9–10. Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобные Своя, и на обращающыя сердца к Нему. Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу. Надеясь на милость Божию, псалмопевец остается в ожидании откровения об этой милости. – «Послушаю, говорит он, что скажет Господь Бог о мне» и, разумеется, о народе, – что скажет Господь чрез пророков. И псалмопевец уверен, что Господь скажет мир народу своему и преподобным или избранным своим, т. е. людям благочестивым, – таким, кои обращают сердца свои к Нему, а не обращают их к идолам или хотя бы к земным сокровищам; иначе – Господь будет проявлять мир Свой к тем, кто хранит в своем сердце благоговейный страх к Богу. А к таким боящимся Господа близко спасение Его, или – близко время вселити славу в землю нашу, говорит псалмопевец – чтобы в земли народа Божия обитала и слава Божия, т. е. чтобы пребывал в этой земле престол Божий, а с ним водворились бы и власть, и правосудие Божие (ст. 11–14). Слава Божия, это – престол Божий в виде светозарного облака. Он неоднократно открывался в Ветхом Завете, – то над вершиною Синая, то над скинией – Моисею и народу, то над храмом Соломона, то пророкам Исаии и Иезекилю в их таннственных видениях. При этом Иезекиилю открыто было «подобие славы Господней» на Востоке, вдали от Сиона и Палестины ( Иез.1:3–4,22,26–28;2:1 и сл. 3:12,22–29. Ср. Ис.6:1–5 ; Ин.12:40–41 ). Вот почему псаломопевец и молился с надеждою, что Господь снова поставит Свой престол Свою славу – в Святой земле. Разумеется, это должно было открыться в новом храме, который создали йудеи, когда возвратились из плена. И об этой милости Божией должны были сказать и сказали народу пророки, жившие после Вавилонского плена. Так, пророк Аггей, побуждая народ созидать новый храм на Сионе, говорил: «Так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу: и потрясу все народы, и приидет Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф... Слава сего последнего Храма будет больше, нежели прежняя, говорит Господь Саваоф; и на месте семе Я дам мир, говорит Господь Саваоф» ( Агг.2:6–7,9 ; Ср. Лк.1:67–72;2:2–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   Божественные апостолы и святые отцы повелели кланяться на восток потому, что Бог есть Свет разума и Солнце правды. И Давид говорит: «Царства земные! пойте Богу... восшедшему на небеса небес на востоке» (См. Пс. 67:33—34). И Христос в Писании именуется Востоком, как говорит пророк: «Вот муж, Восток имя Ему» (См. Зах. 6:12). «И насадил Господь Бог рай... на востоке» (Быт. 2:8), — чтобы мы, стремясь к первому отечеству и взирая на него, поклонялись Богу. И Господь был распят лицом к западу, и потому мы поклоняемся Ему на восток. И восходя на небеса, Он возносился к востоку — так и апостолы поклонились Ему. Так же придет Он и в последние времена, ибо Сам сказал: «Как молния исходит от востока... так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:27). И ожидая этого, мы кланяемся на восток — не просто, не бессмысленно: когда у нас нет Честного и Животворящего Креста, или святой иконы, или не видно святой церкви или других освященных вещей — тогда поклоняемся на восток, как мы объяснили.    И еще говорят некоторые, неправо мудрствующие, что не нужно церкви, но сам человек — церковь, ведь апостол Павел говорит: «Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3:16), — и: «Вы храм Бога живого» (2 Кор. 6:16). И святой Иоанн Златоуст говорит, что церковь — это не стены, но собрание верных и благочестивых людей.    Но, видишь ли, апостол говорит это о святых и богоносных мужах, которые имели в себе Дух Святой: ведь он говорит, что храм Божий живет в вас и что вы — храм Бога живого. О таких и Сам Господь сказал: Я и Отец — «Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23. В цитате прп. Иосифа: «обитель в нем сотворим».). Поэтому апостол назвал их Божиим храмом. Однако именно апостолы заботились о создании церквей и заповедали это всем будущим поколениям, но отнюдь не запрещали.    Когда же Златоуст говорит: «Церковь — не стены, но собрание верных благочестивых людей», — то говорит это отец наш Златоуст не потому, что запрещает создавать церкви — ибо как он может отрицать то, что Бог повелел творить пророкам и апостолам и завещал святым отцам? Ведь и сам Златоуст говорит в другом месте: «Церковь светлее небес».