Гордость антихриста, по слову Спасителя, выразится в том, что он не признает себя чьим-либо посланником, но придет от себя ( Ин.5:43 ). Деятельность антихриста-зверя будет лишь попущением и даже прямым воздействием Божиим ( «ему будут даны…»). Поэтому и это господство в мире богохульства и богопротивления продолжится 42 месяца. Срок этот нужно отожествлять с сорока двумя месяцами попирания народами Иерусалима ( Откр.11:2 ) и с 3 1/2 годами укрывательства жены от дракона в пустыне ( Откр.12:6, 14 ). И св. отцы, и учители Церкви (св. Ириней, Кирилл Иерус., Иоанн Злат., Блаж. Иероним и др.) о продолжении царства антихриста определенно утверждали, что антихрист будет царствовать три с половиною года. Но и в этот краткий период антихрист при содействии диавола успеет совершить свое дело, а мир достаточно обнаружит свою зрелость для суда, так как к тому времени дойдет до крайнего развития своего нечестия, и сам встретит антихриста как выразителя и представителя своего нечестия. Откр.13:6 .  И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. Откр.13:7 .  И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. Откр.13:8 .  И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. Откр.13:9 .  Кто имеет ухо, да слышит. Откр.13:10 .  Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых Так как антихрист будет стремиться выставить себя богом, то для него, по силе вещей, даже будет необходимо унижать и хулить все то, что люди почитали прежде за Бога, за божественное и святое. Он будет хулить Бога, Иисуса Христа и Его дело искупления, будет хулить небо, жилище Божие, место Бож. престола, будет хулить и живущих на небе, – св. Ангелов и прославленных святых. Антихрист употребит все диавольские козни для соблазна верующих и все средства насилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Если бы Он был пророк» – точнее: «этот ( οτος; выражение некоторого пренебрежения, которое почувствовал в своем сердце Симон) если бы был пророком», за которого я и другие было приняли Его. «Ибо она» – лучше: «что она грешница». Замечательно, что даже фарисей здесь признает Христа свободным от малейшего подозрения в каком-нибудь грехе. Христос настолько свят, что к Нему не должно приближаться никакое грешное существо. Лк.7:40 .  Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Лк.7:41 .  Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, Лк.7:42 .  но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Лк.7:43 .  Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. Христос узнал мысли фарисея и показал ему это, обратившись к нему с вопросом. Вопрос Свой, – какой из двух должников будет больше любить простившего обоим долг заимодавца, – тот ли, который был должен 500 динариев (около 100 рублей 10 ), или тот, кто должен был десять раз меньше, Христос облекает в форму притчи или же высказывает просто как пояснительный пример для Своей мысли. Симон понимает смысл вопроса и, не задумываясь, отвечает на него. Лк.7:44 .  И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; Лк.7:45 .  ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; Лк.7:46 .  ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. Христос тогда противопоставляет поведение Симона и жены-грешницы в отношении к Нему. Фарисей хотя и пригласил Христа к себе на пир, но не оказал при этом Ему ни знака гостеприимства (омовение ног – Быт.18:4 ), ни знака любви (целование – Быт.33:4 ), ни знака особого почтения (помазание головы маслом – Руфь.3:3 ; Пс.22:5 ). «Я пришел в дом твой». Здесь сила мысли в слове «твой». «Ты» Меня позвал к себе, – говорит Христос Симону, – и, однако, не оказал Мне, как гостю, особых знаков почета. Симон, вероятно, боялся этими знаками почета подать другим фарисеям повод думать, что он уже вполне уверовал во Христа как в Мессию, потому-то отношение его ко Христу какое-то неопределенное. Притом эти знаки почтения не были, собственно говоря, обязательны, – даже и омовение ног, которое предлагалось только людям, пришедшим в дом прямо из путешествия. Ср. Ин.13 , где изображается, что Господь встал Сам умывать ноги учеников, очевидно, еще не омытые перед вечерею.