Апостолы собирались в храме для благоговейной молитвы: Лк. 24:52 . Они поклонились Ему, и возвратились в иерусалим с воликою радостию. 53 . И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь. Деян. 21:26 . Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение. Деян. 24:18 . При сем нашли меня, очистившегося в храме, не с народом и не с шумом. Евр. 10:25 . Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай, но будем увещевать друг друга, а тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. Срав. 1Кор. 11:22 . Деян. 22:17 . Высокий пример исполнения такой заповеди «не оставлять собрания» явили нам Христос и Его св. апостолы: Лк. 2:46 . Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их. Ин. 10:23 . И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Деян. 5:42 . И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе. Совместное пребывание в храме во имя Христово послужило для верующих побуждением именоваться «христианами»: Деян. 11:26 . И целый год собирались они в церкви, и учили немалое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами. Образец православного христианского храма взят из св. Писания: 1Пар. 28:11 . И отдал Давид Соломону, сыну своему, чертеж притвора и домов его, и кладовых его, и горниц его, и внутренних покоев его, и дома для ковчега. 12 . И чертеж всего, что было у него на душе, дворов, дома Господа и всех комнат кругом, сокровищниц дома Божия и сокровищниц вещей посвященных. Откр. 11:1 . И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань, и измерь храм Божий и жертвенник, и покланяющихся в нем. 19 . И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса и громы и землетрясение и великий град. Откр. 15:5 . И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Сам Иисус Христос подтвердил высокое достоинство и святость храма и необходимость существования его в новом завете. Пришедши однажды в храм иерусалимский и увидев там торгующих и меняльщиков денег, Он изгнал их всех оттуда и сказал: дома Отца Моего не делайте домом торговли... Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников ( Ин.2:13–16 ; Мк.11:17 ). Клянущийся храмом, говорит Христос Спаситель в другом месте, клянется им и Живущим в нем ( Мф.23:21 ). Своим примером Спаситель учил уважать храм, посещая этот последний в праздники Пасхи, Кущей. Пятидесятницы ( Ин.2:13–14 и далее 7, 10 и другие) и уча в нем народ. Каждый день с вами сидел Я, уча в храме, – говорил Он врагам Своим ( Мф.26:55 ; Лк.19:47, 22:53 ). Апостолы и первые христиане также с благоговением относились к храму и совершали в нем молитву. По свидетельству евангелиста Луки, они пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога ( Лк.24:53 ). Каждый день единодушно пребывали в храме ( Деян.2:46 ; чит. Деян. гл. 3–4). Апостол Павел из дальних путешествий приходил в иерусалимский храм для молитвы и поклонения ( Деян.24:11–12 ); в храме же иерусалимском он удостоился получить и откровение Божие о назначении его для проповеди язычникам ( Деян.22:17–21 ). Кроме храма иерусалимского, во времена апостолов у христиан были и свои храмы, или церкви, в особо для того назначенных домах ( Деян.11:26, 20:7–9 ). Эти церкви апостолы строго отличали от обычных домов, придавали им значение храмов Божиих и строго обличали верующих за неблагоговейное отношение к ним. Слышу, писал апостол Павел коринфянам, что когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения... Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? не похвалю ( 1Кор.11:18:22 ). Жены ваши в церквах да молчат, – пишет тот же апостол, – если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви ( 1Кор.14:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Дав повеление строить храмы, Господь указал и на значение их, как местах особого присутствия Его. Так, когда скиния была устроена, то «покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию» ( Исх. 40:34 ); равным образом, когда был построен храм Соломонов и в него был внесен ковчег завета, то «облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар. 8:10–11 ). После же освящения храма Господь явился Соломону и сказал: «Я услышал молитву твою... Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» ( 3Цар. 9:3 ) Ввиду такого значения храма не только ветхозаветные праведники, но и Сам Христос и Его св. апостолы относились к нему с глубоким почтением и благоговением. Давид, напр., говорил: «одного просил Я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его» ( Пс. 26:4 ); «я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму твоему в страхе Твоем» ( Пс. 5:8 ). Спаситель во время Своей земной жизни часто посещал храм иерусалимский (Мф. 26:55; Лк. 19:47 ), смотрел на него, как на место присутствия Божия, почему говорит: «клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» ( Мф. 23:21 ), и, видя его осквернение торжниками, изгнал последних, сказав: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мк. 11:17 ; ср. Лк. 19:40 ; Мф. 21:18 ; Ин. 2:16 ). Апостолы после воскресения Христова «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога ( Лк. 24:53 ; Деян. 2:46 ); ап. Павел также приходил «в Иерусалим для поклонения» ( Деян. 24:11 ) «и молился в храме» (–22:17). Относясь с уважением к иерусалимскому храму и посещая его, апостолы, а затем и первые христиане собирались для совершения богослужения в особо назначенные и приноровленные для того дома ( Деян. 12:12 и др.), которые назывались церквами ( Деян. 11:26 ) и строго отличались от обыкновенных жилищ, так что, кто позволял в них обыкновенные действия, подвергался обличению ( 1Кор. 11:18,22; 14:34,35 ). Впоследствии христиане стали собираться в катакомбах, где были устроены особые подземные церкви или храмы, сохранившиеся доселе, по образцу которых, между прочим, и начали устраиваться храмы Божии. Эти храмы будут существовать у христиан до конца мира и второго пришествия Христова, так как ап. Павел пишет, что «в храме Божием сядет, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес. 2:4 ), антихрист, который явится пред вторым пришествием Христовым и будет убит Господом Иисусом Христом (–ст. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Но мы говорим это о Солнце, Луне и звездах вовсе не для того, чтобы обесчестить столь великие творения Божии, и не говоря вслед за Анаксагором, что Солнце, Луна и звезды суть «раскаленные глыбы» (μδρον διαπυρον) 46 , но потому что мы чувствуем (αισθανμενοι) неизреченно превосходящую все Божественность Бога (θειοτητος του θεου), а также и Его Единородного Сына, превосходящего все остальное. И мы, убедившись, что и само Солнце, Луна и звезды молятся сущему над всеми Богу чрез Его Единородного [Сына] 47 , считаем, что не следует молиться тем, кто сам молится. Ведь они желают обратить наше внимание скорее на Бога, Которому они сами молятся, чем привлечь его к самим себе, или отвлечь нашу молитвенную способность от Бога и обратить на самих себя. Я позволю себе воспользоваться здесь следующим примером, относящимся к ним 48 . Спаситель и Господь наш, услышав как-то раз [слова]: «Учитель благой!» ( Мк.10:17 ; Лк.18:18 ), сказал, указав говорящему это на Своего Отца: «Что ты называешь Меня благим? никто не благ, кроме как один Бог Отец (ο θεος ο πατηρ) 49 » ( Мк.10:18 ; Лк.18:19 ). Если же это с основанием сказал «возлюбленный Сын Отца» ( Кол.1:13 ), будучи как бы «образом благости» Божией ( Прем.7:26 ) 50 , то почему же с еще большим основанием не сказало бы Солнце поклоняющимся [ему]: «Что ты мне поклоняешься? «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Втор.6:13 ), Которому и я, и все, кто со мной, поклоняемся и служим.» И даже если кто-то не будет столь величественным, [как Солнце], то и он пусть ничуть не меньше молится (ευχεσθω) Слову Божиему, могущему его исцелить, а тем более Отцу Его 51 , Который и праведным, жившим ранее, «послал Слово Его, и исцелил их, и избавил их от погибели их» ( Пс.106:20 ). 