Какую любовь должно иметь друг к другу? Такую, какую Господь показал и какой Он научил, говоря: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:12–13 ). Если должно полагать и душу, то тем более должно всячески усердствовать к пользе каждого, единственно с целью благоугождения Богу. Каким образом можно достигнуть любви к ближнему? Во-первых, должно страшиться ответственности за преступление заповеди Самого Господа, сказавшего: «Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:36 ). Затем должно стремиться к вечной жизни, ибо «заповедь Его есть жизнь вечная» ( Ин.12:50 ). А «первая и наибольшая заповедь» ( Мф.22:38 ) есть следующая: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею» ( Мк.12:30 ; Мф.22:37 ); «вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.22:39 ; Мк.12:31 ). Наконец, должно стремиться подражать Господу, сказавшему: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» ( Ин.13:34 ). А еще могут способствовать возбуждению любви к ближнему и следующие соображения. Если брат наш делает нам добро, то и мы по-человечески обязаны проявлять к нему любовь; такую любовь имеют и язычники, как ясно говорит об этом Господь в Евангелии: «Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят» ( Лк.6:32 ). Если же ближний причиняет нам зло, то и в таком случае мы обязаны любить его – не только по заповеди Божией, но и как благодетеля своего, если только мы веруем в слова Господа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Мф.5:11–12 ). В чем проявляется любовь к ближнему по заповеди Господней и по чему можно узнать, если кто любит ближнего не согласно заповеди? У любви два отличительных свойства: скорбеть и волноваться, если любимому худо, и радоваться, если ему хорошо, всячески стараться содействовать его благополучию. Поэтому блажен тот, кто скорбит о согрешающем, ибо согрешающий подвергается страшной опасности. Блажен и радующийся о том, кто поступает правильно, ибо такой, по слову Писания, приобретает несравненную прибыль. Об этом же свидетельствует и апостол Павел, говоря: «Страдает ли один член, страдают с ним и все члены» ( 1Кор.12:26 ), разумея, очевидно, в этом случае недугование относительно благоугождения Богу. Кто такого настроения не имеет, тот, очевидно, не имеет и любви к ближнему согласно заповеди Господней 635 . III. Любовь к врагам

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

И Он им привел три значительнейших свидетельства: во-первых, свидетельство Своими собственными делами: ...Самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне... ( Ин.5:36 ); во-вторых, свидетельство Отца Своего Небесного, Который Его как Сына Своего засвидетельствовал на Иордане и на Фаворе: И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне ( Ин.5:37 ); и, в-третьих, свидетельство Священного Писания : Исследуйте Писания... а они свидетельствуют о Мне ( Ин.5:39 ). Какие бы еще свидетельства потребовались человеку хоть с каким-то умом? Но у старейшин иудейских ум помрачен был в такой степени, что они ничего не могли ни видеть, ни понимать. Когда человеколюбивый Господь сделал все, что нужно было сделать для спасения и старейшин иудейских, и когда они отвергли все свидетельства о Нем, а тем самым отвергли и спасение для себя, тогда Он им сказал: Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно. О, братья мои, да не останемся с каменными сердцами, как те ослепленные стрейшины, и да не отвергнем единственное спасение свое. Не будем искать никаких иных свидетельств, а будем верить тому, что нам Сам Господь Иисус говорит о Себе. Он о Себе сказал, что Он есть Истина. И мы той Истиной питаемся и спасаемся. О, Господи Иисусе, Истино живая, Истино вечная, не удаляйся от нас, а просвети нас и спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 23 Сентября. Поучение о том, как грешные люди охотнее принимают злодея, чем благодетеля Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете ( Ин.5:43 ) Кто тот второй, который придет во имя свое и которого грешные люди примут охотнее, чем Христа Господа? Это тот, который не носит креста и не ходит узким