Объяснение. Этими словами Бог , повелевая твёрдо держаться закона, данного через Моисея, предостерегает евреев от уклонения в идолопоклонство, от служения языческим богам: Лев.18:21 ; ср. Деян.7:43 ; а потому к Священному Преданию они не относятся. Можно ли утверждать, что ветхоз. пророки проповедовали буквально так же, как и Моисей? Нет, эти пророки даже вводили новые уставы, например о певцах: 1Пар.25–26 и 2Пар.29:25 . Нав.1:7–8 . «Только будь твёрд и очень мужествен; и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано». Объяснение. Как видно из контекста (предыдущих и последующих к ст.7–8 мест), этими словами Бог , повелевая твёрдо держаться закона, данного чрез Моисея, предостерегал евреев от уклонения в идолопоклонство, от служения языческим богам, как, например, Ваал-Фегору: Втор.4:3 ; Молоху, Астарте и др.: Лев.18:21 ; Суд.2:13 ; Деян.7:43 , которыми идолопоклонники приносили в жертву даже своих детей: Втор.12:31 ; Пс.105:37 . К Священ. Преданию Православной Церкви эти слова не имеют никакого отношения. Пс.118:5 . «О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих!». Объяснение. Что не все уставы или правила религиозной жизни записаны были и в Ветхозаветных книгах, видно из Пс.77:3–4 , а в Новом Завете заповеди далеко не все содержатся: Ин.20:30:21:25 , отсюда и является необходимость пользования Священным Преданием, за что апостол Павел хвалил первых христиан: 1Кор.11:2 , и называл Предание так же, как и Писание, Словом Божиим: 1Фес.2:13 . Наконец, как же можно утверждать, что будто бы только в Писании заключены все уставы или заповеди Божии, когда они сообщались людям устно, или, что то же, чрез Предание? Священное Предание есть Слово Божие Мк.7:7–8:13 . «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим ( Ис.29:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Важно также и то, что в то время как Христос учит нас называть Бога Отец наш, Он Сам всегда называл Его Мой Отец, так как с Богом Отцом у Него особые отношения, высоко поднимающие Его над обыкновенным уровнем человеческих сынов, делающихся таковыми исключительно через возрождение и усыновление. Христос основывает все Свое учение, как и Свое царство, на Своем Лице; Его Богочеловеческое Лицо есть всегдашняя тема и предмет Его проповеди . Он Сам есть Евангелие («благая весть»), И все это Он делает, не имея и отдаленнейшего побуждения гордости, тщеславия или честолюбия, но исключительно с простотой и авторитетом очевидной истины. Вот почему Его слова имеют такую непреодолимую власть над сердцами. Истинно, истинно, Я говорю вам... Так говорит Бог в Ветхом Завете, но никто из людей. Поэтому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших... ( Ин.8:24 ). Какое величие заключается в этом свидетельстве! Христос всегда представляет Себя как Существо не от мира сего ( Ин.8:23 ), но как Посланника Божия (см. Евр.3:1 ) от Бога рожденного, – Существо, которое, хотя и находится на земле, но в то же время пребывает на небе ( 1Пет.3:22 ). Он не только возвещает истину, как другие вестники Божии, но и Сам объявляет Себя светом мира ( Ин.8:12 ), Путем, Истиною и Жизнью ( Ин.14:6 ). Все предано Мне, – говорит Он, – Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына и кому Сын хочет открыть ( Мф.11:27 ). 13 Он обещает жизнь в высшем и глубочайшем смысле этого слова – именно жизнь вечную всем, кто верит в Него ( Ин.3:36, 5:24, 6:40, 47, 50–58, 11:25 ). Он Сам говорит о Себе, что Он – Христос и Мессия, о Котором свидетельствовали Моисей и древние пророки ( Ин.4:26, 5:36, 39 ; Мф.15:33, 16:16 и след.; 26:63 и след.). Ввиду близкой смерти Его, после торжественного заклинания Его Живым Богом, иудейский первосвященник от имени освященной, хотя и испорченной теократии, предлагает Ему вопрос: Скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? – и Он ответил спокойно и внушительно: Ты сказал – и указал на Свое будущее славное возвращение в мир на облаках небесных. Так Он провозглашал Себя в минуту глубочайшего Своего уничижения и видимого торжества сил тьмы Господом и Судией мира ( Мф.26:63–65 ). 14

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/syn-...

