Смотрите, как впали в соблазн, словно [обжегшись] солнцем, те плотские люди, которым проповедовал Христос о Плоти Своей, говоря: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). Примерно семьдесят человек сказали: какие странные слова! ( Ин.6:60 ) – и отошли от Него, остались двенадцать. Всех тех обожгло Солнце, и они отступили, [P. 142] не имея возможности снести силу слова. И вот, остались двенадцать. И чтобы люди не подумали вдруг, что они, веруя во Христа, оказывают милость Христу, а не Он дает им милость, Господь, когда осталось двенадцать, сказал им: не хотите ли и вы отойти? ( Ин.6:67 ), чтобы они знали, что Он нужен им, а не они Ему. И вот, те, которых не обожгло Солнце, ответили голосом Петра: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни ( Ин.6:68 ). Кто же те, кого обжигает Церковь , словно луна ночью? Это те, кто учинял раскол. Услышьте глагол, который использован у апостола: Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? ( 2Кор.11:29 ) 120 . Почему же нет соблазна в том человеке, который любит брата? Потому что тот, кто любит брата, терпит все ради единства, потому что в единстве любви пребывает братская любовь. Допустим, тебя оскорбляет какой-то человек. Он либо плохой, либо это ты думаешь, что он плохой, либо ты вообразил себе, что он плохой. И ты поэтому отворачиваешься от множества добрых. Какая же это братская любовь? Что за любовь проявилась у тех [донатистов]? Они, порицая африканцев, отвернулись от всего мира. Неужели во всем мире не было святых? И они, даже не будучи выслушаны, были осуждены вами? 121 О, если бы вы любили своих братьев, в вас бы не было соблазна. Послушай псалом, что в нем говорится: Велик мир у любящих закон Твой, и нет в них соблазна ( Пс.118:165 ). В нем сказано, что велик мир у любящих закон Божий и потому нет в них соблазна. Стало быть, те, кто введен в соблазн, разрушают мир. А о ком сказано, что они не подвергаются соблазну и не дают повода для соблазна? О любящих закон Божий. Стало быть, они пребывают в любви. Но кто-то скажет: «Он сказал это о любящих закон, а не о братьях». Послушай, что говорит Господь: Заповедь новую даю вам, [P. 144] да любите друг друга ( Ин.13:34 ). Что есть закон, если не заповедь? Каким же образом они не подвергаются соблазну? Конечно, со снисхождением относясь друг к другу. Как говорит Павел: снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира ( Еф.4:2–3 ). А то, что это и есть закон Христов, послушай этого же апостола, который передает этот закон: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов ( Гал.6:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Все это служит яркой иллюстрацией трудности пути ко Христу – в частности, процесса воцерковления. Необходима своя последовательность, прохождение через этапы принятия веры, так что познание таинственных вещей возможно лишь тогда, когда обнаруживается согласие веры оглашаемого с верой Церкви. Как видим, в наибольшей степени насыщенное такими тайнами Евангелие от Иоанна содержит красноречивое свидетельство этого рода. Так обнаруживает себя кризис, критическая точка веры, момент выбора: «какие странные слова! кто может это слушать?» (6, 60 ) или «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (6, 68 ). Кризис как острейшее противостояние веры и неверия всякий раз становится финалом очередного общения (беседы, спора) Иисуса со слушателями. Иудеи хватаются за камни, чтобы побить Его, но Иисус таинственно скрывается (8, 58–59 ) до тех пор, пока не наступил Его час. Мы намеренно употребили слово «кризис», взятое из греческого текста Ин. без перевода, хотя в русском языке это греческое слово стало иметь несколько иное значение. Kri/sij по-гречески – «суд». Вместе с глаголом «судить» (kri/nw) они также составляют важную часть терминологии Ин. (3, 17–19 ; 5, 22. 24. 27. 30 ; 8, 15–16. 26. 50 ; 9, 39 ; 12, 31. 47–48 ; 16, 8. 11 ). Явление Иисуса и есть суд (суждение, выявление), который происходит здесь и сейчас, ибо открывается четкая разница между верой и неверием. Такой суд подобен свету, который возжигают, чтобы увидеть вещи такими, какими они являются на самом деле: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы ( Ин. 3, 19 ). Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну ( Ин. 5, 22 ). На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы ( Ин. 9, 39 ). Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон (12, 31 ). Суд происходит ныне, ибо явился Свет. «Ныне» как требование выбора обращено как к тем, кто слушал Иисуса, так и к читателям Евангелия. Утешитель О Духе Святом, Который часто именуется Утешителем (para/klhtoj) или Духом Истины (to pneu=ma th=j a)lhqei/aj), в Ин. говорится больше, чем в других Евангелиях: даже если не в количественном отношении (здесь примерно столько же, сколько и в Лк.), то в содержательном – как бы изнутри бытия Святой Троицы 885 . По сравнению с земным служением среди людей Иисуса – воплощенного Слова, о Духе или об Утешителе говорится как о некоей иной форме Божественного присутствия – невидимой, но не менее реальной:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

