Утешительно и вразумительно было учение Христово для всех слушающих Его с верою, сладостно оно было для всех печальных и отрадно для грешников. Учение Христово называется Евангелием, т. е. благовествованием. Поистине, это было благовестие, т. е. благая весть, принесенная с неба на грешную землю Сыном Божиим. Это была и радостная и страшная весть о том, что Бог ради примирения с Собою мира отдает Своего Сына; что он послал Единого Сына Своего для того, чтобы он, Невинный, принял на себя вину всех людей, чтобы он, Праведный, пострадал за грешников, Своею кровию омыл и очистил грехи мира; чтобы он страданиями своими искупил людей от вечныхъ страданий, смертию Своею заплатил за смерть всех людей и воскресением даровал бы воскресение всем людям. Это была радостная весть о том, что Бог пришел на землю, как свет к людям, во тьме сидящим (см.: Мф.4:16 ); пришел для того, чтобы просветить их учением Своим, открыть им то, чего они не знали, сделать ясным то, чего не понимали. Жизнию Своею Иисус Христос показал пример людям, как они должны жить: показал им путь, ведущий на небо, в царство небесное. Иисус Христос говорил о Себе, что он – Сын Божий, Единородный; что он и Отец – одно ( Ин.10:30 ), что он пришел от Отца не судить мир, а спасти его ( Ин.12:47 ); что для спасения мира он положил душу свою; что он есть хлеб жизни, сшедший с небес и дающий жизнь миру ( Ин.6:51 ); кто будет есть хлеб сей, жить будет во веки: а хлеб, который он даст, есть плоть Его, которую он дает за жизнь мира; кто ест Его тело, пьет Его кровь, тот будет жить во веки: если умрет оживет: он воскресит его в последний день мира ( Ин.6:53–54 ). Учение Христово было столь сладостно, убедительно, что слышавшие Его говорили: никогда человек не говорил так, как Этот Человек ( Ин.7:46 ). А чтобы люди могли верить тому, чему учил Христос, чтобы не сомневались в том, что он есть истинный Христос, Сын Божий, пришел от Отца, чтобы спасти людей учением, страданиями, смертию Своею, Иисус Христос творил великие чудеса: одним словом или прикосновением рук он исцелял всякие болезни; слепым давал зрение, глухим слышание, немым глаголание, хромым хождение, прокаженным очищение от проказы (см.: Мф.11:5; 15:31 ), словом Своим изгонял бесов (см.: Мф.17:28 ), от Него исходила сила и исцеляла всех: кто касался к Нему с верою, тот исцелялся от болезни (см.: Мк.5:28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Общение со Христом в Евхаристии Лк.4:4 . «Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» ( Втор.8:3 ). Объясн. Здесь говорится об обыкновенном хлебе, а в таинстве Причащения под видом хлеба даётся Плоть Христова, соединённая с Его Животворящим Духом: Ин.6:51:54–57 . В этом таинстве не телесную жажду утоляют, а соединяются со Христом: 1Кор.10:16 ; сие творится в воспоминание Его: 1Кор.11:23–27 ; Лк.22:19–20 . Деян.2:41–42 . «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч; и они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». Объясн. Если здесь говорится об общении после принятия слов апостола и крещения, то нужно разуметь общение важнейшее и основное – со Христом в таинстве святой Евхаристии: 1Кор.11:22–26 . Это таинство и совершалось в первенствующей церкви: Деян.2:42:20:7 ; 1Кор.10:16 ; Ин.6:53:56 . Евр.3:7:14 . «Почему, как говорит Дух Святой, «ныне, когда услышите глас Его». Мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твёрдо сохраним до конца». Объясн. Апостол Павел повелевает не ожесточаться, слыша глас Божий, и вот глас Божий мы слышим: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни: Ин.6:53–54 . Не ожесточайте же сердец своих, слыша сей глас Божий, исполняйте сии слова Господни, приобщайтесь Плоти и Крови Христовой и будете причастниками Христа, ибо если ветхозаветный Израиль чрез ядение жертвенного мяса становился участником жертвы и жертвенника, то тем более мы, получившие во Христе благодать: Ин.1:18 , вкушая Плоть и Кровь Христову – Жертву новозаветную, имеем участие в сей жертве для получения жизни вечной: 1Кор.10:16:11:26–28 . Единство жертвы Христовой Евр.7:27 . «Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого». Объясн. Повсеместное, ежедневное приношение в жертву Тела и Крови Христовой не противоречит учению апостола о единстве жертвы Христовой. Хлеб Евхаристии всегда и везде пребывает единым, ибо существо его составляет одна и та же неизменная плоть Христова: 1Кор.10:17:11:25–27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Дух Святой исходит только от Бога Отца. Этому научил Сам Христос Спаситель ( Ин.15:26 ). И Церковь , не только Восточная Православная, но и Западная Римская, осудила тех, кто прибавил в восьмом члене «и от Сына». Доказательством этому служат две серебряные доски, на одной из которых написан Символ веры на греческом языке, а на другой – на латинском без прибавления «и от Сына». Эти доски в 809 г., по велению Римского папы Льва, повесили в храме святого апостола Петра для утверждения верных и вразумления инакомыслящих (51–53). Святой Дух «есть Творец Священного Писания как Ветхого, так и Нового» Заветов (53). По слову пророка Исаии, есть семь даров Духа Святого ( Ис.11:2–3 ): мудрость, разум, совет, крепость, ведение, благочестие и страх Божий. А плодов Духа Святого, по слову святого апостола Павла, девять: Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22–23 ). «Надо верить, что и прочие добродетели должны именоваться плодами Святого Духа» (54–58). Девятый член возвещает, что « Церковь есть Единая Святая Соборная (Кафолическая, всеобщая) и Апостольская» (58). Из всех Поместных Православных Церквей матерью называется та «которая первоначально удостоилась присутствия Христова... и от которой проповедь Евангельская стала распространяться во все страны». Такой Церковью является Иерусалимская. Она же «и первая» (58–59). Основание Церкви есть Сам Христос. Пророки и апостолы «не первоначально суть основания веры», а «относительно и второстепенно». Христос основал Церковь «на Самом Себе и на Божественном Своем учении». Он же и Глава Церкви (60). Церкви должно повиноваться. Она имеет власть от Небесного Пастыреначальника судить патриархов, пап, епископов... Заповеди её необходимо соблюдать. Их девять: 1) молиться дома и в храме; 2) не нарушать посты; 3) уважать служителей Божиих; 4) исповедовать грехи перед священником; 5) неопытным не читать еретических книг и не слушать богохульного учения; 6) молиться за духовные и светские власти, за воинство и благодетелей Церкви, за скончавшихся в вере православной, а «также за еретиков и раскольников, чтобы они обратились к вере Православной»;

