" Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамения не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка " . В Ин. 6, 30 иудеи спрашивают Христа: " Какое дашь знамение, чтобы мы уверовали? " Чудеса, как сверхъестественный образ промышления о мире, могут находиться в единстве с естественными силами природы, например, переход евреев через Чермное море, казни египетские, чудесный улов рыбы и т. д. 2.8. Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла Естественное богопознание кроме того, что может убедить в существовании Бога, может также привести к убеждению, что существует Божественное промышление о мире. Однако, участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла может быть познано исключительно из Божественного Откровения. О промыслительном действии Бога Отца: " Отец Мой доныне делает " (Ин. 5, 17). Промышляет Бог и о мире нравственном: " Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную " (Ин. 3, 16); " И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудете вами вовек " (Ин. 14, 16). О Сыне говорится прежде всего, как о зиждительной силе мироздания — Кол. 1, 17 и Евр. 1, 3. Промысл Сына о мире нравственном выражен в совершенном Им Искуплении. Господь есть Глава Церкви (Еф. 1, 22 и Еф. 2, 20, Кол. 2, 19). Сын Божий внимает молитвам и исполняет просимое: " И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне " (Ин. 14, 13). В конце времен Сын предаст Царство Богу и Отцу, и тогда Бог будет " всяческая во всех " (1 Кор. 15, 24-28). Дух Святой глаголал через пророков и апостолов, об этом говорится в Никео-Цареградском Символе веры. Дух Святой воздействует на душу человека (Деян. гл. 2). Дух Святой содеевает наше спасение во Христе и устрояет Церковь Христову. О действиях Духа Святого говорится в Ин. 14, 1. Он действует в таинствах, поэтому о Духе Святом часто говорится, как о творце новой твари, не в том смысле, что Он создает из ничего нечто новое, а дарует новую жизнь, обновляет творение:

http://sedmitza.ru/lib/text/431691/

Характерное для Евангелия от Иоанна выражение «Сын Человеческий» использовано в тех местах, где речь идет о предвечном существовании Иисуса Христа. Христос говорит Никодиму: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин 3. 13); при этом ясно, что под Сыном Человеческим Он имеет в виду Себя. отвечая на недоумение учеников, Христос говорит: «...это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого, восходящего [туда], где был прежде?» (Ин 6. 61-62). Хотя «восхождение» (τν υν το νθρπου ναβανοντα) здесь можно понять как указание на Распятие (ср.: Ин 3. 14; 8. 28; 12. 23, 34; 13. 31-32), однако в конце фразы, «где был прежде», Он скорее также говорит о предвечном существовании, а само представление о «восхождении» обнаруживает близость с образом из Дан 7. 13, где Сын Человеческий дошел до Ветхого днями ( Yarbro Collins. 1993. P. 100). В Ин 5. 22 Христос говорит иудеям о Сыне Человеческом как об эсхатологическом Судии: «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну». Немного далее (Ин 5. 27) Он раскрывает сущность власти Сына, отождествляя при этом (подобно Мк 14. 61-62) Себя как Сына Божия из предыдущей фразы с Сыном Человеческим: «И [Отец] дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий»; здесь сочетание выражений ξουσαν δωκεν ατ (дал Ему власть) и υς νθρπου (Сын Человеческий) почти буквально совпадает с Дан 7. 13-14 в переводе LXX (в переводе Феодотиона вместо ξουσα стоит ρχ). Та же роль Судии выражена и в др. контекстах: Ин 8. 15-16, 26; 9. 39. В кн. Откровение Иоанна Богослова содержится неск. аллюзий на Дан 7. 13. Видение Откр 1. 7 - «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь» - является аллюзией одновременно на Дан 7. 13 и Зах 12. 10-14. Этот текст отличается от Дан 7. 13 тем, что выражение «Сын Человеческий» здесь отсутствует. Вербальное сходство с Мф 24. 30 наводит на мысль о том, что такое объединение 2 пророческих текстов могло быть известно обоим авторам.