«Истина сделает вас свободными». Христос говорит здесь о свободе от гибельного влияния, которое оказывали на иудеев раввины-фарисеи. Такая свобода могла быть приобретена только через твердое и самостоятельное усвоение и через опытное исследование возвещенной Христом истины (ср. Ин.6:68 и сл.; Ин.3:33, 7:17 ). Ин.8:33 .  Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Услышав, что Христос обещает даровать им какую-то свободу, уверовавшие во Христа иудеи обижаются на Его слова. «Значит, – говорят они, – Христос считает нас еще несвободными. А ведь они никогда не были ничьими рабами!» Какую «свободу» они имели в виду, говоря это? Конечно, не политическую. Они не могли не знать, что такой свободы у них давно уже не было, что действительным владыкой иудеев был представитель римского императора, прокуратор. Свобода , которую они думают иметь, это свобода духовная, свобода от чуждого языческого влияния: язычники могли поработить их, но духа их они пленить не могли. Ин.8:34 .  Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех , есть раб греха. Ин.8:35 .  Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Ин.8:36 .  Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. Христос отвечает им, что у них нет и духа свободы: они – рабы греха. «Всякий делающий грех», т.е. совершающий грех как задачу своей жизни, как будто назначенное ему дело, конечно, вполне правильно может быть назван рабом греха. С этим едва ли кто мог спорить, потому что об этом свидетельствовало и слово Божие, и учение раввинов, жертвоприношения за грехи и собственный опыт каждого. Таким образом, все нуждались в свободе, исключая Самого Освободителя, Который теперь явился пред иудеями. K последней мысли Христос переходит, разъясняя различие положения в доме между сыном домохозяина и рабом. «Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно...» Далее следовало бы ожидать приложения этого правила ко Христу и Его слушателям, но такого приложения Христос не делает ввиду ясности того вывода, какой нужно сделать из сказанного выше. Слушатели Христа, конечно, поняли, что сын – Христос, рабы – они, а дом отца – Царство Божие. Поэтому Господь далее говорит уже прямо о том, как раб может изменить свое положение в доме господина. Для этого он должен обратиться к защите сына (образ рабского подчинения греху здесь отступает на задний план, так как в доме Божием или Царстве Божием грех не может быть господином, а люди – его рабами).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как люди, несмотря на свою плотскость, на свою привязанность к земным и телесным нуждам и предметам, постоянно сознают в себе присутствие высшей силы, духовного начала, которое, будучи соединено с их телесным, материальным началом, проникает во все его действия, руководит им, оживляет и даже одухотворяет тело: так, без сомнения, и несравненно в высшей степени, чувствовалось и сознавалось Иисусом присутствие в Себе Божества, Которое, существенно соединившись с Его Человеческою природою, постоянно пребывало в Нём, или, как выражается Апостол: в Том живет всяко исполнение Божества телесне ( Кол.2:9 ). Что Иисус Христос постоянно сознавал в Себе это присутствие Божества, видно из того, что Он постоянно называл Бога Отцом Своим, а Себя Сыном Божиим; говорил, что Он и Отец составляют едино ( Ин.10:30 ); что Он в Отце и Отец в Нём, так что видевший Его видел и Отца ( Ин.14:9–11 ). И потому все Божеские свойства и действия принадлежат Ему в равной степени, как и Отцу. Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе; как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хощет; и вообще, что творит Отец, то и Сын творит так же ( Ин.5:19,21,26 ). И это Иисус Христос не только Сам сознавал и говорил Своим ученикам, но и ученики и все веровавшие в Него признавали и видели в Нём. Когда Слово стало плотию, – говорит возлюбленный ученик Иисуса Христа, – и обитало с нами, полное благодати и истины: то мы видели славу Его – славу, как Единородного от Отца ( Ин.1:14 ); и о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши о Слове жизни: ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам; о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение с Отцом и Сыном Его, Исусом Христом ( 1Ин.1:1–3 ). Присутствие Божества в Иисусе Христе обнаруживалось в необыкновенной чудотворной силе, посредством которой Он совершал чрезвычайные чудеса, в проявлении принадлежащей одному Богу власти прощать грехи ( Мк.2:5–11 ) и даровании Им такой же власти и ученикам Своим ( Ин.20:22,23 ); в необыкновенной премудрости и животворности Его слова, которые проявлялись в Его учении, Его проповеди, в действии на умы и сердца людей: потому что слова Его были дух и жизнь. К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, – говорил Ему Апостол Пётр в то время, как многие соблазнялись проповедью Его о хлебе животном и оставили Его; но мы уверовали и познали, что Ты еси Христос, Сын Бога живаго ( Ин.6:63,68,69 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Мы будем вызывать свидетелей последовательно, держась хронологического порядка, т.е. начиная с тех, кто впервые, в дали веков, были оглашены Евангельскою проповедью, и кончая свидетелями наших дней. Сойдутся ли раскинутые на 2000 лет свидетельства их с самосвидетельством Иисуса Назарянина? Оправдают ли они сверхчеловеческие притязания Его быть Спасителем рода человеческого. «Сей есть Сын Божий;... се Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29,34 ), – свидетельствует Иоанн Креститель. «Равви! Ты Сын Божий, ты Царь Израилев, – восклицает изумленный и восхищенный Нафанаил. – Израильтянин, в котором нет лукавства» ( Ин.1:47,49 ). «Истинно Ты Сын Божий» ( Мф.14:33 ), – исповедуют ученики, склоняясь перед Ним на озере Генисаретском. «Ты Христос, Сын Бога Живого», – твердо отвечает Ап. Петр на вопрос Иисуса, за кого они, Ученики, почитают Его. «Господи! К кому нам идти? – слышим мы от того же Петра. – Ты имеешь глаголы жизни вечной, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» ( Ин.6:68,69 ). «Так, Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» ( Ин.11:27 ), – робко откликается Марфа на призыв Иисуса к вере. «Господь мой и Бог мой» ( Ин.20:28 ), – раздается радостный крик Фомы. «Никогда человек не говорил так, как этот человек» ( Ин.7:46 ), – отвечают служители фарисейские на вопрос своих господ, почему они не привели Иисуса. «Воистину Он был Сын Божий!» – с болью вырывается из груди сотника, стоявшего при кресте «Царя Иудейского». Не чудесны ли эти свидетельства, так согласно и твердо устанавливающие факт необычайности Существа, носящего образ человека? Этим людям – в тайниках их души – открывается великая, страшная и радостная истина, что так долго всеми Ожидаемый Посланник неба здесь, с ними, – что это точно Он, Избавитель, имеющий ключи ада и рая, Которому дана всякая власть на небе и на земле. Да и как не дивиться, как не устрашаться, как не радоваться, как, наконец, не верить Ему, когда на их глазах, по Его благой воле, слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Как-то в детстве меня поразило одно высказывание:  « Даже боги не могут сделать случившееся не бывшим! »  Понятно, что Господь как Владыка Вселенной знает вс е  настоящее, прошедшее и будущее и может раскрывать Свои тайны любящим Его, но сейчас я очень сомневаюсь в справедливости этой сентенции и готов отстаивать положение, что Всевышний именно в силу Своего Владычества способен изменить течение всей истории в любой момент времени, повернув вс е  вспять, ради человеческого спасения, ибо Он также является и Владыкой времени . И поэтому, когда священник Александр Прокопчук в сво е м докладе на XVII Ежегодной богословской конференци и  ПСТГУ говорит, что  « предопределение пронизывает все евангельские события » , возникает желание ответить словами честертоновского отца Брауна:  « Не совсем… »  Конечно, невозможно уйти, с одной стороны, от того, что Сам Христос избирает для Себя учеников: Не вы Меня избрали, но Я избрал вас и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод  (Ин.15:16). И: Но есть из вас некоторые неверующие… для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не будет дано ему от Отца Моего  (Ин. 6:64–65). Вс е , о ч е м Он предупреждает их, неминуемо должно случиться : Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я  (Ин. 13:19);  