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В том и другом случае верующие и духовники принимают на себя тяжкий грех в отношении Св. Тайн Тела и Крови Христовой. Ап. Павел в 1Кор.11:27 , сказавши об установлении Иисусом Христом таинства причащения, замечает: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней». И дальше, в 1Кор.11:28–30 , он дает следующие наставления: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себя, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает». Из приведенных слов Апостола следуют такие заключения: а) святейшее таинство Тела и Крови Христовой требует от приступающих к нему соответствующей чистоты – значит, причащающиеся должны предварительно искусить, очистить, подготовить себя, чтобы достойно принять в себя пребывающего с пречистыми Телом и Кровию Самого Христа Господа; б) если для достойно приступающих это таинство бывает источником жизни вечной, общения со Христом Спасителем ( Ин.6:53–54 ; Ин.6:56 ), то недостойное принятие таинства служит в суд и осуждение ( 1Кор.11:29 , ср. Молитву перед причащением): в первом случае оно – огонь согревающий и оживляющий, во втором – огонь опаляющий, уничтожающий; в) во время Апостола уже сказывались реальные последствия недостойного приобщения Св. Тайн: многие от этого ослабевали, заболевали, а некоторые и умирали. Ввиду такого действия таинства причащения, св. Церковь и обязывает верующих к говению и исповеди, как единственно верным средствам, пригодным для того, чтобы верующий мог очистить себя и в себе приготовить достойный храм для Господа. Другого равносильного средства для обращения грешной души к Господу и для очищения ее нет. Надеяться, что у теперешнего грешника может без рекомендуемого Церковью подвига, без посторонних средств и помощи, внезапно явиться раскаяние благоразумного разбойника ( Лк.23:39–43 ), – это значит искушать Господа. Ибо кто из нас имеет душу и сердце благоразумного разбойника, который, кроме того, вися на кресте, телесными глазами наблюдал и бесчеловечие мучителен, и неистовство обезумевшей толпы, и безгрешность с небесным величием висевшего рядом с ним Божественного Страдальца? Нынешнему грешнику, суетою мира сего уносимого от Бога «во страну далече» ( Лк.15:13 ), более подходящ, как пример покаяния, образ блудного сына, который только после долгих лишений, унижений и страданий пришел в себя, понял и решил, что надо ему с мольбой о прощении вернуться к Отцу Своему ( Лк.15:11–32 ). Только по своему бесконечному милосердию Господь, через св. Церковь , предлагает ныне нам, пред Ним ежеминутно согрешающим, не длинный, мучительно тяжелый и унизительный путь евангельского блудного сына, а более краткий, легкий и возвышенный покаянный исповедный подвиг, завершающийся очищением грешной души благодатью Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Отвергают иеговисты также Божественную Евхаристию, говоря богохульство на главное Таинство Церкви, и говорят, что «оно унаследовано от отступников-христиан», что «приобрело всемирный характер в двенадцатом веке» и что Божественная Литургия есть «общение с бесами» и есть «мерзость пред Богом» 16 . Однако Таинство Божественной Евхаристии установил Сам Господь Своими известными словами: приимите, ядите: сие есть Тело Мое... пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя ( Мф. 26:26–28 ). Для того, чтобы не допустить никакого сомнения в том, что хлеб и вино Божественной Евхаристии есть Его Тело и Кровь, Господь ясно изрек: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную ( Ин.6:53–54 ). Читателю достаточно прочесть внимательно 6-ю главу Евангелия от Иоанна, особенно стихи 48–60. Подобным же образом научает и апостол Павел коринфян: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? ( 1Кор.10:16 ) и добавляет, что тот, кто причащается недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней и тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем ( 1Кор.11:27–30 ). Иеговисты также отвергают все остальные Таинства Церкви, для которых существуют библейские подтверждения 17 . А то, что они отвергают Таинства, нас не должно удивлять. Поскольку они отвергают Богочеловечество Иисуса Христа, то как же они примут Таинства, посредством которых человек соединяется с Богочеловеком? Д. Наконец, они не только отвергают, но и оскорбляют Церковь . Вот что они пишут: «Церковные системы пребывают под надзором и властью диавола и составляют часть видимой его организации, и, следовательно, из них составляется антихрист» 18 . «Состояние Церкви,– говорят они,– низменнее даже проститутки» 19 . Однако иеговисты забывают, что: А. Если они и имеют сегодня Священное Писание, то обязаны этим Церкви, которая его сохранила.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