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И еще: «вознесся Бог при восклицании». Так сказано в настоящем псалме (Пс.46:6). И в дру­гом месте: «Ты взошел на высоту, пленил плен, принял дары от людей» (Пс.67:19). Воспели некогда и иудеи победную песнь, когда потонуло войско египтян: «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся» (Исх.15:1); но наша песнь гораздо торжественнее, потому что ныне погибли не египтяне, а бесы, побежден не фараон, а диавол, отнято не чувственное оружие, а умерщвлен грех, не в Чермном море, а в купели возрож­дения, и мы идем не в землю обетованную, а стремимся на небо, вкушаем не манну, а принимаем тело Господне, пием не воду от камня, а кровь от ребра Христова. Поэтому про­рок и взывает: «восплещите руками»; вы освободились от кам­ней и дерев (ветхозаветных), и взошли на небо и на небо небес и стали пред престолом Царя. Итак «воскликните Богу», т.е. принесите благодарность Ему, приписывайте победу Ему, трофей Ему. Это — не человеческая война, не чувственная борьба, подвиг не для чего-нибудь житейского, но для самого неба и благ небесных. Он сам руководил этою войною и даровал нам победу. «Ибо Господь Вышний страшен, Царь великий на всей земле». Где ныне те, которые унижают славу Единородного? Вот Сын называется великим Царем, как называется и Отец. Не клянись, говорит Христос, «ни небом, потому что оно престол Божий..., ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя» (Мф.5:34-35). И в другом месте: «Бог крепкий, Отец вечности», т.е. Царь (Ис.9:6). Итак, когда ты слышишь, что Господь твой был пригвожден, повешен на кресте, погребен, нисшел в преисподние места земли, то не смущайся и не унывай: Он — «Вышний», и вышний по естеству; а то, что высоко по естеству, не падет с высоты, не сделается низким, но и в самом уничижении остается и является высота Его. Так и Христос, когда умер, тогда особенно и явил Свое могущество против смерти. «И свет во тьме светит, говорит евангелист, и тьма не объяла его» (Ин.1:5). Так и Его высота открылась в уничижении. Смотри, как Он, и находясь во аде, потряс все высокое; тогда солнце со­крыло свои лучи, камни распались, завеса раздралась, земля поколебалась, Иуда удавился, Пилат и жена его устрашились, сам судия оправдывался.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Молитва может быть в грех , и Таинство Причащения – во грех, как это было с Иудой-предателем: «после сего куска вошел в него сатана» ( Ин.13:27 ). Пс.108:8             Да будут дни его – малы,                         назначенному ему – да примет другой. «Да будут дни его малы» – малыми, сравнительно с вечностью, стали дни жизни Адама после грехопадения. Смерть тогда пресекла накопление греха. «Малыми» стали дни у изменников в том отношении, что только временем земной жизни 514 ограничена для них ценность жизни. «Назначенное» – это и материальный «запас», и властные «полномочия», и «посещение» Божие 515 . То, что в полноте было человеку назначено – само назначение жизни, призвание, дар, – примет другой. Сказанное относится и к «первому Адаму», во искупление греха которого пришел «последний Адам», Христос ( 1Кор.15:45 ), и к Иуде, апостольское достоинство которого перешло к другому лицу ( Деян.1:25 ), и к той части еврейского народа, которая осталась с иудеями. Израилю через Моисея сказал Господь: «если вы слухом послушаете голос Мой и сохраните завет Мой… вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх.19:5,6 ). Таково было «назначенное» – назначение Израиля, но Христос говорит иудеям: «отнимется от вас Царство Божие и дано будут народу, приносящему плоды его» ( Мф.21:43 ). Пс.108:9             Да будут сыны его – сиротами,                         и жена его – вдовой. «Сироты» и «вдовы» – предмет особого попечения Божьего: Он – «Отец сирот и Судья вдов» ( Пс.68 /67:6), и упомянут «судья» на таком суде (дин), который есть заступничество и милость (см. Пс.7:9 ). Что отец для сироты – то такой судья для вдовы. Как Бог допустит, чтобы за грех отца дети стали сирыми, а за грех мужа жена стала вдовицей? Такова сила греха человеческого, что он может иметь космическое значение (как это было после греха Адама и перед Великим Потопом) и может иметь значение для всей семьи и для всего народа. Если народ в лице предстоятелей и вождей пойдет за предателем Иудой, то в народе дети осиротеют от Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Мф.21:18–19 ). Поспешим же, сестра о Господе, и мы и вы принести приятные Богу плоды от вдохновенных и божественных размышлений. Это да будет в течение всей нашей жизни, особенно же во время приближающегося святого поста, чтобы мы, когда наступит святая Пасха, приготовили пищу Тому, Кто в изобилии благословляет нас, и чтобы Он в великий и страшный день Своего откровения сделал участниками Его воскресения и славы нас, которые уподобились Его страданиям. (710) Ему подобает слава, честь и поклонение с Отцом и Святым Духом всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Евхаристия для желающих И скорбь и радость того, кто есть друг, естественно переходят к любящему, так как у того и другого при одних и тех же условиях наблюдается одинаковое расположение. Итак, так как печаль вожделеннейшего господина нашего относительно общения с иноверными возвещена нам чрез благочестивейшую госпожу игумению теперь, то она коснулась и нас, смиренных, и причинила скорбь нашему сердцу в то время, когда мы думали о противоположной встрече. О, несчастье! Что это за невольное увлечение? Что это за принудительное участие из-за опасения [Col. 1436] телесной неприятности в случае отказа участвовать в иноверном хлебе? Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа о, мысль самая христианская! есть Жертва добровольная. Ибо великий апостол говорит о Нем: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп.2:6–8 ). Если же она Жертва добровольная, то добровольно и преподается желающим, а не нежелающим. Сам Господь в Евангелии говорит апостолам по поводу ушедших от Него из числа тех, которые казались учениками Его: не хотите ли и вы отойти? Ответ же великого Петра таков: к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго ( Ин.6:67–69 ). Также и в своем послании великий Петр говорит: охотно нужно пасти, а не принужденно ( 1Пет.5:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Послание 7(195). Феодоту военачальнику И скорбь, и радость того, кто есть друг, естественно переходят к любящему, так как у того и другого при одних и тех же условиях наблюдается одинаковое расположение. Итак, поскольку печаль вожделеннейшего господина нашего относительно общения с иноверными теперь возвещена нам чрез благочестивейшую госпожу игуменью, то она коснулась и нас, смиренных, и причинила скорбь нашему сердцу в то время, когда мы думали о противоположной встрече. О, несчастье! Что это за невольное увлечение? Что это за принудительное участие под страхом телесных страданий в случае отказа участвовать в иноверном хлебе? Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, – мысль самая христианская! – есть Жертва добровольная. Ибо великий апостол говорит о Нем: «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6–8 ). Если же она – Жертва добровольная, то добровольно и преподается желающим, а не нежелающим. Сам Господь в Евангелии говорит апостолам по поводу ушедших от Него из числа тех, которые казались учениками Его: «не хотите ли и вы отойти?» Ответ же великого Петра таков: «к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» ( Ин.6:67–68 ). Также и в своем послании великий Петр говорит: «охотно» нужно пасти, а «не принужденно» ( 1Пет.5:2 ). Итак, пусть знают насильно привлекающие к общению с собою нежелающих, что они поступают по-язычески, предлагая не Тело Христово, добровольно принесенное в жертву, а, напротив, некоторый род идоложертвенного, подобный не произвольно приносимым жертвам бесовским. Истинно это слово, и доказательство ясно, а никто не слушает. Но «пощади, Господи, не предай наследия Твоего на» совершенное «поругание», как говорит в одном месте некто из пророков ( Иоил.2:17 ). Что же будет с нами, возлюбленный и достопочтенный? Нам будет сказано: хотя и тяжело, но где обет любви? Неужели же мы будем еще увлекаться временем? Неужели будем бояться власти более, нежели следует? Где же изречение Господа, запрещающее бояться людей и повелевающее более бояться Одного Господа, у Которого всякая власть и сила ввергнуть и тело, и душу в геенну огненную ( Лк.12:5 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

