В идее Страшного суда важно то, что все человеческие существа ничтожны перед Господом, и нечем им прикрыть своей бедственной наготы. Ни у кого нет пропуска на небеса. Единственный путь туда — это Сам Господь небес, Который простирает нам оттуда руки, чтобы по своему милосердию принять нас. Дело не только в том, что мы умрем духовно, если станем хвалиться нашей добродетелью. Исайя говорит: «Вся праведность наша — как запачканная одежда» (Ис. 64,6). Один Бог разберется с нами. Он видит, как мы нехороши, но Ему угодно омыть нас водою Своей любви, а затем облачить нас светом и принять в Свой свет. Страшный суд косвенно упоминается у всех четырех евангелистов. Мы не можем закрыть глаза на данный ими образ Бога–Судии. Бог, действительно, Судия Своему народу. Он дает ему заповеди и ждет их исполнения. Этот образ Бога вызывает трепет, ибо у Него — кара и воздаяние. Исайя говорит даже, что в День Господень — в последний день — Бог станет судить человечество огнем. Евангелие от Иоанна дает нам, однако, иной образ этого дня. Оно учит нас, что суд происходит уже сегодня: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3, 19). Стало быть, суд совершается в сердце человека, а не где–либо еще. Мир был судим, потому что он убил Христа. Мир сам поразил себя этим убийством. Глубокий и окончательный смысл преступления, содеянного на Голгофе, вот в чем: человечество пожелало устранить из себя Божеское и предать любовь смерти. Но Иисус придал Своей смерти смысл воскресения человека. Он осуществил этот смысл через Свое собственное воскресение. Перед светом, хлынувшим из пустого гроба, мы можем выбрать лишь одно из двух: «облечься» во Христа либо отвергнуть Его. Если же суд по–настоящему, в самом глубинном своем измерении, совершается в душе человеческой и на этой земле, если это не что иное, как обнажение души перед лицом правды Божией, то и ад — не что иное, как сгорание души в огне собственных страстей. Нет иного огня, кроме того, что в тебе. И в тебе же находится небо. Ты можешь быть небом для других, а можешь быть и адом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков » (Ин. 1:3, 4). Вот почему и Малахия назвал Его солнцем, и подобно Давиду предсказал, что Он воссияет для праведников. « А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его » (Мал. 4:2). « Веселитесь, праведные, о Господе, и исповедайте память о святыне Его » (ст. 12). Праведники становятся блаженными вследствие своей радости. Они не услаждаются никакими житейскими благами, а одним только Богом, в котором, как ты знаешь из послания Иакова, « всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше » (Иак. 1:17). « И исповедайте память о святыне Его ». Под исповеданием разумей или благодарение, или исповедание грехов, поскольку и оно подобает праведникам, потому что нет человека, который поживет, и не согрешит, почему человек и приходит необходимо к памяти, т. е. к поминанию о святости Божией. Людям следует благодарить Бога за то, что Он освятил их, и исповедать себя грешниками, потому что как бы человек ни был праведен, по сравнению со святостью Бога он все же оказывается грешником, почему Исаия и говорит: « все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда » пред лицом Твоим (Ис. 64:6). СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 99 Псалом Давида во исповедание.   Хотя этот псалом лишен надписания, тем не менее, это не дает права считать его не принадлежащим пророку Давиду. Может быть пророк не пел его в храме и не передал другим псалмопевцам, почему и оставил его без имени. Под исповеданием здесь надо разуметь благодарение, потому что в этом последнем и заключается цель данного пророчества. Вот почему Акила переводит: в благодарение , Симмах: в благословение , а пятое издание: в похвалу . « Воскликните Богу, вся земля! Работайте Господу с веселием, входите пред Ним с радостью » (ст. 1, 2). И в этом пророчестве замечается великая точность и последовательность, если кто исследует его внимательно. Восклицать пророк приглашает всю землю, как будто мы победили общего всем врага; затем, когда мы узнали, что виновник победы Бог, пророк повелевает нам работать Ему в веселии, подобно тому, как говорит и Павел: будем все радоваться, непрестанно молиться, о всем благодарить (1 Фес.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

