Основатель хлыстовщины все книги Св. Писания сложил в куль и бросил в Волгу; основатель секты духоборов (Побирихин) обозвал Библию «хлопотницей». И теперь духоборы говорят: «в Писании иное – тому, иное – другому пригодно, а мы принимаем только то, что нам следует». Штундисты и толстовцы объявляют подложными или искаженными все те места, а, иногда, даже целые книги Св. Писания, которые противоречат их лжеучению. О хлыстах и скопцах и говорить нечего. Вот их характеристические афоризмы: «Евангелие – книга бела, да всех от Бога отвела»; «Кто библию прочтет, тот с ума сойдет». И эти афоризмы находятся в «божьих словах» сектантов, т. е., в их гимнах, которые только и содержат их вероучение. Там же все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов названы прямо – «тенетами, которыми опутывается народ». Православному миссионеру, желающему сослаться на Евангелие, сектанты часто говорят: «ты эту книгу сложь, да под себя положь!» Кто знаком с сектантскими лжеучениями, тот знает, как в них искажено (в некоторых – до неузнаваемости) учение Христа. После этого, можно только удивляться, что есть люди, которые сущность сектантства полагают в исповедании чистого и неповрежденного христианского учения, непосредственно заимствованного из книг Св. Писания. Но, в чем же, однако, нужно полагать сущность сектантства и где находятся причины его появления и существования? Сущность и причины сектантства самым точным образом определяются учением Божественного Откровения. Причинами сектантства являются: 1) неблагоразумная ревность человека о своем спасении ( Рим. 10:2–3 ); 2) гордость и высокомерие, иногда повергающие даже аскетов в, так называемую, «духовную прелесть» ( 1Тим. 6:3–5 ; 1Кор. 8:2 ; Рим. 12:3 ); 3) увлечение ложной наукой и лжефилософией ( Кол. 2:4, 8 ; 1Тим. 1:6–7; 4:1–5 ; 1Ин. 3:7 ; 2Кор. 4:3–4 ; Евр. 13:9 ;); 4) плотские похотения или страсти, нравственная разнузданность и ложно понятая свобода, доводящая иногда людей до самобоготворения ( Иак. 1:3–19 ; 2Тим. 3:1–13 ). Но главным виновником сектантства слово Божие называет дьявола, как исконного врага человеческого спасения, отторгающего людей от Бога и старающегося разрушить их союз ( Быт. 3:4–5 ; Ин. 8:43–45 ) 8 . Итак, по учению слова Божия, сущность сектантства и причины его происхождения коренятся не в каких-либо внешних – исторических, культурных, социальных или бытовых – условиях жизни, не вне человека, а именно в самом человеке, в области нашей религиозно-нравственной психологии, а все виды сектантства суть не что иное, как патологические, ненормальные, греховные проявления ложно направленного религиозно-нравственного самосознания человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Сей убо Пророк (1) будущее ясно предсказал ( Мф.24:4–5 ). (2) закон истолковал и от человеческих преданий очистил ( Мф.5:20 ). (3) грехи Фарисейские и всех человек прямо обличил ( Мф.11:21, 12:34 ). (4) пророчества истолковал, как например ( Мф.22:43 ). Псалом изложил и пр. (5) Евангельское учение узаконил и предал: «покайтеся, приближися бо царствие небесное» ( Мф.4:17 ). (6) различными и великими чудесами учения истину и свою особу подтвердил: «дела, яже аз творю, свидетельствуют о мне, яко Отец посла мя» ( Ин.5:36 ). И по сему-то нарицается Пастырь, свет языков, Ангел завета, Посланник мира, Благовестник, Законодатель. Во-вторых: чтоб определять и сохранять служение