Ин.6:52 . Пряхуся же между собою жидове, глаголюще: како может сей нам дати плоть (свою) ясти; Ин.6:53 . Рече же им Иисус: аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плоти Сына человечесного, ни пиете крове его, живота не имате в себе. Ин.6:54 . Ядый мою плоть и пияй мою кровь имать живот вечный, и аз воскрешу его в последний день. Ин.6:55 . Плоть бо моя истинно есть брашио, и кровь моя истинно есть пиво. Ин.6:56 . Ядый мою плоть и пияй мою кровь во мне пребывает, и аз в нем. Верующих в Него Господь ведет все к высшему разумению сей тайны и для «спасаемых» слова сии, воспринимаемые чистым и любящим сердцем были «Божией силой и Божией премудростью» 691 . Для других же, неверующих и озлобленных Иудеев, сии слова жизни были «безумием и соблазном» 692 . Слова Господа, обращенные к многочисленному собранию, положили начало великому таинству Евхаристии, – таинству общения человека с Богом посредством вкушения плоти и крови, «обоженной» 693 Богочеловеком. Раскрывается сие великое таинство яснее для учеников в последнюю вечерю, когда Он, преподав им хлеб, глаголал: «приимите ядите, сие есть тело Мое»: и взяв чашу, подал им, глаголя: «пийте от нее вси: сия бо есть кровь Моя Нового завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» 694 . Наконец вполне разъясняется для учеников, а чрез них для всех христиан сие таинство страданием, смертью и воскресением Господа. «Уразумеешь после» сказал Господь Симону Петру, не хотевшему дать умыть свои ноги ( Ин. 13:7 ). И в настоящем поучении Господь прежде всего требует от слушающих безусловной веры. Что нужды, что ты теперь не понимаешь, прежде всего верь: «уразумеешь после» 695 : уразумеешь, когда Господь во время благоприятное Духом Святым просветит твое разумение. Те, «коих избрал Отец» ( Ин. 6:37, 44 ) и поверили, уразумев лишь впоследствии, когда великая скорбь и великая радость и великая любовь к Господу приуготовили их души восприять Духа Святого Утешителя, который, егда пришел Дух Истины, наставил на всяку истину» 696 . Господь с хлебом жизни, воспринимаемым в образе плоти и крови Его, соединяет вечную жизнь верующего и воскресение его в последний день: эта вечная жизнь есть «пребывание в Боге»; «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем». Таким образом плоды приобщения плоти и крови Христовой верующим заключаются в полном его благодатном общении с Богом воплощенным и сие единение есть причина вечной жизни и вечной радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Я хлеб живый, сшедший с небес, — сказал Господь в одной из Своих бесед, — ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6:51). Тяжелейшие Крестные страдания и смерть воплощенного Сына Божия и Его пролитая Кровь стали Искупительной Жертвой ради спасения человечества. В этой Жертве явлена вся полнота Божественной любви, Христос — дар Небесного Отца во имя жизни мира, ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин. 3:16), и во Христе — так возлюбил человек Бога, что отдал себя до конца. Всецело даруя Свою человеческую жизнь Богу, Христос также всецело дарует Свою божественную жизнь нам, новому, в Нем возрожденному и с Ним соединенному человечеству — верующим в Него, Его Церкви. Пребудьте во Мне, и Я в вас (Ин. 15:4). Слова Спасителя о том, что Он является истинным Хлебом Жизни, подаваемым в пищу Его последователям, не является метафорой. Подтверждение тому — крайнее недоумение слушателей Христа и их вопрошение: Как Он может дать нам есть Плоть Свою? (Ин. 6:52). Очевидно, что эти слова все поняли в прямом смысле, и Господь не говорит о том, что они поняты неправильно; напротив, Он продолжает далее говорить совершенно определенно: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём (Ин. 6:53–56). Многие слушающие соблазнились, услышав такое, и некоторые из учеников оставили своего Учителя, говоря: Какие странные слова! кто может это слушать? (Ин. 6:60). Однако и в этом случае Христос не сказал, что ученики ошиблись, буквально истолковав Его слова. Объяснив, что это таинственное учение нужно принять на веру, Господь спросил апостолов, не хотят ли и они оставить Его, на что Петр ответил: Господи! к кому нам идти ? Ты имеешь глаголы вечной жизни (Ин. 6:68).

