II. Значение антиминса, как жертвенника Поскольку антиминс есть вместо-престолие, при совершении литургии имеет одинаковое значение с престолом, а иногда заменяет его; то антиминс, подобно престолу, есть жертвенник, так как евхаристия, совершаемая на нем, есть истинная жертва Богу 19 . Для лучшего разумения, в каком смысле антиминс называется жертвенником, должно несколько сказать о жертве, от которой он получил свое название и значение. Господь наш Иисус Христос на кресте, как на жертвеннике, принес собою искупительную жертву за весь род человеческий. На кресте Господь был и первосвященником, приносящим жертву, и самою жертвою. Крестною смертию Он удовлетворил правосудию Божию за грехи всего мира. Жертва, однажды принесенная Им на кресте, достаточна была для уничтожения прародительского греха и проклятия всего человеческого рода 20 . Но, чтобы люди сделались участниками даров крестной смерти, воспользовались благами искупительной жертвы Спасителя, для них нужна, кроме живой веры во Христа, распинания своей плоти со страстьми и похотьми, – благодатная помощь, сообщаемая людям посредством таинств. Для получения спасения человеку необходимо привиться посредством таинств, как ветви к дереву, к Господу Иисусу Христу. В таинстве евхаристии, приобщаясь тела и крови Христовой, человек соединяется с Господом самым тесным образам. Ибо здесь он приобщается того самого тела, которое страдало на кресте, той самой крови, которая там пролилась из пречистых ребер, рук и ног Спасителя. Господь сперва обещал дать под видом хлеба свою плоть, – то тело, которое пострадает за жизнь мира, – сказав: «хлеб его же Аз дам, плоть моя есть, юже Аз дам за живот мира» ( Ин.6:51 ). Потом на тайной вечери, подавая хлеб Апостолам, преподал им свое тело. Он сказал: «сие есть тело мое» ( Мф.26:26 ). Необходимость причащения тела и крови Христовой для получения вечной жизни указал Сам Господь. Он сказал: «ядый мою плоть и пияй мою кровь имат живот вечный» ( Ин. 6:54 ). «Аще не снесте плоти сына человеческого, не пиете крови Его, живота не имате в себе» ( Ин.6:53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

свящ. Сергий Кобзарь Приложение I. Перечень главных ересей протестантизма 1. Протестанты отвергают особое священство в Церкви и разделение верных на пастырей и овец (см. гл. 12, абз. 2–5,10), вопреки учению Библии (см. гл. 12. абз. 11–28) и всей древней Церкви (см. гл. 12, абз. 30–39). 2. Большинство протестантов, вопреки Библии и учению древней Церкви (см. гл. 12, абз. 83–120), отвергли трёхчинное устройство церковной иерархии (епископ, пресвитер, диакон), заменив её на двухчинную и упразднив епископский чин (см. гл. 12, абз. 81), без которого в самом принципе не может быть Церкви и спасительных таинств. 3. Протестанты, вопреки Св. Писанию и учению всей древней Церкви (см. гл. 12, абз. 127–151), отвергли апостольскую преемственность рукоположения священства, установив свою бесчинную, самозваную и безблагодатную иерархию. 4. Протестанты отвергают крещение «для прощения грехов» (см. гл. 13, абз. 3), вопреки Св. Писанию ( Деян.2:38 ) и единогласному учению всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 41, 43–53, 55, 57–66), изменив при этом Никео-Цареградский Символ Веры (см. гл. 13, абз. 8). 5. Протестанты, вопреки Св. Писанию ( Ин.3:5 ; Тит.3:5 ; Рим.6:2–7 – см. гл. 13, абз. 18–28,31) и единогласному учению всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 38–40, 42–45, 47, 49–54, 58, 60–62, 66, 68), отрицают то, что в Крещении человек возрождается (см. гл. 13, абз. 3), 6. Протестанты учат, что «крещение не спасает» (см. гл. 13, абз. 3), прямо противореча Апостолу, глаголющему, что «крещение... спасает» ( 1Пет.3:20–21 – см. гл. 13, абз. 10) и другим свидетельствам Св. Писания ( Мк.16:16 ; Гал.3:27 – см. гл. 13, абз. 11–13, 29–30), а также единодушной вере всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 37–69, особенно 45, 62, 64). 7. Большинство протестантов отвергают детокрещение, вопреки Св. Писанию (см. гл. 13, абз. 157–172), особенно Деян.2:37–39 , и единогласному учению древней Церкви (см. гл. 13, абз. 175–186) – даже вопреки учению своих же основателей (см. гл. 13, абз. 173, 186). 8. Протестанты извращают последовательность в спасении (сначала Крещение, а потом – принятие Духа Святого), засвидетельствованную как Св. Писанием ( Деян.2:38; 8:14–17; 8:38–39; 19:1–7 ; Тит.3:5 – см. гл. 14), так и учением всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 55–58, 60, 64, 67; гл. 14, абз. 56–57, 59, 61–69, 73, 75, 78).