Утешитель же, Дух Святый, Которого пошл е т Отец во имя Мое, научит  в ас всему и напомнит вам все, что Я говорил  в ам  (Ин. 14:26). А с другой стороны, невозможно принять того, что в избранничестве Иуды запланировано его предательство. Иначе получается, что Иуда заранее, до своего рождения, определ е н в ад, что противоречит прежде всего Божьему милосердию. И, несмотря на то, что существует православное песнопение:  « Уне тебе бяше ( л учше тебе было бы), Иудо, аще не бы зачался еси во утробе матерни: уне тебе бяше, предателю, аще не бы родился еси в отчуждение Сына Божия » , — которое, казалось бы, только способствует таковому пониманию, вс е  же основной акцент православной мысли ставится на свободе воли человека и подвиге его веры, пронизанных Божией благодатью. И недаром Христос предлагает Своим ученикам покинуть Его, но встречает отказ (см.: Ин. 6:68–69).

http://pravmir.ru/homo-subjunctivus-do-k...

В единении воли человеческой с волею Божиею лежит единственное доступное человеку на земле счастие, и единственный путь к счастию вечному. Это путь узкий и врата тесные, не потому однако, чтобы они были тяжелы для человека: «иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть» 716 , – а потому, что на пути этом человек должен отказаться от самоволия, более всего ему любезного в духовной жизни его. Человек необычайно способен величаться духом своим и знанием своим, а между тем даже великий языческий философ додумался до мысли, что высшее знание есть сознание своего невежества, ибо человеку весьма мало открыто в материальном мире; все окружающее его есть тайна; когда же человеку Господь глаголет: «ищите же прежде царствия Божия и правды его и это все приложится вам 717 », то человек и в виду этого обещания еще медлит верить и приити к Господу! «Иго Мое благо, бремя Мое легко», говорит Господь, и таково оно в действительности для того, который отвергнув свое кичливое я, возлагает свое упование единственно на милосердие Божие: «сим отвергнувшимся себя» и дается от Отца приити к Сыну, а пришедших Сын воскрешает в последний день» 718 . Ин.6:66 . От сего мнози от ученик его идоша вспять и ктому не хождаху с ним. «Идоша вспять», то есть не только не ходили более за Господом, отказавшись от слушания Слова Божия, но еще возвратились к первоначальному своему нравственному и умственному состоянию, утратив все, что они приобрели, по слову Господню: «Кто не приобретает со Мною, тот расточает» 719 и «Кто не со Мною, тот против Меня» 720 . Ин.6:67 . Рече же Иисус обеманадесяте: еда и вы хощете ити; Ин.6:68 . Отвеща убо ему Симон Петр: Господи, к кому идем; глаголы живота вечного имаши, Ин.6:69 . И мы веровахом и познахом, яко ты еси Христос, Сын Бога живаго. Вопрос, обращенный Господом к двенадцати Апостолам должен был глубоко тронуть верующие сердца и поразить неверующего. Верные устами Петра произносят исповедание веры, ибо «сердцем веруется в правду, усты же исповедуется во спасение» 721 . «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой сущий на небесах», сказал Господь Симону Петру ( Мф. 16:17 ), ибо из человек «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор. 12:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И, наконец, самым главным таинством, в определенном смысле “таинством таинств”, является для православных христиан Евхаристия, Потому, что в ней мы соединяемся с Богом самым теснейшим образом из тех, которые возможны на земле. Как? – “Недоведомо”, неизреченно. Когда Господь ходил по земле, вокруг него теснились огромные толпы людей, напряженно вслушивающихся в каждое Его слово. Но соглашались эти люди далеко не со всем. Однажды Христос сказал им: “… Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни” ( Ин.6:53 ). Для многих это было шоком. “Кто может это слушать?” – возмущались они, предполагая, что Христос говорит буквально. И отошли от Него в этот день многие и больше не ходили за Ним (ср. Ин.6:66 ). Тогда Христос обратился к ближайшим ученикам и спросил: “Не хотите ли и вы отойти?” ( Ин.6:67 ). Ученики недоумевали, как и все прочие, и для них слова Христа были тайной, но, и в этом ярчайшее достоинство апостолов, даже не понимая, они предпочитают остаться со Христом. Петр от лица всех остальных говорит: “Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни” ( Ин.6:68 ). Прошло три года – тайна оставалась тайной. И вот на праздничном ужине за несколько часов до Своего ареста Христос наконец-то открыл ученикам, что Он имел в виду. Спаситель показал на лежащий на столе хлеб, и сказал: “… Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается” (Ср. Мф.26:26 ; Лк.22:19 ). Потом помолился, указал на чашу с вином и сказал: “… Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:28 ). Творите это в Мое воспоминание (ср. Лк.22:19 ). С тех пор, вот уже почти 2000 лет, Церковь повторяет совершившееся в тот вечер. На главной церковной службе – Литургии, по молитвам народа Божьего (т.