12 . Таким образом, [возвращаясь к нашей предыдущей теме, можно сказать, что] Бог по Своей благости не пространственно, но промыслительно нисходит к людям. И Сын Божий 52 не только в какой-то определенный момент времени, но вообще всегда пребывает вместе со Своими учениками, исполняя [Свое обещание]: «И вот, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28.20 ). И если только «ветвь не может приносить плод сама собой, если не будет на лозе» ( Ин.15:4 ), то ясно, что и ученики Слова, духовные ветви (τα νοητ κλματα) истинной виноградной Лозы, т. е. Слова, не могут приносить плоды добродетели, если не будут на истинной виноградной Лозе, т.е. Христе Божием, Который пребывает на земле вместе с нами, находящимися пространственно внизу 53 , и Который повсюду вместе с [так сказать] приросшими к Нему и даже с не знающими Его. Ведь именно это говорит от лица Иоанна Крестителя [ап.] Иоанн, написавший Евангелие: «Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете, идущий за мною» ( Ин.1:26 -­27).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Ученики должны быть готовы к худшему по той причине, что их Учителю предстоит самое худшее. И к злодеям причтен — артикль тТ относится ко всей цитате из Ис 53:12, как бы ставя ее в кавычки. Злодей, беззаконник ( Ґnomoj) — этим словом названы распятые разбойники в Мк 15:28. Ибо то, что о Мне, приходит к концу — эти слова могут обозначать как “пророчества обо Мне в Писании близки к исполнению” или, скорее, “завершается дело Моей жизни”. Вот, здесь два меча — ученики буквально поняли слова Учителя; один из этих мечей будет впоследствии пущен в ход (22:49). Он сказал им: довольно — обычно понимается как резкое завершение беседы (“Довольно слов”) 146 . Предположение Лагранжа о том, что здесь звучит ирония (“Достаточно двух мечей, чтобы нас приняли за злодеев и тем самым на Мне исполнилось пророчество”), невероятно. Гефсимания (22:39–46) Следуя за Марком, Лука, однако, опускает упоминание о пении пасхального псалма, которым завершалась праздничная трапеза (Мк 14:26) и речение о пастыре (Мк 14:27–28). Слова по обыкновению, ср. Лк 21:37, Ин 18:2, объясняют, каким образом Иуда знал, где можно найти Иисуса. На гору Елеонскую — поскольку гора возвышается над городом только на 43 м, образ особого уединенного места для молитвы здесь не присутствует. Лука опускает также арамейское название места — Гефсимания, которое ничего не говорит для его читателей, и признание Иисуса трем ученикам о том, что Его душа скорбит смертельно (Мк 14:34). На вержение камня — ср. Быт 21:16. На месте двух молитв у Марка, одной в прямой и одной в косвенной речи, у Луки мы видим одну молитву в прямой речи, параллельную Мк 14:34. Отче! — вместо арамейского у Марка Лука дает греческий перевод Чашу сию — ср. Ис 51:22 и тесно связанное Мк 10:38; чаша в Писании выступает как образ гнева Божиего (Пс 10:6; 74:9; Ис 51:17; Иер 25:15,17,28; Плач 4:21; Иез 23:31–33; Авв 2:16; семь чаш в Откр 15–16), которую Иисусу предстоит испить за грехи человечества. Не Моя воля, но Твоя да будет — совпадение с Мф 26:42 и отличие от Марка, вероятно, объясняется опорой на устное предание. Иисус не мыслит о том, чтобы уклониться от исполнения воли Отчей, но молит лишь о том, чтобы эта воля направила события по другому пути.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Около полуночи приходит в сад предатель со множеством вооруженного народа, присланного от первосвященников и старейшин. Господь Сам идет к ним на встречу и словами: Аз есмь, коими Он давал им знать о Себе, повергает их на землю и потом смиренно допускает предателя поцеловать и взять Себя на страдания и смерть ( Мф.26:36–56 . Мк.14:32–46 . Лк.22:38–53 ). Так Господь, являвший в продолжение земной Своей жизни Божественное всемогущество и власть над законами естества, словом: Аз есмь повергший на землю предателя с народом, имевший во власти Своей легионы Ангелов, но пришедший принести Себя в жертву за грехи мира, добровольно и смиренно предает Самого Себя в руки грешников! Наконец и предательство на страдания и смерть Иисуса Христа Церковь воспоминает в Великий четверток, в синаксаре коего также положены