Об оглашении послания Священного Синода в связи с вредоносным поветрием августа 2020 Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий благословил огласить во всех храмах и монастырях епархии после Божественной литургии в праздник Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа, " Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием " . +++ Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующ им и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием Воздавая хвалу Милосердному Богу, который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45), Церковь усиленно молится об окончательном избавлении людей от нашедшего в этом году вредоносного поветрия. Священный Синод призывает архиереев, клириков, монашествующих и мирян не ослабевать в этой молитве и просить Всемогущего Господа о даровании Его помощи всем, кто трудится ради преодоления постигшей мир напасти. Священным долгом православных христиан является и молитва о упокоении почивших от коронавирусной инфекции и её последствий. С особой благодарной любовью будем помнить тех скончавшихся священнослужителей и мирян, особенно врачей, которые, до конца исполняя свой долг, по евангельскому слову положили душу свою за други своя (ср. Ин. 15, 13). Размышляя о причинах посетившего нас бедствия, следует сохранять христианское трезвомыслие, осторожность и рассудительность. Да, скорби, посещающие отдельных людей и целые народы, подчас бывают следствием отказа человеческих сообществ от спасительного Божия покровительства. По свидетельству святого апостола Павла, все беды, постигающие творение, имеют первопричиной грехопадение прародителей, в результате которого  " вся тварь совокупно стенает и мучится доныне " (Рим. 8, 22). Однако неверно и полагать, что человеческие страдания непременно бывают связаны с личным грехом. " Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? " - такими словами Спаситель откликнулся на известие о постигшем Святой Град бедствии (Лк. 13, 4), напоминая, что судьбы Божии нередко бывают до времени сокрыты от нас. От скоропалительных и незрелых суждений, которые почти всегда приводят к горделивому обвинению одних людей другими, предостерегает апостол, призывая христиан в смирении ожидать откровения полноты судеб Божиих в день второго Пришествия Христова: " Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога " (1 Кор. 4, 5).

http://mitropolia.spb.ru/docs/ob-oglashe...

Огласительное поучение первое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, вводящее приступающих ко крещению, на слова Исаии пророка: омойтесь, очиститесь и проч. ( Ис.1:16 ).] 1 . Ученики Нового Завета и причастники таин Христовых! Сейчас званием, а вскоре же и благодатью, соделайте себе новое сердце и новый дух ( Иез.18:31 ), чтобы возвеселились небожители. Ибо если, по Евангелию, более радости... об одном грешнике кающемся ( Лк.15:7 ), то не тем более ли спасение столь многих душ возбудит к веселию небеса? Вступив на путь блаженный и благой, идите благоговейно поприщем благочестия, ибо, всегда готовый ко избавлению вашему, предстоит здесь Единородный Сын Божий, говоря: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас ( Мф.11:28 ). Отягощенные преступлениями и связанные узами грехов своих! Услышите пророческий глас, вопиющий: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих ( Ис.1:16 ), чтобы воззвал к вам Ангельский лик: Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! ( Пс.31:1 ). Возжегшие ныне светильники веры, сохраняйте их неугасимыми в руках, чтобы Отверзший тогда на этой всесвятой Голгофе рай разбойнику за веру его сподобил и вас воспеть брачную песнь. 2 . Если кто здесь раб греха, тот да приготовится верой к свободе и возрождению усыновления и, сложив с себя позорнейшее рабство греховное, вступив же в блаженнейшее служение Господне, да удостоится наследовать Царство Небесное через исповедание; отложи прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях ( Еф.4:22 ), чтобы облечься в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его ( Кол.3:10 ). Через веру приобретите залог Святого Духа, чтобы вам смочь быть принятыми в селения вечные. Приступите к таинственному запечатлению, чтобы быть известными Владыке и чтобы, сопричислившись святому и словесному Христову стаду, стать одесную Его и наследовать уготованную вам жизнь. Ибо, которые еще под тяжестью грехов, те остаются ошуюю, потому что не приступают к благодати Божией, даруемой Христом в возрождении через крещение. Возрождение же я разумею не тел, но душ духовное перерождение. Ибо тела рождаются от видимых родителей, души же возрождаются верою, ибо дух дышит, где хочет ( Ин.3:8 ). И тогда, если ты будешь достоин услышать: хорошо, добрый и верный раб ( Мф.25:21 ), когда ни малейшей скверны притворства не найдется в совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