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Скачать epub pdf Седмица 7-я по Пасхе ПОНЕДЕЛЬНИК. Ин. Зач. 49. (14,27–15,7) О ХРИСТИАНСТВЕ Христиане – розги Христовы, которые во Христе укоренены, в Нем плодоносны и делают и имеют все то, что Христу свойственно и Его достойно (3,412). Если у кого не соблюдается единомыслие, не обретается союз мира, не сохраняется кротость в духе, то очень дерзко было бы назвать таковых членами Христовыми (5,9). Христианин должен иметь образ мыслей, достойный небесного звания, и жить достойно Евангелия Христова (6,53). Христианину не должно рассеиваться и чем-либо отвлекаться от памятования о Боге, о воле и судах Его (6,54). Всякий (христианин) живет не для себя одного, но для ближних: мало самому быть убежденным, если не убеждаешь других (13,118). Будем желать, чтобы последовать Тому, Кем мы спасены и принадлежать к Его достоянию, нимало не заботясь о том, что малоценно и пресмыкается по земле (13,125). Прилично не ослабевать и не изнемогать в страдании, но презреть персть и предоставить телу терпеть, что свойственно ему непременно, по закону естества, или теперь, или впоследствии, имеющему разрушиться, потому что оно умрет, изнуренное или болезнью или временем, а самому возвышаться душой, возноситься мыслями к Богу и знать, что было бы несообразно любомудрствовать нам вне опасностей, оказываться же нелюбомудрыми в нуждах и изменять своему обещанию (13,273). Христианина истинного и кажущегося распознают из открывающихся в каждом характеристических свойств. Свойства подлинного христианина все те, какие мы нашли во Христе; из них доступным для нас – подражаем, а те, подражание коим недоступно нашему естеству, чтим и поклоняемся им (20,229). Что должно делать тому, кто удостоен именоваться великим именем Христовым? Что иное, как не тщательно различать в себе мысли, слова и дела, относится ли каждое из них ко Христу или чуждо Христа? А такое различие очень удобно, ибо что совершается или мыслится, или говорится под влиянием какой-либо страсти, то совершенно чуждо Христу и носит на себе черты противника, который страстями, как бы грязью, пачкая жемчужину души, портит блеск драгоценного камня. А чистое от всякого страстного расположения имеет отношение к Началовождю бесстрастия, Который есть Христос; кто из Него как из чистого и открытого источника почерпает для себя мысли, у того окажется такое сходство с Первообразом, какое у воды, струящейся в источнике, с водою, которая оттуда налита в сосуд, ибо одинакова по естеству чистота: усматривается ли она во Христе, или в том, кто приобщается Ему. Христос источает, а приобщающийся почерпает, переводя в жизнь красоту, (заключающуюся) в мыслях; так что происходит согласие внутреннего человека с внешним, как скоро благовидность жизни совпадает с направлением мыслей по Христу (20,260).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1 В греч.: «третий вал», который считался самым страшным, как у нас девятый. 2 Текст в скобках принадлежит оригиналу. 3 Домостроительство Сына Божьего — т. е. Божественный план спасения человеческого рода, который объемлет Воплощение, Страсти и Воскресение Сына Божьего. 4 Текст может быть переведен еще и так «уплатить свой долг (или штраф)». 5 Текст может быть переведен также и так: «от нашего времени». 6 Hom. de centum ovibus XXXIV in Evang. 7. 7 В греч. « αντρεψε », которое я перевел здесь двумя словами. 8 Т. е. ясно сознающие свои поступки, сделанные по своей воле, без какого-либо постороннего влияния. 9 Гал. 4:4; Еф. 1:10 10 Рус. пер.: «Закон был нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправ­даться верою. По пришествии же веры мы уже не пол руководством детоводителя» (Гал. 3:24—25) 11 « δκμς δοναι , αποτσαι », см. прим. 4 на с. 288 наст издания. 12 « δκας κτσαι », т. е. опять тот же смысл: как «уплатить ил раф» См.: Larnpe G. W. II A Patristic Greek Lexicon Oxford, 1961. P 365. 13 Т. е. ангельских сил. 14 Потому что тогда страдало бы не человеческое естество, а ангельское. 15 Опять мы имеем δδωσι τν δκην — см об этом ранее «Воспринятый человек», т. е. человеческое естество, которое воспринял в воплощении Сын Божий. 16 По Платону, такие периоды охватывали периоды от 1000 до 10000 лет. 17 Оригинал: «сущий внизу». 18 Рим. 6:3. 19 Ин 6:53—54. 20 Ин 14:8. 21 Возможно, Схоларий здесь имеет в виду недостаток времени и необ­ходимость быть кратким. 22 «Проклят всяк висящий па древе» (Гал. 3:13). 23 Говоря о Богочеловеке, Схоларий, если мы правильно понимаем его мысль, хочет сказать, что Бог стал человеком не в том смысле, что Божест¬во соединилось с человеческим телом (потому ч го в таком случае можно было бы говорить, что на кресте страдало Божество, что недопустимо), а и том, что Божество соединилось с человеческой душою Богочеловека. 24 Т. е, человеческой душе отвечает человеческое тело, а не наоборот. Например, по Джордано Бруно, человеческое тело как бы отливается со­гласно облику души; позднее тело подвергается порче от старости и бо­лезней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3026...

