А солдаты, распявшие Его, делили одежды Его, бросая жребий (Мф 27:35). И стоял народ и смотрел (Лк 23:35). А также при кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина (Ин 19:25). Женщины плакали и рыдали о Нем (Лк 23:27). В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого (Мк 15:33). И земля потряслась (Мф 27:51). В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет. А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его (Мк 15:34–36). Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух (Ин 19:30). Тогда один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода (Ин 19:34). После этого пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба (Мк 15:43,46). Это было в пятницу, во время праздника еврейской Пасхи, когда иудеи вспоминали, как во время наказания египтянам Бог повелел евреям принести в жертву агнцев, и тех, кто помазал двери своих домов кровью жертвенного агнца, беда не коснулась, а в остальных домах умерли все первенцы (Исх 12:3–14). А в воскресенье утром ученики, придя ко гробу, нашли его пустым. В тот же день, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:19–21,24–29).

http://pravmir.ru/musulmanskoe-predstavl...

8) О жаждущих правды Откр.21:5–6 . «И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое. И говорит мне: напиши: ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой». Объясн. Истинны слова, произносимые Самой Истиной, и познаются уже не чрез символы, но по самым делам. Начало же и конец есть Христос, как первый по Божеству и последний по человечеству. Жаждущему правды обещает дать благодать животворящего духа, которую в Евангелии обещал даровать верующим в Него: Ин.7:37–38 ; Мф.5:6 . 9) О жажде духовной Ин.7:37 . «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей». Объясн. Здесь означается жажда духовная, – удовлетворение учением и благодатью Божией всех духовных потребностей человека, а это учение заключается, между прочим, и в следующем: Ин.13:20 ; Лк.10:16 ; Мф.28:19–20 ; конечно, есть жажда духовная и у заблуждающихся в вере, но эта жажда обольстительная, отвращающая от истины: 1Тим.4:1 ; 2Тим.4:3–4 . 10) О лицезрении Бога Откр.22:3–4 . «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их». Объясн. Соделавшиеся престолом Божиим по успокоению в них Владыки, сии будут обитателями оного града и узрят Его лицом к лицу, не в гаданиях, но как видели Его святые апостолы на горе святой: Мф.17:2 . Будут же иметь вместо златой дщицы, которую носил древний первосвященник ( Исх.28:36 ), имя Божие, написанное не на челах только, но и в сердцах, т.е. твёрдую, дерзновенную и неизменную любовь к Нему. Ибо начертание на челе означает украшение дерзновения (Толков. на Апокал.). 11) О страхе Божием и человеческом 1Ин.4:18–19 . «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас». Объясн. Изречение 18 ст. составляет как бы апостольское толкование изречения предшествующего (17) стиха о совершенстве любви до дерзновения в день суда, или даже одного слова – дерзновение. Страх есть в этом смысле противоположное понятие дерзновения, так как он заключает в себе понятие муки или мучения, которое совершенно противно понятию любви. Есть двоякого рода страх: один страх Божий: Пс.33:10 ; Мф.10:28 . Этот страх называется чистым и пребывающим в век века: Пс.18:10 , он прибавляет дней: Притч.10:27 ; другой страх – это страх не Божий, а человеческий: Притч.28:1 ; особенно страшным будет этот страх в последний день: Лк.21:26–27 ; Мф.24:30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

