Город Сихарь не был, очевидно, сколько-нибудь значительным городом, иначе евангелист не стал бы давать ему ближайшее определение. Вероятнее всего, что здесь имеется в виду небольшое местечко Аскар, еще и доселе существующее на юго-восточном склоне горы Гевал. Оно действительно находится недалеко от того участка земли, который Иаков купил у сынов Эммора ( Быт.33:19 ) и который он, по иудейскому преданию, прибавил к наследственному участку Иосифа (ср. Быт.48:22 ). Ин.4:6 .  Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Не дойдя до самого города, Христос, утомившийся от путешествия по сильной жаре (время было уже полуденное, жаркое, когда на востоке люди обыкновенно сидят дома), остановился отдохнуть у колодца. Этот колодец евангелист называет «колодцем Иакова» согласно с преданием самарян (ср. стих 12), в Ветхом же Завете о таком колодце упоминаний нет. Из слов самарянки видно, что этот колодец питался источниками, бившими из-под земли. Вода, впрочем, стояла в колодце очень низко, так что без особого почерпала из него нельзя было напиться. Иисус, очевидно, утомился от путешествия больше, чем Его ученики, которые пошли в Сихарь купить пищи. Время было «около шестого часа», т.е. по еврейскому счету около двенадцати часов дня – самая жаркая пора дня. Утомленный Христос сел у колодца «так» ( οτως; это слово в русском Евангелии осталось без перевода), т.е. просто, вероятно, прямо на земле. Около Него мог быть невдалеке любимый Его ученик Иоанн. Ин.4:7 .  Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ин.4:8 .  Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. В это время пришла к колодцу одна самарянская женщина, быть может, из близлежащего города Сихаря. Христос обращается к ней с просьбой дать Ему воды, чтобы утолить жажду. Ин.4:9 .  Женщина Самарянская говорит Ему: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Самарянка, вероятно, узнала в Христе иудея и по чертам лица, и по одежде, и, наконец, по произношению. Путешественники говорят, что самаряне имеют тип, не похожий на тип иудейский. Одежда самарян имела на себе кисти голубого цвета, а у иудеев – белого. Наконец, и в произношении некоторых гласных и согласных звуков самаряне отличались от иудеев. Так, например, они не могли произнести звука «с» (Эдершейм, с. 516).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ин.1:46 .  Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Назарет (см. Мф.2:23 ) пользовался, очевидно, у галилеян недоброй славой, если Нафанаил так нехорошо отзывается о нем. Поэтому-то Нафанаилу и представляется невероятным, чтобы из такого города, пользующегося незавидной репутацией, пришел Мессия. Ин.1:47 .  Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Когда по приглашению Филиппа Нафанаил пошел ко Христу, Христос сказал о нем ученикам Своим, что Нафанаил – настоящий израильтянин, без всякой фальши. Есть израильтяне, которые не по заслугам носят на себе священное имя Израиля, которые в душе полны всякими пороками (ср. Мф.23:25 ), но Нафанаил не таков. Ин.1:48 .  Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил, услышав добрый отзыв, сделанный о нем Христом, удивленно спрашивает Христа, почему Он знает его, знает его характер? В ответ на это Христос указывает на Свое сверхъестественное ведение, напоминая Нафанаилу о каком-то случае из его жизни, о котором знал только один Нафанаил. Но этот случай, по-видимому, был такого рода, что в нем высказалось истинно израильское достоинство Нафанаила. Ин.1:49 .  Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Все сомнения Нафанаила после этого исчезли, и он выразил свою твердую веру во Христа как в Сына Божия и Царя Израилева. Впрочем, некоторые экзегеты толкуют название «Сын Божий», употребленное Нафанаилом, в смысле обозначения Мессианского достоинства Христа – не более, считая его синонимом следующего названия «Царь Израилев». Возможно в пользу такого толкования говорит то обстоятельство, что Нафанаил еще не знал о происхождении Христа от Бога и впоследствии (см. например, прощальную беседу Христа с учениками) не обнаруживал достаточной уверенности в Божестве Христа. Но не может быть никакого сомнения, что здесь Нафанаил употребил название «Сын Божий» в собственном смысле этого слова. Если бы он под Сыном Божиим разумел Мессию, то должен был наперед поставить более обычное имя Мессии – «Царь Израилев». Притом он называет Христа Сыном Божиим в особом, исключительном смысле, как свидетельствует об этом поставленный перед словом υς артикль . Для него теперь стало вполне понятно, что раньше говорил о Христе Иоанн Креститель (стих 34). Наконец, в том, что Христос есть Существо высшей, божественной природы, Нафанаил мог убедиться, припомнив слова 2-го псалма, где Бог изображается «днесь», т.