Блажен и триблажен десятый Ангельский чин, который будет состоять из монахов, сподобившихся получить это место на Небе: они будут созерцать Лик Христов во веки веков, петь вместе с Ангелами, торжествовать, радоваться и благословлять Христа, Который принёс такую великую жертву, распялся, воскрес и спас человеческий род. Помолимся, чтобы и нам, смиренным и ничего не значащим людям — и я первый из них, — войти в этот Ангельский чин, быть там, откуда ниспал Денница, — во славу Божию, во славу Того, Кто принёс Себя в жертву, во славу Безгрешного Агнца. Помолимся, чтобы кончина наша была христианской, безболезненной, непостыдной, чтобы нам дать добрый, прекрасный ответ на Судище того Блаженного мира. Аминь.   Ефрем Святогорец (архим., 1928-). Искусство спасения. Т.1: беседы/старец Ефрем, игум. монастыря Филофей на Святой Горе Афон. - М.: Святая Гора, 2013.   Следует уточнить, что евангелист Матфей упоминает не Богородицу, а «другую Марию " : «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» (Мф.28:1). Евангелист Марк называет последнюю «Марией Иаковлевой» (мать Иакова меньшего и Иосия, жену Клеопы) (см. Мк.16,1). — Ср.: Лк.24,1; Ин.20,1. См. Мф.28,5-7. «Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам» (Мф.28,5-7). — Ср:. Мк.16,6-7; Лк.24,5-8. В Синодальном переводе у евангелиста Марка «их объял трепет и ужас» (см. Мк.16,8). См. Ин.20,19. См. Мф.28, 9-10. «Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Мк.16,14). Пасхальный канон, творение Иоанна Дамаскина. Песнь 1-я. В русском переводе: «...Пасху хваляще вечную» (Пасхальный канон, творение Иоанна Дамаскина, тропарь песни 5-й).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=34&iid=287...

Ис.49:8 . Так говорит Го­с­по­дь: во время бла­го­приятное Я услы­шал Тебя, и в день спасе­ния по­мог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы воз­вратить наследникам наследия опустошен­ные, «Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя и в день спасения помог Тебе». Содержание 8-го стиха дает прямой ответ и разрешает сомнение, изложенное в 4-м стихе: «напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою». Нет, все это было сделано отнюдь не напрасно, а дошло до Бога и получило от Него соответствующий повод. Хотя глаголы «услышал» и «помог» и стоят, по-видимому, в прошедших формах, но в действительности они относятся к будущему времени, к моменту имеющего наступить прославления Сына Божия после Его добровольного уничижения. Это – так называемое – praeteritum propheticum – «прошедшее пророческое», которое для выражения несомненности будущего говорит о нем языком прошедшего. Хотя та помощь Господа Своему Рабу и была, как известно, оказываема Ему во все продолжение Его мессианского служения ( Лк.2:40, 52 ; Ин.3:2 ; Ин.8:28 ; Ин.12:28 ; Ин.14 и др.), но преимущественным и для всех очевидным моментом ее ниспослания здесь указывается особое время благоприятное ( καιρω– δεκτω), день спасения. Апостол Павел, приводя это место из пророка Исаии, относит его к своему времени, т. е. к торжеству церкви христианской, и в частности, видит исполнение данного пророчества в универсальности христианства и в его всепобеждающей силе ( 2Кор.6:2–10 ). Все это красноречивее всяких слов говорило, что дело Мессии далеко не было тщетным. «И сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные». Раскрывая еще определеннее и яснее объем и характер мессианского служения Своего Посланника, Господь говорит, что главной ролью Его будет роль учредителя, или восстановителя завета между Богом и людьми. До известной степени, она будет аналогична с ролью посредников Ветхого Завета (Моисея и Иисуса Навина – Втор.3:28 ; Нав.1:6 , которые восстанавливали завет еврейского народа с Богом и делили Ханаанскую землю между коленами Израиля), но и бесконечно будет их превосходить, по своей широте и всеобъемлемости.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ведь когда Господь воскрешал из мертвых ее брата [Лазаря], возвел очи Свои на небо к Отцу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня (Ин 11:41–42). Также и [в другой раз], когда Он возмутился душой , сказал: И что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое (Ин 12:27–28) , о котором Он говорил как Сын, ибо [ранее] сказал: Я пришел во имя Отца (Ин 5:43). Поскольку же для Отца было достаточно одного слова Сына, Отец с избытком ответил с неба, свидетельствуя о Сыне: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте ( Мф 17:5) и: И прославил и еще прославлю (Ин 12:28). Так не кажется ли тебе, превратнейший Праксей, что сколько голосов, столько и Лиц? Ты видишь Сына на земле и Отца на небесах. Но это не разделение, а Божественное Домостроительство. Ведь мы знаем, что Бог пребывает и в бездне и везде присутствует, но [не Сам], а Своей силой и могуществом (vi et potestate), и Сын, как неотделимый от Него, вместе с Ним везде присутствует. Однако по самому Домостроительству ( o„konom…a ) Отец пожелал, чтобы Сын был на земле, а Сам Он на небесах, — Которому и Сын, возведя очи, молился и просил у Отца, Которому и нас научил, встав, молиться: Отче наш, сущий на небесах и т. д. (Мф 6:9) , хотя Он и присутствует везде. Отец пожелал, чтобы эти небеса стали Ему престолом . И хотя Он не много умалил Сына пред Ангелами , послав на землю, славой же и честью увенчал Его (Пс 8:6) , взяв обратно на небеса. Именно это Отец обещал Ему в словах: И прославил и еще прославлю (Ин 12:28). Итак, просит Сын с земли, и Отец обещает с небес. Так зачем же ты делаешь лжецами как Отца, так и Сына? Ведь если Отец с небес говорил с Сыном, хотя Сам был Сыном на земле, или Сын молился Отцу, хотя Сам был Отцом на небесах, то неужели это означает, что Сын просил у Отца, просив у Самого Себя, если Сын был Отцом, или Отец обещал Сам Себе, обещав Сыну, если Он был Отцом? И даже если все же мы учим о Двух разделенных, как вы это хотите нам приписать, то все равно было бы более терпимым признавать Двух разделенными, чем одного Бога притворщиком.

