Скворцов В. М. Отдел III. Наставления и мысли о миссии Церкви и миссионерах Из Слова Божия Божественный Пастыреначальник и Совершитель нашего спасения, основополагая Церковь Свою на земле, Сын посланный Богом Отцем ( Ин.20:19 ), «проходил грады и веси, уча и проповедуя Евангелие Царствия Божия. Увидев же народы, милосердова о них, яко бяху смятени и отвержены. Тогда сказал Он ученикам Своим: жатва многа, делателей же мало. Молитеся Господину жатвы, да изведет делателей на жатву свою». И потом, проведши «всю ночь в молитве к Богу», по наступлении дня Он призвал, их же хотяше Сам, и от них избрал дванадесять, а потом и иных 70-ть, да будут с Ним и да посылает их проповедати , ихже и апостолы нарече ( Мф.9:35–38 ; Мк.3:13–14 ; Лк.6:12, 6:18, 10:1 ). Сих-то и послал Он, заповедуя им: на путь язык не идите и в град Самарянский не внидите. Идите же паче ко овцам погибшим дому Израилеву ( Мф.10:5 ). Это повеление, имея вначале характер временный и местный, получает вековечное и всемирное значение полномочий и обетований в торжественном повелении Господа, по Его воскресении, тем же ученикам: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли ( Мф.28:18 ). Яко же посла Мя Отец и Аз посылаю вы: приимите Дух Свят ( Ин.20:21–22 ); шедше в мир весь , научите вся языки, проповедите Евангелие всей твари ( Мк.16:15 ). Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Вот незыблемое историческое основание и непререкаемое свидетельство богоучрежденности и божественных полномочий и прав церковного учительства избраннейших (только, а не всех, одинаково) членов Церкви Христовой. «Той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники... пастыри и учители к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова» ( Еф.4:11 ). Прияв сии божественные права и силы, довлеющие для своего устроения внутреннего и внешнего, Церковь , по данному ей полномочию, чрез ближайших преемников апостольской власти – епископов, по усмотрению духовных нужд, избирает сотрудников, споспешников и соработников пастырству в деле его служения словом учения. По принятому христианскою Церковью и богословскою наукою слововыражению, эти соработники на ниве сеяния слова Божия именуются «миссионерами», а дело служения их –«миссиею». Соответственно тому, куда, по преимуществу, направляется Церковью деятельность сотрудников слова и учительства – ко внутреннему ли устроению членов Церкви для духовного ее возрастания, или же ко внешнему расширению пределов ее в мире языческом, – и миссию обыкновенно называют внутреннею или внешнею.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на форуме «Единением и любовью спасемся» 5 октября 2005 г. 12:30 Преосвященные архипастыри, уважаемые представители государственной власти и общественных организаций, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех участников форума, посвященного Куликовской битве. В эти дни мы с особым молитвенным чувством вспоминаем русское воинство, которое не щадя своего живота, 625 лет назад выступило на защиту своего Отечества. Само название форума напоминает нам о двух важных заповедях, которые дал нам Господь: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35) «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Память о Куликовской битве на протяжении столетий сохранялась в памяти нашего народа, ибо победа над войском Золотой Орды на берегах Дона и Непрядвы стала одним из самых значительных событий в истории России. Подвиг героев Куликовской битвы остался в веках  как ярчайший пример мужества, вдохновленного любовью к родной земле. Куликовская битва стала тем переломным моментом, с которого началось объединение удель-ных русских княжеств, в едином строю ставших на борьбу с неприятелем. Она явилась тем пределом, с которого началось постепенное преодоление раздробленности Руси. Для нас, россиян, живущих в XXI веке, очевидно, что битва русских дружин во главе с князем Димитрием Донским и войска Мамая не была локальным этническим конфликтом, но стала главным событием в борьбе Московского княжества за государственную независимость, продиктованной стремлением освободить родную землю и защитить православную веру. Все мы помним слова выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского, писавшего, что «Россия родилась на Куликовом поле». Перед сражением на Куликовском поле святой благоверный князь Димитрий Донской испросил благословения на битву у Преподобного Сергия Радонежского. Всероссийский игумен, преподав князю свое благословение, предсказал русскому воинству победу. Знаком этого благословения стало участие в сражении двух монахов Троицкого монастыря — Александра Пе-ресвета и Андрея Осляби.