http://pravenc.ru/text/171183.html

Только с Рождеством Христовым произошло наше всыновление Богу, и только Христос научил человечество называть Бога Отцом Небесным, и не только научил, а дал почувствовать в Боге Отца, готового все дать нам, и самое невозможное по законам природы. Только с этого времени человек почувствовал себя освободившимся из-под гнета этого мира, самых стихий его, стал жить " не по стихиям мира сего " (Кол. 2, 8). Но Спаситель, приявший нашу плоть, ставит Себя в еще более близкие, интимные отношения к человеку, говоря Своим ученикам, что Он возлюбил их (и в лице их всех людей) так, как возлюбил Его Отец (Ин. 15, 9), называет их друзьями (Ин. 15, 14), заповедует им любить друг друга, как Он возлюбил их (Ин. 15, 12). Снизшедший на землю Господь наш Иисус Христос вступил в благодатное сродство с нами и " не стыдится братиями нарицати " нас (Евр. 2, 11). Но чтобы быть достойными этого высокого общения и союза, чтобы не отвергнуть от себя снисшедшего с небес Господа, нам необходимо удаляться от тьмы греха и приближаться к свету веры, благочестия и добрых дел. Все, что сделано Господом нашим Иисусом Христом для человечества, обязывает каждого христианина и христианку. Христиане, призванные теперь иметь общение с Богом (1 Ин. 1, 1-10; 2, 1-5), должны понять, на какую высоту они подняты Христом, Который обожил нашу плоть, вознесшись с нею на небо и воссев одесную Бога Отца, и должны поэтому вести себя так, чтобы быть достойными высокого звания " сына " и " дщери " Бога Отца и " друга " Христа. " Кто говорит: " я познал Его " , но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего мы узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал " (1 Ин. 2, 4-6). Апостол и евангелист Иоанн Богослов, обращая внимание на то, какую любовь Бог дал нам, чтобы нам называться детьми Божиими, прибавляет: " Возлюбленные, Мы теперь дети Божий, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть " (1 Ин. 3, 2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/442/...

Ответ. Это были исключительные явления Бога, для исключительных целей и только некоторым избранным ветхозаветным праведникам, которые были введены в таинственное непосредственное общение с Богом, при котором они и удостоились зреть лице Бога; народ же Израильский был лишен такого общения с Богом и зрения лица Божия. Народу было сказано: «твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня. Глас слов Его вы слышали; но образа не видели, а только глас» ( Втор.4, 15, 12 ). Вопрос. На каком основании в Новом Завете изображается Первое Лице Св. Троицы – Бог Отец? Ответ. Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, явил Лице Бога Отца, чем и открыл возможность изображать Его. «Иисус Христос есть образ Бога невидимаго» ( Кол.1:15 ); Он же есть «сияние славы и образ Ипостаси Его» ( Евр.1:3 ). «Филипп сказал Ему: Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал: «столько времени Я с вами, а ты не знаешь меня, Филипп? видевший Меня, видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца» ( Ин.14:8–9 ). Вопрос. На каком основании Бог Отец изображается в образе старца на престоле? Ответ. «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и возсел Ветхий деньми; одеяние Его было бело, как снег, и волосы главы Его, как чистая волна; престол Его, как пламя огня, колеса его – пылающий огонь» ( Дан.7:9 ). Вопрос. На каком основании Дух Святый изображается в виде голубя? Ответ. «И Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь» ( Лк.3:22 ). Вопрос. Почему в Ветхом завете не было изображения святых угодников Божиих? Ответ. До времени искупления все люди были под грехом и клятвою; посему ветхозаветные угодники не были тогда прославлены на небе, ибо не достигли обетований совершенства, а только издали видели оныя и радовались ( Евр.11:40, 13 ). Вопрос. На каком основании в Новом Завете делаются изображения святых угодников Божиих? Ответ. В Новом Завете Иисус Христос обещал Своим Апостолам прославить их ( Ин.17:22 ) и иметь их в общении на небе ( Ин.14:2–3 ), как Своих друзей ( Ин.15:14–15 ); Иоанн Богослов, действительно, видел на небе святых угодников предстоящими престолу Божию прославленными ( Откр.7:9 ). Если Бог прославил святых угодников на небе, то и мы должны прославлять их на земле; прославление же друзей Божиих должно выражаться, между прочим, и в изображении ликов их, подобно тому, как Бог научил прославлять ангелов почитанием изображений их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

