41 . Пробуждайся в полночь и хвали Господа Бога своего. В час сей воскрес Господь наш и восхвалил Отца, потому и нам заповедано хвалить Бога в сие время. Вставши, прежде всего скажи стих сей: в полунощи востах, исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея (ср.: Пс.118,62 ), потом, помолчав немного, говори 50-й псалом, весь до конца. Псалмов читай столько, сколько можешь прочитать, стоя. После каждого псалма твори тайную молитву и коленопреклонение, со слезами исповедуя Господу грехи свои и умоляя Его оставить их; а после трех псалмов говори: «Аллилуиа». Если есть другие девы с тобою, пусть и они поют, и одна после другой совершайте молитву. К утру читай следующий псалом: Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада к Тебе душа моя (ср.: Пс.62,2 ), а на рассвете: благословите, вся дела Господня, Господа ( Дан.3,57 ); и: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся...» и прочее. 42 . Но паче всего потщися согреть сердце свое любовию, которая выше всего. Ибо возлюбиши, говорится, Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею крепостию твоею и всею душею твоею, и ближняго твоего, яко сам себе. На сих двух заповедях весь закон и пророцы висят (ср.: Мф.22,37,39–40 ). Бог есть любовь, и Он прежде возлюбил человека и предал Себя за него, чтоб избавить его от всякого беззакония. И так если Сам Господь за нас умер, то и мы должны друг за друга полагать души свои. Бог любы есть ( 1Ин.4,8 ), и, кто имеет любовь, тот имеет Бога, ибо Он сказал: о сем познают, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (ср.: Ин.13,35 ). Сколько бы ни трудился человек, но, если он не имеет любви, всуе труд его. Любовь же свою к ближнему показывай не словом только, но и делом. 43 . Не держи ни на кого злобы в сердце своем, – иначе молитва твоя не взойдет к Богу чистою. Да не зайдет солнце во гневе твоем (ср.: Еф.4,26 ). Будь кротка, терпелива, уступчива и простосердечна, как дитя, ибо Господь говорит: аще не обратитеся, и не будете, яко дети, не внидете в Царствие Небесное (ср.: Мф.18,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И Он сказал ей: прощены твои грехи. И начали возлежавшие с Ним говорить самим себе: Кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром ( Лк.7:48–50 ). Господь не только простил грехи, но и пообещал этой падшей женщине, что она будет спасена: Вера твоя спасла тебя. Сколь многие из нас желали бы услышать такой твердый и ясный ответ, что мы спасены, но немногие сподобляются такого откровения. Здесь уместно вспомнить и иные подобные случаи, описанные в Евангелии (см. Мф.26:6–13 ; Ин.12:3–8 ). Когда другие женщины также помазывали Господа миром, ученики по простоте своей, а Иуда Искариотский от зависти и сребролюбия в каждом из этих случаев спрашивали Спасителя: «Зачем это она тратит миро, можно было продать его за триста динариев и раздать нищим». Но Спаситель запрещал им так говорить, отвечая: Не удручайте эту женщину. То, что она сделала, будет проповедано по всему миру. Для чего я напомнил этот эпизод? Людям недуховным или мало духовным кажется, что эти женщины, помазавшие Господа миром, ничего доброго не сделали. Лучше было бы помочь нищим, нуждающимся, чем бесполезно тратить такие деньги. Действительно, что сделали эти женщины? Омыли ноги Спасителя слезами, помазали их и голову Его миром. Какая в этом польза? Зачем это было нужно? Не лучше ли было послужить людям? Но Господь прославил этих мироносиц – так можно их назвать. Прославил Своих служительниц, несмотря на то, что, с точки зрения обычного человеческого здравого смысла, ничего полезного в их служении не было. И эти женщины услышали слова, подобные тем, какие прозвучали в сегодняшнем евангельском чтении: Вера твоя спасла тебя, иди с миром. В другом случае Спаситель сказал: Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Господь прославил их как образец для подражания. Преподобная мать Мария именно таким образом послужила Богу. Что доброго она сделала? Кому она принесла пользу? Удалившись в пустыню, преподобная жила там на протяжении сорока лет, питалась травой, подобно дикому зверю, никого не видела, ни с кем не общалась. «Напрасно провела она там сорок лет», – сказали бы сейчас люди, настроенные думать о добре по-мирски, так, как учит нас современная гуманистическая культура.