Таким образом, крещение водою и Духом Святым необходимо для всей твари, то есть для всех людей, а не для некоторых лишь, как говорят сектанты. Сектант : Из того, что вы называете «таинствами», Священное Писание упоминает лишь два крещение и Вечерю Господню, а прочие, какие ты перечислил, измыслены людьми. Да и крещение не таинство, а символическое действие, которое изображает очищение от грехов и служит укреплению веры. Оно лишь знак того, что человек принес покаяние, или, если угодно, печать покаяния. Истинное же очищение грехов совершается не крещением, а верой, которую крещение, как внешний знак, запечатлевает и подтверждает. Вера, а не крещение есть сила, преобразующая нас в новую тварь (ср.: 2Кор.5:17 ) и устраивающая наше спасение. Это явствует и из обещания ангела сотнику Корнилию, что вера в проповедь апостола Петра спасет его со всеми близкими (см.: Деян.11:14 ), и из слов апостола Павла к темничному стражу в Филиппах: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой ( Деян.16:31 ). Итак, спасение приносит вера, а крещение следует за ней лишь как видимый ее знак, или как печать, налагаемая в завершение покаяния. Священник : Крещение не символ, но истинное таинство, ибо Сам Спаситель назвал его рождением свыше (см.: Ин.3:3–7 ), а св.апостол Павел – обновлением жизни ( Рим.6:3–5 ), которое совершается действием Духа Святого (см.: Тит.3:5 ). Апостол же Петр прямо говорит, что в крещении происходит оставление грехов ( Деян.2:38 ) и не плотской нечистоты омытие, то есть не простое омовение тела в знак очищения души, но обещание Богу доброй совести ( 1Петр.3:21 ). Совершать крещение Спаситель заповедал апостолам (см.: Мф.28:19 ). Из Писания известно, что крестили только апостолы и те, кто принял от них дар священства (см.: Деян.8:36–38; 16:12–15,32–33 ; 1Кор.1:16 ). Сектант : Крестить можно лишь взрослых. Ведь и от крестящих требуется проповедь веры и покаяния, и ищущим крещения необходима вера и готовность покаяться. Ибо из Писания видим, что все крестившиеся в день Пятидесятницы услышали перед тем от апостола Петра: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа ( Деян.2:38 ). И Господь, посылая учеников на проповедь, сказал: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам ( Мф.28:19–20 ). Вы же крестите и несмышленых младенцев, с которых нельзя спрашивать ни веры, ни покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Ин.12:7 .  Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. См. комментарии к Мф.26:12 ; Мк.14:8 . «Оставьте». Более древние кодексы читают, «оставь», и это чтение здесь более подходящее, так как Иоанн говорит, что осуждал Марию только Иуда. «Она сберегла». Древнейшие кодексы читают здесь, «дабы она сберегала» (вместо τετρηκεν – να ... τηρσ). Господь, согласно этому древнему чтению, хочет сказать, что Мария, ныне помазавшая Его ноги, должна оставшееся еще в сосуде миро не продавать, чтобы полученные от продажи деньги раздать нищим, а сберечь на день Его погребения, когда ей можно будет, согласно обычаю, умастить тело Иисуса. Ин.12:8 .  Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. (См. комментарии к Мф.26:11 ; Мк.14:7 ). Ин.12:9 .  Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. С 9-го по 19-й стих идет рассказ о входе Господнем в Иерусалим, который (вход) Иоанн в общем изображает согласно с синоптиками (ср. Мф.21:1–11 ; Мк.11:1–10 ; Лк.19:29–38 ). Но при этом у Иоанна встречаются и некоторые отступления от синоптиков, объясняемые особенностью плана его повествования. Тогда как у синоптиков шествие Христа в Иерусалим начинается от Иерихона, причем не говорится о захождении Христа в Вифанию, у Иоанна вовсе не упоминается об Иерихоне и, напротив, Вифания является главным остановочным пунктом для Христа в этом шествии. Сюда даже спешат иудеи, чтобы убедиться в действительности воскресения Лазаря. Очевидно, Иоанн и здесь пополняет повествование синоптиков. Ин.12:10 .  Первосвященники же положили убить и Лазаря, Ин.12:11 .  потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. Первосвященники, заметив волнение в народе, видя, как из-за Лазаря, воскрешенного Господом, многие из иудеев удалились от них ( πγον, в русском переводе неточно – «приходили») и обращались ко Христу, решили умертвить и Лазаря. Ин.12:12 .  