29-30; ср.: Мф. 18. 8-9; Мк 9. 43-47) - Господь говорит об отсечении греха ( L é gasse. 1991. Col. 209). Действительная причина соблазна кроется в самом человеке: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство,- все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк 7. 21-23; ср.: Мф 15. 19). Эта мысль получила свое выражение в Послании ап. Иакова: «...каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак 1. 14). Именно похоть (πιθυμα) как греховное желание служит основанием падения человека, она, «зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак 1. 15; ср.: Рим 7. 5-13). В этом же смысле о похоти говорит ап. Павел: укоренившийся в природе человека грех начинает производить нечистые желания, которые влекут к совершению все новых грехов и тем самым еще более усиливают силу похоти. Т. о. человек становится заложником греха: «...уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим 7. 17). Лишь по пришествии Христа верующие в Него научились отлагать «прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом...» (Еф 4. 21-23). Растление похотью господствует не только в сердцах плотских людей, глухих к откровению о Боге (Рим 1. 21-24),- тот мир, к-рый Бог возлюбил настолько, что отдал за него Своего Единородного Сына (Ин 3. 16), отрекаясь от Творца, наполняется злом (1 Ин 5. 19; Ин 7. 7; др.). Христианин призван Богом, оставаясь среди мира, не жить по его похотям («Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская...» - 1 Ин 2. 16), но сохранять себя в праведности и благочестии (Тит 2. 12). Христиане изымаются Богом из власти мира, хотя и остаются в нем (ср.: Ин 17. 15), поэтому мир ненавидит их так же, как ненавидит Христа. «...Мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира» - говорит Господь (Ин 17. 14). Окружающая действительность искушает христианина не только прямым соблазном на грех.

http://pravenc.ru/text/674970.html

А сделаться это могло, единственно, под условием того, чтобы Бог явился людям под прикрытием человеческого естества, чтобы быть доступным и понятным человеку. Не переставая быть Безграничным. Он должен был так сказать, Себя ограничить, чтобы приблизиться к ограниченному. Так и сделал. „Слово плоть бысть». Божественное стало человеческим, и человеческое Божественным. Пропасти нет между Богом и человеком. Он видит Бога в себе, и себя в Боге. Он видит Иисуса Христа, Который есть, действительный Бог. Слово, обитавшее прежде в мире, и не узнанное миром ( Ин. 1:4–5, 9–10 ), теперь было узнано, когда явилось Человеком. Божественное открылось человекам в человеческом и по человечески, в явившемся Христе, действительном Боге. Во Христе открылось такое полное разумение Бога, какое только доступно человеку. Человек удостоился видеть Божество, хотя и отчасти, во Христе. „Сияние Славы Отчей», познать и понять Бога. „Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины. И мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» ( Ин. 1:14 ). Непонятный и недоступный прежде, Бог единственно, доступен стал во Христе Он – единственное откровение Бога, вместимое человеком. Бога никто не может знать вне и без Христа: „Никто не приходит к Отцу без Меня» ( Ин. 14:6 ). „Бога никто не видел никогда. Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1:18 ). „Я открыл имя Твое человекам», – говорил Христос, в молитве к Отцу ( Ин. 17:6 ), и ученикам на Тайной Вечере. „Я сказал вам все, что слышал от Отца Моего» ( Ин. 15:15 ). Ап. Павел указывает превосходство Новозаветного откровения перед Ветхозаветным в том, что оно дано через Сына Божьего. „Сияние Славы Отчей и Образ ипостаси Его» ( Евр. 1:3 ), и потому полнее и совершеннее Ветхозаветного Откровения, насколько выше давши его тех, чрез кого было сообщено Ветхозаветное Откровение (а Он выше ангелов, ст. 4–14, гл. 1). Хотя по учению того же Апостола во Христе, Бог открылся людям не так, как Он есть в Себе, но во Христе дано было видеть человеку только Образ Божий ( Флп. 2:6 ; Кол. 1:15 ), и потому существо Божье и после продолжает оставаться „во Свете неприступном», однако, Образ, есть нечто большее, более осязательное, чем одно отвлеченное понятие, или чем те представления, которые мог составить себе человек по тем или иным источникам.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