Разделы портала «Азбука веры» Посещаем с мужем воскресные литургии уже более полугода. Но все еще не решаемся исповедоваться и причаститься. Наблюдаем, как каждый раз на Литургии причащаются все прихожане храма. А это более ста человек. Неужели батюшка каждую неделю их успевает всех исповедать? Как победить в себе это стеснение? Вопрос закрыт для новых ответов. Похожие вопросы 3 Ответа Светлана, с Днём воскресным! Следует в первую очередь определиться: для чего и к кому Вы пришли в храм? Если к Богу, то какая Вам разница как и что батюшка успевает? Вы же не претендуете на его место? Это его служение, его “тайм-менеджмент”. Ваше служение: исполнение заповеди Божьей о Причащении ( Ин.6:53–54 ). Каждый несёт ответственность за себя и отвечать будет за себя. Вас на Страшном Суде точно не спросят за то, как священник совершал Таинство Покаяния. Не смущайтесь, Светлана, узнайте время совершения Таинства и смело приходите. Лучше не в воскресное утро, когда максимальное число причастников, а в субботу. Однажды я со священником обсуждала отговорку «я ещё не готов исповедаться». И он сказал замечательные слова — «полной готовности к ПЕРВОЙ исповеди быть не может — слишком страшно». Процесс подготовки к исповеди можно условно разделить на два этапа. Первый — внутренний. Это постепенное молитвенное покаянное осознание собственных грехов. Сначала вспоминаются самые яркие, тревожащие душу грехи. С   обретением навыка духовной жизни — становятся очевидными такие, какие поначалу и грехами не считали. Этот путь каждый человек проходит наедине с Богом, и тут вопрос стеснения не стоит. Стесняться мы начинаем на втором этапе — готовясь и приступая непосредственно к Таинству исповеди. Исповедь дает нам возможность открыть уловленные грехи, в которых мы каемся, перед Богом — со свидетельством священника, после чего приступить к Таинству Причастия. «Здесь завершается эта духовная ломка, окончательный духовный перелом, который делает человека достойным Божественного благодатного прощения чрез разрешительную молитву от священника. Ибо только Бог в Его чудодейственной помощи, подаваемой в таинстве (исповеди), силен действительно убелить, как волну, ищущую Его душу, Своим чудотворным прикосновением убить в душе грешника власть греха, дать обессиленной грехом душе успокоение и мир, и силу». ( Гермоген Шиманский )

http://azbyka.ru/vopros/kak-reshitsja-na...

