И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворена, единосущна Отцу, Имже вся быша. Те, которые научились веровать во Единого Бога, Отца Вседержителя, должны веровать и в Сына Единороднаго. Ибо «всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца» ( 1Ин. 2:23 ) и «никто не знает Отца, кроме Сына, и кому Сын открыть восхощет» ( Мф.11:27 ), а «кто не верует в Сына, не узрит жизни, но гнев Божий пребудет на нем» ( Ин. 3:36 ). И так, прежде всего, мы веруем, что Он есть Единый Господь, нераздельный от Отца по существу Своему, как Сам о Себе свидетельствует: «Отец во Мне и Я во Отце. Я и Отец едино есмы» ( Ин. 14:10; 10:30 ). Едино по Существу, а не Лицами, едино по власти и хотению, ибо не два Бога, но Един. Никогда Бог Отец не был без Бога Сына, потому и назван Он Рожденным прежде всех век. Тайна же Его Божественного рождения недоступна уму человеческому, еще менее Слову, ибо не так, как бренное человеческое слово временно рождается от ума, родилось предвечно безначальное Слово Божие из существа Отчего. «В начале было Слово, и Слово было к Богу, и Бог был Слово» ( Ин. 1:1 ), говорит Св. Писание. И мы ли проникнем более Евангелиста? Тот же Апостол называет еще «Сына Божия Сущаго с лоном Отчем Единородным» ( Ин.1:18 ) и сие повторено в Символе, составленном из слов Писания: ибо Один только есть Сын Божий по естеству. Те же, которые между человеками называются сынами Божьими, носят такое имя по благодати усыновления, как верные и избранные. Но и сия благодать даруется им чрез Единородного, ибо «тем, которые прияли Его, верующим во имя Его, дал власть соделываться Божьими». ( Ин. 1:12 ) С Божественными именами Господа поставлены и человеческие имена Его, Иисуса Христа, чтобы постепенностью самых имен возводить нас к тайне воплощения. Первое имя Иисус значит по-еврейски Спаситель, и дано было Ангелом, возвестившим Его рождение: «ибо Он спасет людей своих от грехов их» ( Мф.1:21 ). Второе – Христос означает Помазанника и взято от подобия помазания, коими освящались у евреев Цари, Первосвященники и Пророки, ибо все три достоинства равно свойственны Иисусу. Но в высшем духовном значении: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие», – воспевает Давид. – «Для сего помазал Тебя, Боже, Бог Твой, елеем радости более сопричастников Твоих» ( Пс. 40:8 ). А сие таинственное помазание, которое, по выражению Псалма, дается Богом Богу, изъясняет Сам Христос: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал и послал Меня благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать плененным освобождение и слепым прозрение, отпустить сокрушенных в отраду» ( Лк.4:18 ) От имени Христа проистекло и то новое имя христиан, которое обещал Бог верующим устами Пророка: «работающим Мне наречется имя новое, которое благословится на земли» ( Ис. 65:15, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Каково участие Лиц Святой Троицы в спасении человеческого рода? Богу Отцу принадлежит благоволительное определение в Совете Божием спасти людей через Своего Единородного Сына: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Через Воплощение и искупительную Жертву Сын совершает наше спасение. Господь во время Своего земного служения неоднократно говорил, что Он пришел для того, чтобы исполнить волю Отца. «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4, 34). «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин. 5, 36). «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее; сию заповедь получил Я от Отца Моего». (Ин. 10, 17-18) Апостол Петр (1 Пет. 1, 18-19) говорит, что мы искуплены «от суетной жизни… драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца». Святой Дух усвояет искупленным грешникам заслуги или, лучше сказать, искупительные плоды Жертвы Христовой и Своим содействием совершает в сердцах человеческих дело спасения: «Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению». (2 Фес. 2, 13) Везде в Свщ. Писании, где говорится о благодатном освящении человека, предполагается действие Святого Духа. Например, Ин. 3, 5: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие». 3. Учение Церкви о Христе Спасителе 3.1. Учение о Лице нашего Спасителя или о таинстве Воплощения Наиболее важным вероучительным документом по данному вопросу является орос IV Вселенского собора (451 г): «Итак, последуя святым отцам, все согласно поучаем исповедывать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы Богородицы по человечеству, одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно Лицо и одну Ипостась, — не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и единородного Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности пророки (учили) о Нем и (как) сам Господь Иисус Христос научил нас, и (как) предал нам Символ отцов». 3.1.1. Господь Иисус Христос есть истинный Бог

