«Пришел час прославиться Сыну Человеческому» Евангелист не уточняет, увидели ли Еллины Иисуса или нет. Вместо этого он приводит слова Иисуса о том, что «пришел час прославиться Сыну Человеческому». Это слова сказаны в ответ на просьбу Филиппа и Андрея, но произносятся, как будет понятно из дальнейшего повествования, в присутствии народа. Иисусу на протяжении всего времени Его служения на земле было присуще острое сознание того, что Он пришел в этот мир, чтобы умереть. Он знал, что это произойдет, и знал, когда это произойдет. Ранее Он неоднократно говорил: «Еще не пришел час Мой» ( Ин. 2:4 ); «Мое время еще не настало» ( Ин. 7:6 ); «Мое время еще не исполнилось» ( Ин. 7:8 ). Сейчас же Он понимает, что Его час пришел, и прямо говорит об этом ученикам в присутствии народа. Глагол «прославиться» указывает на воскресение, которое последует за смертью Иисуса на кресте, и на Его возвращение туда, откуда Он пришел ( Ин. 8:14 ), в ту славу, которую Он имел у Отца «прежде бытия мира» ( Ин. 17:5 ). Но одновременно, как мы увидим далее, под славой понимаются страдания Иисуса и его смерть, предсказанные пророком Исаией ( Ин. 12:41 ). Говоря о своей смерти, Иисус сравнивает ее с пшеничным зерном, которое не принесет плода, если, «пав в землю, не умрет». Это сравнение заимствовано из того образного ряда, который характерен для притч Иисуса, приведенных в синоптических Евангелиях. Наиболее близкий к нему образ – горчичного зерна, «которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» ( Мф. 13:31–32 ). Еще один похожий образ – семени, которое человек бросает в землю, «и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» ( Мр. 4:26–28 ). В данном случае акцент делается не на потенциале, заложенном в семени, и не на силе земли, способной произращать величественные деревья из малых семян, а на том, что для возникновения новой жизни необходима смерть. То новое бытие, которое Иисус принес на землю и которое должно быть реализовано в создаваемой Им Церкви, получает начало благодаря Его смерти на кресте. Смерть Сына Человеческого – вот та цена, которую Бог должен заплатить за то, чтобы люди получили возможность «приносить много плода». Иисус и раньше говорил об этом, например, когда предсказывал Свое вознесение на крест в беседе с Никодимом ( Ин. 3:14 ), но теперь пришло время сказать об этом во всеуслышание. Смерть Сына Божия необходима, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:15 ). 4. «Когда Я вознесен буду от земли...»

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес? Памятуя множество приведенных примеров, когда евангелист Иоанн склонен слышать в чьих-либо словах иной смысл, нежели тот, что вкладывали произносящие, можно сказать, что в данном случае он касается той тайны, которая стала одной из самых важных христианских вероучительных истин. Здесь имеется в виду то же самое, о чем евангелист Матфей пишет в рассказе о Рождестве Христовом – а именно, что Иосиф как раз не является отцом Иисуса (см. § 43. 5). Рождение Иисуса – «от Духа Святого» (по Мф.) или «с небес» (по Ин.). Разница в том, что благочестивое Мф. нигде не позволяет себе никаких рискованных двусмыслиц, тогда как в Ин. в словах неверующих иудеев мы узнаем много раз звучавший в антихристианской критике столь напрашивающийся с точки зрения грубой человеческой логики и цинично-уничижительный укол в адрес одного из самых таинственных, высоких и хрупких церковных догматов о Приснодевстве Богородицы. Примечательны и другие эпизоды ( Ин. 7, 3–6. 52; 8, 22; 11, 37 и др.). Оценить их предлагается самостоятельно, так как ирония в Ин. может быть отдельной темой для исследования 850 . 30. Сквозные богословские темы Ин. Термин «богословие», если понимать под ним Слово о Боге, в наибольшей степени применим к Ин., поэтому его автор и назван Иоанном Богословом. Видно, что он впитал все самое важное и ценное, что составляет библейское (ветхозаветное) учение о Боге: и как о Творце, Который сотворил мир Своим Словом и через Слово же общается с миром, и как об Искупителе, Который избрал народ для спасения, поселишись среди него и преподав Ему Свое Слово как Слово жизни. Христология Богословие св. Иоанна Богослова (не побоимся тавтологии) – это прежде всего христология, Слово о Боге, Который открылся во Христе, в Сыне Божием: ... и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( Ин. 1:14 ). Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Ин. 1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Скачать epub pdf Глава VIII Ин.8:1 .  Иисус же пошел на гору Елеонскую. Иисус же иде в гору Елеонску, избегая ночного нападения. Ин.8:2 .  А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Заутра же паки прииде в церковь , и вси людие идяху к Нему. И сед учаше их. Людьми называет здесь тех, которые говорили: «Сей есть воистину пророк» ( Ин.6:14 ), и тех, которые говорили: «Сей есть Христос»; а иудеи, негодуя на это, смотри, как лукавят. Ин.8:3–4 .  Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; Приведоша же книжницы и фарисее к Нему жену в прелюбодеянии яту, и поставивше ю посреде, глаголаше Ему: Учителю, сия жена ята есть ныне в прелюбодеянии; " Ныне» ( π´ ατοφρ – на месте преступления) значит – явно, открыто, так что не может ничего возразить. Ин.8:5–6 .  ...а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. ...в законе же нам Моисей повеле таковыя камением побивати: ты же что глаголеши? Сие же реша искушающе Его, да Быша имели что глаголати Нань. Зная, что Иисус Христос милосерд и сострадателен, они думали, что Он пощадит жену, и таким образом они будут иметь обвинение против Него в том, что Он противозаконно щадит ту, которая по закону должна быть побита камнями. Ин.8:6 .  Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Иисус же долу преклонься, перстом писаше на земли, не слагая [им]. Так обыкновенно часто делают те, которые не желают отвечать спрашивающим о чем-либо неуместном и неприличном. Зная лукавство их, Иисус Христос продолжал писать на земле и показывал вид, что Он не обращает внимания на то, что они говорили. Ин.8:7 .  Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. Якоже прилежаху вопрошающе Его, восклонься рече к ним: иже есть без греха в вас, прежде (первый) верзи камень на ню.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

потому что Бог производит в вас и хотение и действие» (Флп. 2:12–13). Ср.: «Душа Господа хотела свободно; но хотела свободно того, что должна была хотеть по изволению воли Его Божества» (Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры», 3:13). Благодать: Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5:20). «Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак» (Рим. 6:10–15). «Всякий, пребывающий в Нем (Христе) не согрешает» (1 Ин. 3:6). Всякий рожденный от Бога, не делает греха — и он не может грешить» — (1 Ин. 3,:9). «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:3). Свободна и зависит от доброй воли человека (Ин. 3:16–18). Дар Божий и не находится в воле человеческой, но в воле привлекающего ко Христу Отца (Ин. 6:44). Пришествие Христово: Для суда над миром: Не для суда над миром: «На суд пришел Я в мир» (Ин. 9:39). «Я пришел не судить мир» (Ин. 12:47). Антиномия единосущия и триипостасности Божества С отцом Павлом некоторые не соглашались (Е. Н. Трубецкой, например ): в чём тут противоречие? Ведь этот догмат раскрывается понятиями сущности и ипостаси, достаточно их просто объяснить. Но объяснить их не просто. Поиск корней этих богословских терминов приводит к их логической тождественности, что также очевидно и для поверхностного, формально-логического взгляда. Тезис: Бог по числу один (исключается политеизм). Антитезис: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух суть три. Христианин принимает на веру этот догмат Троицы во Еднице (3=1). Но как быть христианину, когда об этом его спрашивает, например, мусульманин: вы говорите Господь Иисус Христос Сын Божий, но ведь Бог один, он на Небе?! Нужно ли христианину приглашать в алтарную часть Богословия того, кто ещё не переступил церковного порога? Не лучше ли будет плотнее закрыть завесу Царских врат, ответив, что Бог один и Он же есть Святая Троица — в это верят; большее же — «почтить молчанием» . Для тех же, кто знаком с понятиями οσα и πστασις, очевидно, что это не простой эквивалент таким парам, как «целое — частное» или «общее — особенное». Отец Павел Флоренский утверждает: «Если терминологически, формально слово πστασις стало принципиально отличным от οσα, то содержательно, по своему логическому значению πστασις остаётся решительно тем же, что и οσα» . Следовательно, троичный догмат воспринимается разумом как антиномия.

