4.12. Синайское богоявление Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Моисей, получив такие возвышенные откровения, начинает просить: «итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих» (Исх. 33:13). «[Моисей] сказал: покажи мне славу Твою. И сказал [Господь]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо» (Исх. 33:18-23). В церковнославянском тексте «... и тогда узриши задняя Моя: лице же Мое не явится тебе» (Исх. 33:23). Этот текст противоречит нашим представлениям о Боге: руки, лицо, сзади, – что это? Как это понимать в приложении к Богу? Буквальное прочтение этого отрывка совершенно для нас невозможно. Но для нас возможно духовное понимание. Где и каким образом может человек встретиться с Богом? В какой скале? Образ камня нам уже встречался и в истории Иакова, и в истории странствия по пустыне. И вот святитель Григорий Нисский, на которого я многократно ссылался, говорит о том, что именно Христос есть то «место», где происходит встреча человека с Богом. Христос есть Тот, через Кого открывается Бог человеку. Евангелие от Иоанна говорит нам о том, что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Современный греческий богослов митрополит Иерофей (Влахос) в духе святоотеческой традиции пишет, что «ветхозаветные откровения Бога являлись откровениями Второго Лица Святой Троицы – бесплотного Бога Слова. Поскольку же явление Слова не происходит независимо от Святого Духа, то бесплотное Слово являл пророкам именно Святой Дух. Через Него открывалось и совершение грядущих таинств» c. 367].

http://sedmitza.ru/lib/text/430946/

Скачать epub pdf О ЦАРСТВЕ ХРИСТОВОМ «Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, Отца Его. И будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца» ( Лк. 1:32–33 ). Как часто слышим ныне такие речи... Почему христианская вера не имеет всеобщего распространения? Отчего не все люди веруют в Бога? Среди людей нет любви и правды, а напротив злоба и обман. Вместо святости – видим разврат, вместо смирения – наглые кощунства. А ведь Христос Спаситель и Бог давно уже сошел на землю, принес людям Свое божественное, светлое и прекрасное учение ( 1Ин. 5:20 ), создал на земле Церковь свою ( Мф. 16:18 ) и положил в нее, как в некую сокровищницу все нужное для святой христианской жизни – благодатные силы ( 2Пет. 1:3 ). И тысячи и даже миллионы верующих ежедневно молятся: «Да прииде царствие твое...» Где же это царство Христово? Когда же наступит тот золотой период на земле, когда, по слову пророческому «волк будет жить вместе с ягненком, а барс будет лежать вместе с козленком, и телок и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею и детеныши будут лежать вместе, и лев как вол будет есть солому. И младенец будет лежать над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змея. Не будет дела зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» ( Ис. 11:6–9 ). Еще пророк Даниил предсказал, что «Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу: оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» ( Дан. 2:44 ). А святой Архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве Марии, что Сын Ея будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца ( Лк. 1:33 ). Что же это за Царство Христово?... Это не земное, с обычными внешними распорядками царство. Царство Мое не от мира сего, сказал Спаситель Пилату ( Ин. 18:36 ). Царство Христово – это внутреннее, благодатно-мирное настроение души веруюшей.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

