XX. О возрождении Бог возрождает человека по Своей любви к нему и милосердию, ибо мы все были по природе чадами гнева, но Бог, по своей великой любви, нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом ( Еф.2:3–5 ). Благословен Бог, по великой Своей милости возродивший нас ( 1Пет.1:3 ). Когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, баней возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит.3:5 ). Возрождение человека состоит: в призвании из тьмы в свет Еф.5:8 ; в духовном воскресении от смерти греховной: Кол.2:13:3:1 ; в обновлении внутреннего человека: 2Кор.4:16 . Возрождение производит: познание Бога: Иер.24:8 ; Евр.8:11 ; послушание заповедям: Евр.8:10 ; Иез.36:27 . Совершается оно водою и Духом и притом таинственным образом: Ин.3:5 ; предваряется научением человека истинам веры: Мф.28:19 ; Ин.3:9 ; обнаруживается чрез веру во Христа: Ин.1:12:5:1 . Православные христиане, веруя в Бога и Его святую Церковь , чрез это имеют надёжные пути к Богопознанию; наоборот, сектанты, руководствуясь одной Библией (произвольно ими объясняемой), колеблются и увлекаются всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения: Еф.4:14 . Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о возрождении человека Ин.15:3 . «Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам». Объясн. Слышание слов Христа очищает Душу человека, но ещё не делает его совершенным, напротив, слова Спасителя могут обратиться в судью: Ин.12:48 ; чрез одно слышание можно уподобиться дому, подметённому и украшенному, но пустому: Мф.12:44 ; чтобы быть истинным христианином, должно приносить плод, а для сего нужно быть ветвью на истинной Лозе: Ин.15:4–5 ; такое единение со Христом достигается чрез святые таинства Церкви и чрез послушание ей: Ин.6:56 ; Мф.18:17 . Иак.1:18 . «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начаткам Его созданий». |
Разделы портала «Азбука веры» Братья Господни – так в Евангелии ( Мф.12:46-48 ); ( Ин.7:3-5 ) и других источниках именование, относимое преданием к детям св. праведного Иосифа Обручника (нареченного мужа Девы Марии ), от его первого брака, либо к родственникам Иисуса Христа (по человеческому естеству). В Новом Завете упоминается не менее 6ти лиц, которые названы «братьями» и «сестрами» Иисусовыми. Нет сомнения в том, что они были или считались родственниками Христа Спасителя по плоти. Имена сестер Его не названы; братья же именуются Иаковом, Иосией, Иудой и Симоном ( Мф.13:55-56 ); ( Мк.6:3 ). B ( Мф.27:56 ) матерью Иакова и Иосии названа некая Мария, а в ( Мк.15:40 ) об этой Марии говорится как о « матери Иакова меньшого и Иосии ». Евангелист Иоанн свидетельствует, что во дни земной жизни Христа « братья » Его « не веровали в Него » ( Ин.7:5 ), однако сразу же после Вознесения мы находим их среди учеников ( Деян.1:13-14 ). Апостол Павел говорит о братьях Господних и в частности об Иакове, который с 40х гг. стал руководителем Иерусалимской христианской общины. Ни в церковных преданиях, ни в библейских исследованиях нет однозначного ответа на вопрос о степени родства братьев Господних к Иисусу Христу и между собой. Единственное, что Предание Церкви решительно отвергает, это взгляд некоторых протестантов, согласно которому братья Господни были родными братьями Иисуса. В Евангелиях мать Иакова и Иосии названа по имени (Мария), но она явно не отождествляется с Девой Марией. Даже рационалист Ренан вынужден признать, что назаряне называли Христа «Сыном Марии», потому что Он был известен «как единственный сын вдовы». Начиная с первых веков христианства, высказывалось несколько предположений о братьях Господних, ни одно из которых не стало господствующим. а) Братья Господни были детьми Иосифа Обручника от первого брака. Так думали автор Ев. Иакова, Ориген , Климент Александрийский , свт. Епифаний Кипрский . Эта гипотеза вполне правдоподобна, но она не может быть распространена на Иакова меньшого и Иосию, поскольку они были сыновьями Марии, одной из женщин, сопровождавших Христа. |
