Мк. 3:22–23 ) и в котором есть своего рода начальства и власти ( Кол.2:15 ; Еф. 6:12 ), есть духи злейшие и менее злые ( Лк.11:26 ), и есть целые их легионы ( Лк.8:30 ). Так как Бог есть присносущий свет ( Ин.1:9 ) и неисчерпаемый источник жизни ( Пс.35:10 ; 1Тим. 6:13 ), то понятно, что ангелы добрые, сохранившие свое жилище на небе ( Мф.22:30 ; Мк. 13:32 ), а вместе с сим и свою близость к Богу (до возможности непосредственно предстоять Ему ( Дан.7:10 ) и всегда зреть лице Его ( Мф.18:10 ), продолжали и непрерывно продолжают почерпать отсюда, по мере своих сил, нужный для своего озарения свет и необходимую для своего укрепления благодать, вследствие чего не престают все более и более возрастать и преуспевать в познании истины, а также утверждаться в добре. К этому же самому направляются и споспешествуют все те разнообразные служения, которые Богом были поручены и непрестанно поручаются добрым ангелам и которые последние всегда неукоснительно выполняют, исполняя в сем случае прежде всего волю Божию ( Пс.102:21 ), но в то же время совершенствуя и укрепляя в добре свою собственную волю. Так, одни из них окружают самый престол Господа и непрестанно приносят Ему поклонение и хвалебные песни ( Ис.6:3 ; Дан. 7:10 ; Откр. 4:8; 7:10–12 ), а также, конечно, исполняют всякую Его волю на небе ( Мф.6:10 ), в отношении к тем ангелам, которые в небесной иерархии занимают сравнительно низшие места, быв подчинены чиноначалиям высшим ( Кол.1:16 ; 1Пет. 3:22 ). Другие же из ангелов являются всегдашними и самыми разнообразными органами Откровения и выполнения Его святой воли на земле. Есть, например, как говорится в Апокалипсисе, ангелы, приставляемые к некоторым земным стихиям, а также к ветрам, которыми располагают и правят они, согласно с намерениями Божиими ( Откр.16:5, 7:1, 14:18 ). Есть также ангелы, которым вверяется Богом наблюдение за судьбой существующих на земле царств и народов, что видно из Книги пророка Даниила, где упоминается об ангелах, как князьях царства Персидского и народов греческого и еврейского ( Дан.10:13, 14:20–21 ). А какому необъятному сонму ангелов предоставлено и предназначено принимать самое близкое и живое участие в судьбах домостроительства спасения людей! Так, например, они целыми тьмами присутствовали при Синайском законодательстве ( Втор.33:2 ), и при их служении дан был еврейскому народу закон ( Деян.7:53 ). Так, во все Ветхозаветные времена они неоднократно и иногда даже в значительном количестве (как, например, Иакову) являлись на земле, то для оказания помощи и избавления заслуживающим того ( Быт.32:1 ; Суд. 2:1, 5:23 ; 3Цар. 19:4–8 ; 4Цар. 19:35 ), то для обличения и вразумления заблудших ( Чис.22:23,31 ), то для Откровения избранным воли Божией относительно судеб израильского народа и будущего царства Христова ( Дан.9:21 ; Зах. 3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

194. Мень А. В., прот. Библейская христология: (Из словаря по библеистике)//МБ. 2000. Вып. 7. С. 16–21. Ср. также 1779, 1781. Комментарии на отдельные книги (тексты, эпизоды) 195. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Первые прошения молитвы Господней/Подгот. к печ.: Е. Л. Майданович//АиО. 1998. 2(16). С. 5–17. 196. Говорун С. Н. Притча о блудном сыне//АиО. 1997. 3(14). С. 16–29. 197. Данн Дж. Д. Молитва/Пер. с англ.: Л. Б. Сумм//Страницы. 2000. Т. 5. 4. С. 483–497. Молитва в иудаистском каноне I в. по Р Х. и молитва Господня. (Ст. из словаря «Иисус и Евангелия»). 198. Мецгер Б. М. Молитва , которую Иисус оставил Своим ученикам/Пер. с англ.: А. Федорчук//МБ. 1998. Вып. 5. С. 41–45. 199. Сомин Н. В. Социологическое прочтение двух евангельских притч//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 68–71. Толкование притчи о сеятеле (о стойкости в исповедании веры) и о неверном управителе (смысл и значение частной собственности). 