В своём объяснении Кеерль, как и Баур, выходит из Мф.16:13–16 . Слова, сказанные ап. Петром в ответе на вопрос Христа, за кого почитают Его люди, имели, по Кеерлю, такой смысл: «Тот, который является у пр. Даниила 36 , как Сын человеческий, есть Сын Божий». Имена – «Сын Божий» и «Сын человеческий» означают, поэтому одно и то же, только с различных сторон. «Сын Божий есть Сын человеческий, поскольку Он стоит в определённом отношении к миру, господство над которым Ему предано изначала; и Сын человеческий есть Сын Божий, поскольку Он стоит в имманентном отношении к Богу, – поскольку Он имеет Своё пребывание (Urstand) в Боге» 37 . В доказательство такого сродства двух наименований Кеерль указывает, прежде всего, на Мф.26:63–64 , где Христос сперва утверждает, что Он есть Сын Божий, а затем прибавляет: «отныне узрите Сына человеческаго, сидящаго одесную силы и грядущаго на облаках небесных», внутреннее сродство обоих наименований здесь, по Кеерлю, несомненно. Та же самая мысль выражена и в 5 гл. св. Иоанна: в ст. 19, 20–23 и 25–26 Иисус называет Себя Сыном Божиим и затем в 27 ст. присоединяет: «и дал Ему (Отец) власть производить и суд, потому что Он есть Сын человеческий», смешивая, так. образ., то и другое наименование: по связи (ср. ст. 22 и 27) Сыну Божию предан весь суд, п. что Он есть вечный Сын человеческий 38 . Поэтому Кеерль признаёт ошибкой, когда наименование «Сын человеческий» хотят применять только к земному явлению Сына Божия: «Он есть Сын человеческий с того момента, когда произошёл от Отца, как Перворождённый всякой твари» 39 . Это вечное реальное предсуществование на небесах Сына человеческого, как такового, подтверждается, по Кеерлю, особенно двумя местами. В ев. Иоанна 3:13 Иисус говорит: «Никто не восходил на небо; как только сшедший с небес Сын человеческий, сущий на небесах». При сопоставлении этого изречения с ст. 16 и 36 той же главы (ср. Ин.6:40 и т. д.) смысл этого места представляется так: «Сын человеческий, как таковой, есть на небесах, и как таковой же сходит на землю», причём ограничивает область применения наименования: «Сын человеческий» только земным явлением воплотившегося Христа не представляется возможным; ближайший и вернейший смысл изречения тот, что Сын Божий был уже Сыном человеческим прежде, чем сошёл с небес 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

«Вместо «свадебные гости», «мирские люди», «обреченные геенне», «погибший человек», «просветленный человек» мы находим «сынов чертога брачного», «чад века сего», «сынов геенны», «сына погибели», «сына света» (Мф. 9, 15; 23, 15; Лк. 16, 8; Ин. 17, 12; ср. также Мф. 8, 12; 13, 38; Лк. 10, 6)» . В сходном значении, кстати, употребляется и слово «дочь»: «дочь Вавилона» (Пс. 136, 8), «дочь Сиона» (Зах. 2, 10; ср. Ин. 12, 15) — как обозначение соответственно вавилонян, иерусалимлян и т. п. Другое же значение относится исключительно к сфере мессианских и эсхатологических ожиданий и имеет в виду конкретную Личность, наделенную особыми, божественными, сверхъестественными полномочиями. Главным ветхозаветным фоном здесь является Дан. 7, где описано видение Сына Человеческого, надмирно шествующего к Ветхому днями, то есть к Богу: 13 Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. 14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан. 7, 13-14). Именно это место почти дословно произносит Иисус на суде перед первосвященником в подтверждение Своего ответа на вопрос о мессианстве (Мф. 26, 64 и пар.). Кажется, два значения, никак между собой не связанные, невозможно соединить в одном контексте, в одном словоупотреблении. Но в том-то и дело, что в устах Иисуса выражение «Сын Человеческий» парадоксально сочетает и одно, и другое значения. Более того, похоже, что Христос любил употреблять это выражение как наиболее удобное самообозначение именно по причине его двусмысленности, где один смысл, будучи простым и обыденным, становился неким прикрытием другого, относящегося исключительно к религиозной области. Это удобство было по достоинству оценено и Церковью, так что в Новом Завете это выражение нигде не встречается, как только в речах Иисуса. Его двузначность точно выражала церковное, то есть всеобщее, человеческое значение миссии Иисуса как единственного в Своем роде Сына Человеческого и первого, но одного из многих сынов человеческих, составляющих Церковь. 36. Господь

