Итак, на иконе мы видим тело Богородицы, возлежащее на одре. Одр задрапирован пурпуром. Стоит вспомнить, что в византийской традиции пурпур – исключительный символ императорского достоинства. Точно так же, как и подножие у одра – так называемая «рота», роскошно украшенная пурпурная подставка, окаймленная золотом, драгоценными камнями и жемчугом, тоже один из атрибутов императорской власти. На некоторых иконах Успения на этой подставке стоят ещё и сброшенные пурпурные туфли Богородицы – они также являются императорской регалией. Именно так византийские художники символически отображали августейшее достоинство Царицы Небесной, и это характерно исключительно для Восточной Церкви. На Западе не очень разбирались в тонкостях византийского придворного церемониала и изображали Богоматерь с более конкретными царскими символами – короной, скипетром и т.д. Тело Богородицы изображено в привычных одеждах. Голова окружена нимбом, и это неслучайно. Ведь согласно учению Церкви, тела наши – храмы Духа Святого и по всеобщем воскресении снова воссоединятся с душами для жизни вечной. Вокруг одра собраны скорбящие апостолы. Апостол Петр с кадильницей в руке совершает каждение телу Пречистой. Апостол Иоанн в скорби припадает к самому одру – ведь именно ему Господь на кресте завещал заботу о Своей Матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19:26-27). Позы и жесты апостолов говорят о тихой скорби, лишенной бурных проявлений. Тут же в толпе мы видим двух людей в святительских омофорах – это Дионисий Ареопагит и Иаков, брат Господень, присутствовавшие в доме Богоматери согласно преданию. Иногда также в иконе присутствуют церковные писатели — творцы богослужебных текстов , наиболее полно раскрывшие смысл праздника Успения. Т.е., не присутствуя при самом событии физически, они как бы созерцали его мысленным взором, что и дало им возможность так глубоко и живо его описать.

http://pravmir.ru/ikonografiya-uspeniya-...

Наконец, говоря о том, что с Креста Иисус избрал любимого ученика al grande officio, то есть «к великому долгу», Данте напоминает нам о том, что именно ему поручил умирающий Сын заботу о Своей Матери (Ин. 19:26—27). Один из величайших религиозных гениев человечества, автор «Божественной комедии» всего лишь в трех строках вводит читателя в особую атмосферу Евангелия от Иоанна, которое, как писал некогда Ориген, можно понять, только приникнув к груди Иисуса и приняв Его Мать как свою собственную «во своя си», как говорится в славянском переводе этого места Евангелия. Данте, который, по свидетельству одного из первых его биографов, «еще будучи отроком, уже влюбился в Священное Писание», принадлежит к числу тех, кто чувствовал Слово Божие особенно тонко и воспринимал его невероятно глубоко. При этом, однако, хотя о Данте написаны тысячи книг и статей на всех языках мира, разбросанные по всему корпусу его трудов размышления о библейских текстах и отдельные фразы Писания, переведенные им с латыни на итальянский, до сих пор мало осмыслены исследователями. А ведь они дают удивительную пищу для размышлений внимательному читателю! Трудно сказать, по этой или по какой-то другой причине, но именно Данте Алигьери для автора этой книги еще в школьные годы стал тем, кем был для самого Данте Вергилий, — lo mio maestro e " l mio autore, то есть «моим учителем и причиной моего писательства». Вот почему в этой книге, посвященной Евангелию от Иоанна, то есть той, более всего затрагивающей внутренний мир каждого из нас, части Нового Завета, где речь идет, выражаясь словами Данте из VII песни «Рая», о том, как Verbo di Dio dis-cender piacque u " la natura, то есть «Слово Божие возблаговолило спуститься в человеческую природу», автор просто не мог обойтись без опоры на духовный опыт того, кто давно стал его вечным спутником и незаменимым наставником. Часть I КНИГА ЗНАМЕНИЙ Глава 1 ПРИКОСНОВЕНИЕ К БОГУ   Что представляет собой почти двухтысячелетняя история христианства? Это, конечно, история проповеди веры в Воскресение Христово со времен апостолов и их первых учеников вплоть до сегодняшнего дня, а следовательно, и история тех, кто проповедовал эту веру, святых и праведников всех времен, в «коемждо роде» (то есть в каждом поколении), как говорится в анафоре литургии Василия Великого, благоугодивших Богу. Это