Но они отговаривали, потому что видели, как недавно, в том же Иерусалиме, в храме, фарисеи схватили камни, чтобы убить ими Иисуса; они предчувствовали, что озлобленные книжники и фарисеи приведут в исполнение свои преступные замыслы; и им стало жаль своего Учителя, Которого любили, Которого не могли не любить все близко стоявшие к Нему. Они понимали, что Он идет на верную смерть, и хотели предотвратить ее; а когда это не удалось им, то решились лучше всем умереть вместе с Ним, чем покинуть Его. Но это не была с их стороны твердая, непреклонная решимость, потому что позже, в последнюю решительную минуту, они оставили Его и разбежались ( Мф.26:56 ; Мк.14:50 ), а Петр трижды отрекся от Него ( Мф.26:69–75 ; Мк.14:66–72 ; Лк.22:55–62 ; Ин.18:25–27 ). Это было лишь выражение чувств, волновавших в то время Апостолов. Не так давно, на вопрос Иисуса: «не хотите ли и вы отойти от Меня?», они ответили: «Господи! к кому нам идти?» ( Ин.6:67–69 ); и теперь, когда они подумали о предстоящей им разлуке с Учителем, Которого фарисеи убьют, они, в порыве искренней любви к Иисусу, сказали: «неужели мы расстанемся с Ним? Нет! если Он должен умереть, умрем и мы с Ним!» Как бы то ни было, но слова: «пойдем и мы умрем с Ним» доказывают, что Апостолы смотрели теперь на Иисуса, просто как на горячо любимого ими Учителя, Пророка и Чудотворца, то есть как на Человека, а не как на еврейского Мессию и не как на Сына Божия. Если бы Он был Мессия, то не говорил бы о Своей смерти; а если бы был вечно сущим Сыном Божиим, то тем более не мог бы умереть. А если Он постоянно внушает Апостолам мысль о неизбежности Его смерти, то значит, Он не Мессия и не Сын Божий, но просто замечательный Учитель, Пророк, к Которому Бог особенно благоволит и проявляет Свое благоволение к Нему в совершаемых Им чудесах. С такими, по-видимому, мыслями Апостолы пошли за Иисусом по направлению к Иерусалиму. Придя в Вифанию, Господь дал Апостолам новое доказательство Своего всемогущества: воскресил Лазаря, труп которого настолько уже разложился, что даже верующая в Иисуса сестра Лазаря Марфа считала бесцельным открытие гробницы покойника, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

22 . Наконец, и Сам Спаситель говорит: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» ( Ин.8:31 ). Неужто следует причислять к ним Иуду, который не пребыл в слове Его? Разве следует считать в числе учеников тех, которые именно так названы в Евангелии, когда Господь заповедал есть Плоть Свою и пить Кровь Свою, и евангелист говорит следующее: «Это сказал «Он, уча в синагоге, в Капернауме.» Поэтому «многие» слушающие «из учеников Его» сказали: странная речь эта, «кто может слушать» ее? «Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на это, сказал им: Это ли соблазняет вас? А если увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был» Он «прежде?» Ибо «Дух животворит,» а «плоть» не приносит никакой пользы. «Слова, которые Я» сказал «вам, суть дух и жизнь. Но есть некоторые из вас,» кто не уверовали. «Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие, и кто предаст Его, и сказал:» Поэтому «Я и говорил вам, что никто» не придет «ко Мне, если не будет дано ему от Отца Моего. С того времени многие из учеников Его отошли» прочь «и уже не ходили с Ним» ( Ин.6:59–67 ). Разве не были и эти названы учениками, по слову Евангелия? И однако воистину они не были учениками, поскольку не пребыли в слове Его, в соответствии со сказанным: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики». Поэтому, так как не имели [дара] пребывания [в добре], не были они ни истинными учениками Христовыми, ни истинными детьми Божьими, даже когда казалось, что они таковы, и когда они так назывались. Итак, мы именуем [людей] и избранными, и учениками Христовыми, и чадами Божиими, поскольку так надлежит называть тех, кто, на наш взгляд, благочестиво живет после возрождения; но лишь в том случае станут они воистину тем, чем называются, если пребудут в том, из-за чего называются так. А если не будет у них пребывания [в добре], то есть не останутся они в том, что начали, то неправильно называются тем, чем лишь называются, а не являются; ведь не таковы они для Того, Кому известно, чем они станут, а именно из добрых – злыми. Те, кто призваны по намерению Божию – уже прославлены