http://bogoslov.ru/article/6172940

В Ин.5:31 Иисус говорит о Себе, как о человеке и как считали Его иудеи, как о лице, отделенном от Своего Отца и посланном от Него, как это вытекает из связи речи. Но здесь ( Ин.8:14 ) Он говорит о Себе, как о Божественном Лице, Единосущном с Отцом, свидетельство Которого должно быть истинно, «потому что Я знаю, – говорит Он, – откуда пришел и куда иду, а вы не знаете, откуда Я и куда иду». Раздел 6 Бога не видел никто и никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. Ин.1:18 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца... Ин.14:9 Эти два места скорее подтверждают друг друга, чем, как думают некоторые, противоречат себе. Первое из них ( Ин.1:18 ) говорит о невидимости Божественного Существа, никто и нигде не видел Бога. Он слишком Свят и слишком Славен, чтобы можно было видеть Его человеческими грешными и недостойными очами. Люди скорее могут взирать на ясный свет солнца, чем лицом к лицу рассматривать Того, перед Которым самые даже высшие ангельские чины (Серафимы) закрывают свои лица крыльями ( Ис.6:2 ). Он «обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» ( 1Тим.6:16 ). Этой истине иудеи научаемы были всем устройством их богослужения, особенно же явственно выражало ее Святое Святых, отделявшееся от святилища завесою. Из факта невидимости Бога для нас особенно ясно становится, сколь великое значение имеет для людей откровение Бога во Христе Иисусе и через Христа Иисуса. Он есть Единородный Сын, сущий в лоне Отца, составляющий одно с Ним и от Него пришедший с тем, чтобы возвестить нам Самого Бога, Его Существо, Его совет и волю. Вместе с тем, из вышеприведенных слов мы познаем Иисуса в Его Божестве, познаем Его как Истинного Бога, взявшего только на Себя человечество, через которое мы, как через покрывало, можем видеть существо Бога, чего иначе мы никак не могли бы сделать. Со словами, содержащимися в Ин.1:18 , совершенно согласны слова Самого Иисуса Христа у Ин.14:9 , где Он говорит: «Филипп! кто видит Меня, тот видит и Отца Моего».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Ин.5:33 .  Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине. Ин.5:34 .  Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись. Ин.5:35 .  Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его. Хотя Христос мог бы сослаться и на свидетельство, на то, что о Нем Иоанн Креститель высказался как «об истине» (т.е. сказал, что Христос есть истинный Мессия) перед посланными от Синедриона ( Ин.1:19–23 ), тем не менее Он этого не делает, потому что Иоанн как человек не мог дать решающего свидетельства о Христе. Если Христос и упоминает о свидетельстве Крестителя, то только в интересах Своих слушателей, чтобы дать им возможность воспользоваться всякими средствами к достижению спасения, которое Христос, очевидно, не считает для них невозможным. «Он был светильник». Это образное описание лица и деятельности Иоанна Крестителя напоминает собой то, что сказано в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова об Илии пророке ( Сир.48:1 ). Может быть, также Христос этим напоминал слушателям и пророчество Малахии о том, что перед пришествием Мессии должен выступить как Его предтеча пророк Илия ( Мал.4:5–6 ). Христос хочет сказать, что Иоанн Креститель имел такую же ревность о славе Божией, как и Илия. Выражение «был» ( ν) указывает на то, что общественная деятельность Крестителя уже окончилась в то время, когда Христос говорил эту речь. «Вы хотели малое время порадоваться...». Вместо того чтобы воспользоваться проповедью Иоанна для собственного обращения на истинный путь, иудеи только услаждались сознанием того, что среди них после долгого промежутка времени снова появился великий пророк, перед которым трепетали и цари. Да, для иудеев этот светильник, теперь уже потухший, светил напрасно! Ин.5:36 .  Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня. Ин.5:37 .  И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010