5. Опыт краткого изъяснения (на основании отцов и учителей Церкви) молитвы Господней (Лк.11:1–3). Однажды Господь в одном уединенном месте молился. По окончании молитвы один из учеников сказал Ему: «Господи, научи ны молитися, якоже Иоанн научи ученики своя». Удовлетворяя этому желанию, Господь преподал Своим ученикам образец молитвы, заключающей в себе главнейшие прошения, с какими последователь Евангелия обращается к Богу. Эта молитва, данная Господом, и называется по этой причине Господнею. «Егда молитеся, – сказал Господь, – глаголите: Отче наш , Иже на небесех!» – «Человек новый, возрожденный и примирившийся с Богом по Его благодати, прежде всего говорит: Отче! Потому что уже начал быть сыном» (замечание св. Киприана в «Хр. чт.» 1839 г. 1. стр. 140). И это великое право – называть Бога Отцом христианин получает по особенному благодатному усыновлению во Христе Спасителе, как замечает св. евангелист: «елицы... прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его» ( Ин.1:12 , ср. Рим.8:14 ; Гал.4:6 ). Господь научает возносить молитву от лица всех верующих: «Отче наш!» А словом: «на небесех», по выражению св. Иоанна Златоустог о, «не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли и поставляет его в превыспренних странах и горних жилищах, располагая к стремлению на небеса». (Бесед. на Ев. Матф. ч. 1. стр. 401. Бесед. на разные места Св. Писания, Спб. 1862 г. т. 2. стр. 71). Хотя Бог вездесущ, но в Св. Писании небеса представляются местом особенного явления Его присутствия ( Пс.2:4, 102:19 ); там Ангелы Божии ( Ин.1:51 ) и все святые созерцают Его славу; туда и молящийся, «взяв крылья веры» (Выражение св. И. Злат. Бесед. на разн. места Св. Писания, т. 2, стр. 71), возносит свой ум и сердце. «Да святится имя Твое». Бог Сам в Себе, по выражению одного св. отца Церкви, «Свят и Всесвят, и святее всех святых. Он имеет собственную славу, исполненную всего величия и никогда неизменяемую». Но среди верующих имя Божие может прославляться добрыми делами, совершаемыми во славу Отца Небесного ( Мф.6:6 ), может и хулиться нечестивой жизнью, возбуждающей соблазн и осуждение со стороны неверных или маловерных ( Ис.52:5 ). Посему Спаситель внушает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашей жизнью: «Сподоби нас так чисто жить, чтобы через нас все Тебя славили, перед всеми являть жизнь столь неукоризненную, чтобы каждый из видящих оную возносил хвалу Владыке». (Св. И. Златоуст. Бесед. на Ев. Матф., ч. 1. стр. 402. Бес. на разн. места Св. Писания, т. 2. стр. 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

5. Четверг. Предпразднство Богоявления. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского, и мч. Феоны волхва. Прп. Синклитикии Александрийской. День постный. Прп. Симеона Псково-Печерского . Сщмч. Андрея Зимина пресвитера . Служба мучеников и преподобной не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 4-й – 3, и преподобной, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 6-й: «Готовися, Иордане реко...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры предпразднства, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Да возрадуется пустыня...». По Трисвятом – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан...» (единожды). На малом повечерии поем канон предпразднства (этого дня), глас 6-й: «Волною морскою...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан...» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны предпразднства. Псалом 50-й. Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и преподобной на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобной). По 3-й песни – ин кондак предпразднства, глас 2-й: «Всех, Христе, Благоутробне...»; седален мучеников, глас 1-й, седален преподобной, глас 5-й. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 1-й. По 6-й песни – кондак («Во струях днесь Иорданских...») и икос предпразднства, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен предпразднства. «Слава, и ныне» – ин светилен предпразднства. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й – 4. «Слава» – предпразднства, глас тот же: «С трепетом служа...», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Воспоим, людие...». «Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-18/