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Также и Пречистую Его Матерь, воистину Богородицу, написал святой апостол и евангелист Лука. Надлежит поклоняться и Честному и Животворящему Кресту и Святому Евангелию, и пречистым Божественным Тайнам, и освященным сосудам, в которых совершаются Божественные таинства, и честным святым мощам, и Божественным храмам, — надлежит поклоняться им и почитать их. Также следует писать на святых иконах образы святых пророков, апостолов, мучеников, святителей и всех святых, почитать их и поклоняться им.    На это еретик скажет: если даже, как вы говорите, иконе Христа надлежит поклоняться — что вы скажете о тех, кого вы называете святыми, пишете их иконы и любите и почитаете их мертвые кости?    Ответим ему: поскольку святой апостол и евангелист Лука написал прежде всего на иконе образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери, после же написал образы святых апостолов и пророков на иконе, — мы, последуя ему, также пишем и почитаем не только образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери, но и все честные образы святых и богоносных мужей, досточтимых, Богом возлюбленных: древних праведников, пророков, патриархов, которые воскрешали мертвых, открывали глаза слепым, бесов изгоняли и многие другие чудеса с Божией помощью сделали, — тех, о ком сказал Давид: «Я же особенно почтил Твоих друзей, Господи» (См. Пс. 138:17). И еще: «Дорога в очах Господних смерть святых Его!» (Пс. 115:6), и: «Дивен Ты, Боже, в святых Своих» (См. Пс. 67:36). Исаия говорит: «Праведники во веки живут» (Прем. 5:15). И много есть подобного в Писании. Господь наш Иисус Христос говорит о них: «Вы друзья Мои» (Ин. 15:14). И еще: «Кто принимает вас, принимает Меня» (Мф. 10:40). И «Вы — соль земли... Вы — свет мира» (Мф. 5:13, 14). И еще сказал Господь Иисус Христос: «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12:26).    Поэтому, если увидим храм в честь кого-либо из святых, или малую часть одежды, в которой подвизался Божий угодник, или кость тела его, или прах от гроба его — чтимо это для нас и свято, и мы со страхом поклоняемся и целуем благоговейно, поскольку все это освящено и обожено благодатью Святого Духа, и об этом свидетельствуют происходящие чудеса и исцеления.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

(Ст. 24) но и оставаться здесь плотью [сир. (Вальт.): «для радости вашей и для умножения веры вашей»] почитаю благом для вашего укрепления. (Ст. 25–26). И, на сие надеясь, знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для успеха вашего и радости в вере, дабы, когда опять приду к вам, преумножилась мне похвала эта, которой через вас хвалюсь во Христе. (Ст. 27–28). Посему и ни в чем не страшитесь пред противниками, — ибо это конец для них к погибели, а для вас (путь) к жизни и вечному спасению. (Ст. 29–30). Ведь не за грехи ваши увеличиваются бедствия ваши, ибо это как дар предоставлено вам, а именно: не только веровать во Иисуса Христа, но и за Него страдать, такой же подвиг имея, какой вы видели во мне, когда я был у вас (Деян. гл. 16), и какой ныне издалека услышали о мне.   Глава 2 (Ст. 1–4). Итак, не превозноситесь скорбями вашими, — и тот, кто терпел гонение более сотоварища своего, да не превозносится над ближним своим, но кротко и благосклонно каждый да считает своего ближнего выше себя. Каждый тайно или явно пусть совершает дело не только свое собственное, но и ближнего своего. (Ст. 5–6). В этом будьте подражателями Того, Кто в образе Бога был прежде облечения плотию, не хищением почитал для Себя быть равным Богу. (Ст. 7). Но Себя Самого уничижил, скрыв Свою собственную славу и облекшись в образ раба, так что Сын Давида царя, как раб, добровольно приял удар по ланите (Ин. 18:22. Мф. 26:67. Мк. 14:65 и Ин. 19:3) в то время, когда Он стал в подобие человеков, но от Девы, а не от семени мужа, и в виде (внешнем образе) людей оказался, то есть во всех страданиях плоти, кроме греха. (Ст. 8). И унизил Себя Тот, Кто был равен Богу, — даже до послушания Креста. (Ст. 9). Посему и Бог возвеличил и превознес Его, не Того, Кто уничижил Себя и унизил, но ту плоть, которой Он уничижен был. И даровал Ему имя, которое выше всякого имени, то есть Иисус. В чем же состоит это превознесение Его имени? (Ст. 10). В том, чтобы в этом имени Иисус всякое колено поклонялось — небесных, и земных, и преисподних, то есть и мертвые, и живые, и Ангелы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Воистину