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Литература ИУДАИЗМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru «Старейшины народа, первосвященники и книжники... начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он (Иисус) развращает народ наш,…называя Себя Христом». ( Лк. 23:2 ) «Первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; ... Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти» ( Мк 14:61-64 ). Причины, из – за которых мудрецы Израиля не признавали Иисуса Мессией, впервые можно узнать из иудейского источника V века «Толедот Йешу» (на ивр. также «Сефер Толедот Йешу» перевод с иврита «Родословие Иисуса»). " Сказала им (Мудрецам Израиля) царица: Есть ли в вашем Учении то, на что он (Иисус) ссылается? Ответили мудрецы Израиля ей: Есть, но сказано это не о нем, потому что он не сын Бога и не Мессия, и суд обязан вынести ему смертный приговор. Мессию, которого мы ждем, можно будет распознать по известным признакам, как написано: " И бить будет он страну бичом речей своих, и духом уст своих умертвит злодея. И справедливость будет препоясывать чресла его, и честность будет поясом на бедрах его. И волк будет жить рядом с овцой, и леопард рядом с козленком будет лежать, и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и маленький мальчик водить будет их... Не будут делать зла и не будут губить на всей Моей святой горе, ибо полна будет земля знанием Бога, как полно море водами " ( Ис. 11, 4 -9) И еще сказано о Мессии: " В его дни Иудея будет спасена и Израиль будет жить в безопасности, и вот имя его, которым его назовут: Бог — справедливость наша " ( Иер. 23, 6 ). И ничего подобного нельзя сказать о Йешу " В дальнейшем различные авторы, раввины в принципе лишь повторяли данную точку зрения и аргументацию, незначительно дополняя её. Тоже самое пишут современные иудеи: «Отвергая христианство, евреи, прежде всего отвергают признание Иисуса Мессией» Редакция текста от: 30.01.2014 14:58:42 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/1371.html

Далее автор пособия на протяжении 50 страниц касается вопросов оправдания во Христе, искупления, веры, Закона. Делаются следующие выводы: «Грешников Бог не слушает! Но если я праведник, я буду иметь совсем другие права и льготы… Святой – это статус христианина» , – и далее все в таком же духе, то есть христианин в понимании «Нового поколения» должен считать себя святым и праведным в силу своей веры и Искупительной Жертвы Христа. Впрочем, тут нет ничего нового. Типичный протестантский тезис: спасение по вере в Искупительную Жертву Христа. Сказано в Библии: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3: 15). Итак, на каком основании православный считает себя грешником? Чтобы получить ответ, обратимся к Божественному Откровению и зададим себе вопрос: как Иисус Христос относился к грешникам и к людям, которые считали себя праведниками? В Евангелии есть история, которую рассказывает Спаситель народу, – о том, как два человека вошли в храм помолиться. Один был мытарь, другой – фарисей. Фарисей молился так: «“Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь…” Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: “Боже! будь милостив ко мне грешнику!” Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот» (Лк. 18: 11, 13–14). Перед нами два человека. Один – фарисей с сознанием праведника, а другой – мытарь с сознанием грешника. Мытарь, считающий себя грешником, уходит, по словам Христа, оправданным, покаявшимся, в какой-то степени праведником. Другими словами, оправдан тот, кто считает себя грешником, кается в этом и носит в себе это покаянное состояние и сознание. В «Новом поколении» убеждены: «Говорить: “Я праведник” – это глубокое смирение перед Богом». Всё перевернуто с ног на голову! Но автор пособия не согласен с Евангелием и со словами Иисуса Христа. По мнению новопоколенцев, все совсем наоборот. «Сознание грешника, – утверждает автор пособия, – перечеркивает работу и подвиг Иисуса Христа»; а «говорить: “Я праведник” – это не гордость, это глубокое смирение перед Богом» . А когда «говорят: “Я грешник, я недостоин, я не заслуживаю”, то это гордость, отвержение Искупительной Жертвы Иисуса Христа» . Но, во-первых, само Священное Писание учит говорить, что мы грешны: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин. 1: 8–10). «Вся праведность наша – как запачканная одежда» (Ис. 64: 6). Во-вторых, Писание учит говорить о собственном недостоинстве. Снова и снова обратимся за ответом к Библии, где сказано: «Говорит ли кто, говори как слова Божии» (1 Пет. 4: 11).