Закрыть itemscope itemtype="" > О ереси отрицания Всемогущества Божия Продолжение 16.09.2022 1087 Время на чтение 8 минут Фото: Из личного архива автора На прошлую мою статью « Об одной малозаметной ереси » каких-либо внятных ответов от богословов «пессимистического лагеря» не последовало. Либо они пока не знают, что ответить, либо выбрали тактику не замечать критику взглядов их «совершенного и непогрешимого» богословия. Однако один ответ всё-таки последовал в одном из сообществ, где православный брат перепечатал мою прошлую статью, от богослова пессимистического лагеря Валерия. Вот он: «Ересь, которую исповедует автор – напротив, вполне заметная, давно известная и давно осуждённая соборами и отцами (см. следующий пост). В ее основе – неверие в прямые слова Спасителя о необходимости Крещения для спасения (Мк. 16:16)». То есть ответ в стиле – «сам еретик». Ничего в защиту того отрицания догмата Всемогущества Божия, которое они (пессимистические богословы) совершают сказано не было. Хорошо, оставим это на последующее время (честно говоря, было бы интересно услышать их аргументацию по защите от указания, что они находятся в новой ереси и других православных ею заражающих). То есть еще раз повторим – самая лучшая защита это нападение и именно потому Валерий нападает, предъявляя обвинение в якобы уже известной и осужденной соборами ереси. Давайте это разберем. Ссылка на текст про соборы Валерия была следующего содержания. «ПОСМЕРТНАЯ УЧАСТЬ НЕКРЕЩЕНЫХ: УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ И ОТЦОВ ВОСТОКА И ЗАПАДА. 1. Иерусалимский Великий Собор 1672 г.: «Веруем, что святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: Если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5). Посему оно нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху и без крещения не могут получить отпущения сего греха. И Господь, показывая сие, сказал без всякого исключения, просто: “Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3:5), то есть по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться. Если же младенцы имеют нужду в спасении, то имеют нужду и в крещении. А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех, и, следовательно, не спасаются. Итак, младенцам необходимо нужно Крещение».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/16/o_...

Из всего Ветхого Завета книге Левит больше всего «не повезло». Именно с нее начинали изучать Писание еврейские дети, но христиане часто читают ее в последнюю очередь. Некоторым кажется, что книга Левит это сухая, бесплодная и неизвестная область, подобная той бездорожной и сухой пустыне, в которой она была дана древним иудеям. Даже судя по названию, она о левитах, давным-давно исчезнувшем колене служителей, следивших за Скинией и Храмом. Впрочем, лишь немногие предписания относятся исключительно к священникам, большинство заповедей касается всего народа Израиля. Основное же содержание книги посвящено ветхозаветному культу, предписания которого сейчас необязательны и даже неинтересны для христиан. Невольно возникает соблазн рассматривать эту часть Библии как описание ветхозаветного церемониала и как выражение узкого еврейского формализма. В действительности же эта книга все ещё остаётся ценной для верующего. В Новом Завете содержится около 40 ссылок на книгу Левит, что свидетельствует о ее важности, необходимости знать и правильно толковать. Сам Господь наш Иисус Христос , который «вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр.13:8 ), говорит: «писание свидетельствует о Мне» ( Ин.5:39 ). Тем самым упрекает тех, кто не хочет видеть в Законе Моисея и пророческих писаниях указание на Него – Божественного Спасителя ( Ин.5:31–37 ). Являясь после Своего Воскресения ученикам, Он Сам разъясняет им, что говорится о Нем Писанием ( Лк.24:25–49 ). Сын Божий «отверз им ум к разумению…» и говорит: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть…» ( Лк.24:45–46 ). Для верного понимания исследование этой книги лучше проводить в три этапа. Во-первых, нужно изучить буквальное содержание книги, разобраться в предписаниях и ритуалах. Исследование деталей станет тем фундаментом, на котором будет строиться понимание всей книги 1 . Во-вторых, следует разобраться, что чувствовали древние иудеи, когда совершали те или иные ритуалы. Для человека, жившего до Христа, все ветхозаветные постановления имели непосредственное и божественное значение. Он участвовал в таинственной и священной жизни с Самим Богом. Можно сказать, что Ветхий Завет – это не просто условные знаки, обозначающие путь к Новому Завету, не предисловие к нему, а напряжённая духовная жизнь, возводящая человека к Евангелию 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [от греч. πστολος - посланник, вестник], ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные, наученные и посланные Им на проповедь Евангелия и устроение Церкви. Двенадцать А. избраны, чтобы пребывать со Христом, проповедовать и свидетельствовать об исполнении во Христе древних пророчеств (Мк 3. 14; Лк 24. 46-48). Причем если во время земной жизни Господа им запрещается идти к язычникам (Мф 10. 5), а их проповедь ограничивается «погибшими овцами дома Израилева» (Мф 10. 6), то после Воскресения эта задача коренным образом меняется: апостольское провозвестие должно охватить весь мир (Мф 28. 18; Лк 24. 47). А. должны быть вестниками того, что с пришествием Христа началась окончательная победа Бога над  сатаной  (Лк 10. 18). Им поручено делом (Мф 10. 8) свидетельствовать, что «враг мира сего изгнан будет вон» (Ин 12. 31). Данной им силой (Мк 6. 7) А. изгоняют бесов и исцеляют больных (Мк 6. 13), им не может повредить никакое зло (Мк 16. 18). Господь дает А. власть провозглашать мир либо суд (Мф 10. 12-13; Лк 10. 5-6), прощать либо удерживать грехи (Ин 20. 23). БЕССМЕРТИЕ 1. Свойство Божественной природы, неподвластной смерти (см. ст. Свойства Божии ). 2. Состояние, в к-ром, согласно религ. верованиям, пребывают духовно-разумные существа, преодолевшие свою зависимость от смерти. 3. Во внерелиг. понимании посмертная слава, к-рую стяжали себе среди людей совершившие подвиг жертвенного служения. Идея Б. в язычестве Страх смерти и соответственно чаяние и предвосхищение Б., попытки наглядно представить его осуществление - одна из устойчивых тенденций человеческого существования, свойственная различным культурам и религиям. Обостряющееся по мере роста личностного самосознания стремление к Б., тоска по нему, забота о его достижении запечатлены уже в памятниках письменности Др. Египта - Текстах пирамид (2700-2400 гг. до Р. Х.), Книге мертвых (ок. XVI в. до Р. Х.), шумеро-аккад. эпических песнях о Гильгамеше и др.; соответственно развивались представления о Стране мертвых, загробном царстве. Подобные представления отчетливо выражены и в древнегреч. мифологии (ср. повествования об аиде, его свойствах и строении в кн. XI «Одиссеи» Гомера, кн. XI «Энеиды» Вергилия и др.). Переходя от мифа к логосу, Платон и его последователи разработали философскую доктрину Б. души как идеального «безвидного» неразложимого начала в человеческом существе, причастного Божественному совершенству и резко отличающегося по своей природе от «плотного, тяжелого, землеобразного» смертного тела (Phaedo. 81c), к к-рому душа прилепляется в своем земном бытии; потому-то истинно «философские занятия», по Платону, и состоят «в освобождении и отделении души от тела» (Phaedo. 67d) - именно ради восстановления бессмертной сущности души. Представление о Б. в ВЗ