4 . Обрати внимание, что Иоанн учил даже в темнице, ибо и здесь были у него ученики. И разве остались бы они там, если бы учитель не наставлял их и не учил их слову Божьему? Именно тогда и возникает вопрос об Иисусе, и Иоанн посылает к Нему своих учеников и их устами вопрошает Его: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?». Они возвращаются и передают учителю то, что Спаситель повелел им сказать. Вооружившись словом Иисуса, Иоанн готов к битве и бесстрашно и спокойно принимает смерть; он тайно обезглавлен и умирает, укрепившись словами Самого Господа и верой в то, что Тот, в Кого он уверовал, – воистину Сын Божий. Вот что мы должны были сказать об Иоанне, его свободе и о безумии Ирода, который к своим преступлениям прибавил еще одно: сперва заключил Иоанна в темницу, а затем обезглавил его. 5 . Господь крещен, небеса разверзаются, и Дух Святой сходит на Него. И прогремел голос с небес: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» ( Лк.3:22 ). Мы должны сказать, что небеса отверзаются во время крещения Иисуса и ради замысла прощения грехов, не Того, Кто «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Пет.2:22 ); небеса отверзаются, и Святой Дух сходит с небес ради прощения грехов всего мира, чтобы Господь, «восшед на высоту, пленил плен» ( Еф.4:8 ) и дал нам Святой Дух, Который пришел к Нему, и Он дал Его во время Своего Воскресения, когда сказал: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:22–23 ). Но «Дух Святый» сходит на Спасителя, «как голубь» ( Лк.3:22 ) – птица кроткая, чистая и бесхитростная. Поэтому и нам заповедано подражать голубиной кротости (ср. Мф.10:16 ). Таков Святой Дух: чистый и быстрый, возносящийся на небесную высоту. 6 . Поэтому мы и произносим в молитве: «Кто дал бы мне крылья, как у голубя?» ( Пс.54:7 ), то есть «кто дал бы мне крылья Святого Духа?». В другом месте пророчество обещает: «Расположившись в уделах своих, вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом» ( Пс.67:14 ). Ибо если мы расположимся «в уделах своих», в Ветхом и Новом Заветах, будут даны нам крылья, покрытые серебром, то есть слова Божьи, и перья, блистающие золотом, чтобы наши чувства могли исполниться восприятием Святого Духа, иными словами, чтобы наша речь и наш ум наполнились Им и мы бы говорили и воспринимали только то, что Он внушает. Таким образом, освящение, как в наших сердцах, так и в словах и делах наших, может прийти от Святого Духа во Христе Иисусе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 28. Евангелие от Луки 3:23–38. На родословную Спасителя и на то, что в Евангелиях от Матфея и Луки записаны различные прародители.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

66. Осанна в вышних ( Мк. 11:10 ) – вверху спасение, а внизу – человеколюбие– спаси Ты, Который в вышних. 67. У пророка Исаии наблюдающий со сторожевой башни говорит: И увидел он едущих попарно всадников на конях, всадников на ослах, всадников на верблюдах ( Ис. 21:7 ). Всадник на осле изображает Христа, так как Он вошел в Иерусалим, восседая на осле; всадник на верблюде изображает антихриста грядущего в мир в последние дни по действию диавола. 68. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете ( Ин. 5:43 ) – говорится в осуждение фарисеев, что они примут антихриста. 69. Антихрист возобладает только над погибающими, и заградятся уста тех, которые осуждены на погибель, ибо уверуют в того, который не заповедует ничего праведного, а одно только беззаконие. 70. Если кто хулит Божественный закон, то тем более человеческий, отсюда и беспорядки в нашей жизни. 71. Цель закона – сделать человека праведным, его же и исполнил Господь, ибо Он греха не сотворил, а нам дарует оправдание верой, ибо настало время заповедей высших. 72. Правда есть исполнение заповедей. 73. Заповедь о любви к ближнему имеет такое восхождение: 1) не начинать; 2) не воздавать за обиду, 3) оставаться спокойным, терпя обиду от другого; 4) предавать себя на злострадание; 5) отдавать более, нежели сколько хочет взять (и срачицу); 6) не питать ненависти: 7) любить даже обидчика; 8) благодетельствовать ему; 9) молиться Богу о нем. 74. Злоба сама себе вредит. 75. Многие веруют, что Христос есть Бог, однако же не любят Его и не поступают так, как следует любящим Его. 76. Бог прославляется в теле, если не предаешься блуду, не упиваешься, не пресыщаешься, не печешься излишне о внешнем украшении. 77. Настоящая жизнь есть место борьбы со злом. Бог заповедал тебе побить врагов, а ты отвращаешься и от любящего тебя Бога. 78. Любовь есть признак учеников Христовых: любить и быть любимым. 79. Любовь древнее вражды. В любви, как и в искании большой дороги, улови начало и оно поведет тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