история прославленных и оставшихся неизвестными мучеников, отдавших свою жизнь за право верить и не отказаться от своей веры, история споров о вероучении и богословских исканий, история монашества и воплощения христианского идеала в жизни конкретных людей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Общение это выражается в молитвах и призывании святых, в благотворных явлениях святых с неба, их чудотворениях и разного рода посредствах. Верные, принадлежащие к Церкви, подвизающейся на земле, принося молитву Богу, призывают в то же время на помощь святых; а сии, стоя на высших степенях приближения к Богу, своими посредствующими молитвами очищают, подкрепляют и приносят пред Богом молитвы верных, живущих на земле, и по воле Божией благодатно и благотворно действуют на них, или невидимой силой, или через свои явления и другие образы. Пример призывания в молитвах святых Церкви небесной, мы видим, напр. у пророка Давида, который взывал: « Господи Боже Авраама и Исаака и Израиля отец наших » . Или из Откровения, где сказано, что ангелу дано множество фимиама, чтобы он с молитвой возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. « И вознесся фимиам с молитвами святых от руки ангела пред Бога». ( Откр. 8:3–4 ). В понятии о Церкви Христовой необходимый признак ее составляет святость. Церковь свята, потому что освящена Иисусом Христом чрез Его страдания, чрез Его учение, чрез Его молитву и чрез таинства. В молитве к Богу Отцу о верующих Иисус Христос сказал между прочим: Ин. 17 : 17. Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина. 18 Как Ты послал Меня в мире; так и Я послал их в мир. 19 И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. 20 Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: И действительно: Еф. 5: 25. Христос возлюбил церковь , и предал Себя за нее 26. Чтобы освятить ее, очистить банею водною, посредством слова. 27. Чтобы представить ее Себе славною Церковью , не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. В Церкви Христовой могут быть и есть согрешающие. Но сии не препятствуют Церкви быть святой, потому что она свята не по праведности человеческой, а по праведности главы ее Иисуса Христа, а грешники нераскаянные, или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви, и таким образом она и с сей стороны сохраняется святою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Пресвятая Дева Мария тоже была ученицей Христа, следовала за Ним, слушала Его проповеди , не отделялась от апостолов ( Деян.1:14 ), и в то же время Она была Его Матерью. И Господь по человечеству очень чтил Ее: когда жил в Назарете, то был у Нее в повиновении ( Лк.2:51 ), исполнял Ее желания – по Ее просьбе претворил воду в вино на браке в Кане Галилейской и, без сомнения, любил Свою Матерь; будучи распят на кресте, Он проявил заботу о Ней, вручив Ее Своему любимому ученику. Но именно этот последний факт протестанты толкуют ложно, считая, что Она, как и все одинокие матери, нуждалась в защите и попечении. Обращаясь с креста к Матери: «Жено, се, сын Твой», а затем к любимому ученику: «се, матерь Твоя» ( Ин.19:26–27 ), Господь, конечно, проявлял заботу о Своей Матери, остающейся одинокой, но не это здесь главное. Вручая Иоанну в последние минуты земной жизни Свою Мать, Спаситель вручает Ей все человечество, усыновляя его Ей в лице.любимого Своего ученика. «Се, Матерь твоя»! Она стала Матерью всем, кто живет во Христе как друзья Его, братья; для всех нас Пресвятая Богородица является Матерью, а мы – Ее детьми. Пресвятая Дева Мария, как мать заботится и печется о всех людях, о каждом, кто призывает Ее имя. Данная нам в заступление и помощь Самим Богом, Божия Матерь является Ходатаицей и Покровительницей нашей, горячей молитвенницей о спасении нас, грешных. Когда мы поем: «Не имамы иныя помощи, разве Тебе», мы обращаемся к Богородице как к Царице, стоящей одесную Сына Своего, вознесенной Богом выше всех Ангелов и Святых; другой такой помощи у нас быть не может. Когда мы просим Ее: «Пресвятая Богородица, спаси нас!», мы надеемся, что Она услышит нас и будет ходатайствовать за нас перед Богом, защитит от всякого зла, сохранит от врагов видимых и невидимых, покроет благим Своим покровом. Повсюду, где есть христиане, славится имя Божией Матери, и только протестанты не хотят признавать Ее, не поклоняются Ей, не молятся Той, Чьим заступничеством спасается человечество. Они считают себя исповедниками Христа; но можно ли, исповедуя Сына, отвергать Его Пречистую Матерь? Могут ли такие люди называться христианами?