§ III 1) Христос есть истинный бальзам. Бальзамное деревцо низкое, не более двух локтей. Но что было смиреннее Христа на земле? Червь был, как устами Давидовыми Сам о Себе поведает: аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей ( Пс.21:7 ). Был клятва, как поведает Павел: Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва: писано бо есть: проклят всяк висяй на древе ( Гал.3:13 ). Был причтён к числу беззаконников, как пророчествовал о Нём Исаия: и со беззаконными вменися ( Ис.53:12 ). 2) Христос есть бальзамное древо зеленеющее. И что бо была жизнь Христова на земле, аще не ветвь прекрасная и зеленеющая: α). Любовью , как наперстник повелевает: возлюбль своя сущыя в мир, до конца возлюби их ( Ин.13:1 ). β) Благодеяниями, которые Он оказывал человекам насыщая их, исцеляя недужных, хромых восставляя, слепых видящими творя, мертвых воскрешая, бесов изгоняя, как поведает о Нём Пётр пред народом: пройде благодателствуя и исцеляя вся насилованные от диавола, яко Бог бяше с ним ( Деян.10:38 ). 3) Христос есть истинный бальзам, испускающий прекрасное благовоние чрез Евангеле Своё, и чрез моления Свои за нас. О первом, говорит Павел к Коринфянам: Богу же благодарение, всегда победители нас творящему о Христе Иисусе, и воню разума его являющу нами во всяцем месте. Яко Христово благоухание есмы богови в спасаемых и в погибающих ( 2Кор.2:14–15 ). О втором, свидетельствует он же: иже во днех плоти своея моления же и молитвы к могущему спасти его от смерти с воплем крепким и со слезами принес – наречен от Бога первосвященник ( Евр.5:7, 10 ). Бальзамные капли имеют горячесть: молитвы Христовы, или оные семь слов [как то: α) отче, отпусти им: не ведят бо что творят ( Лк.23:34 ). β) Аминь глаголю тебе, днесь со мною будеши в раи ( Лк.23:43 ). γ) Жено, се сын твой – се мати твоя ( Ин.19:26–27 ). δ) Боже мой, Боже мой, вскую мя еси оставил? ( Мф.27:46 ) ε) Жажду ( Ин.19:28 ). ζ) Совершишася ( Ин.19:30 ). μ) Отче, в руце твои предаю дух мой ( Лк.23:46 )] – оные, говорю, семь слов, кои Он произнёс на кресте вися – не были ли горящие капли, которые солнечный жар, то есть правда Отца Небесного из сего духовного древа извлекла? ( Ин.15:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Ибо если ты, Вардисиан, принимаешь ветхий завет, а также и новый: то чем не обличаешь себя в том, что повреждаешь путь истины, и сам себя устраняешь от истинной жизни Господний? Ибо Сам Господь первый, да будет нам залог воскресения и перворожден из мертвых ( Кол.1:18 ), и умер за нас и воскрес, а не мнимо только пострадал, ибо был погребен, и тело Его было носимо. Что это было не мнимо, и не призрачно, свидетельствует о том Иосиф, иже от Аримафеа ( Мк.15:4–3 ), свидетельствуют и жены носящие миро на гроб ( Лк.23:56; 24:1 ), и алое весом литр сто ( Ин.19:39 ). И Ангелы, явившиеся женам, свидетельствуют: воскрес, несть зде: что ищете живаго с мертвыми ( Лк.24:5,6 )? И не сказали: не умирал, но: воскрес Он, пострадавший плотью, но всегда живой духом, и по Божеству Своему непричастный страданию, свыше вечно рождаемый от Отца, а в последние дни благоволивший сделаться человеком от девы Марии, как свидетельствует святой Павел, который говорит: раждаемый от жены, бываемый под законом ( Гал.4:4 ). Ужели ты не слыхал еще изречения, в котором сказано, что подобает тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в безсмертие ( 1Кор.15:53 )? Или не убеждает тебя пророк Исаия, который говорит: и воскреснут мертвии, и востанут, иже во гробех ( Ис.26: 19 )? А также и Сам Спаситель, Который говорит:  и восстанут сии в живот вечный, а те в муку вечную ( Мф.25:46 )? Или не помнишь ты о посмертной беседе Авеля к Богу, о которой сказано, что не душа, но кровь обращается с мольбою и вопиет к Богу ( Быт.4:10 )? А кровь не душа, но в крови душа. Ибо кровь есть тело видимое; а душа, как невидимая, имеет пребывание в крови. И всем изобличается твое, Вардисиан, зловерие, опровергаемое самою истиною. После Вардисиана, не за много лет перед этим, но лет за сто тридцать до нашего времени (больше или меньше) восстал еще другой еретик по имени Ноет, уроженец Азийский, из города Ефеса. Увлекаемый чуждым духом, он захотел сам от себя говорить и учить, чего не говорили пророки и апостолы, и чего изначала не содержала церковь , и не имела в мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