Скачать epub pdf 38. 25 неделя по Пятидесятнице. О милосердном самарянине. Искушающий законник и милосердствующий самарянин (Лк. 10:25–37) «Иди, и ты поступай так же» ( Лк. 10:37 ). В сегодняшнем Евангельском чтении, братия и сестры, мы слушали повествование о законнике, искушавшем Спасителя, и о милосердном самарянине. Какая разница между этими людьми! Законник принадлежал к той группе людей (книжников и фарисеев), которые ходили за Христом только затем, чтобы испытывать и искушать Его своими вопросами, в надежде уличить Его в каком-либо нарушении ветхозаветного закона и тем ослабить Его влияние на народ и сохранить над народом свой авторитет и своё влияние. Много, много раз, ходя за Ним, задавали Ему свои лукавые вопросы, и каждый раз отходили посрамлёнными ( Мф. 9:2–6 ; Лк. 11:53–54 ). Однажды они приведи к Нему даже взятую в прелюбодеянии женщину, чтобы в её зазорном поведении «найти» повод к обвинению Его ( Ин. 8:2–11 ). Другой раз они искушали Его политическим вопросом: позволительно ли давать подать кесарю? ( Мф. 22:15–22 ), но, удивлённые Его ответом, они ушли ни с чем. На этот раз законник лукаво спрашивал: Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? ( Лк. 10:25 ). Побуждаемый встречными вопросами Христа, он сам должен был дать ответ на этот вопрос. А когда законник поставил вопрос перед Христом: А кто мой ближний? ( Лк. 10:29 ), то Христос ответил ему рассказом о милосердном самарянине. Почему о милосердном самарянине, а не о милосердном еврее? По ветхозаветному закону под ближним разумелся только соплеменник, еврей. И по смыслу этого закона каждый еврей должен был оказывать помощь всякому еврею, впавшему в беду. Но что мы видим из рассказа Спасителя? Израненный, еле живой еврей лежит при дороге. Другой еврей и не просто еврей, а священник-еврей, равнодушно проходит мимо, лишь мельком взглянув в его сторону. Третий еврей (тоже служитель скинии), хотя и подошёл и посмотрел, но, однако, также ушёл, не найдя в своём сердце ни жалости, ни слова утешения. Жалость нашлась в сердце самарянина-иноплеменника ( Лк. 10:33 ), отдавшего израненному всё, что он имел, вплоть до средств на лечение в городе. Христос спросил законника, кто из трёх ближний впавшему в беду от рук разбойников?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Глава XXII. Необходимость таинства св. причащения I. Евангелие от Иоанна: «Речеже им Иисус: аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крове его, живота не имате в себе. ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имат живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день» (6:53–54). II. Св. Иоанн Златоуст : а) «Истинно говорю вам, говорит Христос, если кто не будет есть плоти Моей и пить крови Моей, тот не будет иметь жизни в себе. Так как иудеи пред тем говорили, что это невозможно, то Он показывает, что нетолько не невозможно, но и весьма необходимо. Поэтому и прибавляет: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имат живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. Слова Его: если кто ест от хлеба сего, не умрет во веки, легко могли показаться им странными, как и тогда, когда они говорили: Авраам умер, и пророки умерли, как же Ты говоришь: не вкусит смерти ( Ин.8:52 )? Поэтому Он, чтобы разрешить такое недоумение и показать, что действительно не умрет навсегда, упомянул о воскресении. Часто же говорит о таинстве причащения, чтобы показать, как необходимо и что оно непременно должно быть» (т. VIII, стр. 307). б) «Отвергнем такое безумие! Действительно, безумно не уважать такую власть, без которой нам невозможно получить спасения и обетованных благ. Если никто не может войти в царствие небесное, аще не родится водою и Духом ( Ин.3:5 ), и не ядущий плоти Господа и не пиющий крове Его лишается жизни вечной... Кто же, кроме человека совершенно иступленного или безумного, может презирать такое страшнейшее таинство? (т. I, стр. 417. О священстве сл. 3-е).» в) «У кого внутри завелись черви, тот не может дышать, потому что все внутренности его изъедены.. Как же мы можем породить что-нибудь благородное, нося внутри себя такого змия, – разумею гнева, снедающего внутренности наши? Каким образом избавимся от этой язвы? Если будем употреблять питие, которое может умертвить внутренних червей и змей. Но какое питие, спросишь, имеет такую силу? Честная кровь Христова, если с упованием приемлется. Она может уврачевать всякую болезнь» (т. VII, стр. 47).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Таинства Важнейшие библейские тексты о семи таинствах православной церкви 22 . 1 . О таинстве крещения: Аминь, аминь глаголю тебе [говорит Иисус Христос Никодиму], аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие ( Ин.3:5 ). Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). Иже веру имет и крестится, спасен будет. ( Мк.16:16 ). 2 . О таинстве миропомазания: Извествуяй нас с вами во Христа, и помазавый нас, Бог: Иже и запечатле нас, и даде обручение Духа в сердца наша ( 2Кор.1:21,22 ). И вы помазание имате от Святаго ( 1Ин.2:20 ). 