200. Табак Ю. М. К вопросу об исторической достоверности pericope adulterae ( Ин. 7:53–8:11 )//МБ. 1995. Вып. 3. С. 21–29. Анализ эпизода с прощеной блудницей («Христос и грешница»). См. также 2326. Комментарии на Евангелия. Евангелисты 201. Мень А. В., прот . Евангелия: [Из словаря по библеистике]/Подгот. текста и примеч.: В. Н. Кузнецова//МБ. 1993. Вып. 1. С. 9–31. Матфей 202. Сперанский М. К., прот . Святой апостол и евангелист Матфей: Историко-экзегетический очерк//БТ. 1964. Сб. 3. С. 8–33. Марк 203. Григорий (Лебедев), еп. Шлиссельбургский. Евангельские образы: Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие св. евангелиста Марка//БТ. 1976. Сб. 16. С. 5–32; Сб. 17. С. 3–84. 204. Басин И. В. [Рец. на кн.:] Григорий (Лебедев), еп. Проповеди; «Благовестие святого евангелиста Марка»; Письма к духовным чадам/Сост.: В. В. Антонов. М.: Отчий дом, 1996. 432 с.//Страницы. 1997. Т. 2. 2. С. 310–311. 205. Тестелец Я. Г., Михайлов К. Б. Крэнфилд Ч. Дж. Комментарий к Евангелию от Марка: Реф.: Cranfield Ch. The Gospel according to St. Mark. Cambridge University Press, 1971//АиО. 1998. 3(17). С. 36–46; 4(18). С. 44–61; 1999. 1(19). С. 28–47; 2(20). С. 80–92; 3(21). С. 41–56; 4(22). С. 46–60. Лука

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почему Иоанн акцентирует внимание на пеленах и плате, отдельно лежащем и особым образом свитом? Прежде всего, потому, что именно пелены и плат становятся для него доказательством воскресения Христа. Очевидна связь между рассматриваемым эпизодом и воскрешением Лазаря. Там умерший вышел из гроба, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком»; чтобы освободить его от пелен, потребовалась сторонняя помощь ( Ин. 11:44 ). Здесь пелены и плат остаются лежать в гробнице как ставшие ненужными атрибуты погребального обряда: воскресший Иисус самостоятельно, без чьей-либо помощи освободился от них. Помимо указанной причины, упоминание пелен и плата может иметь и другую: Иоанн мог счесть необходимым сказать о них потому, что и пелена, и плат бережно хранились в раннехристианской общине. Хотя Евангелист ничего не говорит об изображении лика Христа или Его тела на плате или пеленах, само упоминание об этих предметах могло быть достаточным сигналом для читателя, знающего, как они выглядят. В таком случае слова «и увидел, и уверовал» обретают дополнительный обертон: Евангелист увидел не просто пелены и план, но увидел изображение умершего Иисуса на них, и именно это изображение убедило его в том, что Иисус воскрес. На какое место из Писания ссылается Евангелист в данном отрывке? Во всех остальных случаях, когда Иоанн упоминает «Писание», ссылка дается на конкретный текст из Ветхого Завета ( ), даже если не всегда ученые единогласны во мнении, о каком именно тексте идет речь. В данном же случае слово «Писание» может иметь расширительный смысл, указывая на всю совокупность ветхозаветных текстов, которые в раннехристианской традиции рассматривались как пророчества о страждущем, умирающем и воскресающем Мессии. В число таких текстов несомненно входили упоминавшиеся выше Псалом 21-й и 53-я глава Книги пророка Исаии. Можно вспомнить и другие тексты, в частности, те, что упоминаются в Деяниях апостольских: Пс. 15:8–11 ( Деян. 2:25–28; 13:35 ); Пс. 109:1  ( Деян. 2:34–35 ); Пс. 2:7  ( Деян. 13:33 ). Эти тексты в совокупности воспринимались в древней Церкви как пророчество о воскресении. Не случайно автор Деяний, завершая свое Евангелие, говорит о воскресшем Иисусе: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день» ( Лк. 24:45–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   Вопрос о тексте решается просто. Время textus receptus, восходящего к первым печатным изданиям греческого Нового Завета и послужившего тем образцом, с которого сделаны его переводы на современные языки, прошло безвозвратно. Доказывать этот тезис значило бы ломиться в открытые двери. А потому и защита textus receptus в недавних статьях «Журнала Московской Патриархии» не заслуживают даже возражения. После полутораста лет ученой работы над текстом Нового Завета мы не имеем права пользоваться им иначе, как в его критических изданиях. Это значит, что мы не вправе считать рассказ о жене, ятой в прелюбодеянии (Ин.7:53—8:11), из изначальной части Ин. Но это значит и то, что мы не можем позволить себе произвольного расчленения Евангелия на отдельные части и перераспределения этих частей