Неразумно вели себя сыны Израилевы, когда предпочитали божественной манне мясную пищу и другие снеди и удовлетворяли своим сластолюбивым вожделениям (страстям) до пресыщения, до забвения в себе человеческого достоинства, до слепого, ничем не сдерживаемого увлечения. Еще неразумнее поступает христианин, когда предается чревоугодию до того, что не дорожит общением со Христом, предлагающим каждому Свою духовную пищу. Христос питает нас Своим словом, которое есть «млеко для духовных младенцев» (см. 1 Пет. 2:2) и крепкая пища для зрелых духовно (см.: Евр. 6:1), которая насыщает алчущих и жаждущих истины и правды, сообщая им удовлетворительное понятие о всем, что нужно знать и делать для спасения души. Христос питает нас благодатью Таинств и преимущественно Таинства Евхаристии. Преподаваемое в сем Таинстве Тело и Кровь Свою Спаситель Сам называет «истинным брашном и истинным питием» (см. Ин. 6:55), в противоположность ветхозаветной манне, которая хотя и была чудесным хлебом, но только образом Тела и Крови Христовой. Высочайшее преимущество брашна Тела и Крови Христовой перед ветхозаветной манной состоит в том, что вкушающий сие брашно теснейшим образом соединяется со Христом и в Нем становится причастником Вечной жизни. «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный (унося с собою на тот свет семя, или залог, вечно-блаженной жизни), и Аз воскрешу его в последний день» (Ин. 6:56, 54). Посему уклоняться от вкушения Тела и Крови Христовой значит не дорожить общением со Христом и вечным спасением. К сожалению, уклонение от Евхаристии если не на всю жизнь, то на продолжительное время — обыкновенное явление. Многие христиане относятся к Евхаристии, как израильтяне к манне. Они приступают к сему святейшему Таинству с неохотой и потому не ежегодно. Отчего это? Оттого же, от чего израильтяне недовольны были манной: от любо сластного страстей объядения, то есть от чревоугодия, от пристрастия к удовольствиям чрева, от привычки есть и пить до пресыщения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Святое Крещение запечатлевается другим, непосредственно последующим за ним таинством, святым м и р о п о м а з а н и е м. Справедливо это таинство названо печатью, так как святое Крещение со справедливостью может быть названо условием, заветом между Богом и человеком. Печать, которой запечатлевается это условие — святое миропомазание.    4) Пребывание в усыновлении Богу, доставляемом через святое Крещение, поддерживается жизнью по Евангельским Заповедям; теряется пребывание в усыновлении отступлением от жительства по Евангельским Заповедям. То и другое засвидетельствовал Сам Господь: Аще заповеди Моя соблюдете, — сказал Он, — пребудете в любви Моей. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, яко же розга, и изсышет, и собирают ю, и во огнь влагают, и сгарает (Ин. 15:10, 6). Для спасения необходимо, чтобы крещеный во Христа жительствовал по законодательству Христа.    5) Богочеловек, родив нас во спасение святым Крещением, вводит нас в теснейшее общение с Собой другим великим, непостижимым таинством, Таинством Евхаристии, при посредстве которого мы соединяем и смешиваем наши тело и кровь с Телом и Кровью Богочеловека. Ядый Мою Плоть, — сказал Господь, — и пияй Мою Кровь, имать живот вечный. Аще не снете Плоти Сына Человеческаго, не пиете крове Его, живота не имате в себе (Ин. 6:56, 54, 53).    6) Для поддержания немощи нашей, для врачевания язв греховных, получаемых нами после Крещения, для поддержания святыни, которой запечатлены мы святым Крещением, в целости Бог даровал нам таинство и с п о в е д и. Этим таинством возобновляется и восстановляется состояние, доставляемое святым Крещением. 2. 328—339    Что значит наследовать спасение, спастись? Значит: усвоить себя Искупителю, пребывать в этом усвоении во время всей земной жизни, а по смерти, по причине такого усвоения Искупителю, перенестись душою в селения блаженных духов, с ними наслаждаться святым наслаждением в ожидании всеобщего воскресения мертвых; потом, при воскресении мертвых, соединиться с телом, которое оживит Господь, соделает нетленным, и с телом наследовать сугубое, вечное блаженство. 4. 335