Объяснение. Этим учением святой апостол не отвергает добрых дел ко спасению, а только выясняет порядок спасения. Исполнение добрых дел ублажает Сам Господь в Нагорной проповеди: Мф.5:6–7 ; и на страшном суде будет потребован отчёт в исполнении добрых дел: Мф.25:34–35 . Если сказано, что верующие созданы на добрые дела: Еф.2:10 , то они обязаны совершать христианские добродетели, чтобы тем благодарить Бога за дарованную им благодать спасения: 2Тим.4:7–8 . Рим.3:30–31 . «Потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру. И так мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем». Объяснение. Эти слова апостола имеют такой же смысл, как и слова Самого Господа: «не думайте, что Я пришёл нарушить закон»: Мф.5:17 . Как в Ветхом Завете, так и в Новом вместе с верой человека служат к нашему оправданию и другие средства, Самим Богом установленные: Крещение: Ин.3:5 ; Мф.28:19 (заменившее обрезание), евхаристийная жертва: Ин.6:54–56 ; 1Кор.11:24–25 (заменившая кровавые жертвы) и т.д. Рим.5:6:8–9 . «Ибо Христос, когда ещё мы были немощны, в определённое время умер за нечестивых... Но Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасёмся Им от гнева». Объяснение. Господь наш Иисус Христос, доказавший Свою любовь смертью Своей за нас и оправдавший нас Кровью, повелел не чуждаться Плоти и Крови Его; напротив, Он говорил, что кто не будет есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, тот не будет иметь в себе жизни: Ин.6:53–55 , а кто не почитает за святыню Кровь завета, тот повинен тягчайшему осуждению: Евр.10:29 . Следовательно, без таинств Крещения: Ин.3:5 ; Мк.16:16 , и Причащения ни оправдаться, ни спастись невозможно. Рим.11:5–6 . «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам, иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать: иначе дело не есть уже дело».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Обыденное сознание не вмещало сокровенную суть дарованного хлеба, и чтобы манна осталась в памяти потомков как свидетельство покровительства Господня, Моисей повелел наполнить ею золотой сосуд и поставить его пред ковчегом (см. Исх.16:32–34 ). Так и хранилась манна, в Святая святых, в золотом ковчеге, рядом со скрижалями Завета (см. Евр.9:3–4 ). Значение манны как «пищи духовной» ( 1Кор.10:3 ) не однажды подчеркивается в тексте Б.: «Он… питал тебя манною, которой не знал ты, не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа живет человек…» ( Втор.8:3; 8–16 , ср. Мф.4:1–4 ); «…народ Твой Ты питал пищею ангельскою и посылал им, нетрудящимся, с неба готовый хлеб, имевший всякую приятность по вкусу каждого. Ибо свойство пищи Твоей показывало Твою любовь к детям и в удовлетворение желания вкушающего изменялось по вкусу каждого она изменялась во все, повиновалась Твоей благодати, питающей всех, по желанию нуждающихся, дабы сыны Твои, которых Ты, Господи, возлюбил, познали, что не роды плодов питают человека, но слово Твое сохраняет верующих в Тебя» ( Прем.16:20–21, 25–26 , см. также Неем.9:15 ; Пс.77:23–25, 104:40 ). Текст Н.З. раскрывает значение манны как прообраза духовной пищи, дающей «жизнь миру». Народ просит Христа о знамении и напоминает Ему об отцах, которые «ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть» ( Ин.6:31 ). Иисус отвечает им: «…не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб, сшедший с небес» ( Ин.6:32–35 ). Иудеи раздражены ответом Иисуса и не понимают Его слов: «Я есмь хлеб, сшедший с небес» ( Ин.6:41 ). Иисус повторяет: «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин.6:48–51 , ср.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

3. Кто может выразить это словом? Если пророк, опи­сывая творения, утомился и отступил, сказав: «как величественны дела Твои, Господи!» ( Пс.91:6 ), и если Павел, рассматривая один вид промышления Божия, воскликнул: «о, бездна богатства» ( Рим.11:33 ), то что скажет тот, кто станет описывать этот день? Все это предвидел пророк и сказал: «Господь Вышний страшен, Царь великий на всей земле», указывая на спасение вселенной. Он и прежде был великим Царем, но не был познан: «в мире был..., и мир Его не познал» ( Ин.1:10 ); а теперь Он сделал и это, стал великим Царем и для нас, которых усвоил Себе. В самом деле, не велик ли тот, Кто, послав по всей вселенной рыбарей бедных, неученых, простых, числом одиннадцать, незнатных, оставивших отечество, безгласных, как рыбы, с одною одеждой, без обуви, почти нагих, уловил всех как бы по