Однако, Господь предуказал, что сколь ни возвышенно, любомудро, спасительно познание Креста Христова, столь же и опасно, а для иных даже и гибельно. «Се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо, яко да открыются от многих сердец помышления» ( Лк.2:34 ). Ничто иное, как именно Крест Христов, наше спасание был, есть и будет предметом пререканий и для одних на востание, а для других Камнем преткновения и сокрушения ( Мф.21:44 ). И эта духовная опасность, конечно, не в Кресте Христовом, не в Самой Истине о Нем, ибо она дана для уразумения Ее, а в самих людях, «да откроются от многих сердец помышления», подходят ли они к сей величайшей Тайне с разумом Христовым, и в нем (Божественное Откровение) во смирении ума и готовности сердца постигать беспредельные сокровища ее или только со своим естественным человеческим умом, измышляя «свою истину», для которой, если не отвергают совсем разума Христова, ищут искусственных оправданий, подпорок, которыми, как опершись на тонкую тростниковую трость, всегда ранят, а иногда и убивают себя. Проповедь Апостольская о Распятом Христе, как Источнике спасения, была для иудеев соблазном, для язычников безумием, а для «самых званных иудеев и эллинов» Божию силою и Божией Премудростью ( 1Кор.1:23–24 ). Существовавшие ереси, особенно долго волновавшие Церковь христологически все они, как антихристовы деяния ( 1Ин.4:1–3 ) в последних своих выводах устремлялись ко Кресту Христову, чтобы ниспровергнуть спасение, т. е. Христианство , ибо Арианский, Несторианский, Монофизитский, монофелитский Христос не мог спасти «всего мя человека». Все они разбились о Крест Христов и об Него разбили многих. Сам же Он торжествует, осеянный раскрытием в свою меру «широты и долготы, глубины и высоты» Его. Но если в древние времена были, так сказать, прикровенные, только в своих следствиях нападения на Крест, то в наше время мы уже видим прямые попытки изъять Крест Христов из Христианства, лишить его спасительного значения. Еще в мирное время в Русской богословской литература от времени до времени появлялись ученые труды с усмотрением Искупления не в Смерти Христа, но в Его Воплощении различными вариациями. Авторы их, минуя Крест, от Воплощения переходили к Воскресению с обожением в нем к вечной жизни, как бы не замечая того, что, изымая из Искупления Смерть Христову, они открывают непроходимую пропасть между Воплощением, цель Которого – в смерти ( Ин.12:23–33 ) и Воскресением, которое, как открытие в Нем вечной жизни, Само воссияло из гроба.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Он исповедует в Иисусе Христа Сына Бога живаго ( Мф.16:16 ), ублажается за сие, получает наименование Петра с обетованием на сем исповедании, как твердом камени, положить основание Церкви – и вскоре затем пререкает слову того же Господа о предстоящих страданиях и слышит за то строгое обличение: иди за мною сатано; соблазн ми еси, яко не мыслиши, яже суть Божия, но человеческая ( Мф.16:23 ). В порыве пламенной веры в неограниченное всемогущество Иисуса просит позволения идти к Нему по воде – и слышит вслед за тем: маловере, почто усумнелся еси ( Мф.14:22–31 ). На Тайной Вечери свидетельствует о себе: Господи, с тобою готов есмь и в темницу и на смерть ити ( Лук. 22:23 ), и действительно, в саду гефсиманском один, с ничтожным оружием, решается защищать своего Учителя против многочисленной толпы вооруженной ( Мар.14:43–47 ) – и вскоре, при обличении рабыни дверницы, трижды с клятвою отрекается от своего Господа не вем человека сего ( Мар.14:71 ), а потом горько оплакивает свое отречение ( Мф. 26:75 ). Но воскресший Господь утешил его особым ему явлением ( Лук.24:34 ) и потом троекратным вопросом: любиши ли мя ( Ин.21:5–17 ) уврачевал его отпадение. По вознесении Господа Ап. Петр в Сионской горнице изъяснил надобность на место Иуды избрать другого свидетеля истины, а в день пятидесятницы проповедью обратил ко Христу три