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   «Эсхатология» (от греческого слова последний) есть учение о «последних сроках», о грядущем явлении Господа Иисуса Христа во славе, о конце нынешнего века и о начале будущего века.    Ср., напр., иеромонах Лев (Жиллэ), ук. соч., стр. 87 слл.    В русском переводе Лк. 9молва, дошедшая до Ирода, ограничивается служением Господа. Но восполненное курсивом «Иисус» не отвечает ни греческому подлиннику, ни контексту отрывка. Контекст говорит о служении Двенадцати, и греческое слово значит: все происходящее.    Мое проставлено только в позднейших рукописях, надо думать, для пояснения. Смысл остается неизменным.    Ст. 21, отсутствующий в лучших рукописях, по всей вероятности, не принадлежал к первоначальному тексту Мф.    Текст Лк. 9:54-56 дошел до нас в нескольких разночтениях. Лучшие рукописи не имеют 54в (ссылку на Илию) и 55в — 56а (слова Господа), Мысль отрывка остается неизменною, и на топографические выводы форма текста не имеет влияния.    Как уже было указано, форме текста Ин. 6:4 без упоминания Пасхи не может быть дано предпочтение перед нашею формою по всей совокупности объективных данных.    В русском переводе слова ст. 22: «и обратившись к ученикам сказал», представляют худшую форму текста и подлежат исключению. Противоположение начинается с ст. 23. Ублажение стт. 23—24 относится к одним ученикам. Из противоположения вытекает, что слова Христовы в стт. 18—22, обращенные к ученикам, были слышаны не одними учениками.    В двух последних случаях присутствие народа вытекает из указаний 12и 16    Лучшие рукописи имеют в 10при определение.    Ст. 26, по всей вероятности, не принадлежит к первоначальному тексту Мк.    Мы берем притчу о двух сыновьях в том виде, какой она имеет в нашем тексте Нового Завета. Разночтения, представленные в некоторых древних рукописях, позволяют думать, что, в первоначальной форме текста, нарушил обещание старший сын, тогда как младший сначала отказался, а затем исполнил волю Отца.    Речь Иисуса в Ин. 12:44-50, вне пространства и времени, надо понимать, как принадлежащее Евангелисту резюме, словами Иисуса, всего Его учения перед народом

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3485...

10 «Эсхатология» (от греческого слова последний) есть учение о «последних сроках», о грядущем явлении Господа Иисуса Христа во славе, о конце нынешнего века и о начале будущего века. 11 Ср., напр., иеромонах Лев (Жиллэ), ук. соч., стр. 87 слл. 12 В русском переводе Лк. 9молва, дошедшая до Ирода, ограничивается служением Господа. Но восполненное курсивом «Иисус» не отвечает ни греческому подлиннику, ни контексту отрывка. Контекст говорит о служении Двенадцати, и греческое слово значит: все происходящее. 13 Мое проставлено только в позднейших рукописях, надо думать, для пояснения. Смысл остается неизменным. 14 Ст. 21, отсутствующий в лучших рукописях, по всей вероятности, не принадлежал к первоначальному тексту Мф. 15 Текст Лк. 9:54—56 дошел до нас в нескольких разночтениях. Лучшие рукописи не имеют 54в (ссылку на Илию) и 55в — 56а (слова Господа), Мысль отрывка остается неизменною, и на топографические выводы форма текста не имеет влияния. 16 Как уже было указано, форме текста Ин. 6:4 без упоминания Пасхи не может быть дано предпочтение перед нашею формою по всей совокупности объективных данных. 17 В русском переводе слова ст. 22: «и обратившись к ученикам сказал», представляют худшую форму текста и подлежат исключению. Противоположение начинается с ст. 23. Ублажение стт. 23—24 относится к одним ученикам. Из противоположения вытекает, что слова Христовы в стт. 18—22, обращенные к ученикам, были слышаны не одними учениками. 18 В двух последних случаях присутствие народа вытекает из указаний 12и 16 19 Лучшие рукописи имеют в 10при определение. 20 Ст. 26, по всей вероятности, не принадлежит к первоначальному тексту Мк. 21 Мы берем притчу о двух сыновьях в том виде, какой она имеет в нашем тексте Нового Завета. Разночтения, представленные в некоторых древних рукописях, позволяют думать, что, в первоначальной форме текста, нарушил обещание старший сын, тогда как младший сначала отказался, а затем исполнил волю Отца. 22 Речь Иисуса в Ин. 12:44—50, вне пространства и времени, надо понимать, как принадлежащее Евангелисту резюме, словами Иисуса, всего Его учения перед народом

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3485...

