После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его и братья Его 105 , и ученики Его; и там пробыли немного дней ( Ин.2:12 ). 65 У восточных народов этим именем назывался вестник, который во время походов царя с войском посылался вперед. Этот вестник возвещал о приближении царя и призывал приготовить путь для него. Подобно этому вестнику, Иоанн Предтеча был гласом вопиющего. Своею проповедью он возвещал, чтобы люди исправляли свои сердца для принятия Господа. 67 Более 400 лет в Иудее не было пророков, поэтому народ во множестве стекался ко Иоанну Предтече. 69 Это иудейские секты, возникшие незадолго до пришествия Иисуса Христа. Фарисеи, старавшиеся быть наставниками народа, были люди гордые и лицемерные. Кроме закона Моисеева, они требовали еще исполнения особых преданий старцев: желая казаться праведными и благочестивыми, они не были такими в действительности. Саддукеи же, называвшиеся так по имени основателя этой секты, Садока, не признавали преданий старцев и вместе с тем отрицали воскресение мертвых, существование ангелов и Промысла Божия. 75 Или долг, возложенный на нас. Иоанн Креститель был послан приготовить людей к принятию Спасителя и крестить их, а Иисусу Христу на сей раз надлежало показать им пример покаяния и крещения. Праздник Крещения Господня празднуется 6 января. Крещение Господне называется еще Богоявлением так как во время крещения Иисуса Христа Бог явил Себя в трех лицах. 76 Служением Иисуса Христа называется совершенное Им дело спасения человека. Служение это состояло в учении Иисуса Христа, Его жизни, крестных страданиях и смерти за грехи всего Мира. Завершилось оно ниспосланием Святого Духа апостолам и всем верующим. 77 Иисус Христос был исполнен благодати Святого Духа по Своей человеческой природе; поэтому Он называется Христом, или Помазанником. В Ветхом Завете помазанниками были цари, пророки и первосвященники. Так назывались они, потому что помазывались елеем, или миром, и чрез это получали благодать Святого Духа. Иисус Христос эти благодатные дары царя, пророка и первосвященника воспринял непосредственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

То есть, по мнению Б.И.Гладкова, похвала Господина неверному, дважды обманувшему его приставнику, не приличествует высокому званию Апостолов Христовых и, следовательно, была произнесена не для них. Такого мнения придерживается большинство толкователей притчи. Тем не менее, из приведенного Б.И.Гладковым примера (Ин.6,66-67) нельзя делать однозначный вывод о применении звания ученика Спасителя ко всем следовавшим за Христом мытарям и грешникам. В подтверждение приведем слова Евангелия: «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи…» (Мф.23,1-2). «И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним. Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками» (Мк.2,15-16). «И сказал им: имеющий уши слышать, да слышит! Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах…» (Мк.4,9-12).  Мы видим четкое разграничение следовавшего за Христом народа и Его учеников. Сама форма повествования: Глаголаше же ко учеником своим… говорит о смене слушателя. К кому же была направлена предыдущая притча? Притча о Блудном сыне повествует о двух братьях: из которых старший олицетворяет мнимых праведников: книжников и фарисеев, младший – кающихся мытарей и блудников. И фарисеи, и мытари имели возможность извлечь из притчи полезное к спасению. Таким образом, если произошла смена слушателя, то обращение Иисуса Христа должно было быть направлено к третьей группе окружавших Спасителя людей – Его ближайшим ученикам. Следует также отметить, что притча о Неправедном управителе произнесена в последний год земного Служения Иисуса Христа. А значит, ученики Его уже два с лишним года следуют за Спасителем, впитывая в себя учение о Царстве Небесном возвещаемое Господом в притчах. Более того, они получают непосредственное истолкование всего, что не могли уразуметь сами (Мк.4,33-34). Поэтому, если следовать прямому смыслу слов Евангелия и под учениками понимать именно учеников Спасителя, долгим наставлением пришедших в определенную меру возраста (ср. Еф.4,13) и уже способных в отличие от простого народа вкушать более твердую пищу (ср. Евр.5,12-14), то становится понятным отсутствие с их стороны вопросов к Иисусу Христу по поводу столь сложной для нас притчи. Как отметил Архиепископ Лоллий (Юрьевский), молчание учеников есть знак разумения слов своего Учителя.