На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Он принес с Собой неисчерпаемый источник врачующей благодати Божией ( Ин.1:15 ; Рим.5:14 ). Но как для того, чтобы воспринять в себя заразу греховную, надобно по естеству родиться от «первого» Адама, – так и для того, чтобы стать причастником спасающей благодати Божией, человеку необходимо придти ко Христу, «последнему Адаму», и свободно возродиться от Него в новую духовную жизнь ( 1Кор.15:45,48–49 ). Кто не придет ко Христу, не «омоется» в крови Его ( Откр.1:5 ), того не касается и благодать искупления (ср.: Зах.1:3 ; Флп.2:12 ; Еф.2:1–9 ; Рим.11:17–23 ). Для таких людей эта благодать – всё тоже, что клад, зарытый в землю: ходят они по земле, топчут ногами своими скрытое сокровище, но сами и алчут, жаждут, и наготуют ( Откр.3:17 ). И будут они бедствовать до тех пор, пока, наконец, измученные, не откопают сокровища и не разделят его между собою... Вот почему, «в последний великий день праздника», Христос и возгласил: «кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой» ( Ин.7:37–38 ; ср.: Ис.55:1 ; Ис.12:3 ; Иоиль.3:18 ). – Отсюда видим, что не у всех людей из чрева потекут реки воды живой, а только у верующих; и не все напьются этой «воды», обещанной Христом жене Самарянке ( Ин.4:10–14 ), а только «жаждущие», почерпаюшие ее из источников спасения ( Ис.55:1 ; ср.: Ис.21:3 ; Ис.40:29–31 ). Ту же истину выразил Господь наш в Ин.15:1–7 . Он назвал себя там «виноградной лозой», а учеников своих «ветвями». И сказал Господь: «пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» ( Ин.15:4 ). Ясно, что людям необходимо быть в теснейшем единении со своим небесным учителем, чтобы преуспевать в добре. Кто же «не пребудет» со Христом, «извергнется вон, как ветвь, и засохнет» ( Ин.15:6 ), несмотря на то, что Господь пролил кровь свою «во оставление грехов» всего мира ( Мф.26:28 )). Подобным образом Ап. Павел сравнивает людей в их естественном, безблагодатном состоянии с «дикой маслиной».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

– Приготовили вечерю: Закон о субботнем покое не был препятствием к устроению вечери, когда всё необходимое было приготовлено заранее. – Фунт: собственно – литру (ср. 19:39): литра заключала в себе 20–24 лота. – Нардового чистого и пр.: см. прим. к Мк. 14:3 . – Помазала ноги и пр.: см. прим. к Лк. 7:38 . – Иуда Искариот: см. прим. к Мф. 10:4 . – Хотел предать: см. прим. к 6:71. – За триста динариев: см. прим. к Мк. 14:5 . 6. Ин. 12:6 . Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Ин. 13:29 . Был вор: евангелист замечает, что Иуда лгал, когда говорил, что лучше бы раздать нищим деньги, какие могли быть выручены от продажи мира; истинное же побуждение к таковому замечанию было в его сребролюбии; он и из них надеялся часть присвоить себе, потому что он был вор. Для пояснения сего евангелист замечает, что Иуда заведовал денежным ящиком в малом обществе Иисусовом и из подаяний, какие опускали в него, крал. – Носил: точнее – уносил, брал тихонько, крал (ср. Ин. 20:15 ; Мф. 8:17 ), что туда опускали, т. е. не всё, что опускали вообще, а в известных частных случаях, когда находил удобным без подозрений со стороны других, он присвоил себе часть опускаемого в ящик. Приношения эти со стороны расположенных к Господу лиц назначались на обыденные нужды малого общества Христова, а равно для раздачи нищим (ср. Лк. 8:3 ; Ин. 13:29 ). «Он уносил, т. е. крал то, что туда опускали, и был святотатец, присвояя себе подаяния на дело святое» (Феофил.). Вопрос, почему Господь вверил именно Иуде этот опасный для него особенно ящик, совпадает с общим вопросом, почему Господь избрал Себе в число учеников Иуду и держал его при Себе до последнего времени, хотя знал давно о нём, как о будущем предателе, и находит себе разрешение в божественном предопределении, основывающемся на предведении всего, что должно было случиться (ср. Деян. 1:16, 2:23 ; Ин. 6 и далее). 7. Ин. 12:7 . Иисус же сказал: оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