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

О том, что Иисус скоро вернется, Он скажет еще не один раз в Своей прощальной беседе с учениками: Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня ( Ин.14:18–19 ); Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам ( Ин.14:28 ); Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня… Вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять… и в тот день вы не спросите Меня ни о чем ( Ин.16:16, 22–23 ). Во всех этих случаях Иисус говорит о Своем воскресении. О Своем втором пришествии Иисус также неоднократно говорил ученикам в последние дни перед арестом, в частности, в беседе на горе Елеонской, подробно изложенной у Матфея ( Мф.24:3–44 ). На Тайной Вечере Иисус говорит ученикам: Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего ( Мф.26:29 ). Под «тем днем» в данном случае понимается не воскресение Иисуса, а Его пребывание в доме Отца – там, где обителей много и куда Он обещал взять Своих учеников. Наконец, третье понимание подтверждается словами, которые Иисус сказал Петру: Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною ( Ин.13:36 ). Эти слова, как и то, что Иисус скажет Петру после Своего воскресения ( Ин.21:18–19 ), являются предсказанием о мученической смерти Петра. Повторив путь Иисуса, пройдя через страдания и смертную казнь, Петр придет туда, куда Иисус идет сейчас, – в дом Небесного Отца. Высказывалось также предположение, что, говоря о Своем возвращении, Иисус имеет в виду возвращение к каждому христианину в момент его смерти для того, чтобы взять его в небесные обители Отца 411 . Возможно, как это часто бывало, когда Иисус предсказывал будущее, различные временные пласты в Его речи совмещались или перекрещивались и, говоря о Своем возвращении, Он имел в виду и воскресение, и второе пришествие, а говоря о том, что возьмет учеников с Собой, имел в виду и их собственный мученический путь, и ту небесную славу, которая ожидала их за порогом смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1) когда Он исцелил человека, слепого от рождения ( Ин.9:35–37 ); 2) перед воскрешением Лазаря ( Ин.11:4 ); 3) когда Он беседовал с иудеями, обвинявшими Его в богохульстве, потому что Он называл Себя Сыном Божиим ( Ин.10:36 ); 4) когда Он стоял как подсудимый перед еврейским первосвященником ( Лк.22:70 ). 177. Что сказал Господь Иисус Христос прозревшему слепому? Прозревшего слепого Господь Иисус Христос спросил: «Ты веруешь в Сына Божия?», на что исцеленный ответил вопросом: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» На это Господь Иисус Христос сказал: «И видел Ты Его, и Он говорит с тобою». Прозревший же сказал: «Верую, Господи!» и поклонился Ему. 178. По какому поводу Господь Иисус Христос назвал Себя Сыном Божиим, стоя на суде перед еврейским первосвященником? Перед еврейским первосвященником Господь Иисус Христос назвал Себя Сыном Божиим, когда в синедрионе собрались старейшины иудеев и книжники и с криком спрашивали Его: «Итак, Ты Сын Божий?», на что Иисус ответил: «Вы говорите, что Я». 179. Называл ли Господь Иисус Христос Себя также Единородным Сыном Божиим? Господь Иисус Христос называл Себя также Единородным Сыном Божиим в разговоре с тайным учеником Своим Никодимом ( Ин.3:16–18 ). 180. Что значит – «Единородный Сын Божий»? Название «Единородный Сын Божий» значит, что Господь Иисус Христос – единый и истинный Сын Божий, имеющий одинаковое естество с Богом Отцом. 181. Говорил ли Господь Иисус Христос о Себе, что Он был прежде сотворения мира? Господь Иисус Христос говорил, что Он был прежде сотворения мира на Последней Вечере словами, обращенными к Небесному Отцу: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин.17:5 ). 182. Какими еще словами открыл Господь Иисус Христос, что Он от вечности? Что Господь Иисус Христос от вечности, Он открыл это еще словами: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин.8:58 ). 183. Говорил ли Господь Иисус Христос, что у Него такое же естество, как у Бога Отца?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