Святой апостол Фома Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 27 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 Христос Спаситель принёс на землю Евангельское учение, Своими страданиями Он искупил род человеческий, а вознесением на небо открыл доступ в Небесные обители. Он проповедовал в окружении Своих учеников и множества народа. Протоиерей Л. Ролдугин пишет: “Все Апостолы были призваны Господом к единому деланию — созиданию Царства Небесного в душах людей. Но каждый из Апостолов по-своему избрал Господа, по-своему любил Его, по-своему исполнял дело Божие” 1 . Среди ближайших последователей Спасителя был апостол Фома. Он был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Христа Спасителя, он всё оставил и последовал за Ним, войдя в число Двоенадесятицы святых Апостолов Христа Спасителя. По свидетельству Священного Писания, святой Апостол не поверил другим ученикам, видевшим воскресшего Христа: Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры (Ин 20:25). На восьмой день после Своего Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал ему Свои раны. В ответ Апостол воскликнул: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:28). Сдержанность и сомнение апостола Фомы послужили к уверению его самого и к укреплению веры других. Современный исследователь пишет, что у апостола Фомы наблюдается внутреннее родство “с апостолом Петром” 2 . Святой апостол Фома, первоначально проявивший сомнение, в последующее время Божественным Промыслом ревностно обошёл со проповедью Евангелия почти всю землю, возвещая Слово Божие различным народам. Церковный историк Евсевий Памфил говорит, что после “Воскресения Христа из мёртвых и Вознесения Фома, один из двенадцати, по внушению Божию отправляет Фаддея, принадлежавшего к числу семидесяти учеников Христовых, в Эдессу благовествовать учение Христово” 3 . Затем все Апостолы продолжили проповедь, начатую Христом, но уже не в Иерусалиме, а в различных частях мира. “Святые же Апостолы и ученики Спасителя рассеялись по всей земле. Фоме, как повествует предание, выпала по жребию Парфия” 4 . Называются различные регионы, где проповедовал святой Фома. По церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Святитель Иоанн Златоуст (†407; пам. 14 сент.) говорит: “Фома убеждает эфиопов крещением” 5 ; в другом месте — “варвары чтут Фому” 6 . Святитель Григорий Богослов (†389; пам. 25 янв.) говорит, что апостол Фома проповедовал в Индии 7 . |
Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Борис Пивоваров Божественная Евхаристия как основа духовной жизни и залог спасения В Избранное 1. Вместо предисловия Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем. ( Ин.6:56 ) Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. ( Ин.6:54 ) Божественная Евхаристия является средоточием всей церковной жизни и основой духовной жизни каждого православного человека. Цель настоящей статьи – показать, насколько важное значение в духовной жизни члена Церкви Христовой Православной имеет Святое Причащение. Моя основная задача – выявить наиболее актуальные вопросы современной евхаристической практики в Русской Православной Церкви и через свидетельства, заимствованные из источников церковного богословия, наметить возможные пути к решению этих вопросов. Первый раздел статьи показывает центральное место Евхаристического богословия в церковном богословии. Второй раздел посвящен евхаристической практике. Третий – содержит свидетельства о благодатных действиях Евхаристии, четвертый – практические рекомендации и пожелания. В статье имеется краткий список богословской литературы по теме «Евхаристия». 2. Евхаристическое богословие Евхаристия – не проблема (в современном, светском употреблении слова), а таинство, или по святоотеческому наименованию – «Таинство Таинств» церковных. Потому богословское исследование Евхаристии должно соответствовать литургическому и святоотеческому Преданию Церкви Христовой Православной. Говоря о Церковном Предании как об учении Церкви, священномученик Ириней, епископ Лионский, писал: «Наше учение согласно с Евхаристиею, и Евхаристия в свою очередь подтверждает наше учение» 1 . Важнейшие письменные источники для Евхаристического богословия – тексты Священного Писания, а также тексты литургий. Евхаристические молитвы литургии святителя Василия Великого являются вершиной церковного богословия. В них содержится изумительное изображение Божественного домостроительства и наиболее выразительное литургическое молитвенное свидетельство о спасительных плодах Евхаристии. |