«Отвяжите осленка и приведите ко Мне» (ср. Мф.21:2 ). Яслями Иисус начал – на осленке достиг конца. Яслями – в Вифлееме, на осленке – в Иерусалиме. А когда шел в Иерусалим, то, увидя его, начал плакать о нем. Авраам увидел день Его и возрадовался. Христос же увидел Иерусалим и заплакал о нем. Заплакал же потому, что (Иерусалим) не возрадовался. «О, если бы ты... узнал... хотя этот день мира твоего, но мир... сокрыт... от лица твоего» (ср. Лк.19:42 ). Авраам, отец твой, увидел один только день Мой и возрадовался, ты же увидел день и Господа дня. Это Он, заплакавший о тех, кои не радовались о Заступнике своем. Заплакал также и по причине предстоявшего разрушения города, как и сказал: «плачьте о себе... ибо придут дни, когда скажут... горам: ...покройте нас...» (ср. Лк.23:28–30 ). «Увидел... Авраам... день Мой и возрадовался» (ср. Ин.8:56 ), именно, (увидел) в агнце при дереве, который развязал и освободил связанного Исаака, как и Господь посредством Креста разрушил узы язычников. От Валаама сокрыто было лицо Ангела ( Чис.22:22–31 ), от народа же этого, который знал таинство Валаама, сокрыт был Господь мира. От того был сокрыт мир, от этого же – Господь мира. Восклицали дети и говорили: «благословение Сыну Давидову... Первосвященники же и книжники..., разгневавшись, сказали: не слышишь ли, что они говорят?» (ср. Мф.21:15–16 ), то есть если Тебе неугодны наши похвалы, то повели им замолчать. В рождестве и смерти Его невинные дети украсили собой венец Его страдания. Младенец Иоанн взыграл пред Ним в утробе матери, и младенцы были убиты при рождестве Его, и сделались как бы гроздьями Его брачного пира. Когда (же) достиг дня рождения Своей смерти, опять младенцы восклицали Ему благословение. Встревожился город Иерусалим во время рождества Его, как (равно) смущен и устрашен был и в тот день, когда Он вступил в него. Когда книжники услышали крики детей и с негодованием сказали Ему: «повели людям, чтобы совсем умолкли, ответил: если они умолкнут, то камни возопиют» (ср. Лк.19:39–40 ). Итак, они предпочли, чтобы кричали дети, а не камни, дабы при крике окаменелого естества ослепленные как-нибудь не образумились. Тем не менее этот крик камней был сохранен для той же цели на время Его распятия, когда при молчании одаренных языком безгласная природа возвестила величие Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Почему человек, оставляя своё новоначалие, оставляет и Церковь, а порой и Самого Христа “У нас нет педагогики дальнейшего возрастания во Христе, человек, оставляя своё новоначалие, оставляет и Церковь”. Что с этим делать? Доклад игумена Петра (Мещеринова) на конференции памяти протоиерея Александра Меня. Почему мы вынуждены искать образец духовной жизни Православное духовное наследие в контексте эпохи. Что под этим понимать? Мне представляется, что одной из самых характеристических черт нашего времени являются как раз поиски этого самого духовного наследия. Что очень важно — все эти поиски обращены в прошлое. Здесь сразу выявляется важная вещь: раз есть столь интенсивные поиски православной самоидентификации в прошлом, значит текущая жизнь, настоящее — никого не устраивает. Оно как бы пусто, и требует заполнения. Я хочу это подчеркнуть. Во-первых, как раз это и составляет одно из существенных свойств нашей эпохи; а во-вторых, весьма обличает нас, как христиан. Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20), сказал Христос Своим ученикам — Христос, Который вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). Вступивший в Церковь Христову человек живёт богообщением во Христе здесь и сейчас, и у него нет нужды искать чего-либо ни в прошлом, ни в будущем. И коль скоро мы видим столь интенсивные поиски образцов для духовной жизни в прошлом, то мы должны с сожалением констатировать, что в нашем повседневном церковном настоящем той самой жизни с избытком (Ин. 10, 10), которую нам обетовал Господь, мы не имеем, и вынуждены её искать. Исходя из этого, возникает вопрос: раз уж мы задали именно такую парадигму поисков решения наших проблем, то на что нужно ориентироваться нашей Церкви в своей истории? Где нам искать образец — именно образец церковного действования, не просто копию прошлого, — чтобы эти поиски привели нас к жизни во Христе, а не к тем или иным имитациям? Благолепная стабильность, которая закончилась расколом        Очень приблизительно можно разделить нашу историю на следующие отрезки: домонгольский период; эпоха татаро-монгольского ига, заканчивающаяся преп. Сергием; Московская Русь; Синодальная эпоха; советское время. И, как мне представляется, сегодня «золотой век» нашей церковности многим видится именно в Московской Руси, с присовокуплением времён преп. Сергия. Странным образом в последнее время начинает оправдываться советский период…

http://pravmir.ru/protivojadie-ot-rastse...