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Когда мы подошли к гробнице вплотную, иудеи разошлись. Ощущение напряженное. С одной стороны, чувствуем, что мы не в христианском храме, а с другой стороны, что стоим у великой святыни. Прикладываться, целовать гробницу мы не стали. Смущали символы. А сердце радовалось оттого, что мы рядом с царем Давидом! Ведь его псалмами живет и молится всякая душа православная и в храме, и в келье, и в доме. Стоя у гробницы, некоторые читали 50-й псалом, иные молитвенно призывали царя Давида, призывал и я, молясь за сына своего Давида... И радостно, и несколько подавленно мы отошли оттуда. Да, праотец Давид умер и погребен, и гроб его подле нас. И здесь, рядом с его гробом, место, где на Пасху собраны были за запертыми дверьми, страха ради иудейска, ученики, и явился им Тот, о Ком сказал Давид: Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление ( Пс.15: 10 ; Деян. 2: 27 ). Здесь было Пасхальное явление Воскресшего Христа ученикам. Здесь Он дал им власть вязать и разрешать от грехов. Где гробная дверь затворилась за Давидом, там Сын Давидов отверз двери Царства Небесного. У гробницы Давида Воскресший Христос вручил ключ Давида Своим ученикам, соделав их ключарями Царства Небесного (см. Ин.20:19–23 ; Откр.3:7 ). По лестнице мы поднимаемся наверх в горницу. Это довольно большая комната, в которой при надобности могут собраться и сто двадцать человек ( Деян.1:16 ). Потолок зала поддерживается изящными стрельчатыми арками, устроенными крестоносцами. С XVI века здесь была мечеть, был установлен михраб 8 , сохранившийся поныне. Но теперь здесь пустой зал, без каких-либо богослужений, открытый для посетителей. И вот мы здесь, мы в этом зале. Здесь произошла Тайная вечеря. Здесь Сам Христос таинственно предложил вкусить ученикам Свое Божественное тело и Священную кровь. Здесь Самим Христом совершена первая Божественная литургия и установлена на все времена. В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя, совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал, вечер, Он возлег с двенадцатью учениками... И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. ( Мф. 26: 17–20,26–29 )

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Вступим же, братия, в состязание с любите­лем состязаний, постараемся силою истины восстановить пад­ших по немощи неверия. Если бы, говорят, Христос имел власть, то Он не сказал бы: если возможно, да минует . Но поэтому осуждай и Бога, употребившего в законе одно вы­ражение, которое очень далеко от Его власти. А именно, когда Бог говорил на горе Синае, во время тогдашнего великого и страшного явления, когда весь народ трепетал, слушая голос Бога живого, — тогда Он, имеющий власть над всем, разде­ляющий всем все и подающий все, говорит Моисею: если бы (в русском переводе нет слов: кто даст) сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек (Втор.5:29)? Бог говорит: если бы сердце их было у них таково. Кто же, Господи, силен больше Тебя, чтобы дать? Не Ты ли подаешь все, и особенно способствующее благочестию? Не Ты ли даруешь доброе сердце любящим Тебя, не Ты ли даруешь, как и Да­вид молится Тебе: сердце чистое создай во мне, Боже (Пс.50:12)? Пророки просят у тебя чистого сердца и прочих благих даров, равно как и чистоты сердца; а Ты изрекаешь свойственные человеку слова: если бы сердце их было у них таково. Кто же может дать больше Тебя? Но, хотя Ты, как благий, и сказал так, однако, бла­женный Моисей не последовал этим словам Твоим, а возвестил достоинство Твое, явил власть Твою, показал могущество Твое. Он сказал народу во Второзаконии: до сего дня не дал вам Господь [Бог] сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать (Втор.29:4). 