Суть великопостного подвига. Мы проходим сейчас подвиг Великого поста. Что такое Великий пост? Святая Церковь отвечает нам на этот вопрос в самом начале – при наступлении Великого поста, когда радостно поет: «Возсия благодать Твоя, Господи, возсия просвещение душ наших: се, время благоприятное, се, время покаяния!» (Стихира в неделю Сыропустную). Великий пост – время покаяния , время особенно благоприятное для принесения нами покаяния (ибо каяться-то, вообще говоря, мы должны всегда , во всякое время года!) Суть великопостного подвига и заключается в том, чтобы мы достодолжным образом настроились к покаянию и принесли это покаяние, завершив его таинством Покаяния, в котором мы примиряемся с своей совестью, примиряемся и возсоединямся с Святой Церковью и с Господом Богом, от которых мы отторгаем себя чрез грех, о чем свидетельствуют слова разрешительной молитвы духовника:«примири и соедини его Святей Твоей Церкви …» Итак, суть великопостного подвига состоит в покаянном возвращении в Церковь , в возсоединении с Церковью тех, кто отпал от нее чрез нераскаянные грехи. Такая чисто-православная точка зрения явно исключает формальный подход, не считающийся с голосом совести, ко всем вопросам духовно-церковной жизни в нашем св. Православии. Это нашло себе отражение даже в нашем Церковно-приходском Уставе: «Не имеет права голоса в приходских собраниях, тот, кто не говеет ежегодно, ибо поскольку он не говеет, он отпал от Церкви, он – уже не член Церкви " . И тут, на первом месте должна стать совесть . Говение должно быть не формальным, а искренним , ибо, в противном случае, как говорит наш великий русский светильник Еп. Феофан Затворник , может быть, что духовник говорит: «Прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих…», а Господь в это же время скажет: «А Я не прощаю и не разрешаю!..» О таком же – отнюдь не формальном подходе свидетельствует нам и само Слово Божие. «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день» ( Ин.6,54 ) – говорит Сам Господь наш Иисус Христос и: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» ( Ин.6,56 ) . |
Часть V. Евхаристия: Богословие Архиепископ Тихвинский Константин. Таинство евхаристии: богословские аспекты 1 Священное Писание и раннее христианство Неразрывно связанное с Воплощением Сына Божия, Голгофской Жертвой и Воскресением, таинство Евхаристии было замыслено Богом прежде творения мира. «Не тленным серебром или золотом искуплены вы... но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира», – говорит ап. Петр ( 1Петр.1:18–20 ) 4 . Евхаристия была прообразована вкушением плодов от Древа Жизни в раю и предуказана в ветхозаветных жертвах. Прообразами Евхаристии были также хлеб и вино Мелхиседека, вынесенные им как «священником Бога Всевышнего» навстречу Аврааму ( Быт.14:17–20 ), трапеза Премудрости, описанная в книге Притчей ( Притч.9:5–6 ), очищение уст пророка Исаии ( Ис.6:6–7 ), манна в пустыне ( Исх.16:1–19 ) и вода, высеченная из скалы ( Исх.17:1–7 ). Ветхозаветная символика Евхаристии нашла свое отображение в чинопоследовании Божественной литургии свт. Василия Великого , где в молитве после великого входа сказано: «Якоже приял еси Авелевы дары, Ноевы жертвы, Авраамова всеплодия, Моисеова и Ааронова священства, Самуилова мирная; якоже приял еси от святых Твоих апостол истинную сию службу – сице и от рук нас грешных приими Дары сия во благости Твоей Господи». Сокровенные указания на будущее Таинство таинств содержатся и в пророческом провозвестии Ветхого Завета. «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» – возвещается в пророчестве Малахии ( Мал.1:11 ). Недаром именно это пророчество составляло существенную часть раннехристианского учения о Евхаристии – его приводят автор «Дидахе» (14 гл.), мч. Иустин Философ (Диалог с Трифоном иудеем. 41), сщмч. Ириней Лионский (Против ересей. IV. 29. 5), когда свидетельствуют, что Жертва Евхаристии заменила собой все ветхозаветные жертвы. В Новом Завете о содержании таинства Евхаристии подробнее всего говорится в 6-й главе Евангелия от Иоанна, в которой повествуется о совершенном Господом Иисусом Христом чуде умножения хлебов, Его ночной молитве и переходе через Галилейское море и приводится связанная с этими событиями беседа Христа в Капернаумской синагоге, содержащая, в том числе, следующие слова: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:51–56 ). На этих словах основана вера Церкви в необходимость Евхаристии для спасения и в подлинность евхаристических Даров. |