е. священника и пришедших на службу мирян), хлеб и вино перестают быть простыми хлебом и вином и становятся» силою Святого Духа, Телом и Кровью Господней. Сразу же хочу предупредить вас от возможной ошибки. Подходя к Евхаристической чаше, ни в коем случае не нужно стремиться к натуралистическим ощущениям. Мы причащаемся живого Христа, в этом чуде – главное отличие Евхаристии от всякой иной трапезы. Причащаемся, и через это становимся хотя бы на какое-то время едиными со своим Богом. Но это важнейшее таинство, как и всякое другое, не терпит профанации. Нельзя причащаться с желанием очиститься от греха, так же как мы глотаем таблетки с желанием исцелиться от болезни. Таблетки действуют независимо от нашего духовного расположения, а причастие наоборот. Подходящие к этому таинству с дерзостью, без должного рассуждения, могут больше потерять, нежели приобрести, ибо Бог очень ревностно следит за тем, с каким духовным багажом человек приближается к Нему. Поэтому-то и молится Церковь перед причастием на Литургии: “Господи, да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Тайн, но во исцеление души и тела. Аминь.”

http://azbyka.ru/katehizacija/sovremenny...

И, наконец, самым главным таинством, в определенном смысле «таинством таинств», является для православных христиан Евхаристия. Потому, что в ней мы соединяемся с Богом самым теснейшим образом из тех, которые возможны на земле. Как? – «Недоведомо», неизреченно. Когда Господь ходил по земле, вокруг него теснились огромные толпы людей, напряженно вслушивающихся в каждое Его слово. Но соглашались эти люди далеко не со всем. Однажды Христос сказал им: «…Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин. 6:53 ). Для многих это было шоком. «Кто может это слушать?» – возмущались они, предполагая, что Христос говорит буквально. И отошли от Него в этот день многие и больше не ходили за Ним ( ср. Ин. 6:66 ). Тогда Христос обратился к ближайшим ученикам и спросил: «Не хотите ли и вы отойти?» ( Ин. 6:67 ). Ученики недоумевали, как и все прочие, и для них слова Христа были тайной, но, и в этом ярчайшее достоинство апостолов, даже не понимая, они предпочитают остаться со Христом. Петр от лица всех остальных говорит: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» ( Ин. 6:68 ). Прошло три года – тайна оставалась тайной. И вот на праздничном ужине за несколько часов до Своего ареста Христос наконец-то открыл ученикам, что Он имел в виду. Спаситель показал на лежащий на столе хлеб, и сказал: «…Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается» ( ср. Мф. 26:26 ; Лк. 22:19 ). Потом помолился, указал на чашу с вином и сказал: «… Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:28 ). Творите это в Мое воспоминание ( ср. Лк. 22:19 ). С тех пор, вот уже почти 2000 лет, Церковь повторяет совершившееся в тот вечер. На главной церковной службе – Литургии, по молитвам народа Божьего (т.е. священника и пришедших на службу мирян), хлеб и вино перестают быть простыми хлебом и вином и становятся, силою Святого Духа, Телом и Кровью Господней. Сразу же хочу предупредить вас от возможной ошибки. Подходя к Евхаристической чаше, ни в коем случае не нужно стремиться к натуралистическим ощущениям. Мы причащаемся живого Христа, в этом чуде – главное отличие Евхаристии от всякой иной трапезы. Причащаемся, и через это становимся хотя бы на какое-то время едиными со своим Богом. Но это важнейшее таинство, как и всякое другое, не терпит профанации. Нельзя причащаться с желанием очиститься от греха, так же как мы глотаем таблетки с желанием исцелиться от болезни. Таблетки действуют независимо от нашего духовного расположения, а причастие наоборот. Подходящие к этому таинству с дерзостью, без должного рассуждения, могут больше потерять, нежели приобрести, ибо Бог очень ревностно следит за тем, с каким духовным багажом человек приближается к Нему. Поэтому-то и молится Церковь перед причастием на Литургии: «Господи, да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, но во исцеление души и тела. Аминь».