Евангелия, показывать и посылать Пророков, Апостолов и учителей и других служителей церковных; подавать им дар учительства, и наделять дарами к сему званию потребными: ( Еф.4:11 ; Лк.21:15 ; 1Пет.1:2 ), к тому ж устроять тайны, которые бы чрез служителей Его достойно отправлялись, ( 1Тим.5:22 ). В-третьих: чрез служение своих служителей быть действительно в сердцах слушателей, внутрь учить, просвещать мысли, делать сердца способными ко уверованию и повиновению Евангелию ( Мф.3:2 ). ( Лк.24:45 ): «Тогда отверзе им ум разумети писания». ( Деян.16:14 ): «Бог отверзе сердце ...Лидии» и пр. ( Деян.14:3 ). Кратко: части должности пророческой Христовой суть три. (1) Открыть волю Отца. (2) Определять служение. (3) Внутренно учить и действовать чрез своих служителей. И сии три от зачатия церкви Христос исполнил, и даже до скончания мира исполнять будет по своей власти, силе и действительности. Отсюда видно, какое разнствие есть между Христом Пророком, и другими Пророками. Прочие все Пророки люди простые, а сей Пророк Господь: те чрез него пророчествовали; сей чрез себя: Христу проповедующему веруем ради Его самого; а другим, понеже Христос говорит в них. Вопросишь. В чем состоит звание Христово священническое? Отвечаю. Священник есть лицо от Бога учрежденное для приношения жертв, для умилостивления Бога за грехи ( Евр.7:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Двенадцать лет женщина, страдавшая кровотечением, искала способа исцеления от болезни, бегая по разным врачам (см.: Мф. 9: 20; Лк. 8: 43); 18 лет женщина, «имевшая духа немощи», скорченная и не могущая выпрямиться, ходила в синагогу, поучаясь в Законе Божием (см.: Лк. 13: 11); 38 лет расслабленный надеялся на чудо у купели Вифезда (см.: Ин. 5: 5). Никто из них не роптал на Бога или судьбу, что так долго им пришлось ждать помощи свыше. Но никто из них также не проявлял пассивности к жизни. Они находились «в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах», но и «в великом терпении» (2 Кор. 6: 4). При этом терпение – это не молчаливое перенесение боли, «стиснув зубы». В Новом Завете терпение характеризуется как деятельное состояние человека, когда он делает какое-то доброе дело с надеждой получить результат, безропотно преодолевая неудачи. Так, евангельское семя, «упавшее на добрую землю», означает тех, которые, услышав слово Боже, не только хранят его в добром и чистом сердце, но и «приносят плод в терпении» (Лк. 8: 15). По апостолу Петру, в познании Господа и Спасителя нашего нам дарованы «великие и драгоценные обетования», поэтому мы, прилагая к сему всё старание, призваны показать «в вере добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Пет. 1: 5–7). Апостол Павел утешает: «Мы спасены в надежде… когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении… Дух [Божий] подкрепляет нас в немощах наших» (Рим. 8: 24–26). Посему, дорогие братья и сестры, не будем предаваться лени, вести расслабленный образ жизни, но, набравшись мужества, будем подкрепляться надеждой. Дух Божий, обетования вечной жизни подкрепляют нас в немощах наших. Пусть наше терпение будет деятельным, безропотным, приносящим плод в виде благочестия, братолюбия, любви. Будем непрестанно молиться и восклицать с псалмопевцем Давидом: да не постыдятся все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил. Да не посрамятся ищущие Тебя, Боже Израилев (см.: Пс. 68: 7).