здесь Божие дело! Воистину сила Божия укрепляла их! Воистину Дух Божий как действовал, так и говорил в них, по Писанию: «Не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф.10:20 ). Так, возлюбленный христианин, двенадцать препростых и некнижных «буйством проповеди» ( 1Кор.1:21 ) достигли того, что весь свет преклонили под сладкое иго Христа распятого, праведного Царя славы. Рыбаки, мытари и ремесленники сделали то, чего никаким образом сделать не могли мудрецы века сего. Ибо превосходит предприятие и дело это силу человеческую. Отсюда заключаем, что всемогущая сила Божия действовала в них, ибо пишется: «Они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» ( Мк.16:20 ). И так исполнилось Христово слово, которое прежде страсти Своей сказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин.12:32 ). Воистину привлек к Себе от востока и запада, и севера и юга рассеянных овец Своих и привел во двор Церкви Своей, как и говорил: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин.10:16 ). А так видим «шествия Божия» следы и от них познаем Самого Бога, Который выступил на спасение людей Своих, как поет Ему пророк: «Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего» ( Авв.3:13 ). И Псаломник: «Видно было шествие Твое, Боже, шествие Бога моего Царя» ( Пс.67:25 ). Сколько еретиков и хульников восставало и старалось славу распятого и воскресшего Христа помрачать и церковь Его одолеть. Но не могли силы и старания человеческие разорить того, что всемогущая Божия сила и премудрость создала. Утверждена стоит Церковь и до конца будет стоять на камне, ибо «и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). Камень же есть Христос, Сын Бога живого, от Отца Небесного во основание Сиону положенный, по Писанию: «Вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится» ( 1Петр.2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

7, 11.) Итак, змий есть Христос, Который был в подобии зла (греха), поелику соделался человеком. Но кто будет взирать на Него мысленно, тот будет выше тления, избежит смерти, может пренебрегать укушениями и не заботиться о множестве ядовитых животных. Взирать же мы будем на Христа, если будем правильно разуметь таинство о Нем и твердо веровать, что, будучи Богом по естеству, Он соделался человеком. Но если Он и был в подобии зла (греха), тем не менее пребыл благим; потому что соделался подобен нам не для того, чтобы вместе с нами оказаться злым но чтобы нас соделать добрыми, с помощью Святого Духа преводя ко всякого рода добродетели. Змий был повешен на знамени. Ибо Христос имел вознесен быть на Честной Крест, и об этом сам Он провозгласил иудеям, говоря: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я (Ин 8. 28). А что (ветхозаветный) прообраз относился к этому таинству Его, о том ты можешь узнать от Него же Самого, ясно говорящего: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин. 3, 14). Медный же был змий по причине звучности и благогласия Божественной и евангельской проповеди. Ибо нет никого, кто бы не слышал богодухновенных глаголов Христа; но во всей поднебесной возвещается совершенное Им таинство, и Ему всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 10–11). Аминь. Толкование на Евангелие от Иоанна ПРЕДИСЛОВИЕ Господь даст глагол благовествующим силою многою (Пс. 67, 12), — прекрасно возглашает Псалмопевец, — и приступать к сему, думаю, подобает не всем вообще, но только просвещенным благодатию свыше, так как всяка премудростъ от Господа, как написано (Сир. 1, 1), и всяко даяние благо, и всяк дар совершен свыше естъ сходяй от Отца светов (Иак. 1, 17; ср. Лк. 21, 15; 1 Кор. 1, 30; Иов. 12, 13; Притч. 2, 6 и др.). И действительно, рассуждение о Высочайшей всех Сущности и Ее тайнах оказывается делом опасным и для многих не безвредным, молчание же о сем свободно от опасностей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Всемогущий, Премудрый и Неисследимый Боже! Презри с небесной высоты Своей и даруй нам, как сегодня, так и впредь, когда мы будем собираться здесь, для изъяснения сей Молитвы Господней, столько почерпать из этого обильного источника, сколько нам нужно будет для того, чтобы утолить жажду душ наших о Тебе, Живом Боге! Молитесь же так: «Отче наш, Иже еси на небесех!»