17 Иными словами, религия Креста принесла миру иное отношение к смерти: ее больше не боятся, как боялись в дохристианской древности. Содержит ли этот текст Исаака ссылку на времена мученичества, когда женщины и дети оказывались перед лицом смерти? Христианское спокойствие перед лицом смерти, согласно Исааку, оказало влияние и на языческий мир: отношение к смерти стало менее драматичным. 18 Ср. Исх.20:4-5. 19 Преп. Исаак проводит различие между идолами как изделиями рук человеческих и теми произведениями культового искусства, которые создавались руками человеческими во славу имени единого Бога. Иными словами, значение имеет не сам факт создания того или иного предмета культа людьми, но то, кому он посвящен. 20 Букв. " Также и здесь - с к Кресту " . 21 Т.е. в ковчеге завета. 22 Эти слова отражают практику древней Церкви, не знавшей специальных молитв на освящение Креста: считалось, что Крест, как только он изготовлен, становится источником освящения людей и местом божественного присутствия. 23 Букв. " немых " . 24 Образ Креста. 25 Ср. Ин.2:19-21. Христологический язык этого и следующего абзацев соответствует традиционной восточно-сирийской терминологии. 26 Деян.26:7. 27 Т.е. если бы христиане поклонялись Кресту как идолу, они были бы наказаны; поклоняясь же ему как знаку присутствия Божия, они понимают истинный смысл почитания Креста. 28 Ср. Исх.25:17; 21-22. 29 Т.е. чем у прочих принадлежностей Скинии. 30 Имеются в виду восточно-сирийские писатели Нарсай и Бабай Великий, у которых встречается подобная интерпретация. 31 Или " Началообраз " (букв. " глава образов " ). 32 Ср. Числ.16:35. 33 Преп. Исаак пользуется греческим термином parresia. 34 Букв. " доверчивости (уверенности) любви " . 35 Вар. " в него " (т.е. Крест). 36 Т.е. Христа как Человека. 37 В этом и следующих абзацах преп. Исаак говорит о том, что в христианской традиции получило название communicatio idiomatum (лат. " взаимообщение свойств " ), т.е. о неотделимости свойств божественной природы в Иисусе от свойств человеческой природы. Говоря об этом, преп. Исаак пользуется традиционным языком своей Церкви, проводя различие между Богом Словом и Человеком Иисусом, однако показывая, насколько тонко это различие, которое вовсе исчезает " в поклонении " : христиане молятся Христу как одновременно Богу и Человеку.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1896...

1717. См.: Быт.43:16. 1718. См.: Деян.9:3. 1719. Ср.: Лк.15:17. Свт. Амвросий сравнивает душу с блудным сыном из притчи 1720. Это сократовское выражение Морескини предлагает понимать как «познай свои грехи» (Moreschini. Р. 55, п. 40). 1721. Подробнее о теле как о темнице души см. тракт «О благе смерти» (2. 5; 3. 8; 4. 14; 5. 16 и др.) 1722. Ориген по другому толкует эти строки Песни песней, ср.: Ориген. Гомилии на Песнь песней. I. 9. С. 61 1723. Ср.: Мф.25:33. 1724. Ср.: Иер.3:15. 1725. Ср.: Чис.24:6. 1726. См.: Песн.1:9. 1727. См.: exp. ps. 118, 2. 33. 1728. Ожерелье, видимо, понимается не только как женское украшение, но и как воинская награда. Ср. у Пруденция, perist. 1. 65: aureos auferte torques, sauciorum praemia. — Примеч. ред. 1729. См.: Быт.26:7, где Исаак представляет Ревекку своей сестрой, так как боится, что его убьют из–за нее. Ревекка была внучкой Нахора, брата Авраама, следовательно, племянницей Исаака. 1730. См.: Быт.26:18. 1731. См.: Быт.26:19. Вода живая (aqua uia) — родник. 1732. См.: Быт.26:25 и след. 1733. См.: Ин.4:6, 12. 1734. О духовном значении колодцев свт. Амвросий пишет в трактате «О Святом Духе» (spir. s. 1. 16. 166). О колодцах как источниках мудрости и о трех видах мудрости (части философии: физика, этика, эпоптика) см. подробнее: Нестерова О.Е. Опыт адаптации оригеновского учения… С. 25–26. 1735. См.: Быт.21:14. 1736. См.: Быт.29:2, 9. 1737. См.: Исх.2:15–17. 1738. См.: Origenes. hom. in Gen. 11. 3 — о колодце видения. 1739. Герар значит «предел», «ограда», «округ» (Ibid. 13. 2). 1740. См.: Еф.2:14. 1741. См.: Еф.2:14–16. 