24 на Успение Богородицы, 15 авг., 4-го гласа. 25 в субботу Светлой седмицы, 4-го гласа. Каноны, опубликованные в составе Analecta Hymnica Graeca (собрание канонов, не вошедших в печатные богослужебные книги; подготовлено в основном на материале южноиталийских рукописей). Кроме 1, 8 и 16 опубликованы еще 56 канонов. 26 мч. Маманту, 2 сент.; 27-29 на предпразднство Рождества Богородицы, 7 сент.; 30 на зачатие Предтечи, 23 сент.; 31 мч. Каллистрату, 27 сент.; 32 мученицам Харитине и Мамелхве, 5 окт.; 33 мученицам Зинаиде и Филонилле, 11 окт.; 34 мученикам Прову, Тараху и Андронику, 12 окт.; 35 мученикам еп. Карпу, диак. Папиле и иже с ними, 13 окт.; 36 мученикам Назарию, Гервасию, Протасию и Келсию, 14 окт.; 37 мч. Лонгину, сотнику, 16 окт.; 38 вмч. Артемию, 20 окт.; 39 мученицам Капитолине и Еротииде, 27 окт.; 40 сщмч. Зиновию и мц. Зиновии, 30 окт.; 41 сщмч. Маркиану, еп. Сиракузскому, 30 или 31 окт.; 42 прп. Иоанникию, учителю Г. († 846), 4 нояб.; 43 архангелам Михаилу и Гавриилу, 8 нояб.; 44 свт. Николаю, 6 дек. (необычен акростих: все тропари каждой песни, включая богородичны, начинаются с соответствующей буквы имени автора: ΓΓΓΓΕΕΕΕΩΩΩΩΡΡΡΡΓΓΓΓΙΙΙΙΟΟΟΟΥΥΥΥ); 45 мученикам Фирсу, Левкию и Каллинику, 14 дек.; 46 сщмч. Елевферию, 15 дек.; 47 мч. Марину, 16 дек. (с 14-сложным акростихом); 48 прародителям Христовым, прор. Даниилу и 3 отрокам, 17 дек.; 49 мч. Севастиану и прп. Флору, еп. Авийскому, 18 дек.; 50 мученикам Прову, Арису, Евгению и Макарию, 19 дек.; 51 мц. Иулиании Никомидийской, 21 дек.; 52 мц. Анастасии, 22 дек.; 53 на предпразднство Рождества Христова, 22 дек.; 54 «ин канон» 10 мученикам Критским, 23 дек.; 55-56 на предпразднство Богоявления и на предпразднство вместе с памятью свт. Сильвестра, папы Римского, 2 янв.; 57 на предпразднство Богоявления, мч. Феону и прп. Синклитикию, 4 или 5 янв.; 58 свт. Парфению Лампсакийскому, 7 февр.; 59 - 40 мученикам Севастийским, 9 марта (прослеживается влияние кондака прп. Романа Сладкопевца); 60 мч. Кодрату Коринфскому и иже с ним, 10 марта (1-й тропарь каждой песни канона посвящен Великому посту); 61 мученикам двум Александрам и двум Дионисиям, 15 или 24 марта (1-й тропарь каждой песни канона посвящен Великому посту); 62 мученицам Агапии, Ирине и Хионии, 16 апр.; 63 ап.