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Слово «крест» в Евангелии от Иоанна впервые появляется только в рассказе о распятии ( Ин.19:17 ). Однако в синоптических Евангелиях оно встречается неоднократно в поучениях Иисуса, обращенных к разным лицам. Своим ученикам Он говорит: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф.10:37–38 ). Ученикам и народу Иисус адресует призыв: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф.16:24 ; ср. Мк.8:34 ; Лк.9:23 ). Богатого юношу Иисус призывает: Пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест ( Мк.10:21 ). На пути в Иерусалим Иисус обращается к народу со словами: Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником ( Лк.14:26–27 ). Как понимать эти многочисленные упоминания о взятии креста, о несении своего креста? Несомненно, перед глазами Иисуса стоял образ человека, осужденного на позорную смерть через распятие, и Он знал, что такую смерть надлежит принять Ему Самому. Согласно синоптическим Евангелиям, Он много раз говорил об этом ученикам. В научной литературе, учебниках по Новому Завету и различных конкордансах (согласованиях) евангельского текста обычно говорится о том, что Иисус трижды предсказывал ученикам Свою смерть. Эти эпизоды так и называют: первое, второе и третье предсказания Иисуса о Своей смерти. 7 Между тем только в синоптических Евангелиях мы находим не менее пяти таких предсказаний. Первое из них Иисус делает в Кесарии Филипповой после того, как Петр в присутствии учеников исповедал Его Сыном Божиим. Рассказ об этом имеется у всех трех синоптиков. Наиболее полная версия содержится у Марка, несколько сокращенная – у Матфея, значительно сокращенная – у Луки:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Там, на горе, Пречистая воссылала молитвы и благодарения, ибо и Писание говорит: «За все благодарите» (1Фесс. 5:16), преклоняя колени. После сего стала готовиться к Своему исходу. Прежде сказала об этом апостолу Иоанну, которому Сам Господь препоручил Святую Деву, находясь уже на кресте (Ин. 19:26). Она показала Иоанну принесенную ангелом удивительную, из нездешнего мира ветвь маслины с благоухающим ароматом райских обителей, и попросила пронести ее перед похоронной процессией при Ее погребении. Как, дорогие друзья, боимся мы с вами смерти! Душа трепещет от неизвестности, где перед нами разверзаются неведомые горизонты, и открывается страшная, неисчерпаемая и одновременно пленительная тайна – тайна всех тайн. Эта грозная безнадежность запечатлена и в Слове: «Человекам надлежит единожды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Нет ничего более таинственного в своей неизвестности и ужасе, чем смерть человека, что бесспорно. Вот почему пророк сказал: «Сердце мудрого в доме плача, а сердце глупого в доме веселия» (Эккл. 7:4). В народном фольклоре смерть представлена костлявой старухой с косой, которой она косит как траву, жизни человеческие: молодого и пожилого, дитя и старика, царя и нищего, бизнесмена и бомжа, красавицу и уродца… Мы стараемся не думать о ней («Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» 1Кор. 15:32), но когда-то она непременно постучится и в наши двери. Вот почему мы всегда должны быть готовы ко встрече с ней, чтобы «дать отчет, что мы делали, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10). Святой апостол Иаков возвестил всем верным христианам о скором Успении Пресвятой в окрестных городах и селениях. Когда же они собрались, Пресвятая всем открыла услышанное Ею от ангела, и опять в подтверждении Своих слов, показала удивительную ветку из нездешних садов. Многие плакали, боясь, что их оставит Владычица сиротами, но Она просила радоваться Ее исходу, ибо не покинет их, а, находясь у престола Сына, всегда будет вспомоществовать бедным, больным и нуждающимся в Ее защите и поддержке. Просила, чтобы тело Ее погребли при подошве горы Элеонской, в Гефсимании, где покоились Ее родители – благочестивые Иоаким и Анна, а также обручник Ее – Иосиф.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/26/...