http://pravenc.ru/selected.html

Митрополит Иларион: Чудеса в Церкви совершались всегда, и будут они совершаться до скончания века 11 мая, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Очень мало людей, способных жить так, чтобы через них Господь совершал чудеса. 11 мая 2014 года, в неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве. По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к верующим с архипастырским словом, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС . «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Христос Воскресе! В пасхальные дни в церкви читается Евангелие от Иоанна и параллельно – книга Деяний святых апостолов. Сегодня за Божественной литургией мы слышали апостольское чтение о том, какие чудеса совершал святой апостол Петр: как он исцелил болящего (см. Деян. 14. 8–11), воскресил умершую (см. Деян. 9. 32–42), и слышали рассказ из Евангелия от Иоанна о том, как Господь Иисус Христос исцелил расслабленного, находившегося на одре болезни в течение 38 лет (см. Ин. 5. 2–9). Святая Церковь, словно сознательно, в эти пасхальные дни представляет нам два параллельных ряда чтений – из Евангелия от Иоанна и из книги Деяний святых апостолов – для того, чтобы показать, что те чудеса, которые совершал Господь наш Иисус Христос, по благодати Божией совершали и апостолы. Господь исцелял – и они исцеляли; Господь воскрешал мертвых – и его ученики воскрешали. Когда мы слышим эти рассказы из Евангелия и книги Деяний, то невольно задаемся вопросом: почему в те времена все это могло происходить, а сейчас не происходит? Почему раньше были чудеса, а сейчас их, вроде бы, нет? На самом деле, и тогда, в первые века христианства, совершались чудеса, и сейчас, в наше время, они тоже совершаются. Из Евангелия мы слышали о том, как Ангел Божий сходил в воду, возмущал ее, и всякий человек, который после движения воды первым входил в нее, выздоравливал. Сейчас многие вопрошают: «Может ли чудо быть регулярным? Может ли быть чудо, которое совершается по расписанию?» Например, схождение Благодатного огня в Великую субботу в Иерусалиме. Что это – «чудо по заказу», происходящее всякий раз именно в Великую субботу?.. Но ведь и Ангел Божий тоже сходил для того, чтобы возмутить воду в Силоамской купели в определенное время, и исцелялся только один человек – первый, кто успевал зайти в воду (см. Ин. 5.2–7).