1742. Сам свт. Амвросий говорит об этом: «Все Божественные Писания суть либо физические, либо мистические, либо моральные: физические в Бытии, где излагается, как были сотворены небо, моря и земли и каким образом был устроен сей мир: мистические в Левите, где описывается таинство священнического служения; моральные во Второзаконии, где человека научают жить по заповеди Закона. Отсюда ясно и то, почему из нескольких книг Соломона были избраны три: в Екклесиасте трактуется о физическом, в Песни песней о мистическом, в Притчах о моральном» (expl. ps. 36, 1, рус. пер. цит. по: Нестерова О. Е. Опыт адаптации оригеновского учения.., С. 26–27, примеч. 61).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Господь первых сподобил причащения Апостолов, и, совершая на тайной вечери таинство причащения, тем совершил духовную и умилостивительную жертву за людей. «Располагающий все своею властию», говорит св. Григорий Нисский , «не ожидал определения Пилата, но тайным образом священнодействия, невидимым для людей, принес Самого Себя в приношение и жертву за нас. Он священник и вместе Агнец Божий, вземляй грехи мира. Когда это? Когда собранным ученикам дал в пищу тело и в питие кровь, когда ясно открыл, что совершилось жертвоприношение агнца» (Огат. 1 in Chrism. resur. rect.). Господь, по силе жертвы, принесенной Им на кресте, принес на тайной вечери, самое свое тело и самую свою кровь в умилостивление Бога, во оставление грехов людей. Произнося слова: «сие есть тело мое», «сия есть кровь моя», Господь сим устремлял мысли учеников не к предстоящему своему закланию на кресте; это ясно из слов Его: «за вы ломимое», которые не могли относиться к крестной смерти Спасителя, так как на кресте, согласно пророчеству, «кость не сокрушилась у Него» ( Ин. 19:33,36 ). Слова: «сие есть тело мое», «сия есть кровь моя» указывали ученикам на предлагаемое для вкушения. И это предлагаемое Апостолам на тайной вечери было жертвою и умилостивлением Бога за людей. Ибо оно было даваемо, ломило за них в оставление грехов. Господь сказал: «сие есть тело мое, еже за вы даемо» ( Лук.22:19 ), или по изложению Апостола: «еже за вы ломимое» ( 1Кор.11:24 ). «Сия есть кровь моя, яже за многие изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:28 ). Господь, указывая иа кровь, назвал её кровию нового завета, и таким образом сопоставил её крови ветхозаветной. Та приносилась Богу в жертву, служила умилостивлением за грехи мира, по силе крови, имеющейся пролиться на кресте; приношение агнца было жертвою и священнодействием за грехи. Такое значение, по воле Господа, имеет и таинство причащения. Сия есть кровь моя нового завета, сказал Господь, яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов ( Мф. 26:25 , Лук. 22:19 ). Жертвенная кровь при Моисее служила утверждением завета между Богом и избранным народом. Се кровь завета, его же завета Господь к вам ( Исх. 24:8 ), говорил Моисей о жертвенной тельчей крови. Подобно тому тело в евхаристии служит утверждением союза между Богом и человеком. И святые тайны тела и крови Господней составляют не только принадлежность нового завета, а самый новый завет, как сказал Господь: «сия чаша новый завет моею кровию» ( Лук. 22:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Прор. Моисей получает Скрижали Завета на горе Синай. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. 546–547 гг. Прор. Моисей получает Скрижали Завета на горе Синай. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. 546–547 гг. Символикой И. наполнен рассказ о Преображении Господнем на горе Фавор: как и Христос с учениками, Моисей восходит на гору Синай в сопровождении соратников (Исх 24. 1; Мк 9. 2). Лицо Моисея после общения с Богом просияло лучами, как и одежды Иисуса (Исх 34. 29; Мк 9. 3). Апостолы слышат Божественный голос из облака (ср.: Исх 24. 