повелению? Истинно Он – великий Царь, очи­стивший вселенную от заблуждения, распространивший истину в короткое время и уничтоживший владычество диавола; Он и без подчиненных – великий Царь, имеющий силу и власть не от рабов, не по внешнему виду и одежде, но по самому своему естеству. «Я на то родился» ( Ин.18:37 ). Он – великий Царь, имеющий честь не отвне откуда-нибудь, не нуждаю­щийся ни в чем для того, чтобы быть Царем, делающий все, что хочет. «Идите по всему миру и проповедуйте», сказал Он ( Мк.16:15 ), – и слово стало делом. «Хочу, очистись» ( Мф.8:3 ); «Иисус... запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него» ( Мк.9:25 ); «умолкни, перестань» ( Мк.4:39 ); «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ); «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.25:34 ). Видишь ли везде Его власть? Видишь ли Его силу? Он так привлек к Себе покорившихся Ему, что они готовы скорее положить душу свою, нежели нарушить Его заповеди. Обыкновенный царь принимает честь от своих подданных; а Он сам дарует честь Своим подчиненным. Вот почему там одно только название, а здесь – дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Что Иисус Христос приходил для того, чтобы разрушить дела дьявола, свидетельствует вся евангельская история. «Ваш отец дьявол, – говорит Иисус Христос иудеям, – и вы хотите исполнить похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо... лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). Затем Христос и в положительном учении, и в притчах, – в объяснительной их части, часто упоминает о дьяволе и о ангелах его, и везде учит о них, как о существах действительных, как о злых духах, старающихся вредить людям, губить их, и блюдомых для вечного огня. Изображая последний, Страшный Суд, Христос говорит: «Сын Человеческий скажет тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его»( Мф.25:41 ). Осуждение Свое Господь изрекает грешникам – существам действительным; не ясно ли из этого, что дьявол и ангелы его – тоже существа действительные, ибо для них прежде всех уготован огонь вечный, ожидающий и их последователей – грешников? По утверждению Христа Спасителя, сатана в течение 18 лет мучил несчастную скорченную женщину ( Лк.13:11–16 ); он же просил Господа сеять апостолов – как пшеницу ( Лк.22:31 ). В других местах св. Евангелия приводятся слова Иисуса Христа о том, что существует целое царство злых духов, что дьявол – злобный князь сего царства, имеет слуг своих и называется поэтому князем бесовским ( Мф.12:25–27 ; Лк.11:17–20 ), что дьявол – князь бесовский – есть «князь мира сего» ( Ин.12:31 ), что дьявол и ангелы его действуют совместно, не препятствуя, а поддерживая друг друга ко вреду людей ( Мф.12:25–27 ; Мк.3:24–28 ; Лк.11:17–20 ). Не сомневались в бытии дьявола и святые апостолы. Подобно Иисусу Христу, они учили о душевредной деятельности злых духов, о пагубном влиянии их на род человеческий. Говоря о Христе, что Он исцелял всех, одержимых дьяволом ( Деян.10:38 ), апостолы и сами, по примеру своего Божественного Учителя, исцеляли бесноватых ( Деян.5:15–16, 16:18 ) и, проповедуя людям Христа, смотрели на переход из язычества в христианство , как на переход от власти сатаны к Богу ( Деян.16:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Еф.2:21–22 . «На котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом». Объясн. По учению апостолов, храмом духовным и домом Божиим является, прежде всего, Церковь , собрание верующих: 1Пет.2:5 ; 1Тим.3:15 , а потом уже и отдельные христиане, но не иначе как под тем условием, чтобы они были истинными членами великого храма Церкви, глава которой есть Христос: Еф.1:23 . Рукотворенные же храмы являются средством к единению отдельных членов Церкви, через которое (единение) они только и могут устроиться в Божие жилище. Вот почему апостол и умолял в другом месте, говоря: «не будем оставлять собрания своего»: Евр.10:25 ; и апостол Павел охранял святость собрания верующих: 1Кор.11:22 . Апостолы в храме постоянно пребывали: Деян.5:42 , а святой Павел получал в нём откровение: Деян.22:17–18 . Православные храмы не то, что Иерусалимский храм, – они строятся на всяком месте Ин.4:21–22 . «Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу; вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев». Объясн. Православные христиане не на одной какой-либо горе и не в одном Иерусалиме кланяются и строят храмы, а на всяком месте, соответственно потребности верующих. Если