8. Видишь ли, что Бог дает и сердце, и глаза, и уши, и все? Как же тот, кто дает все, говорил: кто даст народу сему такое сердце ? И как опять, если не Он дает сердце, говорил Он чрез Иезекииля: и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное , вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его (Иезек.11:19; Иер.31:33)? Подобно тому, как там сам Бог, Который может дать сердце благое, говорит: кто даст , так и Единородный Сын Отца, наполняющий могуществом Своим вселенную и самовластно говорящий: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин.10:18), также отве­чает по-человечески и от лица немощной плоти говорит: если возможно, да минует Меня чаша сия (Мф.26:39).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Пс.68:21             Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемогаю 377 ;                         и жду сетующего 378 , и нет [его],                         и утешающих, – и не нахожу. «Поношение сокрушило сердце» – поношение, которое человек терпит «ради Бога» (ст.8), может «сокрушить сердце». Таково же покаяние о грехе: «жертвы Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно» (см. Пс.51 /50:19). И терпящий напраслину ради Бога, и кающийся о грехе должны знать: Бог «врачует сокрушенным сердцем» ( Пс.147 /146:3). «Блаженны вы, когда будут поносить вас ради Меня» ( Мф.5:11 ) – это блаженство такое же, как у совершенно покаявшегося. «Сетующего нет… утешающих не нахожу» – ученики рассеялись при Голгофе, как сказал им Иисус: «все вы соблазнитесь о Мне в ту ночь, ибо написано: «поражу пастыря, и рассеются овцы стада " » ( Мф.26:31 ; Зах.13:17 ). Пс.68:22             И подают в пищу Мне горечь,                         и в жажде Моей напоили Меня уксусом. «Пищу» – hap.leg.; слова того же корня редки и обозначают еду, которую дают или больному ( 2Цар.13:5 ), или во время голода ( Плч.4:10 ). Предложить вместо такой пищи «горечь» – это глумление. " Горечь» рош – либо ядовитая трава (упоминается вместе с полынью; Плч.3:19 ), либо яд змей ( Втор.32:33 ); Иов.20:16 ). В символическом значении – отрава, которая растет на полях Содома и Гоморры ( Втор.32:32 ), также горечь, в которую превращают неправый суд ( Ам.6:12 ). Можно представить себе состав зелья, куда внесли горечь от трав, от яда змей, от «Содома», от продажного суда… Следовательно, не первую попавшуюся «горечь» дали Изнуренному: Христу дали приготовленный состав горечи в глумление и муку. И сверх того, как всякому распинаемому, Христу давали «оцет» – напиток на «уксусе» 379 , как одурманивающее средство, своего рода гуманный акт обезболивания: «дали Ему пить вина, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» ( Мф.27:34 ). О смеси с «желчью» говорит только евангелист Матфей, об «уксусе» (оцте) – все евангелисты ( Мф.27:48 ; Мк.15:36 ; Лк.23:36 ; Ин.19:29,30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Он все «исполняет» сущностью, все «содержит» ( Прем.1:7 ) – исполняет мир в отношении к сущности и невместим для мира в отношении к силе. Он есть «Дух благий» ( Пс.142:10 ), «правый» ( Пс.50:12 ), «владычественный» ( Пс.50:14 ) – по естеству, а не по усвоению, освящающий, но не освящаемый, измеряющий, но не измеряемый, заимствуемый, но не заимствующий, исполняющий, но не исполняемый, содержащий, но не содержимый, наследуемый ( Еф.1:14 ), прославляемый ( 1Кор.6:19.20 ), вместе счисляемый ( Мф.28:19 ), угрожающий ( Деян.5:1–10 . Мф.12:31.32 ). Он есть «перст Божий» ( Лк.11:20 ), огонь ( Мф.3:11 . Деян.2:3 ), как Бог, и думаю, в означение единосущия. Он есть «Дух сотворивший» ( Иов.33:4 ), воссозидающий в крещении ( Тит.3:5 ) и воскресении ( Рим.8:11 ), Дух, Который все ведает ( 1Кор.2:11 ), всему учит ( Ин.14:26 ), «дышит, где хочет» и сколько хочет ( Ин.3:8 ), Дух наставляющий ( Ин.16:3 ), говорящий ( Мф.10:20 ), посылающий ( Деян.13:4 ), отделяющий ( Деян.13:2 ), прогневляемый ( Ис.63:10 ), искушаемый ( Деян.5:9 ), податель откровений ( 1Кор.2:10 ), просвещения ( Евр.6:4 ), жизни ( Рим.8:11 ), лучше же сказать, сам свет и сама жизнь. Он делает меня храмом ( 1Кор.6:19 ), творит богом, совершает, почему и крещение предваряет ( Деян.10:44 ), и по крещении взыскуется ( Деян.19:5.6 ); Он производит все то, что производит Бог. Он разделяется в огненных языках ( Деян.2:3 ) и разделяет дары ( 1Кор.12:11 ),творит Апостолов, пророков, благовестников, пастырей, учителей ( Еф.4:11 ); Он есть «Дух разума, многочастный, ясный, светлый, нескверный, невозбранен» (что равнозначно, может быть, словам: премудрый, многообразный в действиях, делающий все ясным и светлым, свободный и неизменяемый), «всесильный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи» ( Прем.7:22–23 ), то есть, сколько понимаю, силы ангельские, а также пророческие и апостольские, в то же время и не в одном месте, но там и здесь находящиеся, чем и означается неограниченность. И как же бы ты думал? Те, которые говорят это и учат этому, а кроме того именуют Духа «другим Утешителем» ( Ин.14:16 ), как бы иным Богом, знают что только хула на Духа не простительна ( Мф.12:31 ); Ананию же и Сапфиру, когда они солгали Духу Святому, оглашают солгавшими Богу, а не человеку ( Деян.5:4 ), – то ли исповедуют о Духе, что он Бог, или иное что? О, сколько ты в действительности груб и далек от Духа, если сомневаешься в этом и требуешь еще Учителя! Итак, наименования эти весьма многочисленны и многозначащи (ибо нужно ли приводить тебе места Писания буквально?); а если в Писании и встречаются унизительные выражения: «дается» ( Деян.8:18 ), посылается ( Ин.14:26 ), делится ( Деян.2:3 ), дарование, дар ( Деян.2:38 ), дуновение ( Ин.20:21 ), обетование ( Деян.2:33 ), ходатайство ( Рим.8:26 ) и другие тому подобные, то (не говоря о каждом из этих выражений) надобно их возводить к первой Причине, чтоб видеть, от Кого Дух, а не принять трех начал, подобно многобожникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

И еще сказал:  обмакивающий со Мною  руку  в блюдо  ( Мк.14:20 ), так как было и то, и другое. Потом, в конце вечери,  взяв хлеб, сказал: приимите, ядите. Также и чашу, говоря: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета; сие творите в Мое воспоминание  (ср.:  Мк.14:22-24 ;  Лк.22:19-20 ;  Мф.26:26-28 ); впрочем, совершая это, и Сам ел и пил с ними. Обрати внимание, что Он называет Своим Телом хлеб, а не опреснок, поэтому да устыдятся приносящие для (евхаристической) жертвы пресный хлеб.  И после (сего куска)  хлеба  вошел в  Иуду  сатана  ( Ин.13:27 ), – искушавший его прежде (извне) теперь окончательно вселился в него. И выйдя, говорит (Евангелие), Иуда договорился с первосвященниками, что предаст им Учителя за тридцать сребреников (ср.:  Лк.22:3-5 ;  Мф.26:14-15 ). Перейдя на другую строну потока Кедрон, где был сад, Иисус вошел в него с учениками Своими. Он имел обыкновение часто приходить туда, почему  знал это место и Иуда  (см.:  Ин.18:1-3 ), который,  взяв отряд воинов,  пришел, и с ним множество народа, и, подойдя к Иисусу, дал им знак целованием. Так они условились, потому что много раз Христос, будучи преследуем, уходил незамеченным; как и здесь Он Сам первый вышел к ним, спросив:  кого ищете?  ( Ин.18:4 ), – и опять они Его не узнавали, но не из-за темноты, ибо были с горящими факелами и светильниками, говорит евангелист ( Ин.18:3 ), и в страхе  отступили назад и пали на землю  ( Ин.18:6 ); затем снова подошли, и Он Сам отвечал им:  это Я  ( Ин.18:8 ). Когда Иуда сделал им знак, Христос сказал:  друг, для чего ты пришел?  То есть  делай то, для чего ты пришел  (см.:  Мф.26:50 ). И еще (сказал):  как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?  ( Мк.14:48 ;  Лк.22:52 ). Пришли же они ночью, чтобы не сделалось возмущения в народе. Самый пылкий – Петр извлек меч, так как на вечери они были приготовлены к этому, и ударив первосвященникова раба, по имени Малх, отсек ему правое ухо (см.:  Ин.18:10 ). Иисус знал, что первосвященники говорят, будто Он неправильно понимает и изъясняет закон, и потому запретил Петру, – ведь ученику духовного мужа не подобает применять оружие, – а Малхово ухо исцелил.  (Тогда воины и служители иудейские),  взяв Иисуса, привели Его, связанного, во двор первосвященника Анны, который был тесть Каиафе (см.:  Ин.18:12-13 ).