( Мф.6:9 ). Все мы, братия, с детства знаем, что Бог есть Отец нам. Вот почему нам кажется слишком простым и удобопонятным то, что мы называем Его в нашей молитве Отцом. Но некогда это было совсем новое отношение молящихся к Богу, в какое Господь поставил учеников Своих. И не только для язычников, но и для ветхозаветных праведников чужда была мысль о том, что они могут обращаться к Богу с такой детской смелостью и дерзновением. В Священном Писании Ветхого Завета очень немного можно найти мест, где Бог называется Отцом, и для ветхозаветного человека, даже самого благочестивого, с этим именем очень мало соединялось понятия об отеческих свойствах Бога. Так, у пророка Малахии Бог требует от Своего народа чести, которая приличествует Отцу ( Мал.1:6 ). В другом месте, упрекая народ Свой в вероломных поступках и в неверности друг другу, Он говорит: «Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» ( Мал.2:10 ). И Давид, зная, что Бог есть защита сирых и беспомощных, называет Его Отцом сирот ( Пс.67:6 ). Но этому Отцу, по предоставлению ветхозаветных праведников, не достает той души, той любви, которая соединяет отца с детьми и которая сердце дитяти в чувстве благодарности и преданности повергает в объятия отца. Таким образом, Давид, который лучше других знал, что значит молитва , и который умел молиться так, как ни один из ветхозаветных праведников, и тот, однако ж, нигде не дерзает обращаться к Богу, как к Отцу и говорить с Ним с полной детской смелостью и непринужденностью. Имя Отца, которым называем мы невидимого Бога, принадлежит собственно нам христианам, потому что мы впервые узнали через откровение Сына Его, что Он есть любовь и что все Его дела имеют свое основание в его отеческой любви. Только через любовь Бога, которую Он явил миру в лице Христа, мы впервые научились сему и теперь знаем, что Бог есть любовь ( 1Ин.4:8–16 ), что Отец Господа нашего Иисуса Христа есть и наш Отец, Который удостоил нас называться детьми Его. Смотрите, какую любовь дал нам Отец, «чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1Ин.3:1 ). Потом «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф.11:27 ). «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Ин.1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Рафия , последний приморский город близ границы Египта. Около этого города Птоломей Филопатор одержал победу над Антиохом Великим ( 3Мак.1:1 ). Он был разрушен Александром Ианнеем и восстановлен Габинием. § 32. Перея. Замечательные города в уделе восточного полуколена Манассиина Вифсаида-Юлия , на северо-восточном берегу Геннисаретского озера. Первоначально она была небольшой деревней, населенной рыбаками; но тетрарх Филипп распространил ее, построив новые здания, сделал городом и назвал Вифсаидою-Юлиею в честь дочери Августа Юлии. Этот город не должно смешивать с Вифсаидою Галилейскою. После смерти Иоанна Крестители, обезглавленного Иродом Антипою, Иисус Христос удалился в пустынное место ( Мф.14:12–13 ), где он напитал 5000 человек ( Ин.6:1–15 ); эта пустыня находилась близ Вифсаиды-Юлии. Вечером того же дня Иисус Христос «понудил учеников войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде», т. е. Галилейской ( Мк.6:45 ). «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю» ( Мф.14:25 ). Мааха , город и провинция того же имени, на северо-востоке истоков Иордана, на пути в Дамаск. Во время Давида этот город принадлежал царю Сирийскому. Царь Маахи пришел на помощь Аммонитянам против Давида ( 2Цар.10:6–8 ). Кенаф , после пришествия Израильтян принявший название Новах. Можно думать, что Кенаф был городом могущественным, так как он имел зависящие от него города. «И Новах пошел и взял Канаф и зависящие от него города, и назвал его своим именем: Новах» ( Чис.32:42 ). Аргов , город и небольшая область того же имени, отличавшаяся плодородием. В этой области, кроме большого числа селений, было шестьдесят городов, укрепленных высокими стенами, воротами и запорами. Область Аргов, до пришествия Израильтян, принадлежала Огу, царю Васанскому. Моисей отдал ее Иаиру, правнуку Манассии, который назвал ее, по своему имени, селениями Иаировыми ( Втор.3:5, 14 ). Гамала , на восточном берегу Геннисаретского озера; этим городом владел Агриппа. В 67 г. Гамала выдержала продолжительную осаду Веспасиана, была им взята и разрушена.