http://pravoslavie.ru/107458.html

Если происхождение клятвы обусловливается существованием среди людей лжи, обмана, недоверия и подозрительности, то отсюда нет никаких оснований заключать, что клятва есть зло. Клятва именем Божиим не зло, а добро, так как побуждает людей к правдивому, честному выполнению лежащего на них того или другого долга, укрепляет доверие к показаниям и обещаниям и таким образом является одним из лучших средств для победы над злом той среды, в которой живут и действуют христиане. 546 4) Мы и без клятвы именем Божиим говорим правду, почему и отказываемся от присяги. Сектанты, говоря так о себе, горделиво превозносятся своею правдивостью и забывают слово Божие: не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь ( 2Кор.10:18 ; ср. Рим.12:3 ). Неужели они по своему нравственному совершенству выше апостола Иоанна, учившего: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас?» ( 1Ин.1:8 ). Наша личная правдивость, если бы даже и была несомненною, не дает права отказываться от присяги в особенных случаях, так как другие люди бывают лишены возможности знать о ней. Сама воплощенная Истина ( Ин.14:6 ) Иисус Христос, когда видел недоверие к Себе, ссылался на Бога Отца во свидетельство истинности Своих слов, а по Его примеру поступал и апостол Павел. Отказываясь от клятвы и присяги под предлогом своей правдивости сектанты ставят себя выше Иисуса Христа, принявшего присягу на суде ( Мф.26:63–64 ) и сказавшего: ученик не выше учителя, а слуга не выше господина своего: довольно для ученика, что бы от был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его 547 ( Мф.10:24–25 ). 5) Принявшие присягу часто говорят ложь и не исполняют своих обещаний, посему присяга излишня. Люди по свойственной им греховности злоупотребляют не одной только присягой, а и многими другими благами: Священным Писанием ( 2Пет.3:16 ), свободой ( Лк.15:12–16 ; Гал.5:13 и др.), здоровьем, языком ( Иак.3:5–12 ) и др., но отсюда никак не следует, что все это, и в том числе присяга, не есть добро, а потому излишня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

И блажен тот народ, у которого Господь есть Бог (Ср. Пс.143:15 ); блаженна та страна, которая просветилась верою во Христа; ибо там утвердил Господь благословение Свое и жизнь на веки (Ср. Пс.132:3 ). Но должны ли мы потому оставаться беспечны, и для спасения своего ничего не делать? Как лань ищет потоков вод, – взывал пророк Давид, – так душа моя ищет Тебя, Боже!... Пошли свет Твой и истину, да ведут и приведут они меня на святую гору Твою ( Пс.41:2; 42:3 ). Блажен муж таких желаний! Блажен, кто имеет душу, жаждущую жизни Божией, или, как говорит апостол Павел, – жить со Христом в Боге ( Кол.3:3 ). Он, подобно Давиду, любит приметатися к дому Бога своего более, нежели жить посреди селений грешничих ( Пс.83:11 ). Но не таков тот, кто к упованию всех концов земли не стремится душою, Бога Спасителя своего не ищет; он и вблизи дома Божия живет и, однако ж, едва когда заходит в него. Горе такому человеку: он сидит во тьме и свет истины еще не облистал его! Долго ли же мы, брат, будем оставаться с сидящими во стране и тени смертной? Почто не просим Господа, чтоб Он послал душам нашим свет Свой и истину Свою, чтоб они вели нас на святую гору Его? Вот удаляющиеся от Тебя гибнут, – взывал пред Господом Давид, – а мне благо приближаться к Богу ( Пс.72:27, 28 ). Блажен человек, которого Ты избрал и приблизил Себе ( Пс.64:5 ). Но мы не разумеем сего и чуждаемся пути к блаженству, пути спасения своего. Как во дни всемирного потопа, в одном только ковчеге уготовано было Ною и его семейству спасение от потопления, так и среди греховного погубления душ в одном или от одного только дома Господня подается спасение от вечной смерти. Ибо в храме Господнем только, а не в ином месте, приносится жертва за грехи, о которой сказано: аще не снесте Плоти Сына человеческого, не пиете Крови Его, живота не имате в себе ( Ин.6:53 ). Так и апостол сказал: если мы произвольно оставляем