тысячи и таким образом положил основание Церкви Божией из иудеев. Спустя несколько времени по исцелении хромого, приобрел еще пять тысяч верующих, но сам заключен был в темницу. На утро, быв приведен в синедрион, Петр с твердостью засвидетельствовал, что исцеление хромого сотворено о имени Иисуса распятого и что нет другого имени под небесем данного в человецех, о нем же подобает спастися нам ( Деян.4:12 ). Анания и Сапфира, по слову Петра, падают мертвыми и сила благодати проявляется в нем в такой степени, что одной тени мимоходящего апостола достаточно для исцеления больных ( Деян.5:15 ). Быв заключен вместе со всеми апостолами в темницу и освобожден из оной Ангелом, апостол вторично засвидетельствовал перед членами синедриона, что Иисуса, которого они умертвили, повесив на древе, Бог возвысил десницей Своей в Начальника и Спасителя ( Деян.5:30–31 ) и с радостью принял бесчестие за имя Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

—435— ревнуя о славе Бога, презирают земную жизнь и всякие мучения 21, 18–19. Священие: различные образы его 10, 34–37. 21, –17, 18–19. 95 сл., – святится то, что приносится Богу, – «святит» Себя Христос, то есть «посвящает и приносит» Себя как Жертву непорочную б, 51. 39, –7, 30. 185. Священники христианские: облеченным божественным священнослужением и тем, кому вверен дом Христа, подобает прежде от плодов вкусить, чего образом служит распорядитель пира в Кане 2, 11, – образом священнодействующих в церквах, то есть учителей в них и служителей божественных жертвенников, служат Аарон и его сыновья 5, 35. 386, – не должны уклонятся от изъяснения божественных предметов в виду трудности и опасности этого дела гл. 1, стр. 2. Священнодействие: – священнодействовать – ερουργσαι (об апостолах) – слово веры 15, 12–13, – проповедь евангелия обитателям всей земли 15, 14–15. Священство, – священнослужители: не должно удостаивать священства новообращенных и преждевременно, до надлежащего срока, крещенных 2, 24, – осуждаются те, кои увлекают инородца и еще пришельца, вводя его во святое святых скинии (храма), позволяя закалать Агнца не омытыми еще руками и еще не оглашенного увенчивая священническим достоинством 4, 26. 296–297, – священнослужителей посвящение совершает Христос Сам чрез Себя при божественных жертвенниках, чрез подаяние Духа являя их общниками Своей собственной природы и преобразуя некоторым образом человеческую природу в сверхчеловеческую силу и славу 20, 22–23. 260. Седекия 10, 11. Седмица: праздник седмиц см. пятидесятница. Седьмой день указует на время пришествия Спасителя 6, 32–33. 483. «Сей» Ин.1:7 выразительно указует на доблесть Предтечи 1, 7, – в 1, 34 – евангелист с особенною выразительностью указует на единственность Сына Божия, как Сына в собственном ипостасном смысле, из сущности Отца 1, 34, – в 6, 52 иудеи этим словом выражали презрение ко Христу и свою надменность 6, 52–53. Семидесяти перевод св. Кирилл сравнивает с еврейским подлинником ( Ис.6:9–10 ) –12, 38–40.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Людмила 1 февраля 2017, 21:41 Многих сил, здоровья, крепости, милости Божией на многая и благая лета! Анатолий 7 мая 2016, 15:35 Многая лета! Андрей 11 февраля 2016, 12:36 Благодарю ! За статью !!! Ксения 7 февраля 2016, 23:43 Дорогому нашему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу многая лета и дай Бог, чтобы наша Единая Апостольская церковь, Русская ПРавославная Церковь сохранила свою чистоту во Христе, очень беспокоит встреча нашего любимого Патриарха с еретиком папой римским 12 февраля на Кубе.... Галина Игловская 7 февраля 2016, 20:24 Восхищаюсь словом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси- обдуманным,точным,емким, огненным. Такое впечатление, что в сердце Свят. Патриарха Кирилла написано Евангелие, и огнем живущего в нем Духа Святого Патриарх воздействует на души и сердца людей, пробуждая в них и укрепляя веру в Бога, возогревая