Господь в ту же ночь торжественно свидетельствует о Себе в ответ на вопрос первосвященника: «ты ли Христос?» – «Отныне Сын Человеческий воссядет одесную славы Божией» ( Лк. 22:67, 69 ; Мф. 26:63–64 ; Мк. 14:61–62 , где вследствие краткости особенно выразительно: вопрос первосвященника: «Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках»). 28 Иуда мог слышать и эти слова, находясь во дворе первосвященника, и в таком случае, конечно, не мог не связать их с сказанным ему. Происходит некоторый молчаливый и таинственный разговор с Иудой об его искушении. Христос прямо отвечает на мысли Иуды о цели его предательства, спрашивая его: думаешь ли ты целованием предать Мессию, с тем, чтобы Он, явил себя миру, согласно твоему желанию! Смотри же, что будет! Как будто словами этими Христос указывает затаенную цель предательства Иуды, еще раз оставляя его в недоумении: делай, что делаешь, до тех пор, пока не откроются глаза твои, и сам не увидишь всей ложности принятого пути. Этим и исчерпываются отношения Господа к Иуде по Евангелиям. На основании его приходится заключить, что Иуда, несмотря на свое предательство, не был отвернут Господом и лишен апостольства, подобно тому, как не были отвергнуты Им все апостолы, оставившие Его, бежавшие ( Мф. 26:56 ), как и Петр, отрекшийся от Него. Все апостолы, которых сатана «просил сеять, как пшеницу» ( Лк. 22:31 ) имели в эту ночь свои искушения, каждый по своему характеру, одни подвергались им от страха и немощи, Иуда же активно, от ложно направленной воли. Рассказ Евангелия от Иоанна о предательстве Иуды ( Ин.18:1–9 ) отличается от синоптических: в нем отсутствует и лобзание Иуды, и слова Господа к нему, но самому взятию придается мессианский характер, – самосвидетельства Господа: «Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: («спире») кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда Он сказал: «это Я», они отступили назад и пали на землю» ( Ин. 18:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Данная логика вражья, ибо жить лукаво учит лукавый и кто его слушает, тот становиться его сыном ( Мф. 13:38 ) и рабом ( Ин. 8:34 ). От такового родства и рабства мы избавлены кровью Спасителя нашего Иисуса Христа, который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века ( Гал. 1:4 ). И если мы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие ( Еф. 2:2–3 ), то теперь, став не от мира сего ( Ин.15:19 ), мы можем во всем вести себя честно ( Евр. 13:18 ). К этому и Господь нас побуждает, говоря: «Да будет слово ваше: да, да, нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого» ( Мф. 5:37 ). И апостолы призывают отложить прежний образ жизни ветхого человека, облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины и, отвергнув ложь, говорить истину ближнему своему, потому что мы члены друг другу ( Еф. 4:22–25 ). Могут ли делать то же самое язычники, будучи далекими от Христова благовествования? Пример Лонгина доказывает, что такое возможно, но при условии наличия доброй совести ( Евр. 13:18 ), которая, будучи голосом Божиим, «просвещает ум и показывает ему, что доброе, а что злое». 64 Совесть вложена Богом в каждого человека, а, следовательно, и потребность в честности, которая является производной совести, есть в каждом, независимо от его религиозности или степени просвещения. И хотя современная жизнь заставляет нас усомниться в том, что честность кому-то нужна и как-то возможна, на самом деле она всегда востребована и только как вложенный в душу естественный закон, но и как источник блаженства. Эту истину открыл нам Спаситель, сказав, что блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся ( Мф. 5:6 ), т.е. получат искомое всеми душевное удовлетворение. Ложь – это преступление человека, прежде всего, перед самим собой и наиболее страдает от нее тот, кто ее допускает. Благодаря совести лгущий знает о своей лжи и это знание лишает его мира, доставляет ему мучение и дискомфорт. Можно конечно, добиться того, чтобы перестать слышать голос Божий, звучащий в душе каждого посредством совести, но рано или поздно это голос пробьется через толщу оправдательных аргументов и нарушит искусственно созданное окамененное нечувствие, доставив душе невыносимое мучение, которое будет длиться вечно, ибо голос вечного Бога не может перестать звучать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Если