Предисловие Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Данное учебное пособие представляет собой отредактированный курс лекций по Священному Писанию Ветхого Завета, предназначенный для студентов и слушателей Православного Свято-Тихоновского Гуманитрного университета, и является введением в изучение Священного Писания. Главная цель курса -подготовить студентов к самостоятельному изучению Библии и, по возможности, привить вкус к этому занятию. Помимо общего обзора содержания ветхозаветных книг, на лекциях рассматриваются основные понятия исагогики и экзегезы, приводятся примеры святоотеческих толкований, а также выясняется сотериологическое и мессианское значение священной истории. Ограниченность объема лекционного курса не позволяет подробно рассматривать содержание библейских книг и события ветхозаветной истории. Посольку учащиеся, изучающие данный курс, уже имеют общее представление о ветхозаветной истории, здесь уделяется внимание принципиальным вопросам, понимание которых необходимо для достижения поставленной цели. При этом для облегчения восприятия учебного материала в текст конспекта внесены достаточно объемные цитаты из Священного Писания. Эпиграфом многих современных пособий по данному предмету избраны слова Спасителя: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Его слушатели являлись знатоками Писания, значит, главный смысл этой фразы в том, что Ветхий Завет свидетельствует о Христе. В рамках курса сделана попытка продемонстрировать учащимся неразрывное единство Ветхого и Нового Заветов, христоцентричность всего Божественного Писания и, наконец, непреходящее его значение и актуальность. Другой основополагающий принцип, который постоянно учитывался автором при подготовке лекций, сформулирован в 19 правиле Шестого Вселенского собора. Оно гласит: «...если будет изследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удостоверяются, нежели составлениям собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклониться от подобающаго. Ибо, чрез учение вышереченных отцов, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но, внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение».