е. вечно рождающим Сына, чем Сын отличается от всех людей ( Пс.2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Моисей в предупреждение заповедал им приносить свои жертвы в одном месте, там заколать агнца и совершать образ искупления. Посему ни Ирод не мог убить Господа вместе с младенцами Вифлеемскими, ни Назаретяне не лишили Его жизни, когда свергли Его с горы, потому что Господь не имел повеления умирать вне Иерусалима. «Не должно, – говорит, – погибать пророку вне Иерусалима» (ср. Лк.13:33 ). Заметь, что хотя в Иерусалиме убили Его, (однако) и Ирод, и Назаретяне тоже были виновны в смерти Его, и от них также взыскано было отмщение за убиение Его. Отсюда узнай, что не только жители Иерусалима должны понести наказание за Кровь Его, но и все, кои видели и отвергли Его, оказываются виновными в смерти Его. Говоря: «между... храмом и жертвенником» ( Лк.11:51 ), показал преступность народа, ибо они не устрашились даже места очищения. «Сколько раз... Я хотел собрать вас» (ср. Лк.13:34 ), – что равняется следующему (изречению): «вот,.. три года, как Я... прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу» (ср. Лк.13:7 ). «Если кто услышит... слова Мои и не соблюдет их, Я не знаю 253 его» (ср. Ин.12:47 ). Где же то (сказанное Им): «Отец... не судит никого, но весь Суд отдал Сыну» ( Ин.5:22 )? А так как Он Врач людей, то говорит: «Я не пришел в этот мир, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир» (ср. Ин.12:47 ). И дабы показать, что всякий Суд принадлежит Ему, научает так: «кто не примет слов Моих... того о судит... слово,.. которое Я говорил» ( Ин.12:48 ). «Когда увидите знак ужаса запустения его» (ср. Мф.24:15 ). Хотя город Иерусалим был часто разрушаем и снова отстраивался, но в этом месте Господь говорил о полном уничтожении его и об осквернении святилища его, потому что после сего он останется в погибели своей, то есть предан будет забвению. Римляне внутри храма поставили знамена свои, на которых было изображение орла, как и сказано: «на крыле... мерзости и погибели» (ср. Дан.9:27 ). «Знак ужаса, запустения его, реченного Даниилом пророком» (ср. Мф.24:15 ). Иные говорят, что знамением предстоявшего разрушения его было то, что Римляне потщились принести голову свиньи и положить, при содействии Пилата, внутри храма. «Кто стоит на кровле...» (ср. Мф.24:17 ), потому что не спасутся, как в другое время, так как Господь не будет иметь о них заботы и попечения. «Горе... беременным...» ( Лк.21:23 ). О тех говорится, кто были замучены при осаде Иерусалима. «Будет... скорбь народу сему» (ср. Мф.24:21 ) такая, что даже женщины будут есть своих детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

После второго пришествия Господа и воскресения мертвых должен последовать окончательный суд. Выше мы видели, что в 4 Евангелии есть места, где Христос говорит, что Он пришел не судить, но спасти мир. Но замечательно, что, с другой стороны, здесь же Сам Христос усвояет исключительно Себе прерогативу суда. „Отец и не судит никого, – говорит Он, – но весь суд отдал Сыну“ ( Ин.5:22 ). „И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий“ ( Ин.5:27 ). Возможно ли объединить эти два ряда изречений? По нашему мнению, они вполне примиряются следующими словами Господа: „Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день“ ( Ин.12:48 ). Здесь мы имеем, во-первых, несомненное указание на эсхатологический акт; а во-вторых, представление о последнем суде одухотворяется, так как он является только подтверждением того, что наблюдается в истории христианства при настоящем состоянии мира: „Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы“ ( Ин.3:19 ). Впрочем, речь в 4 Евангелии о суде не исключает даже представления о нем, как юридически-судебном акте. Прямое упоминание о дне суда имеем в 1Ин.4:17 : ν τοτ τετελεωται γπη μεθ μν, να παρρησαν χωμεν ν τ μρ τς κρσεως. Здесь идет речь о дерзновении в день суда; о дерзновении же и о том, чтобы не постыдиться в пришествие Господа, говорится и в 1Ин.2:28 : не свидетельствует ли это, что последний суд представляется Иоанну в форме юридического акта? В заключение мы должны коснуться учения Евангелиста Иоанна об антихристе, незатронутого нами в предыдущем изложении. „Дети! последнее время (σχτη ρα). И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время“ ( 1Ин.2:18 ). „Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире“ ( 1Ин.4:3 ). „Многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист“ ( 2Ин.1:7 ). „Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына“ ( 1Ин.2:22 ). H. J. Holtzmann говорит, что здесь явление антихриста обсуждается, как преданный член веры, но пересаживается из мифологической сферы на почву исторической действительности и объясняется в отношении к коллективной личности выходящих из христианства еретиков 1247 . Но при обсуждении учения Иоанна об антихристе должно иметь в виду справедливое замечание Prof. R. F. Weidner’a, что Апостол в своем послании дает нам скорее практическое приложение доктрины об антихристе, чем формальное ее определение 1248 . Сам H. J. Holtzmann соглашается, что на основании 1Ин.2:18 от выступления многих антихристов можно заключить к скорому выступлению одного 1249 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Таким образом, у Иисуса Христа сразу же стало пять учеников. Один из этих учеников, Филипп, встретил Нафанаила и объявил ему, что Иисус из Назарета есть Тот, о Котором писали Моисей и пророки. Нафанаил, очевидно, не слышавший свидетельства Крестителя, ответил Филиппу народной поговоркой: Из Назарета может ли быть что доброе? ( Ин.1:44–46 ). Этой ссылкой на народную поговорку о Назарете, Нафанаил, в сущности, высказал общепринятое тогда мнение, что Мессия не может быть из Назарета. Книжники еврейские учили, что Мессия родится в Вифлееме, городе Давидовом, но затем скроется и вновь явится неизвестно откуда ( Ин.7:27,41–42 ). Зная это, Нафанаил, как настоящий еврей, подлинно израильтянин ( Ин.1:47 ), не поверил Филиппу; и пошел он за Иисусом только тогда, когда был изумлен Его всеведением ( Ин.1:48–51 ). Эти первые шесть учеников Иисуса признали Его Мессией, но не настоящим Мессией, о Котором писали пророки, а таким, какого ждали тогда евреи, то есть могущественным царем-завоевателем, покорителем всего мира народу еврейскому. Иного мнения об Иисусе они, как подлинные израильтяне, и не могли составить тогда. С такими-то взглядами на Иисуса и Его назначение они и пошли за Ним. Но так как месяцев через десять после того четырех из этих учеников: Симона (Петра), Андрея, Иакова и Иоанна, Иисус Христос вторично призвал следовать за Ним ( Лк.5:1–11 ; Мф.4:18–22 ; Мк.1:16–20 ), то надо полагать, что они не сопровождали своего Учителя во всех Его путешествиях, а оставляя Его, вновь принимались за свой обычный рыбный промысел. По-видимому, из этих первых учеников один только Иоанн почти неотступно следовал за своим Учителем, так как он один описал некоторые события из этого начального периода деятельности Иисуса. Но почему же остальные ученики оставили Иисуса? Не потому ли, что Иисусу по бедности Его негде было и голову преклонить? Не потому ли, что Его смирение, кротость и всепрощающая любовь совсем не согласовались с представлением о непобедимом царе-завоевателе? Не потому ли, что вообще личность Иисуса, как Человека, совсем не совпадала с образом Мессии, созданным мечтательностью евреев?

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Толстовцы, молокане и пашковцы говорят: водное крещение не нужно, потому что под водой в Писании разумеется учение. Христос сказал самарянке не о воде, но об учении Своем: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век» ( Ин.4:14 ). Православный ответ: Господь говорил с самарянкой не о таинстве Крещения, но о благодати Христианства. А что под водой живой Господь разумел не учение, но благодать, это ясно из слов Его: «кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин.7:38–39 ). Но, кроме получения Духа, необходимо было и рождение от воды; как сказал Господь: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ; Мф.28:19 ). Так и проповедовали Апостолы: Деян.2:38; 16:15, 33 . Толстовцы, молокане, а иногда и пашковцы говорят: под крещением должно разуметь научение: крестить, это значит – научить. Православный ответ: В Писании крещение означает одно действие, а научение – другое. Это различие всюду устанавливается в Писании: Мф.28:19–20 : «идите, научите все народы, крестя их». Если крещение означает научение, то как сказано: Ин.4:2 : «Сам Иисус не крестил, но ученики Его». Неужели Христос не учил? Толстовцы, молокане, и пашковцы говорят: крещение – означает в Писании страдание, как и сказал Спаситель Апостолам: Мк.10:38 : «можете ли пить чашу, которую Я пью и креститься крещением, которым Я крещусь». Кто страдает за веру, тот и крестится. Православный ответ: Страдание – одно, а крещение – другое. Когда Спаситель сказал Апостолам: «идите, научите все народы, крестя их», – неужели Господь повелел мучить людей? Нет. Крещение