Юридическая процедура, о которой рассказано в ст. 55–64, мало похожа на суд, — скорее это что-то вроде предварительного дознания с целью сформулировать обвинение для Пилата. Утреннее собрание синедриона было более официальным, но оно лишь утвердило решение, принятое ночью. В связи с этим понятно, почему нормы иудейского судопроизводства, впоследствии зафиксированные в Мишне (Санхед­рин 4–7), не были соблюдены, из-за чего в библейской критике высказывались сомнения в исторической достоверности отрывка 57 . Лжесвидетельства о непочтении к храму (ст. 57–58) и обвинение в богохульстве (ст. 64) были нужны для того, чтобы настроить колеблющихся членов синедриона против Иисуса. Объединив против Него синедрион, можно было затем предъявить Пилату политическое обвинение. 53. τν ρχιερα ‘первосвященнику’, то есть Каиафе, чье служение продолжалось с 18 по 36 гг. 54. ως σω ‘даже внутрь’. Дворец первосвященника был выстроен вокруг открытого двора (αλ), в который можно было войти через προαλιον ‘передний двор’, о котором говорится в ст. 68. В Ин 18:15–16 объясняется, каким образом Петру удалось пройти так далеко. Слово φς, которое значит ‘свет’, здесь употреблено в значении ‘огонь’ вместо обычного πρ ‘огонь’. Такое употребление нередко в классическом греческом языке; но здесь еще подчеркивается, что яркий свет от огня падал на Петра, благодаря чему он и был узнан. 56. Пояснение к словам οκ ηρισκον ‘не находили’ в предыдущем стихе. По Закону требовались согласные показания двух или трех свидетелей 58 (Чис 35:30; Втор 17:6; 19:15). 58. Ср. 15:29. Как видно из Ин 2:19–22 и Деян 6:14, за этим обвинением стоят действительные слова Иисуса, хотя и извращенные лжесвидетелями: может быть, они передали Его предсказание о разрушении храма в том смысле, что Он Сам намеревался разрушить храм. Возможно поэтому, что выражения χειροποητον ‘рукотворенный’ и χειροποητον ‘нерукотворенный’ представляют собой пояснения Евангелиста, а не собственные слова лжесвидетелей. 61. Σ ε Χριστς Υς το Ελογητο; ‘Ты ли Христос, Сын Благословенного?’. То, что первосвященник пытается понудить Иисуса произнести слова, которые можно было бы поставить Ему в вину, не удивительно ввиду ранее предпринимавшихся провокаций (12:13). Религиозные власти могли ожидать, что Иисус объявит Себя Христом. Несмотря на то, что Он Сам велел ученикам хранить тайну Его мессианства (8:30), Иуда мог выдать ее; кроме того, многие уже верили, что Иисус есть Христос и еще большее число людей готовы были поверить, если бы Он повел Себя более соответственно их представлениям о Мессии.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

Однако, прежде чем перейти к этому новому ряду мыслей, нам надо вернуться к разобранному отрывку. Мы оставили без рассмотрения стихи Мф.6:22–23 . Как их понимать? Иоанн Златоуст понимал их как предостерегающий пример. Только искаженный ум может прилепиться к богатству. Ум для души – все равно, что око для тела. Бесспорным это толкование не является. Данные стихи имеют параллель в стихах Лк.11:34–36 . Но и в Евангелии от Луки их смысл определяется контекстом, и контекст – иной. Речь идет о знамении, которого требуют от Иисуса свидетели Его чудес. Знамение дано, потому что свет уже светит. Надо иметь только светлое око, чтобы знамение узреть. В контексте Нагорной проповеди и это толкование, неизбежное в параллельном месте Евангелия от Луки, не дает подходящего смысла. Оно и не обязательно, поскольку Иисус любил образ света и употреблял