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Здесь вновь необходимо сказать, что отношение к причастию, как и ко крещению, несёт на себе отпечаток баптистской сотериологии. Вспомним, что грехопадение, с точки зрения баптистов, привело всего лишь к утрате человеком собственной праведности. Эту праведность Христос уже восстановил на Кресте, то есть оправдал человека. Человек уже праведен за счёт Христа. Такое положение вещей, естественно, исключает какую бы то ни было нужду в благодати и соединении со Христом в Таинстве Евхаристии. А человек и без Причастия, только через веру в Жертву Христа, уже нравственно подобен своему Творцу. Важно сказать, что баптисты не обращают серьёзного внимания на слова Христа: ...истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём ( Ин.6:53–56 ). То же самое касается отрывка ( Мф.26:26–28 ): Приимите, ядите: сие есть Тело Мое... – как исполнения того, о чём мы читаем у апостола Иоанна. Можно ли утверждать, что в этих стихах Христос говорит о Своём Теле и Крови символически? Православная экзегетика отвечает на этот вопрос однозначно – нет. Во-первых, слушатели Христа восприняли Его слова ( Ин.6:53–56 ) в прямом смысле, и это их поразило, а некоторые даже отошли от Него. Во-вторых, Христос, наблюдая за их реакцией, не говорит им, что Его слова имеют лишь символическое значение. Более того, Он говорит, что не многие могут вместить эти слова, а только те, кому будет дано от Отца ( Ин.6:61–65 ). Отошедших от Него, по причине такой «абсурдности» Его слов, Христос не удерживал. Как и тогда, сегодня не все могут вместить это учение Спасителя. При этом в Писании есть моменты, когда Господь Иисус Христос действительно говорит о Себе, используя символы – дверь, путь, виноградную лозу. Но мы видим, что у Его слушателей было их соответствующее понимание, так как никто Его не покинул 386 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Св. причащение есть вкушение Пречистыя Крови и Тела Иисуса Христа: «чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1Кор.10:16).     «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам; если не будете есть Плоти Сына человеческого, и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53). «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:54), «ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин.6:55).    Св. причащение должно быть совершаемо в воспоминание Его искупительной смерти: «Сие творите в Мое воспоминание». «И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19). «И, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творити в Мое воспоминание» (1Кор.11:24). «Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1Кор.11:25).    Строгое испытание самого себя предписывается прежде причащения: «да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1Кор.11:28). «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2Кор.13:5).    Св. причащение должно быть принимаемо с решимостью вести новую жизнь: «итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы безквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7). «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1Кор.10:21).    Духовная благодать, вытекающая из причащения: «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6:56). «Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мной» (Ин.6:57). «Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин.6:58).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3072...

3. 4–9). 897.  …ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками (Гал. 2. 17). 898.  потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим. 3. 20–24). 899. Святой Петр Дамаскин. Книга 1, статья 2. Добротолюбие. Ч. 3. 900. Келейные письма, том 15, письмо 73. 901. Келейные письма, том 15, письмо 70. 902. Келейные письма, том 15, письмо 11. 903. Требник. Последование исповеди. 904.  …ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евр. 11. 6). 905.  Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16. 16). 906.  …по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем (1 Пет. 1. 15–14). 907.  …покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3. 2). 908. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4. 17). 909.  …к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное (Мф. 10. 6–7). 910.  …банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит. 3. 5). 911.  …если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. …Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3. 3, 5). 912. Ис. 9. 6. 913.  А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дать власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, но от Бога родились (Ин. 1. 12–13). 914. Преподобный авва Дорофей. Поучение 1. 915.  Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть (Евр. 2. 1). 916.  Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей… Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают (Ин. 15. 10, 6). 917. «Смеси с нами Себе, и возмеси Тело Свое в нас». Эти слова святителя Иоанна Златоуста приводят святые Ксанфопулы в 92 главе своего сочинения о безмолвии и молитве. Добротолюбие. Ч. 2. 918.  Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, …если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6. 56, 54, 53). 919.  …где труп, там соберутся и орлы (Лк. 17. 37). 920. Требник. Исследование исповеди. 921. Лествица. Слово 4, гл. 53. 922.  Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19. 17). 923. Ин. 8. 44. 924. Обличениями Господом злочестия иудеев наполнены страницы Евангелия, особенно 23 глава от Матфея и 8 глава от Иоанна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