церковные собрания, то не остается нам более жертвы за грехи. Слушай и еще, что говорит Господь устами пророка Своего: избрал Господь Сион, возжелал его в жилище Себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» ( Ин. 11, 25–26 ), служили основой для понимания значения смерти христианина как акта его освобождения от физических законов бытия, как его переход в тот мир, о котором апостол Иоанн Богослов в Откровении писал: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти» (20, 6); «и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (21,4); «и ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (22, 5). Вера в это определяла иной смысл молитвы в связи со смертью христианина. К нему относились слова Псалмопевца: «Блажен, егоже избрал еси и приял, Господи» (64, 5). Молитва же возносилась за оставшихся в живых, чтобы Бог утешил их. Так, антиохийские христиане, узнав о мученической кончине своего епископа св. Игнатия Богоносца , «всю ночь бодрствовали дома в слезах и с молитвой и коленопреклонением просили Господа утешить… о случившемся» 136 . Поэтому не случайно день смерти мучеников христиане называли днем их рождения. Так смирн-ские христиане по поводу мученической кончины их епископа св. Поликарпа писали: «А мы потом собрали его кости – сокровище, драгоценнейшее дорогих камней и чище золота, и положили их где следовало. Туда, как только можно будет, мы станем собираться с веселием и радостью, и Господь соизволит нам праздновать день его мученического рождения» 137 . Два этих мотива – молитва об утешении в связи со случившимся и прославление за все Бога – слышны и в панихиде об усопших. Это – прошение великой ектении «О плачущих и болез-нующих, чающих Христова утешения, Господу помолимся» 138 п, наконец, икоса, где говорится, что мы претворим надгробный плач в песнь «Аллилуиа»  ( πιτφιον θρνον ποιοντες φδν τ, Αλληλοια) 139 . Более того, из восьми тропарей, следующих непосредственно за пением Непорочных, один – третий – относится ко всем усопшим христианам, которые безропотно несли посланный им от Бога крест и с верой следовали за Христом: «В путь узкий ходшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем взем-шии, и Мне последовавший верою».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов ( Лк. 9:12–17 ). «Вот сказали апостолы: „О Иса, сын Марйам! Может ли твой Господь низвести нам трапезу с неба?“ Он сказал: „Бойтесь Бога, если вы верующие“. Они сказали: „Мы хотим поесть с неё, и успокоятся наши сердца, и будем мы знать, что ты сказал нам правду, и мы будем о ней свидетелями“. Сказал Иса, сын Марйам: „Аллах, Господи наш! Низведи нам трапезу с неба! Это будет нам праздником для первого из нас и для последнего и знамением от Тебя. И даруй нам удел, Ты – лучший из дарующих уделы!“ Сказал Аллах: „Я ниспошлю её вам, но кто ещё из вас будет потом неверующим, того Я накажу наказанием, которым не наказываю никого из миров“» (Коран 5:112–115). Проповедь …веруйте в Бога, и в Меня веруйте… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин. 14:1,6 ). «Я пришёл к вам с мудростью, и я разъясню вам кое-что из того, в чём вы разногласите. Бойтесь же Бога и повинуйтесь мне! Поистине, Аллах – Он мой Господь и ваш Господь! Поклоняйтесь же мне! Это – прямой путь» (Коран 43:63–64). Вознесение и Второе Пришествие …Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо… Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых ( Деян. 1:9–11;10:42 ). «Аллах вознёс его к Себе: ведь Аллах велик, мудр… Поистине, из людей писания нет никого, кто бы не уверовал в него (Иисуса) до его смерти, а в день воскресения он будет свидетелем против них» (Коран 4:158–159). Сотворение Богом неба и земли за шесть дней И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. Так совершены небо и земля и всё воинство их ( Быт.1:31; 2:1 ). «Аллах – тот, который сотворил небеса и землю и то, что между ними, в шесть дней, потом утвердился на троне» (Коран 32:4).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010