· Как говорит слово Божие о духовном величии Девы Марии? И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем… что сотворил Мне величие Сильный ( Лк.1:47–49 ). И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд ( Откр.12:1 ). Кто это блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами? ( Песн.6:10 ). · Кто первый дал пример и научил почитать Деву Марию, как Матерь Божию? И Он [Иисус Христос] пошел с ними, и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем ( Лк.2:51 ). Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорил Матери Своей: Жено! се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе ( Ин.19:26–27 ). · Примечание. Иисус Христос в течение земной жизни оказывал, без сомнения, всяческое почитание Пресвятой Деве, как Матери Своей; и даже в самую предсмертную минуту обнаружил особенную сыновнюю заботливость о Ней, поручив Ее попечению Иоанна Богослова, а в лице его научив и всех остальных почитать Пресвятую Богородицу. · Откуда видно, что Ее почитали уже в первое время, еще при жизни? Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыгрался младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Св. Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне! ( Лк.1:41–43 ). Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив глас из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы Тебя питавшие! ( Лк.11:27 ). Ангел, вошедши к Ней, сказал: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами ( Лк.1:28 ). · На чем основывается молитвенное прославление Богородицы и обращение к Ней? И сказала Мария: отныне будут ублажать Меня все роды ( Лк.1:48 ). Стала Царица одесную Тебя в офирском золоте. И возжелает Царь красоты Твоей, ибо Он Господь Твой, и Ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами и богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Вся слава дщери Царя внутри… Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки ( Пс.44:10–14,18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«И заставили проходящего...» (стих 21). Евангелист Марк к заметке Матфея ( Мф.27:32 ) прибавляет, что Симон шел с поля и проходил мимо процессии, шедшей на Голгофу. Но что делал Симон в поле, евангелист не говорит. Может быть, он и не работал, а просто осматривал его, а может быть – и работал. В последнем случае приходится предположить, что пасхальный покой еще не наступал. По общепринятому толкованию, Симон возвращался именно с работы... Затем евангелист Марк упоминает о том, что Симон был отцом Александра и Руфа. Очевидно, читателям Евангелия, римским христианам, оба эти лица хорошо известны и, быть может, Руф – это тот самый Руф, о котором апостол Павел упоминает в Послании к Римлянам ( Рим.16:13 ). «Вино со смирною» (стих 23). Последнее вещество, будучи примешано к вину, сообщало ему одуряющие свойства. Господь потому не принял такого вина, что хотел умереть в состоянии полного сознания. У евангелиста Матфея мысль как будто несколько иная: Христос не хотел пить уксуса, смешанного с горькой желчью ( Мф.27:34 ), именно в силу дурного вкуса вина (ср. Пс.68:22 ). Но тот и другой мотив непринятия Христом поднесенного Ему вина могли в настоящем случае совмещаться. «Был час третий» (стих 25). Евангелист Марк не совсем точно определяет здесь час распятия; на самом деле это был 6-й час, как это видно из Евангелия Иоанна, написанного после Евангелия Марка, очевидно, с целью дополнить и исправить некоторые хронологические неточности, встречающиеся у синоптиков ( Ин.19:14 ). Поэтому некоторые древние толкователи, например, блаженный Иероним , говорили, что в Евангелии Марка произошла ошибка: переписчик вместо буквы ς– «шесть», поставил букву γ – «три». Другие прибавляли к выражению «час третий» частицу ς – «как бы», «примерно». Но что Христос не мог быть распят в третьем, т.е. по-нашему в девятом часу утра, это, кажется, не требует и доказательств: так много событий совершилось до этого времени с «утра», когда первосвященники во второй раз собрались на совещание (стих 1). Мк.15:26 .  И была надпись вины Его: Царь Иудейский.