http://azbyka.ru/katehizacija/opyt_priho...

63 2 Тим 1:7. 64 1 Кор 12:11. 65 Ин 3:8. 66 Пс 102:4. В Синод.пер.: милостью и щедротами. 67 Пс 58(по LXX). В Синод.пер.: Бог милующий меня, предварит меня. 68 Пс 22(по LXX) В Синод.пер.: Благость и милость да сопровождают меня. 69 Рим 6:23. В Синод.пер.: Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. 70 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 71 2 Кор 12:7. 72 Рим 6:23. 73 Рим 6:23. 74 Иак 1:17. 75 1 Кор 4:7. 76 Ин 1:16. 77 Ис 7(по LXX). В Синод.пер.: Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены. 78 Ср.: Рим 9:21—22. 79 Ср.: Рим 5:12. 80 Рим 9:23. 81 Флп 3:15. 82 Рим 9:19. 83 Рим 9:20—21,23. 84 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 85 Рим 9:14. 86 Рим 11:33. 87 Пс 35:4. В Синод.пер.: Не хочет он вразумиться, чтобы делать добро. 88 Притч 29(по LXX). В Синод, пер.: Словами не научится раб, по­тому что, хотя он понимает их, но не слушается 89 Ср.: Лк 12:47—48. 90 Рим 1:18—20. В Синод.пер.: ...Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. 91 Рим 1:21. 92 Рим 2:1. 93 Ин 15:22. 94 Рим 2:12. 95 Еккл 7:29. 96 Ср.: Рим 5:12. 97 Ср.: Рим 2:1. 98 Рим 3:20. 99 Рим 7:7. 100 Рим 7:22. 101 Рим 7:24—25 В Синод, пер.: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. 102 Рим 9:19. 103 Притч 19:3. Ср. Синод, пер.: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. 104 Ср.: Рим 9:21—23. 105 Ср.: Пс 44:8; Евр 1:9. 106 Рим 7:25. 107 Ср.: Пс 102:3—4. 108 Рим 5:18. В Синод, пер.: Посему, как преступлением одного всем че­ловекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни 109 Ср.: Ин 3:5. 110 Тит 3:5. В Синод.пер.: баню возрождения. 111 Ср.: Деян 10:34. 112 Мф 10:30,29. 113 Рим 11:33. 114 Ср.: Лк 19:10; Мф 18:11. 115 Рим 9:10—12; Быт 25:21—23. 116 Рим 9:13; Мал 1:2—3. 117 Следует отметить, что именно такова обычная точка зрения греческих Отцов Церкви на это затруднение. Так, свт. Иоанн Златоуст в своем тол­ковании этого места из Послаиия к Римлянам говорит: «Почему один был любим, а другой ненавидим? Почему один служил, а другой принимал услуги? Разве потому, что один был порочен, а другой добр? Но ведь когда они еше не родились, один удостоился чести, а другой был осужден, так как еще до их рождения Бог сказал, что больший будет в порабоще­нии у меньшего. Итак, почему Бог сказал это? Потому что Он не ждет, как человек, окончания деяний, чтобы видеть, кто добр, а кто нет, но и преж­де деяний знает ( πρ τοτων οδε ) у кго порочен, а кто нет» (Homiliae in epistulam ad Pomanos, 16.5//PG Т. 60. Col. 555). — Прим ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2784...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010