Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду описана в Евангелиях от Марка (14:33-42), Матфея (26:36-46) и Луки (22:39-46), каждое из которых добавляет новые подробности, а в Евангелии от Иоанна упоминается лишь одной строкой: «Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад» ( Ин.18:1 ). Это было уединенное место, где Христос часто собирался со своими учениками. Богословский смысл мы видим в словах Гефсиманской молитвы Иисуса. Это подтверждение того, что Он имел две воли: Божественную  и человеческую (полученную в связи с Его вочеловечиванием). Свт. Афанасий Александрийский, в частности, полагал, что моление Христа о чаше «показывает этим две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; и человеческая, по немощи плоти, отрекается от страдания, а Божеская Его воля готова на него». Гефсиманское моление Иисуса Христа, с точки зрения богословов, было выражением Его страха перед смертью, свойственного человеческой природе. Когда воля человеческая отказывалась принять смерть, а воля Божественная позволяла этому проявлению человечества, тогда Господь сообразно Своей человеческой природе находился в борьбе и страхе. Он молился, чтобы избежать смерти. Но так как Его Божественная воля желала, чтобы Его воля человеческая приняла смерть, — страдание стало вольным и по человечеству Христову. Данный сюжет весьма популярен в живописи в силу содержащихся в нем психологических и изобразительных возможностей. Одни художники традиционно следовали повествовательной линии: рисовали молящегося Христа и спящих учеников, окружали их любопытными бытовыми и пейзажными подробностями. Описание Представленная картина Генриха Гофмана «Христос в Гефсиманском саду» является зримым отражением того, как бы мог молиться Христос перед Своим Распятием. Спаситель представлен на коленях у камня в Гефсиманском саду « И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился», ( Лк. 22: 41 ). Лицо Его обращено к небу, голову окружает свечение в форме нимба, руки со скрещенными пальцами вытянуты перед собой.

http://azbyka.ru/art/hristos-v-gefsimans...

Скачать epub pdf Послание к пастве, по случаю праздника Светлого Христова Воскресения Христос Воскресе! «О, Пасха, избавление скорби!» – Вот слова пасхального богослужения, которыми св. Церковь хочет побудить нас, мои возлюбленные о Христе чада, всецело отдаться радости праздника Светлого Христова Воскресения. Может быть, некоторые из нас скажут: как вместить эти слова в сердца наши, когда мы так тяжко страдаем от скорбей. Последних всегда было много в нашей жизни и чем далее идет время, тем эти скорби становятся для нас тяжелее и невыносимее. Вот и ныне Господь посетил нас такими бедствиями, каких еще не было доселе. Настали времена, когда от разрушительных изобретений современной культуры нельзя укрыться ни в катакомбах, ни в горах, ни в пустынных местах. Мы являемся свидетелями чудовищного явления в человеческой жизни, когда истребляется смертоносными аэропланами мирное население, вплоть до неповинных женщин и детей. Теперь становится понятным, каким образом может быть истреблена третья часть живущих на земле людей, что произойдет перед самым вторым пришествием Господа и о чем говорится в Откровении Иоанна Богослова в таких словах: «Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней – как головы у львов, а изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей» ( Апок. 9:17–18 ). Итак, от какой же скорби избавляет нас св. Пасха? Несомненно, здесь разумеются не внешние скорби, которые омрачают нашу жизнь и отнимают от нас временное благополучие. Иначе Господь не указал бы на эти скорби, как на признак, отличающий Его последователей, сказавши: «В мире скорбни будете» ( Ин. 16:33 ). По учению Христа, эти скорби являются для нас даже спасительным путем, которым мы должны идти к вечной блаженной жизни, почему Господь и сказал: «Узкая врата и тесный путь, вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» ( Мф. 7:14 ). А великий Ап. Павел видит в этих спасительных для нас скорбях источник утешения Христова еще в земной нашей жизни. Во втором послании к Коринфянам он говорит: «По мере как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( 2Кор. 1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Среди его адресатов — Папа Римский Франциск, Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II, глава Англиканского сообщества архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби, председатель Совета Евангелической Церкви в Германии презес Николаус Шнайдер, глава Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии доктор Кари Мякинен. 1 апреля. ПРАВМИР. Святейший Патриарх Кирилл направил Пасхальное поздравление главам инославных церквей. Среди его адресатов — Папа Римский Франциск, Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II, глава Англиканского сообщества архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби, председатель Совета Евангелической Церкви в Германии презес Николаус Шнайдер, глава Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии доктор Кари Мякинен. «В эти светлые дни Пасхи мы торжественно прославляем «Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление» (2 Тим. 1:10)», — сказано в поздравительном обращении, размещенном на сайте Патриархия.ru . Патриарх напомнил, что сегодня христиане стоят перед лицом многих вызовов: в ряде регионов продолжаются кровопролитные конфликты, не прекращается вражда между людьми, предпринимаются попытки вытеснить христианские ценности из общественной жизни. «Но как бы ни была сложна окружающая нас реальность, мы призваны вместе побеждать зло «мира сего» , вдохновляясь словами Господа: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33)», — сказано в послании. Патриарх пожелал иерархам светлой пасхальной радости, крепкого здоровья и помощи Божией в ответственном служении. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 октября, 2023 23 апреля, 2023 17 апреля, 2023 16 апреля, 2023 16 апреля, 2023 15 апреля, 2023 15 апреля, 2023 15 апреля, 2023 13 апреля, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-pozdra...