§ 59. Царское служение И. Христа. Власть, над природою. Сошествие во ад. Воскресение из мертвых. Вознесение на небо. Значение Его воскресения и вознесения в деле нашего искупления Как пророк, Господь И. Христос возвестивший нам тайну спасения; как первосвященник, совершил наше спасение, заслужив для нас царство небесное и вечное блаженство. Но при том и другом служении необходимо еще было Ему иметь могущество царя, чтобы совершить ряд знамений и чудес, – без чего люди не могли бы уверовать в Него, чтобы действительно разрушить область диавола – ад, действительно победил смерть и отверз нам вход в царство небесное. Потому-то нашему Искупителю предопределено было, вместе с служениями пророческим и первосвященническим, еще третье служение – царское. Истина царского служения нашего Спасителя весьма ясно засвидетельствована в слове Божием. Царю Давиду было обещано, что потомок Его – Мессия – посажен будет на престоле его, и царство Его будет продолжаться во веки ( 2Цар.7:12:19 ). То же самое утверждается в новом завете. Ангел говорит пресвятой Деве, что Сын Её «воцарится в дому Иаковли во веки и царствию Его не будет конца» ( Лк.1:33 ). Христос был царем и имел царскую власть во дни Своего уничижения. Он Сам усвоял Себе имя царя, как видно из обвинения, возведенного на Него иудеями ( Мф. 27:11–37 ; Мк.15:1:31 ), и как, действительно, Он подтвердил то пред Пилатом ( Ин.18:37 ). Свою царскую власть Господь Иисус проявлял над природою. Так, Он претворил воду в вино ( Ин.2:1:11 ), ходил по водам ( Мф. 14:26 ), одним словом укротил бурю морскую ( Лк.8:24 ), одним словом или одним прикосновением Своим исцелял всякие болезни ( Мф.9: 20 –23;14:35:36 ), давал зрение слепым ( Мк.10:46–52 ), слух глухим, язык немым ( Мф.9:32–35; 12:22 . Лк.11:14 ) и проч. Проявлял власть над силами ада, это во всех тех многочисленных случаях, когда одним повелением Своим изгонял духов нечистых из людей ( Мк.1:25; 5:8; 9:25 ), и когда сами бесы, узнавая в Нем Сына Божия, трепетали Его могущества и власти над ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Письмо 36 Достопочтеннейшая о Господе В. Н! Всякому благому делу или предыдет, или последует искушение; а без того оное и прочно быть не может. Также вера и любовь к Богу противными искушаются. Вы пишете, что, по возвращении Вашем, случились Вам неприятности: препятствие от маменьки Вашей на вступление в монастырь, от чего Вы скорбите, и все находитесь в слезах. Из сего замечайте, что сему благому Вашему предприятию есть искушение: точно ли Вы ищете истинное, а не ложное, желание поступить в монастырь, и уневестить себя Христу. Когда пребудете постоянны в своём намерении, не уклоняясь к светским веселостям и рассеяниям, то Бог, узрев таковое Ваше произвольное желание, и маменьке Вашей возвестит не противоречить и не препятствовать Вашему намерению; да и сами Вы увидите в себе прочность Вашего желания, когда при скорбях и искушениях непоколебимо пребудете в оном. Должны Вы представить себе, что, живши в монастыре, нельзя избежать скорбей, ибо, по учению святых Апостолов: многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие ( Деян.14:42 ), то и не обольщайте себя тем, что можете быть там без скорби; много найдете и в учении Спасителя нашего о скорбях, который Он, яко наследие некое, оставил ученикам Своим: в мире скорбни будете ( Ин.16:33 ), и Сам пострадав, нам оставил образ, да последуем стопам Его. Как мы сказали: и вера Ваша с любовью искушается противными вещами; покажите же твердость и постоянство, и молитесь Господу – устроить о Вас полезное, и укрепить Ваше намерение и произволение. Вы показываете своё малодушие, когда от малых приражений скорбите, и не надеетесь на помощь Божию и о Вас промысел. Что ж касается до мнения светских людей, водимых страстями (что называется мир) о нашем звании, и вменяющих себе в бесчестие, когда ближние их вступают в монастырь, то мы на сие имеем учение пресладчайших уст Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа: аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде. Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: яко же от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир ( Ин.15:18, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Самаряне Самаряне в НЗ – это народ, возникший в результате этнич. смешения евреев, населявших Северное, т.е. Израильское, царство, с переселенцами из разных областей ассир. империи ( 4Цар. 17:24 ; 1Езд. 4:9.10 ), которые заселили города Самарии, после того как израильтяне были уведены в плен. По приказу ассир. царя один из плененных священников был возвращен в Самарию, чтобы учить языч. переселенцев бояться и почитать Господа ( 4Цар. 17:27 ), при этом от них не требовали отказаться от их прежних богов. Реформа ⇒ Иосии, затронувшая и область прежнего Северного царства, не имела здесь длит. действия. После возвращения евреев из вавил. плена С. выразили желание участвовать в восстановлении Иерусалимского храма, но евреи отказали им в этом ( 1Езд. 4:2 ), вероятно, из-за того, что С. поклонялись идолам и не были чистокровными израильтянами. С этого времени между иудеями и С. началась вражда. С. построили себе храм на горе Гаризим. Когда это произошло, неизвестно; этот храм был разрушен Иоанном Гирканом (⇒ Маккавеи) после смерти Антиоха VII (128 г. до Р.Х.) и с тех пор не восстанавливался. Поскольку С. признавали Пятикнижие Моисея как Свящ. Писание, то в этом храме они, вероятно, поклонялись Господу. Главный спор между евреями и С. во времена Иисуса возник в связи с вопросом о месте, где следовало поклоняться Господу – в Иерусалиме или на горе Гаризим ( Ин. 4:20 ; ср. Лк. 9:25 ), иначе говоря, признавать ли за Иерусалимским храмом право быть единств. святилищем Господа. При всех противоречиях с офиц. иудаизмом С. нередко показывали себя более открытыми для Иисуса и Его вести ( Лк. 17:15.16 ; Ин. 4 ), чем жители других областей; именно среди С. появились первые христиане-неевреи ( Деян. 8:5–25 ; Деян. 9:31 ). Милосердный самарянин в притче Иисуса ( Лк. 10:33–35 ) смог исполнить заповедь любви ( Лев. 19:18 ), т.к. не был, подобно иуд. священнику или левиту, скован заповедями о культовой чистоте ( Лев. 21:1 ) и предписаниями об их исполнении.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. 19 января, ПРАВМИР. Сегодня, 19 января, Русская Церковь празднует Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа или Святое Богоявление. Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника. Библия о Крещении и Богоявлении В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» — исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 января, 2019 18 января, 2018 22 марта, 2024 19 января, 2022