http://pravoslavie.ru/79058.html

Слава, и ныне, Богородичен: Под кров Твой, Пречистая Дево, прибегающих не презри, и мольбу принеси о нас Человеколюбцу Богу, еже спастися рабом Твоим. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Ч естна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Ч то воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? В сякое дыхание: Евангелие от Матфеа, зачало 43. По 50-м псалме стихира, глас 6: Возсия нам от земли сокровище,/мощи твоя, преподобне Гаврииле,/яже радостию лобызающе, молим:/осияй ны, отче, любовию твоею/и озаритися сердцам нашим моли/любовию к Богу и человеком. Канон, глас 7, егоже краегранесие: И верския земли винограде, напой верных. Песнь 1 Ирмос: М анием Твоим на земный образ преложися/прежде удоборазливаемое водное естество, Господи./Темже, немокренно пешешествовав, Израиль/поет Тебе песнь победную. Иверския земли винограде, преподобне Гаврииле, напой божественным веселием верных, на похвалу тебе сошедшихся, от пианства уныния истрезвляя, печалей изымая и радости о Бозе исполняя нас. Воинство фараоново в воде древле Моисей потопи, ты же, отче Гаврииле, молитвою к Законодавцу духи злобы поднебесныя низринул еси, сего ради людем путевождь ко спасению показался еси. Егда пройде Израиль море Чермное, песнь победную Богу воспе, и ты, отче, научаеши ны не человеком, но Единому Богу славу воздавати, славно бо прославися. Богородичен: Р ожденнаго от Тебе поем, Дево, и Господа нарицаем, но греси наши на ны вопиют. Моли, Мати Божия, да не услышим глас оный: отыдите от Мене, не вем вас. Ин канон, глас 6. Ирмос: Я ко по суху, пешешествовав Израиль/по бездне стопами,/гонителя фараона видя потопляема,/Богу победную песнь поим, вопияше. Рачение пламенное к вере правей имея и любовию ю преумножая, святый старче Гаврииле, укажи и нам путь правый, вводяй в живот вечный. Избранный сосуд Святаго Духа яви тя Господь, отче Гаврииле, темже и благоухание твоих молитв, яко фимиам благовонный, присно восходит к Богу. Яко имеяй от Бога дерзновение ходатай быти грешников, моли, преподобне, спасти души наша от плена греховнаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В первые века христианской эры девы-христианки вдохновляли своей верой юношей-язычников так, что последние принимали Крещение Возвращаясь к женской миссии сегодня: в истории Церкви было нечто подобное – в первые века христианской эры девы-христианки вдохновляли своей верой и образом жизни юношей-язычников так, что последние принимали Крещение. Принять Крещение в то время значило стать потенциальным мучеником. Так что можно представить, насколько сильными и живыми были примеры их вдохновения. Но что же делать в этой ситуации? Тем, кто в Церкви, особенно мужчинам, – быть миссионерами, прежде всего, своим личным примером. Это самая действенная миссия – среди нецерковных родственников, друзей, коллег и просто знакомых. По слову Блаженного Августина, мы способны чем-то зажечь других, если это горит в нас самих. Где нам брать вдохновляющий огонь, в теории нам всем известно, дело за практикой. Своим примером мы можем показать, что религия Христа – удел не только немощных старушек (при всем уважении к ним), но и сильных духом и волей людей, исполняющих священный завет: «Мужайтесь, Я победил мир (Ин. 16, 33). И, конечно же, нужно молиться за тех, в чьи сердечные двери Христос пока не достучался… Рейтинг: 9.2 Голосов: 433 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Артамонова А.В., Митрофанова Е.С . Сожительства в России: промежуточное звено или легитимный институт//Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. (131). С. 132.  См. там же. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр 29 января 2024, 18:43 " И " . Сначала вы говорите, что евангельские истины книжникам и фарисеям так и не дались. После приведённого вам примера, меняете риторику и делаете из правила исключение. Сея есть опасная комбинация — и нашим, и вашим, за пятак попляшем. В отношении книжников и фарисеев, Господь учил избегать не людей, как таковых, а закваски фарисейской и саддукейской (Мф. 16:6), то есть лжи в учении, лицемерного образа жизни, лукавства, гордости, самомнения, развращенности сердца, понимаете? Кстати, до апостольского служения юный Савл, как и его отец, тоже был фарисеем (Деян. 26:5), разве ему евангельские истины остались не по зубам?

