Но истинно в этом они получали уже свою награду! . Конечно, среди иудейских книжников и «законоучителей» были и такие, которые всем своим сердцем стремились к истинному пониманию Св. Писания и оставили после себя несколько прекрасных и весьма разумных изречений, проникнутых искренним благочестием. Антигон Сахо, например, сказал, что людям нужно быть подобными рабам, которые служат своему господину, не имея в виду никакой награды, а равви Иуда говорит: «Будь резв, как леопард, легок, как орел, быстр, как олень, и силен, как лев, чтобы исполнять волю Отца твоего, Который на небесах!» Но, в общем, те пустые действия, о которых со всей ревностью заботились иудейские книжники, были только тяжелыми, неудобоносимыми бременами, возлагаемыми на плечи людям ( Мф.23:4 ; Лк.11:46 ) без всякой пользы для последних. Внешняя форма законного благочестия в глазах ученых иудейских книжников стояла выше всего; внутренний же дух его, его содержание были отодвинуты далеко на второй план. Всю сущность иудейской морали этого времени составляло лишь точное и буквальное выполнение предписаний о внешнем посте и праздниках, десятинах и очищениях; основное же требование религиозного и нравственного настроения и жизни, дела любви и милосердия, кротости и смирения оставались в полнейшем пренебрежении ( Мф.23:23 ). Само собой понятно, что такое исключительное служение букве и такая фарисейская праведность требовали коренного преобразования в истинное служение Иегове и в понимание веры в духе и истине ( Ин.4:23, 24 ). Полное и верное разумение ветхозаветного закона было открыто людям только одним Господом нашим Иисусом Христом, Который, по свидетельству очевидцев, проповедовал как власть имеющий, а не так, как книжники и фарисеи ( Мф.7:29 ). Он один ясно и определенно указал цель Ветхозаветного Откровения – освящение человека и восстановление общения с Богом, – и в полном свете изъяснил вечное значение и смысл «закона Моисеева» ( Мф.5:17 и далее), а с освобождением от ига внешних предписаний Он вместе с тем потребовал и истинного исполнения закона в добровольном послушании Богу, возрожденном в вере и любви. За это-то Он и снискал Себе вражду со стороны иудейских книжников; они ставили Ему в вину, будто бы Он часто нарушал требования закона ( Лк.6:7; 11:54 ); с ропотом порицали некоторые Его изречения, поведение и действия ( Мф.9:3 ; Лк.5:30; 15:2 ), старались уловить его хитро придуманными вопросами ( Мф.22:35 и далее; Лк.10:25 ), а когда увидели, что такими средствами ничего не могли достигнуть, они приходили все в большее и большее раздражение, в котором, наконец, и решились покончить с Ним смертью ( Лк.20:19; 19:48 ). Глава V. Жизнь богослужебная

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Ответом Господа на все, что говорилось в это время около Него, было молчание; но это слово разбойника вызвало соответствующее высоте его слово и Господа: «ныне же будешь со Мною в раю». Господь обещает покаявшемуся исповеднику своему нечто высшее и большее того, чего он просил, столь высокое, чего не мог ни ожидать, ни просить исповедник: «ныне же», в этот же самый день, будешь со Мною вместе в раю. Этим предрекается, что разбойник в этот же самый день умрет, а не будет мучиться на кресте, как то бывало с распятыми, несколько дней. Что и случилось действительно, так как смерть его ускорена была ( Ин.19:32 ), и обещается душе его блаженство вместе с Христом в царстве праведников, избранных Божиих. Слово рай означает собственно сад и в частности сад хороший, наполненный тенистыми и прекрасными деревами и цветами. В жарких странах Востока во время солнечного зноя сад был местом истинного наслаждения и успокоения, а потому слово рай стало образным выражением места блаженства праведников в мире загробном (ср. 2Кор.12:4 ). Лк.23:44–46 . Около шестого часа и пр.: см. прим. к Мф.27и Мк.15:25, 33 . – «Завеса в храме раздралась»: это было уже при смерти Господа; см. Мф.27:50–51 и прим; ср. Мк.15:31–38 . – «Отче, в руки Твои предаю дух Мой»: последнее изречение