http://bogoslov.ru/article/2783808

С того времени, как я принял Святое Крещение и наречен христианином, ложь не исходила из уст моих. Авва Анув ( 82, 67 ). Если хочешь увеличить свои преуспеяния, то не думай о себе высоко и они сделаются большими. Не считай себя уже сделавшим все, и тогда будет тебе больше славы. Ибо если грешник, считая себя тем, что он есть, становится праведником, как мытарь, то праведник, признавая себя грешником, не сделается ли еще более, праведным и славным? ( 51, 319 ). Хотя добродетель Владыки неподражаема, но если, по возможности, мы стараемся подражать ей, это не напрасно. Как учителя чистописания, взяв грифель, очень красиво пишут для детей буквы, чтобы дети выводили их хоть немного похоже, так и Божия благодать предложила нам образы добродетели, чтобы мы подражали им, насколько это для нас достижимо. И если мы не можем подражать совершенно, да не отвратимся от того, что возможно. Преподобный Исидор Пелусиот ( 52, 352 ). Дети рождаются от отца по плоти – христиане рождаются от Бога по Духу. «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин. 3,6 ). В детях заметны свойства отца и сходство с ним – так в христианах должны быть свойства Отца Небесного и сходство с Ним. Должны и они быть святы, благи, милосердны, кротки, терпеливы и прочее. Потому сказано им: «по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» ( 1Пет. 1, 15–16 ). «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» ( Лк. 6, 36 ) ( 104, 2136 ). Будь же, христианин, не только десницей приемлющей, но и отдающей. Принял ты от Бога добро – не держи его у себя, но отдавай во славу Божию и в пользу ближнего. Принял от Бога разум – не скрывай его, но давай неразумным и несмысленным, да и твой талант умножится. Принял здоровье и крепость – не скрывай их, но употребляй на благословенные труды. Принял богатство – не скрывай его в земле, в клети и сундуках, не растрачивай на прихоти и роскошь Божиего добра, но разделяй нищим и убогим людям – братии твоей... Вот тебе, христианин, десница! Будь же не только приемлющая, но и отдающая десница! От Бога приемлешь всякое добро – отдавай его во славу Благодетеля и на пользу брата твоего. Так будешь верным строителем дарований Божиих и что от Бога получишь, то снова к Богу обратишь, то есть во славу Божию. И за то Бог воздаст тебе, как верному строителю, уже не земными, но небесными, не временными, но вечными благами. Если же не творишь так, то, как злой и неверный раб, будешь истязан твоим Господом и услышишь: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф. 25, 30 ) ( 104, 2231–2232 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Кто же идет путем Иуды предателя? Тот, кто живет в суете ума, кто свою жизнь, свое мнение ставит выше Господа Бога и сам объявляет себя Господом Богом, тот, кто служит своим страстям, для кого день наслаждений – высшее благо. Таковой второй раз распинает Христа Спасителя и идет путем Иуды предателя. Кто же идет путем апостолов, путем в Гефсиманию? Тот идет путем в Гефсиманию, кто плоть свою распинает ради Христа, тот, кто исполняет Его святую волю, кто Его желает больше всего на свете, это тот, кто сораспялся и живет в благочестии, тот, кто говорит: Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение! ( Фил.1:21 ). Это тот, кто, подобен апостолу Петру, споткнувшись, опять кается, такому конец – вечная жизнь, которую Сам Христос Спаситель обещал любящим Его. Дорогие братие и сестры, когда Господь Иисус Христос закончил Свою речь о великом Таинстве Причащения Тела и Крови Его и о том, как надо жить, чтобы быть последователями Его, то многие оставили Его, говоря: Жестоко есть слово сие, и кто может его послушати? Тогда Господь обратился к ученикам и сказал им: Не хотите ли и вы отойти? Тогда апостол Петр с пламенною верою, от лица своих апостолов и всех верующих, воскликнул: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни ( Ин.6:60,67–68 ). И вот, дорогие мои, в это тяжелое время, когда так жестоко ополчилось неверие, можно сказать, гонение на Христа, будем Ему верными, не отступим от Него; и всегда, чтобы ни случилось с нами в нашей жизни, будем готовы вместе с апостолом Петром сказать: Господи! к кому нам идти? И мы верим, что Иисус Христос, Сын Божий, жить будет в наших сердцах. Да будет так! А теперь возблагодарим Господа за то, что Он вселился в наши грешные души и живет в