«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 5, 2008 год Репортаж или икона? В те дни случилось так, что Петр, проходя все эти церкви, спустился и к святым, живущим в Лидде. 33 И там он нашел одного человека по имени Эней, уже восемь лет не встававшего с постели, так как был парализован. 34 И сказал ему Петр: «Эней! исцеляет тебя Иисус Христос! встань и убери свою постель». И он тотчас встал. 35 И увидели его все жители Лидды и Сарона, и все обратились к Господу. 36 А в Иоппии была некая ученица по имени Тавифа, что в переводе значит «Серна». Она была богата добрыми делами и щедро творила милостыню. 37 И в те дни случилось так, что она заболела и умерла. Ее омыли и положили в верхней комнате. 38 А так как недалеко от Иоппии была Лидда, ученики, услышав, что в Лидде Петр, послали к нему двух человек с просьбой: «Скорее иди к нам, не задерживайся!» 39 И Петр, встав, пошел с ними. Когда он прибыл на место, его повели в комнату, что наверху. И обступили его все вдовы, плача и показывая рубашки и плащи, которые делала Серна, когда еще была с ними. 40 Петр же, выслав всех вон и преклонив колени, помолился и, обратившись к телу, сказал: «Тавифа, встань!» И тогда она открыла глаза и, увидев Петра, села. 41 Он же ей подал руку, помог встать и, позвав святых и вдов, представил им её живою. 42 И стало об этом известно во всей Иоппии, и многие поверили в Господа. Деян. 9, 32-42 Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева) На первый взгляд сегодняшнее апостольское чтение из Книги Деяний рассказывает две истории, которые просты и понятны в каждом своем слове. Эти истории - замечательные свидетельства миссионерской деятельности святого Петра. Но более внимательный взгляд обнаруживает в этих простых историях более глубокий богословский подтекст. Давно замечено, что многие евангельские рассказы, а также сообщения Книги Деяний больше похожи на иконы, чем на фотографии или зарисовки реалистической живописи. Икона, отбрасывая все случайное и несущественное, являет зрителю суть изображаемого. При этом иконописец использует некоторые известные каноны и символы. Так же и многие рассказы об Иисусе Христе и Его первых учениках, отбрасывая случайные элементы и развлекательную орнаментальность, изображают для читателя самую суть сообщаемого. И здесь евангелисты тоже используют определенные сложившиеся каноны с их легко узнаваемой символикой.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/5/48...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 4, 2008 год На пути к Пасхе. И снова были они в дороге, восходя к Иерусалиму, и впереди всех шел Иисус, и они пребывали в изумлении, а тем, кто Его сопровождали, было страшно. И Он, отозвав Двенадцать в сторону, снова начал говорить о том, что Ему предстоит: 33 «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий будет отдан в руки первосвященников и книжников, и осудят Его на смерть, и отдадут в руки язычникам,34 и те будут над Ним глумиться, и плевать в Него, и предадут Его бичеванию, и убьют; но через три дня Он воскреснет». 35 И подходят к Нему Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея, со словами: «Учитель, хотим, чтобы Ты сделал для нас то, что мы попросим». 36 Он же спросил их:«Чего же вы хотите, чтобы Я сделал для вас?» 37 А они говорят Ему: «Дозволь нам воссесть во славе Твоей, одному по правую руку от Тебя, другому по левую руку!» 38 Но Иисус сказал им:«Сами не знаете, о чем просите. Можете ли вы пить ту чашу, которую пью Я, или креститься тем крещением, которым крещусь Я?» 39 Они же сказали Ему:«Можем». А Иисус сказал им:«Чашу, которую Я пью, вы будете пить, и крещением, которым Я крещусь, вы будете креститься;40 но воссесть по правую или по левую руку от Меня, - дать это не в Моей власти, но кому как предуготовано». 41 А прочие десять, услышав это, начали негодовать на Иакова и Иоанна. 42 И подозвав их, Иисус говорит им: «Вы знаете, что у всех народов те, кого считают за правителей, ведут себя как господа, и вельможи их показывают свою власть. 43 Между вами пусть будет не так, но кто между вами хочет сделаться велик, пусть будет вам слугой, 44 и кто между вами хочет быть первый, пусть будет вам рабом. 45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить и отдать жизнь Свою как выкуп за многих». Мк. 10, 32-45 Перевод Сергея Аверинцева

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/45...