372 А – Также и иным способом 373 , что Он не отвергал веру, но принимал её в собственном лице без какого-нибудь рассечения или различения, хотя и 374 . А именно, когда Он исцелил слепорождённого 375 и насадил в нём сладостный и непривычный ему свет, то —131— заслуженно вызывал у всех удивление. Однако, избавленный от страдания был истязаем иудеями и исповедовал своего Врача. Христос же, повстречав Его, сказал: Ты веруешь ли в Сына Божия? ( Ин.9:35 ). И когда тот вскричал: Кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? ( Ин.9:36 ) – возгласил в ответ: И видел ты Его, и Он говорит с тобой. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему ( Ин.9:37–38 ). Однако разве не очевидно для всех, что Божественная и высочайшая природа совершенно невидима? Ведь Бога не видел никто никогда ( Ин.1:18 ), как написано. Если же Слово Бога Отца, отделив от Себя человеческую природу и как будто явив только её, решило, что следует верить в Него, обнажённое и одно, почему же Оно не побуждает облагодетельствованного, что нужно скорее восходить по аналогии (ναλογζεσθα) 376 к —132— Божественной природе, какая бы Она ни была, а явилось телесно, так что Явившееся было видно глазами? В самом деле, Он сказал: И видел ты Его, и Он говорит с тобою ( Ин.9:37 ). Разве не скажем мы, что Он показал плоть? 377 А – Так как же, наконец, плоть может быть Им, если не понимать это согласно единению, когда собственное Ему есть Он Сам? То же самое, конечно, справедливо и по отношению к нам. Ведь любой покажет неразделённо и вполне совершенно подобного нам человека – из души, говорю, и тела – показав только плоть. 378 А – Написал для нас и премудрый Иоанн, что много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин.20:30–31 ). Не менее способно вызвать изумление у всякого и то, что так ясно и открыто провозглашает иудеям божественный Пётр: Начальники народа и старейшины! Если сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелён; то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мёртвых, Им поставлен он перед вами здрав ( Деян.4:8–10 ). И немного спустя снова: и нет ни в ком ином спасения. Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, Которым надлежало бы нам спастись ( Деян.4:12 ). Тогда Кто же погрузился в смерть, и был вос-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

II. В новом завете учение о троичности Божьей совершенно ясно. а. Из евангельской истории видно, что Иисус Христос называл Себя Сыном Божьим. Название это, само по себе, без дальнейших определений, конечно, не означает еще божественной природы того лица, которому оно дается: сынами Божьими в св. Писании называются и все верующие в Бога ( Ин. 1:13 и мн. др.). Но Иисус Христос, называя Себя Сыном Божьим, употреблял это название в смысле собственного имени Своего, например: никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын восхощет открыть ( Мф. 11:27 ). Поэтому, обращаясь к Богу, Он никогда не говорит: Отче наш , хотя так именно заповедывал ученикам Своим призывать Бога в молитвах, но только: Отче, равно и в беседах Своих с учениками называл Бога или Своим, или их Отцом: Отец Мой, или Отец ваш небесный, но никогда не говорил: Отец наш ( Ин. 5:17 ; Мф. 5:48 и др.). Могло ли одно нравственное сыновство Богу, которое было бы общее у Иисуса Христа со всеми верующими, служить для Него основанием на то, чтобы называть Себя Сыном Божьим, как собственным именем Своим! Не объясняет этой особенности и то высокое звание, в каком Он явился пред народом, то есть звание Мессии. Если бы, будучи Мессией, Он не был Сыном Божьим по естеству, то, и как Мессия, Он не мог бы усвоять себе имени, совершенно равнозначительного имени: Бог. Действительно, Иудеи ожидавшие в лице Мессии только великого посланника Божьего, но не Бога, обвиняли Иисуса Христа в том, что, называя Себя Сыном Божьим, Он делает Себя равным Богу ( Ин. 5:18 ). Однако же и в этом случае Господь не отрицался от того, что говорил о Себе, и не обличал обвинителей в неправильном понимании слов Своих, а напротив свидетельствовался делами своими, что Он то и есть, чем называет Себя: дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сие, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня. И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне ( Ин. 5:36–37 ). Апостолы, при личном обращении с Иисусом Христом, называли Его обыкновенно Учителем и Господом, но в особенных случаях и тогда уже исповедовали Его Сыном Бога живаго ( Мф. 16:16 ) и Богом ( Ин. 20:28 ). Когда же потом проповедовали евангелие Христово по всему миру, то согласно учили, что Тот, о Ком они благовествуют, есть единородный от Отца ( Ин. 1:14 ), пребывающий одесную Бога ( 1Пет. 3:22 ), сущий над всеми Бог, благословенный во веки ( Рим. 9:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