22. И благослови я Бог глаголя, раститеся, и множитеся, и наполните воды, яже в морях, и птицы да умножатся на земли. 23. И бысть вечер, и бысть утро день пятый. 24. И рече Бог: да изведет земля душу живу по роду, четвероногая и гады, и зв ери земли по роду; и бысть тако. 25. И сотвори Бог звери земли по роду, и скоты по роду их, и вся гады земли по роду их, и виде Бог яко добро. 45 26. И рече Бог, сотворим человека 46 по образу нашему и по подобию 47 , и да обладает рыбами морскими и, птицами небесными (и зверми), и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли. 27. И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его 48 ; мужа и жену сотвори их. 49 28. И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю 50 , и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими (и зверми), и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли. 51 29. И рече Бог: се дах вам всякую траву семенную сеющую с емя, еже есть верху земли всея, и всякое древо, еже имать в себе плод семене семеннаго, вам будет в снедь. 52 30. И всем зверем земным, и всем птицам неб есным, и всякому гаду пресмыкающемуся по земли, иже имать в себе душу живота, и всяку траву зеленую в снедь: и бысть тако. 53 31. И виде Бог вся елика сотвори: и се добра зело: и бысть вечер, и бысть утро, день шестый. 54 Глава III «Рече же им (Иисус): видех сатану яко молнию с небесе спадша» ( Лк.10:18 ). «Како спаде с небесе денница восходящая заутра? сокрушися на земли посылаяй ко всем языком. Ты же рекл еси во уме твоем: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе высоце, на горах высоких, яже к северу. Взыду выше облак, буду подобен Вышнему» ( Ис.14:12, 14 ). «Он человекоубийца бе искони, и во истине не стоит: яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет: яко ложь есть и отец лжи» ( Ин.8:44 ). «Воспомянути же вам хощу… яко Господь… аггелы же несоблюдшыя своего начальства, но оставлшыя свое жилище, на суд великаго дне, узами вечными под мраком соблюде» ( Иуд.6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Помолившись в третий раз Отцу Своему о миновании для Него чаши страданий и предавши Себя всецело в волю Отца, Господь, по словам Евангелистов, приходит к ученикам Своим и говорит им: «вы все еще спите и почиваете; вот приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем; вот приблизился предающий Меня» ( Мф.26:45–46 ; Мк.14:41–42 ). Когда предатель с воинами и служителями архиерейскими, с фонарями и светильниками, оружием и кольями, пришел предать Господа в руки беззаконных, то Спаситель наш, – как пишет Его любимый ученик, – «зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я» ( Ин.18:4–5 ), и после того как пришедшие взять Христа, пораженные Его словами и видом, упавши на землю, встали, «опять спросил их (Иисус): кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, – да сбудется слово, реченное Им; из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого» ( Ин.18:7–9 ). А когда беззаконный Иуда дал Господу льстивое лобзание, то Господь, желая в последнюю минуту возбудить в предателе добрые чувства, сказал ему: «Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?» ( Лк.22:48 ). «Друг, для чего ты пришел?» ( Мф.26:49–50 ). Когда по лобзании Иуды, воины взяли Господа, то «Симон же Петр, имея меч, извлек его и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо; имя рабу было Малх» ( Ин.18:10 ). Господь не одобрил этого поступка преданного Ему ученика и возразил ему: «вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» ( Ин.18:11 ). «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?» ( Мф.26:53–54 ). Коснувшись уха Малха, Господь исцелил его ( Лк.22:52 ), дабы этим чудом возбудить в исполнителе приказаний синедриона благодарные чувства к Господу, любящему и врагов Своих, а обратившись ко всем пришедшим за Ним с воинами, кроткий Господь, как говорят евангелисты, первосвященникам и начальникам храма, и старейшинам, собравшимся против Него, сказал: «как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня! Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук; но теперь ваше время и власть тьмы» ( Лк.22:52–53 ; Мф.26:55 ; Мк.14:48–49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Но неверующие и нечестивые не воскреснут этим первым воскресением, не будут блаженствовать за гробом; но будут мучиться страхом суда вечного, и только в день всеобщего воскресения плотью восстанут на осуждение и подвергнутся вечному мучению, которое здесь называется второй смертью: Откр.20:14 . Откр.20:6 . «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет». Объясн. Немного пройдёт времени после разрешения дьявола до осуждения его и наказания в геенне. Так что слова «будут священниками Христу», по изъяснению