http://pravmir.ru/protiv-prakseya/

Ведь когда Господь воскрешал из мертвых ее брата [Лазаря], возвел очи Свои на небо к Отцу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня (Ин. 41:41–42). Также и [в другой раз], когда Он возмутился душой, сказал: И что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое (Ин. 12:27–28), о котором Он говорил как Сын, ибо [ранее] сказал: Я пришел во имя Отца (Ин. 5:43). Поскольку же для Отца было достаточно одного слова Сына, Отец с избытком ответил с неба, свидетельствуя о Сыне: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5) и: И прославил и еще прославлю (Ин. 12:28). Так не кажется ли тебе, превратнейший Праксей, что сколько голосов, столько и Лиц? Ты видишь Сына на земле и Отца на небесах. Но это не разделение, а Божественное Домостроительство. Ведь мы знаем, что Бог пребывает и в бездне и везде присутствует, но [не Сам], а Своей силой и могуществом (vi et potestate), и Сын, как неотделимый от Него, вместе с Ним везде присутствует. Однако по самому Домостроительству (οικονομια) Отец пожелал, чтобы Сын был на земле, а Сам Он на небесах, — Которому и Сын, возведя очи, молился и просил у Отца, Которому и нас научил, встав, молиться: Отче наш, сущий на небесах и т. д. (Мф. 6:9), хотя Он и присутствует везде. Отец пожелал, чтобы эти небеса стали Ему престолом  . И хотя Он не много умалил Сына пред Ангелами, послав на землю, славой же и честью увенчал Его (Пс. 8:6), взяв обратно на небеса. Именно это Отец обещал Ему в словах: И прославил и еще прославлю (Ин. 12:28). Итак, просит Сын с земли, и Отец обещает с небес. Так зачем же ты делаешь лжецами как Отца, так и Сына? Ведь если Отец с небес говорил с Сыном, хотя Сам был Сыном на земле, или Сын молился Отцу, хотя Сам был Отцом на небесах, то неужели это означает, что Сын просил у Отца, просив у Самого Себя, если Сын был Отцом, или Отец обещал Сам Себе, обещав Сыну, если Он был Отцом? И даже если все же мы учим о Двух разделенных, как вы это хотите нам приписать, то все равно было бы более терпимым признавать Двух разделенными, чем одного Бога притворщиком.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