http://patriarchia.ru/db/text/51644.html

Разделы портала «Азбука веры» Г. И. Шиманский " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 3  голоса:  5.0 из  5) Гермоген Иванович Шиманский, Конспект по нравственному богословию Служение ближним и любовь §1. Любовь к ближним, ее связь с любовью к Богу и с остальными добродетелями Любовь к Богу и ближним является главным руководственным началом христианской нравственности и надежным руководителем во всех частных случаях жизни. В заповеди о любви и самоотвержении сокращенно вмещается весь состав заповедей, заключается сущность и исполнение всего Божественного Писания, основание всех наших обязанностей к ближним. Без самоотверженной любви к Богу и ближнему не может быть истинно-христианской жизни. Любовь должна быть основанием христианской жизни (преп. Макарий Вел. Беседа 3я, §§1–2. См. Беседы, послания, слова. Изд. 4, стр. 18–19). Чрез любовь христианин достигает Богообщения, ибо одна любовь соединяет нас с Богом, Который есть Любовь ( 1Ин. 4:5–8 …16). Чем чище, теплее и усерднее любовь, тем ближе христианин к Богу; чем более и усерднее христианин любит Бога и ближнего, тем более уподобляется Богу, соединяется с Богом: ибо «Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем» ( 1Ин. 4:18 ). Истинная христианская любовь есть предвкушение вечной жизни; она здесь начинается, а в вечной жизни совершится. Ибо блаженство вечной жизни есть радость; утешение и блаженство общения любви с Богом и со всеми избранниками Божиими (св. Тихон Задонский . Творен., т. 1, изд. 5. Слово о любви к Богу и ближним, стр. 83–89; сравн. стр. 158. Сравн. преп. Исаак Сирин . Подвижнические слова. Изд. 3. Слово 18, стр. 76). Ученика Христова нельзя познать ни по какой другой добродетели, кроме как по любви, как говорит Сам Господь Иисус Христос: «по тому узнают все, что вы ученики Мои, если будете иметь любовь между собою» ( Ин. 13:35 ; см. Преп. Симеона Нового Богослова . Слово 53е, §2. – Слова, вып. 2. М., 1890, стр. 8). Таким образом, невозможно спастись иначе, как только чрез ближнего, а именно – через самоотверженную любовь к ближнему (преп. Макарий Вел. Беседа 37я, §3. См. Беседы, послание и слова. Изд. 4. Тр. Серг. Лавра, 1904, стр. 258): Кто не заботится о ближнем, говорит Златоуст, тот и сам не может спастись (см. И. Златоуст. На 1 Кор. Беседа 25, §4). Тот не спасет себя, кто не хочет споспешествовать спасению других.

http://azbyka.ru/semya/sluzhenie-blizhni...

Arhiva Mitropolitul de Volokolamsk Ilarion: Preafericitul mitropolit Vladimir a fost un adept fervent al unitii Bisericii Ortodoxe Ruse 5 iulie 2015 21:02 5 июля 2015 года в слове после Божественной литургии в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион говорил о приснопамятном Блаженнейшем митрополите Киевском и всея Украины Владимире (Сабодане) , год с момента кончины которого исполнился сегодня: Я хотел бы сказать несколько слов о Блаженнейшем митрополите Киевском и вся Украины Владимире, которого знал очень близко, с которым мы вместе трудились, в том числе в Священном Синоде, когда он еще был в силах посещать заседания, а также много раз виделись и сердечно общались в Киеве и других городах украинской земли. Блаженнейший митрополит Владимир был человеком, о котором можно сказать словами Священного Писания: «Он был светильник, горящий и светящий» (Ин. 5:35), и мы радовались при свете его. В трудные годы Господь воздвиг его на свещницу Украинской Православной Церкви: в стране свирепствовали политические бури, оформился церковный раскол, который, к нашей большой скорби, не преодолен доныне. Тогда украинское государство провозгласило, что в независимой стране должна быть независимая Церковь, и под этот тезис бывший митрополит Киевский Филарет создал раскольническую группу, существующую и по сей день. В таких тяжелых условиях епископат Украинской Православной Церкви единодушно избрал Блаженнейшего Владимира (тогда — митрополита Ростовского и Новочеркасского) Предстоятелем самоуправляемой Украинской Православной Церкви в составе Московского Патриархата. Блаженнейший митрополит Владимир, который не ожидал своего избрания и вовсе не готовился к тому, чтобы нести служение на украинской земле, принял этот жребий со смирением и приехал на Украину. Его избрание состоялось на Харьковском Соборе, который проходил под председательством приснопамятного митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, еще одного выдающегося иерарха Украинской Православной Церкви, которого мне суждено было знать.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4139736...