кто, веруя во Христа, не являет дел, сообразных с верой, тот, как внимающий дурным учениям и плохо постигающий смысл Писания, сам себе высекает гробницу в камне (4, 312). Если кто исповедует внешне Господа и слушает Его учение, но заповедям Его не повинуется, то он осужден, даже если по особому домостроительству даны были ему и духовные дарования (6, 313). Пусть заповеди Божии живут с тобой, непрестанно сообщая тебе как бы свет и озарение для суждения о делах. Святитель Василий Великий (7, 64). Свидетельство веры в Бога заключается в исполнении заповедей Божиих. А свидетельство страха Божия заключается в тщательном повиновении совести. Авва Исаия (82, 193). Не станем считать одну веру достаточной для спасения. Будем заботиться и о поведении, будем вести и наилучшую жизнь, чтобы то и другое способствовало достижению совершенства (35, 596). Мы еще младенцы, хотя бы тысячу лет пребывали в вере, если остаемся нетвердыми в ней, если не ведем сообразной с нею жизни (46, 88). Одна вера не может ввести нас в Царство Небесное. Напротив, из-за нее-то особенно и будут осуждены те, которые ведут порочную жизнь (Лк. 12, 47; Ин. 15, 24). Святитель Иоанн Златоуст (42,571). Не думай, что вера, если только можно назвать верой твою веру, обличаемую делами, сможет спасти тебя, потому что вера, оправдавшая вначале, требует согласных с нею дел, без которых спастись невозможно. Принятый по благодати, по справед ливости должен изобиловать собственными преимуществами, чтобы не быть иначе уличенным в неблагодарности (51, 128). Веру... должны проповедовать более дела, чем слова... Ибо делами, а не словами должно быть обнаруживаемо сокровенное. Преподобный Исидор Пелусиот (51, 201). Вера, не имеющая дел, не имеет Бога, животворящего ее. Она мертва как не стяжавшая того, о чем говорит Христос: " Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое: и Отец Мой возлюбит Его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим " (Ин. 14, 23). чтобы воскресить из мертвых душу посещением Своим и оживотворить того, кто сподобился это стяжать. Вот почему такая вера мертва, мертвы те, которые имеют ее без дел (60, 325).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Если ты вышел на послушание или идешь с братом на послушание или вышел купить себе небольшую утварь и напала на тебя усталость, не двоедушествуй, ибо во всяком деле человека сопровождают испытания. Ибо " в сокровищницах повсюду стоит западня " поэтому блюди себя в трезвении. Выходя из кельи своей, не выходи, как дикий осел, в неведении " и накинут на шею твою узду и путы на ноги твои " - узду из-за чрева твоего и путы из-за глаз твоих. Если случится тебе проходить по городу, береги глаза твои, да не впустишь искушение в келью твою и устанешь кричать, и не услышат тебя, потому что ты не берег глаз твоих. Разве не знаешь, что существуют вещи, которые вводятся помышлениями в сердце, и существуют такие, которые выносятся. Вводящие в сердце - это глаза, а выносящие - это злые помыслы, как написано в Евангелии, что " из сердца исходят злые помыслы " (Мф 15:19). 107. Итак, веди борьбу как в глазах твоих, так и в сердце, чтобы пребывать тебе спокойным, и будет окружать тебя всецелая чистота. Бог ведь любит святость, поэтому говорит: " Я свят и на святых почиваю " (ср. Лев 20:7-8) и " блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят " (Мф 5:8) и еще " мир имейте со всеми и святыню, без которых никто не увидит Господа " Мы знаем, что Бог очищает [нас], когда мы приносим плод, посему борись, чадо, чтобы всегда пребывать в святости глаз твоих и сердца и вернуться в свое изначальное состояние ( ου) малых детей, о которых Бог сказал: " Таковых есть Царство Небесное " (Мф 19:14). Примечания 1. Эти слова перекликаются с повелением, которое дал Бог Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего... (Быт 12:1). 2. Исх 4:10, в Синод. переводе я тяжело говорю и косноязычен. 3. Ис 64:6, в Синод. переводе вся праведность наша - как запачканная одежда. 4. См. Ин 10:2-3,14, в Синод. переводе входящий дверью есть пастырь овцам > ...> и овцы слушаются голоса его > ...> Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня; Ин 8:47, в Синод. переводе Кто от Бога, тот слушает слова Божии. 5. Букв. " руководящее начало " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/560/...