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов ( Лк. 9:12–17 ). «Вот сказали апостолы: „О Иса, сын Марйам! Может ли твой Господь низвести нам трапезу с неба?“ Он сказал: „Бойтесь Бога, если вы верующие“. Они сказали: „Мы хотим поесть с неё, и успокоятся наши сердца, и будем мы знать, что ты сказал нам правду, и мы будем о ней свидетелями“. Сказал Иса, сын Марйам: „Аллах, Господи наш! Низведи нам трапезу с неба! Это будет нам праздником для первого из нас и для последнего и знамением от Тебя. И даруй нам удел, Ты – лучший из дарующих уделы!“ Сказал Аллах: „Я ниспошлю её вам, но кто ещё из вас будет потом неверующим, того Я накажу наказанием, которым не наказываю никого из миров“» (Коран 5:112–115). Проповедь …веруйте в Бога, и в Меня веруйте… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин. 14:1,6 ). «Я пришёл к вам с мудростью, и я разъясню вам кое-что из того, в чём вы разногласите. Бойтесь же Бога и повинуйтесь мне! Поистине, Аллах – Он мой Господь и ваш Господь! Поклоняйтесь же мне! Это – прямой путь» (Коран 43:63–64). Вознесение и Второе Пришествие …Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо… Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых ( Деян. 1:9–11;10:42 ). «Аллах вознёс его к Себе: ведь Аллах велик, мудр… Поистине, из людей писания нет никого, кто бы не уверовал в него (Иисуса) до его смерти, а в день воскресения он будет свидетелем против них» (Коран 4:158–159). Сотворение Богом неба и земли за шесть дней И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. Так совершены небо и земля и всё воинство их ( Быт.1:31; 2:1 ). «Аллах – тот, который сотворил небеса и землю и то, что между ними, в шесть дней, потом утвердился на троне» (Коран 32:4).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть... ( 1Кор.15:22–26 ). Воскресение Христа представлено здесь как событие космического масштаба. Оно касается не только Его, но и всех людей. Адам представляет собой собирательный образ ветхого человечества, погибающего вследствие греха. Христос соединяет в Себе обновленное человечество, искупленное от греха Его смертью. Воскресение Христа открывает путь к воскресению из мертвых для всякого человека, и именно в этом – сердцевина евангельской проповеди, а отнюдь не в той или иной нравственной или социальной программе. Мы возвращаемся к важнейшему христианскому догмату – об искупительном значении смерти Иисуса Христа. А этот догмат, как мы видели, зиждется на вере в Иисуса как Бога и Спасителя. Если бы Иисус не был Богом, Его смерть не имела бы искупительной силы для людей, а Его воскресение не освобождало бы их от власти смерти. Евангелия повествуют о трех случаях, когда Иисус вернул людей к жизни: в Капернауме Он воскресил дочь начальника синагоги ( Мф.9:18–19, 23–26 ; Мк.5:21–24, 35–43 ; Лк.8:41–42, 49–56 ), в Наине – единственного сына вдовы ( Лк.7:11–16 ), в Вифании – Своего друга Лазаря ( Ин.11:1–44 ). Случаи воскрешения мертвых пророками Илией и Елисеем отмечены в Ветхом Завете ( 3Цар.17:17–24 ; 4Цар.4:8–37 ). Все упомянутые эпизоды, однако, имеют качественное отличие от воскресения Христа: в них люди возвращались к той земной жизни, из которой были временно изъяты смертью, чтобы затем вновь умереть. Христос, воскреснув из мертвых, не возвращается к земной жизни, хотя и является земным людям в облике земного человека из плоти и крови. Его воскресение означает переход в иное бытие: Он возвращается туда, откуда пришел, – в вечность, где пребывает в неразлучном единстве с Отцом. Но возвращается Он туда, «обогащенный» человеческой плотью. И именно в том, что эта плоть, преображенная и изменившаяся, но тем не менее сохраняющая все признаки плоти, включая раны на теле, вознесена на небо, богословская традиция Церкви видит указание на то, что благодаря воскресению Христа путь к воскресению открывается для «всякой плоти».