них, и из глубины души и сердца воззовем к Нему: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!» О всех братьях ожесточенных На утрени Великого Пятка 19 апреля 1918 года Вспоминается мне, как Христос Спаситель шел на казнь, спотыкался и изнемогал под тяжестью креста Своего... Множество народа окружало его и многие женщины не могли удержаться от слез, плакали и рыдали... Тогда Божественный Страдалец обратился к ним и сказал: «Дщери Иерусалимские, не плачьте обо Мне, а плачьте о себе: ибо придет время, когда скажут: блаженны неплодные и утробы неродившие и сосцы непитавшие, если с зеленеющим деревом так поступают, то что будет с сухим ( Лк.23:29–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

И говорил Он Свое обличение не прямо: " Ты предатель " , или " ты меня предашь " , - но лишь намекал в разговоре со всеми учениками на внутреннее состояние одного из них, так что другие подчас не понимали, о чем идет речь. Поступал Он так именно для того, чтобы Иуда раскрылся. Между прочим, таков один из основных принципов откровения помыслов - не тогда ученик или послушник получает пользу, когда прозорливый старец видит его мысли, но когда он сам добровольно о себе рассказывает. Как-то спрашивали, если не ошибаюсь, Амвросия Оптинского или кого-то из более поздних оптинских старцев: почему он, зная мысли, не говорит о них. И он ответил: " потому, что люди не получили бы пользы, если бы я им рассказал их мысли сам " . Итак, старец ждал, пока те раскроются. В крайнем случае прозорливые старцы начинают намекать, что они что-то знают, и этим намеком подталкивают своих запутавшихся учеников к тому, чтобы те раскрыли свое внутреннее состояние. Именно таким образом поступал Господь Иисус Христос, Который, конечно, был не просто прозорливый, а всеведущий. И вот, после проповеди Господа о таинстве его Тела и Крови, когда многие не поняли Его учения и отошли от Него, Он спросил двенадцать: Не хотите ли и вы отойти? (Ин.6:67). Для чего Он спросил именно так: не хотите ли и вы отойти? Неужели Он думал, что они все хотят уйти? Нет, это был намек - намек на то, что один из них хочет так поступить. Но Христос не желал задевать этого человека, не желал обличать его явно, предоставляя, однако, ему возможность высказаться, покаяться и таким образом исцелиться от своего тайного греха, от своей страсти. Потому Он так и говорит: " Не хотите ли и вы отойти? " - или по-славянски: " Еда и вы хощете ити? " Ответил на эти слова Симон Петр. Ему, как человеку порывистому, открытому, и в голову не могло прийти, что кто-то из двенадцати может думать иначе, чем он сам. Он говорит: " Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты - Христос, Сын Бога Живого " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Одно из них и составляет предмет настоящего очерка. Это небольшой трактат «О воскресении», занимающий fe 67–75 в известном кодексе Парижской Национальной библиотеки 507 . Сама рукопись уже описана подробно в собрании произведений Геннадия Схолария , великолепно изданном тем же L. Petit вместе с М. Jugie и X. Xideridès 508 . Ниже мы объясним, какого рода интерес может представлять, с нашей точки зрения, это произведение. 2 1 . Автор ставит своей целью доказать разумность христианского догмата о воскресении. Ибо, хотя этот догмат имеет свое несомненное основание в Воскресении Самого Господа и в Его словах: «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:40 ), есть утверждающие, что «невозможно, неблагочестиво и уж во всяком случае совершенно не нужно, чтобы это сгнившее и разложившееся тело снова было призвано к жизни». А поскольку они утверждают это, «следуя противоречивым рассуждениям» (ντινος λογισμος πμενοι, то есть на основании философской диалектики), то и защиту догмата нужно обосновать, «исходя, насколько возможно, из рассуждений», ибо было бы стыдно «заключать противоразумный союз с уверовавшими». 2 . Определив таким образом цель и метод трактата, автор берет исходным пунктом своих доказательств классическое в византийском богословии (он ссылается на св. Иоанна Дамаскина и «на многих других святых») учение о Боге как о совершенной простоте, или несложности (τ κυρως πλον). Отсюда непосредственно следует, что все «то, что от Бога произошло, по причине отпадения подвержено сложности, так как ему недостает простоты». Сложность, таким образом, есть онтологическое свойство всего тварного, и для него само «умаление простоты есть избыток вещества (λη)». 