http://sedmitza.ru/lib/text/430775/

6. Освящение человека или усвоение им заслуг Христовых может быть совершено только в церкви Христовой I. Под именем освящения разумеется действительное усвоение нам заслуг Христовых, или такое дело, в котором Всесвятой Бог, при известных условиях с нашей стороны, действительно очищает нас от грехов, оправдывает и соделывает освященными и святыми ( 1Кор. 1:1 ; 2Кор. 1:2 ). «И сими [убо] нецыи бесте, – писал св. ап. Павел к Коринфским христианам, исчислив разные виды грешников, – но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор. 6:11 ). Это освящение, по словам древних учителей веры, составляет как бы главизну нашего спасения, завершая его собою, так что последнее без первого было бы еще не конченным. II. В деле освящения нашего участвуют все Лица Пресвятой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. Бог Отец представляется источником нашего освящения. От Него Спаситель первоначально ниспослал на землю Духа Святого: «и Аз умолю Отца, – говорил Иисус Христос ученикам перед вознесением Своим на небеса, – и иного Утеиштеля даст вам, да будет с вами во век» ( Ин. 14:16 ); «Утешитель же, Дух Святый, егоже послет Отец во имя Мое, той вы научит всему» ( Ин. 14:26 ). Дух Святой представляется совершителем нашего освящения. Явившись на землю, вскоре по вознесении Спасителя на небеса, чтобы усвоить нам дело спасения, Дух Святый с тех пор выну пребывает в церкви ( Ин. 14:16 ); возрождает грешников в таинстве Крещения ( Ин. 3:5 ), сообщается верующим в благодатных дарованиях, как «Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, Дух страха Божия» ( Ис. 11:2, 3 ); обитает в нас, как в храмах Своих ( 1Кор. 6:19 ); «способствует нам в немощах наших» ( Рим. 8:26 ), производит в нас плоды духовные: «любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» ( Гал. 5:22 ) и все другие, так что «никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым» ( 1Кор. 12:3 ). Сын Божий представляется виновником нашего освящения. Он заслужил для нас все благодатные дарования Духа Святого Своею крестною смертию. А потому, если Дух ниспослан от Отца на землю: то не иначе, как по ходатайству Сына ( Ин. 14:16 ), во имя Сына ( Ин. 14:26 ), и никогда бы не был ниспослан, если бы Сын не совершил на кресте дела нашего искупления, и, вследствие Своих заслуг, не был прославлен ( Ин. 7:39 ). Потому же Сын изображается раздаятелем Духа Святого всем верующим и жаждущим «воды живы» ( Ин. 7:37, 38 ), и благодать Духа называется обыкновенно «благодатию Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим. 16:24 ; 1Кор. 16:23 ; 2Кор. 13:13 ; Гал. 6:18 ; Фил. 4:23 ; 2Сол. 3:18 ), или «благодатию Христовою» ( Гал. 1:6 ; 2Кор. 12:9 ), «благодатию, данною о Христе Иисусе» ( 1Кор. 1:4 ; 2Тим. 1:9 ), и сам Дух Святой – «Духом» Христовым ( Рим. 8:9 ), «Духом Сына» ( Гал. 4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Глава 8 Благовествование Христово (1–3). Учение о Царстве Божием в притчах: о сеятеле и семени (4–8); причина учения притчами (9–10); изъяснение притчи о сеятеле и семени (11–15); приточные изречения: о свече (16), о тайном и явном (17), об оскудении и приумножении (18). Матерь и братья Христовы (19–21). Укрощение бури (22–25). Исцеление бесноватого Гадаринского (26–39). Воскрешение дочери Иаира (40–56). Лк.8:1–3 . «Проходил по городам и селениям»: общее замечание евангелиста о проповеднической в это время деятельности Спасителя. Он путешествовал от города до города, от селения до селения с проповедью своей, «благовествуя Царствие Божие »; см. прим. к Мф.3:2 . – «С Ним двенадцать », которых Он недавно избрал и поставил Апостолами ( Лк.6:12–16 ). – «Женщины»: которым Он оказал благодеяние, исцелил их от разных болезней; из чувства благодарной любви за благодеяние, они следовали за Ним, слушая Его учение, и служили Ему в житейских обычных нуждах имением своим, в чем требовалась такая помощь, ибо Господь и Его малое общество были бедны, а между тем житейские нужды относительно пищи, одеяния и т. п. требовали удовлетворения. – «Мария Магдалина» и пр.: см. прим. к Мф.15:39, 27:56 . Мк.16:9 . – «Вышли»: по велению Господа ( Мк.16:9 ). Благодарная за исцеление, она сделалась преданнейшей и усерднейшей последовательницей Господа и после была первой в лике жен мироносиц и первая сподобилась явления воскресшего Господа ( Ин.20 и дал.). – «Иоанна, жена Хузы» и пр. Если принять мнение, что этот Хуза был тот царедворец, сына которого исцелил Господь ( Ин.4 и дал.), то без сомнения глубокая благодарность матери за исцеление сына ее была побуждением для Иоанны сделаться усердной последовательницей Господа. Она после также была в сонме жен мироносиц ( Лк.24:10 ). – «И Сусанна»: неизвестно кто такая, так как более о ней нигде не упоминается – «Многие другие»: последовательниц Господа был, как видно, целый сонм облагодетельствованных Им; целый сонм был и жен мироносиц ( Лк.24:10, 1, 23:56 ). Так твердо и решительно было их последование Христу, что они оставались преданными Ему до конца; даже в то время не теряли твердости духа, когда ученики Господа в страхе разбежались, оставив своего учителя во время Его осуждения и страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Смерть и Воскресение Христа В проповедях, обращенных к христианам, мунисты могут говорить о том, что «Иисус – Мессия и Единородный Сын Божий, Он Един с Ним в сердце и существует отдельно от Бога» 66 . Но Мун исповедует иной взгляд на личность Иисуса Христа, так как он отрицает Его божественную природу: «Ясно, что Иисус не является Самим Богом. Но после распятия христианство превратило Иисуса в Бога. Вот почему никогда не был перекинут мост через пропасть между Богом и человеком. Иисус – это человек, в котором воплотился Бог, но это не Сам Бог» 67 . Даже этой цитаты вполне достаточно, чтобы выявить антибиблейскую сущность христологии Муна. Господь Иисус Христос в Своей земной жизни был и Богом, и человеком и показал это много раз, отпуская грехи ( Мк. 2:5 ), воскрешая из мертвых ( Ин. 11 ), изгоняя бесов ( Мк. 5:7–13 ) и убеждая евреев, сомневавшихся в Его Святости, что Он и есть Тот вечно Сущий, Который говорил с Моисеем из горящего куста ( Исх. 3:14–15 ; Ин. 8:58 ). «Богословие ЦО отрицает телесное воскресение Иисуса Христа из мертвых, заявляя, что будто Он воскрес духом, – пишет Уолтер Мартин. – Но такое богословие превращается в прах в свете разговора Господа с Фомой ( Ин. 12 ) и Его явления апостолам, когда Он предложил им потрогать Свое Тело в качестве доказательства воскресения ( Лк. 24, 36–39 ). Ошибка мунистов в таком важном вопросе христианства доказывается и словами Иоанна (2, 19–22; 20, 28)» 68 . Мун говорит своим последователям, что они могут не только сравняться с Иисусом, но и превзойти Его: «Вы можете сравнить себя с Иисусом Христом и почувствовать, что можете быть даже величественнее Самого Иисуса» 69 . По Муну, Иисус был «неудачником»: «Авраам был отцом веры, Моисей был человеком веры, Иисус был Сыном человеческим, пытающимся выполнить Свою миссию ценой жизни. Но они – неудачники» 70 . «Божественный Принцип» утверждает, что воля Бога потерпела неудачу в миссии Иисуса: «Когда эта воля вновь потерпела неудачу из-за неверия людей...» 71 Мун отрицает искупительную силу крестных страданий Спасителя: «Мы должны тем не менее понимать, что Иисус пришел не для того, чтобы умереть на кресте». Священное Писание учит, что «Бог во Христе примирил с Собою мир» ( 2Кор. 5:19 ). Но Мун заявляет, что «на кресте физическим телом Иисуса завладел сатана» 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Отрывки из проповеди «В Неделю о слепом». Опубликовано: 31 мая 2022 03 июня 2022 Люди более возлюбили тьму, нежели свет. На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. (Ин. 9: 39) Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин. 3: 19). С какой ясностью свет учения Христова постоянно освещает тьму нашей души, и однако мы не хотим ходить во свете его! Какая же причина того, что мы, считая себя видящими все пути жизни своей ясно, на самом деле непрестанно спотыкаемся, подобно слепым? Увы! На этот вопрос сердце наше дало бы, вероятно, тот же ответ, какой Господь дал фарисеям: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин. 9: 41). Сердце сказало бы, что мы могли бы видеть, но сами не хотим многого замечать, могли бы исполнять заповеди Христовы, но добровольно уклоняемся от исполнения многих. Быть может, почувствовав в душе своей это обличение, некоторые признают вину свою, другие же тотчас извинят себе всё своими слабостями и для успокоения своего скажут себе: «слово обличения к нам не относится». И, таким образом, внутреннее око их души имеет свет, но они стараются избегнуть того света. Впрочем, и в душе каждого почти человека есть такой сокровенный уголок, в который он не хочет пустить никакого свидетеля. Здесь человек считает себя единственным непогрешимым судьей своих мыслей и желаний. Здесь он скрывает самые потаенные чувства души, которые управляют всеми его действиями и отношениями к людям. Но вот здесь-то и грозит ему наибольшая опасность впасть в ослепление. Он считает себя непогрешимым, но самолюбие заставляет его на каждом шагу, незаметно для него самого погрешать. Он восхищается высотой своих чувств и добродетельностью своих поступков, но самолюбие оскверняет каждое чувство и поступок своими движениями, незаметно проникающими всюду.

