Воскрешение праведного Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест «Наступает время, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин.5: 25) I. Вера Моисею и пророкам, исцеление слепорожденного, притча о богаче и нищем Лазаре «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 31) Невообразимое количество чудес сотворил Господь над народом израильским. Но большее из всех — воскрешение Лазаря. Дивный Ловец человеков избрал непокорных иудеев очевидцами чуда, и те сами показали гроб умершего, отвалили камень от входа в пещеру, вдохнули смрад разлагающегося тела. Своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак . Что же, все иудеи уверовали во Христа? — Отнюдь. Но пошли к начальникам и «с этого дня положили убить Иисуса» (Ин. 11: 53). Так подтвердилась правота Господа, изрекшего устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 31). А ведь Израиль ждал Мессию именно в это время. Знали иудеи, что заканчиваются прореченные Даниилом семьдесят седьмин лет от указа о восстановлении Иерусалимского Храма до помазания Святого (Дан. 9: 24), что потомков Иуды покинул царственный скипетр (Быт. 49: 10), а в Назарете появился Учитель, по слову Которого мертвые восстают и прокаженные очищаются. «Исследуйте Писания, …они свидетельствуют обо Мне» (Ин. 5: 39) — обращался Христос к знатокам Писаний. Но те не верили ясным пророчествам и требовали чудес и знамений с неба. Когда же Господь творил чудеса, не верили и им . Воскрешение Лазаря неотделимо от другого, всколыхнувшего Израиль чуда — исцеления слепорожденного (см. Ин. 9: 1-41). Если излечение больного глаза ещё можно приписать человеческому врачебному искусству, то учреждение зрения — одному лишь Божественному действию. Иудеи это чудо отвергли, ибо «не поверили, что он (слепорожденный) был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?» (Ин. 9: 18-19).

http://pravoslavie.ru/30002.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 7 церковных таинств: основания в Библии 6 мин., 17.09.2019 Таинства Православной Церкви — это не человеческие изобретения, все они были установлены Самим Господом, все они имеют основания в Священном Писании. Но история происхождения каждого из таинств — огромная и сложная тема. Для тех, кто хотел бы погрузиться в нее, мы подготовили список книг , написанных живым и понятным языком. А здесь с достаточной степенью упрощения мы приводим лишь общие сведения о сути и истории возникновения таинств. 1 Таинство Крещения Суть: Человек вступает в Церковь, получает новое, духовное рождение. Пока человек не крестился, он полностью остается под властью первородного греха, но в крещении меняется способ бытия человека. Он соединяется со Христом и преодолевает зависимость от первородного греха. Не приняв таинство Крещения, человек не может принимать других церковных таинств. Совершаться оно может лишь один раз, в Символе веры об этом сказано: «Верую во едино крещение во оставление грехов».  Библейские основания: Таинство установлено Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна сказано: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3 :5). Он Сам крестился от Иоанна Крестителя (Мф 3 :15-16) и после Своего воскресения послал учеников проповедовать и крестить: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф 28 :19). История: В апостольские времена людей крестили сразу, практически без подготовки. Затем, со II века, установилась практика катехизации, подготовки взрослых людей к крещению (которое совершалось дважды в год, на Рождество и на Пасху). Как отдельное богослужение обряд Крещения сложился позднее. О Таинстве Крещения на сайте " Фомы " 2 Таинство Миропомазания Суть: Крестившемуся человеку через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям. Библейские основания: Таинство Миропомазания имеет основание в Евангелии: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7 :37-39), а также в апостольских посланиях: Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все (1 Ин 2 :20), Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор 1 :21).