Таков смысл и таково значение слов Иисуса Христа об «обличении мира Духом Святым о грехе, о правде и о суде»: по содержанию того другого, т. е. смысла и значения, и должны быть рассматриваемы следующие слова Иисуса Христа о Себе по отношению к каждой уже отдельной личности из сынов человеческих: «Я есмь Путь, Истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» ( Ин.14:6 ); по тому же содержанию и значению Лица Иисуса Христа для каждого из сынов человеческих и следующие слова сказаны Ап. Петром: «начальникам, старейшинам, первосвященникам и книжникам народа Израильского, по исцелении именем Иисуса Христа хромого от рождения: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ). А отсюда следует конечный вывод тот, что только личное воссоединение с Христом каждого из сынов человеческих чрез веру в Него, и что только, на основе сей личной каждого человека веры во Христа, чрез духовно-нравственное личное разделение Христа в Его Церкви, явленной Христом и сущей во Христе с даром и правом благодатного «освящения» верующих в «истину Христову», создают собой и даруют то, в конечной причине и в последнем основании, правомощие, в силу которого человек Христов есть благодатный «сын Божий» ( Ин.1:12–13 ), причастник «наследия Христова вечного» ( Евр.9:15 ; Еф.1:13–14 ; Кол.1:12–14 ), – и открывают и являют собой то жизненно-действенное личное, каждого верного истинного «сына Царства Божия» на земле, – силомощие, по которому «человек Христов» суд добра над злом и в себе самом и пред вечным абсолютным правосудием Бога имеет вземлемым во Христе, так как он «освящен в истину Христову» ( Ин.17:17–20 ), и ему лично «вменен Христос» (Сн. Ин.14:23; 6:56–57 ). Поэтому «человек Христов», в своем благодатном о Христе правомощии и в своем жизненно-действенном благодатном силомощии, есть «человек» духовно-нравственно «новый», ( 2Кор.5:17 ), «рожденный свыше – от Духа Божия» ( Ин.3:3–5 ), благодатно «созданный по Богу в праведности и святости истины» Божией ( Еф. 4:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

184. Достаточно ли чтить Господа Иисуса Христа так, как чтят выдающихся людей? Чтить Иисуса так, как мы чтим выдающихся людей, недостаточно, а нужно: 1) веровать в Господа Иисуса Христа как Единородного Сына Божия и истинного Бога; 2) уповать на Него; 3) любить Его; 4) поклоняться и молиться Ему; 5) исповедовать Его. 185. Требует Господь Иисус Христос, чтобы мы веровали в Него, как в Бога? Господь Иисус Христос требует, чтобы мы веровали в Него как в Бога, ибо Он сказал: 1) что жизнь вечную будет иметь только тот, кто верует в Него как в Единородного Сына Божия (Ин.3:15—18); 2) «Веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Ин.14:1); 3) «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин.5:23). 186. Какой же веры требует от нас Господь Иисус Христос? Господь Иисус Христос требует, чтобы мы веровали в Него так, как веруем в Бога, а не так, как веруем в людей. 187. Какого почитания требует от нас Господь Иисус Христос? Господь Иисус Христос требует от нас такого же почитания, какое мы оказываем Отцу Небесному, следовательно, почитания Божеского. 188. Требует Господь Иисус Христос, чтобы мы уповали на Него? Господь Иисус Христос требует, чтобы мы уповали на Него, ибо Он сказал: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16:33). 189. Требует ли Господь Иисус Христос, чтобы мы любили Его? Господь Иисус Христос требует, чтобы мы любили Его больше, чем кого-либо на свете, даже больше, чем родного отца или мать свою (Мф.10:37). 190. Есть ли в Священном Писании свидетельство о том, что ученики Господа Иисуса Христа поклонялись Ему как своему Господу и Богу? О том, что Господу Иисусу Христу поклонялись ученики Его как Господу Богу, Священное Писание часто свидетельствует, например: 1) когда буря на море утихла по слову Господа Иисуса Христа, ученики поклонились Ему и сказали: «Истинно Ты Сын Божий» (Мф.14:33); 2) когда Он исцелил человека, слепого от рождения, прозревший воскликнул: «Верую, Господи!» и поклонился Ему (Ин.9:35—38); 3) когда Иисус после Воскресения Своего явился апостолам, святой апостол Фома сказал Ему: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