И еще большее число уверовали по Его слову» (Ин. 4: 39–40). Итак, для нас важно, что Христос не чурается общения с «сектантами», и сразу видим, каков результат: обращение человека, а затем и многих людей от заблуждения в веру истинную, спасительную. Вспомним и притчу о милосердном самарянине (см.: Лк. 10: 30–37). Некий человек лежал на обочине дороги, ограбленный и избитый разбойниками. Мимо прошел ветхозаветный священник – он, может быть, на требу спешил, ему было не до побитого. Потом шел левит. Левиты следили за порядком в ветхозаветном храме, также были и певчими. Он посмотрел: ну, лежит какой-то человек… И пробежал мимо, тоже торопился, ему было не до избитого. И вот едет на ослике самарянин. Он сошел со своего ослика, подошел к этому несчастному, смазал его раны маслом, посадил на ослика, привез в гостиницу, заплатил за его лечение и сказал хозяину, когда уезжал: " Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк. 10: 35). И заметим: Господь рассказывает эту притчу в ответ на прямой вопрос: «А кто мой ближний?» (Лк.10: 29). Христос спрашивает: «Кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк. 10: 36). И ответ был только один: «Конечно тот, который оказал ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди и ты поступай так же " (Лк. 10: 37). Эту притчу Господню о добром самарянине в современных реалиях, как об этом говорит протоиерей Олег Стеняев , с которым мы многие годы занимались реабилитацией людей, попавших в секты, можно было бы перевести как притчу о милосердном баптисте или свидетеле Иеговы. Ведь самаряне, как я уже говорил, были сектой в иудаизме. Уважительное отношение к заблуждающимся – самое главное и самое важное условие ведения диспута с сектантами Вспомним и последнюю заповедь Христа Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19). Господь Всеведущий, Всезнающий, Всемогущий предвидел, что мы будем читать эту историю о добром самарянине и она будет проповедана до края земли.

http://pravoslavie.ru/100192.html

36–44 ст. Но, так как наказание Божие грешникам всегда бывает соединено с милостью, то и в настоящем случае, возвещая устами пророка разрушение Иерусалима и пленение иудеев, Бог чрез того же пророка обещает и великую милость Свою этому обреченному на разрушение городу и отверженному народу. Эта милость Божия к народу Своему выразится в следующем: а) «И ныне так говорит Господь Бог Израилев об этом городе (ко граду), о котором ты (пророк) говоришь: он предан будет в руки царя вавилонского мечем, голодом и мором» (36), вот Я соберу их из всех стран (от всея земли), по которым (идеже) рассеял их в гневе Своем, в ярости и великом огорчении, и возвращу их на это место и поселю в безопасности» (37 ст.). Это другими слова значит, что город Иерусалим, которому пророк от имени Божия возвещает неизбежное разрушение и запустение (о немже ты глаголеши: предан будет и т. д. ср. 3 и 24 ст., а также 34:2), не навсегда останется в таком положении: жители его, которым теперь предстоит рассеяние по разным странам, снова возвратятся сюда и будут жить в безопасности (см. подобные обетования выше: Иер. 30:3, 10; 31:8–12, 23, 27–28 ), тогда Иерусалим вновь обстроится, как сказано выше ( Иер. 30:18; 31:38–40 ) и пребудет в безопасности, как говорит пророк несколько выше ( Иер. 33:16 ). Посажду я во уповании (καθι ατος πεποιθτας – 37 ст.) – ср. выше: Израиль пребудет в надежди (23:6) и: почиет (Израиль) и всякаго добра исполнен будет, и не будет устрашаяй тя (30:10) и ниже: насажду (φυτεσω) я в сей земле с верою (32:41). б) «И (снова) будут они Моими людьми, а Я буду их Богом (33 ст.), и дам им новый (ин) путь жизни и новое (ино) сердце, чтобы они боялись Меня (благоговели предо Мною) во все дни жизни (см. русск. пер.) на благо им самим и потомкам их» (39 ст.). Здесь, видимо, повторяется обетование, изложенное выше ( Иер. 31:33 ), которое несколько яснее выражено у пр. Иезекииля в следующих словах: дам вам сердце ново и дух нов дам вам, и отъиму сердце каменное от плоти вашея и дам вам сердце плотяно, и Дух Мой дам в вас и сотворю, да в заповедех Моих ходите, и суды Моя сохраните, и сотворите я....