Псалом 22 Двадцать второй псалом, начинающийся словами: Господь пасет мя и проч., и последующий за ним двадцать третий помещены, как известно вам, Церковию в числе молитв ко Св. Причащению. Это избавляет нас от труда исследования, не всегда успешного и верного о лицах и предметах, о которых в сих псалмах говорится; ибо здесь, вместо нас, сама Церковь является истолковательницею оных, и истолкование её должно быть столь же несомненно и верно, сколь несомненно и верно то, что написал об ней Апостол, что она есть столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). К непогрешимой важности сего истолкования в самом себе, по своему внутреннему достоинству, присоединяется для нас ещё то особенное обстоятельство, его цену весьма много в глазах наших возвышающее, что оно, по своему происхождению, восходит ко временам древнейшим, едва не апостольским; ибо наши молитвы ко Причащению, в ряду коих поставлены псалмы сии, не суть произведения времён новых и писателей безвестных, но мужей святых и богодухновенных, живших частно в 3-м и частию в 4-м веках, и никак не позже 8-го века, и даже образование их в настоящий состав не нисходит далее 10-го века. А древность в истолковании Писания есть наилучший признак и вернейшее ручательство за правоту истолкования. Что же сказует и указует нам в сих псалмах Св. Церковь ? Тайну Причащения Тела и Крови Христовой, своеобразными и для дальнозрительного ока веры удобопроницаемыми формами прикровенную. – Начнём с первого из них, и вот нам представляется в нём Христос Господь пастырем добрым, изводящим овец Своих на пажить злачную, питающим их от трапезы избранной, напаяющим чашею державною и вселяющим в ограде дома Господня в долготу дний – на целую вечность. Господь пасет мя, говорит Пророк, представляя Господа пастырем, а себя овцою, и ничтоже мя лишит. Конечно, при таком пастыре, каков Христос Господь, пастыре столь добром и заботливом, столько мудром и предусмотрительном, столько сильном и могучем, ни в чём для овцы недостатка не будет: она будет и накормлена и напоена, и прикрыта и очищена, и ограждена и защищена; ибо Сам Он говорит о Себе: Аз есмь пастырь добрый, и знаю Моя, и знают Мя Моя, яко же знает Мя Отец, и Аз знаю Отца, и душу Мою полагаю за овцы. И овцы гласа Моего слушают, и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им, и не погибнут во веки, и не восхитит их никто же от руки Моея ( Ин.10:14–15,27–28 ). Но черта, на которую указал здесь Пророк, выражает только отрицание сторону пастырского попечения, не допускающего никакого, недостатка для овцы пасомой, а вот и положительная сторона сего же попечения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Разделы портала «Азбука веры» диакон Павел Сержантов Православие и харизматизм " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 6  голосов:  4.0 из  5) Оглавление Пять волн харизматизма породили немало тоталитарных сект и секты, отрицающие основы христианства, такие как вера в Троицу. Интересно, что отступники не утратили «даров» харизматизма, потому что «дары» эти — нехристианские. Пятидесятников спрашивали: почему у вас обнаружились духовные дары? В свое оправдание те выдвинули эсхатологическое учение о позднем дожде. Бог в Иоил.2:23–28 обещал излить Духа в дожде раннем и позднем, что будет сопровождаться дарами пророчества и мистических видений. На Апостолов сошел дождь ранний ( Деян.2:17 ), потом была долгая засуха. Дождем поздним сошли пятидесятнические дары предантихристова века. Неопятидесятники до некоторой степени унаследовали от предыдущей волны апокалиптичность. Они усмотрели признак скорого Пришествия в возникновении массового харизматизма. В 70х у неопятидесятников заметно снизилась активность. Появились лидеры, такие как пастор Д. Уилкерсон, пробуждавшие «харизматов» с помощью апокалиптической «Божией шоковой терапии». Действительно, эсхатологизм всегда придает харизматизму дополнительную энергию, что выливается в сектантские смуты вплоть до религиозных войн. Благодатное преемство Христос наделил Апостолов исключительными духовными дарованиями. Например, Петру простилось отступничество ( Ин.21:3–17 ), даже тень его исцеляла больных ( Деян.5:15 ); он созерцал нетварный Свет Преображения. Сравниваешь свою скудную духовную жизнь с жизнью Церкви апостольских времён — и хочется полноты духовной. Такое желание может привести к самообольщению и бесовскому обольщению: если упорно искать чудес и найти их в переживаниях на молитве и в сбывающихся сновидениях, то легко счесть себя особо облагодатствованным и не подозревать о своём духовном неблагополучии. Это состояние прелести. Есть явление, с нею связанное, но к ней не сводящееся: когда прелесть перестаёт быть уделом одиночки, распространяется на группу; передаётся от наставника к ученику, то есть организуется в традицию ложного мистического опыта. Эти традиции прелести я буду называть харизматизмом. Появился он давно: в Деяниях святых апостолов ( Деян.8:9–24 ) апостолы осуждают симонию — харизматисткую практику Симона волхва и его последователей. Харизматизм превращает жажду благодати в идеологию групп потребителей, нацеленных на скорое приобретение сверхъестественных способностей, которые обеспечат здоровье, достаток, уважение, чувство эйфории, знание будущего — так подобные группы понимают благодатные дары. Их получают для комфортной жизни с помощью разных обрядов и психотехник. Апостолами небесные дары понимаются иначе: они умножают любовь к Богу и людям, служат средством общения с Богом и людьми.