утраченную любовь (зачастую она у нас чрезмерно обширно подается в речах, но, увы, почти отсутствует на деле). Причем это слово не просто книжное, аморфное, оторванное от действительности, но всегда наполненное внутренней силой и непоколебимой убежденностью в Истине, сверкающей хрустальной чистотой в роднике Православия. Слово Святейшего исполнено чувством победы над мировым злом- победы во Христе Иисусе;оно всегда конкретно-ситуативное, неразрывно связанное как с современными реалиями жизни, с социумом, так и будущностью. Я глубоко уверена, что при всей каноничности и незыблемости догматов Церкви тайна Божьего домостроительства остается тайной- в связи с изменяющимися условиями жизни,с глубинными процессами исторического бытия. И открывается она Христом, который творит " все новое " (Отк. 21:5), только Его посланным, Его ставленникам, по Божьему изволению. И здесь важна не сама буква закона,за которую сегодня многие ратуют, а Дух Христов.И как важно донести потомкам и пронести сквозь сумятицу времени и умов эту Истину- бережно и в страхе Божием- не растеряв ее по дороге, не смешав с многочисленными человеческими вожделенными стремлениями и наклонностями, не содержащими в себе этого Духа. " Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.Пребудьте во Мне, и Я в вас.Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками " (Ин. 14:27; 15:4,8). Да прославлено будет имя Христово- высокое и святое!

http://pravoslavie.ru/87973.html

18. Русские писатели-богословы. Выпуск 1. Библиографический указатель. Историки Церкви. М.: Пашков дом, 2 2001.460 с. 19. Русские писатели-богословы. Выпуск 2. Исследователи и толкователи Священного Писания . Библиографический указатель. М., 1999. 462 с. 20. Русские писатели-богословы. Исследователи богослужения и церковного искусства. Биобиблиографический указатель. М.: Пашков дом, 2004.480 с. 21. Старокадомский М.А. Список трудов профессоров МДА: Ф. Голубинского , В. Кудрявцева, А. Введенского и о. Павла Флоренского. Б. м., 1969. 43 с. (Машинопись). 22. Указатель к «Творениям святых отцов» и к «Прибавлениям духовного содержания» за двадцать лет (1843–1862). М.: Тип. В. Готье, 1863. 24 с. 23. Указатель статей, помещенных в «Прибавлениях» к «Творениям святых отцов» за 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1886 годы. М.: Тип. М.Г. Волчанинова, 1887. 36 с. 24. Указатель к журналу «Богословский вестник»: первое десятилетие, 1892–1901 гг./Сост. К.М. Попов. Издание Московской духовной академии. СП, СТСЛ: Собств. тип., 1903. 80 с. 25. Указатель к журналу «Богословский вестник»: второе десятилетие, 1902–1911 гг./Сост. К.М. Попов; Издание Московской духовной академии. СП, СТСЛ: Собств. тип., 1912. Оттиск из: БВ 1912. С. 1–32 (6-я пагин.); С. 33–48 (4-я пагин.); С. 49–64 (4-я пагин.); С. 65–82 (4-я пагин.). 26. Указатель к журналу «Богословский Вестник», издаваемый Московской духовной академией 1912–1918 гг. Л., 1951. 34 с. (Машинопись). 27. Философское содержание русских журналов начала XX в.: статьи, заметки и рецензии в литературно-общественных и философских изданиях 1901–1922 гг.: библиогр. указ. в 2 вып./Отв. ред. А.А. Ермичев. СПб.: Изд-во Рус. христиан. гуманит. ин-та, 2001. 480 с. 28. Флоренский П., свящ. Библиография по агиологии/Публ., предисл., примеч. иером. Леонтия (Козлова), С.Ю. Акишина//БВ 5–6. 2005–2006. С. 628–641. II. Библиотека: книжные фонды 2 См. также 58, 64, 197, 203, 346, 362, 429, 510, 548, 701. 29. Библиотека Московской духовной академии. Каталог гг.]. (НИОР РГБ. Ф. 172. Карт. 504. Ед. хр. 32; Карт. 505. Ед. хр. 1). 