особенные стихи на предательство: Что требе ножей; что древес людолестцы 380 , На Хотящаго умрети во избавление мира. Сии четыре воспоминания в Великий четверток «Божественнии отцы друг-другоприимательно, от Божественных же Апостол и священных Евангелий предаша нам» 381 . На утрени в Великий четверток Церковь благовествует о тайной вечери Господа с учениками ( Лк.22:1–39 ). На первом часе произносит пророчество Иеремии о его страданиях, и в лице его о страданиях Спасителя (11:18–12:15). На литургии Василия Великого благовествует словами Евангелистов ( Мф.26:2–20 . Ин.13:3,17 . Мф.26:21–39 . Лк.22:43–45 . Мф.26:40–27:2 ) о событиях Великой среды. Великого четверга и частию – Великой пятницы, – а именно о страданиях у первосвященников Анны и Каиафы. Великая пятница В Великий пяток совершились и воспоминаются Церковию святыя, спасительныя и страшныя страдания и смерть Господа Иисуса Христа, нас ради волею Им претерпенныя. Синаксарь в Великую пятницу начинается стихами: Живый еси Боже Ты, и умерщвленный на древе: О, мертвече нагий, и Бога живаго Слове. Заключенная отверзе едемская врата: Вложив разбойник ключ, еже помяни мя. Совершая в Великую пятницу «последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа», Православная Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала Богослужением, – время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть ( Мф.27:1 ) – Богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату – Богослужением первого часа ( Мф.27:2 ); время осуждения Господа на суде у Пилата – совершением третьего часа; время крестных страданий Христа – шестым часом; время смерти – девятым часом; а снятие тела Христова со креста вечернею. Утреня

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Деян.2:46 . «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб». Объясн. Под «домами», в которых совершалось преломление хлеба, очевидно, разумеются особо приспособленные для того дома, как, например, Сионская горница: Мк.14:15 ; Деян.1:13 , или: Деян.20:8 ; иначе апостол не говорил бы так: «Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?»: 1Кор.11:22 . Святость храмов Мф.23:16–22 . «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянётся храмом, то ничего; а если кто поклянётся золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото или храм, освящающий золото». Объясн. Отсюда видно, что Господь Сам приписывает святость (близость к Божеству) храмов, этих домов молитвы для всех народов ( Мк.11:17 ; Деян.15:16–17 ). Храмы должны существовать во все времена Мф.24:2 . «Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено». Объясн. Это пророчество касалось только евреев и исполнилось в 70 году по Рождестве Христове, а храмы православные – как домы молитвы, должны быть для всех народов и во все времена: Мк.11:17 ; Мал.1:11 ; Лк.24:53 ; Деян.11:26 . Ин.20:19 . «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус и стал посреди, и говорит им: мир вам!». Объясн. По воскресении Господь являлся ученикам Своим в разных местах: на пути в селение Эммаус: Лк.24:13–31 , в саду Иосифа Аримафейского: Ин.20:11–17 , при море Тивериадском: Ин.21:1–2 ; но отсюда нельзя делать вывода, что храм не нужен, ибо Сам Господь сказал, что он наречётся домом молитвы для всех народов: Мк.11:17 , а стало быть, и на все времена, до скончания века: 2Фес.2:4 . Апостолы и по воскресении Христа ходили в храм для молитвы: Деян.3:1 . Деян.22:17–18 . «Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришёл я в исступление и увидел Его, и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Восскорбел духом — это выражение, очевидно, означает то же, что в ст. 38 скорбя внутренно. Глагол ™mbrim©sqai [в Синодальном переводе переданный как скорбеть — Реф.] предполагает гнев, суровое требование или упрёк. В НЗ он встречается ещё в Мк 1:43 и Мф 9:30; и в первом, и во втором случае Иисус строго требует от исцеляемого не рассказывать о совершённом чуде. Возможно, это слово в Ин появляется по той же причине: Иисус видит, что скорбь сестёр