http://azbyka.ru/apokalipsis/diakon-pave...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 10 августа 2024 года 28. Суббота. Апп. от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов. Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница). Свт. Питирима, еп. Тамбовского. Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление» или «Радость всех радостей» (службу зри 19 июля) . Тамбовской иконы Божией Матери. Гребневской иконы Божией Матери. Приводим порядок совершения полиелейной службы в честь Смоленской иконы Божией Матери в соединении со службой святых апостолов (без праздничного знака) (А) , а также порядок совершения полиелейной службы в честь Смоленской иконы Божией Матери в соединении со службой свт. Питирима, еп. Тамбовского (Б) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Богородицы, глас 2й, глас 8й и глас 7й – 5, и апостолов, глас 1й – 3. «Слава» – Богородицы, глас 6й: «Еже радость…», «И ныне» – догматик, глас 5й: «В Чермнем мори…». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. На стиховне стихиры Богородицы, глас 2й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8й: «Радуйся, вселенныя похвало…». По Трисвятом – тропарь Богородицы, глас 4й: «К Богородице прилежно…». «Слава» – тропарь апостолов, глас 3й, «И ныне» – праздничный Богородичен Минеи, глас 4й: «Не умолчим никогда…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 4й: «К Богородице прилежно…» (дважды). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3й, «И ныне» – праздничный Богородичен Минеи, глас 4й: «Не умолчим никогда…». Кафизмы 16я и 17я . Малые ектении. Седальны Богородицы. Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 1й: «Правоверно чтущия Тя…». «Слава, и ныне» – ин седален Богородицы, глас тот же: «Пречистая Твоя икона…». Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»; стих: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое». Евангелие Богородицы. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 6й: «Не ввери мя…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

свящ. Николай Воинов «Не судих бо ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и сего распята». ( 1Кор.2:2 ) Вся земная жизнь Господа Иисуса Христа, – от Вифлеема до Голгофы, была сцеплением разнообразных подвигов и уничижений – для спасения развращенного грехом человеческого рода, была выражением беспредельной Его любви к человечеству; но самым высшим подвигом Его ради нашего спасения, самым разительным выражением Его любви к человечеству, главным основанием и печатью нашего спасения служат крестные Его страдания и смерть ( Ин.15:13 ; Рим.5:7–8 ). И Святая Православная Церковь , стяжанная кровию Христа Спасителя ( Деян.20:28 ), ничему так часто не посвящает своих богослужений, как крестным страданиям и смерти Его. В честь и славу их она сплела неимоверное множество священных песнопений. Весьма замечательны эти песнопения. В них, кроме прямых изображений духовной красоты и славы, сияющих от Креста Христова, кроме прямых указаний на разнообразные спасительные плоды, происшедшие от Креста, указываются многие прообразования его, взятые из Ветхого Завета. Св. Церковь научает нас видеть во многих из ветхозаветных лиц, учреждений и событий, предызображение прямое или косвенное как Самого Распятого за нас Иисуса: Его крестных мук, прободения, язв, пролития Божественной крови и смерти, – так и вещественного орудия, употребленного Им для нашего спасения – достопоклоняемого древа Креста. И как поучительно знать таковые предызображения! В них открывается всеблагий и премудрый план домостроительства Божия о спасении человека; они проливают яркий свет на некоторые события и учреждения ветхозаветные, которые, без понимания их прообразовательного смысла, могли бы показаться случайными и незначительными; с другой стороны преобразовательный смысл ветхозаветных событий и учреждений уясняет для нас обстоятельства страданий и смерти Господа; при всей видимой зависимости от произвола людей, они не будут казаться нам случайными, а будут указывать нам пути всеблагого и премудрого Промысла Божия о спасении человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