3 . Здесь попутно св. Марк касается ангелологии 509 . Хотя у ангелов нет тела и мы называем их бесплотными, это не означает, что они обладают простотой, свойственной одному Богу. Мы различаем в их сущности субстрат (ποκεμενον) и вид(εδος), и это «различие вещественно», почему ангелы «и описуемы и разновременно занимают разные места».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Лк. 22:63–65, 59–62 ; Мк. 14:65, 70 –72 ; Мф. 26:67, 68, 73–75; Ин. 18:26, 27 Тогда люди, которые держали Иисуса Христа, начали ругаться над Ним: плевали на Него, и заушали Его; закрывши Ему глаза, ударяли Его по лицу, и спрашивали: «прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» и слуги били Его по щекам. И много ругательных слов говорили против Него. Между тем, Петр стоял и смотрел. Без сомнения, лицо его выражало самую глубокую скорбь и самый мучительный страх; так, что, стоявшие тут, подошли к нему, и опять сказали: «ты в самом деле из Его учеников; ты Галилеянин; и речь твоя обличает тебя». Замешательство его еще более увеличилось, когда один из рабов первосвященнических, сродник тому Малху, у которого Петр отсек ухо, настоятельно сказал: «не я ли видел тебя с Ним в саду?» Тогда он начал божиться, и с клятвою уверял: «Я не знаю Этого Человека, о Котором вы говорите». Еще он не кончил этих слов, как вдруг, петух запел в другой раз. В это время, Господь обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил, что сказал ему Господь: «прежде чем петух пропоет дважды, ты отречешься от Меня трижды». И, вышедши вон со двора Каиафы, стал горько плакать. 6. Пятница 1-я четверть дня – утро. Окончательный приговор Синедриона над Иисусом Христом. Первый допрос Его на суде Пилата. Иисус Христос на суде у Ирода. Погибель Иуды предателя. Иисус Христос снова на суде Пилата (Лк. 22:66–71; Мф. 27:1; Мк. 15:1) Немедленно, поутру, собрался весь Синедрион. Все первосвященники со старейшинами народа и с книжниками держали совет. Ввели Иисуса в собрание, и спросили: «Ты ли Христос? скажи нам». Он сказал им: – «если Я и скажу вам, вы не поверите, или, если вам предложу вопросы (чтобы в ваших же ответах найти доказательства Моего Божественного посланничества), вы не будете отвечать Мне, и не отпустите Меня. (Но знайте, что) скоро Сын человеческий воссядет одесную Бога Всемогущего». – Тогда от всего собрания послышался один вопрос: «итак, Ты Сын Божий?» Он отвечал им: – «вы справедливо говорите: это – Я». – После этого, они сказали: «какого нам еще искать свидетельства? мы сами слышали (богохульство) из уст Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Благодарим Тебя, Отче наш , о жизни и знании, которые Ты явил нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки!.. Благодарим Тебя, Отче святый, о святом имени Твоем, которое Ты вселил в сердца наши, и о знании и вере и бессмертии, которые Ты явил нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! Ты, Владыко Вседержитель, создал все имени Твоего ради, пищу и питие дал людям в наслаждение, чтобы они благодарили Тебя, нам же Ты даровал духовную пищу и питие, и жизнь вечную чрез Отрока Твоего 195 . Наименование «Отрок» в данном тексте, содержащем самую раннюю дошедшую до нас евхаристическую молитву, применяется по отношению к Иисусу с очевидной регулярностью. Между тем «Дидахи» относят к рубежу I и II веков 196 , тогда как книга Деяний была, вероятно, написана несколькими десятилетиями раньше. Это входит в противоречие с представлением о том, что данное наименование является отголоском некоей архаичной, быстро исчезнувшей христологии. Термин «Святой» (γιος) применительно к Иисусу зафиксирован в Евангелии от Луки – в словах ангела, обращенных к Богородице: «посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк. 1:35 ). В Евангелии от Марка бес говорит Иисусу: «Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» ( Мк. 1:24 ). В Евангелии от Иоанна Петр обращается к Иисусу со словами: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос – Святый Божий ( γιος το θεο)» ( Ин. 6:67–69 ) 197 . Термин «Святой» применительно к Иисусу встречается и в позднейшей литературе. Так, например, в III веке Иустин Философ говорит об «откровении Иисуса Христа Святого» 198 , а в IV веке Афанасий Александрийский подчеркивает, что Христос – «не просто человек, но Святой святых» 199 . Термин «Праведник» (δκαιος) по отношению к Иисусу встречается в соборных посланиях Иакова, Петра и Иоанна: Вы осудили, убили Праведника ( Иак. 5:6 ); ...Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных ( 1Пет. 3:18 ); Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника ( 1Ин. 2:1 );