6) Называется Церковь Христова виноградом, как поет пророк: Виноград из Египта Ты перенес, изгнал народы и посадил его (Пс. 79:9 см. еще: Иер. 2:21; 12:10; Мф. 20:1-16; Мк. 12:1-12; Лк. 20:9-18). Лоза в винограде этом – Христос, Сын Божий, Виноградарь – Бог и Отец Господа Иисуса Христа, как Сам Христос говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – Виноградарь» (Ин. 15:1). К истинной лозе этой прилепившиеся ветви – верные Его, которые верою и любовью к этой лозе присоединены, соком благодати ее оживляются, напоеваются и приносят плод. 7) Именуется Церковь Христова горой Господней, Сионом святым и верным, в котором Христос, Сын Давидов по плоти, с Отцом и Святым Духом жилище Свое имеет. Об этой Господней горе говорит пророк: Будет в последние дни явлена гора Господня, и дом Божий наверху гор, и возвысится выше холмов, и придут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: «Придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева» (Ис. 2:2-3 см. еще: Пс. 14:1; 2:6; 23:3; 47:2; 67:16; 73:2 и прочее). 8) Уподобляется Церковь Христова кораблю, который по морю мира сего плавает и стремится к тихому пристанищу вечного покоя. Ибо как корабль на море волнами, так Церковь Христова в мире сем бедами искушений непрестанно обуревается, но не погружается. Кормчий этого спасительного корабля – Сам Христос, Сын Божий, ветрам и морю повелевающий (Мф. 8:26-27). Этот великий и безопасный корабль прообразован Ноевым ковчегом, по общему учению Святых Отцов и учителей. Как святой Ной со всем своим домом в ковчеге спасся от всемирного потопа, а все, вне ковчега бывшие, погибли, так и ныне от потопа греховного гнева Божиего и вечного осуждения спасаются только те, которые в Церкви святой находятся, и истинными сынами ее пребывают. Прочие же все, вне пребывающие, погибают и потопляются в потопе адской бездны. В Святом Писании есть и иные имена и уподобления святой Церкви, но это оставляю читающим со вниманием Святое Писание. А приведенных примеров достаточно для наставления и душевной пользы простых людей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Благодарим Тебя, Отче наш , о жизни и знании, которые Ты явил нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки!.. Благодарим Тебя, Отче святый, о святом имени Твоем, которое Ты вселил в сердца наши, и о знании и вере и бессмертии, которые Ты явил нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! Ты, Владыко Вседержитель, создал все имени Твоего ради, пищу и питие дал людям в наслаждение, чтобы они благодарили Тебя, нам же Ты даровал духовную пищу и питие, и жизнь вечную чрез Отрока Твоего 195 . Наименование «Отрок» в данном тексте, содержащем самую раннюю дошедшую до нас евхаристическую молитву, применяется по отношению к Иисусу с очевидной регулярностью. Между тем «Дидахи» относят к рубежу I и II веков 196 , тогда как книга Деяний была, вероятно, написана несколькими десятилетиями раньше. Это входит в противоречие с представлением о том, что данное наименование является отголоском некоей архаичной, быстро исчезнувшей христологии. Термин «Святой» (γιος) применительно к Иисусу зафиксирован в Евангелии от Луки – в словах ангела, обращенных к Богородице: «посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк. 1:35 ). В Евангелии от Марка бес говорит Иисусу: «Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» ( Мк. 1:24 ). В Евангелии от Иоанна Петр обращается к Иисусу со словами: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос – Святый Божий ( γιος το θεο)» ( Ин. 6:67–69 ) 197 . Термин «Святой» применительно к Иисусу встречается и в позднейшей литературе. Так, например, в III веке Иустин Философ говорит об «откровении Иисуса Христа Святого» 198 , а в IV веке Афанасий Александрийский подчеркивает, что Христос – «не просто человек, но Святой святых» 199 . Термин «Праведник» (δκαιος) по отношению к Иисусу встречается в соборных посланиях Иакова, Петра и Иоанна: Вы осудили, убили Праведника ( Иак. 5:6 ); ...Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных ( 1Пет. 3:18 ); Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника ( 1Ин. 2:1 );

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010