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/732-...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Разбойник Благоразумный, св. - житие Благоразумный разбойник - один из двух разбойников, распятых на Голгофе рядом с Иисусом Христом,по преданию, по правую руку Спасителя) Искренне раскаявшись во время крестных мучений, разбойник уверовал в Божественность Спасителя и получил от Господа Иисуса Христа обетование: " Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю " (Лук. 23:39-43). Все четыре евангелиста с большими или меньшими подробностями говорят о двух разбойниках, распятых вместе с Иисусом Христом (Мф.27:44, Мк.15:32, Ин.19:18), наиболее полный рассказ об этом приводится у евангелиста Луки (Лк 23:39-43). В апокрифическом Евангелии от Никодима приводятся имена распятых со Христом разбойников. Нераскаявшегося разбойника, находившегося слева от Спасителя, звали Гестас. А другой, благоразумный разбойник по правую руку от Христа назван Дисмасом. В средневековой византийской древнерусской традиции благоразумного разбойника именуют Рахом. Существует позднее народное предание, что именно благоразумный разбойник спас жизнь Богоматери и Младенцу Иисусу по дороге в Египет, когда слуги Ирода убивали всех младенцев в Иудее. На дороге в город Мисир на Святое семейство напали грабители намерениями. Но праведный Иосиф имел только осла, на котором сидела Пресвятая Богородица с Сыном, и пожива была невелика. Один из разбойников уже схватился за осла, но, увидев Младенца Христа, удивился необычайной красоте ребенка и воскликнул: «Если бы Бог взял Себе тело человеческое, то не был бы красивее этого дитя!» И повелел этот разбойник своим сотоварищам пощадить путников. И тогда Пресвятая Дева сказала столь великодушному разбойнику: «Знай, за то, что ты теперь сохранил Сего Младенца, заплатит Он тебе великою наградою». Этим грабителем был Рах. Другое предание иначе передает встречу благоразумного разбойника со Святым семейством. У Е. Поселянина это описано так: «Схваченные разбойниками, путники были приведены в их притон.