http://azbyka.ru/sinaksar-ksafnopul

Ис.50:6 . Я пред­ал хребет Мой биющим и ланиты Мои поража­ю­щим; лица Моего не закрывал от по­руганий и оплевания. «Я предал хребет Мой бьющим и ланиты Мои – поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания.» Если конец предшествующего стиха еще довольно прикровенно намекал на состояние добровольного уничижения и крестной смерти Мессии, то настоящий стих говорит обо всем этом с такой поразительной пророческой ясностью, которая сильно напоминает нам исторические повествования евангелистов ( Мф.26:67 ; Мф.27:26–30 ; Ин.19:1–4 ; и др.). «Все, что было типического в личности Иова ( Иов.30:10 ), что типически-пророческим образом пред изображалось о страданиях в псалмах Давида ( Пс.21:17–18 ), о чем говорил в своих жалобных речах пророк Иеремия ( Иер.20:10 ), все это находит совершенное исполнение в личности Мессии» (Delitzsch). Гебраисты находят, что вместо слова «поражающим» должно стоять «вырывающим мне волосы». Это уже такая деталь мучений, о которой евангелисты умалчивают; но что она была вполне возможна, об этом свидетельствует аналогичный случай из послепленной эпохи ( Неем.13:25 ). Вообще же говоря, по силе своей изобразительности и ясности настоящий стих может быть поставлен в параллель лишь с 53 гл. пророка Исаии (5 ст. и след.). Ис.50:7 . И Го­с­по­дь Бог по­могает Мне: по­этому Я не стыжусь, по­этому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде. С 7–9 идет выяснение истинного характера такого добровольного уничижения Мессии. В глазах самообольщенных иудеев, подобное унижение Мессии могло колебать Его авторитет и давать повод к непризнанию Его за Мессию. Пророк и спешит здесь предупредить это ложное извинение и рассеять такой предрассудок, продолжая говорить опять же от Лица Самого Мессии. «Унижаемый от людей и оставляемый всеми ( Мф.26:31, 56 ; Мк.14:27, 50 ). Он не падает духом и не приходит в смущение, зная, что Господь, Отец Его, есть помощник и защитник Его ( Ин.16:32 ; Ин.8:29 ), что никто не может обличить Его «о грехе» ( Ин.8:46 ), все же противники Его, будучи противниками вместе с тем и Бога ( Ин.12:47–50 ), погибнут от нравственной порчи ( Ин.8:24 ), как одежда от моли» (Толков, СПб. проф. с. 787).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

г) Подвергнется посмеянию и биению: ( Ис.50:6 ) «плещи мои вдах на раны, и ланите мои на заушения, лица же моего не отвратих от студа заплеваний» ( Лк.18:31–32 ; Мф.26:30: 67 ). д) Будет поставлен на ряду с беззаконниками: ( Ис.53:12 ) «и со беззаконными вменися» ( Мк.15:27–28 ). е) Желчию и уксусом напоен: ( Пс.68:22 ) «и даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша Мя оцта ( Мф.27:34, 48 .). ж) Будет распят на кресте и прободен: ( Пс.21:17–18 ) «обыдоша Мя пси мнози, сонм лукавых одержаша Мя. Ископаша руце мои и нозе мои: исчетоша вся кости моя. – ( Зах.12:10 ) Воззрят нань, егоже прободоша» ( Ин.3:14–15 ; Мк.15:25 ). з) Предсказано было, что смерть Христа Старейшины совершится в последнюю из 70 седмин, Даниилу свыше открытых ( Дан.9:26 ). По самому точному счислению времени от издания Артаксерксом Лонгиманом указа о восстановлении Иерусалима чрез Неемию (Неем. гл. 2.), последняя седмина, то есть 70-я, падает на то время, в которое Иисус Христос был распят. Иисус Христос пострадал и умер добровольно 1 . Иисус Христос пострадал и умер добровольно, как Сам Он о Себе говорил ( Ин.10:17–18 ): « сего ради Мя Отец любят, яко Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю. Никтоже возмет ю от Мене: но Аз полагаю ю о Себе. Область имам положити ю, и область имам паки прияти ю.» 2 Иисус Христос самым делом показал, что в полной власти Его состояло сохранить Свою жизнь, или предать Себя на страдание и смерть, и что Он шёл на смерть по Своей воле, совершенно согласной с волею Отца небесного: добровольно идёт Он в Иерусалим, совершенно зная, что будет предан, поруган и распят ( Мф.20:18 ); добровольно идёт в сад Гефсиманский, зная, что придёт туда предатель с сообщниками ( Мф.26:30 ); добровольно идёт на встречу пришедшим взять Его; являет всемогущество Своё, поражая их одним словом: Аз есмь,– и Свою волю быть преданным, смиренно и кротко потом отдаваясь им ( Ин.18:4 . и сл.). При этом говорил Он ученикам, что если бы хотел просить Отца, то более дванадесяти легионов мог бы Он иметь в защиту Себя ( Мф.26:53 ). 