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» 1 июня, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь», которая является второй в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Обетование «ибо они Бога узрят» заставляет прежде всего вспомнить целую серию библейских текстов, в которых говорится о боговидении. С одной стороны, и в Ветхом, и в Новом Заветах мы встречаем настойчивые утверждения о том, что видение Бога невозможно для человека. Когда Моисей поднимается на гору Синай, Бог обещает провести пред ним всю славу свою, но при этом объявляет: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20–21). По словам апостола Павла, Бога « никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:16). Утверждение о том, что Бога не видел никто никогда, дважды встречается в корпусе Иоанновых писаний (Ин. 1:18; 1 Ин. 4:12). С другой стороны, некоторые тексты говорят о возможности видения Бога. Иаков, боровшийся с Богом, восклицает: «Я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт. 32:30). Иов выражает надежду на то, что увидит Бога своими глазами: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19:25–27). О видении Бога в будущей жизни говорят апостолы Иоанн и Павел (1 Ин. 3:2; 1 Кор. 13:12). Рембрандт Харменс ван Рейн. Иаков борется с Ангелом Изначальный парадокс темы боговидения ярко выражен Григорием Нисским в толковании на шестую заповедь Блаженства: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Тем, кто очистил сердце, обещано, что они увидят Бога. Но «Бога не видел никто никогда» , как говорит великий Иоанн (Ин. 1:18). А возвышенный ум Павла подтверждает это заключение, когда говорит: «Которого никто из человек не видел и видеть не может » (1 Тим. 6:16)… Всякая возможность постижения отнята этим четким отрицанием: «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20). И тем не менее в видении Господа и заключена вечная жизнь… Видишь ли смятение души, которая увлечена в глубины, открывающиеся в этих словах? Если Бог есть жизнь, то человек, который не видит Его, не видит жизни. С другой стороны, боговдохновенные пророки и апостолы свидетельствуют, что Бога видеть невозможно. К чему же обратиться человеческой надежде? В святоотеческой литературе встречаются различные подходы к парадоксу «видимый — невидимый» .

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Не так давно я вдруг поняла, чего не хватает мне самой и, не побоюсь столь дерзкого утверждения, многим христианам сегодня. Впрочем, этого не хватало нам всегда, за исключением разве что апостольского века. Не хватало в силу падшей человеческой природы, в силу греха нашего… В достатке это оказывалось у святых, у преподобных – оттого-то и выделяются они так на нашем общем фоне: светлые на полутемном. И мы, подчас безотчетно, как вечерние бабочки, стремимся из своего сумрака на их невечерний свет. Это свет неотмирности. Той самой, о которой Сам Спаситель сказал: «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18, 36). Значит, граждане этого Царства призваны быть «не от мира». Но что значит быть «не от мира»? Не замечать происходящего в мире, не реагировать на это, будучи во власти иных, «высших», «духовных» процессов? Не чувствовать ответственности за близких, за дом, за быт, потому что это «на самом деле неважно»? Многие ведь так и понимают: не раз приходилось слышать, что религия есть своего рода дезертирство – уход от реальности и ответственности «в иные миры». Но Христос от современной Ему реальности никуда не уходил и не уводил никого. Он, выражаясь сегодняшним языком, был в курсе всех проблем и бед Своего народа, и ни о чем из происходящего не сказал: «Это неважно» или «это не стоит Моего внимания». Христос сострадал людям, Он приходил им на помощь. Апостолы вслед за Ним учат нас вовремя замечать беду ближнего, сострадать и помогать ему. Они учат нас жить в реальном мире, трудиться в нем, нести в этот помраченный мир свет любви, врачевать, насколько это в наших силах, хотя бы некоторые из его ран. Быть не от мира – это о другом. Продолжим вышеприведенную цитату: «…если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда…» (Ин. 18, 36). Это диалог арестованного, связанного Христа и Понтия Пилата в претории. По сути, это ответ Узника на вопрос прокуратора: «Ты Царь Иудейский?» (Ин. 18, 33). Он Царь, но причина тому, что Он Царь, – не здесь, не на земле. Поэтому Ему нет смысла защищать Свое Царство земными средствами.