Пространство Церкви, как общества верующих, в совокупности всех времён и стран мира, не может быть по праву ограничено никакими пределами. Истинная Церковь Христова есть Церковь вселенская. Такова она и по назначению и по существу своему. Сам И. Христос положил на земле основание Церкви – не какой либо поместной или частной, но вселенской: ибо Он не указал пределов ни времени, ни места, до которых должна простираться Его Церковь ( Мф. 28:19 . Мар. 16:15 . Деян. 1:8 ); поэтому апостолы, по вознесении Спасителя, изшедше из Иерусалима, проповедаша всюду ( Мар. 16, 20 ), так что во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их ( Рим. 10:18 ). С этого времени и доселе благовествование Христово существует во всем мире, и есть плодоносно и растимо непрестанно ( Кол. 1:5–6 ). Можно сказать, что и в самом существе Церкви положено основание вселенскому распространению её. Ибо учение веры, заключая в себе поклонение Богу духом и истиною ( Ин. 4:25 ), по тому самому нс может быть ограничено никаким местом и временем (ст. 21. 24). Таинства, имея отношение ко внутренней, духовной жизни человека, и действуя в ней силою благодати Св. Духа, которая неистощима и вседейственна, также не подлежат, в своем действии, никаким внешним условиям места, или времени ( Ин. 3:5, 6:54, 6:56 , Мф. 18:18 ). Церковное священноначалие, утверждаясь на преемстве единой благодати от апостолов через рукоположение, сообщается от одной Церкви другой: так образовались иерархии поместных Церквей: а в единомыслии веры, в общении молитв и таинств, в согласии прав и законов управления, – все отдельные православные иерархии составляют одну вселенскую иерархию, и во взаимных сношениях между собой, или в виде вселенского собора, могут простирать свое действие на всю кафолическую Церковь . 1 Это вселенское общество веры, в своём видимом составе, состоит из разных частей, которые, имея свои отдельные устройства, составляют частным, или поместные Церкви. Таким образом существует почти столько же поместных Церквей, сколько есть народов, или обществ, исповедующих веру Христову. |
Глава вступительная Новозаветные известия о братьях Господних и пояснение их В Евангелиях нередко встречается упоминание о братьях Господних. О них упоминают как евангелисты, так и другие лица, слова которых передаются теми же евангелистами. Иногда эти братья Господни здесь называются и по именам, причем делается указание и на сестер Господних, которые однако же в новозаветных книгах нигде не поименовываются. В этом отношении важны два почти одинаковых свидетельства евангелистов Матфея и Марка. Первый пишет: «И пришед в отечество Свое (т.е., конечно, Назарет), Иисус учил их (Своих последователей) в синагоге их... Они изумлялись и говорили, не плотников ли Он сын? Не Его ли мать называется Мария и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сестры Его не все ли между нами?» (13:54—56). Другой евангелист, указав те же обстоятельства, при каких заходит речь о братьях Господних, влагает в уста изумленного назаретского народа слова: «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона?» (6:3). Мы видим, что повод к указанию на братьев Господних и к называнию их точными именами дан был назаретянами, среди которых раньше жил Иисус Христос, Его мать и братья Его (во время рассматриваемого события все эти лица и Христос жили уже в Капернауме: Ин.2:12), а теперь продолжали жить Его сестры («не здесь ли между нами Его сестры?»), как думают, в качестве уже замужних женщин, — дан был необычайной высотой и глубиной Его учения, а также поразительностью Его чудес (Мк.6:2). Народные толки в Назарете о родственниках Иисуса Христа, мимоходом посетившего этот город, были явлением очень естественным. Каким образом от таких родителей, как плотник (Иосиф, здесь, впрочем, не поименованный, вероятно, ввиду его смерти) и жена его Мария, которая, с точки зрения назаретян, ничем особенным не отличалась, и наряду с такими братьями, которые и на самом деле были совсем незамечательны, мог родиться муж, обладавший необычайными познаниями и мощный духом как пророк? Вот вопросы, какие занимали пораженных проповедью и чудесами Христа Его прежних сограждан. При этом некоторые из них называли по именам не только Его мать, но и братьев Господних. Благодаря рассказанному событию, мы достоверно знаем, что их было четверо, и они носили имена Иакова, Иосия (по более точным научным известиям: Иосифа), Симона (или Симеона, так как Симон и Симеон не два разных имени, а разное произношение одного и того же имени) и Иуды. |
