Ин.2:17 .  При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. Никто из торговцев и менял не изъявил протеста против действий Христа. Одни из них могли увидеть в Нем зилота – из тех зилотов, которые по смерти своего вождя, Иуды Галилеянина, оставались верными его девизу: мечом восстанавливать Царство Божие ( Деян.5:37 ; Иосиф Флавий. «Иудейская война», II 8, 1). Другие же, вероятно, осознали, что до сих пор поступали неправильно, вторгаясь в храм со своими товарами и устраивая здесь нечто вроде базара. Что же касается до учеников Христовых, то они усмотрели в поступке Христа, в Его ревности о доме Божием исполнение пророческих слов Псалмопевца, который, говоря, что его снедает ревность о доме Божием, этим самым предсказал то, с какой ревностью о славе Божией будет проходить Свое служение Мессия. Но так как в цитируемом у евангелиста 68-м псалме речь идет о тех страданиях, какие терпит Псалмопевец за свою преданность Иегове ( Пс.68:10 ), то ученики Христовы, вспоминая приводимое место из псалма, конечно, должны были вместе с тем подумать и о той опасности, на какую шел их Учитель, выступая так смело против тех злоупотреблений, которым, очевидно покровительствовали священники. Эти священники, замечает Эдершейм, были, конечно, не простыми священниками, приходившими в известное время для служения в храм, а постоянными должностными лицами из священников, жившими в Иерусалиме вождями священства и особенно из первосвященнической фамилии, которые должны были постоянно пользоваться выгодами. От этой торговли торговцы должны были платить известный процент со своей прибыли должностным лицам в храме, и из Талмуда видно, что рынок при храме принадлежал сыновьям первосвященника Анны. Ин.2:18 .  На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? «Иудеи», т.е. начальствующие лица в иудейском народе (ср. Ин.1:19 ), священники высшего ранга (так называемые «саганы») тотчас же стали требовать от Христа, Которого они, вероятно, приняли за зилота (ср. Мф.12:4 ), чтобы Он в доказательство Своего права выступать в качестве обличителя непорядков, царивших в храме, дал какое-нибудь знамение. Они, конечно, не могли отрицать того, что их начальственное положение только временное, что должен появиться «верный пророк», до пришествия которого правление в иудейском народе взял на себя Симон Маккавей и его потомки ( 1Мак.14:41, 4:46, 9:27 ). Но, конечно, этот «верный пророк» должен был чем-нибудь доказать свое божественное посланничество. В таком именно смысле они и предлагают вопрос Христу. Пусть Христос совершит чудо! Схватить же Его они не смели, потому что народ также возмущался той профанацией храма, которую из корысти допустили священники.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Слово «псалмы» относится, в первую очередь, к произведениям, входящим в ветхозаветную Псалтырь (Лк 20:42, Лк 24:44, Деян 1:20, Деян 13:33), но оно может относиться также и к новым богослужебным композициям (1 Кор 14:26, где греческое слово «псалмос» использовано, скорее всего, в значении «гимн»). Прилагательное «духовный» (греч.: «пневматикос»), служит определением к существительному «песня» (которое само по себе может иметь совершенно светское значение) и указывает, что данное произведение преподано Святым Духом или направлено Им (1 Кор 2:6, 1 Кор 15:44—45).    Искупительный подвиг Христа повлек за собой появление множества хвалебных гимнов, созданных Его народом, образцом для которых часто служили песни, входящие в Ветхий Завет (напр., Лк 1:46—53,67—79, Лк 2:14,29—32). У самого Павла был определенный опыт поклонения Богу посредством музыки (Деян 16:25), и уже давно замечено, что в его посланиях содержатся отрывки, по форме напоминающие церковные гимны (Еф 5:14, Флп 2:6—11, Кол 1:15—20, 1 Тим 3:16). Раннехристианские песни хвалы лежат, как представляется, и в основе таких фрагментов Писания, как Ин 1:1—14, Евр 1:3, 1 Пет 1:18—21, 1 Пет 2:21—25, 1 Пет 3:18—22 а «новые песни» книги Откровение сами являются эскизом раннехристианских богослужений (Откр 4:8—11, Откр 5:9—13, Откр 7:10—12, Откр 11:15—18, Откр 12:10—12, Откр 15:3—4, Откр 19:1—8, Откр 21:3—4). Угождение Богу     Хорошо известна истина, что целью жизни каждого христианина должно быть прославление Бога. В этом, собственно, и состоит призвание верующего. Все, что мы говорим и делаем, все наше послушание Божьим заповедям, все наши отношения с другими людьми, все наши дары, таланты и возможности, данные нам Богом, вся наша стойкость, проявляемая в неблагоприятных ситуациях и атмосфере людской враждебности, все это должно служить нам средством почтить и прославить Бога за Его премудрость и благость (1 Кор 10:31 ср. Мф 5:16, Еф 3:10, Кол 3:17).    