http://pravoslavie.ru/159364.html

Архив Пн Слово архимандрита Серафима (Домнина) при наречении во епископа Кузнецкого и Никольского 31 августа 2012 г. 18:20 31 августа 2012 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Серафима (Домнина) во епископа Кузнецкого и Никольского. При наречении архимандрит Серафим обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыко и милостивый Отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архиереи Церкви Христовой! Определением Священного Синода избран я на великое и ответственное епископское служение в родном для меня Пензенском крае. Со страхом и духовным трепетом вступаю я на эту стезю, так как небезызвестны мне обязанности епископа и сопряженные с этим саном скорби. Лишь далекие от Церкви люди видят в этом сане удовлетворение человеческого тщеславия. Какое неведение подвига епископского служения, стократ превосходящего испытания священства, которое, однако, святыми отцами именуется добровольным мученичеством! Сегодня как никогда дух, враждебный Церкви и Российскому государству, настолько силен, что епископы обречены на неустанную многостороннюю борьбу и глубокую душевную скорбь. Не епископам ли прежде всех сказал Иисус Христос в лице Своих апостолов: «В мире скорбни будете» (Ин. 16:33), «якоже от мира несте, но Аз избрал вы от мира, сего ради ненавидит вас мир» (Ин. 15:19)? Но утешают меня слова преподобного Варсонофия Великого, сказанные им пресвитеру, избранному на епископство и желавшему получить его назидания. Святой старец, напомнив ему о приобретенном опыте в пресвитерстве, говорил, что только Бог, богатый милостию, по Своей великой любви нас, мертвых прегрешениями, оживотворяет во Христе, обновляет, очищает и спасает Своею благодатию; Сам избирает и призывает, ниспосылая в свое время духовные дарования, ибо «не может человек приимати ничесоже, аще не будет дано ему с небесе» (Ин. 3:27). Посему и я верю, что может сила Божия в немощи совершиться (см. 2 Кор. 12:9).

http://patriarchia.ru/db/text/2439450.ht...

18 января 2019 года. Филимонковское. Настоятель храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» иерей Вадим Королев освящает воду в купели в крещенскую ночь. Фото: Владимир Смоляков Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение. (Тропарь Крещения Господня) Возлюбленные верующие! Милостью и щедротами Божиими мы и в этом году достигли светозарнейшего праздника Крещения Господня. Этот святой и великий праздник называется также Богоявлением, или Епифанией. Но почему же он называется не Рождеством Господа, Его явлением, а Крещением Господним? Это четко и ясно объясняет божественный отец Иоанн Златоуст, говоря, что Христос стал известным для всех не когда родился, а когда крестился. О том же, что многие не знали Его и не ведали, Кто Он, послушаем Крестителя Иоанна, который говорит: «стоит среди вас Некто , Которого вы не знаете» (Ин. 1: 26). Христос стал известным для всех не когда родился, а когда крестился Да что нам удивляться, что Его не знали другие, когда сам Креститель не знал Его до этого дня? Ибо он говорит: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1: 33). А коль скоро мы показали, что Крещение Господне называется также и Богоявлением, следует знать, что явлений Господних всего два. Вот что говорит святой Иоанн Златоуст в этом отношении: «Необходимо показать любви вашей, что явление Господа не одно, есть два явления. Одно – это нынешнее, совершившееся при Крещении, а второе – то, которое приидет и совершится с великой славой при кончине мира». Сегодня мы слышали великого апостола Павла, говорящего об обоих явлениях Господа в Послании к Титу. О нынешнем явлении он говорит: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит. 2: 11–12). А о грядущем говорит: «ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2: 13).