означает благодатное погружение в воде для прощения грехов и присоединения к Церкви. Пашковцы говорят: Крещение не важно, можно и без него, как сказано: «всякий верующий в Него, получит прощение грехов именем Его» ( Деян.10:43 ). Православный ответ: Всякий верующий получит прощение грехов, но не иначе, как чрез крещение. И тем язычникам, которым говорил апостол, повелено «креститься» ( Деян.10:48 ). И еще: да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа ( Деян.2:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Часто люди задавали Иисусу вопрос на одном уровне, а ответ получали на другом. Примерами могут служить многие диалоги из Евангелия от Иоанна, в частности беседы с Никодимом ( Ин. 3:1–21 ) и самарянкой ( Ин. 4:7–26 ), беседа с иудеями о небесном хлебе ( Ин. 6:24–65 ). Эти диалоги выявляют типичную ситуацию: собеседники Иисуса мыслят в земных, плотских категориях, а Он с каждым новым ответом или высказыванием старается вывести их на иной, более высокий, духовный уровень понимания и восприятия. Совсем не всегда это удавалось. Беседа о небесном хлебе, как мы помним, закончилась тем, что с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним ( Ин. 6:66 ). Задав Иисусу вопрос, собеседники вместо прямого ответа могли услышать целую серию образов, взятых из повседневной жизни. Из этих образов они должны были сами вывести предполагаемый ответ. Примером может послужить приведенный выше разговор Иисуса с учениками Иоанновыми ( Мф. 9:14–17 ; Мк. 2:18–22 ; Лк. 5:33–39 ). Речь Иисуса отличалась особой, характерной только для нее образностью. В Его поучениях постоянно возникали образы, заимствованные из мира природы. Проводя много времени на свежем воздухе, Иисус наблюдал за жизнью природы. Мимо Его взора не проходили закаты и рассветы, горы и нивы, цветы и деревья, животные и птицы, рыбы и пресмыкающиеся. Вот лишь несколько примеров: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы... Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут... ( Мф. 6:26, 28 ). Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда... ( Мф. 8:20 ). Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? ( Мф. 12:11 ). Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его ( Мф. 13:31–32 ). Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон ( Мф. 13:47–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   Стефан приводит далее пророчество Моисея, в котором он указывает на имеющего придти Мессию, прообразом Которого он является (Втор 18:15). Вспоминая Синайское законодательство, Стефан говорит, что Моисей получил заповеди Божии через Ангела, говорившего с ним. В кн. Исход изречение закона Моисею приписывается Самому Господу, но Флавий приписывает это Ангелу, что согласно и со словами святого Апостола Павла в Гал. 3:19и в Евр.2:2. Может быть, здесь имеется в виду опять «Ангел Господень», то есть Второе лицо Пресвятой Троицы. Ложные свидетели утверждали, что Стефан не перестает говорить хульные слова на закон, — Стефан же здесь восхваляет закон, называя его «живыми словами» — такими, в которых заключается действующая живая сила. Деян.7:41. И сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу, и веселились перед делом рук своих. Деян.7:42. Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков: дом Израилев! приносили ли вы Мне заколения и жертвы в продолжение сорока лет в пустыне? Деян.7:43. Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им: и Я переселю вас далее Вавилона.    Далее Стефан укоряет евреев за непослушание их Моисею, напоминает о том, как они жалели об оставлении Египта, как сделали себе золотого тельца, в чем видно влияние египетского язычества, обоготворявшего быка Аписа. Стефан ссылаясь на пророка Амоса (Ам. 5:25—26), укоряет затем евреев, что во время сорокалетнего странствования по пустыне они служили «воинству небесному», то есть поклонялись солнцу, луне и звездам. Он прямо называет имена языческих Божеств, которым поклонялись в пустыне евреи, отступая от служения истинному Богу. Это — Молох — сирский и ханаанский идол, под именем которого обоготворялось солнце, как плодотворное начало жизни на земле, и Ремфан, или Рефан — коптское название обоготворявшейся арабами, финикиянами и египтянами планеты Сатурн, как символа времени. Деян.7:44. Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать ее по образцу, им виденному. Деян.7:47. Соломон же построил Ему дом. Деян.7:48. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:    Далее Стефан оправдывает себя от обвинения в том, что он не переставал говорить хульные слова на «святое место сие», то есть на храм. Он говорит о святости скинии, а затем о построении Соломоном храма. «Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет», — говорит далее Стефан и приводит слова пророка Исаии (Ис. 66:1)о том, что Бог вездесущ и не ограничивается храмом. Этим пророческим изречением Стефан разбивает заблуждение отживающего иудейства, будто Иерусалимский храм есть единственно возможное место истинного Богопочитания. Это то же, что сказал Христос самарянке: «Поверь Мне, что наступит время, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин 4:21—23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