Равно важна и та истина, что каждый христианин призван угождать Богу. Как Иисус жил не для того, чтобы угождать Себе, так же должны жить и мы (Ин 8:29, Рим 15:1—3). Угождение Богу должно быть нашей целью. Достижению этой цели служит сочетание веры (Евр 11:5—6), хвалы (Пс 68:31—32), благотворительности (Флп 4:18, Евр 13:16), послушания установленным Богом авторитетам (Кол 3:20) и целеустремленности в христианском служении (2 Тим 2:4). Бог делает нас способными к жизни в соответствии с Писанием, и Он доволен, когда мы этим служим Ему Такова природа Бога по Своей произвольно являемой благодати дать людям то, что Он от них требует, и наслаждаться результатом (Евр 13:21 ср. Флп 2:12—13).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Слово " испытать " в Священных Писаниях употребляется и относительно Бога и относительно людей, но сказанное о Боге означает точность ведения, а сказанное о людях - то, что искомое ими обретается с трудом и изысканием. Посему, где слово это употреблено и о Боге, и о человеке, там оно одноименно, а не тождественно. Например, изречение: испытайте Писаний (Ин.5:39) одноименно, а не тождественно сказанному о Боге: испытаяй сердца, весть, что есть воля Духа (Рим.8:27). А изречение: испытаяй сердца тождественно со сказанным: Дух вся испытует, и глубины Божия (1Кор.2:10), потому что об Отце и о Святом Духе дает оно разуметь самое точное Их ведение. Итак, думаю, объяснил я тебе мысль свою. Если же угодно заняться этим и на примере другого слова, то и сие сделаю. Слово: " благой " говорится и о Боге, и о людях, но означает одноименность. Ибо выражение: " благой человек " одноименно изречению: коль благ Бог Израилев (Пс.72:1); но изречение: коль благ Бог Израилев тождественно сказанному: Дух Твой благий наставит мя на землю праву (Пс.142:10). Это потому, что здесь общее не в имени только, но и на деле. И слово " ярость " , когда говорится о Боге и о нас не тождественно, а одноименно, потому что сказанное о Боге означает бесстрастно насылаемое на грешников наказание, а сказанное о нас - страстное движение и смятение помыслов. И в изречении: приложи беззаконие к беззаконию их (Пс.68:28) есть одноименность, ибо смысл сего таков: наложи наказание на грех их. Также в изречении: аще кто храм Божий растлит, растлит сего Бог (1Кор.3:17), есть одноименность, ибо смысл оного следующий: если кто осквернит храм Божий, то будет наказан Богом. 183. Ему же. Благость имеет Бог по естеству, не лишенному воли, но свободному, не принужденно, но произвольно действующему. А мы воспринимаем благость в себя по мере упражнения и преуспеяния, и она в нас не что-либо неотъемлемое, как в естестве Божием, но нечто изменяющееся, как скоро обуяеть нас любовь к лености. 184. Ему же. На сказанное: Пророка вам воздвигнет Господь Бог (Деян.3:22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Кто мудр, чтобы познать это ( Ос.14:10 )? Кто решится убегать от вещей убегающих? Кто прилепится к вечно пребывающему? Кто научится размышлять о настоящем как о преходящем, а об уповаемом как о постоянно присущем? Кто хочет отделять истинно сущее от кажущегося и к первому стремиться, а последнее презирать? Кто желает отличить рисунок 46 от истины, дальнюю хижину от горнего града ( 2Пет.1:13 ; Евр.13:14 ), ночлег от настоянного жилища, тьму от света, глубокое болото ( Пс.68:3 ) от земли святой, плоть от духа, Бога от миродержателя, тень смертную от жизни вечной? Кто желает купить настоящим будущее, тленным богатством нетленное, видимым невидимое? Поистине блажен, кто, различая