   За Страшным Судом для человечества наступит бесконечная блаженная жизнь будущего века, а для отпадших от Бога тою же свободою — вечная мучительная смерть. Содержание вечной жизни состоит в бесконечном развитии благодатной самоотверженной любви, а содержание вечной смерти — в развитии самозамкнутого от Бога самолюбия. Оба эти положения рассмотрим ближайшим образом.    О вечной жизни в любви Библия и Церковь согласно учат так. (I) Ее начало с помощью благодати Божией полагается человеком еще на земле. (II) За гробом она лишь полнее и беспрепятственнее раскроется в тождественном своем содержании. Раздел I    Библейское учение о начале вечной любвеобильной жизни на земле высказывается, например, в таких изречениях.     «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (ср. Ин.17:3). «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин.3:36). «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5:24). «Вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин.5:40). «Вода, которую Я дам, сделается в пиющем источником воды, текущей в жизнь вечную» (ср. Ин.4:14). «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин.6:54). «Мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев... Всякий ненавидящий брата... не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Ин.3:14—15). «Наша жизнь на небесах уже есть» (ср. Флп.3:20). «Благодать воцарилась через праведность к жизни вечной» (Рим.5:21).    Содержание вечной жизни на земле в любви отметил Сам Спаситель. На вопрос книжника: «что делать мне, чтобы наследовать жизнь вечную? — Он ответил: возлюби Господа... и ближнего» (ср. Лк.10:25, 27). «Хорошо и приятно жить братьям вместе, ибо в этом Господь обещал вечную жизнь», — повторяет за Спасителем и Церковь в одном богослужебном песнопении.    Продумывая изложенные выше библейские воззрения на сущность вечной жизни в нашем временном бытии, находим, что признаками ее раскрытия во всякой человеческой личности служат: изглаждение здесь всякого своекорыстия, своеволия и вообще самолюбия, посвящение себя богоугождению и чрез то непрерывное умножение в себе благодатных Божиих напечатлений, воспламеняющих истинную любовь. Исполненное любви благодатное единение с Богом и ближними составляет самую основу вечной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Верующий в Сына имеет жизнь вечную, свидетельствует Апостол Иоанн ( Ин. 3:36 ). Речь идет, конечно не о теоретической вере. Речь идет о жизни по вере, о жизни с Господом: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое,  и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим ( Ин. 14:23 ). А в чем суть этих слов Христовых, которые мы призываемся исполнять? В любви к ближнему, в любви ко всем, любви даже к врагам, по образу Самого Бога, Который, возлюбив мир, для его Спасения отдал на смерть Своего Сына. Изображая состояние человека, по-настоящему верующего во Христа, а значит, исполняющего Его заповеди, Ап. Иоанн говорит: Мы знаем, что перешли от смерти в жизнь, потому, что любим братьев. Не любящий брата пребывает в смерти ( 1 Ин. 3:11 ). Из этих слов понятно, в чем заключается истинная жизнь, а в чем смерть. Жизнь любовь, не любящий… пребывает в смерти ( 1 Ин. 3:14 ). Или, об этом же, в ином месте: никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей ( 1 Ин. 3:15 ). Жизнь вечная не начинается после нашего воскресения, она начинается уже сейчас, она вливается в нас, подобно животворной энергии, и даже… как будто сама обусловливает Воскресение: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную и я воскрешу его в последний день ( Ин. 6:54 ). Не сначала воскресение, а потом вечная жизнь. Но сначала вечная жизнь, Жизнь Христова, воспринятая верующим и разгорающаяся в нем, подобно заре, а потом воскресение. Святые отцы постоянно подчеркивают, что обрести жизнь вечную не значит перейти из одной области бытия в другую (переселиться с земли в Царство Небесное), а значит приобрести известное душевное расположение, расположение ЖИЗНИ. Можно выстроить очень простую цепочку умозаключений: Бог любит человека и хочет его к Себе приобщить. Это-то приобщение к Богу, жизнь подле Бога есть высочайшая награда и счастье. Святой человек не потому живет праведной жизнью, что ожидает загробного воздаяния, а потому, что он находит великое наслаждение и смысл жизни в соработничестве Богу, в исполнении Правды и Истины.

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010