http://pravoslavie.ru/158250.html

«Помня слова Спасителя: Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел (Ин. 15:18), наш Антиохийский Престол уверен в том, что Святая Русская Церковь под водительством ее яркого Предстоятеля и проповедника слова Божьего выдержит это очередное испытание и выйдет из него с великой победой, ибо Господь наш Иисус Христос сказал: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: ибо Я победил мир (Ин.16:33).», — говорится в заключение поступившего послания. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою У представник Церкви взяв участь у свята за календарем X у зв " язку з терористичним актом у «Крокус та звернення] Завершилося перебування голови церковних зв " Московського у Розпочалася робоча голови церковних зв " Московського до У спецслужби провели обшук у Церкви, який захистом прав напряму допомоги бездомним Синодального з виступив на ради при уповноваженому з прав людини в Вийшли два про порушення свободи у з 2020 року Влада приховати факти порушення прав Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами Церква – права людини –   новини Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Предстоятель Церкви закликав молитися про православних зазнають Православна Церква в небаченого та насильства та поховання Болгарського Начальник в день його Завершилося перебування Предстоятеля Церкви в Кирил: Руська та Сербська Церкви можуть внесок у що у "   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил звершив освячення Володимирського храму в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2609555...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- 2Кор.4:13-18 Ев.- Мф.24:27-33,42-51 свт.: Лит.: Ап.- Евр.7:26-8:2 Ев.- Лк.6:17-23 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. священномученику Евтихию, ученику апостола Иоанна Богослова Тропарь священномученику Евтихию, ученику апостола Иоанна Богослова, глас 4 И нравом причастник,/и престолом наместник апостолом быв,/деяния обрел еси, Богодохновенне,/в видения восход,/сего ради, слово истины исправляя,/и веры ради пострадал еси даже до крове,/священномучениче Евтихе,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Кондак священномученику Евтихию, ученику апостола Иоанна Богослова, глас 3 Апостолов сопрестольник/и святителей красота быв, Евтихие,/мученически прославился еси,/просиял еси, яко солнце, всех просвещая,/и разорил еси безбожия нощь глубокую,/сего ради тя почитаем,//яко Божественнаго воистинну священнотаинника Христова. святителю Петру, митрополиту Московскому, всея Руси чудотворцу Тропарь святителю Петру, митрополиту Московскому, всея Руси чудотворцу, глас 4 Яже прежде безплодная земле,/ныне веселися:/се бо Христос светильника в тебе показа,/яве сияюща в мире,/и исцелевающа недуги и болезни наша./Сего ради ликуй и веселися со дерзновением://святитель бо есть Вышняго сия соделоваяй. Ин тропарь святителю Петру, митрополиту Московскому, всея Руси чудотворцу, на перенесение мощей, глас 4 Наста днесь всечестный праздник/пренесения честных мощей твоих, святителю Петре,/веселя изрядно твое стадо,/и верное отечество, и люди,/о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу,/еже от Него дарованней ти пастве сохранитися от враг ненаветованней//и спастися душам нашим. Ин тропарь святителю Петру, митрополиту Московскому, всея Руси чудотворцу, глас 8

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-09-...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Мефодию (Кондратьеву), епископу Каменскому и Алапаевскому 25 января 2014 г. 16:19 25 января 2014 года, в день памяти мученицы Татианы, за Божественной литургией в храме святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию  архимандрита Мефодия (Кондратьева) во епископа Каменского и Алапаевского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Мефодия на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Мефодий! К тебе, пережившему ныне опыт личной Пятидесятницы, обращено мое слово, к тебе, облеченному силою свыше и получившему великий дар епископства, — мое приветствие, к тебе, облаченному в архиерейскую мантию и предстоящему в сей священный час пред Господом и нами, — мое свидетельство о правде Божией. Промыслом Вседержителя, избранием и искусом Священного Синода, по молитвам Церкви Христовой во время совершения таинства хиротонии на тебя снизошла благодать Святого Духа. Сим тайнодействием ты сопричтен к сонму епископов, а это значит, что тебе дарована высшая иерархическая власть вкупе с огромной ответственностью за вверяемый церковный удел. Будь достоин сего жребия, всей своей последующей жизнью и деяниями стремись оправдать доверие Священноначалия и не посрамить чести воспринятого сана. Будь готов исполнить любое послушание Церкви. Какие бы трудности и испытания ни встретились на твоем архипастырском пути, храни верность Христу даже до смерти (см. Флп. 2:8), а также присяге, данной тобою сегодня перед лицом Церкви земной и небесной. Как некогда апостолов, так ныне и тебя призвал Господь на особое служение. И как им, так и тебе Он не обещает ни комфорта, ни славы, ни богатства. Напротив, Он говорит: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел… если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:18, 20). «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).

http://patriarchia.ru/db/text/3537518.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010