http://pravmir.ru/19-yanvarya-cerkov-pra...

Вопрос: Не могли бы вы объяснить, что понимают под Святым Духом? Отвечает священник Афанасий Гумеров , насельник Сретенского монастыря: Святой Дух – третье Лицо Пресвятой Троицы. «Господь есть Дух» (2 Кор.3:17). О Божестве Его ясно говорится в Священном Писании. Псалмопевец Давид свидетельствует: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев» (2 Цар.23:2-3); «Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому Ты солгал не человекам, а Богу (Деян.5:3-4). Святой апостол Павел говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор.3:16). Святой Дух равен Отцу и Сыну. Спаситель, посылая учеников на проповедь, повелел им: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:19-20). Св. апостол Павел, заканчивая послание, призывает все три Лица Божественной Троицы: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор.13:13). Мир сотворен при деятельном участии всех трех Лиц Пресвятой Троицы: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1:1-2); «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов.33:4). Святой Дух все оживотворяет и освящает: «доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом» (Ис.32:15). «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк.4:18-19); «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:5-6). Св. пророк Исаия называет семь дарований Святого Духа: «и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (11:2-3).

http://pravoslavie.ru/6325.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2008 год Другой народ Евангелие на Литургии в день апостола Стефана. От Матфея, глава 21, стихи 33-42 Союз чудес и притч Притча о злых виноградарях - 14-я из 19-ти, имеющихся у Матфея. Численно они сопоставимы лишь с чудесами, описанными в том же Евангелии - их 20. Такое почти равное соотношение двух граней благовестия Иисуса встречается только у Матфея. Так подчеркивается внутренняя связь между ними и их равноценность в служении Христа Спасителя. Чудеса показывают, что возвещенное пророками мессианское Царство пришло в Нем Самом, а притчи раскрывают весь мыслимый спектр вопросов, касающихся этого Царства, - от Его безальтернативной ценности для человека и до конечных судеб иудаизма, отвергшего Царство. Чудеса являют Царство в народе обетования, притчи - Его актуализируют. Вместе они указывают на Иисуса, в Котором Царство Божие обретает свое окончательное осуществление. Притчи у Матфея Общим знаменателем для всех притч первого Евангелия является доминирование в них темы Царства. Следующая особенность - в его методе. Поучения Иисуса группируются по аналогии сюжетов, благодаря чему выделяется 5 опорных столпов: это Нагорная проповедь (5-7 глл.), отправление 12-ти (10 гл.), притчи (13 гл.), наставления о жизни в общине (18 гл.) и эсхатологические речи (24-25 глл.). В 21-22 глл. имеются три притчи, вторая из которых и есть объект нашего внимания. Рассмотрим ее содержание с учетом главных особенностей, связанных как с подачей данной темы, так и с местом расположения притчи в общей композиции первого Евангелия. Общая направленность притч у Матфея Намерения автора следует искать либо в начале, либо в конце его книги. Точно так же общую направленность притч Матфея можно ощутить, сопоставив первую и последнюю из них. Притчи о доме, построенном на камне или на песке, (7, 24-29) и о суде над народами (25, 31-46) отражают, как и все Евангелие в целом, свершившуюся драму: неприятие Иисуса влечет за собой утерю Израилем своего религиозного статуса, в то время как вера в Иисуса создает новый истинный народ Божий - Церковь.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/35...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Последний Петербургский архипастырь XIX столетия митрополит Палладий (Раев) родился 180 лет назад - 20 июня/12 июля 1827 г. Его отец, священник Иоанн Писарев, служил в селе Ивановское Арзамасского уезда Нижегородской епархии, был небогатым и, как водится, многодетным. Дети духовенства в то время обычно шли по стопам отцов, не имея возможности (а часто и желания) покидать церковный мир, хорошо знакомый им с детства. Юный Павел Писарев тоже к 1848 г. окончил Нижегородское Духовное училище и семинарию. В училище преподавателем был его старший брат - иеромонах Поликарп, записанный при поступлении под фамилией Раев. Эту же фамилию присвоили и Павлу. Перемена фамилии в те времена не была редкостью. Кто знает, что повлияло на выбор брата будущего митрополита, но в начале 1840-х годов для сыновей священника Иоанна Писарева фамилия Раев стала родовой. В 1852 г. Павел закончил Казанскую Духовную академию и начал служить преподавателем логики и психологии Нижегородской Духовной семинарии. Спустя четыре года женился на дочери нижегородского кафедрального протоиерея, 15 августа 1856 г. принял сан. У него родилось двое детей. Казалось, жизнь наладилась и вошла в нормальное русло. Все изменилось в 1860 г., после смерти жены. 33-летний вдовец оказался перед выбором: продолжать ли жизнь белого священника или согласиться на предложение духовного начальства принять постриг? Он выбрал последнее и 15 января 1861 г. стал иеромонахом Палладием. Уже в марте о. Палладий - инспектор семинарии, а 18 февраля 1862 г. - архимандрит. Его замечают, оценивают и переводят в столицу. В Петербурге о. Палладий становится ректором семинарии, его назначают помощником главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях, членом конференции Духовной академии. В императорской России XIX века подобные быстрые перемещения были ясным свидетельством скорой епископской хиротонии, которая и была проведена в 1866 г.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/7/16...