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-chu...

Отдел третий. БОГ КАК СПАСИТЕЛЬ. ХРИСТОЛОГИЯ 5. О совершенной святости и безгрешности Господа Иисуса Христа Естественным следствием ипостасного соединения двух естеств в Господе Иисусе Христе является Его совершенная святость, т. е. безгрешность. Всесовершенная святость Бога Слова, вследствие ипостасного соединения, перенеслась и на человеческое естество воплощенного Господа, но при этом человеческое естество не утратило того, что делает его человеческим, но пребыло в своих границах, в категории человеческого. Так как Ипостась Бога Слова стала Ипостасью плоти, то греху не было и не могло быть места в Господе Иисусе Христе. Господь Иисус по всему и во всем был совершенно святым и безгрешным. Не только не имел Он даже частицы греха, но и не мог грешить, потому что всегда и во всем был одной и Той же Ипостасью Бога Слова. Об этом нам свидетельствует вся жизнь Господа Иисуса Христа во плоти на земле. Весь Новый Завет живет этой истиной. Первое благовестие, которым святой Архистратиг открывает Новый Завет, – то, что Рождаемое от Духа Святого будет святым (γιον, Лк.1:35 ), святым в Божественном смысле, полностью свободным от наследственного греха, а сверх того – и от личного. Так как Господь Иисус жил Он совершенно святой и безгрешной жизнью, то и мог смело спрашивать Своих лукавых врагов, постоянно старавшихся уловить Его в каком-либо прегрешении: «Кто от вас обличает Мя о гресе?» ( Ин.8:46 ). А на Тайной вечери, открывая главные тайны Своего домостроительства спасения, Преблагий Спаситель свидетельствует, что в Нем нет ничего греховного, ничего, что могло бы быть и называться порочным, злым, дьявольским. Ибо это означают Его святые слова: «Грядет бо сего мира князь, и во Мне не имать ничесоже» ( Ин.14:30 ). Князь мира сего, дьявол , сколько бы и как бы ни пытался он отыскать грех и зло в Господе Иисусе Христе, не может найти в Нем ничего подобного. Очевидцы и последователи воплощенного Господа, опираясь на длительный личный и проверенный опыт, ясно и непоколебимо свидетельствуют, что Господь Иисус Христос абсолютно свят и безгрешен. Так, возлюбленный Иоанн, которому милостивый Спаситель полнее всего раскрыл тайну Своей досточудной Личности, возглашает о Господе Иисусе: «В Нем нет греха» ( 1Ин.3:5 ). Апостол огненной веры, святой Петр, говорит о своем незаменимом Учителе: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Пет.2:2 ; ср.: Ис.53:9 ). По Богооткровенному свидетельству, Господь Иисус, «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр.4:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Пространство Церкви, как общества верующих, в совокупности всех времён и стран мира, не может быть по праву ограничено никакими пределами. Истинная Церковь Христова есть Церковь вселенская. Такова она и по назначению и по существу своему. Сам И. Христос положил на земле основание Церкви – не какой либо поместной или частной, но вселенской: ибо Он не указал пределов ни времени, ни места, до которых должна простираться Его Церковь ( Мф. 28:19 . Мар. 16:15 . Деян. 1:8 ); поэтому апостолы, по вознесении Спасителя, изшедше из Иерусалима, проповедаша всюду ( Мар. 16, 20 ), так что во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их ( Рим. 10:18 ). С этого времени и доселе благовествование Христово существует во всем мире, и есть плодоносно и растимо непрестанно ( Кол. 1:5–6 ). Можно сказать, что и в самом существе Церкви положено основание вселенскому распространению её. Ибо учение веры, заключая в себе поклонение Богу духом и истиною ( Ин. 4:25 ), по тому самому нс может быть ограничено никаким местом и временем (ст. 21. 24). Таинства, имея отношение ко внутренней, духовной жизни человека, и действуя в ней силою благодати Св. Духа, которая неистощима и вседейственна, также не подлежат, в своем действии, никаким внешним условиям места, или времени ( Ин. 3:5, 6:54, 6:56 , Мф. 18:18 ). Церковное священноначалие, утверждаясь на преемстве единой благодати от апостолов через рукоположение, сообщается от одной Церкви другой: так образовались иерархии поместных Церквей: а в единомыслии веры, в общении молитв и таинств, в согласии прав и законов управления, – все отдельные православные иерархии составляют одну вселенскую иерархию, и во взаимных сношениях между собой, или в виде вселенского собора, могут простирать свое действие на всю кафолическую Церковь . 1 Это вселенское общество веры, в своём видимом составе, состоит из разных ча­стей, которые, имея свои отдельные устройства, составляют частным, или поместные Церкви. Таким образом существует почти столько же поместных Церквей, сколько есть народов, или обществ, исповедующих веру Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Разделы портала «Азбука веры» Воскресение мёртвых (греч. ανστασης — анастасис, «восстановление» или «восстание») – восстановление физических тел людей в новом состоянии при втором пришествии Иисуса Христа . Воскресение мертвых, по словам апостола Павла, произойдет во мгновенье ока ( 1Кор.15:52 ). Прологом воскресения мертвых является воскресение Нового Адама – Богочеловека Иисуса Христа. Своим крестным подвигом и смертью, а затем последующим воскресением Господь преобразил человеческое естество и открыл путь воскресения всем людям. Гюстав Доре. Видение Долины Сухие кости. 1866 г. ( Иез.37:1-14 ) В тоже время искупительное дело Богочеловека не отменило человеческой  свободы . Человек добровольно принимает или отвергает подвиг Богочеловека, добровольно следует путем веры , покаяния и очищения от страстей , или продолжает развивать свои страсти, вступая во вражду с Богом . Принимая подвиг Богочеловека, христианин призывается в чем-то повторить Его жизнь – соумереть со Христом, добровольно распять свои страсти и похоти в этом мире, преобразиться исполнением евангельских заповедей. Для подвизающегося христианина воскресение окажется «воскресением жизни» – такой человек на суд не приходит, ибо перешел от смерти в жизнь ( Ин.5:24-29; 8:51 ). Что же касается отвергнувшего Бога человека, то для него также наступит воскресение, но как «воскресение осуждения» ( Ин.5:29 ). Таким образом, в воскресение мертвых произойдет восстановление человеческой природы во всей полноте – человеческие души соединяться с человеческими телами. Однако грешники будут отчуждены от Бога отсутствием собственной решительной воли к добру. Бог действительно будет во всех, «но только в святых Он будет пребывать “милостиво”, а в нечестивых – “немилостиво”», – говорит св. Максим Исповедник . Бог Своей Силой воскресит мертвых нетленными, а тело воскресшего будет нетленно и бессмертно, вследствие чего оно не будет нуждаться ни в пище, ни в питии. По словам св. апостола Павла: «наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Иисуса, Который уничиженное тело  наше преобразит сообразно с телом Своей славы так, как Он может по действию силы Своей» ( Флп.3:20-21 ).