http://pravicon.com/info-3269

     Праздник Крещения Господня обычно ассоциируется с вереницами очередей к храмам за святой водой, с испытанием силы воли у прорубленной во льду иордани, где на холодном колючем воздухе обманчиво колышется пар над студеной водой. Жаль, что в стремлении получить «заряд здоровья», подчас забывается, что водная стихия — это образ очищения от грехов, духовного обновления, сопричастности Царству Небесному. В Священном Писании вода символизирует благодать Святого Духа. Христос открывается самарянке как Податель этой благодати каждому человеку: «Вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). В другой раз евангелист, приводя слова Спасителя о реках «воды живой» объясняет, что это Он говорил «о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7, 39). Но, как и во времена земной жизни Христа, людей больше привлекает внешняя сторона бытия, а не его духовный смысл. Есть рассказ о преподавателе психологии, которого навестили его давние ученики. Выяснилось, что все они были недовольны своей жизнью по разным причинам: у одних не сложилась карьера, других семья не радовала, иным не удавалось устроить свой быт. Преподаватель приготовил гостям ароматный кофе, но на всех у него не нашлось одинаковых чашек. Предложив своим бывшим студентам выбирать из всего разнообразия чайной посуды в его доме, он обратил их внимание на то, что все они, не задумываясь, взяли красивые и дорогие чашки. Но напиток приятен сам по себе, чашка не может сделать его вкуснее. Так и внешние атрибуты нашей жизни не мешают нам радоваться этому великому дару как таковому. Все традиции, связанные с праздником Крещения — это та «посуда», которая позволяет нам насладиться благодатью Божией. Относиться же к святой воде, к погружению в иордань как к неким магическим средствам однозначно недопустимо. С детства помню, как торжественно и без суеты отмечался праздник Крещения в нашей семье и в семьях других верующих, живших во времена господства атеистической идеологии. Храмов тогда было крайне мало, за крещенской водой многие приезжали из Москвы, но главной отрадой для всех была возможность помолиться за богослужением в храме. Сначала совершалась Божественная литургия, затем мы внимательно вслушивались в слова чина великого освящения воды, которые звучат всего раз в году — 18 и 19 января. Только потом и снова с молитвой мы ждали своей очереди набрать воды, о снисхождении Святого Духа на которую мы только что горячо просили Господа.

http://pravoslavie.ru/118744.html

ЦВ 22 (443) ноябрь 2010 /  12 ноября 2010 г. Состоялось наречение архимандрита Варнавы (Сафонова) во епископа Павлодарского и Усть-Каменогорского Слово архимандрита Варнавы (Сафонова) при нареЧении во епископа Павлодарского и Усть-Каменогорского. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые архипастыри! Промыслом Божиим и изволением Великого Господина отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода призван я, недостойный, к высокому служению в сане епископа. Покоряясь сему избранию, осознаю, что предстоящее епископское служение потребует от меня неустанного труда, мужества и самоотверженности, мудрости и любви к пасомым, так как «епископу вверены люди Господни, и он воздаст о душах их» (39-е правило святых апостолов). Высокие требования чистоты и святости, предъявляемые Церковью к носителю архиерейской благодати, приводят меня к мысли о моем духовном несовершенстве. Страшась подвергнуться осуждению неплодной смоковницы (Мф. 21, 19), уповаю на непостыдное предстательство и непреложное ходатайство Преблагословенной Девы Богородицы, Которая на всех путях моей жизни была мне Покровительницей и Усердной Заступницей. Воодушевляюсь также непоколебимой надеждой на всесильную помощь Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод (Ин. 15, 16), да радость Моя в вас пребудет (Ин. 15, 11). Обязанный творить волю Избравшего, с упованием на милость Его, из глубины души взываю: «буди во всем святая воля Твоя». Родился я в Волгоградской области в многодетной семье. Мама моя, глубоко верующий человек, воспитывала нас в православной вере, и, хотя в те трудные годы богоборчества храмов поблизости не было, она старалась приобщать нас к церковным таинствам. Не забыть мне, как по ночам, стоя на коленях перед святыми иконами, она горячо молилась за нас. После прохождения воинской службы мама благословила меня на поступление в Московскую духовную семинарию, а потом и на монашеский путь. На втором году обучения в семинарии я был принят в братию Троице-Сергиевой лавры и вскоре был пострижен в монашество наместником архимандритом Иеронимом (Зиновьевым), у которого стал потом келейником. По окончании в 1985 году Московской духовной академии я нес послушания в восстанавливаемых обителях: Оптиной пустыни и Даниловом монастыре.