Сам Христос оказывал почтение даже к Иерусалимскому храму и назвал его домом молитвы для всех народов: Мф.21:12–13 ; Мк.11:16–17 , то как же нам не почитать новозаветных храмов, в которых, при собрании единомысленных молитвенников, есть особенное присутствие благодати Божией: 3Цар.9:3 ; Исх.25:22 ; Мф.18:19 . Деян.7:48–50 . «Но Всевышний не в рукотворенных храмах живёт, как говорит пророк: небо престол Мой, и земля подножие ног Моих; какой дом созиждите Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила всё сие?» ( Ис.66:1–2 ). Объясн. Здесь святой архидиакон Стефан обличает горделивое мнение современных ему Иудеев, по которому Иерусалимский храм был единственным местом, достойным для поклонения Богу истинному: Ин.4:20 . Архидиакон знал, что скиния и храм построены по воле Божией: Деян.7:44:46 . Бог вездесущ, и в рукотворенном храме есть: Еф.4:10 ; Иер.23:24 . Храм не единственное место жилища Божия: но место особого присутствия Бога: Исх.25:8 ; Мф.23:21 ; храмы отличаются от обыкн. жилищ: 1Кор.11:22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Господь сказал: «каким судом судите, таким будете судимы» ( Мф.7:2 ). Как же мы судим? Например, один сделал нечто хорошее, а другой говорит: «Какая глупость сделана!» Приятно ли такое суждение делателю? Но пусть еще так говорит брат о делах брата, а что было бы, если б раб о делах царя стал судить так? Разумеется, тогда под суд его, в тюрьму, в каторжную работу. Владыка же твари неужели не взыщет с того, кто поносит дело рук Его и притом, созданное по образу и по подобию Его? Не напрасно говорит Писание: «кто ругается над нищим, тот хулит Творца его» ( Притч.17:5 ). «Не тебя они отвергли, но отвергли Меня» ( 1Цар.8:7 ), – сказал Господь Самуилу, когда евреи не захотели, чтобы пророк Божий был над ними судьею, и просили себе царя. Не человека, а Бога унижает и тот из нас, кто презирает раба Божия. «Истинно говорю вам,  – Господь скажет таким на суде, – так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ). Если таков суд Его – «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» ( Мф.25:41 ) – будет тем, кто не служит Ему в лице меньших братьев Его, то чего ожидать тому, кто не только не послужил, но и обесчестил, всячески обругал не одного, а многих братьев Христовых? Потому горе должно быть всякому из нас, кто сохраняет, как сказано в Писании, гнев в сердце и «к подобному себе человеку не имеет милосердия» ( Сир.28:4 ). «Ты, Бог , не любящий беззакония, – взывал пред Господом пророк Давид, – у Тебя не водворится злой» ( Пс.5:5 ). Хотя нечестивый ныне в дерзости своей пренебрегает словами Господа: не взыщет, так судит он в сердце своем ( Пс.9:34 ), – не поступит так, как определил в Своем законе: «кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» ( Мф.5:22 ), «в надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет», и от того уста его, – говорит пророк Давид, – полны» злословия ( Пс.9:25, 28 ). Однако же не наугад же он сказал пред Господом: «рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет [всех] ненавидящих Тебя. Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную» ( Пс.20:9–10 ). Не должно сомневаться, что врагами Божьими здесь пророк называет не тех только, о которых Сам Господь сказал; «и возненавидели и Меня и Отца Моего» ( Ин.15:24 ), но равно и тех, к кому относится слово Господне: «нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» ( Ин.14:24 ). Ибо «грядет, – сказано еще в Писании, – гнев Божий на сынов противления» ( Кол.3:6 ); как изгарь отметает Господь от Себя всех, отступающих от уставов Его ( Пс.118:119 ). «Уразумейте это, – еще говорит нам Господь Спаситель наш, – дабы Я не восхитил, – и не будет избавляющего» ( Пс.49:22 ). О, если бы мы могли хотя несколько уразуметь ныне то, что служит к нашему спасению! Но сие сокрыто от тех, кои не хотят смотреть на свет истины, отражающийся чрез откровения Господни.