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоею»… и «возлюби ближнего твоего, как самого себя», говорит Господь. На этих двух заповедях, по слову Господа, «утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:37-40 ); их исполнение «больше всех всесожжений и жертв» ( Мк.12:33 ). «Любящий другого», разъясняет апостол, «исполнил закон», «ибо… все другие заповеди заключаются в этом слове: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Рим.13:8-9 ). «Любите», говорит Господь, даже «врагов ваших; благотворите ненавидящим вас; благословляйте проклинающих вас, и молитесь за обижающих вас» ( Лк.6:27-28 ). Без любви христианской ни дар пророчества и чудотворения, ни даже раздача всего имения и предание самого тела своего на сожжение, не могут иметь никакого значения ( 1Кор.13:2-3 ). «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». «Не любящий брата пребывает в смерти». «Не любящий брата своего не есть от Бога» ( 1Ин.3:14, 10 ; 1Ин.4:8 ). Итак, любовь к ближнему – это основная заповедь христианства, отличительный признак, по которому можно узнать истинных учеников Христовых ( Ин.13:35 ). Одним из самых естественных и существеннейших проявлений этой христианской любви к ближнему является молитва за него к Богу, а потому слово Божие настойчиво и многократно внушает верующим этот долг молитвы. «Прежде всего прошу», пишет апостол, «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» ( 1Тим.2:1 ). «Молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ). «Бодрствуйте в молитвах» ( 1Петр.4:7 ). «Непрестанно молитесь» ( 1Фес.5:17 ). «Молитесь» даже «за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф.5:44 ). Люби своего ближнего и молись за него, – вот непреложный завет нам веры Христовой, а так как Бог наш есть Бог и живых и мертвых и «у Него все живы» ( Лк.20:38 ; Рим.14:9 ), то и христианская любовь наша «никогда не перестает» ( 1Кор.13:8 ), простираясь и на живых и на умерших. Вот почему Святая Церковь и внушает нам молиться за наших усопших ближних. Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «мы молимся о всех между нами скончавшихся, веруя, что сие приносит великую пользу душам, за которых приносится молитва»(1). «Должно», по учению Св. Иоанна Златоуста , «сколько можно помогать умершему не слезами, но молитвами, и молениями, и милостынею, и приношениями». «Не поленимся подавать помощь умершим и приносить о них молитвы»(2). «Не бедным одним должно являть милость во время жизни нашей», говорит бл. Августин, «но постараемся оказывать оную и умершим»…! «Всем нам, имеющим прейти от сей жизни, нужно милосердие». «Хочешь ли, чтобы Бог был к тебе милостив? Будь сам к ближнему таким. Итак, молись за умерших, чтобы и они, когда будут в блаженной жизни, молились о тебе.»(3) Наша святая вера таким образом учит нас: люби своего ближнего и молись за него, как за живого, так и за умершего.

http://azbyka.ru/mozhno-li-i-dolzhno-li-...

Митрополит Волоколамский Иларион: Блаженнейший митрополит Владимир был горячим поборником единства Русской Православной Церкви 5 июля 2015 г. 21:02 5 июля 2015 года в слове после Божественной литургии в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион говорил о приснопамятном Блаженнейшем митрополите Киевском и всея Украины Владимире (Сабодане) , год с момента кончины которого исполнился сегодня: Я хотел бы сказать несколько слов о Блаженнейшем митрополите Киевском и вся Украины Владимире, которого знал очень близко, с которым мы вместе трудились, в том числе в Священном Синоде, когда он еще был в силах посещать заседания, а также много раз виделись и сердечно общались в Киеве и других городах украинской земли. Блаженнейший митрополит Владимир был человеком, о котором можно сказать словами Священного Писания: «Он был светильник, горящий и светящий» (Ин. 5:35), и мы радовались при свете его. В трудные годы Господь воздвиг его на свещницу Украинской Православной Церкви: в стране свирепствовали политические бури, оформился церковный раскол, который, к нашей большой скорби, не преодолен доныне. Тогда украинское государство провозгласило, что в независимой стране должна быть независимая Церковь, и под этот тезис бывший митрополит Киевский Филарет создал раскольническую группу, существующую и по сей день. В таких тяжелых условиях епископат Украинской Православной Церкви единодушно избрал Блаженнейшего Владимира (тогда — митрополита Ростовского и Новочеркасского) Предстоятелем самоуправляемой Украинской Православной Церкви в составе Московского Патриархата. Блаженнейший митрополит Владимир, который не ожидал своего избрания и вовсе не готовился к тому, чтобы нести служение на украинской земле, принял этот жребий со смирением и приехал на Украину. Его избрание состоялось на Харьковском Соборе, который проходил под председательством приснопамятного митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, еще одного выдающегося иерарха Украинской Православной Церкви, которого мне суждено было знать.

http://patriarchia.ru/db/text/4139732.ht...

