собой: «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В Евангелии от Иоанна словосочетание γ εμι многократно встречается как часть формулы, в которой Иисус прилагает к Себе тот или иной образ, например: Я есмь хлеб жизни, Я есмь свет миру, Я есмь дверь, Я есмь лоза истинная. В этих случаях γ εμι не является греческим эквивалентом священного имени Божия. Иное дело, когда γ εμι встречается без предиката. В этих случаях весьма вероятно, что Иисус применяет к Себе священное имя Божие. Вот лишь несколько примеров: Ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших ( Ин.8:24 ). Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я ( Ин.8:28 ). Прежде нежели был Авраам, Я есмь ( Ин.8:58 ). Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я ( Ин.13:19 ) Во всех перечисленных случаях, из которых три относятся к рассматриваемой беседе с иудеями, словосочетание γ εμι может быть эквивалентом еврейского Yahw («Я есмь»). Подобное словоупотребление мы находим и в синоптических Евангелиях, например в предсказании Иисуса о лжепророках: Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я (γ εμι)» ( Мк.13:5–6 ; ср. Лк.21:8 ). Эти слова могут быть поняты в том смысле, что лжепророки будут выдавать себя за Христа (так они поняты в Мф.24:5 ). Но нельзя исключить и такое толкование: многие придут под именем Иисуса и будут выдавать себя за Бога, тогда как истинным Богом является Иисус. Предположение о том, что Иисус применял к Себе священное имя Божие, находит подтверждение в сцене ареста Иисуса, как она описана в четвертом Евангелии. На вопрос Иисуса – кого ищете? – пришедшие за Ним служители от первосвященников и фарисеев отвечают: Иисуса Назорея. И когда Он говорит им: это Я (γ εμι), – вместо того, чтобы немедленно схватить Его, они отступают назад и падают на землю ( Ин.18:4–6 ). Такое поведение можно объяснить тем, что служители, будучи иудеями по вероисповеданию, услышали из уст Иисуса священное имя Божие, и падение на землю было их естественной реакцией на звуки, которые смертным запрещалось и произносить, и слышать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Связь с Отцом и Божественная слава Иисуса оттеняются за счет постоянных противопоставлений верхнего с нижним, Духа и плоти (в отрицательном значении), света и тьмы, истины и лжи, жизни и смерти, свободы и рабства. Иисус пришел из вышнего мира, снизойдя в нижший: ... Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира (Ин. 8, 23). В этом проскальзывает некоторый дуализм, созвучный, например, некоторым кумранским произведениям, свидетельствующим, что подобные воззрения в то время были довольно распространены в иудаизме. Однако дуализм не является абсолютным — ведь Иисус «победил мир» (Ин. 16, 33). Итак, единство Иисуса с Отцом — лейтмотив Ин. Но как по-разному, с привлечением какого богатого библейского (ветхозаветного) материала он передается! Благодаря такому привлечению Ветхий Завет как будто обнаруживает свой настоящий потенциал. Во-первых, многократно (несколько десятков раз) повторяются уже упомянутые выражения «послал Меня» (me a)pe/stalken), «Пославший Меня» (o( pe/myaj me), имея в виду Отца. Термин «Пославший» пишется в СП с большой буквы, так как он является подлежащим — именем Бога. Эти изречения всегда звучат из уст Иисуса. Во-вторых, в речи Иисуса также систематически повторяется ветхозаветное Имя Божие, точнее, его греческий эквивалент e)gw/ei)mi («Аз есмь» или «Я есмь»). Будучи употреблено в самых разных вариантах не менее 25-ти раз, это придает Иисусовой речи легко узнаваемую просвещенным в Писании читателем и повергающую его в священный трепет интонацию речи Бога: так Он вещал в Ветхом Завете через Своих пророков. Выражение-Имя e)gw/ei)mi встречается в Ин. как без предиката (именной части сложного сказуемого), так и с предикатом. Без предиката: Он сказал им: это Я [правильнее: Я есм. – А.