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иуда – воистину порождение (потомок) тех ехидн (евреев), которые ели манну в пустыни и в то же время роптали на Питавшего их; они, неблагодарные, еще имея во рту своем пищу, клеветали на Бога. И этот злочестивец, держа небесный хлеб во рту, устроил измену против Спасителя. О, ненасытный нрав! 68 О, дерзость бесчеловечная! Питающего он продает и Владыку, Который любил (его), он предал на смерть. Воистину он – беззаконный сын тех (нечестивцев) и вместе с ними получил себе в удел погибель. Но избавь, Господи, души наши от такого бесчеловечия. Ты – единственный в долготерпении, несравнимый! Вход с Евангелием. По входе – Свете тихий. Прокимны: гл. 1. Изми мн Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя ( Пс. 139:1 ). Гл. 7. Изми мя от враг моих Боже, и от возстающих на мя избави мя. – Избавь меня от врагов моих, Боже мой! Защити меня от восстающих на меня ( Пс. 58:2 ). Прокимен пред Апостолом, гл. 7. Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Князья народов совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его ( Пс. 2:2 ). Паремии: Исх. 19:10–19 , Иов 38:1–23, 42:1–5 . Ис. 50:4–11 . Апост. чт. 1Кор. 11:23–32 . Еванг. Мф. 26:1–20 , Ин. 13:3–17 , Мф. 26:21–39 , Лк. 22:43–45 , Мф. 26:40–27:2 . Вместо Херувимской песни. Вечери Твоея тайныя днесь Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, яо яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Аллилуйя – (3-жды). Сын Божий! сделай меня ныне участником Твоей тайной вечери (удостой причаститься), потому что я не расскажу тайны врагам Твоим, не дам такого Тебе целования, как Иуда (не буду изменять Тебе худою жизнью), но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем ( Лк. 23:42 .) Аллилуйя (3-жды). Во святой и великий пяток на утрени По шестопсалмии и великой ектеньи – вместо Бог Господь – Аллилуйя – 3-жды. Тропарь: Егда славши... и чтение 1-го Евангелия. Егда славнии ученицы см. л. 83. 1-е Евангелие Иоанна 13:31–18:1.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На их счастье, друзья заметили на лугу, недалеко от пещеры, старого человека, по виду горца. Они окликнули его, рассказали, что с ними случилось, и объяснили, что они никак не могут найти тот вход, через который попали в пещеру в первый раз. «Это еще никому не удавалось, – ответил старый горец. – Лучше спускайтесь в долину и так, хотя и кружным путем, да доберетесь домой». – «А как называется пещера, в которой мы были?» – спросили друзья. «Загадка!» – услышали они в ответ. 42. «Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты…» (Пс. 118:37). Воспоминание о мире Воспоминание о кислых яблоках заставляет морщиться при виде яблок, Слово «огород» заставляет вспомнить о мозолях на ладонях. Рассказы о прошлых путешествиях заставляют сердце биться сильнее, Воспоминание о мире равносильно воспоминанию о суете сует. 43. «Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.» (Ин. 14:19). Кто ты? Один человек заблудился в лесу и вышел к избушке отшельника. Поприветствовав старца, путник спросил: «Скажи мне, кто ты?» – «Я – это ты», – услышал он в ответ. – «Нет, так не пойдет. Я – это я, а ты – это ты». – «Хорошо, – согласился отшельник. – Я – это я, а ты – это я». – «Нет, нет, – снова возразил гость. – Не нужно смешивать мое «я» и твое «я». – «Если ты говоришь о себе – «я» и я говорю о себе – «я», то какая между этими двумя «я» разница?» – спросил старец. «Ну как, какая разница? Я – гость, а ты – отшельник». – «А если мы оба – гости?» – задал вопрос отшельник. «Как это?» – не понял человек. «Ты мой гость, а я – гость этого мира. Тогда что получается?» – «Что мы – одно…» – прошептал, удивляясь сам себе, пришедший. 44. «Никто да не обольщает вас пустыми словами…» (Еф.5:6). Самая высокая гора Африки В классе шел урок географии. Учительница вызвала ученика к доске: «Покажи нам, пожалуйста, на карте самую высокую гору Африки и скажи, как она называется?» Ученик плохо выучил урок. Он долго смотрел на старую карту, наконец, нашел гору с полустертой надписью и, ткнув в нее указкой, неуверенно прочитал: «Манджаро…». – «Как, как? – переспросила учительница. – Не путайся в словах, и повтори еще раз, пожалуйста». Ученик, чувствуя, что ошибается в названии, украдкой поглядел вопросительно на класс. Оттуда прошептали: «Кили…» Услышав подсказку, он уверенно и бойко ответил: «Самая высокая гора Африки называется Манджаро-кили».