Трепет и смущение наполняют мое сердце от сознания сложности и ответственности нового послушания, которого боялись и даже избегали великие отцы Церкви — святитель Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, преподобный Сергий Радонежский и другие угодники Божии. Взирая на их жизнь и подвиги, я снова и снова спрашиваю себя: «Мне ли, грешному, быть епископом Церкви Христовой, мне ли быть продолжателем апостольского служения»? Ведь епископ — это «свет миру», светильник, горящий и светящий народу, который, «…видя его добрые дела, прославляет Отца нашего Небесного» (Мф. 5:14-16). Епископ должен быть подобным Пастыреначальнику Христу, о Котором возвещал пророк Иезекииль: «Погибшее взыщу, и заблудшее обращу, и сокрушенное обяжу, и немощное укреплю» (Иез. 34:16). Поистине для этого нужны силы неистощимые и помощь Божия, чтобы вести к вечности народ Божий в наше непростое время. В этот волнующий час меня укрепляет и ободряет вера во всеблагой Божественный промысл и великие обетования Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего Своим ученикам и апостолам: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14:27); «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Усматриваю я, многогрешный, промысл Божий и в том, что мое избрание совершилось в столь близком и родном моему сердцу граде святого Петра, а будущее служение предстоит мне проходить на границе с Финляндией — той страной, где я несколько лет обучался на Богословском факультете Хельсинкского университета, постигая вместе с богословием язык и культуру народов, среди которых мне надлежит теперь нести свое новое церковное послушание. Веря, что «от Господа стопы человеческие исправляются» (Пс. 36:23), с чувством глубокого благоговения горячо молюсь, чтобы благодать Божия дала мне силы, которых всегда недостает, но «невозможное человеку возможно Богу» (Мф. 19:26). Конечно, сейчас я еще не могу в полной мере осознать всех тех трудностей, которые меня ожидают, но скажу лишь словами святителя Филарета, митрополита Московского, что «епископство для меня не честь, а подвиг».

http://patriarchia.ru/db/text/3037681.ht...

Через несколько дней после преставления святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова мы отмечаем праздник Покрова Пресвятой Богородицы , который заставляет нас вновь и вновь вспоминать о материнской заботе , оказываемой нам Пречистой Девой. Мне кажется, близость этих двух дат не случайна или хотя бы символична. Можно даже предположить, что тайна Иоанна Богослова (и, более того, важные аспекты христианской сотериологии) раскрывается в богородичных праздниках Успения и Покрова. Если Успение являет нам истину вечной материнской любви Пречистой Девы («Во Успении мира не оставила еси, Богородице»), то праздник Покрова нам демонстрирует осуществление этой любви – молитва как деятельное заступничество, покрывающее нас от всякого зла. Если Покров Божией Матери был явлен единожды константинопольскому юродивому Андрею, то свидетельство заступничества «апостола любви» могли наблюдать в течение первых веков христианства все желающие – именно этому посвящен весенний день его памяти (напомним, 21 мая Церковь вспоминает ежегодное появление чудотворного тонкого праха на могиле святого апостола). Вот перед этой деятельной любовью, берущей свое начало в Источнике Жизни – Боге – и отступают смерть и тление. Житие Иоанна Богослова В самом начале своего служения, вслед за братьями Петром и Андреем, Иисус призвал и двух детей рыбака — старшего Иакова и младшего Иоанна. Призыв Христа они слышали на берегу Галилейского моря, в свой обычный трудовой день. Иоанн стал одним из любимых учеников Христа, особо приближенных к Нему. Именно он следовал за Христом, когда Его, преданного Иудой, вели из Геф­си­ман­ско­го са­да на суд нечестивых пер­во­свя­щен­ни­ков Ан­ны и Ка­иа­фы. Он прошел вслед за Господом по крестному пути, всем сердцем скорбя о Его страданиях. Уже со Креста, обращаясь к Богородице, Господь Иисус Христос сказал про Иоанна: «Же­но, се сын Твой» и обратился к Иоанну: «Се Ма­ти твоя» (Ин.19:26-27). Вплоть до самого Успения Богородицы, Иоанн служил Деве Марии как родной матери, и Она жила в его доме.

http://pravmir.ru/prestavlenie-apostola-...