Скачать epub pdf Седмица 5-я по Пасхе ПОНЕДЕЛЬНИК. Ин. Зач. 32. (8,42–51) О ЛЮБВИ К БОГУ Любовь к Богу требуется от нас как необходимый долг: оскудение ее в душе есть самое несносное из всех зол (5,84). Если кто вознерадит о первой и великой заповеди, – о любви к Богу, которая при Божией силе образуется в нас из внутреннего расположения, доброй совести и здравых мыслей о Боге, но вознамерится иметь попечение во втором, внешнем только служении, то невозможно, чтобы в состоянии он был исполнить сие служение чисто и здраво… (24,337). Если кто не возблагодарит Бога от всего сердца, то не сподобится увидеть Его таинственно чрез откровение Духа Святого, – не имеет Его и Главою своею, но есть тело умершее и неподвижное на духовные дела и лишенное жизни всех – Христа (58,416). Для любящих Бога труд исполнения заповедей удобен и приятен, поскольку любовь к Нему делает для нас подвиг нетрудным и любезным. Посему и лукавый всеми способами усиливается изгнать из наших душ страх Господень и преступными удовольствиями разрушить любовь к Нему. Ибо он обладает большим искусством, как скоро найдет стражей беспечными, улучить время и вторгнуться в труды добродетели и всеять в пшеницу свои плевелы, разумею: злословие, гордость, тщеславие, желание почестей и прочие произведения зла (20,277). Какая мера любви к Богу? – Та, чтобы душа непрестанно через силу напрягалась исполнять волю Божию с целью и вожделением славы Божией (5,266). Время для любви к Богу – вся жизнь, и время для отчуждения от сопротивника – целая жизнь (15,344). Совершенная любовь к Богу противостоит мысленному борению врагов (31,138). Все лукавое приводится в бездействие приобретением совершенной любви к Богу (23,174). Когда кто воспламеняется любовью к Богу, то уж не хочет более смотреть на предметы, подлежащие зрению телесному, но имея у себя другие очи, то есть очи веры, постоянно устремляет свой взор к небесным предметам, чтобы их созерцать и, ходя по земле, делает все так, как будто живет на небе, не встречая ни в чем человеческом препятствия к подвигам добродетели (35,294).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf Январь–Февраль Памяти великого святителя. К годовщине пятидесятилетия со дня блаженной кончины Филарета [Дроздова], митрополита Московского. 1867 – Ноября 19 – 1917//Богословский вестник 1918. Т. 1. 1/2. 1 с. —5— I. Варфоломей (Ремов), иером. профессор. Труд пред Господом//Богословский вестник 1918. Т. 1. 1/2 С. 5–16 (1-я пагин.) О Святителе Филарете писалось очень много, и он надолго останется предметом многообразного изучения. И его личная жизнь и его многообразная церковно-общественная деятельность и его служение слова – учено-богословское и проповедническое – давали и дают обильный материал для исследования. На расстоянии пятидесяти лет от его блаженной кончины с благодарностью преклоняемся пред долгим подвигом его жизни и служения. Ведь этот подвиг велик для нас не только делами исключительными, выдающимися на самом его протяжении, но велик и тою постоянною, изо дня в день, усердною работою, которой Филарет был отдан. Дела, иногда маленькие, иногда даже мелочные, a иногда и очень значительные, постепенно слагаясь, составили ту громаду труда, которую понес Святитель и которой мы удивляемся в нем. Тихое величие исполненной труда необъятного жизни Митрополита Филарета берет свою силу в том, что труд его коренится в личном подвиге духовного горения души Святителя и с ним сочетается, им сопровождается. Филарет – светильник, возжегшийся от тихого света Божественной Истины, ровным пламенем горящий и не оскудевающий полнотою елея духовного, уготованного тщанием целой жизни. Он был светильник горящий и светящий! Да, подвижника 19-го века можно почтить этим Христовым словом (ср. Ин.5:35 ) о подвижнике зари христианства. И тот и —6— другой сочетали подвиг внутренний с общественным служением: Креститель Иоанн – в пустыне Иудейской, Митрополит Филарет – в пустыне русских душ, в той пустыне, которою, по его словам, может быть назван целый мир и сама Церковь 1 . Митрополит Филарет горел и светил, он жил подвигом устроения внутренней жизни, устремления к Божественной Истине и Божественной Жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Е.