Поздравление митрополита Тихона (Шевкунова) читателей «Вольного Странника» с Рождеством Христовым Главный редактор издательства Псково-Печерского монастыря митрополит Тихон (Шевкунов) поздравил читателей со светлым праздником Рождества Христова. Рейтинг: 9.8 Голосов: 484 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Татьяна 11 января 2021, 11:33 Спаси ,Господи,Вас Владыко Тихон и всю вашу братью. Уже почти год как на весь мир обрушилась смертельная зараза. И сейчас у нас нет такой возможности часто посещать храмы. Я постоянно передаю записки в ваш монастырь о здравии и об упокоении. Всегда знаю, что все будет исполнено и Господь не оставит нас благодаря вашему участию. Спасибо всем вам за вашу службу и ваши молитвы. Сергиево Посадский район, г. Хотьково. Галина И. 10 января 2021, 10:17 Драгоценный Владыка, мира и радости Вам во Святом Духе на многие лета! Берегите себя Христа ради, мы Вас любим! " Будешь ли переходить через воды, Я с тобою,- через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламень не опалит тебя " (Ис. 43,2)! С праздником и попразднством Рождества Христова Вас и всех Ваших сподвижников на ниве Божией, на передовой духовного фронта! " Я дам им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей " (Ин. 10,28). Ну а нам дай Бог не сломаться, не выйти из убежища Его и не сказать: " Вот я, Господи,...пошли другого! " (Исх.3-4). Претерпевши все, да будем радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения нашего! анна 8 января 2021, 17:45 Спаси Господи владыку Тихона за Веру, Надежду и Любовь!!! рб. МАРИНА 8 января 2021, 08:16 СПАСИ ГОСПОДИ ВЛАДЫКУ ТИХОНА И ВСЕХ ЕГО ПОМОЩНИКОВ И СОРАТНИКОВ ! ПУСТЬ НЕ ОСКУДЕВАЕТ В СЕРДЦАХ ЛЮДСКИХ ЛЮБОВЬ !!!! галина гурьевна 7 января 2021, 19:48 Спаси Господи, дорогой Владыка за жизнеутверждающее поздравление. Вашему рыжему " Владыке " привет от кошачьих послушников. рБ Марина 7 января 2021, 18:45 СПАСИ ГОСПОДИ ВЛАДЫКА ТИХОН!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!!

http://pravoslavie.ru/136610.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010