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Миротворческие усилия Московского Патриархата на Ближнем Востоке продиктованы евангельским учением о стремлении к миру как одной из основополагающих ценностей человеческого рода. Миротворчество присуще Церкви как одна из важнейших миссий её служения в окружающем мире. Содействие утверждению мирного сосуществования между людьми опирается на Священное Писание и Предание Церкви, подтверждено историческим опытом бытия Церкви. Мир является даром Божиим и благословением от Господа. «Господь благословит народ Свой миром» (Пс. 29, 11), можем мы найти у псалмопевца Давида. Другой ветхозаветный пророк Исайя восклицает: «Господи! Ты даруешь нам мир» (Ис. 26, 12). Христос благословляет Своих учеников «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14, 27). Перенимает это благословение апостол Павел, жизнь и служение которого были тесно связаны с древней Антиохией, и, в свою очередь, благожелает верующим: «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем» (2 Фес. 3, 16). В основании церковного миротворчества лежит любовь к человечеству как венцу творения Божия, стремление защитить священный дар жизни, заповеданные Иисусом Христом: «…Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 37-39; Мк. 12, 30-31; Лк. 10, 27). Призыв к миротворчеству как неотъемлемой составляющей нравственного роста и совершенствования человека содержится в Нагорной проповеди Иисуса Христа, где среди заповедей блаженств упоминается следующая: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9). О значении воплощения в жизни христианина этой заповеди свидетельствует обещанное сыновство, как теснейшее отношение между человеком и Богом. Данная заповедь была воспринята апостолами и передана первым христианским общинам и всем последующим поколениям христиан. Апостол Павел побуждает «искать того, что служит миру» (Рим. 14, 19), «обуть ноги в готовность благовествовать мир» (Еф. 6, 15), а апостол Пётр призывает: «…ищи мира и стремись к нему» (I Пет. 3, 2). Вся апостольская проповедь проходила под знамением мира.

http://bogoslov.ru/article/4220472

Она называется духовное Христово тело; её святые чада – члены духовные, имеющие и признающие преблагословенную Главу Христа, верою и любовью соединенные с Главою. Так именует её св. Апостол: якоже во едином телеси (естественном) многи уды имамы: уды же вси не тожде имут делание: такожде мнози едино тело есмы о Христе, а по единому друг другу уди ( Рим.12:4 и 5; ср. 1Кор.10:17, 12:27 ; Еф.1:22 и 23; 4:12 и 16; 5:23 и 30; Кол.1:18 и 24). Называется Церковь дом Божий: так как в ней Бог, как в доме Своём, освященном кровию Христовою, благоволит милостиво обитать и сохранять его (дом): да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива ( 1Тим.3:15 ; смотр. еще Евр.3:6 ; 1Пет.4:17 ). Называется Церковь невестою Христовою. Так Апостол её называет: обручих вас (говорит он к верным) единому Мужу деву чисту представити Христови ( 2Кор.11:2 ; см. Ис.62:5 ; Ос.2:19 и 20; Еф.5:32 ). Обручители её суть пророки и апостолы. О чём св. Златоуст так рассуждает: «вся Церковь дева. Ибо ко всем беседуя говорит и к мужам и женам посягшим. Но повидим как обручил нас, какое вено, какие дары нося: ни сребро, ни злато, но царствие небесное. Образом сего было дело при Аврааме, который послал верного раба обручити (сыну) отроковицу языческую. (Быт. гл. 24). И здесь Бог послал рабов Своих (пророков) обручити Сыну Своему Церковь ». Называется Церковь матерь верных. Возвеселися неплоды нерождающая, возгласи и возопий нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа, утешает её Сам Бог чрез пророка ( Ис.54:1 ). Она чад своих рождает не от семени истленна, но неистленна словом живаго Бога и пребывающа во веки ( 1Пет.1:23 ). Воспитывает их и возращает пищей Божия Слова и св. Таин ( Гал.4:26 и 27). Называется Церковь двор овчий. Так называет её Христос; не входяй дверьми во двор овчий, но прелазяй инуде, той тать есть и разбойник ( Ин.10:1 и след.). В этом святом дворе верные, как овцы кроткие, незлобивые, мирные, любовные, простосердечные, водворяются и пасутся от Господа Пастыря своего, душу Свою за них положившего ( Пс.22:1 и 2).