131, 122 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Глава 5. Какая кротость приличествует монаху Итак, монах, стремящийся к совершенству и желающий законно подвизаться на духовном поприще, должен быть чужд всякого порока гнева и ярости, и пусть слушает, что заповедует ему сосуд избрания: всякое раздражение, говорит, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас (Еф 4, 31). Когда говорит: всякий гнев да будет удален от запрещается только всякий беспорядочный гнев, как причина греха. Ниже в гл. 7 и 8 преподобный Кассиан допускает гнев против своих грехов и недостатков и в Давиде похвалил негодование на Аверсу (2Цар 16, 10). Св. Григорий Великий говорит: иной гнев бывает, который возбуждается от нетерпеливости; иной, который порождает ревность к правде; тот рождается от порока, а другой - от любви к добродетели. Если бы от добродетели не происходило никакого гнева, то Финеес не удовлетворил бы мечом гнева Божия. Поскольку Илий этого гнева не имел, то возбудил против себя высшее мщение. Об этом гневе Псалмопевец говорит: гневаясь, не согрешайте (Пс 4, 5). Это понимают неправильно те, которые хотят, чтобы мы гневались только на себя, а не на погрешающих ближних. Ибо если нам заповедуется, как любить ближних, то, следовательно, и гневаться можно на их грехи так же, как и на наши пороки. Если мы гневаемся на себя за грехи, почему на том же основании не гневаться нам и на ближних, оскорбляющих Бога? Гнев бывает двоякого рода: добрый, согласный с разумом, и беспорядочный, порочный. Похвальный гнев бывает, во-первых, когда мужественно противимся дьяволу и внушениям его. Так, Спаситель с гневом отогнал от Себя искусителя (Мф 4, 10). Во-вторых, когда воспламеняемся на самих себя, т.е. за худые наши страсти, пороки, и приносим достойные плоды покаяния. В-третьих, когда мы по ревности к правде или любви возбуждаемся против ближних, грешащих и оскорбляющих Бога, и исправляем их, а подчиненных наказываем. Такой гнев в Св. Писании называется ревностью по Боге. Такой ревностью отличались Моисей, Финеес, Самуил, Давид, Илия и другие; и сам Спаситель показал то же, когда, с гневом воззрев на иудеев, огорчился их ожесточению и ослеплению сердца их (Мк 3, 5), продавцов выгнал из храма (Мф 21, 12; Ин 2, 15), резко обличал фарисеев и книжников (Мф 23; Лк 11, 40 и далее), строго обличил и апостола Петра: отойди от Меня, сатана! (Мф 16, 23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1779...

Е. Верещагин Эпизод, способный вызвать недоумение. «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» ( Лк.8:19-21 ; см. также Мф.12:46-50 ; Мк.3:32-35 ). Конечно, в ответе Иисуса присутствует метафора, то есть под братьями понимаются просто единомышленники, духовно близкие люди, но пришли к нему и ждали его, несомненно, родственники по плоти. Более того, одного из братьев Иисуса по плоти мы хорошо знаем. О нем сообщает апостол Павел, когда говорит о своем путешествии в Иерусалим, где он повидался с апостолом Петром и с апостолом Иаковом: «Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» ( Гал.1:19 ). Апостол Иаков был первым христианским епископом Иерусалима: он был известен своей праведной жизнью, что, однако, не помешало толпе растерзать его в 62 г н.э. (или в 66м). Сохранилось замечательное Соборное послание апостола Иакова, являющееся одним из самых ранних произведений христианской литературы. Между прочим, в православном месяцеслове в день памяти автора этого послания (23 октября по старому стилю) так и сказано: «Апостола Иакова, брата Господня по плоти». Встречается в Евангелии упоминание и о сестрах Иисуса. Есть такое крылатое выражение: «Несть пророка в отечестве своем». Оно означает: выдающегося человека обычно не ценят там, где он родился и хорошо известен. Подобно многим другим крылатым изречениям, и это восходит к одному евангельскому эпизоду. Вы знаете, что, хотя Иисус родился в Вифлееме, городе на юге Палестины, в области, называемой Иудеей, свое детство он провел в городе Назарете, расположенном в области Галилея на севере Палестины. Так вот, однажды в Галилее, «в отечестве своем», Иисус проповедовал в одной из синагог. «… и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем» ( Мк.6:2-4 ; см. также Мф.13:54-57 ; Лк.4:22-24 ; Ин.4:44 ).