http://isihazm.ru/1/?id=126

Однако непременным условием исцеления была вера больного. Иисус сказал: Если скольконибудь можешь веровать, все возможно верующему ( Мк.9:23 ). Даже маленького зернышка веры оказывалось достаточным для того, чтобы Господь совершал чудо. Его сила никогда не действовала магически, не опираясь на человеческое сознание. Господь хочет того, что служит нам ко спасению, а без веры человек спастись не может. Вера порождает чудеса, а не чудеса – веру, и именно веру Господь искал у тех, кто приходил к Нему. Почему Господь исцелял болезни? Почему Он не совершал какиенибудь другие чудеса? Например, не обратил Иордан вспять, не приказал солнцу взойти на западе, а закатиться на востоке? Болезнь – следствие греха. Все чудеса Христа направлены на спасение, на освобождение от него человека. Согрешившей Еве было сказано: Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей ( Быт.3:16 ), а Адаму: В поте лица твоего (то есть тоже мучительно. — Г.Ф.) будешь есть хлеб » доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься ( Быт.3:19 ). Современная медицина занимается телом и до души и грехов ей дела нет. В древности же лечение больных не отрывалось от их душевного исцеления. «Врачу душ и телес», — обращаемся мы к Господу. Разрыв души и тела – один из многих трагических разрывов, существующих в этом мире. Во Христе это разделение упраздняется. Глубинно, понастоящему исцелять больных можно, лишь врачуя их души. Третье чудо – воскрешение мертвых. Смерть – конечный результат человеческого греха: Ибо в день, в который ты вкусишь от него (от дерева познания добра и зла), смертью умрешь ( Быт.2:17 ). Бог смерти не сотворил, смерть не предусмотрена в Промысле Божием. Человек не должен был умирать, для бессмертия и было в раю древо жизни. Христос, сокрушая дела дьявола, вторгается и в эту область. Все Его чудеса – сотериологичн 93 , Он побеждает и упраздняет смерть. Рассказывают, что некто на похоронах хотел прочесть прощальную речь, основываясь на какойнибудь погребальной речи Господа. К своему удивлению, в Евангелии он этого не обнаружил. Присутствие Христа на похоронах всегда завершалось воскрешением мертвых: Тебе говорю, встань! ( Лк.7:14 ). И встает умершая дочь Иаира ( Мф.9:18–19, 23–25 ; Мк.5:22–24, 35–43 ), встает сын Наинской вдовы ( Лк.8:41–42:4956 ), выходит Лазарь из гроба ( Ин.11:145 ). Христос пришел не для того, чтобы оплакивать умерших, а для того, чтобы победить смерть. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа? ( Ос.13:14 ; 1Кор. 15:55 ).

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Поэтому хананеянке, умоляющей о своей дочери, Он сказал: Я пришел токмо ко овцам погибшим дому Исраилева ( Мф. 15:24 ). И ученикам Своим: на путь язык не идите, и во град Самарянский не внидите, идите же паче ко овцам погибшим дому Исраилева ( Мф. 10:5–6 ). По этой причине и апостолы сперва проповедовали о Господе в синагогах, и когда Он не был принят ими, то сказали им: вам бе лепо первее глаголании слово; а понеже отвергосте спасение, се обращаемся во языки ( Деян. 13:46 ). Ибо свет пришел в мир, а иудеи более возлюбили тьму. Поэтому и Господь, оплакивая Иерусалим, присовокупил: аще бы разумел и ты, еже к миру твоему ( Лк. 19:42 ). А так как [Иерусалим] не принял его [мир], то прибавил: ныне же приидут дние на тя, и обложат врази острог о тебе и обыдут тя и низведут до земли с сынами твоими ( Лк. 19:43 ). Мы же, согласно с предшествующею мыслью, думаем, что все это говорится к Церкви: она сначала собиралась из язычников и свет, взошедший над нею, передала чрез апостолов язычникам. Ей говорится: возстань, светись, чтобы, упав среди неверующих, она восстала среди верных, упав в синагогах, восстала в церквах и после своего восстания светилась, чтобы они не имели тьмы заблуждения. Ибо пришел, говорит, свет твой, который обещали все пророки, который ты всегда ожидала . И слава Господня, которая некогда была над скинией и храмом Его, взошла над тобою, о которой сказано: преславная глаголашася о тебе, граде Божий ( Пс. 86:2 ). Ибо вот тьма покроет землю, – тех, которые мудрствуют о земном, и мрак – народы, или как читается в еврейском: колена, что относится собственно к иудеям, о которых в другом псалме написано: тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Исраилево ( Пс. 121:4 ). А над тобою взойдет Господь, солнце правды, и слава Его будет видима на тебе, о которой написано : и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполн благодати и истины ( Ин. 1:14 ). И будут народы во свете твоем. Мы все будем ходить во свете апостолов, который светит в мире и тьма не объяла его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Сказано: «если он жаждет (враг твой. – О.С.), напой его водою» ( Притч. 