по своему усмотрению. Таков был путь не только Bultmann " a, который в этом направлении пошел так далеко, что должен был предпослать своему комментарию особый указатель евангельских отрывков в их традиционном порядке. То же самое мы видим у Bernard " a. К перестановке гл. V и VI и к перемещению текста в гл. VII склоняется и Temple Ни одна из этих перестановок не может быть оправдана критическим исследованием новозаветного текста. И надо поставить в особую заслугу Додду, что он сознательно отказался от этой неоправданной объективными данными переработки евангельского текста и дал толкование Ин., отправляясь от его традиционной формы, поскольку она подтверждается критическим исследованием. Выше было сказано, что предлагаемое Доддом толкование привело его к убедительной защите внутреннего единства Ин. Но и Додд оказался непоследовательным понимая гл. XXI как appendix, позднейший придаток к Евангелию, между тем как в рукописном предании гл. XXI засвидетельствована как неотъемлемая часть Ин. отнюдь не слабее, чем его первые двадцать глав. Распространенное в критической науке отрицание гл. XXI основано не на рукописном предании, а на внутренних данных. Толкуя Ин. в тексте критических изданий, мы не имеем права ограничивать наше толкование гл. I-XX. Как мы увидим, внутреннее единство Ин. распространяется и на гл. XXI.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Объяснение. Этим учением святой апостол не отвергает добрых дел ко спасению, а только выясняет порядок спасения. Исполнение добрых дел ублажает Сам Господь в Нагорной проповеди: Мф.5:6–7 ; и на страшном суде будет потребован отчёт в исполнении добрых дел: Мф.25:34–35 . Если сказано, что верующие созданы на добрые дела: Еф.2:10 , то они обязаны совершать христианские добродетели, чтобы тем благодарить Бога за дарованную им благодать спасения: 2Тим.4:7–8 . Рим.3:30–31 . «Потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру. И так мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем». Объяснение. Эти слова апостола имеют такой же смысл, как и слова Самого Господа: «не думайте, что Я пришёл нарушить закон»: Мф.5:17 . Как в Ветхом Завете, так и в Новом вместе с верой человека служат к нашему оправданию и другие средства, Самим Богом установленные: Крещение: Ин.3:5 ; Мф.28:19 (заменившее обрезание), евхаристийная жертва: Ин.6:54–56 ; 1Кор.11:24–25 (заменившая кровавые жертвы) и т.д. Рим.5:6:8–9 . «Ибо Христос, когда ещё мы были немощны, в определённое время умер за нечестивых... Но Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасёмся Им от гнева». Объяснение. Господь наш Иисус Христос, доказавший Свою любовь смертью Своей за нас и оправдавший нас Кровью, повелел не чуждаться Плоти и Крови Его; напротив, Он говорил, что кто не будет есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, тот не будет иметь в себе жизни: Ин.6:53–55 , а кто не почитает за святыню Кровь завета, тот повинен тягчайшему осуждению: Евр.10:29 . Следовательно, без таинств Крещения: Ин.3:5 ; Мк.16:16 , и Причащения ни оправдаться, ни спастись невозможно. Рим.11:5–6 . «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам, иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать: иначе дело не есть уже дело».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

§ III Благочестивые подобны древу в рассуждении различных случайностей вообще. 1) Древо бывает высокое: так благочестивый человек возвышается (α) желанием к Богу, и не привязывается к вещам мира сего. (ß) Рассматриванием небесных вещей, которыми он как бы на небо восходит, вышних ищет, и о них рассуждает, говоря с Давидом: возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию? ( Пс.41:3 ) 2) Древо растёт: и праведник со дня на день возрастает в вере, и надежде, и любви, и терпении К сему Павел возбуждает Колоссян: яко ходити вам достоине Богу во всяцем угождении и всяцем деле блазе, плодоносяще и возрастающе в разуме Божии: всякою силою возмогающе по державе славы его, во всяцем терпении и долготерпении с радостию ( Кол.1:10–11 ). Ибо кто не растёт в Христианстве, тот искореняется. 