путем; тот, который любит нечистоту и распространяет нечистоту; тот, который является воином вечной смерти, а не Вечной Жизни; тот, который льстит безбожникам и поощряет всякую страсть и всякий порок – это антихрист. Он придет во имя свое, а не во Имя Божие. И все те, кто не принял Христа, примут его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В IV веке наметилось и в дальнейшем стало усиливаться разногласие между богословами Востока и Запада в вопросе об исхождении Святого Духа: на Западе стали говорить, что Святой Дух исходит «от Отца и Сына». Не вдаваясь в подробности этой дискуссии 462 , отметим лишь, что восточно-христианское учение об исхождении Святого Духа от Отца строго следовало и продолжает следовать той формулировке, которая прозвучала из уст Самого Иисуса и зафиксирована в Евангелии от Иоанна. 4. Святой Дух дается Отцом по ходатайству Сына. Слова – Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя – созвучны сказанному Иисусом в Евангелии от Луки: Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него ( Лк.11:13 ). В обоих случаях подателем Святого Духа является Отец. 5. В то же время Святой Дух посылается в мир Сыном. Иисус использует две формулировки: Которого пошлет Отец во имя Мое и Которого Я пошлю вам от Отца. Эти формулировки проистекают из концепции совместного обладания, выраженной в словах: Все, что имеет Отец, есть Мое. Дух, исходящий от Отца, принадлежит и Сыну, соответственно, Его ниспослание в мир может быть выражено в трех равнозначных постулатах: Отец посылает Святого Духа, потому что Сын умоляет Отца об этом; Отец посылает Святого Духа во имя Сына; Сын посылает Святого Духа. 6. Святой Дух будет свидетельствовать о Сыне Божием. Как мы видели, глагол «свидетельствовать» и термин «свидетельство» широко использовался Иисусом: Он утверждал, что о Нем свидетельствует Сам пославший Его Отец ( Ин.5:37 ); называл свидетелем о Себе Иоанна Крестителя ( Ин.5:32–35 ); доказывал, что о Нем свидетельствуют Его дела ( Ин.5:36 ); настаивал на том, что о Нем свидетельствуют ветхозаветные Писания ( Ин.5:39 ). К этому «облаку свидетелей» ( Евр. 12:1 ) теперь добавляется еще один: Святой Дух. Об этом свидетельстве в Первом послании Иоанна говорится: Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина ( 1Ин.5:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Один из значимых праздников в древнем Израиле назывался праздником Кущей, который отмечали в сентябре или в октябре. В этот день люди благодарили Бога за недавно собранный урожай и молились, чтобы Бог послал необходимый для следующей жатвы дождь. В одной из церемоний праздника священник должен был принести воды из Силоамского источника и возлить ее на жертвенник за чертою храма с молитвой о дожде. В один из таких осенних (как правило, дождливых) дней, когда совершалась эта праздничная церемония, Иисус возгласил: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ин.7:37–38 ). Поясняя эти слова Иисуса, Иоанн добавляет: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин.7:39 ). ИОАНН ЗЛАТОУСТ О СВЯТОМ ДУХЕ КАК ОБ ИСТОЧНИКЕ ЖИВОЙ ВОДЫ (ОК. 395 Г.): Живою же называет ее потому, что она всегда действенна. Благодать Духа, когда войдет в душу и утвердится в ней, течет сильнее всякого источника, не прекращается, не истощается и не останавливается. Таким образом, чтобы показать и неоскудеваемость дара благодати, и вместе неизреченную ее действенность, Он назвал ее источником и реками, – не одною рекою, но бесчисленными. А в том месте [ Ин.4:14 ] обилие Он представил под образом течения (Толк, на Ин. 51:1 [NPNF, т. 14, 184]). 