   И вот, в свете всего сказанного выше об евхаристическом опыте и «знании» Тайной Вечери, на эти вопросы мы не только можем, но и должны ответить отрицательно. Подход этот неправилен, и неправилен опять-таки в ту меру, в какую определен он все тем же выделением евхаристического воспоминания, отрывом его от целостности священнодействия, о котором мы знаем уже, что оно все к воспоминанию направлено, все к нему, как к своему завершению, приводит.    Ведь в том как раз и весь смысл, вся бесконечная радость этого воспоминания, что вспоминает оно Тайную Вечерь не как «средство», а как явление, и больше чем явление, – присутствие и дар самой цели: того Царства, для которого создан был Богом мир, к которому призвал и предопределил человека и которое «в последние дни» (Евр. 1:2) явил в Сыне Своем Единородном, – Царства любви Отца к Сыну, любви Сына к Отцу и дара Духом Святым этой любви верующим: «Я в них, и Ты во Мне, да будут совершенны воедино... да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин. 17:23, 26).    Потому мы и назвали Тайную Вечерь событием завершительным, что, будучи явлением цели, она есть явление конца. Конец же этот – Царство Божие «не от мира сего» (Ин. 18:36), а потому неотмирно, хотя и совершившееся в «мире сем», явление его. «Я уже не в мире», – говорит Христос за Тайной Вечерью (Ин. 17:11). И потому что Он уже не в мире, и «не от мира» та Слава, которую в эту ночь, за этой трапезой, являет и дает Он ученикам («И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин. 17:22). Тайной Вечерью завершается земное служение Христа, и об этом свидетельствует Сам Христос в Своей прощальной беседе и первосвященнической молитве: «ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин. 13:31). «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин. 17:4).    Но тогда все то, что совершает Христос после Тайной Вечери и что после нее вспоминает евхаристическая молитва, раскрывается и в молитве этой, и в вере и опыте Церкви как следствие этого явления Царства, как первая, решающая и спасительная победа его в мире и над миром.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Если же это так и если одно из всех свойств телесных есть описуемость, то очевидно, что и Бог описывается во плоти или красками, или другим способом. Ибо то и другое из двух совершенно необходимо: если Он явился во плоти, то и описывается во плоти; одно другому соответствует, одно от другого зависит. Если же неистинно второе, то также и первое; но первое истинно, следовательно, и второе. Таким образом, и по Божественному учению, и по общему смыслу нелепо не исповедовать Бога описуемым во плоти, если Он явился во плоти. Потом и в другом месте доблестный муж говорит: «Я слышал, что некоторые предлагают живописать и необъятного Сына Божия; трепещи, слыша это» 1044 . Но кто из имеющих ум не посмеется над суемудрым? Разве он не читал, что взяли Иисуса и связали Его, и отвели Его сперва к Анне ( Ин.18:12–13 )? И еще в другом месте: взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями ( Ин.19:40 ). Разве он не исповедует Иисуса Богом? (515) Если же Он Бог, то как Необъятный был взят и связан? Не очевидно ли, что во плоти, как исповедал премудрый Павел? Да умолкнет же и этот обманщик, неистовствующий против Христа! Если бы он еще услыхал, что мы имеем и ядомого Бога, то, может быть, не только содрогнулся бы, но и расторгся бы, не вынося такой вести. [Col. 1217] Но что говорит Христос? Иядущий Меня жить будет Мною ( Ин.6:57 ). А он не иначе может быть принимаем в пищу, как во плоти. Подлинно, Христос, будучи вместе Богом и человеком совершенным, может быть называем по обоим естествам, из которых Он состоит, и по обоим в собственном смысле может быть представляем, так как свойства того и другого в единстве Лица Его не уменьшаются и не смешиваются. Свидетель этих слов Сам Бог и Слово, Который в одном месте говорит: ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину ( Ин.8:40 ), хотя говоривший это был и бессмертным Богом; а в другом месте говорит: вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий ( Ин.10:36 ), хотя сказавший это был и Сыном Человеческим (см. Ин. 1:51; 3:13 ). Таким образом, уделяя тому и другому естеству то, что свойственно тому и другому названию, мы нисколько не заблуждаемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