3) Древо бывает плодоносное: и благочестивый человек творит плоды достойны покаяния ( Мф.3:8 ) – Духом ходит, и похоти плотския не совершает ( Гал.5:16 ). И сии плоды бывают: (α). Свидетельство внутренней веры. (ß) Относятся к пользе ближнего, или как Павел говорит: вся к созиданию да бывают ( 1Кор.14:26 ). 4) Древо произрастает листву, цветы и плоды; а благочестивый муж износит листву слов так, что кротость его разумна бывает всем человеком ( Флп.4:5 ); являет цветы нравов, благовоние, коих исполняет всех верных Божиих; приносит плоды благих дел; или по Павлу: исполнени плодов правды Иисус Христом, в славу и похвалу Божию ( Флп.1:11 ). 5) Как древо, утверждённое камнем, твёрдо и непоколебимо: так благочестивый утверждается и укрепляется против бури искушений, против дождей гонения, против волн озлобления, как говорит слово Божие: и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и нападоша на храмину ту (праведного) и не падеся: основана бо бе на камени ( Мф.7:25 ). Какое же сие основание? Ежели не Христос: основания бо инаго, – говорит Павел, – никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос ( 1Кор.3:11 ). 6) Древо и на влажной земле растёт; верующий и благочестивый человек не знает иной влаги, кроме Крови Иисуса Христа. Ею единою духовные древа упоеваются до избытка: зане вода, юже аз, – говорит Спаситель, – дам ему (праведнику) будет в нем источник воды текущия в живот вечный ( Ин.4:14 ). Сей присноживотной Крови Христовой сок, питает всех верных так, что тот не может участвовать в животе вечном, кто не питается оным. Сие явственно утверждает Сын Божий: аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове его, живота не имате в себе ( Ин.6:53 ). Кто же имать живот вечный? Слушай: ядый мою плоть и пияй мою кровь имать живот вечный, и аз воскрешу его в последний день ( Ин.6:54 ). Видишь ли, что пияй кровь Христову причастник есть живота вечного.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Опасно делать добро, говорить людям правду, открывать им истину, потому что всегда найдутся те, кто, выдавая себя за знающих её (Ин. 7:45–52), прекрасно устраивают свою жизнь. Они имеют власть, деньги, почёт – и отнюдь не собираются всего этого лишаться только потому, что Бог стал человеком и «пришел к своим». И потому именно «свои Его не приняли» (Ин. 1:11), даже наверное зная, что Он «Сын Благословенного» (Мк. 14:61). При этом личные и групповые своекорыстные интересы, как всегда в таких случаях прикрываются заботой о стране и народе (Ин. 11:47–53). Так, что сказанное в XIX веке о капитале, который даже под угрозой виселицы рискнет на любое преступление ради трехсот процентов прибыли, было на заре новой эры идеально осуществлено еще при полном господстве рабовладельческого способа производства. «Идеально» потому, что это было преступление абсолютное и уникальное, никем, нигде и никогда более неповторимое, ибо убить истинного Бога, ставшего человеком, можно только один раз в человеческой истории (все остальные злодеяния – тени этого). Последствия были ужасными, но на момент принятия решения сиюминутное желание сохранить власть, деньги и авторитет перевесили на чаше весов заранее известное, но все же будущее наказание (Мф. 21:33–46; Мк. 12:1–12; Лк. 20: 9–19) с отложенным сроком исполнения (Мф. 24:1–2) . Евангелие – это трагедия человеческой жизни Бога. Мы привыкли проживать свои скорби, страдать своими страданиями, размышлять о своей жизненной драме, жаловаться на свою судьбу, упрекать Бога в нашей человеческой трагедии. Упрекать или искать оправдание благому Торцу за зло, обильно разлитое в сотворенном Им мире… Евангелие показывает нам жизненную трагедию нашего Творца, совершенную на деле теодицею в лице Сына Божия, ставшего человеком. Мы с удивлением и недоумением узнаем из Священного Писания, что пришедший на землю Бог – Господь наш Иисус Христос, превечный Сын Божий, есть « Агнец закланный от создания мира » (Откр. 13:8); что мы «не тленным серебром или золотом искуплены… от суетной жизни, преданной нам от отцов, но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира , но явившегося в последние времена» для нас (1Петр. 1:18–20).