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Господь сказал: им же судом судите, судят вам ( Мф.7: 2 ). Как же мы судим? Например, один сделал нечто хорошее, а другой говорит: «Какая глупость сделана!» Приятно ли такое суждение делателю? Но пусть еще так говорит брат о делах брата, а что было бы, если б раб о делах царя стал судить так? Разумеется, тогда под суд его, в тюрьму, в каторжную работу. Владыка же твари неужели не взыщет с того, кто поносит дело рук Его и притом, созданное по образу и по подобию Его? Не напрасно говорит Писание: ругаяйся человеку, раздражает сотворшаго его ( Прит.17:5 ). Не тебе уничижиша, но Мне ( 1Цар.8:7 ), – сказал Господь Самуилу, когда евреи не захотели, чтобы пророк Божий был над ними судьею, и просили себе царя. Не человека, а Бога унижает и тот из нас, кто презирает раба Божия. Истинно говорю вам, Господь скажет таким на суде, – поскольку вы сделали сие одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф.25:40 ). Если таков суд Его – отыдите от Мене проклятии в огнь вечный ( Мф.25:41 ) – будет тем, кто не служит Ему в лице меньших братьев Его, то чего ожидать тому, кто не только не послужил, но и обесчестил, всячески обругал не одного, а многих братьев Христовых? Потому горе должно быть всякому из нас, кто сохраняет, как сказано в Писании, гнев в сердце и над человеком подобным себе не имеет милости ( Прит.28:4 ). Ты, Бог , не любящий беззакония, – взывал пред Господом пророк Давид, – у Тебя не водворится злой ( Пс.5:5 ). Хотя нечестивый ныне в дерзости своей пренебрегает словами Господа: не взыщет, – так судит он в сердце своем, – не поступит так, как определил в Своем законе; иже речет брату «безумный», подлежит геенне огненной; по множеству гнева своего не взыщет, и от того уста его, – говорит пророк Давид, – полны злословия ( Пс.9:25, 28 ). Однако ж не наугад же он сказал пред Господом: найдет рука Твоя всех врагов Твоих; найдет десница Твоя всех, ненавидящих Тебя; во время негодования Твоего, Ты сделаешь их как пещь огненную ( Пс.20:9, 10 ). Не должно сомневаться, что врагами Божьими здесь пророк называет не тех только, о которых Сам Господь сказал: и возненавидеша Мене и Отца Моего ( Ин.15:24 ), но равно и тех, к кому относится слово Господне: не любящий Меня слов Моих не соблюдает ( Ин.14:24 ). Ибо грядет, – сказано еще в Писании, – гнев Божий на всех сынов противления ( Кол.3:6 ); как изгарь отметает Господь от Себя всех, отступающих от уставов Его (Ср. Пс.118:119 ). Уразумейте же сие, – еще говорит нам Господь Спаситель наш, – иначе Я похищу, и никто не избавит ( Пс. 49:22 ). О, если бы мы могли хотя несколько уразуметь ныне то, что служит к нашему спасению! Но сие сокрыто от тех, кои не хотят смотреть на свет истины, отражающийся через откровения Господни.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Особенно необычным был образ наставления Христа. Матфей сообщает, что «Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники» ( Мф.7:29 ). Сократ учил людей посредством дискусии. Он старался, как акушерка, вытягивать из ума ученика мысли, необходимые для полезной беседы. Каждый участник дискуссии должен был сотрудничать в этом философском процессе. А Иисус не столько дискутировал, сколько Он делал заявления. Он преподавал, как один, который все знает – даже перед началом дискуссии. Как раз этого мы ожидали бы от божественной личности. Никто среди Его противников или учеников поставленным Ему вопросом ничего существенного не мог добавить к тому, что говорилось. Согласно Своему образу наставления, Иисус часто ссылался на невидимые факты и реальности, существующие за пределами обыкновенного человеческого знания. У Него, казалось бы, был глазок, смотрящий на превосходящее, «окно, выходящее на тот свет». Подносят к Нему маленьких детей и Он смело заявляет: «Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Он говорит, что Бог наблюдает за каждым воробьем ( Лк.12:6–7 ). В споре с книжниками о воскресении Он случайно заявляет, что «когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут как ангелы на небесах» ( Мк.12:25 ). Быть может, самое поражающее косвенное доказательство, известное нам, состоит в том, что Иисусу поклонялись разные люди и в этом действии Он никогда не запрещал им. Прокаженные и хананеянка, павшие на колени, поклонялись Ему ( Мф.8:2, 15:25 ); мужчина с врожденной слепотой, пав на колени, поклонился Ему ( Ин.9:38 ); ученики поклонились Ему после того, как Он успокоил бурю на Галилейском море ( Мф.14:33 ); сомневающийся Фома пал на колени перед воскресшим Господом и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:28 ). Нигде не записано, что Иисус хотя бы раз упрекнул кого-нибудь за то, что они поклонились Ему. Сравните это с Петром, который упрекнул Корнилия за такое поклонение ему ( Деян.10:25–26 ), или с ангелом в книге Откровение, который запретил Иоанну поклониться ему ( Откр.19:10 ). Тот, кто принимает поклонение других, несомненно поступает, как Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010