Молитву можно весьма условно разделить на три части. В первой доминирует тема славы: Иисус просит Отца прославить Сына той славой, которую Он имел у Отца прежде бытия мира ( Ин. 17:1–5 ). Вторая часть – молитва об учениках: Иисус просит Отца соблюсти их в единстве, освятить их истиной, сохранить от зла ( Ин. 17:6–19 ). Наконец, в третьей части Иисус молится о тех, кто уверует по слову учеников, то есть обо всех будущих поколениях Своих последователей ( Ин. 17:20–26 ). Евангелист не говорит, где была произнесена молитва – в комнате, где совершалась Тайная вечеря, или уже на пути к Гефсиманскому саду. Возможен и тот, и другой варианты. Первый подкрепляется тем, что лишь после окончания молитвы «Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его» ( Ин. 18:1 ). Второй вариант основывается на предположении, что та часть беседы с учениками, которая следует за словами «Встаньте, пойдем отсюда» ( Ин. 14:31 ), была произнесена на пути в Гефсиманский сад. 1. Молитва о славе 1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, 2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. 3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. 4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. 5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Лейтмотивом прощальной беседы Иисуса с учениками была мысль о Его восхождении к Отцу. Это восхождение, отмечает современный богослов, не может быть сведено к какому-либо конкретному событию, происшедшему во времени и пространстве, будь то смерть Иисуса на кресте, Его воскресение или Его вознесение на небеса. Восхождение Сына к Отцу начинается после того, как от беседы с учениками Он обращается к беседе с Отцом. Начало молитвы созвучно словам, которые Иисус обратил к Отцу, когда душа Его возмутилась при мысли о предстоящем «часе» страданий и смерти: «Отче! прославь имя Твое» ( Ин. 12:27–28 ). Оно также напоминает о первых словах беседы с учениками: «Ныне прославился Сын Человеческий» ( Ин. 13:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мир — это нормальный богоустановленный порядок мировой жизни, порядок постепенного гармоничного развития отдельной личности и всего человечества, порядок последовательного свободного, разумного осуществления людьми высших целей истории и мироздания в целом. Наиболее выразительное святоотеческое определение понятия «мир» дано св. Григорием Нисским: «Мир — это настроение, полное любви». § 2. Разрушение мира — дело безнравственное, бесчеловечное и богопротивное Первым возмутителем мира был «древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Откр 12:9), открывший духовную брань против Самого Бога. Всячески противясь воле Божией и следуя лишь своим «похотям», он стал «человекоубийцей от начала» (Ин 8:44), ибо его завистью вошел в мир грех и грехом смерть (Прем 2:24), а люди, потомки Адама, стали в отношении к Богу «отчужденными и врагами, по расположению к злым делам» (Кол 1:21). Диавол не только вверг человека в мучительное рабство греху, в постыдное служение страстям и похотям (Ри.мл. 1, 26—27), но и всеял в общественную жизнь семена раздоров, вражды, ненависти и братоубийства, дабы ниспровергнуть весь богоустановленный порядок жизни на земле. Дети диавола (Ин 8:44; 1 Ин 3:10) продолжают разрушительное дело этого исконного врага Божия. В личной жизни, заглушая голос совести, они бесстыдно попирают нравственный закон, растлевают себя (Иуд 1:10), руководствуются плотской мудростью (2 Кор 1:12), ценят лишь земное и вещественное (Лк 12:19). В общественных отношениях они являются распространителями соблазна, строителями царства тьмы (Лк 22:53), того «мира», все ценности которого суть «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2:16). Дети диавола преданы социальной неправде (1 Ин 3:10), не знают милосердия (Мф 25:41–43), действуют из корыстно–эгоистических побуждений, бессердечно попирают права других, разжигают ненависть и вражду, ввергая целые народы в пучину братоубийственных войн. § 3. Воплощение Сына Божия — основа воссоздания мира Сын Божий явился, чтобы «разрушить дела диавола» (1 Ин 3:8), «создать в Себе Самом… нового человека» (Ефес 2:15) — «по Богу, в праведности и святости истины» (Ефес 4:24) и Своей жизнью, делами любви, искупительным подвигом и прославлением восстановить во всех сферах человеческой жизни нарушенный грехом мир.

http://blog.predanie.ru/article/bogovopl...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010