«Ибо каждый образ имеет то, что ему свойственно, сообща с другим», почему и говорится, что распят был Господь Славы (ср. 1Кор. 2:8 ) – не Божеством, понятно, но ипостасной плотью. И написано, что Сын Человеческий вознесся туда, где был прежде ( Ин. 6:62 ), – не туда, где Он был прежде в качестве человека, но туда, где Он был Бог, неразделенный с Отцом. Ибо мы не объявляем, что Божество страстно или страдает плотию, и не плоть, то есть человечество, признаем причиной, но Того, кому принадлежит и то, и другое, иногда по обоим именуем Христом, а иногда по одной из частей, по Божеству называем Богом, а по человечеству, наоборот, Человеком. И мы именуем Бога страстным, но не как Бога, а как [одновременно] и человека, и Дитя объявляем предвечным, не потому, что Оно Дитя, но поскольку и Бог – ибо и то и это суть Один, Бог и Человек, совершенный Бог и совершенный человек, носитель всех свойств Божества: Божественности, безначальности, бессмертия, Господства, всемогущей воли и действия – и всей сущности плоти без изъятия, души, тела, ума и их естественных и непредосудительных свойств и страстей 104 , самовластной воли и действия, голода, жажды, слез, скорби, тоски, тревоги, смерти. Господь мой и Бог мой, – говорит Фома ( Ин. 20:28 ), и Богослов по вдохновению изрек: Слово было Бог ( Ин. 1:1 ) и Слово стало плотию ( Ин. 1:14 ), и в начале было Слово, и хочу, очистись ( Мф. 8:3 ), и не распяли бы Господа Славы(1 Кор. 2:8). Это, и подобное, и сила божественных знамений возвещает Божественную Его природу и действие. (82) Засим имею власть положить душу Мою и власть имею опять принять ее ( Ин. 10:18 ) и осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня ( Лк. 24:39 ), и мы имеем ум Христов ( 1Кор. 2:16 ) и вошед в дом, не хотел, чтобы кто узнал, но не мог утаиться ( Мк. 7:24 ).и Отче! не Моя воля, но Твоя да будет ( Лк. 22:42 ); и преломление хлебов, и, ходьба, и простирание рук на кресте, и мышление, и жизненная, питательная, возрастительная и ощущательная сила представляет человеческое действие, как и напоследок взалкал ( Мф. 4:2 ), и жажду ( Ин. 19:28 ) и душа Моя теперь возмутилась ( Ин. 12:27 ), и душа Моя скорбит смертельно и начал скорбеть и тосковать ( Мф. 26:37,38 ), и Отче! в руки Твои передаю дух Мой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Сама Божественная Любовь, о Которой сказано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8), не есть только себялюбие... Напротив, Бог есть Любовь, – Бог Отец любит Бога Сына, Бог Сын любит Бога Отца, и Отец и Сын пребывают в Любви Духа Святаго. Все Три Лица Святой Троицы – пребывают в Любви. Разве не к этой Любви мы призываемся словами: да будут едино, как Мы едино (Ин. 17, 22). Блаж. Августин писал: «Если любовь, которою Отец любит Сына, а Сын любит Отца, невыразимо являет общность Обоих, то разве не уместнее всего назвать Духа Святого, общего для Обоих, самою Любовью». Чрез Личность Духа Святаго и мы являемся причастниками сей Божественной Любви, по слову ап. Павла: потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5, 5). Свидетель Иеговы: – Как вы себе это представляете: один Бог и несколько его личностей? Православный: – Сущность Бога Одна, а Лиц именно несколько... Обратите внимание на следующий библейский стих: … дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа (Кол. 2, 2). Свидетель Иеговы: – Но как вы объясните то, что сын меньше Отца? Он сам говорил о себе: … Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня (Ин. 14, 28). О Божественности Христа Православный: – Подобный текст надо сопоставлять с другими и путем смысловых совмещений находить золотую середину. Давайте проведем подобное сравнение: Отец Мой более Меня (Ин. 14, 28), и другие тексты: Я и Отец – одно (Ин. 10, 30), и следующий стих: Я не один, но Я и Отец (Ин. 8, 16). Здесь явно говорится о двух природах во Христе – Божественной и Человеческой. То, что Божественная и Человеческая природа Христа (при соблюдении неслиянности) реально существуют, подтверждают и показывают два следующих текста: Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? (Ин. 14, 9); и другой текст: … ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9). Следовательно, когда Сын Божий страдал, возрастал, алкал и жаждал, то здесь проявлялась Его Истинная Человеческая Природа.