его в разном значении (ср. Мф.5:14–16 ; Ин.5:35,8:12,12:35–36 ). Смысл образа в контексте Евангелия от Матфея станет для нас яснее, если мы учтем, с одной стороны, значение прилагательного πλος, с другой стороны, ветхозаветное противоположение ока доброго и ока худого. ’А πλος (в русском переводе: «чистый») значит буквально «простой», но имеет и переносные значения, в том числе «щедрый». В переносном смысле могут быть понимаемы и другие слова от этого корня ( πλτης , буквально: " простота» и т. д.). Примеры употребления πλος в смысле «щедрый» мы имеем в Новом Завете: Иак.1:5 , Рим. 12:8 , 2Кор.8 (по-русски: «радушие»), 2Кор. 9 (по-русски: «щедрость»). С другой стороны, в ветхозаветном словоупотреблении «злое око» означает скупость, а «доброе око» – щедрость (ср. Втор. 15:9,28:54,56 ; Тов.4:7 , Сир.14:10 ; этот же образ мы имеем в Притч.22:9,23:6,28:22 , но в русском переводе он не сохранен). Сопоставление проливает свет и на исследуемый нами отрывок. В контексте Евангелия от Матфея эти два стиха имеют значение призыва к щедрости. Господь предостерегает против собирания сокровища на земле и зовет к собиранию сокровища на небе. То и другое несовместимо. И даже больше. Путь к сокровищу на небе есть щедрая раздача сокровища на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

которые от менее духовного ведут к более духовному и к блаженству» 55 . О христианской же брачной любви справедливо сказать, что «она есть отпечаток совершенной христианской нравственности, если она (любовь) основывается на любви Божией, если она является живым отношением натуральной симпатии к божественному первоисточнику её и к божественной её цели – освящению и одухотворению натурального» 56 . Вот почему слово Божие не только признает брачную любовь – ( Мф.10:8 ; 1Кор.7:3 ; Еф.5:28–29 ; Тит.2:4 ), но и вообще высоко ставит ее, что видно из того, что по всему Свящ. Писанию она служит образом высшей, священной любви Бога к людям ( Ис.54:6–8 ; Ис.62:5 ; Ос.2:19–20 ; Мф.25:1–13 ; Ин.3:29 ; 2Кор.11:2 ; Откр.19:7 дал.). Истинная, нормальная любовь, та любовь, какую в основу брака полагает и христианство, есть полная, безраздельная взаимная преданность друг другу двух лиц различного пола. Нас очаровывают в другом человеке не отдельные стороны его внешнего или внутреннего существа, но очаровывает весь человек, к которому мы чувствуем влечение всем своим существом. Любовь между мужчиной и женщиной представляет собою нечто другое, чем просто дружбу, отнюдь не предполагающую между друзьями половой противоположности. Она наперед предполагает собою, прежде всего, известный чувственный элемент, ибо её целью, хотя сначала и не сознаваемою, является брак, а брак не только духовное, но и телесное общение. Что христианство не исключает в брачной любви чувственного элемента, а, напротив, необходимо предполагает его, – это видно из самого Евангелия. Так, Господь Иисус Христос, изъясняя богоустановленный закон брака, не только не воспретил плотского общения между мужем и женой, но и ясно показал, что брак есть полный и теснейший союз супругов, обнимающий всю природу человека, – следовательно, не духовную только, но и телесную, – до слияния их как бы в один организм, живущий общею жизнию: «и будут, – сказал Он о муже и жене, – два одною плотию; так что они уже не двое, но одна плоть» ( Мф.19:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