Священное Писание Нового Завета ясно свидетельствует, что Церковь Христова, руководствуясь наставлениями Господа, с первых же дней своего исторического бытия неизменно поставляла условиями для принятия Крещения веру и покаяние. В Евангелии от Марка Господь Иисус Христос начинает свою проповедь словами: Покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк.1:15 ), а в Своей последней беседе с учениками Он наставляет их словами: Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). Подобно тому, как вера и покаяние открывают человеку вход в Царствие Божие через рождение от воды и Духа ( Ин.3:5 ), так и участие в таинстве Крещения без предварительного покаяния и живой веры не только лишает человека этой возможности, но и навлекает на него осуждение. В день Пятидесятницы св. апостол Петр возвещает ту же самую истину Христова Евангелия: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа ( Деян.2:38 ), а диакон Филипп на вопрос эфиопского вельможи — что препятствует мне креститься? — отвечает: если веруешь от всего сердца, можно ( Деян.8:37 ). Вместе с тем, при внимательном чтении Нового Завета мы находим, что вера и покаяние являются не единственными условиями для вступления в Церковь, — требуется еще научение, которое как раз и необходимо для того, чтобы вера была осмысленной, а покаяние — глубоким: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф.28:19-20 ). В этой заповеди Спасителя содержится ясное указание на пред- и посткрещальную катехизацию. Св. апостол Павел также напрямую связывает совершение таинства Крещения с таинством возвещения Благой Вести в слове проповеди и научения: Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова ( Еф.5:25 ). Таким образом, в новозаветном Предании Церкви катехизация, будучи прямой и непосредственной заповедью Спасителя, является неотъемлемым компонентом единого таинства умирания для греха и воскресения для обновленной жизни во Христе ( Рим.6:11 ). С библейской точки зрения катехизация вообще не является проблемой, но — самоочевидной нормой церковной жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/problema-p...

Скачать epub pdf Декабрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 10: гл. 1–2 (Ин.14:28–15:1)]/Пер. П.И. Казанского и А.А. Жданова; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1908. Т. 3. 12. С. 305–320 (2-я пагин.) —305— почтен названием Божества, как, без сомнения, называются многие боги и господа на небе и многие на земле ( 1Кор.8:5 ). Если утверждается, что Сын удостоен одного только простого названия божества, но Он не оказывается истинно и по природе тем, что есть и называется, то мы, рассуждая правильно, должны громко воскликнуть: но ведь если Он не есть Бог по природе, то мы еще поклоняемся твари, а не Творцу, и не только мы, населяющие земную область, но и самое множество святых ангелов. Должны наконец будем осуждать и всякого святого, называвшего Его Богом по природе и истинным, а преимущественно пред всеми обвиним блаженного Иоанна, сказавшего о Нём: «знаем, что Сын Божий пришел и дал нам разумение, чтобы мы знали Истинного Бога, и мы (есмы) – в Истинном Его Сыне Иисусе Христе: Сей есть Истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин.5:20 ). Если же еретик, стыдясь всего вообще богодухновенного писания, должен называть Его истинно Богом и признавать Его таковым, а между тем думает и верует, что Он в каком бы то ни было отношении меньше Отца, то не вводит ли он нам другого Бога, всецело отделенного от природного бытия с Отцом и мыслимого в некоем своём собственном существе, 2817 но не в сущности 2818 Бога и Отца? Но, думаю, дело это очевидно для всех. Если ничто не бывает больше или меньше себя самого, но нечто мыслится большим чего-либо меньшего или меньшим чего-либо большего, то разве не является полная необходимость признавать именно —306— двух богов по природе и истинных, чтобы один представлялся большим, а другой меньшим его? Таким образом уже исчезает и извращается в их учении вера Церкви. Бог не один над нами, но уже два. Кого же, следовательно, храмами называемся мы, по писаниям? Разве не очевидно, что – Того, Кто вселяет в наши души Своего Духа? Поэтому, когда мы встретим в священных писаниях, что Дух называется не только (Духом) Отца, но и Сына, что будем думать? Как следует рассуждать? Кого из двух отвергнем, а другого признаем Богом? Ведь если примем двух богов, меньшего и большего, то должны будем утверждать, что оба они вселяются в наших душах чрез своих духов, мы уже окажемся храмами богов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010