28 . Вторичное возвращение нечистого духа. Мф. 12:43–45 ; Лк. 12:24–26 . 29 . Блаженно чрево. Лк. 11:27–28 . 30 . Кто мать и братья? Мф. 12:46–50 ; Мк. 3:31–35 ; Лк. 8:19–21 . 31 . С лодки говорит притчи: о сеятеле; о семени, постепенно развивающемся; о плевелах сельных; о зерне горчичном и закваске 1 ; о сокровище, сокрытом на селе, и бисере многоценном; о неводе и хозяине, износящем старое и новое. – Мф. 13:1–52 ; Мк. 4:1–34; 8:4–18; 13:18–21 . 32 . Ответы, хотевшим идти в след Господа. Мф. 8:18–22 ; Лк. 9:57–62 . 33 . Укрощение бури. Мф. 8:23–27 ; Мк. 4:35–41 ; Лк. 8:22–25 . 34 . Изгнание легиона бесов, Мф. 8:28–34 ; Мк. 5:1–20 . Лк. 8:26–39 . 35 . Исцеление кровоточивой. Мф. 9:18–22 ; Марк, 5:21–34; Лк. 8:40–48 . 36 . Воскрешение дочери Иаира. Мф. 9:23–26 ; Мк. 5:35–43 ; Лк. 8:49–56 . 37 . Исцеление двух слепцов. Мф. 9:27–31 . 38 . И немого бесного. Мф. 9:32–34 . 39 . Проповедь в Назарете. Мф. 13:53–58 ; Мк. 6:1–5 ; Лк. 4:16–30 . 40 . Хождение по Галилее, и жаление, что люди, как овцы без пастырей. Мф. 9:35–38 . Следует светлая грань. Светлая потому, что простой глаз видит, в каком порядке идут события, по совершенному согласию в нем всех трех Евангелистов. Остается только переписывать заглавия. – 41 . Послание 12 Апостолов на проповедь. Наставления им. Мф. 10:1–42 ; Мк. 6:6–13 ; Лк. 9:1–6; 12:2–7,11  и 12. 42 . Смятение Ирода. Сказание об усекновении. Мф. 14:1–12 ; Мк. 6:14–29 ; Лк. 9:7–9 . 43 . Апостолы возвращаются. Идут в пусто место. – Мк. 6:30–32 ; Лк. 9:10 . 44 . После учения и исцелений, насыщение пяти тысяч. Мф. 14:13–21 ; Мк. 6:33–44 ; Лк. 9:11–17 ; Ин. 6:1–13 . 45 . Хождение по водам, и спасение Петра утопавшего. Мф. 14:22–33 ; Мк. 6:45–52 ; Ин. 6:14–21 . 46 . На берег – в Генисарете. Стечение народа. – Мф. 14:34–36 ; Мк. 6:53–56 . 47 . В тот же день беседа в Капернауме, в Синагоге, о хлебе небесном, Ин. 6:22–71 . (Пасха 3-я миновала. На ней не был Господь). 48 . Иерусалимские Фарисеи и книжники укоряют учеников, что не умывают рук. Урок по сему. Мф. 15:1–20 ; Мк. 7:1–23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Он остается неуязвим для фарисейской критики, даже прикасаясь к мертвым, потому что мертвые воскресают. Если смотреть с этой точки зрения на чудеса воскрешения, то это был единственный способ доказать, что мертвые не являются нечистыми, поскольку у Бога все живы ( Лк.20:38 ). Исцеление ставилось Господом выше соблюдения Закона Моисеева и, в частности, заповеди о субботнем покое ( Мф.12:9–14 ; Мк.3:1–6 ; Лк.6:6–11, 13:10–17, 14:1–6 ). В то же время евангелисты отмечают и случаи соблюдения ритуальных предписаний кн. Левит ( Мф.8:1–4 ; Мк.1:40–45 ; Лк.5:12–16, 17:15 ). Известны и случаи исцеления Им самарян и язычников ( Лк.17:11–19 ; Мк.7:24–30 ; Мф.15:21–28 ; Мк.7:31–37 ; Мф.15:29–31 ), людей «отовсюду» ( Лк.5:15, 6:18 ; Мф.4:24, 14:14, 19:2 ), многих ( Мк.3:10 ) или всех присутствующих ( Мф.12:15 ). В отличие от всех других известных в эпоху Античности целителей, Христос всегда на первое место ставил веру – самого больного, его родственников или друзей ( Мф.8:7–8, 17:14–20 ; Мк.5:23, 27–34, 10:52 ; Лк.7:9 ), или необходимость ее пробуждения ( Ин.4:53–54, 20:31 ). Недостаток веры или неправильное отношение к чудесам препятствовали их совершению ( Мф.13:58, 17:20 , Мк.6:5 ). В целом, исцеления соответствуют библейской традиции и соединяются с прощением грехов (например, Мк.2:4–12 ; ср. Пс.106:19–20 ; Ис.6:10, 30:26, 38:16 ; Иер.30:17, 33:6 ). Источником чудес является Сам Бог: евангелисты говорят, что Христос исцелял силой Господней ( Лк.5:17 ), Перстом ( Лк.11:20 ) или Духом Божиим ( Мф.12:28 ). Поэтому исцеления призваны укрепить веру во Христа и Пославшего Его. Врачеватели в ранней Церкви По свидетельству евангелистов, Сам Господь еще во время земной жизни посылал апостолов совершать исцеления ( Мф.9:35–10:11 ; Мк.6:6–13 ; Лк.9:1–6 ). Они продолжили это служение и после Его Крестной смерти и Воскресения ( Деян.5:16, 8:7, 9:34 ), совершая исцеления во имя Его ( Деян.3:16 ). Эти исцеления также происходили по вере ( Деян.3:1–10, 14:8–10 ). Подобно тому, как исцеляло прикосновение к одеждам Христа ( Мк.3:10, 5:28, 6:53–56 ; Лк.6:19, 8:44 след.), исцеляли даже тень ап.