это и рассекая мечом слова, отделяющим лучшее от худшего, полагает, как сказал в одном месте божественный Давид, восхождения в сердце своем ( Пс.83:6 ), и убегая, сколько сил есть, из этой юдоли плача, вышних ищет ( Кол.3:1 ), и распинаясь миру со Христом, со Христом и воскресает ( Гал.6:14 ; Кол.3:1 ), со Христом и восходит к наследию жизни уже не изменяющейся, не обманчивой, где нет более змия, уязвляющего на пути, жалящего в пяту и поражаемого в голову ( Быт.49:17, 3:15 ). А нас тот же Давид, как некий громогласный проповедник, прекрасно оглашает высокой и всенародной проповедью, в которой называет нас тяжкосердыми и любящими ложь и учит не слишком прилепляться к видимому и не полагать всего земного благополучия единственно в обилии пшеницы и вина ( Пс.4:3–8 ) – этих быстро тлеющих приобретений. И блаженный Амос 47 , может быть, то же самое имел в мыслях и так же против земных и мнимых благ вооружался, когда говорил: Приблизьтесь к горам вечным: встаньте и уходите, ибо страна сия не есть место покоя ( Мих.2:9–10 ). И это, даже в самих выражениях, почти совершенно сходно с повелением Господа и Спасителя нашего. Каким же именно? – Встаньте, пойдем отсюда, – сказал Он ( Ин.14:31 ), не тогдашних только учеников побуждая перейти с известного места на другое, как может подумать кто-нибудь, но и всех учеников Своих, во все времена этим воззванием привлекая от земли к небесам и от земных благ к небесным.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Как мы уже знаем, Давиду дано было от Бога служить прообразом Христа Спасителя, особенно в страданиях и бедствиях своих, в тех испытаниях, преследованиях, глумлениях и поношениях, которые он нес не только несправедливо и безвинно, но и ощутительно – ради Бога и во имя Бога, ради верности своей Ему. И вот, не отступая, не отворачиваясь в такие трудные моменты от Бога, а наоборот, к Нему же направляя сердце свое, как и очи – до того, что истаивали у Давида самые глаза ( Пс. 68:4 ) его, богодухновенный псалмопевец становился тогда, в молитвенном возношении этого сердца своего, способным в высоте духа созерцать и соответствующие, неизмеримо более трудные и острые муки, а с ними и злейшие поношения (см. Пс. 68:5, 9–10, 21 ) Потомка своего – Мессии; причем, как и в XXI-м псалме (к которому данный псалом стоит наиболее близко), говорит здесь, как прообраз от своего (первого) лица. Псалом 68-й – довольно обширный (37 стихов), и отчетливо разделяется в основе на две неравные части: 1-ая – со 2-го по 13-й стих, вторая – с 14-го и до конца. Первая часть представляет собой описание тяжелого положения псалмопевца и отношение к нему окружающих; вторая – молитву его к Богу о помощи и мздовоздаянии неправедно преследующим его, причем, как и свойственно это Давиду, молитва его приобретает к концу более и более светлый характер. 1-я часть, в свою очередь, может быть разделена на два под-отдела, из коих первый (стт. 2–5-й) является общим изображением состояния Давида. Псалмопевец изображает здесь обрушившиеся на него бедствия в виде положения утопающего во глубинах морских, взывающего – к „Богу надежды своей – до того, что лишилась голоса самая гортань его. А между тем ненавидящих его – больше волос головы его, и по требованию их, он должен был яко бы „возвращать им, но – то, чего он вовсе и не присваивал себе. Второй отдел этой части он начинает напоминанием о смиренном исповедании Богу „безумия своего и грехов своих и просит, чтобы не были подвергнуты посрамлению из-за него все верные Богу и ищущие Его. Ибо ведь все же ради Господа терпел он поношение и срамоту – до того, что отшатнулись от него даже самые близкие родные его. „Ибо ревность о доме Твоем снедала меня, и поношения поносящих Тебя пали на меня ( Пс. 68:10 ), типологически говорит он – о том, что во всей силе, в полноте и точности буквальной, исполнилось уже над Спасителем, по признанию и апостолов, вспомнивших, как говорит Иоанн, данное пророчество псалма при изгнании торгующих из храма ( Ин. 2:17 ). Смиряя и исправляя себя, Давид и „покрывал постом душу свою, и одевался во вретище, но все это вело лишь к тому, что над ним еще больше смеялись и был для них он – „в поношение и в притчу. Даже и публично насмехались над ним, как о нем же слагали они застольные песенки свои за выпивкой вина… Что же Давид?! – А он лишь усиленной молитвой к Богу отвечал на весь этот поход против него. И далее (ст. 14–37) во второй половине псалма и излагается эта, можно сказать – исчерпывающая, молитва его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