http://pravenc.ru/text/162173.html

Евхаристия — центральное Таинство Церкви. Регулярное причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:53-54 ). Может ли священник отказать в венчании? «Брак — это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве» Модестин (III в., римский юрист). Препятствия могут быть абсолютными, исключающими для определенного лица вступление в брак с кем бы то ни было, и условными, делающими невозможным брак между определенными лицами из-за их родственных отношений. Кроме того, различаются препятствия, в силу которых брак считается недействительным с момента его заключения и потому подлежащим расторжению. Могут быть также некоторые препятствия, обнаружение которых не влечет за собой расторжения брака, однако подвергает и вступивших в брак, и венчавшего их священника каноническим прещениям. 1. Абсолютные препятствия: А) Лицо, состоящее в браке, не может вступить в новый, ибо христианский брак — безусловно моногамный, т.е. единобрачный; Б) Что касается священного сана, то 26е Апостольское правило дозволяет вступать в брак после поставления на церковное служение лишь чтецам и певцам. Согласно 6му правилу Трулльского Собора , вступление в брак запрещается не только священнослужителям, но и иподиаконам; В) Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора , 44-му правилу Трулльского Собора , 5му правилу Константинопольского Двукратного Собора , 18 и 19-му правилам святого Василия Великого , монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов; Г) Неокончательно расторгнутый или неаннулированный брак, а так же в соответствии с церковным законом, вдовство после третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Согласно «Томосу единения» (920 г.), изданному Патриаршим Синодом при Патриархе Константинопольском Николае (901–907; 912–925), «никто не должен дерзать вступлением в 4й брак.» А если таковой брак будет заключен, то он должен считаться несуществующим;

http://azbyka.ru/mozhet-li-svyashhennik-...

Есть и еще последняя тайна смерти, тайна исключительно веры Христовой, ибо этой верой человек видит будущее, как бы настоящее. Эта тайна заключается в том, что для истинных рабов Христовых, собственно и нет смерти, а есть только «отложение телесе» ( 2Петр 1:14 ), «время…отшествия» ( 2Тим. 4:6 ) «представление от сея привременныя жизни на упокоение», и не только упокоение, сну подобное, но и на «радость» жизни вечной, жизни спокойной, безмятежной и счастливой. Счастлив по смерти тот, кто нес скорби в земной жизни безропотно; при всех тяжелых испытаниях не только не падал духом, не унывал, как часто случается в подобных обстоятельствах, но еще больше укреплялся в любви к Богу и ближним, становился все тверже и тверже, памятуя, что на все воля Божия. Такой человек может с дерзновением сказать: Господи, «...возвеселихомся, за дни, в няже смирил ны еси, лета в няже видехом злая» ( Пс. 89:15 ). Счастлив по смерти тот, кто жил на земле для Бога и ближних, кто с глубоким сердечным покаянием, с молитвой на устах оканчивает земной жизненный путь. Они непременно услышат слова Господа: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы» ( Мф. 11:28 ). В один определенный час придет то время, когда находящиеся в гробах «...услышат глас Сына Божия, и услышавшие оживут…» ( Ин. 5:25 ) и восстанут в том же теле, только измененном: не в немощном, а в сильном, не в бесчестном, а в славном, не в душевном, а в духовном ( 1Кор. 15:43–44 ). «Подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в бессмертие... тогда будет слово написанное: пожерта бысть смерть победою» ( 1Кор. 15:53–54 ). Когда и как это совершится, какое это будет «духовное» тело, мы узнаем об этом после второго Христова пришествия. Это тайна Божия и разум человека не может ее постигнуть. Достаточно нам знать, что Господь, сотворивший человека для жизни, уготовал верующим в Него те блага, которые находятся во свете лица Его. Но это блаженство сможет получить только тот, кто в этой жизни очистит свое сердце и будет служить Богу правдой и истиной во все дни жизни своей. Именно для таковых последователей Христовых будет открыта дверь спасительного ковчега Царствия Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/t...