http://azbyka.ru/zdorovie/vrachevanie-v-...

На Первом Вселенском Соборе, состоявшемся в Никее в 325 г., Святые Отцы говорили: " На Божественной Трапезе мы не должны просто видеть предложенный хлеб и чашу с вином. Но, вознося верою ум ввысь, будем разуметь, что на священной трапезе этой лежит Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин.1, 29), приносимый священниками в жертву бескровную. И, принимая истинно честное Тело и Кровь Его, мы должны веровать, что это - знамения нашего воскресения " 28 . В деяниях Третьего Вселенского Собора Ефесского, в послании свт. Кирилла Александрийского, одобренном Отцами Собора, читаем следующее: " Возвещая сущую по плоти смерть Единородного Сына Божия, то есть Иисуса Христа, и исповедуя Воскресение Его и Вознесение на небеса, мы совершаем в церквах бескровное жертвоприношение. И таким образом приступаем к таинственным благословенным Дарам и освящаемся, причащаясь святого Тела и честной Крови Христа, искупившего всех нас. И принимаем их не как обыкновенную плоть (чего да не будет!) и не как плоть человека, освященного и соединившегося со Словом по единству достоинства, то есть ставшего Божиим обиталищем, но как Тело истинно животворящее, собственное Тело Самого Слова. Ибо Он, будучи Жизнью по естеству как Бог, когда стал единым с собственной плотью, соделал ее животворящей. И потому, хотя Он говорил нам: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его (Ин. 6, 53), - мы не должны почитать ее за плоть человека, во всем подобного нам. Ибо каким бы образом плоть человека по природе своей могла быть животворящей? Но должны почитать ее за плоть Того, Который ради нас стал и назвался Сыном Человеческим " 29 . На Седьмом Вселенском Соборе Святые Отцы, обличая заблуждение лжеучителей, свидетельствовали: " Никто из труб Духа, то есть святых апостолов или достославных отцов наших, бескровную жертву нашу, совершающуюся для воспоминания страданий Бога нашего и всего домостроительства Его, не называл образом Тела Его. Ибо мы не принимали от Господа так говорить и возвещать. Напротив, Он благовествует: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6,53). Также: Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2331...