и присутствие многих свидетелей как бы вынуждают Его совершить чудо (ср. Его ответ в 2:4 на такую же неявную просьбу). Такое чудо будет невозможно скрыть, и оно станет непосредственным поводом для решения врагов Иисуса наконец расправиться с Ним (ст. 49–53). Ср. 4:48; 6:26. Возмутился — глагол у Иоанна означает смятение и скорбь о предстоящих страданиях (душа Моя теперь возмутилась 12:27; Иисус возмутился духом 13:21; да не смущается сердце ваше 14:1,27). Где вы положили его? — глагол ‘класть’ в значении ‘по­гребать’ см. ещё в 19:41–42; 20:2,13,15; Мф 27:60; Мк 6:29; 15:46–47; 16:6; Лк 23:53,55; Откр 11:9; то же в классических текстах, где при нём не требуется упоминания могилы, ср. ™m¦ son tiq»menai ‘не хорони (букв. клади) мои кости вдали от твоих’ (призрак Патрокла обращается к Ахиллу, Илиада 23:83). Пойди и посмотри — те же слова, что и в 1:46. Иисус прослезился — dakrЪein ‘проливать слёзы’ отличается от обычного kla…ein ‘плакать’, применённого к Марии и иудеям; аорист может означать сильную степень проявления (‘разразился слезами’). Смотри, как Он любил его — как это часто бывает в четвёртом Евангелии, слова значат больше того смысла, который вкладывает в них говорящий, см. 15:9. Не мог ли Сей, отверзший очи слепому — достоверность исцеления слепого не ставится под сомнение. Сделать, чтобы и этот не умер — иудеи говорят то же, что Мария и Марфа, но в их словах слышится сомнение. Опять скорбя внутренно — слово ™mbrimumenoj, как и в ст. 33, означает гнев — на несовершенную веру, требующую публичного, наглядно убедительного чуда.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

в) Более того, Христос проявил силу над самым большим врагом – смертью . Он воскресил из мертвых, по крайней мере, трех людей: дочь Иаира в Капернауме ( Мф.9:18–26 ), сына вдовы в Наине ( Лк.7:11–15 ), и Своего друга, Лазаря, в Вифании (Ин. гл. 11). Дочь только что умерла, сын уже лежал на одре, а Лазарь пролежал уже четыре дня в гробу. г) Христос также имел силу над природой. Он мог успокоить бурю, заставить дерево высохнуть, сделать сотни литров вина, заставить рыбу заплыть в сети, идти по воде и умножить количество пищи. Природа, разум, тело – ничто из этого не могло противиться Его силе. В истории было не мало утверждаемых чудотворцев, но ни один из них не приблизился ко Христу способностью полного контроля над всеми аспектами творения. 86 5) Чудеса Христа последовательны. Я имею в виду то, что качество описываемой нами силы Христа не менялось на протяжении трех лет Его служения и в пределах достаточно широкого региона. Иисус совершал чудеса в различные времена и в различных местах. Дать им какое-то естественное объяснение – невозможно. Где бы только Он ни был, и в какое бы время Он ни совершал чудо, оно всегда происходило, благодаря одной и той же силе. Он совершал чудеса в Галилее, Самарии, Иудее, Капернауме, Иерусалиме, Иерихоне, Кане и Наине. Он совершал их летом, зимой, весной, осенью, утром, вечером и ночью. Он иногда совершал их в нееврейских регионах ( Мк.7:24–30 ) и ради язычников ( Ин.4:46–53 ), Поэтому никто не мог сказать, что только Его соотечественники веровали в Него. 6) Христос совершал чудеса из альтруизма. Его чудеса, в большинстве своем, были вспомогательны, благотворительны, восстановительны, целительны и лечебны. Он редко использовал чудеса в Своих интересах. Нигде в Евангелиях мы не видим, что Иисус был склонен использовать Свою громадную силу для того, чтобы уничтожить врагов или наказать нарушителей Божьей воли. Когда Петр пытался остановить арест Христа в Гефсиманском саду, отсекши ухо Малху (слуге первосвященника), то Иисус упрекнул его, сказав: «Возврати меч твой в его место... или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?» ( Мф.26:52–53 ). Когда Иаков и Иоанн хотели уничтожить деревню огнем, Иисус укорил их ( Лк.9:54 ). Когда сатана искушал Иисуса, то Спаситель отказался от его предложения превратить камни в хлеб, чтобы утолить Свой голод ( Мф.4:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010