    «Кто мудр, чтобы познать это» (Ос.14:10)? Кто решится убегать от вещей убегающих? Кто прилепится к вечно пребывающему? Кто научится размышлять о настоящем, как о преходящем, а об уповаемом, как о постоянно присущем? Кто хочет отделять истинно сущее от кажущегося, и к первому стремиться, а последнее презирать? Кто желает отличить список от истины, дальнюю хижину от горнего града (2Пет.1:13; Евр.13:14), ночлег от постоянного жилища, тьму от света, глубокое благо (Пс.68:3) от земли святой, плоть от духа, Бога от миродержателя, тень смертную от жизни вечной? Кто желает купить настоящим будущее, тленным богатством нетленное, видимым невидимое? Поистине, блажен, кто, различая это и рассекая мечом слова, отделяющим лучшее от худшего, полагает, как сказал в одном месте божественный Давид, «восхождения в сердце своем» (Пс.83:6), и убегая, сколько сил есть, из этой юдоли плача, вышних ищет (Кол.3:1), и распинаясь миру со Христом, со Христом и воскресает (Гал.6:14; Кол.3:1), со Христом и восходит к наследию жизни уже не изменяющейся, не обманчивой, где нет более змия, угрызающего на пути, уязвляющего в пяту и уязвляемого в голову (Быт.49:17, 3:15). А нас тот же Давид, как некий громогласный проповедник, прекрасно оглашает высокой и всенародной проповедью, в которой называет нас тяжкосердыми и любящими ложь и учит не слишком прилепляться к видимому, и не полагать всего земного благополучия единственно в обилии пшеницы и вина (Пс.4:3, 8) — этих скороистлевающих стяжаний. И блаженный Амос, может быть, то же самое имел в мыслях, и так же против земных и мнимых благ вооружался, когда говорил: «Приблизьтесь к горам вечным: встаньте и уходите, ибо страна сия не есть место покоя» (Мих.2:9). И это, даже в самих выражениях, почти совершенно сходно с повелением Господа и Спасителя нашего, каким же именно? — «Встаньте, пойдем отсюда» (Ин.4:31), сказал Он, не тогдашних только учеников побуждая перейти с известного места на другое, как может подумать кто-нибудь, но и всех учеников Своих, во все времена, этим воззванием привлекая от земли к небесам, и от земных благ к небесным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

Комментарий 68 Амвросий метафорически уподоблен «доброму рабу» из известной притчи, который умножил свои таланты ( Мф.25:14–30 ; Лк.19:12–27 ). Как раб принял талант от господина своего, так и Амвросий принял от Господа дар слова (1). И дальше прямо изложена вся притча: талант был отнесён к торжникам и умножился (2–3), а затем возвращён (5) «с чистой лихвой» господину (6). В греч. оригинале на месте сообщения умножилъ си употреблён специализированный глагол πολλαπλασιω «резко увеличить (в несколько раз)», употребительный в сферах, в которых на первый план выступают подсчёты. В строке (6) инотемная лексема (окличка Амвросия) является индикатором того, что притча должна быть понята иносказательно. Комментарий 69 Строки (1–2) содержат предикации, общие для всего чина святителей. Далее до конца тропаря (3–6) используется широко известная метафора пастыря (словесных) овец, опять-таки обычно используемая в гимнографии чина святителей. (3) и ви с пастырь (4) словесьныихъ +овьць [...] (5) же палицею си учени (6) на +паству (ες +μονς) игониши врою Уподобление наставника веры (в том числе Бога) пастырю (пастуху) – ветхозаветная метафора (ср., например, Пс.22 ), перешедшая и в Новый Завет (см.: Мф.9:36, 25:32, 26:31 ; Мк.6:34, 14:27 ; Ин.10:2, 11, 12, 14:16 ). В церковном языке учительно-воспитательная функция священников и епископов называется пастырством. Передавая в лице ап. Петра эту функцию апостолам и их преемникам-епископам, Христос трижды прибёг к посредству этой метафоры ( Ин.21:15, 16:17 ). В строках (3–6) упомянуты атрибуты обычного пастырского служения: посредством жезла-палицы (5) пастух направляет пасомых куда нужно (6). В этих строках присутствуют индикаторы иносказательности: палица – это учени (богословские труды и наставления) Амвросия, а паства – место, где собирается община, чтобы послушать своего епископа. Для критики текста важно заметить, что лексема палица не соответствует греч. μον «обитель, место для жилья». В [С: 555] высказана справедливая догадка, что в конкретной греч. рукописи, которой пользовался первопереводчик, стояло слово с метатезой согласных, а именно: νομ «пастбище».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Первая Пасха Изгнание торгующих из храма (Ин.2:13–22) Из Галилеи, где Иисус Христос являлся более как частное лицо, Он приходит в Иерусалим на праздник Пасхи. Здесь и в это именно время Он начинает Своё общественное служение. Первым делом Его служения Израилю было очищение храма Иерусалимского, или собственно двора языков, от допущенного – под благовидным предлогом законности – осквернения. Очищение двора храма состояло в изгнании продавцов волов, овец и голубей – необходимых для жертв – и в удалении пеняжников, то есть менял (κερματιστας от κλλυβος=малая монета, равная оволу и взимаемая менялами за промен). Изгнание было совершено решительно и строго, что видно из того, что для изгнания (χβλλειν=изгонять с насилием: Мф.22:13 ; Лк.4:29 ; Ин.9:34 ) в греческом тексте здесь употреблено слово «бич» (φραγλλιον=flagellus) из вервий – конечно, не для ударов животным, в этом случае нисколько не виновным, но для угрозы продающим. Столы менял опрокидываются и деньги их рассыпаются – и в заключение повелевается принять клетки с голубями и произносится горький упрёк превратившим дом Отца Небесного в дом торговли. Очищение храма с такою ревностью напомнило ученикам Иисуса Христа о ревности по дому Божию, которая снедала некогда праотца Его Давида ( Пс.68:10 ), а Иудеев побудило требовать от Иисуса знамения – то есть доказательства того, что Он имеет власть так поступать. На это требование Иисус Христос отвечает – по мнению Иудеев, хвастливым, а по недоверию учеников, загадочным – обещанием в три дня воздвигнуть разрушенный Иудеями храм – и слышит от них горделивое признание, что храм их строился 46 лет. А Он – по свидетельству Евангелиста – говорил о храме тела Своего, что, впрочем, ученики поняли только тогда, когда Он воскрес из мёртвых. Примечание. Рассказанное Евангелистом Иоанном событие нужно отличать от подобного же изгнания торжников из храма, о котором говорят другие Евангелисты ( Мф.21:12,13 ; Мк.11:15–17 ; Лк.19:45–46 ) и которое отстоит от сего и по времени, как бывшее перед страданиями Иисуса Христа, и по некоторым подробностям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Так и о самом Спасителе псалмопевец в пророческом духе выразился, заметив, что „ревность по дом сндала Его“ ( Пс.68:10 ; Ин.2:17 ). И эта сковрада железная полагается между пророком и градом как бы стеною железною или оплотом, так как пастыри, заявляя в здешней жизни мужественно ревность свою по долгу своего звания, удержат за собою и в будущей жизни туже ревность, как некую опору, в отношении своем к пасомым, чтобы там не подпасть ответственности, если бы здесь пребыли небрежны в исполнении обязанностей своего служения. Между тем нам пастырям не надобно упускать из виду и того, что в обличениях, при увлечении, весьма трудно бывает удержаться, чтобы не сказать чего-нибудь лишнего и неудобовыносимого. Не редко одно неосторожное, слишком резкое слово обличителя, вместо того, чтобы уврачевать грешника, убивает его, повергая в отчаяние. Поэтому, когда мы заметим, после обличительной проповеди , что поразили слушателей своих чрез меру, более надлежащего, тотчас должны с сознанием прибегнуть к покаянию и со слезами просить у Господа прощения в том даже, что от неосмотрительной ревности по Его святом законе согрешили, прося иногда извинения и у тех, кого этим может быть обидели. Это заповедуется нам Господом прообразоватольно в следующих словах Моисея: ижс аще пойдет с подругом своим в