Андрея, Архиеп. Кесарийск., нужно понимать как повторение прежнего, ибо хотя и видимые ныне на опыте и в течение дел знамения и чудеса святых были будущими в то время, когда открываемо было сие Евангелисту. Поскольку две смерти, то нужно понимать столько и воскресений. Первая смерть есть телесная, посланная в наказание за преслушание человеческое, вторая смерть – вечное мучение: Мф.25:46 . Первое воскресение – оживотворение от мёртвых дел, второе – претворение тела от тления в нетление: срав. 1Кор.15:52–53 . Иов.14:12 . «Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего». Объясн. Эти слова указывают на состояние тела умершего человека до последнего суда и воскресения тела: 1Кор.15:52–53 . Умершие люди находятся в бодрственном и деятельном состоянии: Лк.16:27 ; сравни явление пророков во время преображения Господня: Мф.17:3 ; Ин.17:24 ; Лк.23:43 . В Ветхом завете праведники после смерти нисходили в ад: Быт.27:35 , откуда были выведены Христом: 1Пет.3:19 ; Пс.106:14 . В блаженное состояние верующих и умерших людей веровал апостол Павел, когда говорил: 2Кор.5:1:8 ; Флп.1:23–24 . О воздаянии каждому по делам Откр.20:12:15 . «И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими... И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». Объясн. По изъяснению Андрея, Архиеп. Кесарийского, мертвецами называются все люди, как подлежащие смерти тела, или умерщвлённые преступлениями. Велики же они и малы или по возрасту, или потому, что более или менее делали деяния мертвенности, и наказаны будут соответственно деяниям: 2Кор.5:10 . Или великие суть праведные, а малые и поистине малоценные – грешники, по малоценности души их из-за грехов. Книги же разогнутые означают деяния и совесть каждого. А книга жизни есть та, в которой написаны имена святых: Откр.3:5 ; Лк.10:20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

( Ис.56:7 ; Иер.7:11 ; Лк.19:46 ) С самых древних времен у людей вошло в закон собираться для молитвы в особое место, называемое храмом. Строить храм людей научил Сам Господь Бог . Когда Он вывел из Египта евреев, то дал вождю их Моисею такое повеление: «Скажи сынам Израилевым... и устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» ( Исх.25:2,8–9 ). Евреи исполнили повеление Божие и устроили скинию или походный храм. Когда царство Еврейское утвердилось, Господь заповедал о царе Соломоне: «Он построит дом имени Моему» ( 3Цар.7:13 ). И действительно, Соломон построил великолепный храм в городе Иерусалиме. Впоследствии этот храм был врагами разрушен, а иудеи были отведены в плен. Когда иудеи возвратились «было слово Господне чрез Аггея пророка» к иудеям: «так говорит Господь Саваоф… Взойдите на гору и носите дерева и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь» ( Агг.1:3,7–8 ). Иудеи исполнили повеление Господне и построили второй храм в городе Иерусалиме. Когда пришел на землю Господь наш Иисус Христос, то не только не отменил закона о храме, а еще более подтвердили важное значение его. Так Он Сам посещали храм: «И ходил Иисус в храме; в притворе Соломоновом» пишет евангелист Иоанн ( Ин.10:23 ). Господь ревновал о святости храма и не позволял клясться им, так как храм – дом Божий и в нем невидимо присутствует Сам Господь Бог . " Написано, говорил Христос: дом Мой домом молитвы наречется» ( Мф.21:13 ; Мк.11:17 ; Лк.19:46 ). И еще: «Клянущийся храмом клянется им и Живущими в нем» ( Мф.23:21 ). Мало того, Господь возвестил, что с наступлением Нового Завета храмы будут не только в Иерусалиме, но и везде, где призываются имя Господне. «И наступает время, сказал Он, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете покланяться Отцу» ( Ин.4:21 ). По Вознесении Спасителя на небо святые апостолы также ходили для молитвы в храм. Они,– пишет Евангелист Лука – «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» ( Лк.24:53 ). «Петр и Иоанн,– повествует книга Деяний,– шли вместе в храм в час молитвы девятый» ( Деян.3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