3 . О таинстве причащения: а) Установление таинства причащения: Прием Иисус хлеб и, благословив, преломи, и даяше учеником, и рече: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И прием чашу, хвалу воздав, даде им, глаголя: пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя нового завета, яже за многия изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:27–28 , сн. Лк.22:17,19 ). б) Таинство причащения составляет сущность (необходимую принадлежность) нового завета: Господь Иисус Христос в нощь, в тоже предан бываше, прием хлеб, и благодарив, преломи и рече: примите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое: сие творите в Мое воспоминание. Такожде и чашу, по вечери, глаголя: сия чаша новый завет есть в Моей крови: сие творите, елижды аще пьете, в Мое воспоминание ( 1Кор.11:23–25 ). Сия чаша новый завет Моею кровию ( Лк.22:20 ). в) Причащение необходимо для спасения: Рече… Иисус: аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пьете крови Его, живота не имате в себе. ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный ( Ин.6:53–54 ). Имуще убо дерзновение, братие, входити во святая кровью Иисус Христовою, путем новым и живым, его же обновил есть нам завесою, спречь плотью Своею ( Евр.10:19–20 ). Да приступаем с истинным сердцем, во извещение веры ( Евр.10:22 ). Отверглся кто закона Моисеева, без милосердия при двоих или трех свидетелях умирает. Колико, мните, горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, ею же освятися, и Духа благодати укоривый ( Евр.10:28–29 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте. Такая ситуация с подругой. Она верит в Бога, читает Библию и живёт по Библии. И как-то я ее спрашиваю: ты празднуешь Рождество Христово? Она ответила нет, так как это не упомянуто в Библии. Вопрос: есть ли дата рождения Иисуса Христа в Библии? 6 Ответов В Библии дата Рождества не названа, как и многое другое. Даже слова “Троица” там нет. Нынешняя дата Рождества —  это церковный обычай, установленный примерно в IV веке. Но если подруга живет по Библии, то она должна знать, что Тело Христово — это Церковь, которая существует неизменно от дня Пятидесятницы. Ее Главой является Сам Иисус Христос. В ней установлены разные церковные чины, в том числе учители, епископы и пресвитеры. Церковь светит миру истинным учением и преподает дары Святого Духа не где-нибудь в углу, но как свеча на подсвечнике, поэтому она является столпом и утверждением истины ( 1Тим. 3:15 ). Даже спасаемся мы не сами по себе, но в теле Церкви ( Еф. 5:23 ). Ваша подруга должна знать все эти библейские утверждения. Итак, живя по Библии, она должна причащаться Тела и Крови Христовых в Церкви ( Ин. 6:53–54 ). Должна слушаться церковных уставов и постановлений. Должна почитать церковных учителей и сохранять незыблемо церковную верую, однажды преданную святым ( Иуд. 1:3 ) и с тех пор неизменно хранимую в Церкви через апостольское Предание, за что нас хвалит и апостол ( 1Кор. 11:2 ). Поэтому, будучи верной православной христианкой, она должна принимать и церковные праздники, совершаемые во славу Божию, в том числе и Рождество Христово. Если же она свое личное толкование ставит выше голоса Церкви и Ее Главы — Господа Иисуса Христа, то не надо ей говорить, что она живет по Библии. Наоборот, самое главное в Библии — послушание Богу и Его Церкви, которое многие подменяют собственными мнениями и толкованиями. И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов ( 1Цар.15:22 ).

http://azbyka.ru/vopros/est-li-data-rozh...

Разделы портала «Азбука веры» См. также: Как готовиться ко Святому Причащению Вопрос: Что может служить препятствием к участию в причащении Святых Тайн? Ответ: «Евхаристия — центральное Таинство Церкви. Регулярное причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” ( Ин.6:53-54 )» (из документа «Об участии верных в Евхаристии»). В любом из Таинств Церкви, если оно правильно совершено, тому, кто его принимает, подается Божественная благодать. Однако Таинство, как может послужить на пользу человеку, так и навредить ему, в зависимости от того, в каком расположении и состоянии он участвует в нем. Так, по учению Церкви, «пречистое Тело и Кровь Господня раздаются и входят в уста и утробы причащающихся, как благочестивых, так и нечестивых. Только благочестивым и достойно принимающим доставляют отпущение грехов и жизнь вечную, а нечестивым и недостойным уготовляют осуждение и вечное наказание» ( Посл. восточ. патриархов, чл. 17 ). Препятствия духовно-нравственного характера: • наличие тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид; • состояние озлобленности, гнева; • нахождение под запрещением от архиерея или священника-духовника; • многоядение и многопитие с вечера; • осквернение во сне (поллюция), если оно было вызвано греховными причинами (см. 4 канон. ответ свт. Дионисия Александрийского , 12 канон. ответ Тимофея Александрийского); • состояние одержимости демоном, если одержимый хулит Святые Тайны (см. 3 канон. ответ Тимофея Александрийского). Препятствия дисциплинарного порядка: • интимная близость в ночь накануне причастия (см. 5 и 13 канон. ответ Тимофея Александрийского); • вкушение пищи и питье с полуночи до святого причащения (см. 41 (50) канон Карфагенского собора ). Требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин;

http://azbyka.ru/prepjatstvija-k-uchasti...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010