лес собирати дрова, и поползнется рука его с секирою секущего дрова, и спадши секира с топорища улучит подруга его, и умрет, сей да убежит во един от градов сих (трех), и жив будет; да не погнав ужик крове в след убившаго, яко разгорится сердце ему, и постигнет его, аще должащий будет путь, и убиет душу его, и умрет; и сему несть суд смертный, понеже не бе ненавидя его и бе неведя, ( Втор.19:2–6 ). Когда мы пускаемся в обличение грехов ближнего, мы как бы входим в лес с подругом; и, пока мы исправляем свой долг, как следует, мы просто посекаем дрова. Но вот мы погорячились чрез меру, забылись, увлеклись в своем обличении сверх надлежащего, и секира слова нашего, соскочив со своей рукоятки, от неумеренной ревности, смертельно поражает нашего подруга. В этом положении, если мы сами не хотим пасть жертвою мести ужика крове убитого и пред Верховным Судиею хотим замолить свой грех неведения, нам необходимо бежать во един из отведенных для сего (трех) градов убежища, ища в них для себя спасения, и, укрываясь под покровом сих трех – веры, надежды и любви, омывать грех свой слезами во едином таинстве покаяния. И как мститель убитого не трогал убийцу, когда находил его во граде убежища, так и Верховный Каратель всякого зла, будучи Сыном Божиим и соделавшийся Сыном человеческим чрез восприятие естества нашего, не вменит нам в вину содеенного нами ненамеренного греха, когда увидит нас под защитою покаяния и покровом веры, надежды и любви. Глава XI. Пастырь духовный, как руководитель своей паствы, должен постоянно заниматься священным писанием и углубляться в него размышлением

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Таким образом, именно поэтому по произволению Божественной премудрости в Писании записаны названия мест, имеющие определенное духовное толкование, чем ясно показано, что они использованы по определенным причинам, а не по прихоти случая. Ибо не должно нам думать, что по воле случая, например, один ангел наречен Михаилом, иной – Гавриилом, а иной – Рафаилом, и, нисходя к делам человеческим, не случайно один патриарх назван Авраамом, иной – Исааком, а иной – Израилем. Даже среди женщин нет места случаю, но по определенной Божественной причине одна переименована в Сарру из Сары ( Быт.17:15 ), или иной – в Израиля из Иакова ( Быт.35:10 ), или иной в Авраама из Аврама ( Быт.17:5 ). Бесспорно также, что каждому ангелу или человеку жребием назначено имя, исходя из тех обязанностей или действий, которые с ним связаны. Рассуждая так, можно сделать вывод, что определенные места и города суть небесные, так же как Иерусалим и Сион, как и прочие, названы небесными, и те города, что на земле, имеют их образ, что и показывает нам духовное Писание через Иисуса сына Навина. И я думаю, что об этих городах сказано: «Создаст Бог города Иудины, и поселятся там и наследуют их» ( Пс.68:36 ). И о них также говорит Господь и Спаситель: «В доме Отца Моего обителей много» ( Ин.14:2 ). И должно нам верить, что об этих городах Господь сказал доброму рабу Своему: «Возьми в управление десять городов», а другому: «Будь над пятью городами» ( Лк.19:17:19 ). Итак, мы дерзнули, в той мере, в какой позволил нам Бог, представить вам толкование того, что о разделе по жребию земли Иудейской повествует Писание, которое называет Иерусалим и гору Сион небесными наряду с другими местами, расположенными, как сказано, на небесах, что дает нам возможность узнать о том, что написано о небесных тайнах. И так как мы сказали вам об этом, не считайте такое чтение утомительным и сказанное в Писании маловажным из-за обилия имен и названий; лучше осознайте, что в этих тайнах содержится нечто необъяснимое, нечто такое, что невозможно ни выразить человеческим языком, ни услышать слуху смертного, такое, что, как мне думается, не могу истолковать достойно и исчерпывающе не только я, «наименьший» ( 1Кор.15:9 ), но и те, кто намного лучше меня. Более того, я не уверен, выразили ли это во всей полноте сами святые апостолы; я не сказал, что об этом невозможно знать, – я сказал, что это невозможно выразить.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010