136 В этих словах, как и в случае с отрывком из шестой главы, можно видеть, как Иисус переходит от буквального события к духовному. Накормив пять тысяч людей, Иисус перевел их внимание с пищи в буквальном значении к пище в духовном смысле, которой был он сам. Здесь же, среди большого обилия воды и в контексте молитвенных вопрошаний о дожде, столь необходимой для урожая и поддержания жизни, Иисус говорит о себе как об источнике живой воды, называя Святого Духа водою живою. Кроме того, по аналогии с вкушением пищи, образ пития имеет смысл продолжительного действия, так как человеческий организм требует регулярного и многократного потребления жидкости. Иисус же говорит о необходимости пить от него, указывая при этом на Святого Духа как на подателя живой воды. 137 Комментируя этот отрывок Писания, Отцы церкви справедливо подчеркивали связь Святого Духа с нескончаемым потоком воды, который никогда не иссякает. Хорошим примером на этот счет может послужить приведенная выше цитата из трудов Иоанна Златоуста , который был епископом Антиохии, а затем Константинополя, и считался самым выдающимся проповедником в эпоху патристики.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Лк.11:17 . «Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падёт». Объясн. Эти слова относятся к тем, кто отделил себя от единства веры: Иуд.1:19 , и вопреки призыва Христа Спасителя: Ин.17:20–21 , и апостольского учения: 1Кор.12:12 ; Еф.4:5 , отпали от Церкви Христовой, запутавшись в собственных заблуждениях: Евр.6:4–6 ; 2Пет.2:20–22 . К разделу же имущественному притча эта не относится. 37) О смирении Мф.12:18 . «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя; положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд». Объясн. Эти пророческие слова Исаии ( Ис.42:1 ) относятся не к обыкновенному смертному человеку, а к Мессии: так как Он, благоволив себя умалить до раба: ср. Флп.2:7 , исполнил поручение Бога Отца: Ин.17:4 . Истинное смирение возвышает и людей смертных: Пс.146:6 ; Сир.3:18 , но против ложного и лицемерного смиренномудрия предостерегает апостол: Кол.2:18 . 38) Об истинных подвижниках Евр.13:13 . «Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание». Объясн. Истинные соратники и сподвижники Христовы должны бывают на самом деле находиться вне стана (суетного мира), словно бы на военном положении, всегда готовые к ополчению против врагов тьмы века сего, духов злобы поднебесных: Еф.6:11–17 . 39) О христианском терпении Евр.12:2 . «Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия». Объясн. Христос, после Своих страданий и крестной смерти, воскрес из мёртвых и вознёсся на небо, как и в другом месте говорит апостол: Флп.2:8–11 . И мы, если только будем по вере в Иисуса Христа терпеливо переносить свои страдания и скорби, удостоимся величайших наград за подвиги: 1Кор.2:9 . 40) О мире внутреннем и внешнем Ин.14:27 . «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается». Объясн. Мир понимается здесь в смысле внутреннего в человеке умиротворения, а не внешнего: Рим.14:17 ; Флп.4:7 ; о мире с внешней стороны ученикам Своим Христос сказал: «в мире будете иметь скорбь»: Ин.16:33 , а в другом месте Господь ещё сильнее высказал о предстоящих скорбях исповедников учения Его: Мф.10:32–36:24:5–9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ин.11:37 .  А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Ин.11:38 .  Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Слезы, показавшиеся на лице Христа, одних убедили в том, что Христос любил Лазаря, другим же показались слезами бессилия. Последние даже на основании этих слез сделали такое заключение,что Христос и вообще не имел силы совершать исцелений. Они заподозрили даже неистинность последнего чуда исцеления, совершенного Господом в Иерусалиме над слепорожденным. Вероятно, говорили эти люди, и то исцеление было только обманом. Эти разговоры опять раздражали Господа (в русском переводе неточно – «опять скорбя внутренно»). Ин.11:39 .  Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Ин.11:40 .  Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Когда, придя к могиле, Господь повелел отвалить от нее камень, Марфа начала возражать против этого, не желая видеть ужаса тления и дать возможность увидеть останки брата другим свидетелям. Зачем Господь повелевает отнять камень? Разве не мог Он словом Своим заставить камень отвалиться от гроба? Конечно, мог, но Он повелевает это сделать окружающим Его для того, чтобы постепенно подготовить их к чуду, которое должно было сейчас совершиться. Отваливая камень, люди должны были прийти к мысли, что Христос хочет совершить оживление Лазаря, а Христос, как известно, творил Свои чудеса только тогда, когда люди уже несколько были готовы к тому, чтобы увидеть их и веровать. В частности, это было сделано и для Марфы, вера которой, по-видимому, в настоящий момент не стояла на должной высоте, как показывает сделанное ею Христу возражение, которым она как бы говорила, что открывать гробницу Лазаря совершенно напрасно... И Господь прямо обращается с вразумлением к Марфе, напоминая ей то, что Он говорил ей через ее посланника (стих 4) и что, без сомнения, повторил ей при недавней встрече.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш» ( Ин.8:54 ); «...дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня. И пославший Меня Отец Сам свидетельствовал о Мне» ( Ин.5:36–37 ). «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня, – г оворил Иисус Христос при воскрешении Лазаря, – Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» ( Ин.11:41–42 ); в-третьих, относя все к воле Отца Небесного, Иисус Христос, как Богочеловек, имевший явить безусловное послушание и совершить дело Своего служения, тем самым выражал чистую идею Бога в абсолютизме воли Божества, абсолютизме общем, конечно, и Сыну с Отцом и в Отце, однако, для Личности Богочеловека, в Котором естество Божеское и естество человеческое определялись присутствием двух волей, такое выражение чистой и абсолютной идеи Бога определялось самым содержанием понятия о Божестве и вытекало из соединения двух естеств в Богочеловеке. В этом случае вся жизнь Иисуса Христа была исполнением его молитвенного обращения к Отцу Небесному: «...да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли» ( Мф.6:10 ); «Отче... не как Я хочу, но как Ты...; да будет воля Твоя!» ( Мф.26:39–42 ); в-четвертых, говоря о Своем служении, как об исполнении воли Отца Небесного, Иисус Христос тем самым свидетельствовал, что спасение рода человеческого в Нем – Сыне Божием, есть исполнение предвечного совета Божия, который прежде всего причинен в Боге и Его свойствах и, подобно творческому акту, составляет новое высочайшее и чрезвычайнейшее Откровение Божества: «Отец Мя посла, – говорит Иисус Христос, – якоже посла Мя живый Отец, и Аз живу Отца ради; от Него есмь, и Той Мя посла; не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир; видевый Мене виде Отца» ( Ин.5:36, 6:57, 7:29, 3:17, 14:9 ); «Христос, входя в мир, говорит, – приводит слова псалмопевца Апостол Павел, – жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

В этом мире «всякий пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:13–14 ). Зовет Христос: «Кто жаждет, иди ко мне и пей... Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин. 7:37,39 ). «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную.... Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» ( Ин. 6:27,51,54 ). Вот божественная пища, которою Он питает Свою Церковь в пустыне, где уготовал ей место. В этой пустыне нет потоков слов суетной мудрости этого века, но есть «глаголы вечной жизни» ( Ин. 6:68 ), «словесное молоко» Слова Божия, питающего сердце. В этой пустыне нет всевозможных вод, услащающих язык и охлаждающих его в жару, но есть святая вода, есть святая агиасма – Богоявленская вода, освящающая всех, услаждающая душу и охлаждающая ее в зное земных невзгод. Здесь нет благовонных мастей и духов, но есть святое миро – благоухание Духа Святого. Нет жиров, утучняющих чрево, но есть святой елей, умащающий главу и благословляющий человека. Здесь нет изобилия яств и питий, но есть плоть и кровь Богочеловека, питающие в жизнь вечную. Взирай, душа, на таких пустынников, как святые Антоний Великий , Макарий Великий , Мария Египетская и многих других и их молитвами да дарует и тебе Господь силы бежать из мира суеты и греха в спасительную пустыню! Тысячу двести шестьдесят дней – это 42 месяца, или три с половиной года царствования антихриста. Рассвирепевший дракон, выпущенный перед кончиной века на короткое время творить беспрепятственно свои козни, направит в первую очередь все свои силы на борьбу с Церковью, чтобы пожрать всех чад ее. Церковь будет единственным настоящим противником антихриста. Никакие общественные системы, государства, финансовые силы, никакие учения и другие религии не устоят перед ним. Только Церковь противостанет ему, только ее чада не примут печати.