http://radonezh.ru/analytics/nas-radi-ch...

Опасно делать добро, говорить людям правду, открывать им истину, потому что всегда найдутся те, кто, выдавая себя за знающих её (Ин. 7:45-52), прекрасно устраивают свою жизнь. Они имеют власть, деньги, почёт - и отнюдь не собираются всего этого лишаться только потому, что Бог стал человеком и «пришел к своим». И потому именно «свои Его не приняли» (Ин. 1:11), даже наверное зная, что Он «Сын Благословенного» (Мк. 14:61). При этом личные и групповые своекорыстные интересы, как всегда в таких случаях прикрываются заботой о стране и народе (Ин. 11:47-53). Так, что сказанное в XIX веке о капитале, который даже под угрозой виселицы рискнет на любое преступление ради трехсот процентов прибыли, было на заре новой эры идеально осуществлено еще при полном господстве рабовладельческого способа производства. «Идеально» потому, что это было преступление абсолютное и уникальное, никем, нигде и никогда более неповторимое, ибо убить истинного Бога, ставшего человеком, можно только один раз в человеческой истории (все остальные злодеяния - тени этого). Последствия были ужасными, но на момент принятия решения сиюминутное желание сохранить власть, деньги и авторитет перевесили на чаше весов заранее известное, но все же будущее наказание (Мф. 21:33-46; Мк. 12:1-12; Лк. 20: 9-19) с отложенным сроком исполнения (Мф. 24:1-2) . Евангелие - это трагедия человеческой жизни Бога. Мы привыкли проживать свои скорби, страдать своими страданиями, размышлять о своей жизненной драме, жаловаться на свою судьбу, упрекать Бога в нашей человеческой трагедии. Упрекать или искать оправдание благому Торцу за зло, обильно разлитое в сотворенном Им мире... Евангелие показывает нам жизненную трагедию нашего Творца, совершенную на деле теодицею в лице Сына Божия, ставшего человеком. Мы с удивлением и недоумением узнаем из Священного Писания, что пришедший на землю Бог - Господь наш Иисус Христос, превечный Сын Божий, есть « Агнец закланный от создания мира » (Откр. 13:8); что мы «не тленным серебром или золотом искуплены... от суетной жизни, преданной нам от отцов, но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира , но явившегося в последние времена» для нас (1Петр. 1:18-20).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

Ослепленные идеей земного могущества, «законоучители» народа воспринимали Священное Писание через призму заурядных человеческих интересов. Усердно читая книги Ветхого Завета, они в то же самое время упрямо не хотели принять, что Мессия есть Сын Божий (Пс.2,7), что Он даст людям Новый Завет (Втор.18,15,18), что Он Агнец Божий, вземлющий на Себя грехи всего мира (Ис. 53, 5-6). Понятие о Мессии страждущем (Ис. 53, 7-9), о Мессии распятом (Втор. 28, 66; Ис. 65, 2; Ам. 8, 9-10; Пс. 21), о Мессии воскресшем (Пс. 11, 6; Пс. 15, 9-10; Ос. 6, 2) было чуждо раввинистическому толкованию Священного Писания Ветхого Завета, называемого Танах. Но даже отвергаемые иудеями самаряне твердо верили, что скоро придет Мессия, Который разрешит все споры и недоумения (Ин. 4, 25). Причем и среди язычников распространился слух о скором наступлении чрезвычайного переворота вещей. Как пишет Светоний: «На Востоке распространено было давнее и твердое убеждение, что судьбой назначено в эту пору выходцам из Иудеи завладеть миром». И вот после сокровенной тридцатилетней жизни Иисус являет Себя миру и в продолжение трех с половиной лет с Божественной властью и силой раскрывает Себя как Богочеловека, Христа