http://pravoslavie.ru/106551.html

Ис.28:16, 13 , или 8:14–15), который Я полагаю пред Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф (ср. весь стих с Ис.28:16 и 43:4), и изглажу грех земли сей в один день» (ср. Ис.53:11, 5–6 ). В пророчестве Захарии в 9:9 и дал.: «ликуй от радости, дщерь Сиона,... се Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий (),.. тогда сокрушен будет бранный лук, и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от рек до концов земли. А что до тебя, ради крови завета твоего, Я выведу узников твоих из рва, в котором нет воды; возвращайтесь на высоту пленники надеющиеся»!... нельзя не узнать отдельных черт, взятых из пророчеств Исаии 62:11; 63:1, мож. быть, Пс.44:5, 2 (где говорится о «Царе», «восседающем на колесницу для истины и кроткой правды», или скорее – псалма 71:8, 1 и дал.;), Исаии 9:5–7; 51:1, 11. Равным образом, пророчество Зах.13:7 (ср. Мф.26:31 ): «о, меч, поднимись на Пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази Пастыря, и рассеются овцы», очевидно, относятся к Тому же Лицу, которое в 53-ей главе кн. пр. Исаии называется Рабом Господа (ср. особ. 53:4 и 6), и о котором у прор. Иезекииля говорится: «раб Мой Давид будет царем над ними, и единым Пастырем для всех их» (37:24; особ. ср. Иез.34:23–24 и 8–12 ст.); очевидно, след. пр. Захария имел пред собою указанные пророчества о Рабе Господа ( Ис.53 гл.) и пророчества Иезекииля (37 и 34 глл.) и относил их к Мессии, так что нет необходимости указывать, например, на то, что праведный Симеон (еще ветхозаветный праведник) относил пророчество о Рабе Господа ( Ис.42:6 , или лучше 49:3–8; 28:13, 6. ср. Лк.2:28–35 ; или Иоанн Предтеча – см. Ин.1:29 и Ис.53 , стихи 7 и 5) ко Христу Спасителю. И вообще следует заметить, что было бы очень странным, если бы в столь замечательном отделе, как 40–66 глл. Исаии, не было пророчеств о Мессии, тогда как во всех книгах современных плену и послепленных пророков – даже весьма небольших – предвозвещалось Его пришествие.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Лера 28 февраля 2013, 14:33 Так у нас сейчас фарисеями или даже ханжами называют иногда просто тех, кто относится строго к себе и не поддерживает дух либерализма в Церкви... Светлана 28 февраля 2013, 14:07 Спаси Бог батюшка Нектарий за душеспасительные статьи. Всегда нахожу в Ваших статьях много для себя спасительного, они заставляют взглянуть на себя со стороны. Прочитала " О фарисее с любовью " и поняла, что во мне тоже есть от фарисея, что каяться надо не превозносясь иначе сам в этот же грех впадешь - за гордость твою наказан будешь. Простите и благословите батюшка. Поклон земной Вам и Бог в помощь. Борис 28 февраля 2013, 13:15 Так ужас(священный.., впрочем у кого как...) в том, что сказано в Писании: 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. 20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.(Мф.5) Так мы валяем фарисея сколько веков, и считаем, что то, что он исполнял, нам и не обязательно; тщание в исполнении особенно не приветствуется...А зачем? Что я, фарисей? так он такой сякой. P.S. Часто странны и изображения: фарисей всегда изображается этаким надутым богачем, а мытарь вроде как почти нищий...Странновато... р.б.Сергий 28 февраля 2013, 13:10 СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! Низкий поклон отцу Нектарию, за " поднятие " столь важной темы. Безусловно, что " Бог «всем хочет спастись и в разум истины прийти». Не только мытарям, но и фарисеям в том числе... " А вот в том, " что фарисей не «как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи» плохо то, что ЕМУ для творения " добрых " дел НЕ НУЖЕН ХРИСТОС (Спаситель). Поэтому, как только возникла угроза внешнему благочестию фарисеев, они распнули Сына Божия, отверглись Бога. Сей притчей Господь освящает нам исчерпанность Ветхого и необходимость Нового Заветов. Именно потому разбойник, мытарь и блудница, не имеющие духовной коросты внешнего благочестия, принесением истинного покаяния через осознание своей немощности самостоятельного творения добра, оправдываются Господом более! Фарисей если и будет оправдан, то будет " спасен, как бы из огня, без добрых дел " , ибо " если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас " (1,Ин.,1,8) и " кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме " (1,Ин.,2,9).