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Послушайте, что о сих духах-проповедниках новых учений говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов: возлюбленнии, не всякому духу веруйте, а искушайте духи, аще от Бога суть, яко многие лжепророцы изыдоша в мир. О сем познавайте Духа Божия, и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа, во плоти пришедша, от Бога несть; и сей есть антихристов, его же слышасте, яко грядет; и ныне в мире есть уже ( 1Ин.4:1 –З) 1 . Свидетельство слова Божия о лжепророках и лжеучителях Слово Божие указывает признаки ложных пророков: Ис.41:22 ; Иер.28:29 ; Мф.24:24–27 ; 2Пет.2:1–2 ; Мф.7:20 . Они суть хищные волки, коих нужно остерегаться: Мф.7:15 , Срав. 1Ин.4:1 . Осмеливаются пророчествовать ложные видения во имя Божие: Иер.14:14 ; срав. Иер.23:26–27:15:29 . Свидетельства Слова Божия о наказаниях ложным пророкам: Иер.2:30–32 ; Деян.13:10–11 . Наказание тем, которые слушают лжепророков: Иер.14:16 ; Иез.14:10 . Итак, бросьте бесправных решителей грехов ваших (лжепрор. и лжеучит.): они сугубо вяжут совесть вашу, обратитесь к богоучреждённому чину пастырей Церкви Божией, преемственно от святых апостолов власть имеющих вязать и решить грехи ( Мф.18:18 ) человеков, власть действительную, а не мнимую, не вымышленную. Краткое объяснение мест Священного Писания, относящихся к вопросу о лжеучителях и лжепророках Мф.7:13:15 . «Входите тесными врагами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими... Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». Объясн. Врата тесны бывают для тех, кто не любит мирские: похоть плоти, очей, гордость: 1Ин.2:15–16 ; а напр. «к лукавым делателям», «отступникам от веры» и т.п. эти слова не относятся, но о них говорится: 2Кор.11:13–15 ; 1Тим.1:3–7:4:1–2 ; 2Тим.4:3 ; 2Пет.2:1–3:3:16–17 ; 1Кор.8:2 . Лк.9:50 . «Иисус сказал ему: не запрещайте; ибо, кто не против вас, тот за вас». Объясн. Не ко всем эти слова могут быть одинаково отнесены. Сыновья первосвященника Скевы тоже хотели именем Господа изгнать злого духа, но потерпели поражение: Деян.19:13–16 ; в Евангелии же говорится, что грешников Бог не слушает: Ин.9:31 , не послушает и лжеучителей: 2Пет.2:1–2 ; Деян.20:30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Созидание истинной Церкви, имеющей главою Самого Иисуса Христа, происходило через посредство апостолов и их преемников: «Проходя же по городам, они (апостолы) предавали верным соблюдать определения, постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме; и Церкви утверждались верою, и ежедневно увеличивались числом» ( Деян.16:4–5 ). «Быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» ( Еф.2:20–21 ). «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Церковь едина, как одно тело и один дух... Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф.4:4–5 ). Свята: «Освяти их истиною Твоею; слово Твоё есть истина... И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» ( Ин.17:17:19 ). Она будет существовать до скончания века: «Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют её» ( Мф.16:18 ). «И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:20 ). «Чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф.5:27 ). Сия то Церковь возлюблена Господом Богом: «Как Христос возлюбил Церковь , и предал Себя за неё...» ( Еф.5:25 ). Только этой Церкви учение и действия святы: ( Еф.5:26–27 ). И дабы сподобиться вечного блаженства, к ней надо принадлежать, оказывая полное послушание ей: «Если и церкви не послушает; то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). Отпадшие от Богоучреждённого единения в Церкви и к тому же соблазняющие других называются лжеучителями, вводящими пагубные ереси: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси, и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении... Ибо, если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого» ( 2Пет.2:1–2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Евхаристическое общение не обеспечивает спасения, но является одним из его обязательных условий 6 . Его обязательность вытекает из слов Спасителя: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ). Таким образом, потребность христианина в евхаристическом