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

(Ср. Мк.8:5 ). Матфей добавляет «и немного рыбок». Слово «рыбок» ( χθδια) здесь уменьшительное, вместо прежнего «рыбы» ( χθες) у синоптиков и ψρια у Иоанна ( Ин. 6:9 ). Мф.15:35 .  Тогда велел народу возлечь на землю. (Ср. Мк.8:6 ). «Во всем прочем поступает подобно прежнему: рассаживает народ на земле и делает так, что в руках учеников не убывают хлебы» (свт. Иоанн Златоуст ). Внешне событие отличается теперь от прежнего только числами. Мф.15:36 .  И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. Мф.15:37 .  И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, (Ср. Мк.8:7–8 ). Добавление к рассказу «благословив, Он велел раздать и их» (т.е. хлебы) встречается только у Марка. Параллель 37-го стиха – Мк.8:8 , с некоторой разницей в выражениях. У Матфея добавлено: ( «семь корзин») полных, чего нет у Марка. Вместо «коробов», в которые собраны были куски после насыщения пяти тысяч, теперь говорится о «корзинах» ( σπυρδες). Слово это, кроме Евангелий, употреблено еще только один раз в Новом Завете ( Деян.9:25 ), где говорится, что апостол Павел спущен был в корзине по стене в Дамаске. На этом основании предполагают, что это были большие корзины. Откуда они были взяты, совершенно неизвестно. Может быть, они были принесены людьми, ходившими за Христом, и первоначально наполнены провиантом. Число корзин, наполненных кусками от оставшихся хлебов, теперь соответствует числу преломленных и розданных народу хлебов. Мф.15:38 .  а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей. (Ср. Мк.8:9 ). Матфей и здесь добавляет «кроме женщин и детей», чего нет у Марка (см. комментарии к Мф.14:21 ). Мф.15:39 .  И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские. (Ср. Мк.8:9–10 ). Вместо «в пределы ( τ μρη) Магдалинские» (согласно русскому переводу) у Марка «в пределы ( τ μρη) Далмануфские». Августин не сомневается, что это одно и то же место, только имеющее другое название. Потому что в многочисленных кодексах и у Марка также пишется «Магедан».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Старайтесь, – говорил Ты, Господи, малосведущим иудеям, – не о пище тленной, но о пище, подающей жизнь вечную, которую даст вам Сын человеческий; ибо на Нем положил Отец печать Свою ( Ин.6:27 ). И неверные говорили: какое же дашь Ты знамение, чтоб мы увидели и поверили Тебе? Отцы наш ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть ( Ин.6:30–31 ); Ты же, что делаешь подобное? И допытываясь знамения небесного, не могли познать, неразумные, что Ты еси Самый Тот, одождивший манну в пустыне, Кому силы небесные взывают: аллилуиа. Истинно, истинно говорю вам, – так Ты, благосердый Господи, говорил иудеям, – не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес ( Ин.6:32 ). Ибо Божий хлеб есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На сие благомыслящие из них сказали: Господи! подавай нам всегда такой хлеб ( Ин.6:34 ). Подобно им и я зову: Иисусе, с небеси сходящая и до кончины века неоскудевающая пища, подающая жизнь миру, Иисусе, источниче жизни неисчерпаемой, напояющий души верных. Иисусе, насыти меня алчущего небесной в Тебе пищи. Иисусе, напои меня, жаждущего вечной жизни. Иисусе, соделай меня причастником Тела и Крови Твоей. Иисусе, сподоби Тебя, источника бессмертия, принять со страхом и верою, Иисусе, Сыне Бога Живого, вниди Телом и Кровию Твоею в утробу и сердце мое и соедини меня с Тобою навеки. Не желая оставить неверных во тьме неразумия, Ты, Господи, возвестил им: Аз есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но Я уже возвестил вам, что вы и видели Меня, и не веруете ( Ин.6:35–36 ). О, безумие видевших и не веровавших! за то и не могли они быть в разуме поющих: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Желая всем прийти в познание спасения Твоего, Ты, Господи, говорил еще иудеям: все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон. Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца; воля же пославшего Меня есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день ( Ин.6:37–39 ). О, Иисусе, пришедый в мир грешныя спасти! Иисусе, Сыне Бога Живого, оживотвори нечувствием одержимую душу мою. Иисусе, исполни Отчее о мне благоволение. Иисусе, не отвергни желающего прийти к Тебе. Иисусе, дай мне ненависть ко всему, что отвлекает от Тебя. Иисусе, Сыне Бога Живого, вниди Телом и Кровию Твоею в утробу и сердце мое, и соедини меня с Тобою навеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Из разговора Господа с самарянкой видно, насколько духовная реальность непонятна тем, кто мыслит по плоти. Это непонимание показала не только простая женщина, самарянка, но и фарисей Никодим, один из начальников иудейских ( Ин. 3:1 ). В одном случае женщина не поняла слово Господа о воде живой, в другом – начальник иудейский не понимает слов о новом рождении человека. А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек ( Ин. 4:14 ). Слова Священного Писания часто объясняют и подтверждают друг друга; так происходит и в этом случае, ибо в другом месте Господь говорит: верующий в Меня не будет жаждать никогда ( Ин. 6:35 ). Следовательно, вода живая тесно связана с верой во Христа. Но то, что вода живая – Дух Божий, подтверждают слова Самого Господа: Иисус возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него ( Ин. 7:37–39 ). Вера во Христа как бы канал, а вода – Дух Божий. По вере приходит дух: дух земли, дух бесовский или Дух Божий. Какова вера, таков и дух. Через веру во Христа мы стяжаем Дух Христов, а Дух Христов – Дух Божий. Почему Дух Божий назван живой водой? Потому что Он – питие, животворящее для человеческой души, от Него душа получает жизнь и радость. Всякое земное наслаждение заставляет жаждать следующего, еще большего наслаждения, а сладость животворящего Духа Божия утоляет жажду, ибо нет ничего слаще Его. Никакая вода не умерит жажды, и снова возжаждет человек, а вечную жажду утоляют небесные струи Духа Господня. Святые угодники Божии, все оставлявшие, всем жертвовали для того только, чтобы в сокровенной глубине своей души открыть источник воды, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4:14 ). Как прекрасно, когда человек или народ имеет друзей среди друзей Бога, на небесах. Святые, которые любят Бога и которые пострадали за Христа, – друзья Его. Господь именно так и сказал апостолам: Вы друзья Мои ( Ин. 15:14 ). Одно из оснований нашей веры – то, что святые в духовном мире свободно общаются с Богом как Его друзья и что они особенно усердно ходатайствуют за тех, кто их почитает и призывает. Ибо Господь любит тех, кто любит Его, исполняет их желания и отвечает на их молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Еще более боялись они признаться в том, что Он есть истинный Мессия: это означало бы перейти в Его ученики. Но вопрос стоял неотвязно: «Кто Он?» И совсем незадолго до входа в Иерусалим однажды иудеи обступили Его в храме, в притворе Соломоновом… и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты – Христос, скажи нам прямо! ( Ин. 10:23–24 ). Спаситель сказал им прямо, что Он Сын Отца Небесного, и больше того: сказал «прямо», что Они одно: Аз и Отец едино есма ( Ин. 10:30 ). Иудеи хотели убить Его за это, по их мнению, «богохульство», и уже схватили каменья… А Он после кратких слов о выражении царя Давида: вы – боги ( Пс. 81:6 ), приведших их в недоумение, и повторив, и утвердив совершенно ясно, что Я – Сын Божий ( Ин. 10:36 ), уклонился из толпы, ибо иудеи опять раздражились и хотели схватить Его ( Ин. 10:39 ). Еще более раздражены были «начальники» народа: они давно уже поняли, что Он – не то, чего они ищут в Нем. Он не вождь восстания против римлян за свободу Израиля… Он о Небесном Царстве учит. Это расслабляет руки национальных борцов за еврейское царство, которому Сам Бог через настоящих, истинных пророков обетовал всемирное господство. Это совершенно противоречит делу их, фарисеев: или – мы, или – Он! Среднего быть не можно… А если – Он, то… конец всем мечтам о «славе Израиля». Он учит смирению, какому-то «непротивленчеству» (говоря современным языком)… Что нам делать? Этот вопрос давно стоял у них в душе. И Господь уже знал, что назрел почти и ответ на него, ответ страшный: вы ищете убить Меня ( Ин. 8:37 ). И это повторил дважды (ст. 40); а их назвал детьми диавола – человекоубийцы (ст. 44)… Но вот совершилось последнее громовое чудо: смердевший Лазарь на глазах людей вышел из гроба… Множество людей уверовали… Первосвященники и фарисеи немедленно созывают экстренный чрезвычайный совет и задают себе последний вопрос: – Итак, что нам делать? – Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него. Ну и что же худого в том? – Придут римляне и овладеют местом нашим и народом ( Ин. 11:47–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Этот именно смысл выражен в позднейшей речи