Чужим Я стал для братьев моих и посторонним для сынов матери моей ( Пс. 68:9 ). Иоанну Иисус сказал: «се Матерь твоя», а Марии – «се сын Твой» ( Ин. 19:26–27 ). Стал ли Иоанн «сыном Матери Христа»? Стал! Значит, сыны Иосифа стали после обручения сынами Марии. О них и речь. И вообще: Пс. 68 буквально ко Христу неприложим. Христос отвергал Божию Матерь ( Мф. 12:50 ). Даже на кресте заботился о Ней. Речь о духовном родстве с учениками, а Она не отделялась от учеников и апостолов. Все они единодушно прерывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его ( Деян. 1:14 ). Мощи Почитание мощей – проявление любви ко святым. Вы ведь тоже целуете и всячески украшаете (почитаете) тела (мощи) своих покойников на похоронах!? Почему же то, что вы позволяете себе каждый раз во время погребения, мы не имеем права делать всегда? Вопрос: может ли Бог чудотворить чрез материю? И могут ли христиане об этом просить? Даже одежда праведных чудотворила: одежды Христа ( Мф. 14:36 ), милоть Илии ( 4Цар. 2:14 ), платки и полотенца Павла ( Деян. 19:12 ), тень Петра ( Деян. 5:15 ). От мощей Елисея воскрес мертвец ( 4Цар. 13:21 ). Плоть и кровь не могут наследовать Царствие Божие ( 1Кор. 15:50 ). Речь не о почитании мощей, а о природе людей в Царствии Божием: мертвые воскреснут нетленным, а мы изменимся (ст. 52); см. ст. 53–54. Христос уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его ( Фил. 3:21 ). В то время… выбросят кости царей… князей… священников… пророков ( Иер. 8:1–2 ). Читай это место полностью: там обличаются нечестивцы, поклоняющиеся Ваалу, Астарте и светилам ( Иер. 7:18 ) и другим богам ( 4Цар. 23:4–6 ). Пророчество исполнилось при царе Иосии ( 4Цар. 23 гл.) Кости же пророков Божиих он приказал не трогать ( 4Цар. 23:17–18 ). Почему в Ветхом Завете не поклонялись? Знания о Боге в Ветхом Завете при отсутствии искупительной благодати были трудно воплощаемы. И склонность к идолопоклонству была сильнее. Ныне, благодатью Христовой чувства верных навыком приучены к различению добра и зла ( Евр. 5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/posobie-...

Это единство Церкви в евхаристии непосредственно связано с Боговоплощением и является его прямым следствием: «Но в том-то сила и значение дела Христова, что оно не ограничивается одним только учением. Человеку даны новые силы, а потому для него и возможным становится новое церковное единение. Эти силы даны, прежде всего, тем, что в воплощении Сына Божия человечество теснейшим образом соединилось с Богом. В Церкви и продолжается всегда и неизменно единение человека с Христом. Это единение – источник духовной жизни, а без единения с Христом – духовная смерть. В чем же это единение? Христос говорил: “Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне” (Ин 6: 51, 53–54, 56). Таинство причащения – вот где единение со Христом и, следовательно, источник духовной жизни. Таинство причащения соединяет людей с Богом и тем самым объединяет и друг с другом» («Христианства нет без Церкви») . Другое начало единства христианской жизни, то есть жизни Церкви, – Святой Дух. Его действие в церковном теле уподобляется действию духа в человеческом теле: «Как в теле дух есть начало, все связывающее и объединяющее, хотя члены различны, так и в верующих есть Дух Святой, который объединяет всех» (блж. Феофилакт). Приобщаться к единству человеческой природы, возрожденной в Боговоплощении, члены Церкви имеют возможность действием Божественной благодати, подаваемой им в ипостаси Святого Духа, Который со дня Пятидесятницы объединяет людей в Церкви, делая их «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1: 4): «В Церкви и достигается единство человечества, о котором мечтают люди и вне Церкви, но которого без Церкви достигнуть не могут, ибо лишь в Церкви “низшедшая сила Божественного Духа совокупила в одно согласие разделенный в древности язык людей, согласившихся на зло, вразумляя верных познанием Троицы”» («Триединство Божества и единство человечества») .

http://pravoslavie.ru/33271.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010