общении, о которой говорилось выше, сочетается с его обязательностью, подобно тому, как потребность организма в пище сочетается с обязательностью ее приема; как отказ от обычной пищи представляет собой физическое самоубийство, так отказ от евхаристического общения, пренебрежение им не может быть расценено иначе, как самоубийство духовное. Именно необходимость и обязательность участия в Евхаристии всех членов Церкви выделяет ее, как и Крещение, из числа других таинств. Евхаристия столь же обязательное условие для достижения спасения, как и Крещение. Как известно, питание необходимо для поддержания жизни, которая без питания прекращается. В той же степени Причащение необходимо для поддержания начинающейся Крещением духовной жизни христианина: длительное лишение Причащения угрожает ей в такой же степени, как и длительное голодание угрожает жизни телесной 7 . Обязательность Причащения для каждого христианина обусловлена Самим Господом. Устанавливая таинство Евхаристии, Он сказал не только: «Сие есть Тело Мое» и «Сия есть Кровь Моя», но предварил эти слова призывом: «Примите, ядите» и соответственно: «Пейте из нее (чаши) все» ( Мф.26:26–27 ), а повелением: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ) показал, что призыв этот относится не только к присутствовавшим на Вечери апостолам, но и ко всем Его последователям всех времен и народов. И христиане с самого начала существования Церкви считали регулярное Причащение обязательным для каждого из них. Об этом свидетельствует один из отцов Второго века – святой Игнатий Богоносец . В одном из своих посланий он писал: «Итак, старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога» 8 . А писатель сравнительно позднего времени, св. Иоанн Дамаскин тоже утверждал, что человек, состоящий из души и тела, нуждается в пище духовной и физической; в пищу духовную Иисус Христос дал нам Свою Плоть и Кровь, которые подаются в Евхаристии под видом хлеба и вина 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Матфей часто подтверждает свои слова ссылками на пророков: «да сбудется реченное», «сбылось реченное». Для него и его читателей важно: Иисус есть Христос, Мессия, обещанный Избавитель и Царь Израиля.  Однако на этом Матфей не останавливается. По Воскресении, утверждает он, Христос более не принадлежит одному Израилю — Он раздает Себя всему человечеству. Уже не «на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (10:5–6), а «научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (28:19). Но это не внезапный «разворот на сто восемьдесят градусов», а логичное продолжение темы Нового Завета: накануне Тайной Вечери, объясняя действие женщины, омывшей Его миром, Он предупреждает, что «будет проповедано Евангелие в целом мире» (26:13), а уже на самой Вечере подчеркивает, что Его Кровь — это и есть Новый Завет, она изливается за многих (26:27-28). И именно потому, что Христос — новая жертва, принесенная за многих , после Воскресения Его Слово и проповедуется многим за пределами Израиля. Теперь Он уже Царь всего мира!  Итак, простой сборщик налогов Матфей оказывается не просто «летописцем» жизни Христа, но и одним из первых богословов. Яркий пример того, как просвещенный светом истины человек «прыгает выше головы». В этом смысле Матфей очень похож на своего коллегу — «старшего мытаря» Закхея из 9-й главы Евангелия от Луки, который, пожелав видеть Иисуса, влез на смоковницу, потому что был мал ростом. Вот и Матфей влез на «смоковницу», можно даже сказать — древо Жизни, Священное Писание, чтобы узнать Христа.  Обвиняемый в «язычестве» Сравнительно недавно в церковный календарь внесли имя священномученика Филумена Святогробца, трагически погибшего почти в наши дни — в 1979 году. Он был настоятелем храма у колодца Иаковлева, где произошла историческая встреча Христа с самарянкой (Ин. 4), и постоянно получал угрозы: его обвиняли в «язычестве» и «осквернении святого места». А в конечном итоге его жестоко убил психически больной мужчина, иудей, ранее убивший врача-абортмахера и целую смешанную арабо-еврейскую семью. Душевнобольной мужчина считал, что выполняет волю Бога.

http://pravmir.ru/prostoj-sborshhik-nalo...