http://pravoslavie.ru/158270.html

Но во всех таких выражениях осуждается не богатство само по себе, а то злое употребление, которое из него делают богатые. «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» ( Лк.6:24–25 ) «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». ( Мф.19:24 ). Но каковы те богачи, которые подпали божественному осуждению? Осуждается ли богатый только за то, что он богат? Вот, в чём главный вопрос. У верующего христианина не может быть никакого сомнения на этот счёт. Осуждение относится только к злому богачу, который надеется только на своё богатство 4 , который гордится своим богатством, который проводит свою жизнь в роскоши и праздности и отказывает нищему в крупицах, падающих с праздничного его стола 5 , к тому, который обременяет людей непосильными тяжестями 6 , к тому, который, имея в изобилии пищу и одежду, отказывает «брату своему», нагому и голодному, в помощи 7 , к тому, который, позабыв про свою бессмертную душу, живёт только для того, чтобы собирать тленное богатство 8 , к тому, чьё богатство можно сравнить с тернием, которое заглушает доброе семя и делает его бесплодным ( Мф.13:22 ), словом, к богачу, к которому будут относиться следующие грозные слова Спасителя: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я и вы не дали Мне есть, жаждал и вы не напоили Меня, был странником и не приняли Меня; был наг и не одели Меня болен и в темнице и не посетили Меня» ( Мф.25:41–43 ). Итак, Евангелие не осуждает богатых только за то, что они богаты. Святые жёны, которые следовали за Иисусом Христом, были богаты, потому что они служили Спасителю и Его апостолам своим имением ( Лк.8:2–3 ); Никодим и Иосиф Аримафейский были богаты ( Мф.27:57 : Ин.3:1 ) и, однако, Иисус Христос за это не осуждал их. Не достаточно вырвать из Евангелия отдельные тексты, чтобы обосновать на них разные свои предположения, необходимо взять их в контексте речи, сопоставить с предыдущими и последующими; всякое другое толкование священного текста будет произвольным и опасным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что тщеславие является смертным грехом. В самом деле, вечной награды можно лишиться только по причине смертного греха. Но тщеславие лишает вечной награды, в связи с чем читаем: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас, – иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного» ( Мф. 6:1 ). Следовательно, тщеславие является смертным грехом. Возражение 2. Далее, всякий, усваивающий себе то, что приличествует одному только Богу, совершает смертный грех. Но из желания тщетной славы человек усваивает себе то, что приличествует только Богу. Так, [в Писании] сказано: «Я... не дам славы Моей иному» ( Ис. 42:8 ); и ещё: «Единому... Богу – честь и слава» ( 1Тим. 1:17 ). Следовательно, тщеславие является смертным грехом. Возражение 3. Далее, грех, который наиболее опасен и пагубен, явно является смертным. Но тщеславие как раз и есть такой грех. Так, в своей глоссе на слова [Писания]: «Богу, испытующему сердца наши» ( 1Фес. 2:4 ), Августин говорит: «Пока человек не восстанет против любви к человеческой славе, он не почувствует её губительной власти, поскольку хотя и легко быть равнодушным к хвалам при их отсутствии, однако трудно не получать от них удовольствия, когда они налицо». И Златоуст, в свою очередь, говорит, что «тщеславие выступает как тать и исподволь лишает нас всего нашего внутреннего имения» 124 . Следовательно, тщеславие является смертным грехом. Этому противоречит следующее: Златоуст говорит, что «в то время как другие пороки гнездятся в слугах дьявола, тщеславие находит себе место даже в слугах Христа». Но в последнем случае речь не идёт о каком-либо смертном грехе. Следовательно, тщеславие не является смертным грехом. Отвечаю: как уже было сказано (24, 12; 110, 4; 112, 2), грех является смертным по причине того, что он противен любви к горнему. Затем, сам по себе грех тщеславия, похоже, не противен горней любви в том, что касается любви к