33. Свою жизнь на земле Он рассматривал как некое временное странствование. Я пришёл в мир, – говорил Он, – и опять оставляю мир и иду к Отцу (Ин. 16, 28). Его занимало только то, что принадлежало Его Отцу (Лк. 2, 49); Он не заботился о чуждых вещах, которые не были целью Его пребывания здесь (Лк. 12, 14). И как во время Своего краткого трёхлетнего служения людям Он часто удалялся от народа, дабы помолиться наедине, и порой проводил целые ночи в одиночестве, в молитве к Богу (Лк. 6, 12) и в особом сыновнем общении со Своим Небесным Отцом,  то, надо полагать, и в продолжение Своей долгой сокровенной жизни в Назарете именно это было Его самым желанным, постоянным и главным делом. Спаситель непрестанно наблюдал за тем, чтобы жительствовать в соприсутствии Божием и внутренне обретаться в Боге, радуясь только о Нём. Об этом свидетельствуют нам Давид и Пётр, как бы от Его лица говоря: видел Я пред Собою Господа всегда, ибо Он одесную Меня, дабы Я не поколебался. От того возрадовалось сердце Моё и возвеселился язык Мой, и так далее. (Деян. 2, 25-56; Пс. 15, 8-9). И не оставил Его Отец одного (Ин. 8, 29), ибо Он совершал Его дело (Ин. 17, 4), заключавшееся в том, чтобы быть послушным всякому Его мановению (Евр. 5, 8) и всегда делать то, что угодно Отцу (Ин. 8, 29), постоянно предавая Ему Свою волю (Ин. 4, 34; 6, 38; Лк. 22, 42) из любви к Нему, по которой Христос добровольно и с радостью взял на Себя наигорчайшие и ужаснейшие страдания (Ин. 14, 31). 34. При всём этом Он предоставлял фарисеям и книжникам свободу спорить о своих богословских мнениях и возиться со столь любезными им плотскими подвигами и преданиями человеческими (Мк. 7, 8); учил же Он их Своим словом и жительством одному тому, что только нужно (Лк. 10, 42), и чего им всем так недоставало. Он не принимал участия в пустых дискуссиях тогдашних учёных (Мф. 22, 17; 28) и не вмешивался в то, ради чего не был послан. Кто поставил Меня судить или делить вас? (Лк. 12, 14) – вот был Его ответ, когда Его втягивали в дела века сего, хотя Он всюду ходил и всем делал добро (Деян. 10, 38).

http://bogoslov.ru/article/5471311

В чем суть христианской веры? Христианская вера зиждется на том, что Иисус Христос является свидетелем самых важных тайн бытия и обладателем знаний о жизни. Люди не могут овладеть этими знаниями своими собственными усилиями, но постигают их лишь верой в Него. Каковы же эти самые важные тайны бытия и жизни, о которых только Христос имеет истинное знание? Самые важные тайны бытия и жизни таковы: Тайна невидимых реалий: Бога, Ангелов, души человека; Тайна сотворения мира и конца света; Тайна промысла Божьего, ведущего человека и человечество к определенной цели по Его премудрости и всемогуществу; Тайна грехопадения человека и его спасения через боговоплощение; Тайна Царствия Божия как конечной цели земной жизни человека и верного пути, ведущего к этой цели. Тайна воскресения из мертвых, Страшного Суда и вечной жизни. А не пытались ли какие-либо другие учителя веры, мыслители и философы объяснить эти тайны? Да, многие пытались найти объяснение этим тайнам. Однако они опирались лишь на ограниченные силы человеческого разума и свои размышления о мире и природе человека. Все их упорные попытки проникнуть в эти тайны заканчивались лишь различными предположениями и целыми теориями, противоречившими одна другой. В чем же тогда состоит преимущество знания Иисуса Христа? Преимущество Христа в том, что Он - очевидец. Он свидетельствует: Я говорю то, что видел у Отца Моего (Ин.8:38); и в другом месте: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин.3:13). Учителям веры своего времени Он говорил: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира (Ин.8:23). Одному из начальников иудейских Он сказал: истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели (Ин.3:11). Затем Он еще раз повторил: Я есмь хлеб, сошедший с небес (Ин.6:41). И многое другое на эту тему Он сказал с авторитетом свидетеля, видевшего все тайны неба и земли, поэтому люди изумлялись Его науке, ибо никогда человек не говорил так, как Этот Человек (Ин.7:46).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1149...

Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви Введение – О христианской вере вообще В чем суть христианской веры? – Христианская вера есть учение Иисуса Христа о самых важных тайнах бытия и жизни, которое люди могут постичь лишь верой в Него, но не своими собственными усилиями. Каковы же эти самые важные тайны бытия и жизни, о которых только Христос имеет истинное знание? – Самые важные тайны бытия и жизни таковы: – Тайна невидимых реалий: Бога, Ангелов, души человека; – Тайна сотворения мира и конца света; – Тайна промысла Божьего, ведущего человека и человечество к определенной цели по Его премудрости и всемогуществу; – Тайна грехопадения человека и его спасения через боговоплощение; – Тайна Царствия Божия как конечной цели земной жизни человека и верного пути, ведущего к этой цели, то есть тайна поведения человека по отношению с самому себе, к ближнему и к Богу; – Тайна воскресения из мертвых, Страшного Суда и вечной жизни. А не пытались ли какие-либо другие учителя веры, мыслители и философы объяснить эти тайны? – Да, многие пытались найти объяснение этим тайнам. Однако они опирались лишь на ограниченные силы человеческого разума и свои размышления о мире и природе человека. Все их упорные попытки проникнуть в эти тайны заканчивались лишь предположениями и различными теориями, противоречившими одна другой. В чем же тогда состоит преимущество учения Иисуса Христа? – Преимущество Христа в том, что Он – Самовидец. Он свидетельствует: «Я говорю то, что видел у Отца Моего» ( Ин.8:38 ); и в другом месте: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» ( Ин.3:13 ). Учителям веры Он говорил: «Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» ( Ин.8:23 ). Одному из старейшин иудейских Он сказал: «Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели» ( Ин.3:11 ). Затем Он еще раз повторил: «Я есмь хлеб, сошедший с небес» ( Ин.6:41 ). И многое другое на эту тему сказал Он, знающий все тайны неба и земли, поэтому люди изумлялись Его учению, ибо «никогда человек не говорил так, как Этот Человек» ( Ин.7:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Деян. 17:7 . Мудрое слово Господа понравилось Пилату (ср. Феофил. и Злат.). С этого, т. е. слова, по действию этого слова (ср. 6:66), и с этого времени Пилат искал отпустить Его. Так как и ранее сего Пилат изъявлял желание отпустить Господа, то выражение евангелиста означает, что с этого времени Пилат особенно решительно вознамерился и употреблял усилия отпустить Господа. В чём состояли эти усилия, евангелист не говорит, но они не привели к цели, и решимость оставила Пилата перед угрозами иудейского Синедриона. Обвинители, видя, что никакие обвинения их не действуют на прокуратора, решились прибегнуть к крайнему средству – угрозе обвинить самого прокуратора в измене римскому императору. Тогдашний император или кесарь римский Тиверий был жестокий и подозрительный деспот. Доносы в измене величеству были принимаемы им с большой благосклонностью (Тацит, Annal. III, 38), и таким доносом решились пригрозить Пилату обвинители Господа, если он отпустит Его. – Ты не друг Кесарю: т. е. неверен, изменник императору, если не присудишь к смертной казни того, кто выдаёт себя за царя (делает себя царём, ср. 10:33) и, следовательно, бунтует (якобы) против императорской власти. 13. Ин. 19:13 . Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Мф. 27:19, 24 ; Деян. 25:6 . 14. Ин. 19:14 . Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Ин. 19:31 ; Мк. 15п.; Мф. 27:45 . 15. Ин. 19:15 . Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Ин. 19:6 ; Лк. 23:18 ; Деян. 3:13 . 