И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:13,14).    Читатели Нового Завета едва ли могут усомниться в том, что именно на это видение ссылался Господь, именуя Себя Сыном Человеческим в нескольких изречениях. Иудеи единодушно видели в словах Даниила указание на Мессию, Которого они мыслили, как судью всех народов, восстановляющего царство Израилево и подчиняющего ему все племена земные. С этим вопросом обращается к Нему Никодим: Ты ли Тот, Кто должен придти согласно пророчествам? Господь не отрицает этого, но, во-первых, указывает на то, что Он не есть просто возвеличенный человек, как иудеи понимали пророчество Даниила, но умаливший Себя Бог, а во-вторых, что Он не является вопреки их ожиданиям (основанным на неправильном разумении того же пророчества), как судья, или если является таковым, то в совершенно ином, чисто моральном смысле. Только при такой безмолвной ссылке собеседников на пророчество, становится понятной последовательность беседы. Да, Я Тот, Который дойдет до Ветхого денми, но знай, что «никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын Человеческий, сый на небеси. Не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови...» (Ин. 3:13,17).    Еще яснее близость следующих Христовых слов к видению Даниила: «Егда сядет Сын Человеческий на престоле славы..., сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома израилевыма» (Мф. 19:28). Сюда же относятся слова ап. Павла: «Разве вы не знаете, что святые будут судить мир» (1 Кор. 6: 2).    Но особенно ясное и уже совершенно несомненное сближение Своей личности с пророчеством Даниила мы находим в ответе Господа Каиафе на вопрос «ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я, и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мк. 14: 61-62; Мф. 26: 64). Приведением пророчества Господь отклонял от Себя обвинение в богохульстве — что Он, будучи человеком, делает Себя Богом (Ин. 10: 33). Это особенно ясно по Евангелию от Луки. «И сказали: Ты ли Христос, скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите, если же... спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня» (Лк.22:67-68). Очевидно, Господь хотел их спросить по видению Даниила (как прежде спрашивал по Пс. 109), кто есть тот Сын Человеческий, который был уравнен Ветхому денми, — ибо далее Он приводит это видение: «Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией» (Лк.22:69). Это была цитата, но чтобы обвинить Христа в богохульстве, нужно было добиться, относит ли Он ее к Себе. «И сказали все: итак Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я» (Лк. 22:70).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Мф.17:3 ). Также Господь обличает саддукеев, которые, как иеговисты, отрицают бессмертие души: не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф.22:31–32 ). И добавляет: Итак, вы весьма заблуждаетесь ( Мк.12:26–27 ). Ту же самую истину подтверждает и повествование о богаче и Лазаре, воскрешение дочери Иаира, воскрешение Лазаря (о котором притом Господь сказал, что он спит). Также слова Иисуса на кресте: истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). В своем же издании Священного Писания иеговисты переставили знак препинания после слова «сегодня», так что получилось следующее: «истинно говорю тебе сегодня, будешь со Мною когда-нибудь в раю» вместо правильного: истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). Но если Господь хотел сказать: «тебе говорю сегодня», то Он бы использовал слово «ныне», как Он это сделал в других случаях (см. Ин.9:41; 14:29 ). Во время распятия Господа многие тела усопших святых воскресли ( Мф.27:52 ). Стефан, когда был побиваем камнями, почил ( Деян.7:60 ). И в других случаях Священное Писание называет смерть сном ( Ин.11:11–13 ; 1Кор.7:39; 15:51–52 ) 62 . Вспомните апостольское чтение на погребение: мы же предупредим (т.е. «не опередим».