http://foma.ru/7-tainstv-osnovaniya-v-bi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пребудьте в любви 11.12.2015 673 Время на чтение 11 минут Нет человека, который не нуждался бы в любви, в том, чтобы его любили. Все хотят быть любимыми, все страдают от отсутствия любви - то есть от безразличия - и тем более от того, что любви противоположно. Даже когда эпатажный подросток выдает нечто вроде «Обожаю, когда меня ненавидят» - это на самом деле вызов его собственной потребности в любви, потребности, которую он воспринимает как слабость и зависимость. Но что она такое - наша потребность в любви, именно направленной на нас? С вопросами о ней и неизбежно связанных с нею страданиях я пришла к протоиерею Сергию Ксенофонтову, клирику храма в честь Сошествия Святого Духа на апостолов в Саратове. - Не греховна ли эта потребность, не следствие ли она грехопадения, проявления эгоизма и гордыни? Господь ведь велел ближнего любить, а не к себе любви искать... - Бог велел любить ближнего, это сказано еще в Ветхом Завете (Левит. 19, 18), и Спаситель повторяет это, подчеркивая, что на двух заповедях - о любви к Богу и к ближнему - утверждается весь Закон и пророки (Мф. 23, 39-40). Но как звучит эта заповедь? Возлюби ближнего твоего, как самого себя . Отсюда следует: исполнить заповеди о любви к ближнему возможно, лишь исходя из личного опыта любви к себе. Потребность в любви есть естественная и изначальная потребность человеческой души. Господь Сам есть любовь (1 Ин. 4, 8), и Он образ Свой вложил в человека, потому человек и способен любить, и нуждается в любви. Желание быть любимым - это желание возвратиться в нормальное духовное состояние, восстановить нормальные, то есть изначальные - те, что были до грехопадения - духовные отношения с Богом, пребывать в Его любви. Об этом Спаситель говорит ученикам на пороге Своих Крестных страданий: Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви (Ин. 15, 9-10). - Но мы ведь ищем, как правило, не Божией любви, не пребывания в ней (до осознания этой потребности нам еще дорасти надо!), а любви людей к нам.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- Флп.2:24-30 Ев.- Лк.11:9-13 Богородицы: Утр.: Лк.1:39-49,56 Лит.: Ап.- Флп.2:5-11 Ев.- Лк.10:38-42,11:27-28 мч.: Лит.: Ап.- Евр.11:33-12:2 Ев.- Мф.10:32-33,37-38,19:27-30 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость» Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 4 Днесь пресветло красуется славнейший град Москва,/имея чудотворную икону Владычицы нашея Богородицы:/та бо, верным являющи чудеса,/низпосылает дары целебныя./Сего ради и мы с верою припадающе молимся,/и на Тоя пречистый образ взирающе,/яко истинную Самую зрим Владычицу нашу Приснодеву Богородицу,/и умильно глаголем:/воззри, Мати Божия, оком милости,/простри к нам руце Твои пречистыя,/якоже на иконе Твоей сие зрится,/и подаждь всем скорбящим радость,/больным от всех недугов исцеление и от бед избавление,//яко Ты еси скорая Предстательница о душах наших. Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 8 Ко источнику приснотекущему милосердия, Пречистей Деве Богородице,/притецем, людие вси, священницы же и иноцы,/мужие, и жены, и чада, здравии и болящии,/в покаянии вопиюще и умильно глаголюще:/Владычице, помози грешным рабом Твоим,/яви яко Благая славу Твою,/присно потщися умилосердитися на ны,/испросити очищение душ и телес наших/от Источника жизни нашея, Бога,//Егоже родила еси, едина Благословенная. Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 4

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-11-...

Часть 1 Много лет назад, когда я укладывал старшую дочь в постель, она спросила меня: «Папа, почему мы верим в Воскресение?» Я всегда учил обеих моих дочерей быть сильными и думать своей головой, так что был рад такому вопросу и ответил как возможно лучше, приводя исторические доказательства. Напоследок она сказала: «А, хорошо. А то я боялась, что ты скажешь, что мы должны верить в это только потому, что в Библии так написано». Такого быть не могло: папа не фидеист и не склонен впадать в порочный круг при доказательстве. Христианство основано на веских доводах и выдержит проверку историческими фактами. Сейчас я изложу суть дела, что касается христианства, чуть полнее, чем в ту давнюю ночь. Мы начнем с записанного в Новом Завете, но этим не окончим. Прежде всего о Новом Завете важно отметить, что текст Евангелия был записан в считанные десятилетия после событий, о которых авторы намеревались поведать. Согласно древнему преданию (заимствованному Евсевием Кесарийским в «Церковной истории, 3.39» из более древних текстов Папия Иерапольского), воспоминания ап. Петра записал ап. Марк, так что материал Евангелия от Марка датируется шестым десятилетием первого века, примерно через 30 лет после событий, о которых речь. Ап. Лука, который также писал в середине I века, говорит, что он расспросил многих очевидцев тех самых событий, чтобы донести до читателей беспримесную правду (Лк. 1: 14). В Евангелии от Иоанна (которое датируется до 70 г. по Р.Х. Джоном А.Т. Робинсоном и примерно восьмым десятилетием первого века – другими исследователями) есть утверждения, что составил его очевидец событий (напр., Ин. 19: 25, Ин. 21: 24). Это значит, что весь этот материал был записан в пределах около пятидесяти лет после смерти Иисуса. Евангельский материал был оформлен в тексты практически тотчас же – в пределах около пятидесяти лет после смерти Иисуса Пусть по крайней мере одно будет для нас ясно: в исторических масштабах пятьдесят лет – ничто. Я обратился в христианство более пятидесяти лет назад и помню обстоятельства обращения вполне ясно. Я женился почти пятьдесят лет назад и могу точно вспомнить подробности свадьбы, равно как и многие разговоры с моей подругой/невестой задолго до свадьбы. Мои мемуары хоть я их и не намерен издавать – содержали бы, по крайней мере, не больше исторических подробностей, сколько их находим в Евангелиях. Сравните, например, с историями о словах и жизни Мухаммеда: эти рассказы датируются 250 годами позже этих событий. А евангельский материал был оформлен в тексты практически тотчас же.