С.]; не бойтесь (Ин. 6, 20); Если не уверуете, что это Я [Я есмь], то умрете во грехах ваших (8, 24); Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я [Я есмь] (8, 28); Прежде нежели был Авраам, Я есм. (8, 58); Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я [Я есмь] (13, 19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Весьма значительно то, что Бог не наименовал Господа Иисуса Христа ни учителем, ни пастырем, ни царем, ни первосвященником, ни пророком, но – Спасителем, ибо это имя шире всех прочих имен и все их в себе содержит. И когда родился воплощенный Бог , Ангел Господень возвещает пастырям, что «родился... Спаситель... Христос Господь» ( Лк.2:11 ). А это как раз и означает, что воплощенное Слово есть Спаситель мира как Богочеловек всей Своей Богочеловеческой Личностью и деятельностью. Как Спаситель Господь Иисус Христос есть в то же время и спасение. Праведный Симеон, исполненный Духа Святого, принимая на руки младенца Иисуса, называет Его «спасением» (τ σωτριον) (см. Лк.2:30, 3:6 ). Богочеловек Христос во всей полноте Своей евангельской, Богочеловеческой данности – это и есть спасение. Посему в Священном Писании и говорится, что в Богочеловеческой Личности Господа Иисуса «спасение Божие послано язычникам» ( Деян.28:28 ). Очевидцы Господа Иисуса и Его дел с восхищением говорят о Нем: мы «сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» ( Ин.4:42 ). И Бог , и люди именуют Господа Иисуса Христа Спасителем, ибо как Богочеловек Он объемлет Собою все Божественные и человеческие совершенства, необходимые для спасения человека от зла и смерти. Во всей истории человеческого рода Бог никого не нарек Спасителем, потому что все без исключения люди – под грехом и смертью. И лишь безгрешный Господь Иисус Христос удостоен этого имени как единственная историческая Личность, в Которой не обрелось ни крупицы греха, ни атома зла. Во всесовершенной полноте Своей Божественной Личности воплощенный Бог Слово – абсолютная полнота всеобъемлющей жизни и света (см. Ин.1:4 ) и лишь как Таковой Он есть победа над грехом, смертью и тьмой (см. Ин.8:12, 12:35, 46, 11:25 ). Как только Господь Иисус вышел на проповедь , великий Предтеча Духом Святым возвещает, что Он есть «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ), берет всей Своей Богочеловеческой жизнью. Лишь как Богочеловеческая Личность Господь Иисус Христос соделался для всего человеческого рода «премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» ( 1Кор.1:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

«Говоря: не умерла девица, но спит... – показывает, – замечает святой Иоанн Златоуст , – что для Него легко воскрешать умерших (как поступил Он и при воскрешении Лазаря, говоря: Лазарь, друг наш, уснул – Ин.11:11 ), и вместе научает не страшиться смерти, потому что смерть уже не есть более смерть, но стала сном». 774 «Христос говорит, что она спит, – пишет блаженный Феофилакт , – потому что для Него, могущего воскресить ее, смерть была не более, как сон. Не дивись, что смеялись над Ним; этим они еще более свидетельствуют о чуде, – что Он воскресил действительно умершую. Смерть девицы была признана всеми, чтобы никто не мог сказать, что с нею только случился сильный болезненный припадок или просто обморок». 775 8) Души умерших спокойно почивают; одним словом, бессознательны: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» ( Ин.9:4 ). Господь говорит не о прекращении внутренней жизни души по разлучении ее с телом, а о том, что после смерти нет места для подвигов и дел, направленных к достижению святости ( Евр.12:14, 10 ), совершаемых только во время земной жизни. «Что значат эти слова? И какую они имеют связь? Очень тесную, – объясняет святой Иоанн Златоуст . – Вот значение этих слов: доколе есть день, доколе можно людям веровать в Меня, доколе продолжается эта жизнь, Мне должно делать. Приходит ночь, т.е. будущее время, когда никто не может делать, т.е. когда не будет уже ни веры, ни трудов, ни покаяния. Α то, что делом Он называет веру, видно из того, что когда у Него спрашивали, что делать, «чтобы творить дела Божии», Он отвечает: «вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» ( Ин.6:28–29 ). Но почему же этого дела не может никто делать в то время? Потому, что не будет уже и веры, но волею или неволею все будут повиноваться». 776 9) Люди после смерти не попадают ни на небо, ни в ад, а находятся в гробах, и не одна лишь часть человека или хижина, в которой жил, попадает туда, но весь человек: «ты (Авраам) отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй» ( Быт.15:15 ). «Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия» ( Ин.5:28 ). Тело без души слышать не может; следов., в гробе находится весь человек (Состояние мертвых. 