А. Авдеенко Кафизма XII Пс.85:14             Боже, [зло-]намеренные восстали на меня,                         и сборище устрашителей – ищут души моей,                         и они не поставляют Бога пред собою 454 . «[Зло-]намеренные» – те, кто грешат «намеренно» (наглые, гордые). «Намеренные» прегрешения отличали от совершенных по ошибке и от сокрытых для самого человека ( Пс.19 /18:14). «Сборище» эда – собрание. Существует «собрание праведных» ( Пс.1:5 ) и на оборотной стороне – «собрание злобствующих»: «окружили меня псы и собрание (сборище) злобствующих – обступили меня» ( Пс.22 /21:17). «Устрашители» – ср.: «да не будет более устрашать человек от земли» ( Пс.10:18 /9:39); «видел я нечестивца устрашающего» ( Пс.37 /36:35); «дочь Вавилона» способна – «устрашать» ( Ис.47:12 ). Ищут убить Помазанника те, чье «намерение» – во зле, те, кто «устрашают землю» глобально (как последний Вавилон), те, кто составили свое «собрание» (антицерковь) 455 . «Обижающий ближнего не представляет Бога пред своими глазами; и поступает так не в силу неведения – но вследствие дерзости. В собственном смысле это есть демоны» (свт. Иоанн Златоуст ). Пс.85:17             Соделай со мной знамение во благо,                         и да видят ненавидящие меня и постыдятся,                         ибо Ты, Господи, помог мне и упокоил меня. «Соделай со мной знамение» – пусть знамение будет на мне или пусть я буду знамением. «Знамение во благо» – «Крест святой» (блж. Феодорит). «Да видят ненавидящие» – знамение будет всем видимо – без исключения, даже тем, кто ненавидит Помазанника. Христос сказал: «если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не сотворил, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня, и Отца Моего» ( Ин.15:24 ) 456 . " Ты помог» (азар) – первым «помощником» (езер) Адаму была жена, чтобы возникла Церковь ( Быт.2:18 ). «Ты упокоил» нихам – говорится не об утешении, но о том «покое», который приходит со Христом. Этот особый покой в Ветхом Завете был явлен в деле спасения, которое совершил Ной, чье имя Ноах было дано ему отцом со словами: «сей упокоит (нихам) нас от земли, которая проклята Яхве» ( Быт.5:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пожирательница души 02.05.2011 667 Время на чтение 5 минут «Зависть -- двигатель прогресса, -- заявляют некоторые, -- ведь если бы ее не было, мы бы так и сидели в каменном веке. А так посмотрел, как у соседа -- сам еще лучше сделал, увидел достижения другого -- сам к чему-то стал стремиться». Однако Сальери его зависть не помогла -- а мир потерял Моцарта. Бог не только в Евангелии, но даже еще в Ветхом Завете заповедует: «Не желай... всего, елика суть ближняго твоего» (Исх. 20: 17). Зависть опасна, но не всегда удается распознать ее в себе. Как с ней бороться? «Любовь не завидует» Священник Владимир РУСИН, настоятель Покровского храма в селе Кунье и храма Святого великомученика Димитрия Солунского в селе Средние Апочки (Курская епархия): - Можно ли искренне любить человека и завидовать ему? Если у вас получилось совместить это, значит, одно из двух: либо любовь ваша оказалась на поверку чем-то иным, либо завистью вы посчитали какие-то иные движения души. Может быть, стремление подражать, в котором, кстати, нет греха. Призыв подражать святым и Самому Богу мы слышим в Священном Писании. «...Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4: 16), -- говорит апостол Павел. И тот же апостол, перечисляя основные проявления любви, указывает: «...любовь не завидует» (1 Кор. 13: 4). Любовь уходит из завистливого сердца. А что же приходит вместо нее? Ненависть. Поэтому будем честными до конца и признаемся, что мы ненавидим тех, кому завидуем. А если так, то какие же мы тогда христиане? Ведь Спаситель говорил: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35). Естественно, эти слова Христа нельзя воспринимать, как лишь «церковно-корпоративную этику» или как повеление любить только своих. Любовь, опять цитируем апостола Павла, «не ищет своего» (1 Кор. 13: 5). Любовь, как солнце, светит для всех и, как источник, питает живительной влагой всех, кто приходит к нему напиться. Но будет ли пить человек из загаженного источника? Можно ли назвать чистым колодезь, в который бросили дохлую кошку? Вот эта дохлая кошка и есть зависть, а колодезь -- завистливое сердце...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010