и Спасителя. Миру дарован истинный Мессия, Который проявляет Свою Божественную мудрость в учении, Свою Божественную силу в знамениях и чудесах, Свою Божественную благость и святость в жизни, в образе действий, Свое Божественное всеведение в постижении глубин человеческих сердец и помышлений, в знании будущего. Те, кто последовали за Христом и Его Апостолами, те утвердились в истине и вечной жизни — наследовали обетованное спасение! Как жаль тех, кто видел, слышал и даже говорил с Мессией, но Его не узнал. Они вопили: распни, распни Его! (Лк. 23, 21), и, продолжая упорствовать в своих заблуждениях, более тридцати шести лет по Его воскресении все еще настаивали на своем ложном мнении. Ослепленные «законоучители» народа воспитывали новые поколения в духе подготовки к мнимому воцарению другого, все еще ожидаемого ими «царя помазанника-мессии», личность которого они даже стали отодвигать на второй план. Библейские пророчества перетолковывались как окончательное избавление от иноземного ига, как возвышение Израиля. Составлялся подробный «план войны», где описывались стратегия, тактика, военные построения и оружие, причем врагами считались «киттии». Это слово в тот период времени буквально означало — «люди с запада, западноевропейцы», следовательно — ненавистные римляне, обратившие Палестину в свою провинцию.

http://pravoslavie.ru/5939.html

Многие замечательные и счастливые моменты в нашей жизни являются не только прямым следствием причинно-следственных связей, иначе здравого рассудка. Чувство счастья, удовлетворенности, «полноты» не зависит от силы мозгового штурма. Вывод из данных размышлений может звучать так: многие наши «открытия», «озарения» должны быть отрицанием здравого рассудка на определенном этапе пути. И как ни парадоксально, это отрицание является недостающим звеном, завершающим и делающим картину полной и объективной. Не все в нашей жизни можно объяснить с позиции одного разума, без участия духа. Изучение Библии является своеобразной проверкой на прочность здравомыслящего рассудка, который критично и отрицательно относится к «преизбытку» любви, доказывая неправдоподобность того или иного повествования. История с женщиной, взятой в прелюбодеянии (Ин. 7:53–8:11) , является в этом смысле показательным примером. Сомнения относительно наличия данного места в оригинале Евангелия от Иоанна не развеяны до сих пор. Проблема состоит в том, что это место отсутствует во многих рукописях. На сегодняшний день мы располагаем следующими разночтениями этого отрывка. Согласно изданию GNT 4 : 1)    Перикопа отсутствует в: î 66.75 A vid B C vid L N T W Δ Θ Ψ 0141 33 157 565 1241 1333 1424 Lect it a , f , l , q syr c , s , p , h (присутствует в некоторых поздних рукописях syr p , h ) cop sa , pbo , bopt , ach 2 arm mss geo slav Diatessaron Origen Chrysostom Cyril; Tertullian Cyprian mss acc . to Augustine . 2)    Рукописи, содержащие этот отрывок: D 28 180 205 579 597 700 892 1006 1010 1071 1243 1292 1342 (1424 mg ) 1505 Byz(F G H M) it aur,c,d,e,ff2,j,r1 vg syr pal cop bopt slav mssmg Apostolic Constitutions vid  mss acc. to Didymus Ambrosiaster Ambrose Pacian Rufinus Greek and Latin mss acc. to Jerome Jerome Faustus-Milevis Augustine. 3)    Рукописи, включающие это место с обелиском или астериском: Е (только 8:2–11) S 1424 mg . 4)    Рукописи содержащие только 8:3–11 (Λ с астериском) l 184 l 211 l 387 l 514 l 773 l 890 l 1780.

http://bogoslov.ru/article/2408886

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010