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

е. [дочерью] диавола, всегда стремящегося к похищению добычи. И в самом деле, ты сделала дом Мой вертепом разбойников, ты восстала против Меня; сыны твои устроили засаду против Меня, Сына Моего и Духа Моего; разве не поругание для св. Троицы в том, что по твоему почину Римляне били по главе тростью Судию Израиля со словами: «Христос, укажи нам, кто ударил тебя?» ( Мф.26:67–68 ), или когда один из служителей твоих ударил Его по лицу говоря: «Так ли ты отвечаешь первосвященнику»? ( Ин.18:22 ). Так [должно понимать] согласно Еврейскому тексту, с которым вполне сходны Акила, Симмах, Феодотион и Пятое издание. Но согласно тексту LXX, смысл совершенно другой. Он представляет, так сказать, особое начало для [новой] мысли. Ныне синагога оградится ограждением, и те, которые, заключены в ней, скажут: «Он устроил против нас теснины», и подчиненные Римскому владычеству племена Израиля будут биты по щекам, ибо Господь отнимет у Иуды и Иерусалима и крепкого, и сильного, и мудрого художника и искусного в слове [или: помощника], и пути его доныне остаются закрытыми и загражденными: он не может уходить из плена, но угнетается самою тяжкою властию ( Ис.3:1,2 ). Если же согласно вышеприведенному смыслу мы пожелаем сказанное понимать в отношении к Церкви, то приведем в доказательство этого место из пророка Осии, где прелюбодейца говорит: «Я пойду вслед за любовниками своими, которые дали мне хлеб мой, и воду мою, и одежду мою, и полотно мое, и масло мое и все, что мне полезно» ( Ос.2:5 ). И после этого Бог, желая воспрепятствовать нечестивейшему помышлению [ее], не допустил ее исполнить то, что она хотела, ибо Он преградил путь ее, чтобы она не последовала по стопам любовников своих и не прелюбодействовала далее. Действительно Он говорит: «Поэтому, вот я прегражду ее пути рожнами и заставлю оградою пути ее, и она не найдет своей тропинки, и пойдет она вслед любовников» [иные прибавляют: своих] «но не достигнет до них, и будет искать их, но не найдет, и будет говорить: » Пойду и возвращусь к мужу своему прежнему, потому что мне у него было хорошо» ( Ос.2:6,7 согл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Но факт тот, что не все религии содержат представление о рае; а чтобы предлагать путь в рай (истинность которого мы могли бы оценивать), нужно в него хотя бы верить. «Ныне же будешь со Мною в раю» В Рио-де-Жанейро есть огромная статуя Христа, Который, распростирая руки, стоит над городом. Её невозможно не заметить; это первое, что мы увидим, приближаясь к бразильской столице. Так и над миром религий возвышается фигура Христа – и, говоря о рае и поисках вечной жизни, мы не можем не увидеть Его. Не просто потому, что Христианство – это мировая религия, сформировавшая культуру нашей страны и многих других стран и изменившая всё лицо мира. Но прежде всего потому, что притязания Христа носят уникальный характер. Господь Иисус, Которого мы встречаем в Евангелии, не дает нам возможности видеть в Нём всего лишь «одну из» почитаемых религиозных фигур. Он говорит о Себе не просто как о Божьем посланнике, открывающем нам истину – Он категорически утверждает, что Он и есть истина: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ). Более того, Он постоянно – прямо и косвенно – отождествляет Себя с Богом. Например, Библия говорит, что ключи от смерти – в частности, в смысле возможности избавлять от неё людей – принадлежат Богу: «Бог для нас – Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти» ( Пс.67:21 ). Иисус утверждает, что эта власть принадлежит Ему: «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» ( Откр.1:17:18 ) Он есть «Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит» ( Откр.3:7 ). Как Он обращается к Апостолу Петру, «и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:18:19 ). Христос обладает ключами от Царства – и вверяет их Петру, который исповедал Иисуса Христом и Сыном Божьим, и, таким образом, Церкви, основанной на этом исповедании.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010