1907 г., стр. 4:5).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Таким образом и здесь, сказавши о плене и о возвращении, пророк обращает речь к иному предмету: раб Мой будет благоуспешен . О ком, думают иудеи, сказано это: о Зоровавеле, о Данииле, или о народе? Мы, напротив, говорим, что это утверждается о Христе. Пусть не указывают нам на порядок. Из многих мест пророков мы можем показать, что порядок не сохраняется, и разные предметы связываются вместе. Теперь же мы сопоставим со Христом одного из тех, к которому думают относить сказанное, и посмотрим: к кому из них все это более применимо, того мы и возьмем; вы же будьте судьями по данному вопросу. Что значит: уразуметь, т.е., постичь? Уразуметь писание: таково, мне кажется, значение данного слова; это говорит и Акила: се уразумеет отрок Мой; еврейский же текст полагает то же, что и Акила. Я утверждаю, что пророк сказал это во всяком случае о Христе, чтобы показать, что все совершалось по Его желанию, так как Христос говорит: очень желал Я есть с вами сию пасху (Лк. 22:15). Хотя это было и тяжело, однако было желаемым ради того, что должно было совершиться. Чтобы показать, что Он добровольно и по любви, а не по необходимости или против воли взошел на него (крест), и что этот был для Него желательным, и весьма приятным, Христос говорит: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Видишь ли, как Он открывает Свое желание, по которому Он желал креста, который Он называет даже славою (Ин.12:28,32). И вознесется, и возвеличится . Прочие же говорят: и подымется. Не со всеми поднятыми, т.е., распятыми, пребывает слава, но напротив им принадлежит презрение. Свое возношение Он отделяет от прочих, говоря: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я (Ин. 8:28); потом: когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин.12:32). То, что для остальных было причиною проклятия, разрешало все проклятия. Возвысится и вознесется, и возвеличится : это указывает великое возношение; потом говорит: возвеличится . Итак, кто вознесся и кто прославился, когда был вознесен? К кому желают иудеи применить все эти слова: к Зоровавелю, или к Даниилу, или к народу, или к Богу, Которого почитает весь мир? Как многие изумлялись, смотря на Тебя .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Блаженный Феофилакт поясняет: “человек, состоя из двух частей, из души и тела, имеет и образ рождения двучастный. Вода, видимо принимаемая, действует к очищению тела, а Дух, невидимо соединяющийся, – к возрождению невидимой души. При крещении предлежит вода, но все совершает Дух и молитвенное призывание, а особенно присутствие Бога” 27 . “Вода есть орудие или дар Святого Духа, что предполагает наличие Того, Кто этим орудием действует. При таком естественном объяснении, что имеется орудие – вода, действие при помощи этого орудия – рождение, и Действователь – Дух, нам понятен икономический смысл Христова Крещения, где возрождает не вода, а Дух” 28 . Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа ( Ин.3:8 ). По мысли Зигабена, здесь евангелист говорит о ветре, как об образе Духа. Ориген понимал это применительно Святому Духу как указание Его самовластности (Нач. 3.4). Тот, Которого послал Бог , говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа ( Ин.3:34 ). Св. Киприан Карфагенский понимает это в отношение крещения, когда “Дух Святой дается не мерою, но на каждого христианина изливается весь” (Писм. 62). В разговоре с самарянкой Господь говорит о Духе Святом как о воде живой: Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую... всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную ( Ин.4:10, 13–14 ). Вода как образ Духа Святого встречается в Ветхом Завете: ибо как Я изливаю воды на жаждущее и потоки на иссохшее; так излию Дух Мой на племя твое ( Ис.44:3 ), то же подразумевает сам глагол shafad (течь, изливаться), встречающийся в Иез.39:29 ; Иоиль.2:28–29 ; Зах.12:10 в контексте обетования Духа Божия. Кроме того связь между водой и Духом (отмеченная также в Ин.7:38 ) отражает ветхозаветное понятие тоски по Богу, уподобляемое жажде – Пс.42:1 ; Ис.12 и т.д. Вода становится выражением роли Святого Духа, – вдохновлять и удовлетворять духовную жажду.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010