Господа с креста, передаваемое только ев. Лукой. – Первые два евангелиста говорят только, что Господь, возопив громко, умер; ев. Лука сообщает и самые слова, какими возопил Он к Отцу своему, опуская предшествовавшие изречения. – Слова эти – перифраз слов из Псалма Пс.30:6 . В устах Господа они выражают Его единение с Отцом Его небесным. Лк.23:47 . «Сотник же» и пр.: см. прим. к Мф.27:54 . Мк.15:39 . Исповедание сотника ев. Лука выражает несколько общее, чем евангелисты Матфей и Марк – «Человек этот был праведник»: у евангелистов Матфея и Марка – Сын Божий. Может быть, и теми и другими словами выражали свое исповедание устрашенный сотник и бывшие с ним; может быть одни из них выражались так, другие так. Праведник в языческом смысле римского воина значит угодный богам; он мог изъяснять необыкновенные явления при смерти его не иначе, как гневом богов за умерщвление угодного им человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

л. 471 об. с(60) тщанием(61) копати(62) строино и немедлено(63) молитвами святаго Макариа(64). Воды никакоже не видша(65), но токмо многа телеса(66) и(67) кости(68) (69)умръших(70) обртошя(71), и(72) събираху(73) (74)и(75), в(76) ин(77) мсте(78) съкрыша(79) их(80). Приидоша(81) же (82)бразды копатели(83) (84)на десную(85) страну на(86) умреное(87) мсто, начаша(88) копати не тако, но з боязнию(89) по наказанию(90) игумена. Та же достигоша(91) до пол(92) рова и дале (93)не обртше(94) иного никогоже(95), но токмо един гроб нерушим ничимже(96), но лп(97) зло(98) показашеся(99), и благовоние(100) от него л. 472 ucxoждaaшe(XIV.1) 316 . Чюяше(2) (3)се(4) же, не смяше(5) дале дръзнути(6) копанию, но възвстиша(7) игумену, он же скоре(8) прииде(9), (10)повел(11) в била(12) ударити, и снидошяся(13) вся (14)братиа(15) и людие мнози и окрестной(я)(16) народ(17), и начашя(18) радоватися духом(19) и веселяшеся(20) велми(21), обртоша(22) съкровише(23) некрадомо и источник неисчерпаем, похваляему(24) бо праведнику веселятся(25) людие. И взяша(26) с(27) братиею(28) гроб святаго с тлом честно и(29) несошя(30) в(31) гробницу(32), идже(33) устроена бысть близ церкви, и сътвориша(34) над ним святое пние с(35) всякым(36) укра л. 472об. шением и с(37) свщами(38), якоже подобает(39) честь(40) въздавати(41) святым. По отпнии(42)же вскрыша(а)(43) раку(44) его(45), и исхождаше(46) от него благовоние(47) велие(48), се же и(49) прах не(50) коснуся риз(51) его, колже(52) паче тлу(53). Видша(54) же святолпныа(55) сдины(56) его сияющи(57), яко солнце, (58)игумен же и братиа(59) хвалу Богу възсылающа(60) и гласом велиим(61) глаголюще(62):«Господи(63) (64)Владыко человколюбче Исус(65) Христе(66) Боже нашь(67), что ти въздамыи(68), якоже ты дарова нам такова свтилника(69)? Не нам токмо(70), но (71)всю (72)вселенную просвщает(73), сияет(74), яко солнце». Начаша же игумен и(75) иноци(76) л. 473 прикасатися святому и нетлнному(77) (78)его тлу(79) и пресвтлеи(80) риз(81), прося от него помощи и заступлениа(82), таже мнози от него исцление(83) получиша приходящим(84) (85)к нему с врою(86). Игумен же не рачяше(87) на длъго(88) время таковаа(89) дла съкрыти(90) – новоявленнаго(91) чюдотворца(92) Макариа(93) (94)чюдеса, но (95)скоре(96) посылает старишаго(97) священника(98) к самодръжцу(99) благоверному князю Георгию(100) Ubahobuчy(б)(XV.1), 317 да скажет(2) ему подробно(3) о преподобном отци(4) Макарии(5). Священник(6) же прииде и повда(7) ему вся(8) от Бога дарованни(9)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Римский сотник, стоявший на страже у креста, исповедует: «Воистину Он был Сын Божий (Праведник)» ( Мф.27:54 ). Предатель Иуда и тот не мог открыто не признать в минуты угрызений совести, что он «согрешил, предав кровь невинную» ( Мф.27:4 ). Свою безгрешность открыто засвидетельствовал и Сам Иисус Христос в Своём вопросе, обращённом к врагам-фарисеям: «Кто из вас обличит Меня в грехе?» ( Ин.9:46 ), и этот вопрос остался без ответа, так как признать безгрешность Спасителя враги не хотели, а отвергать её не имели