http://pravoslavie.ru/150636.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 17 июля 2010, 14:55 Мемориал создан на историческом месте — между поселком Ульяновка и городом Никольское — на возвышенности у реки Тосны. Здесь находилась последняя перед сражением стоянка русской дружины. 11 июля 2010, 23:39 Название акции было взято из детского стихотворения, где есть строки обращения матери к ребенку: «Расти, расти, деточка, зеленая веточка». Зеленая веточка становится символом жизни, роста, развития. 11 июля 2010, 19:27 На богослужении присутствовали глава правительства Республики Карелии Павел Чернов и другие представители власти, почетные гости и благотворители Валаамского монастыря. 27 июня 2010, 21:44 Зачем нужно было губить величайшие произведения искусства — храмы, в которых люди не делали ничего дурного, а молились о том, чтобы больше было света и счастья в человеческих отношениях? Никаким разумом и никакой логикой объяснить это невозможно, считает Патриарх. 21 июня 2010, 22:50 «Святая была первым документальным миротворцем, который отправился с Запада на Восток. Это личность протоевропейская», — сказал автор книги, создатель и руководитель проекта «Святая Анастасия — надежда на мир». 15 июня 2010, 19:13 Монумент будет выполнен в бронзе по проекту Ильи Литвинова, выпускника Академии художеств (Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина). В качестве дипломной работы он защитил проект 15 июня.

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=7&ta...

Семь смертных грехов и религиозные (теологические) добродетели, противостоящие им. 22.08.2017 07:13:19 Протоиерей Олег Стеняев Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/08/20/19-00.html Пбеда над грехами и соблазнами совершается как акт усилия христианской веры, надежды и любви — этих высших религиозных имеющих целью деятельно указать нам на Источник единственно возможной для нас победы над властью греха, диавола и страха смерти — Христа Иисуса Господа нашего! ...Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия (Евр.12:1,2). «Да взираем не на людей, так как из них один достиг известной степени совершенства, другой не достиг, но да взираем на виновника веры Иисуса Христа, Который соделался вождем и совершителем веры нашей, ибо на Иордане Он начал борьбу с врагом, происходившую в пустыне, и окончил ее в Иерусалиме на кресте, воздвигнутом на Голгофе преследователями. Итак, будем подражать Ему и терпеть за Него гонения, как и Сам Он пострадал, поскольку радость имел о нас и претерпел муки креста от распинателей, пренебрегши посрамлением, и потом воссел одесную престола Следовательно, главное дело Божие, которое мы должны исполнить в противостояние грехам и соблазнам, — исповедовать верой Христа Иисуса нашим Господом и Спасителем. Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал (Ин. 6, 29). Именно совершая это дело Божие, мы и обретаем в себе возможность по благодати исполнять Закон Божий, по слову: И во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им (то есть Христом. — О.С.) всякий верующий (Деян. 13, 39). Преступное и крайне распространенное нечувствие Божественного прощения и благодати является главным источником всяческой греховности и страстности человеческих душ, не способных обрести дар спасительной веры во Христе и со Христом. Это нечувствие проистекает от семи смертных грехов, наиболее распространенных среди падшего человечества.

http://radonezh.ru/text/sem-smertnykh-gr...

Архив Пн Слово архимандрита Игнатия (Сидоренко) при наречении во епископа Актюбинского и Кызылординского 6 апреля 2022 г. 19:39 6 апреля 2022 года в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Игнатия (Сидоренко) во епископа Актюбинского и Кызылординского. При наречении архимандрит Игнатий обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные архипастыри! Сегодня, предстоя пред невидимо здесь присутствующим Господом и вами, глубоко осознаю свою немощь и ощущаю благоговейный трепет пред величием епископского сана, к принятию которого призван вашим священным соборным избранием по всемогущему действию Промысла Божия. Призываемый ныне к высокому церковному деланию, вспоминаю слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Епископ — это прежде всего пастырь, а не администратор. Добрый же пастырь, как говорит Христос в Евангелии, свою жизнь полагает за овец» (Ин. 10:11). Вы, Ваше Святейшество, наш Великий Господин и милостивый Отец, не только словами, но всей жизнью своей являете нам истинный образ доброго евангельского служения Богу и людям. Вы предстоите престолу Божию с благоговением, наставляете в Евангельской правде с терпением, управляете Церковью с мудростью и ответственностью, со смелостью и дерзновением защищаете народ Божий от искушений, соблазнов и расколов. Безмерно благодарен всем, кто сыграл важную роль в формировании моего характера — моим родителям, духовным наставникам и многим другим добрым людям, чьи имена ведает милосердный Господь. Благодарю Высокопреосвященнейшего Алексия, митрополита Тульского и Ефремовского , служившего на земле Казахстанской и рукоположившего меня в сан диакона и пресвитера, благословившего меня на монашеский постриг. С благодарностью вспоминаю своего духовника архимандрита Иоанна (Сазонова), подавшего мне добрый пример нелицемерного христианского благочестия, и своего восприемника в монашеском постриге игумена Филарета (Петроченко), учившего меня основам монашеской жизни и любви к молитвенному правилу.