16): «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Мк 9. 7), что отражает слова из Втор 18. 15, сказанные на горе Синай: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой,- Его слушайте». О служении Иисуса Христа как о новом И. говорит евангелист Лука, к-рый замечает, что явившиеся на Фаворе Моисей и Илия «говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9. 31). Кульминация темы нового И. в Евангелиях приходится на рассказ о последнем праздновании пасхи Иисусом Христом с учениками в Иерусалиме (Мк 14. 1 сл.). Евр. пасха, знаменующая И. из страны рабства, становится в НЗ эсхатологической жертвой, в к-рой Господь Своей кровью нового Агнца открывает путь ко спасению верных. Ключевые слова Тайной вечери, произнесенные Спасителем во время установления таинства Евхаристии, «сие есть Кровь Моя нового завета» (Мк 14. 24), являются отражением слов о крови завета, к-рой скреплялся завет Божий со спасенным народом, выведенным из Египта (Исх 24. 8). В прологе Евангелия от Иоанна Иисус Христос предстает как продолжатель Моисея, превосходящий его в деле спасения рода человеческого (Ин 1. 17-18; ср.: Исх 33. 20). Аллюзии на Христа как на истинного жертвенного Агнца встречаются в Ин 1. 29, 36, особенно в словах при Его распятии: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: «кость Его да не сокрушится»» (Ин 19. 36). Образ Спасителя как небесного Жениха (Ин 3. 29) связан с отражением темы И. в тех книгах ВЗ, где Господь предстает как возлюбленный народа Израиля (Ос 2. 14 сл.; Иер 2. 2; Иез 16). Так же как и в ВЗ, Господь становится пастырем нового Израиля (Ин 10. 2 сл.; Пс 79. 2 сл.). Учение Господа о Себе как о хлебе жизни в Евангелии от Иоанна представлено в контексте воспоминания о даровании манны с небес во времена И. (Ин 6. 31-40; ср.: Исх 15-16).

http://pravenc.ru/text/1237705.html

изображений (1–6). В самом догмате раскрываются и доказываются две мысли: во-первых, что «иконы святые в православной святей кафоличестей церкви бываемая, имут начало и основание в писаниях божественных» (1): во-вторых, – «не точию имети, и благолепне хранити, но и благочестне почитати икону Христову, икону Богородичну, и прочыя святых иконы подобает: и тем кланятися должно есть, не яко Богу, но яко изображению Христа Бога нашего и другов его святых» (7 б ). (Глава I). В доказательство первой мысли приводятся места из св. Писания Ветхого Завета: Чис.21:8 ; ср. Ин.3:14 ; Исх.25:18 ; ср. Евр.9:4 ; Исх.25:40, 28:36, 26:1 ; 3Цар.6:23–29 ; Исх.31:1–3 . Из этих свидетельств видно, что Сам Бог повелел Ветхозаветным людям устроить некоторые изображения, напр.: медного змея, скинию, золотых херувимов и проч. (2 а –3 а ). Кроме того, в Ветхом Завете мы видим не мало предметов, служивших образами или прообразами Новозаветных лиц – Господа Иисуса Христа ( Быт.49:9 ; Исх.17:6; 12:3 ; Дан.2:34 ), Божией Матери ( Исх.3:2 ; Суд.6:37–40 ) и четырех Евангелистов – Иез. гл. 21 (3 а –4 а ). Началом образа служит Сам Бог , как родивший Сына – «образ Бога невидимого» ( 2Кор.4:4 ) – и сотворивший человека по образу своему и по подобию. Притом же Господь благоволил являться в Ветхом Завете в различных видимых и чувственных образах ( Дан.5:9 ; Быт.3:8, 28:13 ; Исх.33:23 ; Ис.6:1 ; 3Цар.22:19 ; Мф.3:16 ). Точно также и ангелы, духи бесплотные, принимали на себя телесный вид, когда являлись людям (4 аб ). (Гл. II). Вторая мысль доказывается также 1) на основании св. Писания и главным образом Ветхого Завета. Последнее свидетельствует, что Иудеи воздавали религиозное почитание и молитвенное поклонение многим предметам и лицам, служившим образами или символами Божества и Его присутствия. Так, праотец верующих Авраам кланяется трем странникам ( Быт.18:1–2 ); Моисей и весь народ Еврейским поклоняются столпу облачному ( Исх.33:9–10 ), Иисус Навин и пророк Даниил падают ниц пред Ангелом ( Нав.5:14 ; Дан.10:15 ); четыре животных и 24 старца кланяются Агнцу ( Апок.5:6–10 ); патриарх Иаков на месте явления ему Бога ставит каменный столп, называет его домом Божиим и молится пред ним – Быт.28:19–22 (8 а –11 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