свящ. Сергий Кобзарь Приложение I. Перечень главных ересей протестантизма 1. Протестанты отвергают особое священство в Церкви и разделение верных на пастырей и овец (см. гл. 12, абз. 2–5,10), вопреки учению Библии (см. гл. 12. абз. 11–28) и всей древней Церкви (см. гл. 12, абз. 30–39). 2. Большинство протестантов, вопреки Библии и учению древней Церкви (см. гл. 12, абз. 83–120), отвергли трёхчинное устройство церковной иерархии (епископ, пресвитер, диакон), заменив её на двухчинную и упразднив епископский чин (см. гл. 12, абз. 81), без которого в самом принципе не может быть Церкви и спасительных таинств. 3. Протестанты, вопреки Св. Писанию и учению всей древней Церкви (см. гл. 12, абз. 127–151), отвергли апостольскую преемственность рукоположения священства, установив свою бесчинную, самозваную и безблагодатную иерархию. 4. Протестанты отвергают крещение «для прощения грехов» (см. гл. 13, абз. 3), вопреки Св. Писанию ( Деян.2:38 ) и единогласному учению всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 41, 43–53, 55, 57–66), изменив при этом Никео-Цареградский Символ Веры (см. гл. 13, абз. 8). 5. Протестанты, вопреки Св. Писанию ( Ин.3:5 ; Тит.3:5 ; Рим.6:2–7 – см. гл. 13, абз. 18–28,31) и единогласному учению всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 38–40, 42–45, 47, 49–54, 58, 60–62, 66, 68), отрицают то, что в Крещении человек возрождается (см. гл. 13, абз. 3), 6. Протестанты учат, что «крещение не спасает» (см. гл. 13, абз. 3), прямо противореча Апостолу, глаголющему, что «крещение... спасает» ( 1Пет.3:20–21 – см. гл. 13, абз. 10) и другим свидетельствам Св. Писания ( Мк.16:16 ; Гал.3:27 – см. гл. 13, абз. 11–13, 29–30), а также единодушной вере всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 37–69, особенно 45, 62, 64). 7. Большинство протестантов отвергают детокрещение, вопреки Св. Писанию (см. гл. 13, абз. 157–172), особенно Деян.2:37–39 , и единогласному учению древней Церкви (см. гл. 13, абз. 175–186) – даже вопреки учению своих же основателей (см. гл. 13, абз. 173, 186). 8. Протестанты извращают последовательность в спасении (сначала Крещение, а потом – принятие Духа Святого), засвидетельствованную как Св. Писанием ( Деян.2:38; 8:14–17; 8:38–39; 19:1–7 ; Тит.3:5 – см. гл. 14), так и учением всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 55–58, 60, 64, 67; гл. 14, абз. 56–57, 59, 61–69, 73, 75, 78).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

54. Пребывай во внимании ума и не будешь преутружден искушениями. Отступая же от него, терпи, что найдет. 55. Как для потерявших аппетит и чувствующих отвращение к пище полезна горькая полынь, так для злонравных полезно терпеть злоключения. 56. Если не хочешь злострадать, не хоти и зло делать, потому что первое неотступно следует за последним. Что кто сеет, то и пожнет. Так, когда мы, добровольно сея зло, против воли пожинаем (скорбное), то должны дивиться в сем правосудию Божию. 57. Ослепляется ум тремя следующими страстями: – сребролюбием, тщеславием и сластолюбием. 58. Ведение и вера, совоспитанники естества нашего, не от другого чего, как от них отупели. 59. Ярость и гнев, брани и убийства и весь каталог (список) прочих страстей чрез них сильно утвердились в людях. 