данных. Среди греховного человечества Иисус Христос представляет единственное исключение Своей неповинностью ни в одном грехе. Призывая людей к богоподобию словом, Спаситель Своим великим примером приглашал их к подражанию Себе; так как то, чему Он учил других, Он исполнял прежде всего Сам. Все обязанности к Богу и ближнему, к исполнению которых Христос призывал людей, прежде всего в совершенстве исполнены были Самим Проповедником. По указанию Евангелия, мы видим Иисуса Христа в самых разнообразных положениях и обстоятельствах жизни человеческой: как сына, брата, друга, гражданина, учителя. Мы находим Его в самом разнообразном обществе и при самой различной обстановке: с грешниками и благочестивыми, бедными и богатыми, больными и здоровыми, детьми и взрослыми, с неучёными рыбаками и учёными книжниками, с друзьями и врагами; в синагоге и храме, дома и в путешествии, в селении и в городе, на весёлой свадьбе и на печальной могиле. Видим Его в ужасной борьбе в Гефсимании, перед первосвященниками, перед грубыми солдатами и возбуждённой толпой и, наконец, в жестоких крестных муках на Голгофе. Во всех этих положениях и обстоятельствах Иисус Христос обнаруживает ту совершенную любовь к Богу и людям и то личное самопожертвование, о спасительности которых для жизни говорил Спаситель людям в Своих проповедях, речах, притчах и беседах. Путь истинной жизни, заповеданный Господом в Его евангельском учении, оказался настолько далёким от прежнего проторённого уже пути греха и зла, что для вступления на путь жизни евангельской оказалось недостаточно только одного познания истинной жизни, а необходимо было совершенно отрешиться от прежнего взгляда на жизнь, сделать новую переоценку ценностей жизни и многое из того, что считалось великим и дорогим в жизни, как, например, силу, власть, знатность, земные блага, привыкнуть считать малым и ничтожным.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

И просто сказать: имеющий ведение во всякой вещи находит содействие к спасению души и прославлению Бога, для чего и создано все от Бога разумов и Господа, как говорит мать пророка Самуила, потому да не хвалится премудрый премудростию своею и проч., но о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати Господа (1Цар.2:3,10), то есть тем, чтобы познавать, во многом разуме, Господа из творений Его, и подражать Ему, по силе, хранением Божественных заповедей Его, чрез которые познает Его, и, подобно Ему, возможет творить суд и правду посреде земли; ибо она говорила это, пророчествуя о распятии и воскресении Господнем. И да сострадает Ему (таковой) приобретением добродетелей, и прославится с Ним бесстрастием и ведением, и хваление будет иметь в себе, что он сподобился быть рабом такого Владыки и подражателем смирения Его, будучи недостоин; и тогда похвала будет от Господа, по слову апостола (Рим.2:29; 1Кор.4:5). Когда это " тогда " ? Когда речет сущим одесную, приидите благословеннии, наследуйте Царство (ср.: Мф.25:34), которого да сподобимся все мы Его благодатию и человеколюбием. Ему слава и держава во веки. Аминь. Примечания 53. Надписание подлинника: " Слово двадцать второе и буква (хи), - как радость рождается от мира. О ней будет сказано немного; потому что есть духовная радость, есть и иная " . 54. ο ο ο εεο. 55. ο ο. Слово 23. О Божественных Писаниях, что в них нет разногласия Пойте разумно, говорит пророк (Пс.46:8), и: испытайте Писания, говорит Господь (Ин.5:39). Кто слушается этого, тот просвещается, а кто ослушивается, тот помрачается. Ибо если кто невнимателен к тому, что он произносит, - не столько получает он плода от Божественных Писаний, хотя, может быть, и часто поет и читает. Упразднитеся, сказано, и разумейте (Пс.45:11), ибо упразднение собирает ум, и если кто-либо захочет быть несколько внимательным, то познает от части, по слову апостола (1Кор.13:12), и особенно тот, кто имеет от части нравственное делание; ибо оно дает уму большую опытность от борьбы со страстьми.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/955/...