http://azbyka.ru/voskresenie-mertvyh

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4ю по Пасхе (по Евангельскому чтению) Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. ( Ин.5:8 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! По Божией милости сегодня, в четвертое воскресение по Пасхе мы с вами в Евангельском чтении (см. Ин.5:1-15 ) опять сподобились услышать удивительный рассказ об исцелении расслабленного. С одной стороны, мы снова были поражены чудодейственной силе Господа нашего Иисуса Христа, с другой — возмущены завистью и лицемерием фарисеев, которые старались очернить и обвинить Иисуса Христа, пользуясь тем фактом, что чудо было совершено в субботу. После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим — так начинает свой рассказ о совершенном чуде апостол Иоанн. Господь возвращается в Иерусалим после первого своего проповеднического путешествия. Мы знаем из Святого Евангелия, что некоторое время Спаситель пребывал в Кане Галилейской, где чудесным образом исцелил сына царедворца. Теперь Он шел в Иерусалим, чтобы помолиться в храме и принять участие в празднике. Апостол и евангелист Иоанн не сообщает нам конкретно о том, какой это был праздник. Толкования отцов Церкви по этому поводу различны. Одни думают, что Господь возвращался в столицу, чтобы справить пасху, другие считают, что это была пятидесятница, есть также мнения о том, что это был праздник пурим, установленный вскоре после завершения вавилонского плена. Очень трудно определить, кто из исследователей прав. Но, скорее всего, все-таки Господь пожелал принять участие в праздновании пасхи, ибо этот праздник у иудеев считался настолько важным, что даже не требовал отдельного названия. В разговорной речи того времени зачастую именно ветхозаветная пасха называлась просто праздником, без дальнейшего пояснения.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010