«Святой Дух есть вечное радование, общее Лицам Святой Троицы». Но возглас, раздающийся с Креста – «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ), – означает, что Дух не соединяет больше Сына с Отцом. «Податель жизни» оставляет Сына, уже оставленного Отцом. Дух Святой становится неизреченным страданием, в котором Трое едины. Отец лишает Себя Сына, и Сын как бы в одно мгновение вечности переживает божественную бесконечность одиночества. Святой Дух, взаимная любовь Отца и Сына, приносит Себя в жертву, в некотором смысле как бы усваивает Себе Крест, чтобы стать «непобедимой силой Креста»… Дивная икона Рублева показывает Первосвященника, приносящего жертву, символизируемую чашей на престоле Троицы: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного…» ( Ин.3:16–17 ). Как может человек представить себе неизмеримую Любовь Божию? Согласие Христа на Крест, вызванное Его состраданием, означает принятие Им на Себя греха мира, как Своего собственного… В призыве с Креста «Отче!» ( Лк.23:46 ) достигают предела абсолютная невинность и бездна мрака… В кенозисе умолкает Божественное и вопиет человеческое. Бог берет на Себя ответственность перед Собственным Правосудием, возлагает на Себя бремя неизбежных последствий Своего творческого акта. Любовь принимает на Себя Грех мира, чтобы даровать прощение каждому грешнику… «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» ( Ин.14:30 ). «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою… Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее… Сию заповедь получил Я от Отца Моего» ( Ин.10:17–18 ). На некоторых иконах мы видим «Мужа скорбей», взявшего на Себя все скорби человеческие, Божественного Страдальца, Elkomenos, Который Сам поднимается по лестнице, приставленной к Кресту… «Теперь ваше время и власть тьмы» ( Лк.22:53 ). Христос добровольно подчиняется насилию, тяжким издевательствам и смерти. Бог повелел Аврааму принести в жертву сына, не давая при этом никаких обещаний. Вера Авраама не достигла бы высшей истинности, душераздирающего предела, без полного, безоговорочного приятия божественной воли. В 11–й главе Послания к Евреям ярко описана столь трагическая участь пророков. Здесь целое богословие поражения и разочарования, но в его свете эти неудачи оказываются величайшими достижениями: «Бог предусмотрел о нас нечто лучшее», нежели видимый успех. Ведь жизненный путь пророков прообразует трагический путь Божий в мире и отождествляется с ним. «Агнец, закланный от создания мира» ( Откр.13:8 ), был повешен над «безвидной и пустой» бездною, что может также означать: без всякой гарантии. Оптимистические теодицеи всегда следуют прямолинейной, рационалистической схеме друзей Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

С принесением Голгофской жертвы, утратили свое прообразовательное значение кровавые жертвы, а без них стал более не нужен и ветхозаветный еврейский храм. Вот почему Господь допустил язычникам разрушить Иерусалимский храм. Наконец, молокане утверждают, что необходимость христианских храмов отрицается словами архидиакона Стефана ( Деян. 7:48 ), и ап. Павла ( Деян. 17:24 ) о том, что «Бог не в рукотворенных храмах живет»: что, следовательно, храмы не нужны ни для Бога, ни для людей, которые, по слову Спасителя ( Ин. 4:21 ), могут молиться везде. Что Бог не нуждается в храмах и что Богу можно молиться и под открытым небом, эта истина была известна и ветхозаветным благочестивым евреям: Даниил молился во рве львином, Анания, Азария и Мисаил – в пещи огненной; Соломон, создавший храм, в самый день освящения его говорил торжественно пред всем народом: «Богу ли жить на земле?» ( 3Цар. 8:27 ), и, однако же, он именно, но по велению Божию, построил в Иерусалиме величественный храм! Мы говорили уже, что незадолго до плена вавилонского очень многие евреи, увлекшись идолопоклонством, усвоили языческие понятия о Божестве и утратили чистое учение Божественного Откровения даже о свойствах Божиих. И вот, ап. Павел и архидиакон Стефан, указанием на то, что Бог живет не в рукотворенных храмах, и что Его «не может вместить никакой дом», раскрывали только богооткровенное учение о вездеприсутствии Божьем, но ничуть не возражали против необходимости храмов, как домов молитвы и училища благочестия. Господь наш Иисус Христос часто молился вездесущему Богу под открытым небом, и Он не считал излишним посещать, вместе с тем, и Иерусалимский храм, кторый Он называл «домом Отца Своего» и «домом молитвы» ( Мк. 11:17 ; Лк. 19:46 ; Мф. 21:13 ; Ин. 2:16 ). Христос молился везде; но, когда надлежало установить таинство Евхаристии, то, для совершения ее, Он повелел отыскать благоприличное помещение – «горницу», т. е., лучшую в доме комнату и, притом, «устланную» коврами, большую, готовую ( Мк. 14:15 ). Апостолы, уже по вознесении Иисуса Христа на небо, «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» ( Лк. 24:53 ), «каждый день единодушно пребывали в храме» ( Деян. 2:46 ), а «для преломления хлеба» собирались в «сионской горнице» – этом первом храме христианском.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010