В беседе с Самарянкой Он указывает на Себя, как на источник Воды Живой, как на Мессию ( Ин.4:10,26 ). Своими чудесами Он доказывает Свое посольство от Бога Отца и призывает к вере в Него, обещая дать Самого Себя в пищу и воскресить всех верующих в Него и вкушающих Его Тело и Кровь ( Ин.6:53–56 ), Исцеляя расслабленного и слепорождённого, воскрешая четырёхдневного мертвеца Лазаря, Иисус показал, что Он действительно есть Свет, Воскресение и Жизнь для людей, уверовавших в Него ( Ин.8:12, 11:25 и другие места). И когда Он шёл на последний, страдальческий подвиг для Спасения людей, Иоанн не ограничился только рассказом о Его страданиях, но сохранил нам последнюю прощальную беседу Его с учениками, в которой выразилась вся сила любви Богочеловека к Его ближайшим друзьям, ученикам, и ко всем верующим. В ней Он обещал им идти к Отцу Своему, чтобы в доме Его приуготовить для них обители, и умолить Отца, чтобы Он послал им Духа-Утешителя, Который и заменит им Его, и напомнит им Его учение, и наставит их на всякую истину. Тут же Иисус дает ученикам Своим Новую Заповедь о любви друг к другу , по исполнению которой все будут знать, что они ученики Его. Эта любовь не только соединит их между собою, но и с Ним и с Отцом Его, так что все они представлять будут единое целое. При этом Иоанн даёт ясно разуметь, что совершенное Иисусом Спасение Рода Человеческого было самым славным делом Сына Божия на Земле. Так, приближаясь к страданиям, Иисус молит Отца, чтобы Он прославил Своё имя в Нём – и слышит с Неба ободряющий глас: и прославих, и паки прославлю ( Ин.12:28 ). Свою прощальную беседу Он начинает словами: ныне прославися Сын Человеческий, и Бог прославися в Нем ( Ин.13:31 ). И в последней, первосвященнической молитве к Отцу Он опять высказывает ту же мысль; Аз прославих Тя на Земли, дело соверших, еже дал еси Мне, да сотворю. И ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть ( Ин.17:4–5 ). Показывая такое значение страданий Иисуса, Иоанн тем самым определённо представляет, что не просто злоба и зависть Иудейских начальников были главною причиною осуждения Галилейского Пророка на крестную смерть и не одно только ослепление и предрассудки Иудейского народа привели Его на Голгофу – а Сам Он, исполняя волю Отца, отдал Себя в руки врагов Своих, искавших Его смерти; Сам Он не вопиял против неправедного суда и первосвященников, и Ирода, и Пилата, но добровольно испил чашу страданий и вкусил самую смерть, чтобы избавить людей от власти диавола и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Поскольку в Таинстве Плоти и Крови сфокусировано всё дело нашего спасения, известное утверждение Господа о том, что помимо Него никто не придёт к Небесному Отцу ( Ин. 14:6 ), вполне приложимо к этому величайшему и уникальному Таинству. Ведь не вкушающий Его Тело и не пиющий Его Кровь «не будет иметь в себе жизни» ( Ин. 6:53–54 ). «В размышлениях о Божественной Литургии святителя Серафима Звездинского есть описание видения одного старца-подвижника, ярко характеризующее значение для христианина Причащения Святых Тайн. Подвижник видел «огненное море, волны которого вздымались и бурлили, представляя из себя страшное зрелище. На противоположном берегу стоял прекрасный сад. Оттуда доносилось пение птиц, неслось благоухание цветов. Подвижник слышит голос «Перейди через это море!» Но перейти не было возможности. Долго стоял он в раздумье, как перейти, и слышит снова голос: «Возьми два крыла, которые дала Божественная Евхаристия: одно крыло – Божественная Плоть Христова, второе крыло – животворящая Кровь Его. Без них, как ни велик был бы подвиг, достигнуть Царствия Небесного нельзя " ». Старец Парфений Киевский однажды в благоговейном чувстве пламенной любви к Господу долго повторял в себе молитву: «Господи Иисусе, живи во мне и мне дай в Тебе жити», – и услышал тихий, сладкий голос: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» ( Ин. 6:56 )» 1067 . Тело Христа Воскресшего не перестало быть Телом Человеческим. Единосущием Воскресшего Тела Господня телу каждого потомка Адама обусловлено участие нашего естества в славе прославленного Человечества Христова ( Флп. 2:10 ). Это единосущие является фундаментом нашей надежды на наше Воскресение. Причащаясь, мы получаем залог нашего Воскресения не как предмет нашей веры, но как То, что пребывает внутри нас и без чего наше участие в жизни вечной, по слову Самого Спасителя, становится невозможным ( Ин. 6:53 ). Ведь вполне очевидно, что одного природного единосущия с Сыном Человеческим недостаточно для единения со Христом и вечной жизни с Ним и в Нём. Как разумные существа, мы призваны войти в единение с Ним. Это подразумевает и восприятие нами Его образа мыслей, открытого Им как Ипостасной истиной в Святом Евангелии, и очищение нашего сердца от страстей ( Лк. 10:27 ), и превращение нашей души в храм Божий ( 1Кор. 3:16–17 ), и всецелое соединение нашей воли с волей Божией ( 1Кор. 3:9 ). В максимальной степени всего этого мы достигаем в Причащении. Входя в теснейшее единение со Христом в Евхаристии, мы восприемлем освящение нашего естества от соприкосновения с одушевлённым Телом Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010