http://azbyka.ru/bratya-gospodni

Еще будучи мирянином, будущий владыка «нарабатывал» материал своих бесед, собирая детей в Вознесенском храме г. Кинешмы и обучая их основам Православия. В просвещении он видел осуществление миссии Церкви по воцерковлению каждого человека в отдельности и общества в целом. Только такое общество, которое будет жить идеалами Евангелия, полагал он, имеет будущее. Его «Беседы» похожи на задушевный, доверительный разговор, который происходит между людьми различного уровня подготовки и социальной ориентированности. Евангелие от Марка святитель Василий рассматривал в качестве учебника, сконцентрированного на духовно-нравственной жизни христианина, который он приблизил для понимания современного человека. " Беседы " в строгом смысле нельзя назвать толкованием – экзегезой. Они выражены в форме проповеди, разъяснения Священного Писания применительно к повседневности – разговора о духовной жизни, наставления на борьбу со страстями. Но в том-то и состоит их ценность: они закладывают фундамент мировоззрения. Таковыми были, например, Евангельские беседы Спасителя. Спаситель обращается к народу посредством притч (Мф. 13: 1-23), повествований, бесед, раскрывающих высокий смысл Божественного учения посредством житейских образов, близких для слушателей. Его беседы с Самарянкой (Ин. 4: 4-43), притча о винограднике (Мф. 21:33-41), о сеятеле (Мк. 4: 1-9), о потерянной монете (Лк.15: 8-10) помогают людям найти и определить верные ориентиры в жизни. Они были донесены до слушателя в доступном изложении. Подобно евангельским беседам Спасителя, святитель Василий, обращаясь к слушателям, разъясняет им азы понимания Закона Божия, несмотря на то, что до 1918 года в школах повсеместно преподавался Закон Божий и существовали церковно-приходские школы, в которых и должно было коваться религиозное мировоззрения человека. В Кинешме до революции находилось даже четырехклассное Духовное училище, в городе – 11 церквей, с амвонов каждой произносились проповеди, наставления. Итог – люди отвернулись от Бога.