" О чаше вольней спасительный страсти Господь помолился, яко же о невольней« (воскресная служба 5-го гл., 8 песнь канона), показав этим два хотения двух естеств, и прося Бога Отца, чтобы человеческая воля Его не поколебалась в покорности воле Божеской (Точное изложение православной веры, книга 3, 24). С небес Ему явился ангел и укреплял ( Лк. 22:43 ) Его человеческую природу, а совершавший подвиг самопожертвования Иисус молился все прилежнее, обливаясь кровавым потом. И за Свое благоговение, за всегдашнюю покорность воле Отчей услышан был Сын Человеческий. Укрепленный и ободренный встал Иисус от молитвы (Точное изложение православной веры, книга 3, 24). Он знал, что не поколеблется более Его человеческая природа, что вскоре снимется с Него бремя человеческих грехов, и что Своим послушанием Богу Отцу Он приведет к Небу заблудшее человеческое естество. Он подошел к ученикам и сказал: «Спите прóчее и почивáйте: сé, приближися чáс, и Сын Чeлobéчeckiй предаéтся в рýки грéшников; востáните, идем: сé, приближися предаяй Мя. Молитеся, да не внидете в напáсть» ( Мф. 26:45–46, 41 ). Выйдя навстречу пришедшим за Ним, Господь добровольно отдал Себя в руки их. А когда Петр, желая защитить Своего Учителя, ударил мечом архиерейского раба и отсек ему ухо, Господь исцелил раба, а Петру напомнил, что Он сам добровольно предает Себя: «Возврати нóж твóй в мéсто егó: вси бо npiéмшuu нóж ножéм погибнут; или мнится ти, яко не могý ныне умолити Отцá Моегó, и предстáвит Ми вящше нéже дванáдесяте легеóна áнгел? кáко ýбо сбýдутся писáния, яко тáко подобáет быти?» ( Мф. 26:52–54 ) И добровольно выпив до дна всю чашу душевных и телесных страданий, Христос прославил Бога на земле – совершил дело по величию не меньшее, чем само сотворение мира. Он восставил падшую природу человека, примирил Божество и человечество, и сделал людей причастниками Божеского естества ( 2Пет. 1:4 ). Совершив дело, которое «дал Ему Отец да сотворит», Христос и по человечеству Своему прославился той славой, которую как Бог имел «Прéжде мíр не бысть» ( Ин. 17:5 ), и сел человечеством Своим одесную Бога Отца, ожидая, доколе враги Его положены будут в подножие ног Его ( Евр. 10:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

45; 14. 9). Одной из важных особенностей концепции В. в Евангелии от Иоанна в сравнении с синоптической традицией является место В. в повествованиях о чудесах. В отличие от синоптиков В. здесь не является условием совершения чуда, но, напротив, чудеса должны приводить к В. тех, кто их видит (Ин 2. 11, 23; 4. 54) или слышит о них (Ин 20. 30-31). Композиционно чудеса связаны с речами Спасителя. Эта связь осуществляется и тематически: часто речь развивается, используя мотивы предшествующего повествования о чуде,- и функционально: в них раскрывается свидетельство, внимание к к-рому должно пробудить чудо. В., т. о., оказывается связанной не столько с чудом, сколько со свидетельством, передаваемым посредством слова (Ин 1. 7; 2. 22; 2. 22; 3. 11, 32-33; 5. 46-47; 6. 63-64). Это свидетельство продолжается в проповеди учеников (Ин 17. 20). Согласная с синоптиками критика требования чудес в обмен на В. (ср.: Ин 4. 48 и Мк 8. 11-13; Мф 12. 38-39), а также обетование блаженства тем, кто поверят без очевидных доказательств (в ответ на уверение Фомы Господь говорит: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» - Ин 20. 29), подчеркивают значимость содержания В., заключенного в проповедях Спасителя, и являются основанием послепасхального свидетельства Церкви, в к-ром чудеса уступают место слову. В. состоит не только в принятии проповеди Спасителя. За слышанием должны следовать хранение слова (φυλττειν - Ин 12. 47; τηρεν - Ин 8. 51; 14. 23; 15. 20; 17. 6), пребывание в слове (μνειν ν τ λγ - Ин 8. 31), что в языке ап. Иоанна оформляется как пребывание в Самом Слове (Ин 15. 4-7; 1 Ин 2. 6, 28; 3. 6, 24), в Боге (1 Ин 4. 13, 15-16), в свете (ν τ φωτ - 1 Ин 2. 10), в любви (ν τ γπ - Ин 15. 9-10; 1 Ин 4. 16). Лит.: Bacon B. W. The Doctrine of Faith in Hebrews, James and Clements//JBL. 1900. Vol. 19. P. 12-21; Kühl E. Die Stellung des Jakobusbriefes zum Alttestamentlichen Gesetz und zur Paulinischen Rechtfertigungslehre. Königsberg, 1905; Глубоковский Н. Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу: В 3 кн.