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Мы просто начинаем читать о том, что делал и говорил Иисус, и в какой-то момент открываем для себя, что больше нам не к кому идти после того, как они услышали Его слово. Как в Евангелии от Иоанна, когда Иисус спрашивает учеников: «Не хотите ли и вы отойти?» — на что Петр отвечает Ему: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:67—68). Ученики Иисуса поняли, что им идти некуда, что тот путь, который им открыт, — единственный, по которому они теперь пойдут. Эта очень важная черта евангельской проповеди Иисуса раскрывается в Евангелии от Марка и некоторых частях Евангелия от Матфея. В первом Евангелии есть еще один момент, на который не всегда обращают внимание: Иисус выглядит здесь как новый Моисей. Как Моисей спускается с горы со скрижалями, на которых начертаны десять заповедей, так и Иисус обращается к слушателям с горы со Своею Нагорной проповедью. Между Пятикнижием и Евангелием от Матфея вообще можно провести множество параллелей. Например, как и Пятикнижие, Евангелие от Матфея состоит из пяти частей. Иисус выступает здесь как Учитель, подобно Моисею в Пятикнижии. Читая Евангелие от Марка, явственно видишь, что люди, окружающие Иисуса, включая Его близких — братьев, родных, — не понимают Его (в Евангелии от Матфея это не заметно). Им кажется, что Он говорит что-то несуразное, опасное, что Его проповедь добром не кончится, поэтому Его нужно взять под руки и увести. «Приходят в дом… И, услышав, ближние Его пошли взять Его; ибо говорили, что Он вышел из себя» (Мк. 3:20—21). Об этом же дважды сказано в 6-й главе: «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников в доме своем. И не мог совершить там никакого чуда…» (Мк. 6:3—5). Иисус уходит, не понятый Своими ближними. В конце главы евангелист замечает: «…потому что сердце их было окаменено» (ст. 52). Окружающие считают, что Иисус совершает какие-то ошибочные шаги, и по-своему они оказались правы, потому что эти шаги привели Его на Голгофу. Как некогда ученики Сократа хотели, чтобы он о чем-то умолчал и тем самым избежал печального конца (это была чаша с ядом), так и ученикам и родным Иисуса хочется, чтобы их Учитель и брат о чем-то не говорил, чтобы избежал печальной участи. Но Он сознательно идет ей навстречу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Послание 7(195). Феодоту военачальнику И скорбь, и радость того, кто есть друг, естественно переходят к любящему, так как у того и другого при одних и тех же условиях наблюдается одинаковое расположение. Итак, поскольку печаль вожделеннейшего господина нашего относительно общения с иноверными теперь возвещена нам чрез благочестивейшую госпожу игуменью, то она коснулась и нас, смиренных, и причинила скорбь нашему сердцу в то время, когда мы думали о противоположной встрече. О, несчастье! Что это за невольное увлечение? Что это за принудительное участие под страхом телесных страданий в случае отказа участвовать в иноверном хлебе? Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, – мысль самая христианская! – есть Жертва добровольная. Ибо великий апостол говорит о Нем: «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6–8 ). Если же она – Жертва добровольная, то добровольно и преподается желающим, а не нежелающим. Сам Господь в Евангелии говорит апостолам по поводу ушедших от Него из числа тех, которые казались учениками Его: «не хотите ли и вы отойти?» Ответ же великого Петра таков: «к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» ( Ин.6:67–68 ). Также и в своем послании великий Петр говорит: «охотно» нужно пасти, а «не принужденно» ( 1Пет.5:2 ). Итак, пусть знают насильно привлекающие к общению с собою нежелающих, что они поступают по-язычески, предлагая не Тело Христово, добровольно принесенное в жертву, а, напротив, некоторый род идоложертвенного, подобный не произвольно приносимым жертвам бесовским. Истинно это слово, и доказательство ясно, а никто не слушает. Но «пощади, Господи, не предай наследия Твоего на» совершенное «поругание», как говорит в одном месте некто из пророков ( Иоил.2:17 ). Что же будет с нами, возлюбленный и достопочтенный? Нам будет сказано: хотя и тяжело, но где обет любви? Неужели же мы будем еще увлекаться временем? Неужели будем бояться власти более, нежели следует? Где же изречение Господа, запрещающее бояться людей и повелевающее более бояться Одного Господа, у Которого всякая власть и сила ввергнуть и тело, и душу в геенну огненную ( Лк.12:5 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010