Примечания 1 Монастырь, расположенный на частной земле и, как правило, пользующийся почти полной независимостью от епархиального архиерея. — Прим. перев. 2 Эвбея — остров, расположенный на восточном побережье Греции, недалеко от Афин. — Прим, перев. 3 Преп. Иоанн Колов (V век) — знаменитый подвижник Египетского скита, память 9 ноября. — Прим. перев. 4 Кавсокаливия — один из самых древних и известных афонских скитов. Расположен на юго–западной оконечности Афонского полуострова, принадлежит Великой Лавре преподобного Афанасия Афонского. — Прим. перев. 5 Омония — центральная площадь Афин. — Прям, перев. 6 Триодь Цветная, Москва, 1992. С. 240. 7 Пентели — район, расположенный в пригороде Афин. — Прим. перев. 8 2 Кор. 12, 7. 9 Греческая национальная кухня использует больших съедобных улиток, по вкусу напоминающих морские мидии. Часто они называются виноградными улитками. — Прим. перев. 10 Из магнитофонной записи бесед отца Порфирия. 11 Ср.: Ин. 1, 9. 12 1 Ин. 4,19. 13 Каллисия — пригород Афин. — Прим. перев. 14 Храм в центре Афин. — Прим. перев. 15 род, расположенный на юге Греции, недалеко от Коринфа. — Прим. перев. 16 Монастырь близ Афин. — Прим. перев. 17 Согласно греческой богослужебной практике, после окончания Божественной литургии епископ или священник выходит из алтаря и раздает верующим антидор. — Прим, перев. 18 Матала — живописное место с песчаным пляжем и уникальными пещерами на острове Крит недалеко от города Айа Триада. Там с середины 1960–х до середины 1970–х годов проходили ежегодные съезды всех хиппи Европы. — Прим. перев. 19 Мф. 10, 36. 20 Мф. 6,20. 21 Пс. 145, 9. 22 Преподобный Нифонт († 1411), сподвижник и автор первого жития преподобного Максима Кавсокалива. Пещера святого находится близ скита Кавсокаливия. — Прим. перев. 23 Преподобный Нил Мироточивый (+ 1651). Келья и пещера святого Нила расположены на тропе между Великой Лаврой и скитом Кавсокаливия. — Прим. перев. 24 2 Кор. 11,29. 25 Свт. Иоанн Златоуст. Слово о совершенной благодати. PG 56, 281.33. |
6. Замечание на беспоповское сочинение «Обрядовцы церковного иерархичества» Один близкий мой знакомец, сын святой православной церкви, житель одного далекого от Москвы города, увидал у живущих в том месте беспоповцев вышепоименованное сочинение, которое кем-то, и, как надобно полагать, в недавнее время составлено на защиту безъиерархического их существования 56 и людей малосведущих в Писании действительно удерживает в беспоповстве и уловляет в беспоповскую секту. Ревнуя о пользе святой церкви, мой знакомец списал это сочинение и прислал ко мне, чтобы сделать на оное замечания. При помощи Бошей, с искренним желанием послужить матери нашей церкви православной и вразумлению блуждающих во тьме раскола братий наших, предпринимаю труд сей. Сделаю прежде всего замечание о самом названии сочинения: Обрядовцы церковного иерархичества. Обрядовцами беспоповский писатель называет чад святой церкви, за то, что они содержат преданные Евангелием святые тайны и исповедуют вечность иерархии новоблагодатного Христова священства. Очевидно, называть за сие сынов церкви православной обрядовцами никак нельзя. Православная церковь не одну только обрядовую сторону таин и священства содержит. Незыблемо утверждаясь на положенном от самого Господа основании, сиречь на правом исповедании веры во Святую Троицу и воплощение Господне, содержа и преемственно от Апостолов идущую хиротонию, она, по неложному Господню обетованию, имеет вечно пребывающего в ней Духа Святого (от Ин. зач. 48), которого благодатью и силой тайны святые совершаются. Итак, православная церковь содержит богоустановленные таинства и богоучрежденное священство в самом их существе, и за это сынов церкви называть обрядовцами значит уничижать самые божественные установления и издеваться над оными. Имя же обрядовец по справедливости может быть усвоено самим беспоповцам и всем так называемым старообрядцам; ибо они содержать только некоторые обряды церкви российской времен Иосифа патриарха, как-то: хождение посолонь, сугубое аллилуиа и прочее тому подобное, сущности же церковной, преемственно от Апостолов идущей иерархии и святых таин, которые церковь российская содержала при Иосифе патриархе, отверглись и не имеют. Да и разделились они от святой церкви не из-за повреждения в оной богословия и существенности таин, чего отнюдь не было и нет, а только из-за обрядов, – из-за того, что захотели во что бы ни стало удержать некоторые, особенно любимые ими, но не вполне правильные обряды времен Иосифа патриарха. Посему-то имя обрядовец надлежало беспоповскому писателю приложить к своему обществу, а не к церкви православной. |
| |