17. «А ты кто, человек, что споришь с Богом?» – Здесь и ниже голос Карсавина обретает интонации Книги Иова. 18. Плирома, плерома (греч. «pleroma») – полнота. 19. Неточно цитируется стихотворение Ф. И. Тютчева «Не верь, не верь, поэту, дева…» (1839). 20. Страшно впасть… – Евр. 10, 31. 21. …предан будет смерти. – Исх. 19. 22. …не будет зримо. – Исх. 33, 23. 23. …а не мертвых. – Мф. 22, 32. 24. Балет конца XVIII b. «Тщетная предосторожность» (композитор П. Л. Гертель) был известен в постановке М. И. Петипа и Л. И. Иванова (Мариинский театр в С. -Петербурге, 1885 и 1894). 25. …чтобы мыслить и страдать. – См. прим. 1. 26. …чтобы уничтожить Смерть. – Намек на фёдоровское учение о «научном воскрешении» всех почивших поколений. 27. …человекоубийца искони. – Ин. 8, 44. 28. «как бы» – В Св. Писании: «вы будете как боги». Быт. 3, 5. 29. logique du coeur – логика сердца (франц.). 30. …и альфою, и омегою. – Ап. 1, 8. 31. …за Вами волочился. – Аллюзия на стихотворение Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный…» (1829). 32. Тартарен из Тараскона – герой одноименного романа (1872) А. Доде. 33. …я человек грешный». – Лк. 5, 8. 34. …ибо они утешатся». – Мф. 5, 4. 35. …не может спасти». – Мф. 27, 42. 36. «Добро пожаловать, сестра моя!» – Цитируется предсмертная реплика основателя монашеского Ордена святого Франциска Ассизского (1181/1182–1226), особо почитаемого в России. Упомянут он и в трактате Карсавина «О бессмертии души» (Абезь, 1951). Св. Франциск – главный герой обеих книг Карсавина о средневековой Италии. См.: о. Августин, архим. Франциск Ассизский в русской культуре//Христианство и русская литература. СПб., 2002. Вып. 4. С. 497–534; Самарина М. С. Франциск Ассизский и литература Серебряного века//Итальянский сборник: От древности до XXI века. СПб., 2003. С. 28–51; Исупов К. Г. Франциск из Ассизи в памяти русской литературно-философской культуры//Вопросы литературы. М., 2006. С. 60–88. 37. Василий Великий (Кесарийский) (ок. 330–379) – классик патристики. 38. …приблизилось Царство Божие». – Мф. 3, 2.

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

На другой день: не неопределённое – в другой день какой-либо, но определённое – на следующий день, т. е. на другой день после того дня, в который дан был Крестителем ответ посланным к нему из Иерусалима (ст. 19–27). – Идущего к нему Иисуса: идущего не для крещения (так как из дальнейших слов Иоанна видно, что это было уже после крещения, ст. 32–33), но для чего-то другого, о чём евангелист не счёл нужным сказать. – Вот Агнец Божий и пр.: иудеи заколали и вкушали агнца пасхального в воспоминание избавления первенцев их от избиения Ангелом при исшествии их из Египта ( Исх. 12 ), и это был величайший и торжественнейший праздник их. Этот агнец пасхальный был прообразом Иисуса Христа ( Ин. 19:33, 36 ; 1Кор. 5:7 ). Потом законом повелено было приносить при скинии ежедневно в жертву за грех на жертвеннике двух агнцев непорочных, одного утром, другого вечером ( Исх. 29:36–42 ). Впоследствии, когда чрез пророков Бог благоволил всё яснее и яснее открывать образ будущего Мессии, когда пророки стали изображать Его как невинного страдальца за грехи людей для их искупления и примирения с Богом, величайший из пророков Исаия изобразил страждущего Мессию также под образом агнца, беспрекословно ведомого на заклание ( Ис. 53:7 ). Величайший и последний из ветхозаветных