Большинство людей не придает никакого значения тому, какие помыслы постоянно проходят в их душе, признавая вполне достаточными вышеозначенные начальные шаги в жизни духовной и считая себя вполне правыми пред Богом, если избегают явно худых, порочных дел или делают какое-либо добро людям, считая свои добрые дела подлинным проявлением христианской любви и забывая слова Христовы, что лишь по очищении внутреннего, то есть сердца, внешнее их (то есть дела) чисты будут (Мф. 23: 26). Людям мира сего кажется даже прямо смешным и странным, что главное существо христианской духовной жизни сосредоточивается внутри: подобное постоянное бодрствование над помыслами, самоуглубление и духовное созерцание – дело пустынников, а не людей, живущих в миру, скажут они. Но думающие и говорящие так обнаруживают незнание истинного учения Христова. Не Христос ли Сам говорил: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17: 21), не Он ли изъяснил, что истинное служение Богу совершается в Духе и истине (Ин. 4: 24)? Не Он ли осудил людей, чтущих Его устами, а сердцем далеких от Него (Мф. 15: 8; Ис. 29: 13)? Не Он ли говорил, что оскверняют человека лишь исходящие из сердца помышления злая (Мф. 15: 19) и что очищать нужно не тело только, даже не око, но вожделения сердца, возникающие при воззрении ока (Мф. 5: 28)? Не Он ли на горе (Мф. 5) заповедал Своим последователям обогащать себя более всего добродетелями Духа (смирением, сокрушением, кротостью, алканием правды, милосердием, чистотой, мирным настроением духа, страданием за правду и радостью в гонениях за имя Его), требующими по преимуществу подвига внутреннего? Не Он ли словом Своим постоянно очищал самое сердце учеников Своих от тщеславия, пристрастия к благам мирским и т.д., после того как апостолы, последовав за Ним, внешним образом уже оставили всё (Мф. 19: 27)? Не апостолы ли внушали верующим: умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение (Кол. 3: 5)? Итак, неразумно поступают люди века сего, когда осмеивают внутреннее духовное делание подвижников (духовное бодрствование и борьбу со страстями), существенно необходимое для всех истинных последователей Христовых.

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/907-...

Но уже у некоторых пророков встречаются выражения, из которых можно заключить, что умершие не просто спят вечным сном, но испытывают и определенные состояния. Так, пророк Иезекииль говорит, что «пораженные, падшие от меча» будут положены среди необрезанных в самой глубине преисподней (32, 18–32). А пророк Исаия о посмертной участи нечестивых говорит: червь их не умрет и огонь их не угаснет (66, 24). Ветхозаветная религия, в лице пророков, чает воскресения мертвых. Эту надежду высказывает праведный Иов, когда говорит: …я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его (19, 25–27). О всеобщем воскресении говорит вполне определенно Исаия («Оживут мертвецы Твои», 26, 19), осуществление его предвидит Иезекииль (гл. 37). По воскресении для праведников будет вечная блаженная жизнь, а грешникам – посрамление ( Дан. 12, 2 ). Однако ряд важных особенностей выделяют ветхозаветную религию из прочих религий. Это учение о творении мира из «ничего» 358 , о сотворении человека как образа Божия, о грехопадении человека и др. Здесь остановимся на ее учении о Мессии и особом избранничестве еврейского народа. 1 . Ожидание Мессии (греч. Χριστζ – Помазанный; евр. – машиах – Помазанник) является центральным пунктом ветхозаветного Откровения, душой всей ветхозаветной религии. В отдельных ветхозаветных книгах Мессия наделяется различными чертами: царя, первосвященника, пророка. В некоторых текстах Он объединяет в Себе все эти служения ( Иер. 33, 14–18 , и др.) Но самое важное, что Он является Спасителем всего человечества, евреев и неевреев, от греха, зла и страданий, Который принесет на землю правду и истину и устроит вечное Божие Царство всеобщей святости, любви и мира ( Ис. 25,3 ; Мих. 4 и др.). Но невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания ( 2Пет. 3, 16 ), и это Откровение Божие о Христе. Иудейские священники, богословы и учители внушили своему народу чисто земное, вполне языческое, политическое истолкование Мессии: Он будет еврейским царем, которому подчинятся все народы земли и для еврейского народа наступит царство полного земного благоденствия 359 . Отсюда становится понятным, почему за учение о Своем Царстве не от мира сего ( Ин. 18, 36 ) был отвергнут пришедший Мессия Господь Иисус Христос, и богооткровенная ветхозаветная религия прекратила свое существование. Возник иудаизм, сохранивший во многом внешнюю, формальную сторону ветхозаветной религии, но утративший ее существо.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010