http://pravoslavie.ru/59834.html

Гл. 11. Ст. 1–7. В церкви мужчины молятся с открытой, а женщины с покрытой головой, по правилу Апостольскому. 7–12. Муж по непосредственному происхождению от Бога есть образ и слава Божия, а жена по происхождению от мужа есть слава мужа: но в отношении к Господу муж не имеет преимущества пред женою, ни жена (женщина) пред мужем ( Гал.3:28 ); ибо как прежде жена произошла от мужа, так после муж от жены, а все от Бога. 19. И возражения против веры полезны; потому что сим лучше открывается и объясняется истина, с опровержением лжи ( Ин.20:25 сл.). 28. Если сердце (совесть) наше не осуждает нас; то мы имеем свободный доступ к Богу ( 1Ин.3:21 ). 31. Кто открывает Богу грех свой, и вины своей не утаивает, но исповедается пред Господом в преступлениях своих; с того Бог снимает вину греха его ( Пс.31:5 ). Гл. 12. Ст. 3. Кто получил от Иисуса Христа благодатный дар, и уверовал в Него; тот не должен злословить Его ( Мк.9:39 ) своим богоотступлением, и сим хулить Духа Святаго, дарующего нам в Господа Иисуса веру ( Мф.16:17 ; Ин.20:28, 29 ). 4–6. Дары Духа Святаго в верующих различны, но Благодать одна и та же: и служения (Господу) различны ( Еф.4:11 ), но Господь один и тот же: и действия Благодати различны, но Бог, производящий все, во всех один и тот же. Премудрость, едина сущи, всяческая может, и пребывающи в себе, вся обновляет, и по родом в души преподобных преходящи, други Божия и пророки устрояет: никого же любит Бог, токмо сего, иже с премудростию пребывает. Прем.7:27–28 . 8–10. Дары Святаго Духа верующим: мудрость, знание, вера, дары исцелений и чудотворения, пророчество, различение духов, разные языки и истолкование их. 14–30. Благодать Божия в верующих многоразлична ( 1Пет.4:10 ), но никто кроме Бога (И. Христа), не может иметь всех дарований, а каждому дается открытое действие Духа Святаго только по мере дара Христова или по мере веры в Него. Все верующие, как члены одного тела Христова, должны служить друг другу полученным от Бога даром, как верные слуги вверенной (данной) им благодати ( 1Пет.4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

– «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. ... Он явился на земле и обращался между людьми » ( Вар.3:36–38 ) ; – «Я хлеб живый, сшедший с небес ; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя , которую Я отдам за жизнь мира » ( Ин.6:51 ) . Каждый раз, после цитирования соответствующего отрывка, преподобный задаёт своим оппонентам вопрос: о Ком говорит Писание? Если о простом (ψιλς) человеке, то почему тогда о Нём говорится как о Боге? А если только о (γυμνς) Боге Слове, то почему о Нём сказано как о Человеке? Поэтому и нельзя сказать о Христе, – делает вывод преподобный, – что Он простой человек или только Бог Слово, так как Свящ. Писание говорит о Христе как об Одном, который есть Бог Слово с Его Собственной плотью . Преподобный обращает внимание на слова ап. Павла: «один Господь Иисус Христос» ( 1Кор.8:6 ). Господь не может быть простым человеком, так как «над всем Бог» ( Рим.9:5 ) и рождается из сущности Отца , является Божией силой и Божией Премудростью . Не может быть и только Богом Словом, так как рождается от жены , распинается . Поэтому Христос может быть только «един из двух» (ες ξ μφον) . Для подтверждения единства Христа преп. Марк ссылается на места из Свящ. Писания, в которых нет различия между действиями человека Иисуса и Бога Слова ( Ин.20:13 ; Ин.9:37–38 ; Лк.8:46 ; Ин.18:22, 19:11 ; Мф.27:28 ; Мк.8:23 ; Ин.14:12, 20:27 ) . Преподобный приводит свидетельство ап. Фомы, который, осязав ребра и руки Спасителя, исповедал Его Господом и Богом ( Ин.20:28 ). Апостол назвал Христа так не по причине Его удивительных дел или слов, – пишет преп. Марк, – чтобы никто не сказал, что слова ап. Фомы относятся к обитающему внутри Божеству, но осязав руками Его святое Тело . Приводя слова о Христе ап. Павла: «за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» ( 2Кор.5:15 ), – преп. Марк пишет, что если Умерший и Воскресший – простой человек, то это значит, что христиане живут для простого человека, а не для Сына Божия . Если Сам Христос и Его апостолы повелевают веровать в Него, то «неужели они принуждают нас веровать в простого человека?» – вопрошает преподобный.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010