ближнему, тогда как в том, что касается любви к Богу, он может быть противен горней любви двояко. Во-первых, со стороны материи, которой хвалятся, как, например, когда кто-либо хвалится чем-то ложным, что противно тому почитанию, которое мы должны воздавать Богу, согласно сказанному [в Писании]: «Вознеслось сердце твоё, и ты говоришь: “Я – «бог " ”« ( Иез. 28:2 ); и ещё: «Что ты имеешь, чего бы не получил, – а если получил, что хвалишься, как будто не получил?» ( 1Кор. 4:7 ). Или же когда человек предпочитает Богу преходящее благо, которым хвалится, ибо и это запрещено: «Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим; но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня» ( Иер. 9:23–24 ). Или же когда человек предпочитает свидетельство человека свидетельству Бога, в связи с чем в осуждение некоторым сказано: «Ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» ( Ин. 12:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Итак, согласно Евангелию от Иоанна, первая группа учеников Иисуса, набранная Им в течение двух дней, включала Петра, Андрея, Филиппа, Нафанаила и, по-видимому, самого Иоанна. Можно предположить, что именно эта группа из пяти человек присутствовала на следующий день на браке в Кане Галилейской, куда был зван Иисус и ученики Его (Ин. 2:2). Эти же ученики пришли с Ним в Капернаум (Ин. 2:12). Мы далее встречаем учеников в рассказе евангелиста Иоанна о приходе Иисуса в землю Иудейскую, где Он жил с ними и крестил (Ин. 3:22). Затем мы читаем о том, что Иисус узнает о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, — хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его (Ин. 4:1–2). В рассказе о беседе с самарянкой вновь упоминаются ученики, которые сначала отлучились в город купить пищи (Ин. 4:8), а потом вернулись и удивились, что Он разговаривал с женщиною (Ин. 4:27). Ученики не упоминаются в рассказах о посещении Иисусом Галилеи (Ин. 4:43–54), об исцелении расслабленного в Иерусалиме (Ин. 5:1–16) и последовавшей за этим беседе Иисуса с иудеями (Ин. 5:17–47). Ученики вновь появляются в повествовании вместе с Иисусом, когда Он восходит на гору в окрестностях Тивериады (Ин. 6:1–3). Здесь совершается чудо умножения хлебов, в котором участвуют ученики, причем двое из них названы по имени: Филипп и Андрей, брат Симона Петра (Ин. 6:7–8). Вечером того же дня ученики, находящиеся в лодке, становятся свидетелями того, как Иисус приходит к ним по воде (Ин. 6:16–21). Призвание апостолов. Фреска в Сикстинской капелле. Ни в одном из указанных эпизодов Иоанн не говорит о количестве учеников, однако контекст повествования позволяет предположить, что их число постепенно умножалось. Если на браке в Кане Галилейской с Иисусом, по-видимому, было только пять учеников и столько же в Капернауме, то уже в Иудее Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн . Можно думать, что речь здесь идет о достаточно широком круге последователей, уверовавших в Иисуса и ходивших за Ним.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

2. Бог-Слово существует вечно, и Он окрылил 28 рыболовов для богословия 29 . Поэтому апостол Иоанн восклицает: В начале было Слово 30 , и Слово было у Бога(Ин 1:1) 31 . Посмотри на точность выражения Евангелиста. Он не говорит — в начале было рождено Слово. Он возвещает не происхождение, а существование 32 . Так как происхождение предполагает указание на основание своего бытия, а коль скоро Евангелист стремится представить безначалие 33 Сына, то он умалчивает о Его рождении и проповедует существование. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин 1:1) 34 . Этих трех положений достаточно для прочного основания Церкви 35 . Кто же тебя, Иоанн 36 , этому научил 37 ? Озеро 38 ? — но оно не учит вере; рыболовство? — но оно не говорит о Боге; Зеведей 39 ? — но он простец; твое отечество 40 ? — но оно всего только бедное селение; твои соотечественники? — но они невежды; иудеи? — но они не веруют; Закон? — но он лишь тень будущих благ(Евр 10:1); Моисей? — но он тяжело говорил и был косноязычен (см. Исх 4:10); Авраам? — но он был только прах и пепел(Быт 18:27) 41 ; Давид? — но он червь, а не человек(Пс 21:7); Пророки? — но покрывало Закона еще оставалось неснятым(см. 2 Кор 3:13–16). Итак, как же ты сумел сказать, — в начале было Слово(Ин 1:1); Кто же тебя вознес на такую высоту [умозрения]; Кто одарил тебя этими крыльями 42 ? Ты забыл о человеческом естестве 43 , отрешился от земли, преодолел воздушное пространство, миновал эфир, вознесся превыше небес, превзошел ангельские чины, пронесся мимо серафимов и херувимов, приблизился к царскому трону и преклонил главу на груди Царя 44 . Ты получил крылья благодаря вере 45 , когда, прогремев подобно трубе, сообщил [истину] веры, недоступную разуму, когда во всеуслышание, подобно грому, возвестил непостижимое рождение и, как глашатай, провозгласил безначальное бытие, сказав: В начале было Слово(Ин 1:1), в том начале, которое не имеет ничего общего с началом времени 46 . В начале было Слово (Ин 1:1), ибо прежде всякого начала [времени] было Слово. Слово было 47 , а не произошло, ибо Оно 48 , будучи непостижимым для ума, простым, несоставным, недоступным, неизведанным 49 , вечным, неделимым, неизменяемым, несотворенным, во всем Таким же, Каков Родивший, было рождено бесстрастно 50 . В начале было Слово, — чем показал изначальность 51 [сыновней] ипостаси; и Слово было у Бога, — чем удостоверил единство и неделимость Божественной сущности; и Бог было Слово (Ин 1:1), — чем указал на неизменяемость Божественной природы. Оно было в начале у Бога(Ин 1:2), — чем обозначил совечность Сына с Отцом. Все чрез Него начало быть (Ин 1:3), — чем показал, что творение мира было совершено свободно. Все начало быть (Ин 1:3), — прежде было сотворено, а ныне — обновлено 52 .

http://pravmir.ru/slovo-na-svyatuyu-pash...

Вы помните, говорит, что это самое, что теперь пишу в послании, а прежде устно передавал вам, когда был у вас, и говорил, что Христос не приидет, пока пред ним не явится антихрист» (стр. 216; у Алекс. Вып. 218–20) . з) Его же ч. 15. стр. 142, в толк. кн. прор. Захарии: «И сказал мне Господь: возьми себе сосуды неразумного пастыря. Несомненно, что пастырь неразумный или неискусный есть антихрист; о нем говорится, что он придет в конце мира». § 3. Антихрист именуется в писании различно: иным, зверем, львом, отступлением и т. п. а) «Иным» наз. в еванг. от Иоанна гл. 5. ст. 43, зачало 17 ( Ин.5:43 ) выписка ниже, § 4 а). б) «Зверем» называется в Апокалипсисе гл. 11, ст. 7. ( Откр.11:7 ) и толк. сл. 10. гл. 30 (выписка в статье «пророки», Б. § 1 ). в) Ипполит Римский вып. 2, стр. 13–14: «Антихриста священное писание предъявило львом, по его тиранству и насилию. И по всему имеет уподобиться сей обольститель Сыну Божию. Лев Христос, лев и антихрист; царь Христос ( Ин.18:37 ), царь и антихрист, Спаситель показал Себя агнцем ( Ин.1:29 ), подобным образом и он явится, как агнец, будучи внутри волком ( Мф.7:15 ). В обрезании пришел Спаситель в мир, так и он приидет; Господь послал апостолов во все языки, подобным образом пошлет и он лжеапостолов... в образе человеческом явился Спаситель, и он приидет в образе человека . Спаситель воздвиг (от смерти) и показал святую плоть Свою, как храм ( Ин.2:19 ), и он воздвигнет в Иерусалиме каменный храм» (Это же можно читать в Малом Соборнике л. 75 об. и 23 л.). г) Иоанн Златоуст т. 11, стр. 592, на 2 Фессал. гл. 2, 3–4 ст ( 2Сол2:3–4 ). «Да никто же вас прельстит ни по единому же образу, яко аще не приидет отступление прежде, и открыется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго бога или чтилища, яко же ему сести в церкви Божией аки богу, показующу, себе, яко бог есть». Толк. Здесь он говорит об антихристе и открывает великия тайны. Что такое отступление? Отступлением он называет самого антихриста, так как он имеет погубить многих и привести к отступлению: якоже прельстити, сказано, аще возможно и избранныя.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010