16. Ин. 19:16 . Тогда, наконец, он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. Мф. 27п., 27 п., 32 д. Услышав это слово: этой угрозой дело было окончено, твёрдость и решимость оставили римского чиновника, опасение за свою жизнь превозмогло, и – предание Господа на распятие было решено. Пилат формально и торжественно оканчивает суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Ибо, говорит: " Я говорил не от Себя " (Ин.12:49); но " что Я слышал от Отца Моего, то и говорю " (Ин.8:26-28). Так говорит и о Духе, что " не от Себя говорить будет, но будет говорить что услышит " (Ин.16:13), то есть, от Отца. И смотри! Не сказал " от Меня " " возьмет и возвестит вам " , но " от Моего " (ст.14). " Моим " же кого называет Сын, если не Отца? Почему и вообще о Себе и о Духе сказал Никодиму: " истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели; а вы свидетельства нашего не принимаете " (Ин.3:11). Потому что от Кого у них бытие, от Того и сила и действие, от Того и бытие у Них, как Они и существуют; то есть, у Одного образом рождения, а у Другого образом исхождения. Хотя же и Сам Сын говорит, что посылает Духа, но от Отца (Ин.15:26; 16:7), от Коего и Сам послан (Ин.6:44). Ибо так сказал в совокупности: " когда приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца " . " Когда придет " , сказал в показание Его самовластия, " Я пошлю " - присовокупил по причине тождества воли или тождества хотения, или как хочешь назови соблаговоление, - так что сказанное богословом Григорием [слово 38, на Богоявление или на Рождество Спасителя] о Сыне: " под посольством Сына разумей благоволение Отца " можно сказать и о Духе: под посланием Духа разумей благоволение Сына. Затем прибавил: " от Отца " , ясно возвещая, от Кого исходящий Дух приидет. И не однажды только сказал это, но и опять присовокупил: " Дух истины, Который от Отца исходит " . И после этого ты, о дерзновенный, прилагаешь неразумно подсказываемое твоими измышлениями, как бы тончайшим Бога Слова являясь нам богословом с запада? Но пусть будет, что и от Сына посылается; из чего же заключаешь, что и исходит от Сына? " Потому что " , говорит, " посылаемое исходит от посылающего " . Не всегда. Ибо если допустим это, то, поскольку и Сын посылается, и Он будет исходным, так что присвоит Себе и личное свойство Духа. Пожалуй, ты не откажешься и это признать, так что явишься чисто савеллианствующим и сводящим Троицу в одно лице; но никто из истинных поклонников Троицы не согласится с тобой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/574/...

Объясн. Сказанную здесь величайшую истину апостол выражает почти в тех же словах, в каких изрек её Сам Господь: Ин.3:16 ; дальнейшее разъяснение величия Божественной любви к людям можно видеть у апостола Павла: Рим.8:32 ; любовь эта дарована людям совершенно незаслуженно с их стороны; Рим.5:8 ; чтобы не лишиться этой любви, необходимо принадлежать к истинной Христовой Церкви: Мф.18:17–18 , и стараться исполнять слово Божие: Ин.14:23 ; Откр.3:19–20 . О соблюдении заповедей 1Ин.3:23 . «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам». Объясн. Здесь говорится о двух главных заповедях: первая – чтобы мы веровали и крестились во имя Христово: Ин.1:12:3:18 ; Деян.2:38 ; вторая же – чтобы любили друг друга не словом и не языком, но делом и истиной: Лев.19:18 ; Ин.15:12 . Кто эти заповеди соблюдает или сохраняет: 1Ин.2:3–4 , тот пребывает в Нём (Иисусе Христе) и Он в нём – в полном внутреннем нравственном единении, таинственным единением: Ин.17:21:23, 15:7:14:17 . Рим.13:8–19 . «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого», и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев.19:18 ). Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона». Объясн. Здесь апостол указывает на заповедь о любви как единственную в том смысле, что она объединяет в себе все остальные заповеди: ст.9; Мф.22:40 ; 2Ин.1:5–6 . Но нужно исполнять и другие заповеди: Мф.19:17:19, 28:20 . Еф.2:15 . «Упразднив вражду Плотью Своей, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир». Объясн. Здесь разумеются заповеди с одним преобразовательным характером, ибо о соблюдении других заповедей, необходимых для вечной жизни, есть прямое повеление: Мф.19:17 ; Иак.2:10 ; Ин.3:22–24 . Кол.2:6 . «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нём».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010