– Пер.) усопших 63 ( 1Фес.4:15 ). Господь, умирая на кресте, возопил: Отче! в руки Твои предаю дух Мой ( Лк.23:46 ). Также и первомученик Стефан 64 . К тому же душа Господа сходила в ад: [И там Господь ею, т. е. душой] находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал ( 1Пет.3:19 ) и мертвым было благовествуемо ( 1Пет.4:6 ), но не оставлена душа Его во аде и плоть Его не видела истления, как пророчествовал Давид ( Деян.2:31 ). Также Слово Божие нас удостоверяет, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ). Поэтому Павел желает отойти ко Господу ( Флп.1:21–23 ). К тому же известно, что мы не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего ( Евр.13:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Не случайно Синедрион не расспрашивает Христа о Его замыслах и не интересуется Его политической программой. Даже вопрос о нарушении субботнего закона суд оставляет вне рассмотрения. Были заготовлены лжесвидетели, чтобы дать показания о Нем как о террористе, планирующем разрушить Храм (Мф. 26,60-61; ср. Ин. 2,19). Но они не понадобились. Христос Сам на суде сказал то исповедание, которое и прежде более всего смущало Израиль. Первосвященник задал вопрос о самом главном: «Ты ли Христос, сын Благословенного?». «Иисус сказал: Я… Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство. Как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти» (Мк. 14,61-64). Отвечал Христос по-еврейски. Он отвечает не местоимением («Я»), как пишет русский текст; Его ответ содержит в себе глагол: «Я есмь». Но эта формула в Библии более чем обычная грамматическая форма, сопрягающая личное местоимение с глаголом «быть» первого лица единственного числа. «Я есмь» – это и есть «Ягве», священнейшее имя Божие 1571 . В Септуагинте оно переведено Ego eimi o on (Исх. 3,14). В греческом тексте Евангелия ответ Христа звучит Ego eimi. Первосвященник, который сам в своем вопросе не дерзнул лишний раз упомянуть имя Бога, заменив «Сын Божий» на «сын Благословенного», теперь, слыша священное Имя, раздирает свои одежды. Он делает то, что и полагалось ему делать по закону при слышании Богохульства. Дознание кончилось. Больше никаких доказательств Синедриону не нужно. Основание для смертного приговора Синедрион имел в ветхозаветном законе: «И хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество. Пришлец ли, туземец станет хулить имя, предан будет смерти» (Лев. 24,16). Богохульством было сочтено то, что Иисус произнес Имя Божие, которое сам первосвященник мог произнести лишь раз в год. И Он не просто произнес его – Он приложил это Имя к Себе. Те же слова мы слышим из уст Христа в Гефсимании – и видим столь же выразительную реакцию. Почему храмовая стража, пришедшая арестовывать Иисуса, в шоке отступила от Него на шаг и упала ниц перед арестантом? Евангелист нам поясняет вполне ясно: «И когда сказал им: „Это Я“ (Ego eimi), они отступили назад и пали на землю» (Ин. 18,6). Очевидно, и здесь было произнесено священное Имя. То, что было сказано Моисею в купине неопалимой, ныне говорится предателю и стражникам во тьме Гефсиманской ночи. Нужны ли еще доказательства, что Иисуса судили не за то, чему Он «учил», а за то, Кем Он был!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Небо, согласно Евангелиям, является жилищем не только Отца, но и Сына. О Себе Иисус говорит как о «сшедшем с небес» ( Ин.4:13; 6:38 ). Он называет себя хлебом, «который сходит с небес и дает жизнь миру» ( Ин.6:33, 50–51, 58 ). Первосвященнику на суде Он говорит: «...отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 ; Мк.14:62 ). По окончании Своей земной миссии Иисус на глазах учеников вознесся на небо ( Лк.24:51 ; Деян.1:9 ) и воссел одесную Бога ( Мк.16:19 ). И пока ученики еще смотрели на небо, им явились два ангела, которые сказали: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:10–11 ). Богатейшую семантику понятий «небо» и «небеса» следует учитывать при рассмотрении первого прошения молитвы «Отче наш». В наименовании «Сущий на небесах» не следует видеть лишь архаизм, требующий метафорического толкования. Духовное и материальное и в жизни современного человека не полностью разделено. Оно может быть разделено в философском дискурсе, но на практике феномены духовной жизни по-прежнему остаются привязанными к материальным предметам и явлениям. «Да святится имя Твое» Прошение «да святится имя Твое» следует понимать в контексте того богословия имени Божия в Ветхом и Новом Заветах, которое было изложено нами выше 966 . Данное прошение, возможно, имеет связь с текстом из Книги пророка Исаии: «Они свято будут чтить имя Мое» ( Ис.29:23 ) 967 . В Септуагинте это место передано словами γισουσιν τ νομ μου (букв. «они будут святить имя Мое»). По аналогии с этим текстом второе прошение Молитвы Господней может иметь и такой смысл: «Пусть свято чтится имя Твое». Грамматически глагол γιασθτω, переводимый как «да святится», представляет собой безличную форму повелительного наклонения глагола γιζω («освящать») в пассивном залоге. В этой форме глагол, родственный слову γιος («святой»), мог бы означать «да будет святым», «да будет освященным».