http://bogoslov.ru/article/3851631

Сила крестного знамения велика и на прогнание от нас диавола, противника Христова, и всех его наваждений и искушений. Как вода и огонь вместе жить не могут, так нет совмещения Христа с Велиаром. Подними, верующий христианин, руку на знамение Христово – супостат почувствует в нём Христа и далеко отбежит от тебя. Подними ещё руку на крестное знамение, – отбежит от тебя и всякий богопротивный помысел. У тебя есть на сии случаи и готовые краткие церковные молитвы: «Силою Креста Твоего, Господи, от всякого зла сохрани мя», также «Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам, трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его». Как вместилище великой силы Божией, крестное знамение совершило и совершает великие чудеса и исцеления, о чём говорить пространно недостанет времени. О крестных ходах Начало крестных ходов, как прообраза, указано ещё ветхозаветной Церковью: Нав.3:3 . Прообразы их совершали также благочестивые цари: Давид: 3Цар.6:1–3:13, 15 ; 1Пар.13:1–7 :15и Соломон: 3Цар.8:1–5 ; 2Пар.5:2:6 . В Новом Завете установителем крестных ходов был Сам Господь наш Иисус Христос: Ин.19:16–17 ; продолжателем сего божественного установления был Симон Киринейский: Мф.27:32 ; Ср. Мк.15:21 ; Лк.23:26 . На Крестоношение указывал и апостол, когда говорил: И так выйдем к Нему за стан, нося Его поругание ( Евр.13:13 ). Взглянем внимательнее в Священную Библию и там увидим: совершается ли что-нибудь особенно важное для народа Израильского, случай, где нужна молитва всего народа – нужно ли благополучно перейти многоводную реку ( Нав.3:9–17 ) или взять неприступную крепость ( Нав.6:5–19 ), нужно ли попросить помощи в войне ( 1Цар.4:3–4 ), устроено ли новое святилище ( 1Пар.16:1 ): – во всех этих случаях составлялось громадное народное шествие с преднесением «ковчега Бога, Господа, сидящего на херувимах, на котором нарицается имя Его» ( 1Пар.13:1–6 ; Нав.3:13:6:10–11:14 ; 1Цар.4:3 ). Таким образом, подобно тому, как сейчас мы, христиане, часто устраиваем торжественное молитвенное шествие, неся впереди Христово поругание ( Евр.13:12–13 ) – Его святой крест, в древности ветхозаветный Израиль устраивал такие же народные процессии при несении рукотворенного Ковчега Господня и изображений херувимов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ситуация. Если в 1 Ин. речь идет о той же ситуации, что и в четвертом Евангелии, то оно предназначено вселить бодрость, поддержать христиан, изгнанных из синагог, при том что некоторые вернулись в синагогу, отрицая мессианство Христа (2:19,22; 4:2,3). Послание можно рассматривать и в таком ключе. Но Иоанн был озабочен обстановкой, сложившейся в городах, а не проблемами, к которым он обращается в своем Евангелии. Христиане были изгнаны из синагог и преданы своими иудейскими общинами в Смирне ( Отк. 2:9,10 ) и Филадельфии ( Отк. 3:7–9 ), они поддавались искушению пойти на компромисс с ересью, в том числе с идолопоклонством, к которому склоняли их лжепророки ( Отк. 2:14,15,20–23 ; ср.: 1Ин. 4:1; 5:21 ). Особой формой идолопоклонства был культ императора, которому народ на Востоке должен был выказывать свою преданность, в противном случае это было чревато серьезными последствиями (ср.: Отк. 13:14,15 ) – вплоть до смерти ( 1Ин. 3:16 ). Первое послание Иоанна может быть адресовано общине, например, в Эфесе, где церковь исключила из своих рядов лжеучителей, но нуждалась во взаимной любви собратьев ( Отк. 2:2–4 ). С одной стороны, главной темой могут быть просто лжепророки ( 1Ин. 4:1–6 ), которые призывали к компромиссу с культом императора во имя спасения собственной жизни. С другой стороны, речь может идти о ересях, которые развивались в среде сторонников набиравшего полную силу гностицизма. Приверженцы докетизма считали, что природа Христа была божественной и что создавалась лишь видимость того, что Он стал человеком (ср.: 4:2); последователи Керинфа верили, что Христос – Дух и просто сошел на Иисуса, но отрицали, что Иисус и был единственным Христом (ср.: 2:22). Гностики также давали разные определения греха, отсюда некоторые из них верили, что они не способны совершать реальные грехи, хотя их тела и могли быть вовлечены в дела, которые христианами, не разделяющими гностических воззрений, рассматривались как греховные. Все из перечисленных основополагающих истин имеют отношение к данному посланию. Но одна из них бесспорна: первыми нарушителями спокойствия были, несомненно, «сепаратисты», отступники, входившие ранее в состав христианской общины, к которой обращается Иоанн, но изгнанные из нее. Иоанн призывает испытывать духов на основании двух принципов: нравственного (соблюдение заповедей, особенно отношения между христианами) и вероучительного (правильное представление об Иисусе).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010