http://e-vestnik.ru/church/443sostoyalos...

Самоубийство Только Творец, давший жизнь, может ее уменьшить или даже совсем отнять. Я умерщвляю и оживляю [говорит Господь во Второзаконии] ( Втор.32:39 ). Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит ( 1Цар.2:6 ). Ты имеешь власть жизни и смерти, и низводишь до врат ада, и возводишь ( Прем.16:13 ). Поэтому-то во всем Ветхом завете никто нам не укажет самоубийцу, кроме Саула, разбитого филистимлянами, который в отчаянии приказал оруженосцу пронзить его мечом; но когда тот отказался исполнить приказание, тогда Саул выхватил у него из рук меч и сам себя смертельно ранил. Как же этот поступок считает первая книга Паралипоменон? Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице [в Аэндоре] с вопросом ( 1Пар.10:13 ). Если уже в Ветхом завете считали самоубийство преступлением против божественного права, то в Новом завете Спаситель, Который не нарушить пришел, но исполнить ( Мф.5:21 ) закон и пророков, не только подтвердил это Своим учением, но еще и указал на многие более существенные средства, уничтожающие, либо пресекающие зло в самом зародыше, и советовал укрощать побуждающие к нему страсти. Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду ( Мф.5:21 ). Не убивай… люби ближнего своего, как самого себя ( Мф.19:18–19 ). Итак, если нельзя убить ближнего, то тем более – себя самого, ибо мерой и образцом любви к ближнему и есть собственно любовь самого себя: не сказал же Спаситель: люби ближнего более, чем себя . Иисус Христос велел стремиться к самоусовершенствованию: Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный ( Мф.5:48 ); и указал на Себя, как на единственный пример и путь ( Ин.14:6 ), говоря: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мк.8:34 ); велел молиться: Да будет воля Твоя и на земле, как на небе… и не введи нас во искушение ( Мф.6:10–13 ), и Сам тоже молился в саду (на Елеонской горе): Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет ( Лк.22:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Начало Евангелия» 12 января, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Начало Евангелия» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Начало Евангелия», которая является первои в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение».   Своих первых учеников Иисус обрел в общине учеников Иоанна Крестителя: На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: Учитель, — где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа (Ин. 1:35–39). Евангелист затем поясняет, что один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра (Ин. 1:40). Кто был другой ученик, оставшийся неназванным? У нас есть все основания полагать, что это был сам Иоанн, автор четвертого Евангелия. Для такого предположения есть несколько причин. Апостолы. Мозаика Софии Киевской. Во-первых, рассказ написан с подробностями, выдающими очевидца событий. Два ученика появляются в самом начале рассказа. Они слышат, что говорит об Иисусе Предтеча. Они идут за Иисусом и задают Ему вопрос, не несущий, казалось бы, никакой богословской нагрузки. Сами по себе ни этот вопрос, ни ответ Иисуса, ни упоминание о том, что какие-то два ученика зашли к Нему в дом, не заслуживали бы включения в Евангелие, если бы весь рассказ не был для автора повествования драгоценным воспоминанием о своей первой встрече с Учителем. Замечание было около десятого часа выдает человека, который помнит весь эпизод до мельчайших подробностей. Во-вторых, анонимный ученик впоследствии не раз появляется в Евангелии от Иоанна. Как мы говорили выше, церковная традиция отождествляет безымянного ученика (Ин. 1:40; 19:35), он же другой ученик (Ин. 20:2–4, 8), он же ученик, которого любил Иисус (Ин. 13:23; 19:26; 20:2; 21:7, 20), с Иоанном Зеведеевым, братом Иакова.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010