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сие именуется новым рождением от Бога, которое верующих делает чадами Божиими по благодати, как говорит св. Иоанн евангелист: тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими, верующим во имя Его, которые ни от крови, но от Бога родились ( Ин. 1, 12–13 ). И стало законом духовной жизни о Христе Иисусе: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие; ибо только рожденное от Духа есть дух ( Ин. 3, 5–6 )». Здесь же св. Феофан предупреждает: «Не извольте пытать, почему нужно сие для восстановления в нас истинной жизни, и примите и содержите то с простотою и искренностью детской веры. Станете пытать – подойдет враг и, как некогда Еве, нашепчет Вам соблазны и поколеблет веру» 63 . Обратим внимание: здесь святой отец также не то считает для нас неведомым, не то считает неполезным исследовать, без чего мы не можем спастись, но то, почему именно это так необходимо для восстановления и почему без этого нельзя обойтись. Что это необходимо – примем и будем содержать с м «простотою и искренностью детской веры», но почему именно так, а не иначе необходимо – это уже испытывать не безопасно! Святой Симеон Новый Богослов так рассуждает о Таинстве Искупления: «После преступления Адамова никто из праведных не мог быть спасен, так как все люди подлежали греху прародителя Адама, тлению и смерти, и меч огненный никого не пропускал в Рай , из которого изгнан был Адам, так как те святые обители Рая принимают только души непорочные и чистые от всякого греха; как говорит Апостол, тление не наследует нетления ( 1Кор. 15, 50 ). Поэтому необходимо было, чтобы нетленный Сын Божий посредством тленной плоти Своей дан был в жертву, дабы искупить праведных от тления. Ибо сами собою они не могли опять прийти в нетление, из коего ниспал Адам; но это было делом великого домостроительства Христова, совершенного с судом и правдою». 64 «Того одного, что всякий происходил от семени тех, кои согрешили вначале, достаточно было к тому, чтоб всякий предаваем был смерти и тлению и низводим во ад.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Так и при воскресении мертвых…» (1Кор.15:41—42). «…Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор.9:6). Блаженство праведных будет вечным: «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Ин.10:28). Тайнозритель свидетельствует, что в Царстве Христовом «отрет Бог всякую слезу с очей их (т.е. праведников), и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4). Таким образом, те временные страдания, которые выпадают на долю человека в этой жизни, наипаче же в связи с его свидетельством о Христе, несоизмеримо вознаграждаются вечным блаженством в Царстве Христовом. Ибо как изрек еще пророк Исайя: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (Ис.64:4; 1Кор.2:9). О невыразимости человеческим языком вечного блаженства праведников со Христом пишут и святые отцы. «Какая будет слава, какая радость, — восклицает священномученик Киприан, еп.Карфагенский, — удостоиться того, чтобы зреть Бога и вместе со Христом, Господом Богом твоим, вкушать радость спасения и вечного света; приветствовать Авраама и Исаака, и Иакова, и всех патриархов и пророков, и апостолов, мучеников; вместе со святыми и друзьями Божиими наслаждаться сладостью дарованного бессмертия, — и получить то, чего око не видело, ухо не слышало, и что на сердце человеку не восходило!» (Послание IV). «Царство небесное есть созерцание, — указывает св. Василий Великий. — Теперь, как в зеркале, видим тени вещей; а впоследствии, освободившись от сего земного тела и облекшись в тело нетленное и бессмертное, увидим их первообразы. Увидим же, если жизнь свою управим по прямому пути, и будем заботиться о правой вере, без чего никто не узрит Господа» (Послание к Кесарийским монахам). Беззаконники «будут преданы вечной смерти, или иначе сказать, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволом». Грешники не увидят жизни, «но гнев Божий пребывает» на них (Ин.3:36), они будут ввержены «в озеро огненное» (Откр.20:15), «там будет плач и скрежет зубов» (Мф.22:13) . Такое состояние есть состояние не жизни, а смерти, это и есть «вторая смерть» (Откр.20:14).

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010