XVII. О вере и делах Слово Божие научает нас, что веру и дела за одно признавать нельзя; иное истинная вера и иное добрые дела ( Иак.2:24 ; Евр.11:6 ). Название «вера» также имеет не один смысл: а) вера есть сердечное влечение человека к Богу ( Мк.11:23–24 ), б) и вера есть вероучение, или знание, о Боге ( Ин.17:3 ). Истинное вероучение может быть только у послушных сынов Церкви Христовой: Рим.10:14 ; Деян.10:6 . Вера сердечная может быть не только у сынов Церкви, но и у язычников, например у Капернаумского сотника и у Сирофиникийской женщины: Мф.8:10:15, 28 ; Мк.7:26 . Дела добрые также могут быть не только у христиан, но и у язычников, например у Италийского сотника Корнилия: Деян.10:1–2:28 . Таким образом, кто имеет даже веру сердечную и дела добрые, но не имеет истинного вероучения, тот подобен язычнику доброму, но он не есть ещё истинный христианин. Для достижения этого необходимо креститься водой и Духом Святым: Деян.19:48 ; Ин.3:5 . Отсюда видно, что сектанты хотя бы и имели веру и добрые дела, но, как не имеющие истинного вероучения, не могут наследовать Царствия Божия и потому весьма заблуждаются, а ведь Господу угодно, чтобы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения: Еф.4:14 . Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о вере и делах Мф.7.16–18:20 . «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?.. не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Итак, по плодам их узнаете их». Объяснение. По одним делам нельзя узнать: истинной веры человек держится или ложной: Деян.10:2–6 . Закон и заповеди святы: Рим.7:12–14 , но бывает, что исполнители ими злоупотребляют: Лк.18:11 ; и не плод, а вред приносят: Рим.16:17–18 ; Мф.7:19 ; и при истинной вере и добрых делах ( Иак.2:26 ) должна быть истинная любовь: 1Кор.13:1–3 ; Рим.2:13 . Мф.8:13 . «И сказал Иисус сотнику: иди, и как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Наконец, Церковь Свята по своему устройству. Глава ее есть Всесвятой Господь Иисус ( Евр.7:26 ); в ней всегда пребывает Всесвятой Дух со всеми, освящающими нас, благодатными дарами ( Рим.8:14–27 ); она имеет освященную от Господа иерархию – пастырей и учителей, которые приняли от Него силу «к совершению святых» ( Еф.4:12 ); преподает святое и «освящающее» людей слово Божие ( Ин.17:17–19 ); совершает святые и освящающие нас таинства ( Еф.5:26 ; Ин.6:48–58 и пр.); руководствует нас к святости и благочестию своим управлением ( Гал.1:6–9 ; 1Кор.11:20–22 ); состоит из членов, омытых банею водною, и освященных ( 1Кор.6:11 ; Евр.10:10 ; Деян.20:32 ). «В чем же непогрешимость Церкви?» спрашивает митрополит Елевферий, и отвечает: «Обещая Своим апостолам послать Духа Святого, Который будет с ними, с Церковью во веки, Господь говорил: «Утешитель, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ). А отходя на небо, заповедал им: «Идите, научите все народы, крестя их.., уча их соблюдать все (по-славянски: «блюсти» – сохранять); срав. ( Мф.23:3 ; 2Пет.2:4,9,3:7 ; Иуд.1:21 ), что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:19,20 ). Отсюда открывается, что духоносными сосудами Премудрости Божией, через которые она сообщалась миру, верующим, были святые апостолы. Они в собственном смысле были боговдохновенными органами, в которых Христово учение обновлялось, осознавалось ими силою Духа Святого; этою же силою апостолы возвещали его миру ( Мф.10:30 ). Верующим же поручается «соблюдать», то есть точно, неизменно хранить все, что им Христом возвещено чрез апостолов. Следовательно, в соблюдении Церковью всего того, «что заповедал» Христос чрез апостолов, и состоит непогрешимость или неодоленность Церкви, во веки поддерживаемая в ней Духом Истины ( 1Ин.2:24 ; 2Тим.1:14 ). Значит, Церковь непогрешима не в том смысле, будто она получает какие-либо новые откровения от Бога, а в том, что она во всей целости и истинности соблюдает, оберегает прежнее, заповеданное в надлежащей полноте ей откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010