25, 21 ); и еще: «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» ( Мф. 10, 42 ). Чувство жажды, и особенно духовной, по-настоящему мы сможем удовлетворить только в Царствии Небесном. Сказано: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» ( Откр. 22, 1 ); и еще: «а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4, 14 ). По прогнозам политологов, войны XXI века будут вестись за водные ресурсы и северные регионы планеты – и это обусловлено всемирным потеплением. Особый интерес у мировой финансовой элиты вызывает озеро Байкал, которое и пытаются отторгнуть от РФ, включая «проект Байкал» во всевозможные международные и зарубежные проекты. Десятки, если не сотни, организаций обосновались на берегах этого северного чуда. Проблемы с чистой питьевой водой по-прежнему волнуют многих и многих людей. «Был странником, и не приняли Меня» ( Мф. 25, 43 ). Люди, нуждающиеся в жилье, – еще одна серьезная проблема современности. Сказано: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что [другим] не остается места, как будто вы одни поселены на земле. В уши мои [сказал] Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые – без жителей» ( Ис. 5, 8–9 ). Искусственное завышение стоимости жилья, вытеснение малоимущих людей за пределы мегаполисов; «черные риэлторы», действующие по наводке милиции и социальных служб, вывозящие пожилых и одиноких людей прямо живьем на кладбища или в крематории, – все это реальность наших дней. Сказано у пророка Амоса: «Ибо вот, Господь даст повеление и поразит большие дома расселинами, а малые дома – трещинами» ( Ам. 6, 11 ). – То есть, нечестивый бизнес на жилье будет обречен на уничтожение в День Господа. Бездомными в современной России являются: дети-беспризорники, бомжи, дети, занимающиеся проституцией (ради куска хлеба), и пожилые люди, изгнанные детьми или внуками умирать на улицу. По разным оценкам, от трех до пяти миллионов взрослых россиян и от двух до пяти миллионов бездомных, беспризорных детей не имеют постоянного жилья в РФ.

http://radonezh.ru/analytics/o-chem-nas-...

Скиния – это то место, где Бог и человек могут быть ближе всего друг к другу. Здесь Бог встречается со Своим народом (29:42:43). Скиния как таковая «является основным плацдармом в ВЗ к доктрине воплощения» 113 . Бог, Который когда-то жил среди Своего народа в здании, сейчас обитает среди нас в Иисусе Христе ( Ин.1:14 : «Слово ... (жило в шатре) с нами»; Кол.1:19 : «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота»). Для автора Послания к Евреям скиния или шатер является мысленно нарисованной небесной скинией. Последняя намного больше и совершеннее. Она нерукотворная ( Евр.9:11 ). Обязанности первосвященника в ней исполняет Иисус Христос . Таким образом, в Новом Завете назначение скинии носит двойной характер: обитание Бога в Иисусе Христе в воплощении, и обитание Бога на небесах. В обоих случаях верующий приближается к Богу. Золотой телец и обновление завета (32–34) Тридцать вторая глава Книги Исход рассказывает о том, как в отсутствие Моисея израильтяне и Аарон сделали у подножия горы Синай золотого тельца – акт чудовищного отступничества. Те же самые люди, которые недавно говорили, и не один, а два раза: «Все, что сказал Господь, сделаем» (24:3:7). Обращенные и убежденные верующие выбыли из строя почти за одну ночь. Заверение в верности было забыто. Понятно, что Аарон появляется в истории как главный виновник. Не далее как в дни перед исходом Господь сказал Моисею и Аарону: «Разве нет у тебя Аарона ... Я знаю, что он может говорить ... он будет твоими устами» (4:14:16); «Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (7:1). И это не было преуменьшением! Аарон говорил так хорошо и так убедительно, что возглавил сбор материалов для идолопоклоннического тельца (32:2:3) и его создания (32:4). И все это было под маской религиозности (32:5:6)! Обстановка была такая, что впору было вмешаться пророку и сказать: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа?» ( 1Цар.15:22 ). В довершение всего, когда его младший брат противостал ему, Аарон готов был возложить вину на весь народ: «Ты знаешь этот народ, что он буйный» (32:22). Он также достаточно дерзок, чтобы приукрасить свое собственное участие в этом фиаско: «И отдали мне (золото); я бросил его в огонь и вышел этот телец» (32:24)! Некоторые богословы не готовы признать, что Аарон говорил неправду, но что история действительно предполагает, будто телец появился из огня сам собой (см. статьи С. Левенштамма, упомянутые в библиографии). Все едва ли может обстоять таким образом и, кроме того, подобное толкование упускает, к сожалению, одну из особенностей этой главы – контраст между верным Моисеем и попустительствующим Аароном.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010