http://patriarchia.ru/db/text/5914776.ht...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 3, 2011 год Литургия и диакония Такое разное служение Слово «диакон» для большинства из нас ассоциируется исключительно с произнесением ектений, чтением Евангелия красивым голосом, т.е. с литургическими функциями. Однако древнегреческое слово διακονια имело значение «служба, служебная обязанность, обслуживание», а διακονος — «слуга, служитель». Нередко этим словом обозначалось прислуживание во время трапезы (в обязанности такого дохристианского диакона входило снятие сандалий с гостей, омовение ног, подача блюд и воды для омовения рук и т.д.). Именно в таком значении «служения при столах» мы иногда встречаем его в Новом Завете: например, «диаконией» называется обильное угощение гостеприимной Марфы (Лк. 10, 40) и приготовление пищи исцеленной тещей апостола Петра (Лк. 4, 39). Однако Священное Писание не ограничивается этим словоупотреблением, расширяя его значение до всякого служения, совершаемого на благо христианской общины. Так, апостол Павел обращается к коринфянам: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения (букв. „диаконии“) различны, а Господь один и тот же» (1 Кор. 12, 4–5). Очевидно, что характер этого служения принципиально отличен от любого рода мирских служебных обязанностей: в его основе находятся не просто человеческие дарования, способности и умения, но дары Святого Духа, изливаемые Богом в души верующих. Именно эти благодатные дары должны служить созиданию Церкви, поэтому «диакония», служение упоминается в их числе наряду с пророчеством, учительством, увещанием и др. (Рим. 12, 7). Росту христианских общин особым образом способствовала активная миссионерская апостольская деятельность, поэтому она также называется «диаконией» (Деян. 20, 24; 21, 19). Постепенно в христианстве начинает выкристаллизовываться еще один важный аспект этого термина: служение Богу должно выражаться и в деятельной поддержке нуждающихся ближних, прежде всего собратьев по вере. Поэтому Книга Деяний, повествуя о денежном сборе антиохийских христиан для бедствующей Иерусалимской церкви, называет его «диаконией» (в русском переводе — «пособием») (Деян. 11, 29; 12, 25). Этот же термин использует апостол Павел, выражающий пожелание, «чтобы служение („диакония“) мое для Иерусалима было благоприятно святым» (Рим. 5, 30). Характерно, что в Новом Завете слово «литургия» (буквально обозначающее «общее дело», а более конкретно — «богослужение») также используется для описания дел помощи нуждающимся ближним. Пожертвования называются «делом служения („литургии“)» (2 Кор. 9, 12), становящимся благословением для жертвующих. Даже тот, кто просто передает эти пожертвования, например, помощник апостолов Епафродит, становится «служителем („литургом“)» (Флп. 2, 25). Термины «диакония» и «литургия» в Новом Завете связаны друг с другом.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/3/87...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 13 декабря 2008, 21:49 Чиновники полностью проигнорировали все предложения Новодевичьего монастыря, поданные в рамках общественных слушаний законопроекта о Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ). Предложения не нашли отражения в законопроекте о режимах и зонах охраны памятников культуры, который прошел первое слушание в Законодательном Собрании. Об этом 12 декабря журналистам заявила игумения София (Силина). 5 декабря 2008, 20:39 Патриарх Алексий обладал способностью стабилизировать обстановку в эпоху социальных потрясений, которая выпала на эпоху его служения, считает председатель епархиальной комиссии по канонизации, настоятель Князь-Владимирского собора Санкт-Петербургской епархии протоиерей Владимир Сорокин. 5 декабря 2008, 19:17 В храмах и монастырях Санкт-Петербургской епархии служатся панихиды по новопреставленному Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. 5 декабря, в день кончины Предстоятеля РПЦ, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры заупокойное поминовение возглавил наместник монастыря архимандрит Назарий. 12 сентября 2008, 15:44 По словам м. Софии, проектно-сметная документация новоделов не прошла согласования, строительство ведется незаконно, нарушая санитарно-охранную зону Новодевичьего кладбища, а также историческую панораму монастыря. 7 августа 2008, 17:57

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=15&t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010