http://pravenc.ru/text/150359.html

«Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды» Беседа с самарянкой не относится к категории чудес или притч. Можно предположить, что таких бесед было много в жизни Иисуса, Который общался не только с большими толпами, но и с отдельными людьми. Синоптические Евангелия зафиксировали некоторые подобные беседы, например, с богатым юношей ( Мф. 19:16–22 ; Мр. 10:17–22 ; Лк. 18:18–23 ), с Симоном-фарисеем ( Лк. 7:40–47 ). Однако эпизоды, рассказанные синоптиками, происходили, как правило, на глазах у многих людей, тогда как Иоанн сохранил для нас два диалога, происходившие в отсутствии толпы: с Никодимом и с самарянкой. Возникает вопрос: откуда Евангелист узнал о них? Вполне вероятно, что, будучи любимым учеником ( Ин. 13:23 ; Ин. 19:26 ), он присутствовал при обеих. Беседа с самарянкой происходила в то время, когда ученики «отлучились в город купить пищи» ( Ин. 4:8 ). Однако не обязательно должны были отлучиться все ученики: кто-то мог остаться и стать свидетелем и (невольным) слушателем беседы, а потом записать ее по памяти. Никодим и самарянка, по мнению некоторых ученых, представляют собой одну из нескольких «гендерных пар», присутствующих в четвертом Евангелии. Другие подобные пары: Матерь Иисуса и царедворец ( Ин. 2:1–12 ; Ин. 4:46–54 ), слепорожденный и Марфа ( Ин. 9:1 –4 1Ин.11:1–54 ), Мария и Иуда ( Ин. 12:1–8 ), Матерь Иисуса и любимый ученик ( Ин. 19:25–27 ), Мария Магдалина и Фома ( Ин. 20:11–18 ; Ин.24–29 ) 216 . В случае с Никодимом и самарянкой параллелизм усматривается в том, что оба они в ходе диалога с Иисусом задают наивные вопросы, демонстрирующие полное непонимание того, о чем Он говорит. По мере разговора у них происходит постепенное просветление сознания. В итоге оба они становятся последователями Иисуса: самарянка по окончании разговора, а Никодим – в конце Евангелия ( Ин. 19:40 ) 217 . Беседа с самарянкой, как и разговор с Никодимом, происходит на двух разных уровнях: на одном уровне говорит Иисус, на другом вопрошает собеседник. Иисус как бы ведет за собой собеседника, поднимая его все выше и выше и научая за простыми земными явлениями и предметами видеть духовные реальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Христос возражает Марфе словом и делом. Словом – Он ей показывает, что в данном случае речь идет не о грядущем воскресении, а о явлении животворящей силы Сына Божия. Делом – Он воскрешает Лазаря. Возражение словом и возражение делом совпадают: в воскрешении Лазаря совершается явление Христа, как источника жизни и воскресения. Цель чуда – вера учеников ( Ин.11:15 ), а затем и народа, присутствующего при чуде ( Ин.11:42 , ср. Ин.11:45–48 , Ин.12 , Ин.19 ). Словом «народ» переведено по-русски греческое слово χλος – толпа. Это были иудеи, пришедшие из Иерусалима, в большинстве неверующие и враждебные. Но ученики? Разве и они не верили? Однако вера имеет разные степени и разное содержание. И Марфа исповедует свою веру. Она ее доказывает, заключая от общего к частному: все воскреснут, воскреснет и Лазарь. Это умозаключение уже предполагает веру во Христа, как Начало жизни, со всеми проистекающими из нее следствиями. И, тем не менее, у гроба Лазаря, когда она предупреждает Господа о неизбежности наступившего разложения ( Ин.11:39 ), Господь ее призывает к вере ( Ин.11:40 ). Почему? Здесь ударение на силе веры. Кто действительно верует во Иисуса, для того нет разницы между смертью и сном ( Ин.11:11–15 ). К этой всепобеждающей вере призывает Господь. Это – и вера Евангелиста. В укреплении веры нуждается не только