60. Не знающий истины не может и веровать истинно; потому что знание естественно предшествует вере. Что сказано в Писании, сказано не для того, чтобы мы знали только, но чтобы и делали то. 61. Начнем же делать. Так постепенно преуспевая, найдем, что упование на Бога, твердая вера, внутреннее ведение, избавление от искушений, благодатные дарования, сердечное исповедание, обильные слезы доставляются верующим молитвою; и не только это, но и терпение находящих прискорбностей, и искреннее прощение ближнему, и разумение духовного закона, и обретение правды Божией, и Духа Святого наитие, и духовных сокровищ подаяние, и все, что обетовал Бог верующим и здесь и в будущем веке. Одним словом, – невозможно душе иначе являться сущею по образу Божию, как благодатию Божиею и верою человека, в сердце пребывающего, в глубоком смирении и в нерассеянной молитве. 62. Великое воистину благо из опыта прияли мы, – то, чтобы непрестанно призывать Господа Иисуса на мысленных супостатов, если желает кто очистить сердце свое. И смотри, как сказанное мною из опыта слово согласно с свидетельствами Писания: Уготовися, говорит оно, призывами Господа Бога Твоего, Израилю (Ам. 4, 12). Апостол также говорит: непрестанно молитеся (1 Фес. 5, 17). И Господь нам вещает: без Мене не можете творити ничесоже. Иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет (Ин. 15, 5–6). Великое благо – молитва, все блага в себе совмещающее, поелику очищает сердце, в коем верующими узревается Бог.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Нужно ли нам исцеление от недугов душевных? Оно подается в таинстве исповеди. Нужно ли в скорбях и суетах этой временной жизни освежить себя радостью теснейшего общения со Христом и в этом общении почерпнуть силы для твердого шествия по пути спасения и залог для удостоверения, что мы не напрасно переносим трудности этого пути? Все это подается в таинстве евхаристии, по обетованию Христа Спасителя: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь, во Мне пребывает и Я в нем, – и имеет жизнь вечную» ( Ин.6:54,56 ). Нужно ли благословение Божие на семейную жизнь и освящение радостей ее? Это подается в таинстве брака. Нужно ли нам утешение в тяжкой болезни и укрепление против духа уныния в час смерти? Это подается в таинстве елеосвящения. А как животворно для нашего духа слово Божие, как оно духовно-целительно и питательно и вообще спасительно для нас, видно из того, что оно называется словом жизни ( Флп.2:16 ), семенем духовного возрождения ( 1Пет.1:23 ), светильником ногам нашим и светом стезям нашим ( Пс.118:105 ); слова Господни слаще меда ( Пс.118:103 ), веселие сердца ( Пс.118:111 ), и проч. Потому книга Слова Божия – не мертвая человеческая книга, а живой источник благодати. В ней доселе дышит Дух Божий к нашему освящению и спасению. Но при таком обилии средств для духовной жизни, заключающихся в таинствах и в Слове Божием, от чего же происходит такая слабость ее в христианах, такая, можно сказать, духовная безжизненность? Плод живота пред очами всех, в руках у всех, а как много духовно-слепых, голодных, нищих! Причина тому заключается не в Плоде живота, всегда питательном и животворном, а в нас самих, в нашей неумелости, иногда даже в нежелании вкушать от Него для нашего спасения. Возьмем таинства. Как много среди нас таких, которые совсем уклоняются от принятия благодати, в них подаваемой, и живут так, как бы не были христианами! Как много таких, которые, например, уклоняются от таинства исповеди и причащения и живут в нераскаянии, – уклоняются от таинства брака и живут в разврате! – Другие же, хотя приступают к таинствам, но приступают не по чувству сердечной потребности очистить себя благодатью их, а по сознанию одного долга.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010