3 . Эту истину доказывает и святейшая жизнь Господа Иисуса, чуждая всякого греха ( Ин.8:46 ; 1Пет.1:19, 2:22, 3:18 ; 1Ин.3:3–5 ; Рим.5:18–19 ; 2Кор.5:21 ; Евр.4:15, 7:26 ; Флп.2:6–8 ): Он, как всесвятый, Сам по Себе не подлежал закону болезней и смерти, лежащему на всех потомках Адама, подвергшихся в нем греху. Предложенному учению о совершенно свободной смерти Иисуса Христа не противоречит Его моление к Отцу небесному, в саду Гефсиманском: «Отче Мой, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия» ( Мф.26:39 . слич Лк.22:42 ). Здесь раскрывается только безмерная тяжесть Иисусовых страданий, среди которых изнемогала человеческая природа Божественного Страдальца, но отнюдь не желание Его уклониться от исполнения предвечного определения: ибо страждущий Иисус и при этом изнеможении также добровольно повиновался воле Отца небесного; «обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты» ( Мф.26:39 сл. Лк.22:42 ). Иисус Христос пострадал и умер за грехи человеков

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но при беспристрастном чтении евангельского повествования нельзя не заметить, что здесь идет дело о действительном чудесном событии, необъяснимом из обыкновенных физических или психических законов. Это видно, не говоря уже о филологических основаниях, свидетельствующих не в пользу вышеприведенных объяснений, – из исторического (а не аллегорического) и вместе чудесного характера тех событий, которые предшествовали и которыми сопровождалось хождение Иисуса Христа по морю, каковы, например, чудесное насыщение громадной массы народа сравнительно ничтожным количеством пищи и исцеление многих больных ( Мф. 14:19, 21, 36 ); из слов евангелиста: «пошел» ( πλθε) к ним (учением) Иисус ( Мф.14:25 ), устраняющих всякую мысль о призраке, и из аналогических примеров хождения апостола Петра по воде ( Мф.14:29 ) и чудесного утишения Иисусом Христом бури ( Мф.8:26 ; Мк.4:39 ; Лк.8:24 ), указывающего на Его владычество стихиями и их силами. Подтверждением этому служит также чрезвычайное изумление народа, когда он нашел Иисуса Христа на другой стороне моря ( Ин.6:25 ; Мк.6:51 ), потому что народу было известно, что на той стороне моря, на которой совершилось чудесное умножение хлебов, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими и отплыли одни ученики Его ( Ин.6:12 ), и, наконец, то действие, которое этим событием было произведено на учеников Иисуса Христа: они признали это событие сверхъестественным и пришли к несомненному убеждению, что виновник его есть истинный Сын Божий, засвидетельствовав это убеждение устным исповеданием своей веры и поклонением Иисусу Христу как Сыну Божию ( Мф.14:33 ). Если бы Иисус Христос шел по берегу или плыл у берега моря, если бы, таким образом, это явление не выходило из ряда обыкновенных, то ученики Его совершенно не имели бы основания также для своего испуга и, конечно, не сочли бы своего Учителя за призрак ( Мф.14:26 ; Мк.6:49–50 ; Ин.6:19 ), а тем более не могли бы среди шума бурных волн ( Ин.6:18 ) слышать и понимать слова Иисуса ( Мф.14:27–30 ), потому что лодка учеников была почти на самой середине моря ( Мф.14:24 ; Ин.6:19 ), которое имело в ширину около десяти верст; находясь на столь значительном расстоянии от Иисуса, они едва ли могли даже видеть Его, потому что дело происходило еще до наступления дня, на рассвете ( Мф.14:25 ; Мк.6:48 ; Ин.6:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010