«Если Он называл богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание; Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствует, потому что Я сказал: Я Сын Божий» (Ин. 10: 35, 36). Ариане для подтверждения своей ереси ссылались на слова Христовы: «Отец Мой более Меня» (Ин. 14: 28). Православные им отвечают, и вполне справедливо, что Господь говорил это о Своем человеческом естестве. И если бы кто пожелал усомниться в таком именно толковании, то сомнение его разрушится при последовательном чтении Христовой речи. Эта часть прощальной беседы, от начала до 15 главы представляет собой утешение учеников в предстоящей разлуке и примирение их с ожидаемым уничижением Христа. Господь внушает им, что правительством беззащитного человека, но добровольное возвращение небесного посланника из земной юдоли уничижения к славе небесного Отца. «Да не смущается сердце ваше , — говорил Господь, — веруйте в Бога, и в Меня веруйте... Я иду приготовить место вам... Прииду опять и возьму вас к Себе... Не оставлю вас сиротами, прииду к вам» ( Ин.14: 1-3,18). Однако ученики Его не примиряются: Фома, Филипп и Иуда задают Ему вопросы, по которым видна их безутешная скорбь о предстоящей разлуке и уничижении Учителя. Он снова утешает их словами любви: «Да не смущается сердце ваше, не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и прииду к вам. Если бы вы любили Меня, — продолжает Господь, то есть если бы понимали, что служит к Моей славе, то поняли бы, что не уничижение ожидает Меня в смерти Моей по человечеству, в смерти того, что вы видите во Мне, ибо, умирая по человечеству, Я возвращаюсь к Отцу, Которые больше Меня при этой человеческой природе Моей, — если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу, ибо Отец Мой более Меня» (Ин.14: 27-28). Утешая учеников Своих в предстоящем распятии и смерти по человеческой Своей природе, мог ли Господь в этих словах Своих говорить о Своем Божестве, Которое не умирает? Ведь и без того Он только что исповедал Им Свое Божество и единосущие со Отцем: «Кто любит Меня, тот соблюдает слова Мои, и Отец Мой возлюбит его и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23), и немного раньше: «видевший Меня, видел Отца, как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» (Ин.14:9-10) Здесь указание на совершенную равночестность Отца и Сына.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ин.20:19 .  В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Ин.20:20 .  Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Здесь говорится (до 24-го стиха) о явлении воскресшего Христа ученикам вечером того же первого дня недели. Подробнее об этом явлении сообщает евангелист Лука ( Лк.24:36 и сл.). Иоанн прибавляет только к сказанному Лукой некоторые подробности. Так, он говорит, что в это время двери дома, где были собраны ученики, были заперты из опасения, как бы иудеи неожиданно не ворвались для того, чтобы схватить учеников Христа. Упоминая об этом обстоятельстве, Иоанн, очевидно, хочет отметить, что если Христос все-таки явился ученикам, то, значит, прославление Его по телу, по человечеству уже совершилось: Его уже не задерживают запертые двери, и тело Его свободно проходит через стены. Затем один Иоанн говорит о том, что Христос показал ученикам бок Свой (у Луки вместо этого упомянуты «ноги») 51 . Если же Иоанн не упоминает о недоумении и испуге учеников при виде явившегося им так неожиданно Христа (ср. Лк.24:37 ) и говорит только о радости, которую они при этом почувствовали, то это объясняется, конечно, обычным методом Иоанна – опускать подробности событий, известные из синоптических Евангелий. О радости же апостолов, упомянутой и у Луки ( Лк.24:41 ), он повторяет с целью показать здесь исполнение обещания, данного Христом ученикам в прощальной беседе ( Ин.16:20–22 ). Нужно заметить, что Христос, несомненно, указывал на Свои раны, причиненные Ему гвоздями и копьем, показывал с той целью, чтобы удостоверить учеников, что перед ними стоит именно их распятый Учитель. Конечно, Иоанн и жены, стоявшие при кресте, уже поведали апостолам, как воин пронзил копьем бок Христа, чего сами апостолы не видели. Ин.20:21 .  Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Так как ученики, оставив своего Учителя и Господа в часы Его страданий, этим самым как бы отказались и от порученного им дела распространения в мире учения Христова ( Ин.17:18 ), то Христос теперь снова восстанавливает их в их достоинстве и уничтожает всякие возникшие в них сомнения относительно своего права быть апостолами, говоря, что Он посылает их так же, как Его самого послал Отец. Этим Он уже дает им понять, что посылает их во всеоружии для того, чтобы они могли осуществить возложенную на них миссию, как и Его Отец послал со всей силой Духа ( Ин.3:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010