неверующая толпа, нуждается Марфа, нуждаются ученики. С другой стороны, в диалоге Господа с Марфою устанавливается содержание веры, как она вытекает из общего контекста Евангелия. Установление содержания и является существенным для понимания места воскрешения Лазаря в плане книги. В четвертом Евангелии есть еще одно чудо, которое являет Христа, как Начало жизни. Это – чудо исцеления сына Капернаумского царедворца ( Ин.4:46–54 ). Оно символически завершает учение Спасителя, изложенное в беседах с Никодимом и с самарянкою. Но только в последующей речи Иисуса Христа к иудеям в Иерусалиме ( Ин.5 ) это учение раскрывается со стороны его догматического основания – единения Отца и Сына – и вытекающих из него следствий – грядущего воскресения мертвых. В такой именно форме оно и предполагается символикою воскрешения Лазаря. Здесь различие символического значения воскрешения Лазаря и исцеления Капернаумскаго отрока.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Сказал Господь Своим ученикам: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем ( Ин. 13, 31 ). Многозначительное «ныне» имеет в виду наступление «часа» славы, так что благодаря Ин. события заключительных дней Страстной седмицы (Великого Четверга, Великой Пятницы, Великой Субботы) и самой Пасхи действительно идут под одним знаком, как единый акт-час. Знамения, вера и неверие Лейтмотив «Книги знамений» – «Час еще на настал». В этот период Иисус проповедует и творит дела (чудеса) – знамения, т.е. знаки Его божественных и мессианских полномочий, поэтому и используется указанное условное название 882 . Знамений семь. Поначалу евангелист даже ведет их порядковый счет: Так положил Иисус начало чудесам [ЕК более точно: знамениям] в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его ( Ин. 2, 11 ). Это второе чудо [ЕК: знамение] сотворил Иисус (4, 54 ). Знамения, совершенные Иисусом: претворение воды в вино на браке в Кане ( Ин. 2, 1–11 ); исцеление сына царедворца (4, 46–54 ); исцеление расслабленного при купальне Вифезда в субботу (5, 1–16 ); насыщение пяти тысяч пятью хлебами (6, 1–14 ); хождение по водам (6, 15–21 ); исцеление слепорожденного (9, 1–12 ); воскрешение четверодневного Лазаря (11, 1–45 ). Семь – конечно, немного по сравнению с обилием чудес, о которых говорится в Синоптических Евангелиях (особенно в Мк.). Но это число символичное: оно выражает идею полноты, завершенности. Иоанн не гонится за количеством, он спокойно использует символический смысл числа семь, которое можно понять как обозначение множества тех дел, что творил Иисус. Это дает евангелисту возможность придирчиво выбрать самые показательные знамения. Наиболее впечатляющим является седьмое, последнее знамение – воскрешение Лазаря. Итог «Книги знамений» евангелист подводит словами: Столько чудес [ЕК: знамений] сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него... ( Ин. 12, 37 ) Как видим, знамения совершаются с тем, чтобы найти отклик в умах и сердцах слушателей, наблюдателей, очевидцев, и, конечно, читателей Евангелия. Таким откликом может быть ни что иное, как вера в Иисуса как Сына, посланного Отцом. Знамения напрямую связываются с верой, ради которой они совершаются. Одни веруют (см. Ин. 2, 11 ; 11, 45 ; 12, 11 ), а другие – не веруют (см. Ин. 12, 37 ). Собственно, в этом состоит цель написания Евангелия, как ее видит и формулирует св. Иоанн Богослов. И именно предполагаемым читательскимвзглядом определяется упомянутый выше тщательный отбор семи знамений. Так он и пишет в конце своего труда:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010