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Сотник, стоявший при кресте и видевший все происшедшее, свидетельствует: истинно Человек Сей был Сын Божий! (Мк. XV, 39). Наконец, сами бесы кричат, свидетельствуя против воли:  оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин?.. Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий (Мк. I, 24). Таковы отзывы врагов Спасителя и лиц посторонних. Послушаем, что говорят друзья. Вот свидетельство Иоанна Крестителя:  видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. I, 29). Свидетельство апостола Иоанна Богослова:  всякий, имеющий... надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха (1 Ин. III, 3. 5). Свидетельство апостола Петра:  Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1 Пет. II, 22. 24). Свидетельство апостола Павла:  Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес (Евр. VII, 26). Свидетельство апостола Фомы:  Господь мой и Бог мой! - говорит он, осязав руки и ребра Спасителя (Ин. XX, 28). Кроме того, мы имеем свидетельство небожителей. Архистратиг Гавриил, возвещая пречистой Деве о рождении Иисуса Христа, говорит:  Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего (Лк. I, 32). При самом рождении ангел, явившийся пастухам, возвещает:  я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. II, 10-11). Наконец, Сам Бог Отец свидетельствует о Иисусе Христе при Его крещении: Ты Сын Мой возлюбленныый, в Котором Мое благоволение (Мк. I, 11). Все эти свидетельства так ясны, так убедительны, что не оставляют никакого сомнения в божественной личности Спасителя. О ком из людей можно сказать, что он безгрешен? Даже лучшие из учеников Христовых имели недостатки, и ни об одном из них мы не можем утверждать, что он не сделал никакого греха. Апостол Иоанн проявляет нетерпимость (Мк. IX, 38), честолюбие (Мк. X, 37), раздражительность (Лк. IX, 54); апостол Петр — самомнение (Мк. XIV, 29), неустойчивость (Мк. XIV, 68, 70, 71), маловерие (Мф. XIV, 31); апостол Фома — неверие (Ин. XX, 25); апостол Павел в сознании своей греховности называет себя " извергом " , недостойным назваться апостолом, потому что гнал Церковь Божию (1 Кор. XV, 8-9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Божество бесстрастно. Но человеческой природе, присущей Иисусу Христу, свойственно иметь чувства и эмоции и их проявлять. Что же сейчас представилось взору Богочеловека, что Он  восскорбел духом и… прослезился ? Скорбь и горе близких друзей, Марфы и Марии, отозвались в Его сердце. Богочеловек видел то, чего не могли видеть другие: каково сейчас в аду душе праведного Лазаря, что его там окружает. И по человеческой природе Христос не мог оставаться ко всему этому равнодушным. Видя слезы Христа, одни Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер ? ( Ин.11:36-37 ). С внутренней скорбью Спаситель подходит ко гробу и говорит: Отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе ( Ин.11:39 ). Марфа подумала, что Учитель хочет попрощаться с умершим другом, потому и предупредила, что тело уже начало разлагаться. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня ( Ин.11:40-42 ). Чтобы не дать возможности врагам утверждать, что Иисус творит чудеса бесовской силой, перед совершением величайшего чуда Он обращается во всеуслышание с молитвой к Богу Отцу: Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет ( Ин.11:43-44 ). К кому же обратился Христос? Тело было в состоянии активного разложения и не могло реагировать ни на чьи слова. Душа Лазаря находилась в аду, откуда никому обратной дороги не было. И, тем не менее, живой Лазарь, окутанный погребальными пеленами, своими ногами вышел из гроба. Таким образом, Спаситель явил Себя Владыкой, перед Которым трепещет ад и Которому подчиняется материальный мир.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010