Петра к иудеям: «Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись пред лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от святого и праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили» ( Деян. 3:13–15 ). Весь суд Пилата над Иисусом есть ряд попыток его освободить Иисуса. Требуя от Пилата смерти Иисуса, иудеи были вынуждены ( Ин. 18:29–31 ) выставить против Него такое обвинение, которое было достаточным основанием смертного приговора с точки зрения римского судопроизводства: они обвинили Его в присвоении царского титула и в возмущении народа против власти кесаря ( Лк. 23:2–3 ; Ин. 18:33 ; Мф. 27:11 ; Мк. 15:2 ). Пилат, узнав из допроса Иисуса, что Он царь в духовном смысле, как проповедник истины ( Ин. 18:34–37 ), объявил иудеям, что признает Его невинным ( Ин. 18:38 ; Лк. 23:4 ). Затем, услышав из продолжавшегося обвинения иудеев, что Иисус из Галилеи, области Иродовой, Пилат отослал Его к Ироду Антипе, бывшему в эти дни также в Иерусалиме. Тот, обманувшись в надежде увидеть от Иисуса чудо, уничижив Его и насмеявшись над Ним, возвратил Его в светлых одеждах к Пилату, не найдя Его достойным смерти, о чём Пилат снова объявил иудеям ( Лк. 23:6–15 ). Далее Пилат хотел воспользоваться пасхальным обычаем отпускать народу одного узника, которого хотели. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: «не делай ничего праведнику тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него». Евангелие не из тех книг, авторы которых интересуются женскими снами по пустому любопытству; но евангелисты не забывают даже такой мелкой черты, чтобы не опустить ничего из побуждений Пилата и его стараний освободить Иисуса Христа. Но народ, возбуждённый первосвященниками и старейшинами, просил правителя отпустить известного узника Варавву, который во время мятежа сделал убийство, а Иисуса погубить ( Мф. 27:15–23 ; Мк. 15:6–13 ; Лк. 23:17–21 ; Ин. 18:39–40 ). Далее Пилат отдал Иисуса на биение и поругание воинам, которые возложили на Него терновый венок, одели Его в багряницу, дали Ему в правую руку трость, и приветствовали Его царем, и били тростью по голове; осмеянного и избитого, в терновом венце и багрянице, Пилат вывел Его к народу со словами: «се, человек», надеясь вызвать в народе сострадание и жалость к Нему. Но первосвященники и служители, и весь народ, увидев Его в таком уничижении, с великим криком требовали, чтобы Он был распят ( Ин. 19:1–6 ; Лк. 23:16, 22–23 ; Мф. 27:27–30 ; Мк. 15:16–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Почему же иудеи так раздражались против Него? Ведь Господь Иисус Христос освящен, т.е. избран для Своего высокого служения и послан в мир Самим Отцом. Как же могло бы совершиться это избрание, имевшее место от вечности (ср. Еф.1:4 ), если бы Сам избираемый не существовал прежде Своего избрания как Личность, Которая может свободно принять и не принять это избрание? Не ясно ли, что Христос, как существовавший от вечности и от вечности уже принявший на Себя известную миссию, есть Существо вечное? А вечность была для иудеев первым свойством существа Божия, и Бога они иногда кратко называли Вечным. Следовательно, Христос указывает здесь на Свое вечное существование, в силу которого Он и имеет право называть Себя Богом в собственном смысле этого слова, а не в том, в каком Священное Писание называет некоторых людей. Он, следовательно, не богохульник, а возвещает чистую истину. Отсюда можно видеть, как неправы ученые (например, Бейшлаг), которые в этом месте видят пример того, что и Сам Христос будто бы признавал Себя Сыном Божиим только в нравственном или переносном значении этого слова. Если бы Христос этими словами хотел сказать что-нибудь подобное, то, во-первых, Он сказал бы прямо, что Его природа не одинакова с природой Отца (свт. Иоанн Златоуст ), а во-вторых, и иудеи не вооружились бы против Него по поводу данного Им здесь разъяснения. Ин.10:37 .  Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; Ин.10:38 .  а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем. Чтобы еще более убедить слушателей в Своем божественном достоинстве, Господь указывает на дела Свои, которые дают Ему полное право требовать от иудеев совершенного доверия к Нему (ср. Ин.5:36 ). Ин.10:39 .  Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их, Ин.10:40 .  и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там. Ин.10:41 .  Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010