пророков Иоанн Креститель теперь под этим именно образом и указывает народу в Иисусе пришедшего уже Мессию, имеющего пострадать за грехи людей, – дивное ясновидение, какого не имели, даже не могли долго понять и самые ближайшие ученики Господа, для которых речь Самого Господа о Своих страданиях долго оставалась закрытой, непонятной ( Лк. 18:31–34 ). «Агнцем называет его, припоминая иудеям пророчество Исаии и прообразование из времён Моисея, чтобы чрез прообраз ближе привести их к истине» (Злат.). – Агнец Божий, т. е. от Бога исшедший и Самим Богом определённый на заклание (ср. Феофил.). – Который берёт, т. е. на Себя берёт, Сам, т. е. добровольно, грех , – общее вместо частного (ср. Феофил.), грех как совокупность всех грехов мира, т. е. всего, целого мира, не только иудеев, но и язычников. «Агнцы, которых заколали в Ветхом Завете, не уничтожали совершенно ни одного греха; но сей Агнец берёт на Себя грех всего мира, т. е. истребляет, изглаждает» (Феофил.). «И не сказал Иоанн: имеющий взять, или взявший, но – Который берёт. В самом деле, Он не тогда только принял на Себя грех , когда пострадал, но с того времени и доселе вземлет грехи, не так, как бы всегда был распинаем (ибо Он однажды принёс жертву за грехи), а так, что этою одною жертвою Он всегда очищает грехи» (Злат.). Это – первое, столь ясное при образности, учение об искупительной смерти Мессии, прежде только ещё старец Симеон Богоприимец указал, хотя не столь определительно, на сие ( Лк. 2:34–35 и прим.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

И вот, когда жестокосердое сострадание мучителей подносит оцет с желчию смешен ( Мф.27:34 ; Мк.15:23–36 ), настало время испить Ему чашу, вмещавшую в себе весь грех и все грехи мира, всю и всякую клятву на него, всякую смерть и всю совокупность смертей, а в конце концов всю необъятность, – в широте и глубине, – удаления повинной пред Творцом твари, грозным судом и всемогуществом Божиим, от Бога, источника всякой жизни, счастья и света... Боже Мой! Боже Мой! – воскликнул Божественный Страдалец, Вскую Мя еси оставил... И паки возопив гласом велиим: совершишися! И преклонь главу, предаде дух ( Мф.27:46–50 ; Лк.23:46 ; Ин.19:30 )... Настала единственная в своем роде ночь... Повсюду распростерся вещественный и невещественный мрак страха, померкло солнце, содрогнулась земля, распались камни, отверзлись гробы, встали некоторые мертвецы, дрогнула от ужаса живая толпа, – толпа минуту тому назад жестоких, насмешливых зрителей смертной казни. Омраченные ужасом апостолы, кроме возлюбленного ученика, кроются где-то далеко от креста. Петр с клятвою отрекся от Христа. Потаен страха ради иудейска ученик Иисусов ( Ин.19:38 ; Мк.15:43 ), Иосиф аримафейский дерзнув внити к Пилату (и для этого нужна была смелость, чтоб заявить желание похоронить казненного!) и, испросив тело Иисусово, спешит с Никодимом, приходившим ко Иисусови нощию прежде ( Ин.19:39 ), положить Его во гроб и уйти, привалив на двери гроба ( Мк.15:46 ) камень, который фарисейская злоба поспешила оградить кустодиею и запечатать – лукавой злобе думалось – навсегда. Солнце правды зашло под землю (Вел. суб. утр. Непор. ст. 96). Плотию божественный Страдалец теперь уснул, настала для нее благословенная суббота, упокоения день; в он же почи от всех дел Своих единородный Сын Божий, возсубботствовав – упокоившись плотию, но еще не духом. Дух Его еще нисходит до крайней степени истощания, уничижения, болезни адовы, которую, как и внутреннюю крестную муку, мог почувствовать и вынести опять только один Богочеловек. Моисей и Павел молились быть изглаженными из книги живота, быть отлученными от Бога ради сродников своих по плоти, преступных сынов Израиля ( Исх.32:30–33 ; Рим.9:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010